Изменились правила продажи алкоголя: Что нужно знать продавцам и покупателям

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменились правила продажи алкоголя: Что нужно знать продавцам и покупателям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Это, пожалуй, самая важная информация, с которой стоит ознакомиться перед организацией торговли пивом. Учитывая, что пиво – это алкогольный напиток, понятно, что оно не должно быть доступным в любом месте и время.

Какой штраф за продажу алкоголя без лицензии

Как только нарушение зафиксировано, в дело вступают штрафные санкции. Штраф за продажу алкоголя без лицензии будет назначен в зависимости от того, какое нарушение выявлено. В целом же штрафы оговорены в части 3 статьи 14.17 КоАП:

  • от 500 000 ₽ до 1 000 000 ₽ с конфискацией — для должностных лиц;
  • не более 1/5 совокупного размера выручки (не оборота!) за год с конфискацией продукции (в случае продавца или импортёра) и оборудования (в случае производителя).

Большинство продавцов и производителей алкогольной продукции работают легально, с лицензией. Однако зачастую и у них могут обнаружить нарушения, приводящие к штрафу или другим наказаниям.

Пример: на этикетке нет информации о том, что алкоголь опасен для здоровья — это одно из лицензионных требований, а его отсутствие подпадает под админответственность по ч. 1. ст. 18 КоАП.

Штраф за подобные нарушения может составлять от 100 до 150 тысяч рублей.

Перспективы новых законопроектов об алкоголе

В этой сфере всегда будут кипеть жаркие споры. Например, планируется:

  1. Минпромторг выступил с предложением сделать небольшие послабления для торговых точек, которые реализуют спиртное не выше 12 градусов.
  2. Вполне вероятно, что начнет действовать запрет на продажу алкоголя в бутылках ёмкостью 0,5 литра из пластика. Это заметно ограничит потенциал продажи пива, недорого вина, различных коктейлей и тд. Это идея принадлежит группе депутатов «Единой России». Законопроект рассматривается текущей осенью.

Но пока, эти законопроекты не проходят из-за небольшого количества голосов. Когда они будут приняты пока неизвестно.

Статья 16. Особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции

1. Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина, произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляются организациями.

Розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями.

Крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица и индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляют розничную продажу произведенных ими вина, игристого вина.

2. Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются:

1) в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении, распоряжении и (или) пользовании:

образовательных организаций;

индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) организаций, осуществляющих обучение;

юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области культуры.

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, указанный в настоящем подпункте, действует в отношении зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для непосредственного осуществления соответствующих видов деятельности;

2) на спортивных сооружениях, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке;

3) на оптовых и розничных рынках;

4) на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;

Читайте также:  МИНИМАЛЬНУЮ ЗАРПЛАТУ ХОТЯТ ПОДНЯТЬ В БЕЛАРУСИ С 1 ЯНВАРЯ 2023 ГОДА

5) на боевых позициях войск, полигонах, узлах связи, в расположении воинских частей, на специальных технологических комплексах, в зданиях и сооружениях, предназначенных для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружения, а также в зданиях и сооружениях производственных и научно-исследовательских организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации;

6) на вокзалах, в аэропортах;

7) в местах нахождения источников повышенной опасности, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

8) в местах массового скопления граждан в период проведения публичных мероприятий, организуемых в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», и на прилегающих к таким местам территориях, границы которых устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при согласовании проведения таких мероприятий;

9) в нестационарных торговых объектах, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

10) на территориях, прилегающих:

к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования);

к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних;

к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;

к спортивным сооружениям, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке;

к местам, указанным в подпунктах 5 — 7 настоящего пункта.

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленный абзацами вторым — четвертым настоящего подпункта, распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых непосредственно осуществляются соответствующие виды деятельности;

11) несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

12) без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без указания в документах, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сведений о сертификатах соответствия или декларациях о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, без соблюдения требований к розничной продаже винодельческой продукции, установленных законодательством о виноградарстве и виноделии;

13) без предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения по перечню, утвержденному федеральным органом по контролю и надзору, о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона;

14) дистанционным способом;

15) в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров.

2.1. Ограничения, установленные настоящей статьей, распространяются на безвозмездную раздачу образцов винодельческой продукции для дегустации винодельческой продукции, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Как открыть магазин алкогольной продукции – требования к помещению и оснащению

Выбирая место для размещения магазина, следует учитывать, что продавать алкоголь на территории детских, образовательных, медицинских учреждений, а также в непосредственной близости к этим объектам запрещено. Нельзя реализовать алкогольную продукцию в аэропортах, на вокзалах, на рынках, в зданиях организаций культуры и т. д. Относительно площади и проектных данных помещений для продажи алкоголя установлены следующие требования:

  • Если вы планируете запуститься в городе, то торговая точка должна быть стационарной, иметь складское и торговое помещение общей квадратурой от 50 кв.м
  • Если продажа будет осуществляться в сельской местности, то складские и торговые помещения стационарного объекта торговли в совокупности должны иметь площадь не менее 25 кв.м

Расчеты для бизнес-плана

Составляя бизнес-план алкогольного бизнеса для розничного магазина, необходимо учитывать объем первоначальных затрат, сумму ежемесячных расходов и составить прогноз возможной выручки, чтобы определить, насколько выгодно содержать такой объект. Капитальные расходы представлены в виде таблицы:

Расходы Сумма, руб.
Регистрация юр. лица в налоговой от 4 000
Госпошлина за оформление лицензии от 65 000
Расходы на сбор и оформление всевозможной документации от 50 000
Покупка торгового, складского и офисного оборудования от 350 000
Формирование товарного запаса от 1 500 000
Итого 1 969 000

Законодательное регулирование

Процесс продажи алкоголя регулируется законом ФЗ №171, причем в него регулярно вносятся многочисленные поправки. В начале 2018 года продавцы были оповещены об ужесточении процесса реализации алкоголя. Касаются изменения не только торговых заведений, но и производителей.

С 1 января 2018 года начался специальный льготный период, в течение которого все производители и продавцы алкоголя должны внести многочисленные корректировки в свой бизнес, чтобы он соответствовал требованиям закона. Такая отсрочка длится в течение полугода, после чего будут подвергаться организации жестким проверкам, основной целью которых будет выступать выявление нарушений. Закон о продаже алкогольной продукции предусматривает, что с 1 июля 2018 года будут применяться разные санкции к нарушителям.

Перечень документов для получения лицензии на розничную реализацию алкогольной продукции

  1. заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, адреса его электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, наименования банка и номера расчетного счета в банке, лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, вида продукции (в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона), срока, на который испрашивается лицензия;

  2. копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов в случае, если копии документов не заверены нотариусом);
  3. копия документа о государственной регистрации организации ‒ юридического лица. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о соискателе лицензии в единый государственный реестр юридических лиц;

  4. копия документа о постановке организации на учет в налоговом органе. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предоставляет сведения, подтверждающие факт постановки соискателя лицензии на налоговый учет;

  5. копия документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии. В случае, если копия указанного документа не представлена заявителем, лицензирующий орган проверяет факт уплаты заявителем государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах; Пошлина 2600 руб.

  6. документ, подтверждающий наличие у заявителя уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона;
  7. документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. В случае, если указанные документы, относящиеся к объектам недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

  8. Лицензия получается в Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка.

Время продажи алкоголя в отдельных регионах РФ

Как показывает практика, власти многих субъектов РФ установили дополнительные временные рамки ограничений продажи алкоголя. С чем связаны дополнительные ограничения (помимо условных благих намерений) и конкретизация их рамок в зависимости от региона не вполне ясно. Рассмотрим время продажи алкоголя в регионах России на конкретных примерах.

В частности, продажа алкоголя запрещена:

  • в Санкт-Петербурге с 22.00 до 11.00;
  • в Ленинградской области с 22.00 до 09.00;
  • в Краснодарском крае 22:00 до 11:00;
  • в Республике Крым с 23.00 до 11.00;
  • в Новосибирской области с 22.00 до 09.00;
  • в Тверской области с 22.00 до 10.00;
  • в Республика Саха (Якутия) с 20:00 до 14:00.

В Москве и Московской области дополнительных временных ограничений (кроме федеральных) не установлено.

Что такое общественный контроль с точки зрения закона

Согласно положениям федерального закона «Об основах общественного контроля», общественный контроль – деятельность субъектов общественного контроля (различных организаций), осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Торговая деятельность отдельно взятого магазина, или даже целой сети магазинов, в том числе в сфере реализации алкогольной продукции, никак не подпадают под направления общественного контроля.

Законодательное регулирование

Процесс продажи алкоголя регулируется законом ФЗ №171, причем в него регулярно вносятся многочисленные поправки. В начале 2018 года продавцы были оповещены об ужесточении процесса реализации алкоголя. Касаются изменения не только торговых заведений, но и производителей.

Читайте также:  Порядок расторжения брака через ЗАГС и суд

С 1 января 2018 года начался специальный льготный период, в течение которого все производители и продавцы алкоголя должны внести многочисленные корректировки в свой бизнес, чтобы он соответствовал требованиям закона. Такая отсрочка длится в течение полугода, после чего будут подвергаться организации жестким проверкам, основной целью которых будет выступать выявление нарушений. Закон о продаже алкогольной продукции предусматривает, что с 1 июля 2018 года будут применяться разные санкции к нарушителям.

Многочисленные изменения скажутся не только на предпринимателях, но и на непосредственных потребителях. Основной целью введения изменений выступает борьба с нелегальным созданием спиртных напитков. Дополнительно будет создана прозрачная и понятная система, позволяющая контролировать производство алкоголя и его продажу. При этом ожидается повышение стоимости продукции, что положительно скажется на борьбе с алкоголизмом.

Последние изменения в законе о торговле алкоголем

Настоящий Федеральный Закон действует с 1995 года. С момента его издания он претерпел внесение множества изменений, дополнений и поправок. Последняя редакция законодательного акта приходится на 3 июля 2016 года.

Статья 8 Федерального Закона № 171

Данная статья описывает принципы пользования специальным оборудованием для изготовления и сбыта этилового спирта. 1-ый пункт настоящей статьи гласит, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, фермерские хозяйства обязаны иметь сертификат на используемое ими оборудование. 2-ой пункт гласит, что все используемое оборудование должно быть оснащено датчиками измерения для учета концентрации спирта в продукции. Пункт 2.1 (в этом пункте в 2016 году было сделано дополнение в виде подпункта 3) гласит о том, что все специальное оборудование должно быть оснащено средствами фиксации и передачи данных в единую государственную автоматизированную информационную систему.

Федеральный закон о местах реализации спиртосодержащих напитков

Федеральное законодательство регламентирует не только время реализации спиртного, но и требования к торговым точкам. Народные избранники при помощи принятия нормативных актов пытаются взять под контроль употребление гражданами вино-водочной продукции.

Внесенными поправками регулируется вопрос продажи напитков во время массовых мероприятий. В местах массового скопления граждан торговые точки по продаже спиртного закрывают за 2 часа до начала, а открывают через 1 час после окончания собрания.

Ограничение касается не только зоны с большим количеством граждан, но и находящихся рядом магазинов. Правительство страны закрепило перечень зон, где торговля спиртным незаконна в любое время и день недели.

Неустойка по защите прав потребителей.

Это делать запрещено на следующих территориях:

  • площади колхозных и иных рынков, где осуществляется оптовая и розничная торговля,
  • стратегические и военные объекты,
  • стадионы, лыжные базы и другие спортивные объекты,
  • ж/д, авиа-, речные и автовокзалы,
  • промышленные объекты, в т. ч. потенциально опасные для окружающих,
  • места, где собирается большое количество (свыше ста человек) народа (демонстрации, митинги и пр.),
  • на определенном расстоянии от образовательных учреждений (дошкольных, школьных и профессиональных),
  • учреждения здравоохранения, в т. ч. использующиеся для санаторно-курортного лечения.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать расстояние вокруг указанных мест, где вводится режим запрета на торговлю «горячительными» напитками. Предполагается, что с принятыми по данному вопросу решениями заинтересованные лица смогут ознакомиться на официальных сайтах муниципальных образований.

Здесь же могут быть выложены схематические обозначения границ и местонахождение ближайших мест торговли.

По ряду вопросов, связанных с ограничительным законопроектом, Верховный суд вынес прецедентные решения:

  • запрещена реализация спиртного в магазинах, если вход в помещение осуществляется со стороны детской площадки, а само оно находится на первом этаже МКД,
  • запрещена продажа алкоголя в лесопарковой зоне и скверах, где горожане отдыхают и занимаются спортом. Решение не относится к общепиту, где употребление напитков осуществляется без права выноса,
  • кафе и рестораны, торгующие крепкими напитками, обязаны иметь не менее 6 столиков для посетителей, расположенных в закрытом помещении. Употребить приобретенную продукцию посетители обязаны, не выходя за пределы точки общественного питания.

Со скольки лет можно приобрести спиртное

Не всегда с первого взгляда можно определить возраст человека. Например, отличить семнадцатилетнего подростка от восемнадцатилетнего.

Продавцы в случае сомнения требуют у покупателя спиртных напитков предъявить документ, удостоверяющий личность, поскольку им запрещено отпускать этот товар несовершеннолетним. В случае отказа приобрести пиво, вино, водку и другой алкоголь не получится. Закон в данном случае на стороне продавца, а не покупателя.

Внимание! Вопросы ограничений, касающихся возраста потребителей спиртосодержащей продукции, регламентируются 171 Федеральным законом. В нем есть пункты, гласящие, что приобретение алкоголя лицами, не достигшими 18 лет, не допускается.

Начиная с указанного возраста, гражданин является полностью дееспособным и совершеннолетним, следовательно, имеет право свободно приобретать и употреблять спиртосодержащие напитки.

Некоторые продавцы отказываются отпускать вино-водочную продукцию лицам до 21 года, что является незаконным. Согласно п.1 ст.21 ГК РФ, совершеннолетними являются граждане, достигшие 18 лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *