Нюансы налоговой проверки по НДФЛ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нюансы налоговой проверки по НДФЛ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налоговики действительно проверяют операции по банковским картам физлиц не только в рамках официальных налоговых проверок, но и в рамках стандартного предпроверочного анализа. Для этого разработан специальный программный модуль, который анализирует доходы и расходы налогоплательщиков. Данный модуль сравнивает доходную и расходную часть операций по банковским картам и находит отклонения.

Как оспорить результат проверки

Если в ходе проведения камеральной проверки инспектор выявляет нарушения, то далее он действует следующим образом:

  • в течение 10 дней готовит акт проверки, где отмечает все выявленные нарушения и замечания;

  • после этого в течение 5 рабочих дней отправляет акт налогоплательщику.

В случае согласия с замечаниями, налогоплательщик должен устранить нарушения, уплатить пени, штрафы, недоимку. В противном случае в течение месяца можно подать возражение. У руководителя ИФНС будет 10 рабочих дней для того, чтобы рассмотреть документ и принять решение:

  • привлечь налогоплательщика к ответственности, согласившись с тем, что инспектор не допустил нарушений, сделал правильные замечания и выявил серьезные нарушения;

  • освободить налогоплательщика от ответственности, признав акт проверки недействительным.

Предпроверочный анализ доходов от поступлений на банковские карты физлиц.

Поводом попасть в предпроверочный анализ и вызвать интерес налоговиков может быть что угодно. Например, банк подал сведения о подозрительной активности на счете физлица в связи с Законом № 115 ФЗ «О легализации…». Или человек недавно открыл ИП, или зарегистрировался самозанятым.

Известно, что многие предприниматели регистрируют свой статус, чтобы, наконец, легализоваться. Но, при этом, многие не берут во внимание, что деятельность, которую они вели ранее может быть истолкована, как «незаконная предпринимательская деятельность». Поэтому вывод один! Были налогооблагаемые доходы по банковским картам до регистрации статуса ИП или самозанятого – заплатите налоги, регистрируйтесь и спите спокойно! Если этого не сделать, то налоговики помогут начать проверку, даже при отсутствии желания налогоплательщика подавать декларацию.

Налоговое законодательство о проверках

Целью проверок НДФЛ является контроль за соблюдением налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ. Исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются на основании ст. ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога (п. 2 ст. 226 НК РФ). Из названных норм следует, что контролирующие органы будут проверять:

  • порядок определения налоговой базы;
  • правильность применения налоговой ставки;
  • правильность предоставления налоговых вычетов;
  • своевременность и полноту перечисления налога в бюджет.

Напомним, что в силу п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные проверки.

Порядок проведения и особенности камеральных проверок установлены ст. 88 НК РФ, выездных — ст. 89 НК РФ.

Напомним основные моменты, связанные с проведением названных налоговых проверок. Камеральные проверки осуществляются по месту нахождения налогового органа, выездные — на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, она может быть проведена по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Основные отличительные черты камеральной проверки:

  • проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
  • осуществляется на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Могут ли налоговые органы затребовать дополнительные документы при проведении камеральной проверки? Согласно п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 или представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не установлено Налоговым кодексом.

Читайте также:  Конвенция о правах ребенка в картинках (57 фото)

Когда налоговый орган потребует у компании представить документы (информацию)

Начнем с того, что истребование документов при любой налоговой проверке — это стандартная первичная процедура получения налоговым органом базовой информации о финансово-хозяйственной деятельности компании.

Сразу возникает вопрос, а какие документы вправе истребовать налоговый орган, только те, ведение которых предусмотрено Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) и законодательством о бухгалтерском учете или те, ведение которых не является обязательным и не предусмотрено законодательством? Однозначный ответ на данный вопрос не дает даже арбитражная практика.

В идеале любой законопослушный предприниматель должен придерживаться позиции неправомерности истребования налоговым органом документов, не предусмотренных НК РФ и законодательством о бухгалтерском учете. Право обязывать компанию вести те документы, ведение которых не предусмотрено действующим законодательством, у налогового органа отсутствует.

Однако вышеуказанная позиция не абсолютна. В последнее время суды чаще всего стают на сторону налоговых органов, в силу «табуированности» темы налогов в нашем государстве. О последствиях следования такой позиции далее.

На что не имеют права налоговики

Налоговый орган не вправе расширять круг истребуемых документов, который очерчен в соответствующем положении Налогового кодекса РФ.

Региональные и местные власти также не вправе расширять путем принятия нормативных правовых актов круг документов, представляемых для камеральной проверки.

Налоговый орган вправе требовать только те документы, которые непосредственно относятся к предмету проверки. В случае если налогоплательщик не исполнил требование, в котором запрошены дополнительные документы, не относящиеся к вопросам проверки, его нельзя оштрафовать по п. 1 ст. 126 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07).

Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за непредставление документов по п. 1 ст. 126 НК РФ, если они не связаны непосредственно с исчислением проверяемого налога.

По общему правилу, повторно запрашивать документы в ходе камеральной проверки, которые налогоплательщик ранее уже представлял в инспекцию при проведении в отношении него камеральных или выездных налоговых проверок, а также документы, представленные им в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга, запрещен.

Зачастую налоговики формулируют свое требование о представлении документов таким образом, что из него нельзя понять, какие именно документы должны быть представлены, но можно сделать вывод о круге истребуемых документов.

Например, в требовании указано: «Представить документы, подтверждающие право на применение льготы по налогу на имущество организаций в III квартале 2017 г.».

На практике выгоднее обратиться к инспектору за уточнением требования, что бы он конкретизировал какие именно документы его интересуют. Однако не стоит обращаться за разъяснениями, если вы не желаете представлять документы и готовы отстаивать свою позицию в суде. В этом случае ваше обращение просто даст повод налоговикам уточнить требование.

Как представить документы

В законодательстве предусмотрено несколько вариантов представления документов, истребуемых при камеральной налоговой проверке.

Если документы составлены на бумажном носителе, их можно представить:

— в виде заверенных копий, передав в налоговый орган лично или через представителя либо направив по почте заказным письмом;

— в электронной форме в виде электронных образов. Для этого документ, составленный на бумажном носителе, нужно преобразовать в электронную форму путем сканирования с сохранением реквизитов документа. Указанные электронные образы представляются в налоговый орган по форматам, установленным ФНС России, по телекоммуникационным каналам связи.

В случае необходимости, при проведении камеральной налоговой проверки инспектор вправе ознакомиться с подлинниками истребуемых документов.

Минфин России уточняет, что такая необходимость может возникнуть в следующих ситуациях:

— налоговый орган обнаружил несоответствие имеющихся у него сведений тем сведениям, которые представил налогоплательщик;

— необходима сверка представленных копий с соответствующими оригиналами документов.

По общему правилу, налогоплательщик должен представить в налоговый орган документы в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования.

Если требование налоговый орган направил в последние дни камеральной проверки, и вы получили его уже после истечения трехмесячного срока, установленного для ее проведения, то данное требование вы должны исполнить.

Если нет возможности представить истребуемые документы в установленный срок (например, из-за большого объема запрошенных документов) необходимо письменно уведомить об этом проверяющих в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов. В уведомлении нужно объяснить причины, по которым документы невозможно представить в срок, и указать, когда их получится представить.

Запрашивать у компании первичные бухгалтерские документы, не имеющие никакого отношения к формированию налоговой базы, налоговики не имеют права. Это, в частности, любимые ими карточки счетов 60, 62, 76 и т. д. в разрезе контрагентов и договоров.

По этому поводу достаточно судебной практики, одно из последних – постановление АС МО от 09.02.2015 № Ф05-17110/2014.

Я же приведу прямые нормы НК РФ по данному поводу (практически, это готовый текст возражений на запросы налогового органа):

  • налоговый орган вправе истребовать документы, обязанность ведения которых установлена законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • эти документы должны содержать информацию, служащую основанием для исчисления и уплаты налогов (подп. 6 п. 1 ст. 23, подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ);
  • в ст. 126 НК РФ нет упоминания о возможности привлечения к налоговой ответственности за непредставление документов, не предусмотренных налоговым законодательством. Следовательно, при истребовании документов, которые не соответствуют указанным критериям, их представление будет являться правом, а не обязанностью компании (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ);
  • ФНС России указывает, что налоговые органы не вправе истребовать отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами (письмо от 13.09.2012 №АС-4-2/15309@).
Читайте также:  Льготной ипотеки не будет в 2023 году: в каких банках оформить до отмены

Суды также приходят к выводу о том, что истребование бухгалтерских документов, не являющихся первичными, неправомерно. А предъявление штрафных санкций за их непредставление незаконно (в частности, постановление ВС РФ от 09.07.2014 № 46-АД14-15).

Незаконное предпринимательство

Сюда же можно отнести деятельность ФЛ, которую разрешено вести без регистрации, но которая требует сдачи отчетности и уплаты налогов. Это сдача в аренду квартир. Большое количество физлиц сдают свои квартиры и зарабатывают на этом неплохие деньги. Но только 20 процентов таких людей предоставляют декларации и оплачивают налоги.

Как выявляются факты сдачи жилья? Информацию о таких квартирах предоставляют управляющие компании, органы полиции, неравнодушные соседи, сами арендаторы. Управляющие компании получают данные, осуществляя обход домов, на основании жалоб соседей, органы полиции на основании вызовов от самих арендаторов и все тех же соседей. Неравнодушные соседи сами пишут заявления в налоговые инспекции.

Проверка декларации 3-НДФЛ

После того как будет окончен налоговый период, вы обязаны предоставить в ФНС отчет. Также вы имеете право подать декларацию, если хотите получить налоговый вычет.

Одной из возможностей осуществить налоговый контроль в этом случае, является камеральная проверка.

Проверять документацию будут в налоговой, не выезжая непосредственно в вашу компанию.

Проверка длится три месяца, с того момента, как вы предоставите отчет в налоговую инспекцию.

Рассматриваться будет только тот период, за который вы подали документацию, второй раз проверку осуществлять не будут.

После того как вы подадите все необходимые документы и заполненную декларацию, начнется проверка. При этом уведомлять вас о ней никто не будет.

Важно то, что ее могут приостановить, если обнаружат противоречия, ошибки или недочеты разного характера. У вас же специалисты ФНС запросят пояснения либо попросят исправить допущенные ошибки. На это вам дается пятидневный срок.

Вас известят, что процедура проверки прервана одним из следующих вариантов:

  • Вам пришлют требование предоставить определенную документацию;
  • Попросят явиться лично.

Чтобы не допустить возникновения проблем, оставляйте инспектору ваш контактный номер телефона.

Получается, если вы доносили документацию дополнительно, или что-то исправляли, срок проверки увеличивается. На это решение руководителя ФНС не требуется.

После того как проверка декларации будет завершена, развитие событий может быть следующим:

  • Если обнаружены ошибки, нужно будет принести обновленный список документации;
  • Если обнаружены неточности, декларацию нужно будет откорректировать и проверка будет произведена снова;
  • Если ошибок и несоответствий не выявлено, уплаченный налог вам возместят.

Кто принимает решение о проведении выездной проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.

Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.

В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:

  • полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
  • предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Когда надо предоставить декларацию 3-НДФЛ в налоговую инспекцию за 2022 год

Законодательно установлен единый срок предоставления декларации 3-НДФЛ в налоговую инспекцию как для ИП, так и для физических лиц. В 2022 году за 2022 год отчет по форме 3-НДФЛ следует передать до 30.04.2022г. Те, кто не первый год в бизнесе, советуют не ждать последнего дня, а сделать это несколько ранее, что позволит избежать недочетов в составлении декларации и уложиться в установленные сроки сдачи.

Отступление от обозначенных сроков возможно в том случае, если граждане, приняли решение прекратить свою деятельность, которая приносила им доход, не привязываясь к окончанию отчетного года.

Законом предусмотрены 2 срока в зависимости от того, кем является субъект экономической деятельности:

— если свою деятельность решил прекратить ИП или гражданин, занимающийся частной практикой, то в течение 5 дней после окончания своей деятельности он должен направить 3-НДФЛ в налоговую инспекцию;

Читайте также:  Период действия договора купли-продажи ТС в 2022 и 2023 году

— если свою деятельность на территории РФ решил прекратить иностранный гражданин, то он обязан предоставить 3-НДФЛ за один месяц до того, как пересечет границы РФ.

Способы передачи 3-НДФЛ инспекторам налоговой службы:

— традиционно, лично отнести в территориальный орган налоговой инспекции;

— если в этот момент, гражданин находится в другом регионе, то возможно передать по почте в форме заказного письма с уведомлением и вложенной описью передаваемых документов;

— с помощью электронных технологий, передать используя свой «Личный кабинет» в так называемом режиме «он-лайн» на официальном сайте налоговой службы, подписав электронной подписью.

Что влечет за собой игнорирование требований закона по сдаче декларации 3-НДФЛ или несвоевременность ее предоставления

Если ИП не сдал, а также в том случае, если он сдал с опозданием 3-НДФЛ, то он будет оштрафован. Согласно ст. 119 НК РФ размер штрафа равен 5 процентам от той суммы неуплаченного налога в расчете за все месяцы, без учета полный это месяц или нет. В целом величина штрафа имеет предельный размер, она не должна превышать 30 процентов от суммы налога, который не был выплачен. Минимальная сумма штрафа также законодательно установлена и равна 1 тыс. руб.

Например, даже если ИП не получал дохода от своей деятельности в 2022 году, был зарегистрирован на общей системе налогообложения и не предоставил форму 3-НДФЛ без показателей – нулевую, он будет оштрафован на сумму – 1,00 тыс. руб.

Подводя итоги, следует заметить, что подача в налоговую инспекцию в установленные законом сроки декларации 3-НДФЛ позволяет сформировать и получить налоговый вычет, предусмотренный законодательством.

По итогам налоговой проверки инспекторы составляют справку о проведенной ВНП и вручают налогоплательщику. Два месяца займет оформление акта проверки. После вручения акта у вас есть месяц, чтобы подготовить возражения. Как только истечет срок на подачу возражений, налоговый орган может приступить к рассмотрению материалов проверки и принять итоговое решение. Его принимает начальник налогового органа или его заместитель после того, как рассмотрит материалы проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Срок на вынесение решения — 10 рабочих дней.

На рассмотрение материалов вас пригласят. Вы можете принять активное участие в этой процедуре: приводить доводы в свою защиту, представить дополнительные документы и другие доказательства, заявить ходатайство о снижении штрафа (п. п. 2, 4 ст. 101 НК РФ). Руководитель или его заместитель может предпринять меры дополнительного контроля, если решит, что нельзя сделать однозначный вывод о нарушении законодательства. Тогда срок рассмотрения продлят, а итоговое решение примут после проведения мероприятий и оформления нового акта.

Если же руководство ФНС сразу примет окончательное решение, то возможны два варианта:

  • о привлечении к ответственности (если есть основания назначить вам штраф);
  • об отказе в привлечении к ответственности (если нет оснований для штрафа).

Какова ответственность за предоставление поддельной справки

Прежде чем говорить об ответственности за поддельную справку 2 НДФЛ в банк, нужно разобраться, какие действия при ее заполнении относятся к мошенничеству. Здесь два критерия:

  • справка выдана организацией, не являющейся работодателем клиента банка;
  • в ф. 2-НДФЛ завышен доход хозяина справки.

Все остальные ошибки, в том числе и использование справок старого образца, относятся к человеческому фактору, в результате чего на практике допускаются неточности: невнимательность, отсутствие знаний для заполнения такого вида форм и т.д.

При обнаружении липового документа, события могут развиваться в разной плоскости. Все зависит, на какой стадии обнаружен подлог. Если при рассмотрении заявки, то банк может:

  • открыть кредитную линию, но под максимально высокий процент;
  • просто отклонить заявку;
  • отказать в кредите и внести клиента в неофициальный «стоп-лист», что практически всегда означает закрытие доступа к займам во всех крупных банках страны (они обмениваются такого рода информацией).

Иногда пишут, что банки в таких случаях обращаются в суд или полицию. Это не совсем так. Оснований у полиции для открытия уголовного дела нет (против клиента банка), т.к. нет потерпевших. Есть только намерение совершить преступление с использованием мошеннических схем.

А вот в отношении тех, кто выдал или изготовил документ, прокуратура может возбудить уголовное дело по служебному подлогу (ст. 292 УК РФ) или подделке бланков и печатей (ст. 327 часть 3 УК РФ).

Совершенно по-другому могут развиваться события, если кредит или ипотека выданы. Здесь судьба недобросовестного клиента полностью в руках кредитора, т.к. при обращении в полицию мошенникам грозит реальный тюремный срок с возмещением убытков потерпевшей стороне, а при подаче иска – расторжение договора. А если он еще и ипотечный, то с потерей внесенных за квартиру средств и самой квартиры, как залога (ст. 450 ГК РФ). В судебной практике уже имеются прецеденты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *