Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Весогабаритный контроль: как работает и какие существуют проблемы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Штраф за перегруз машины, даже в том случае, если в договоре предусмотрен самовывоз, заплатит продавец или грузоотправитель. Переложить ответственность на покупателя не получится. Перегруз машин может происходить по общей, часто не гласной договоренности между продавцом и покупателем, или по инициативе одной из сторон, которая стремится сэкономить на доставке груза.
Суть спора между продавцом и покупателем
Компании заключили договор поставки на условиях самовывоза со склада продавца. Загрузка автомобиля в машину покупателя осуществлялась силами продавца. Он же значился в товаросопроводительных документах в качестве грузоотправителя. Штраф за перевес, выявленный на весовом контроле, инспектор ГИБДД выписал продавцу.
Продавец обратился в суд с целью переложить штраф на покупателя, который по его мнению предоставил для доставки товара машину, которая не соответствовала весовым параметрам груза. Перевес образовался не по вине продавца.
Судьи с этой логикой не согласились. Они указали, что товар в машину загружал продавец и у него была возможность не перегружать авто. Продавец мог (но не сделал этого) проинформировать покупателя о том, что предоставленная машина не имеет нужно грузоподъёмности и для полной перевозки груза нужно либо предоставить дополнительный автомобиль либо сделать несколько рейсов.
Перегруз — или транспортировка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без оформленного разрешения и наличия специального пропуска в ситуациях, когда получение этих документов обязательно, а также в случаях превышения максимально разрешенной нагрузки на ось транспортного средства, довольно часто приводит водителей и владельцев груза к большим административным штрафам по ст. 12.21.1 КоАП РФ, размер которых достигает 500 000 рублей.
Безусловно, даже одного штрафа за перегруз в 150 000 — 300 000 рублей будет достаточно, чтобы поставить водителя грузового автомобиля в сложную жизненную ситуацию. Одновременно с водителями, административную ответственность за перегруз несут лица ответственные за перевозку, а также те кто осуществлял погрузку груза в транспортное средство.
Следует учитывать, что большинство водителей, перевозчиков и грузоотправителей хоть и являются индивидуальными предпринимателями, но штраф за перегруз они уплачивают как юридические лица.
В 2018 году штраф за перегруз грузового автомобиля остался на прежнем уровне и несмотря на протесты и недовольства перевозчиков, и предпосылок для его снижения не имеется.
Нередко причиной штрафа за перегруз является юридическая неграмотность самого водителя. В результате подавляющее большинство попыток собственными силами решить судебный спор не достигают положительного эффекта.
Таблица допустимых нагрузок
Все колесные транспортные средства делятся на 2 группы:
-
А – могут передвигаться только по автодорогам 1-3 категорий;
-
Б – разрешено движение по любым дорогам РФ.
Расстояние между осями, см |
Предельные нагрузки на каждую ось, в зависимости от группы автомобиля |
|
А |
Б |
|
До 100 |
6 |
4,5 |
100-135 |
7 |
5 |
135-165 |
8 |
5,5 |
165-200 |
9 |
5,7 |
Более 200 |
10 |
6 |
Какой вас ждет штраф за перегруз грузового автомобиля?
В случае, когда грузоотправитель направляет транспортное средство с перегрузом в рейс, не имея специального разрешающего документа, ему сулит штраф. Подобная мера вовсе не является глупостью – таким образом государство пытается снизить аварийность на дорогах, поскольку сверхнормированные нагрузки являются источником неисправностей автомобиля, возникновения повышенной опасности на дороге.
В этой статье вы узнаете, как получить разрешение на «перегруз» и какой штраф вы получите без его наличия.
Штраф за перегруз грузового автомобиля для физических лиц
от 1000 до 10 000 рублей.
Статья 12.21.1 КоАП
Штраф за перегруз грузового автомобиля для юридических лиц
от 100 000 до 500 000 рублей.
Статья 12.21.1 КоАП
Правила перевозки грузов
Очевидно, что разные виды транспортных средств (ТС) в силу своих технических особенностей имеют разную грузоподъёмность. Предельно допустимые нормы указаны в индивидуальном паспорте транспортного средства (ПТС). И превышение этих показателей недопустимо. Нормативы загрузки высчитываются производителем машины, исходя из ее технических параметров.
Масса транспортируемого груза прописывается в сопроводительных документах, а именно — в товарно-транспортной накладной. Погрузка выполняется при обязательном присутствии уполномоченного сотрудника компании-перевозчика (специального работника или водителя).
Важно, чтобы перевозимые объекты были правильно размещены в кузове, контейнере, цистерне или прицепе. Несоблюдение равномерности распределения или плохой крепёж может привести к смещению и дисбалансу груза, как следствие — к снижению управляемости авто и созданию предпосылок к ДТП.
Допускается увеличение предельного веса, перевозимого конкретным ТС. Но в этом случае необходимо:
- оформить специальное разрешение от Росавтодора в регионе загрузки;
- там же утвердить маршрут следования;
- оплатить компенсацию за потенциальный ущерб, который будет причинён дорожному полотну.
Штраф за перегруз грузового автомобиля выписывается сотрудниками ГИБДД при нарушении нормативов загрузки по осям. Как уже говорилось, грузоподъёмность автотранспорта указывается в его паспорте. А вот грузоподъемность по осям (Го) можно примерно рассчитать по следующей формуле:
Го=(Ма + Мг) / N, где:
- Ма — масса машины (указана в ПТС);
- Мг — масса груза (указана в транспортной накладной). При этом важно, чтобы значение показателя не превышало максимальную грузоподъёмность транспортного средства, прописанную в ПТС;
- N — количество осей конкретного авто.
В современных автомашинах расчётный показатель выводится автоматически на экран бортового компьютера.
Законодательством в Постановлении Правительства № 272 (Приложения 1 и 2) от 15.04.2011 г. определены предельные значения для грузовиков с разным количеством осей (в тоннах):
- 2 — 18;
- 3 — 25;
- 4 — 32;
- 5 — 35.
Наличие перевеса может быть установлено инспекторами ГИБДД в ручном или автоматическом режиме:
- на специально оборудованных весовых постах;
- посредством электронных систем взвешивания. Суть такова: в дорожное полотно вмонтированы автоматические весы с датчиком, они взвешивают проезжающий транспорт, камера фиксирует его госномер, система передает сведения о нарушении на пульт сбора информации. Такие системы установлены на трассах федерального значения и могут осуществлять измерения на скорости автотранспорта до 140 км/ч.
Штраф за перегруз грузового автомобиля для физических лиц в 2022 году
Для лиц, ответственных за движение по трассе перегруженного ТС, предусмотрено административное наказание в соответствии со ст. 12.21.1 КоАП РФ. Размер взыскания зависит от категории нарушителя и массы перегруза. Наиболее мягкие меры действуют в отношении физических лиц, а именно водителей авто:
Характер нарушения (в каких пределах перегруз) | Какое наказание предусмотрено: размеры штрафных санкций и дополнительные меры. |
Общий перевес авто или по осям на 2-10 %, если не оформлено специальное разрешение.
Перегруз от 2 до 10 % сверх допустимой массы, указанной в документе, если разрешение оформлено. |
Штраф в размере от 1 000 до 1 500 руб. |
От 10 до 20 % (спецразрешения от ГИБДД не имеется). | От 3 000 до 4 000 руб. |
От 20 до 50 % (разрешения от ГИБДД нет). | От 5 000 до 10 000 руб.; в особых случаях – лишение прав управления ТС на срок до 4-х месяцев. |
От 10 до 20 % сверх массы, обозначенной в разрешении. | От 3 000 до 3 500 руб. |
От 20 до 50 % сверх предельных значений, указанных в разрешении | От 4 000 до 5 000 руб. либо лишение водительских прав на срок до 3-х месяцев |
Выше 50 % при отсутствии спецразрешения.
Более 50 % сверх допустимого в документе при наличии разрешения. |
От 7 000 до 10 000 руб. В отдельных случаях – лишение права управлять транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев. |
Проезд авто под запрещающим знаком с обозначением нагрузки по осям при наличии перевеса. | 5 000 руб. |
Кем и где проверяется
Проверка массы грузового автомобиля и осевой нагрузки производится инспектором ГИБДД:
- на стационарных постах, которые устанавливаются в определенных местах (как правило, при выезде или подъезде к населенному пункту). На таких видах постах весового контроля передвижение оборудования с места на место запрещено;
- на передвижных постах, оборудованных на базе грузового фургона. Передвижные посты могут в соответствии с регламентом менять свое место расположения.
Весовой контроль может осуществляться двумя способами:
- динамическим. Транспортное средство производит движение в определенном месте, оснащенном специальными датчиками со скоростью не более 5 км/ч. При данном способе определения параметров массы и осевой нагрузки погрешность измерения может составлять до 3%;
- статистическим. Измерения производятся на весах после полной остановки автотранспортного средства. Такой способ позволяет более точно определить исследуемые параметры.
Общие положения, виды транспортных средств, их особенности
Фура, намеренно допустившая перегруз, несёт опасность. Прежде всего, она даёт нагрузку на дорожное покрытие, которое рассчитывается под определённую массу машин. Если вес машины больше, а проконтролировать это не всегда возможно, то дорога разрушается. И пенять на власти, которые не выделяют деньги из бюджета на ремонт дорог, не всегда оправдано.
Следующий момент – перегруженная машина ведёт себя на трассе по-иному: она тяжелее поддаётся манёврам, более уязвима при обгонах. Даже опытный водитель, двигаясь в объективно сложных условиях: ночью, в дождь, по серпантину – не всегда сможет удержать грузовик от опрокидывания. Тормозной путь перегруза длиннее, что автоматически ставит под угрозу жизнь водителя большегруза, и проходящих рядом машин.
Прежде чем выходить на трассу, необходимо понимать, что желание заработать или экономия времени не оправдывают перегруз каров, а законодательством предусмотрены для нарушителей превышения веса большие штрафы.
Разберёмся, что такое перегруз и как регулирует этот момент федеральное законодательство и Правительство, существует ли какой-то норматив допустимого перегруза грузового автомобиля. Пять лет назад в связи с появлением на дорогах страны автомобилей нового типа были пересмотрены, а затем введены категории (10 видов) и подкатегории (6 видов) транспортных средств (далее ТС).
Грузовой транспорт – это средство для перемещения грузов в кузове, на платформе. Грузовые автомобили подразделяются на категории С и С1. Основное отличие – габариты машины и грузоподъёмность.
Кроме этого все средства различаются:
- функциональностью;
- тоннажностью;
- видом кузова;
- разрешённой к перевозке массой;
- весом;
- нагрузкой на ось.
Грузовые машины с прицепами (при массе груза в прицепе более 750 кг) определены в свои специфические группы: ВЕ, СЕ, DE и другие. Все деление автомобилей регулируется ГОСТом 33987-2016. Однако периодически в него вносятся нововведения.
Максимальный вес груза по российским дорогам – 44 тонны, но для каждого типа машины предусмотрен свой весовой коридор.
Количество осей машины | Максимальная нагрузка (тонн) |
2 | 18 |
3 | 25 |
4 | 32 |
5 | 35 |
В отдельную категорию выделены автопоезда: конструкция, состоящая из транспортного средства и прицепа (одного или нескольких, или полуприцепа). Для них в ПДД предусмотрены следующие весовые ограничения.
Как и где проверяется вес грузовиков?
Основной тип контрольно-измерительного пункта – весовой контроль на стационарных постах ГИБДД, расположенных обычно на въездах в крупные города. Однако на вооружении у Госавтоинспекции есть и передвижные посты весового контроля, которые могут стоять на любом участке трассы.
Сами пункты могут быть стандартными, где измерения проводят инспекторы ГИБДД, и автоматическими, где водители проезжают по «весам», а камеры автофиксации выносят штрафы, если масса грузовика больше допустимой по закону. При этом за превышение допустимой массы, указанной в ПТС и СТС, автоматические посты штрафы выписать не могут.
Классифицировать посты весового контроля можно и по методу измерения. Динамические измерительные приборы, которые чаще всего стоят в автоматических постах. Они могут измерять массу, когда автомобиль движется по ним со скоростью до 5 км/ч. Но чаще всего Госавтоинспекция использует статические измерительные приборы, которые показывают результат, когда грузовой автомобиль на них полностью остановился. Второй вариант взвешивания выдается намного более точный результат.
Как влияет расстояние между осями?
Рассмотрим таблицу допустимых нагрузок. Учтите, что нормы приведены для каждой оси.
Расстояние между осями, м | Максимальная нагрузка, т (группа А) | Максимальная нагрузка, т (группа В) |
2 и более | 10 | 6 |
1.65 – 2 | 9 | 5.7 |
1.35 -1.65 | 8 | 5.5 |
1 – 1.35 | 7 | 5 |
меньше 1 | 6 | 4.5 |
Почему нельзя перегружать автомобиль
Любой перегруз имеет значение. На практике превышение допустимого веса машины способно привести к следующим негативным последствиям:
- Ухудшение управляемости ТС. В особенности опасен вариант неравномерного распределения массы, преимущественно на заднюю ось;
- Снижение эффективности тормозной системы. При сильном перевесе колодки могут не выдержать нагрузки и лопнуть, что практически в 100% случаев заканчивается автокатастрофой;
- Под тяжестью кузов транспортного средства несколько деформируется, что также влияет на его управляемость;
- Повышение износа деталей. В данном варианте подразумеваются не затраты владельца ТС на ремонт, а возрастание риска возникновения поломки машины в движении, что вполне может стать причиной ДТП.
С целью сокращения частоты правонарушений по ст. 12.21 КоАП, дорожная полиция ввела для физических лиц немалые штрафы за перегруз грузового автомобиля в 2019 году. Как будет происходить контроль веса ТС, и какие отклонения от ГОСТа допустимы с точки зрения закона, рассмотрим ниже.
Каковы размеры штрафа
Лиц, участвующих в организации перевозок грузов и непосредственно их перевозящих, интересует, какой штраф за перегруз грузового автомобиля. Существуют установленные максимальные нагрузки на ось. Они представлены в таблице.
Расстояние между осями, мм | Допустимая осевая нагрузка для автомобилей группы А, кг | Допустимая осевая нагрузка для автомобилей группы Б, кг |
---|---|---|
2000 | 10 000 | 6000 |
1650-2000 | 9 000 | 5700 |
1350-1650 | 8 000 | 5500 |
1000-1350 | 7 000 | 5000 |
до 1000 | 6 000 | 4500 |
Основные правила перевозок грузов
Регулировка грузовых перевозок территорией Российской Федерации осуществляется соответствующей законодательной базой. В ней указано:
1. Масса грузового ТС и его нагрузка на оси не должна быть выше тех значений, которые прописаны в ПТС и установлены в соответствующих законах.
2. Вес груза должен определяться ответственным за загрузку кузова при наблюдении второй стороны. Возможны также другие варианты, если это указано в соответствующем соглашении.
3. Грузоперевозчик или же водитель конкретного грузового ТС обязан осуществлять контроль за погрузкой в кузов, распределением груза, его соответствующим креплением и фиксацией.
4. Если вес груза превышает предельные нормы более чем на 2%, обязательно следует получить разрешение на транспортировку. Кроме этого, нужно согласовать рейсовый путь и компенсировать государству вред, который оказывает перевес на дорогу. Для того чтобы это сделать, следует обратиться в Росавтодор того субъекта РФ, в котором будет начат маршрут перевозки.
Для более наглядного понимания сути проблемы необходимо рассмотреть одну из стандартных ситуаций. Водитель транспортного средства проконтролировал загрузку кузова машины и выехал в рейс. Первые два взвешивания он прошел успешно. На третьем инспекторы выявили перегруз по оси. Почему это произошло? Причина нарушения обусловлена тем, что водитель не осуществил контроль за процессом фиксации. Во время перевозки груз немного сместился, что в итоге и привело к появлению чрезмерной нагрузки по оси ТС.