Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Торговать продуктами на рынках можно будет без касс до 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заместитель министра по налогам и сборам Игорь Скринников во время июльской пресс-конференции отмечал, что существует «запрос общества» на расширение видов деятельности, которыми могут заниматься самозанятые.
«Сейчас для остатков товара не нужно уточнять торговые оптовые надбавки, которые были применены ранее»
Иван Вежновец:
— Мы разрабатываем регламент административных процедур. Все согласования, которые предусмотрены постановлением Совета министров государственными органами, будут осуществляться в рамках административных процедур. Эти регламенты уже в работе, и мы в ближайшее время их утвердим. В частности, для производителей будут четко определены документы, которые они должны будут предоставлять в государственные органы для согласования повышение отпускных цен либо установления новых.
Это будет калькуляция в сравнении с фактическими значениями, существующими на момент внесения материалов, а также прогноз изменения цены с четким обоснованием каждой позиции статьи затрат. Почему выросли, какие меры приняты по снижению затрат и каким образом это повлияло на цену товара? Также одним из документов, которые будет содержаться в требованиях, станут маркетинговые исследования, то есть сравнение цен на аналогичные товары.
Также разрабатывается единый порядок курирования и планирования затрат. Подобный документ ранее действовал в Беларуси, но в определенный период времени был признан утратившим силу. С учетом актуализации в текущей ситуации документ разрабатывается заново и будет утвержден в рамках требований постановления. Отраслевые особенности в каждом виде деятельности могут быть уточнены отраслевыми регуляторами по соответствующей сфере деятельности. С учетом вот этих калькуляций государственные органы будут принимать решение о возможности либо невозможности повышения цены.У импортера должно быть обоснование всей цепочки поставки продукции в Беларусь: контрактная цена и таможенные платежи, расходы по доставке товара, обязательное страхование, если оно требуется, иные расходы и надбавка импортера. При этом система мониторинга контрактных цен, которую мы вместе с ГТК будем выстраивать, будет базироваться на диапазонах контрактных цен импортеров. Мы будем видеть, в каких диапазонах ввозятся товары по каждой товарной группе, и анализировать причины увеличения цен по каждой товарной группе. Таким образом, на наш взгляд, мы будем способны увидеть возможные завышения контрактной стоимости и принимать соответствующие меры.
Как быть импортерам, которые одновременно работают и с импортом, и с розницей?
Иван Вежновец:
— Что касается импортеров, которые работают одновременно и с импортом, и с розницей, для них это разные, по сути, виды деятельности, в том числе и разные затраты. Поэтому надбавки для розницы применяются отдельно, а надбавка импортера применяется к контрактной цене. Но отдельно подчеркну: если импортер поставляет в опт и потом с этого опыта поставляет в розницу, то розничная надбавка должна учитывать и оптовую надбавку, которая применялась оптовиком. При этом импортер не может прибавить к контрактной цене и надбавку импортера, и надбавку опту. Такая ситуация недопустима. Может прибавляться только розничная надбавка.
Кто и как будет платить новый налог
— Мы исходим из того, что разрешено должно быть все, что прямо не запрещено. Под запрет, безусловно, будет подпадать деятельность, которая лицензируется, которая требует специальных разрешений, и розничная торговля, — отметил Игорь Скринников.
Все остальное, добавил он, МНС предлагает «к разрешению» для самозанятых. Сейчас уже подготовлен законопроект о внесении изменений в Гражданский кодекс, и предполагается, что там будет расширен перечень видов деятельности, которыми смогут заниматься физлица с 2023 года.
В МНС Onlíner уточнили, что уплата налога на профессиональный доход в бюджет будет осуществляться с 2023 года ежемесячно не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным месяцем).
При этом предоставление налоговых деклараций по налогу на профессиональный доход не предусмотрено и не потребуется.
Для уплаты налога на профессиональный доход физлицо обязано будет использовать смартфон или компьютер, а также установить приложение «Налог на профессиональный доход». Оно уже тестируется, и «к концу 2022 года цифровая платформа будет окончательно готова для использования».
В ведомстве также напомнили, что налог на профдоход составит 10% от размера выручки для тех самозанятых, которые будут получать доход от белорусских организаций и индивидуальных предпринимателей, при условии, что величина такого дохода в год не превысит 60 тыс. белорусских рублей. В случае превышения этой суммы величина налога составит 20%.
При этом, если доход самозанятому будет поступать от нерезидентов (физических лиц и субъектов хозяйствования) или физических лиц — резидентов, то ставка налога составит 10% от выручки независимо от ее размера.
Речь идет о постановлении Совмина и Нацбанка №647/11, которое приняли 15 ноября 2021 года. Большинство пунктов документа вступило в силу после официального опубликования, некоторые начнут действовать позже — спустя 6, 8 и 9 месяцев. Сейчас речь пойдет об изменениях, которые начнут действовать 18 мая.
— Нововведения должны были вступить в силу раньше, но процесс затянулся. Сначала был дефицит кассовых аппаратов, в том числе из-за событий в Украине. Затем думали снова перенести нововведения в качестве льготы для малого бизнеса из-за тех же событий, но не ввели. После этого регистрирующий орган не справлялся с регистрацией кассовых аппаратов, потому что процедура очень долгая. В общем, представители МНС в феврале говорили, что намерены ввести изменения в апреле, но в итоге налаживали процесс до мая, — пояснил нам источник в бизнес-союзах.
Чем могут заниматься ремесленники в Беларуси
В Указе содержится только основные виды деятельности ремесленников и предусмотрено что граждане могут осуществлять и иные виды деятельности, которая будет относится к ремесленной если удовлетворяет следующим условиям:
- это личная деятельность, без привлечения наёмных лиц (исключение ученики);
- используется ручной труд, при необходимости могут применяться инструменты, в т.ч. электрические;
- продукция предназначена для удовлетворения бытовых нужд граждан;
- не используются запрещённые материалы;
- изделия не серийные, а уникальные;
- по данной деятельности не установлен единый налог.
Какие товары хорошо продаются на маркетплейсах
Подбирая товарные позиции для реализации, важно понимать, что конкретно пользуется спросом на электронных торговых платформах. Ниже представим перечень критериев, на которые необходимо ориентироваться при выборе продукта для торговли:
1. Стоимость предлагаемого товара. На стартовом этапе реализации бизнес-проекта следует подбирать товары в ценовом диапазоне от 50 до 250 белорусских рублей. Более низкая цена с учетом логистических затрат не позволит вам получить желаемую прибыль.
Больший ценник, соответственно, требует значительных финансовых вложений. Что не всегда актуально на старте. Поэтому ориентироваться нужно на «золотую середину». А также, всегда изначально закладывать в стоимость продукта планируемые акции и скидочные программы, чтобы быть в плюсе.
2. Размеры товарных позиций. Закупать крупногабаритные товары для торговли на маркетплейсах (особенно на начальном этапе деятельности) — не лучшее решение. В противном случае столкнетесь с проблемами по части транспортировки, хранения и упаковки объемных изделий.
3. Востребованность категории. Организуя продажи через маркетплейс, обязательно отслеживайте уровень спроса на продукт, который собираетесь продавать. Изучайте рейтинг популярных товаров, учитывайте количество отзывов. Ваша задача — подобрать товар, который действительно будет продаваться, а не лежать на складе мертвым грузом.
4. Маржинальность. Еще один критерий, на который необходимо обратить внимание. Формируя ассортимент, важно помнить, что маржа должна в полной мере покрывать затраты. Для проведения расчетов нужно обладать информацией о себестоимости реализуемого продукта.
5. Нестандартный ассортимент. Предлагая покупателям что-то необычное, можно неплохо заработать. Уникальные изделия для дома и уюта, эксклюзивные модели одежды, крафтовые игрушки — все эти позиции вызывают заинтересованность потребителей.
Однако действовать в данном направлении нужно крайне осторожно. Предлагаемый уникальный продукт может и не «выстрелить», но наверняка обойдется предпринимателю недешево.
Формируя ассортиментный ряд, старайтесь не включать в него хрупкие, скоропортящиеся позиции. Особенно на старте реализации бизнес-проекта. Ведь такие изделия требуют особых условий реализации и хранения.
Также не акцентируйте внимание исключительно на сезонной продукции. Или подбирайте отдельный ассортимент на каждый сезон, чтобы уравновесить колебания спроса (опять же, дополнительные расходы).
Описание кодов маркировки
Законодательство РБ строго следит за качеством продукции, поступающей на рынок с производства и импорта. Таким образом, товары, подлежащие маркировке с 2021 года, могут выйти на рынок после проведения соответствующих манипуляций. Их обязательно нужно зарегистрировать в электронной системе и нанести соответствующие знаки идентификации.
К последним относят:
- УКЗ представляет собой особый документ, который имеет защиту. С его помощью происходит маркировка продукции. Каждый субъект хозяйствования, использующий УКЗ, может осуществлять деятельность из личного кабинета системы или с применением API. Кабинет лучше всего активировать, если перечень товаров маркировки 2021 года небольшой, т.к. в нем ввод данных выполняется вручную. API позволяет вводить большие объемы, т.к. система полностью автоматизирована.
- СИ представляет собой неповторимую последовательность символов, которая имеет машиночитаемый вид. Чаще всего это штрихкод, но может быть радиочастотная метка или другой способ. Товар, маркируемый средствами идентификации, нельзя спутать с другим из-за их уникальности. Это позволяет не пустить в оборот продукцию, которая не отвечает заявленными стандартам, выполнена с помощью подпольного производства или ввезена нелегально.
Пункт 1 Директивы № 10 устанавливает, что с 6 октября 2022 запрещается повышение цен, кроме случаев, определенных председателями облисполкомов, Минского горисполкома совместно с Министром антимонопольного регулирования и торговли и отраслевыми министерствами.
Пункт 1 Постановления № 669 предписывает юридическим лицам всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство (ввоз) и (или) реализацию товаров на внутренний рынок или оказывающим услуги на территории Республики Беларусь, зафиксировать цены (тарифы) на уровне не выше применяемых на 5 октября 2022 года.
Что значит «зафиксировать»? Что в данном контексте понимается под словом «зафиксировать», на 100% непонятно: сохранить в каком-то документе или не повышать.
На мой взгляд, исходя из общего смысла комментируемых актов, здесь имеется в виду второй вариант — не повышать цены по сравнению с теми, которые действовали на 5 октября.Хотя в соцсетях проходила информация, что администрации некоторых торговых центров запрашивали у арендаторов документы об уровне цен на 5 октября, якобы для предоставления в соответствующие исполкомы. Однако обязанности составлять такие документы и тем более предоставлять их куда-либо рассматриваемые акты не содержат.
Ответственность за нарушения
Постановление № 669 дает право соответствующим госорганам приостанавливать работу объектов, а также действие специальных разрешений (лицензий) в случае «нарушения требований, установленных настоящим постановлением».
Есть также и статья 13.2 КоАП, часть первая которой устанавливает штраф до 40 базовых величин — за нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка установления (формирования) и (или) применения цен (тарифов).
На мой взгляд, указанная статья КоАП может применяться только после установления соответствующего «порядка установления (формирования) и (или) применения цен (тарифов)». Запрет на рост цен, установленный Постановлением № 669 и Директивой № 10 я бы к такому порядку не относил.