Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные права и обязанности гражданского служащего». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под дисциплинарной ответственностью имеются в виду предусмотренные в законе меры дисциплинарных взысканий, налагаемые на госслужащих за должностные проступки. Дисциплинарная ответственность наступает, если госслужащий нарушает свои должностные обязанности. Условием применения мер дисциплинарной ответственности является признание неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностным лицом. Только те действия или бездействия госслужащего могут быть признаны противоправными, которые не соответствуют законодательству и/или иными юридическими актами, которые определяют его служебные обязанности (должностные инструкции, положения, уставы и др.).
Дисциплинарная ответственность
Любые действия или бездействие госслужащего, соответствующего законам или иным юридическим актам, не могут квалифицироваться как должностной проступок, поскольку является правомерным. Должностным проступком является не всякое неисполнение госслужащим возложенных на него обязанностей, а только виновное, т.е. которое совершено умышлено или неумышленно. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного госслужащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения госслужащим своих должностных обязанностей.
П. 8 и 9. ст. 58. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя вправе снять дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.
Глава 3. Административная ответственность
Другим видом юридической ответственности гражданского служащего является административная ответственность, которую он несет по общим правилам наравне с остальными гражданами России, как это предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) и другими нормативными правовыми актами.
Административная ответственность — это применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер административного наказания к физическим и юридическим лицам за совершение административных правонарушений. Овсянко, Д. М. Государственная служба Российской Федерации: Учеб. пособие. — М., 2007. — С. 227 Административная ответственность является комплексом административных взысканий, налагаемых на гражданских служащих за административные правонарушения соответствующими органами и должностными лицами.
Особенности административной ответственности и отличия от дисциплинарной ответственности: Граждан, В. Д. Государственная гражданская служба: учебник. — М.: КНОРУС, 2007. — С. 172-173
1. Административную ответственность могут устанавливать не только органы законодательной власти, но в пределах своей компетенции государственные органы всех ветвей власти.
2. Если наложение дисциплинарных взысканий осуществляется в порядке служебной подчиненности, то наложение административных наказаний производится должностными лицами исполнительной власти, назначаемых Президентом РФ, и в некоторых случаях судами (судьями).
3. Административная ответственность по сравнению с дисциплинарной в большей мере формализована, она наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного нарушения или нет (достаточно самого факта нарушения).
4. В отличие от дисциплинарной, административная ответственность распространяется не только на граждан и должностных лиц, но и на предприятия, организации, учреждения (например, в случаях экологических правонарушений).
5. Административная ответственность отличается от дисциплинарной и мерами воздействия. Все меры административного принуждения обычно делятся на три группы: административно-предупредительные; меры административного пресечения; административные взыскания.
Таким образом, административная ответственность занимает промежуточное положение между более мягкой дисциплинарной ответственностью и более строгой уголовной ответственностью. Она, как правило, наступает в тех случаях, если конкретные правонарушения по своему характеру не влекут уголовной ответственности.
В то же время административная ответственность государственного гражданского служащего тесно связана с дисциплинарной ответственностью. Как отмечает В. А. Козбаненко: «Основанием административной ответственности государственных служащих выступает деяние, которое одновременно расценивается и как административный, и как дисциплинарный проступок». Государственная гражданская служба. Учебник / Под ред. проф. В.Г. Игнатова. — М., 2005. — С. 402-403
Ю. Н. Старилов выделяет как минимум четыре важнейших условия, при которых для должностных лиц государственной службы может наступать административная ответственность: Государственная гражданская служба. Учебник / Под ред. проф. В.Г. Игнатова. — М., 2005. — С. 403
1) совершение действий, содержащих прямое нарушение общеобязательных административных правил или правил поведения;
2) издание приказов (распоряжений) и указаний, которые нарушают положения установленных общеобязательных правил, т. е. не соответствуют им;
3) невыполнение присущих им обязанностей по осуществлению контроля за исполнением подчиненными лицами установленных в нормативных актах общеобязательных правил поведения или административных процедур;
4) соблюдение установленных правил входит в круг должностных обязанностей и фиксируется в соответствующих должностных инструкциях.
В качестве оснований для привлечения к административной ответственности государственных служащих могут выступать специальные составы административных правонарушений, а также нарушений санитарно-эпидемиологического, природоохранного, таможенного, земельного, налогового и иного законодательства, за которые особенной частью КоАП РФ установлена административная ответственность в виде следующих административных наказаний:
1. предупреждение;
2. административный штраф;
3. дисквалификация.
Здесь у различных авторов возникают расхождения по поводу правомерности употребления дисквалификации в качестве административного наказания для гражданского служащего. Так Ю. Н. Старилов говорит о двух видах административных взысканий: предупреждение и штраф. Но мы согласимся с мнением В. Г. Игнатова, ссылающегося на нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Так, например, в круг физических лиц, которые в соответствии со статьей 3.11 КоАП РФ могут быть подвергнуты дисквалификации в виде лишения права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вполне вписываются и те гражданские служащие, которые в установленном законом порядке делегируются государственными органами в состав управленческих структур (коллегий представителей государства) соответствующих юридических лиц, пакетами акций или определенными долями в уставном капитале которых владеет государство, прямо заинтересованное в эффективности управления ими. Заметим, что КоАП РФ устанавливает возможные сроки дисквалификации, назначаемые судьей, от шести месяцев до трех лет.
Что касается административного штрафа, то это денежное взыскание не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда и не может превышать двадцать пяти минимальных размеров оплаты труда для физических лиц, а для должностных лиц — пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (пункт 3 статьи 3.5 КоАП РФ).
Кстати, статья 2.4 КоАП РФ дает четкое обоснование административной ответственности должностных лиц, к которой они привлекаются в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В примечании к этой статье поясняется, что под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах (это прямо относится к государственным служащим — должностным лицам).
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители, состоящие на государственной гражданской службе, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Таким образом, Кодекс об административных правонарушениях регулирует исполнение постановлений о наложении административных взысканий. Его соблюдение является гарантией соблюдения прав гражданских служащих, привлекаемых к административной ответственности.
Глава 4. Гражданско-правовая, материальная ответственность
Гражданско-правовая (цивилистическая) ответственность государственного служащего выражается в том, что он обязан возместить вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения им своих должностных обязанностей. Государственная гражданская служба. Учебник / Под ред. проф. В.Г. Игнатова. — М., 2005. — С. 406
Причем гражданский служащий обязан возместить причиненный его действиями (бездействием) имущественный вред и после прекращения им государственной службы в установленном законом порядке.
Ответственность государственных служащих: понятие, виды, основания
Как и все граждане, государственные служащие, совершившие уголовное преступление, гражданское правонарушение или административный проступок вне службы, подвергаются соответствующим мерам наказания в общеправовом порядке. В тоже время государственные служащие совершают правонарушения и проступки, которые непосредственно связаны с государственной службой, с невыполнением или ненадлежащим выполнением своих служебных обязанностей. Такие правонарушения характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью.
Под юридической ответственностью государственных служащих понимаются меры принудительного характера, которые предусматриваются законом и другими нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на совершение государственным служащим правонарушения. Основанием для применения таких мер является нарушение государственным служащим своих обязанностей.
К особенностям регламентации ответственности государственных служащих относятся: в ряде случаев
-специфические санкции, применяемые только в отношении государственных служащих.
В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к государственным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности:
уголовная – за совершение должностных преступлений;
административная – за совершениеадминистративных проступков;
дисциплинарная – за нарушение служебной дисциплины;
материальная – за причинение материального ущерба (ограниченная или полная).
Уголовная ответственность государственных служащих.Как граждане РФ государственные служащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. В тоже время государственные служащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенными ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым. При этом речь идет и о деяниях, которые могут совершать и недолжностные лица. Однако должностные лица за те же самые деяния подлежат более строгому уголовному наказанию. Это могут быть, например, преступления против свободы, чести и достоинства личности на службе.
Юридическая ответственность характеризуется рядом основных признаков: нормативностью; формальной определенностью; устанавливается, санкционируется и обеспечивается государством; выражается в применении мер государственного воздействия; ее последствиями могут выступать как государственное одобрение и применение мер поощрения, так и государственное осуждение и наказание; развивается и реализуется в процессуальной форме.
Государственный, как и муниципальный служащий в обычном своем проявлении являются гражданами государства. И на них как на субъект общей компетенции распространяются все правила, действующие в государстве.
Таким образом, за пределами службы: дома, на отдыхе, в общественных местах, где лицо не может проявлять законным образом качества государственного или муниципального служащего, оно отвечает за свои действия как обычный гражданин.
Одновременно государственный или муниципальный служащий является лицом, обладающим специальной компетенцией, при этом его права, обязанности, а также ответственность приобретают специфические черты, связанные с его государственной деятельностью.
Особенность статуса государственного или муниципального служащего — его специальная ответственность, применяемая к нему на государственной или муниципальной службе соответственно, или в связи с его государственной (муниципальной) службой[11].
В первом случае, когда государственный (муниципальный) служащий действует как гражданин, к нему применяются все виды юридической ответственности как к гражданину.
Во втором случае, когда государственный или муниципальный служащий находится при исполнении своих государственных (муниципальных) обязанностей, к нему могут быть применены только специальные виды ответственности, связанные с его деятельностью и прописанные в нормах права, регулирующих поведение государственного или муниципального служащего соответственно.
Чаще всего законодательство о государственной и муниципальной службе и в Российской Федерации нечетко устанавливает или отражает вид ответственности, применяемой к государственному служащему в случае совершения им правонарушения на государственной службе.
Ответственность государственных и муниципальных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей.
Служебная дисциплина на государственной, а равно и на муниципальной службе — обязательное соблюдение служебного распорядка соответствующего государственного или муниципального органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственной власти субъекта РФ или местного самоуправления и со служебным контрактом.
Государственные и муниципальные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.
Основным видом ответственности является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного проступка. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей (должностной проступок) на государственного или муниципального служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать госслужащего на государственную или муниципальную должность государственной или муниципальной службы, установленные дисциплинарные взыскания.
Нормативным основанием уголовной ответственности государственных и муниципальных служащих выступают нормы уголовного права, например, содержащиеся в главе 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (ст.ст. 285-293 УК РФ); административной ответственности — нормы административного права, содержащиеся во всех разделах КоАП РФ и законах субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность государственных гражданских служащих, и, соответственно, не образующие отраслевой институт административной ответственности должностных лиц.
Нормативным основанием гражданско-правовой ответственности государственных и муниципальных служащих выступают нормы, закрепленные в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ).
Фактическим основанием юридической ответственности государственных и муниципальных служащих является должностное правонарушение, под которым понимается противоправное, виновное действие (бездействие) должностного лица, связанное с выполнением (невыполнением или ненадлежащим выполнением) им своих служебных обязанностей, и за которое законодательством РФ установлена ответственность. Только общественно опасное, виновное и противоправное деяние человека, а не мечты, идеи, мысли, субъективное оценивание своего поведения, является единственным основанием применения норм ответственности. Сущность должностного правонарушения заключается в нарушении нормальной, регламентированной соответствующими правовыми актами деятельности государственного аппарата, совершаемом должностным лицом в противоречие не только с задачами, для решения которых образован орган государственной власти, но и возложенными на него полномочиями.
Таким образом, фактическими основаниями юридической ответственности государственных и муниципальных служащих выступают различные должностные правонару��ения.
Ввиду того, что понятие должностного правонарушения, включающего ряд объективных и субъективных признаков, образующих состав должностного правонарушения (общественная опасность, противоправность действий (бездействия) должностного лица; причинение вреда охраняемым законом интересам государства, общества или отдельных граждан; их причинно-следственная связь, вина правонарушителя), достаточно подробно раскрыто в юридической литературе, охарактеризуем элементы состава дисциплинарного проступка.
Дисциплинарный проступок, согласно ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» – это единственное фактическое основание применения дисциплинарных взысканий. Объектами дисциплинарного проступка гражданского служащего являются общественные отношения, складывающиеся по поводу поддержания необходимого уровня служебной дисциплины в отдельных органах государственной власти, и государственном аппарате в целом, а также общественные отношения, связанные с охраной прав и свобод человека и гражданина[12].
Объективная сторона дисциплинарного проступка включает в себя противоправные действия (бездействие) гражданского и муниципального служащего, выражающиеся в неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на него должностных обязанностей, а также правовые последствия, и причинно-следственную связь между противоправным деянием и правовыми последствиями. При этом стоит учитывать, что законодательство РФ о гражданской службе не содержит исчерпывающего перечня составов дисциплинарных проступков. Субъектами дисциплинарных проступков могут выступать государственные и муниципальные служащие. В качестве специального субъекта дисциплинарного проступка необходимо назвать служащих, замещающих должности категории «руководители» (п. 1 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Субъективная сторона дисциплинарного проступка выражается в психическом отношении к совершаемому правонарушению. Ее обязательным признаком является вина.
Итак, можно констатировать, что особенности вида юридической ответственности предопределяют и особенности состава правонарушения.
Механизм реализации любого вида юридической ответственности государственных и муниципальных служащих можно представить в виде взаимосвязанных элементов: норма права (устанавливающая ответственность) — правоотношение ответственности — акт применения юридической ответственности. При активизации механизма реализации юридической ответственности, т.е. переведении его из возможности в реальную действительность, на каждой ее стадии необходимо наличие фактических обстоятельств — юридических фактов.
Виды юридической ответственности государственных гражданских служащих
Не менее важным этапом в исследовании юридической ответственности государственных гражданских служащих выступает выявление особенностей отдельных ее видов.
Государственные гражданские служащие, являясь в первую очередь гражданами РФ, могут быть привлечены, как и все граждане России, к уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной и иным видам ответственности. В этих случаях специфика их правового статуса не учитывается. Однако предметом дальнейшего исследования выступают именно отношения, которые складываются в процессе привлечения гражданского служащего к юридической ответственности в связи с совершением им должностного правонарушения.
Полагаем, что вне поля нашего зрения необходимо оставить исследование конституционной ответственности. Учитывая положения действующего российского законодательства, речь о конституционной ответственности должна вестись при привлечении к юридической ответственности субъектов, которые согласно Закона о гражданской службе не являются государственными гражданскими служащими, т.е. высших должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц, поскольку им делегирована часть функций по осуществлению государственной власти (ст. 132 Конституции РФ)1. Актуальным в настоящее время является расширение круга субъектов конституционной ответственности и включение в него государственных служащих. Это, на наш взгляд, поспособствует усилению чувства долга и повышению уровня персональной ответственности государственного служащего.
Охрану всего комплекса общественных отношений, регулируемых различными отраслями российского права, осуществляет уголовная ответственность, обладающая следующими специфическими признаками: она наступает за наиболее опасные для общества посягательства и применяется как за совершение преступления, так и за приготовление, соучастие, покушение к нему. К тому же, предусмотренные уголовным законом наказания, существенно ограничивают правовое положение осужденного.
Субъектом уголовной ответственности является физическое вменяемое лицо, виновно совершившее общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания, и достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность. В теории уголовного права в данном случае говорят об общем субъекте преступления. Однако характер нарушаемых общественных отношений, поставленных под защиту уголовного закона, предопределяет особенности субъектов ответственности. Эти особенности зависят от вида и степени общественной опасности совершенного преступления, предусмотренного Особенной частью УК РФ, а также от наличия специальных признаков, которыми должны обладать субъекты преступления (так называемые специальные субъекты преступления2), чтобы быть привлеченными к уголовной ответственности. УК РФ называет, например, такие специальные признаки как наличие профессиональных обязанностей (ч. 2 ст. 109 УК РФ), служебное положение (ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 141, ст. 149 УК РФ), специфика должностных функций (ст. 143, ч. 2 ст. 183 УК РФ), наличие специальных полномочий (ч. 1 ст. 285 УК РФ).
В том случае, если виновными противоправными действиями (бездействием) государственных гражданских служащих, совершенными ими в связи с выполнением (или невыполнением) возложенных на них должностных обязанностей, причиняется существенный вред государственным или общественным интересам, правам и свободам граждан, то применяется уголовная ответственность за должностные преступления, предусмотренная исключительно УК РФ. Государственный служащий, являющийся должностным лицом, будет считаться специальным субъектом преступления, квалифицируемого, например, по ч. 1 ст. 285 УК РФ, если его противоправные действия (бездействие) вытекают из осуществляемых им служебных полномочий и связаны с реализацией прав и выполнением обязанностей вследствие занимаемой им должности.
Анализ составов преступлений, закрепленных в Особенной части УК РФ, показывает, что речь об уголовной ответственности государственных гражданских служащих необходимо вести в «рамках» уголовной ответственности должностных лиц (прим. 1 к ст. 285 УК РФ), и соответственно, должностных преступлений, ответственность за совершение которых предусмотрена, например, главой 30 УК РФ (ст.ст. 285-293 УК РФ) «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». В соответствии со статьями главы 30 УК РФ государственные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, привлекаются к уголовной ответственности в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями УК РФ.
Государственные служащие, вне зависимости от того являются они должностными лицами или нет, могут выступать субъектами преступлений и нести уголовную ответственность, предусмотренную, например, ст. 315 УК РФ (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта), ст. 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности), ст. 188 УК РФ (контрабанда), ст. 304 УК РФ (провокация взятки либо коммерческого подкупа) и др.
Реализация уголовной ответственности (например, назначение должностному лицу наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью) либо прекращает существующие служебные правоотношения, порождая новые отношения ответственности, либо изменяет их. Применение уголовных наказаний лишает гражданина правового статуса государственного гражданского служащего. В связи с осуждением за совершение преступления правовой статус государственного служащего «перерождается» в иной правовой статус — в правовой статус осужденного гражданина РФ. Именно поэтому Е.С. Попкова приходит к выводу, что «юридическая ответственность как правовая форма государственного принуждения связана с особым правовым статусом лица, к которому применяются принудительные меры в силу совершения им правонарушения в целях выполнения им ранее возникшей обязанности, а также для несения лишений личного, имущественного и иного характера в качестве кары (наказания) правонарушителя» .
Основы административно-правового статуса государственных служащих
Государственные служащие законом наделяются особыми правами и обязанностями, на них возлагается ответственность за исполнение обязанностей, появляется возможность быть поощренным за их исполнение. При этом следует различать, во-первых, должностные права и обязанности, которые определяют полномочия по конкретной должности, и, во-вторых, общие права и обязанности, установленные для государственных гражданских служащих, военнослужащих, иных государственных служащих независимо от замещаемых ими должностей.
Должностные права и обязанности государственного служащего производны от функций и полномочий государственного органа, где он проходит службу. Это может быть должность руководителя, другого должностного лица или рядового государственного служащего.
Общие права и обязанности государственных служащих определяются федеральными законами о видах государственной службы.
Особенностью этих прав и обязанностей является то, что они выражают не полномочия по замещаемой должности, а общие правила поведения и действий государственных служащих, условия и меры организационного характера, которыми обеспечивается исполнение ими полномочий по замещаемой должности. Такие права и обязанности разнообразны.
Согласно Закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» каждый гражданский служащий независимо от конкретных полномочий по замещаемой должности государственной гражданской службы имеет право на: обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями последовательного должностного роста. Гражданский служащий имеет право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительного отпусков, оплату труда и другие выплаты в соответствии с Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом.
Ему предоставляется право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа; доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений; доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации.
Гражданский служащий имеет право на ознакомление с отзывами о своей профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов; защиту сведений о гражданском служащем; должностной рост на конкурсной основе; профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном федеральными законами; членство в профессиональном союзе; рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с федеральными законами; проведение по его заявлению служебной проверки; защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения; медицинское страхование; государственную защиту жизни и здоровья своего и членов семьи, а также принадлежащего ему имущества; государственное пенсионное обеспечение.
Каждый гражданский служащий независимо от полномочий по замещаемой должности государственной гражданской службы обязан соблюдать Конституцию, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ.
Долг гражданского служащего состоит в том, чтобы соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; соблюдать служебный распорядок государственного органа.
Он должен поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей; не допускать разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни, здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоин��тво.
Гражданский служащий обязан беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей; представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и о членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера.
Он обязан сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства; соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами, а также сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, он должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении указанного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.
Гражданские служащие подлежат обязательной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
Ответственность государственных служащих: понятие, виды, основания
Как и все граждане, государственные служащие, совершившие уголовное преступление, гражданское правонарушение или административный проступок вне службы, подвергаются соответствующим мерам наказания в общеправовом порядке. В тоже время государственные служащие совершают правонарушения и проступки, которые непосредственно связаны с государственной службой, с невыполнением или ненадлежащим выполнением своих служебных обязанностей. Такие правонарушения характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью.
Под юридической ответственностью государственных служащих понимаются меры принудительного характера, которые предусматриваются законом и другими нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на совершение государственным служащим правонарушения. Основанием для применения таких мер является нарушение государственным служащим своих обязанностей.
К особенностям регламентации ответственности государственных служащих относятся: в ряде случаев
-специфические санкции, применяемые только в отношении государственных служащих.
В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к государственным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности:
уголовная – за совершение должностных преступлений;
административная – за совершениеадминистративных проступков;
дисциплинарная – за нарушение служебной дисциплины;
материальная – за причинение материального ущерба (ограниченная или полная).
Уголовная ответственность государственных служащих.Как граждане РФ государственные служащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. В тоже время государственные служащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенными ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым. При этом речь идет и о деяниях, которые могут совершать и недолжностные лица. Однако должностные лица за те же самые деяния подлежат более строгому уголовному наказанию. Это могут быть, например, преступления против свободы, чести и достоинства личности на службе.
В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только государственные служащие. К ним, в частности, относятся:
— злоупотребление должностными полномочиями;
-превышение должностных полномочий;
-отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ;
-присвоение полномочий должностного лица;
-незаконное участие в предпринимательской деятельности;
-отказ в предоставлении гражданину информации;
-воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них;
-воспрепятствование законной предпринимательской деятельности;
-регистрация незаконных сделок с землей;
-провокация взятки либо коммерческого подкупа.
Гражданско-правовая ответственность государственного служащего
Гражданско-правовая ответственность государственного служащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей (должностного проступка). Она выражается в том, что государственный служащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его. Государственный служащий не освобождается от обязанности возместить имущественный вред, и после прекращения государственной службы.
Государственные служащие не несут ответственности, когда материальный ущерб причинен вследствие добросовестного исполнения распоряжения руководителя или оправданного в данных конкретных условиях служебного риска либо причинен правомерными действиями.
Обратите внимание, что обязанность государственного служащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа. Если вред причинен имуществу гражданина или юридического лица по вине государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей и иск о возмещении предъявлен, то в соответствии со ст. 1069 ГК РФ государственный орган обязан вмешаться и взять на себя ответственность за допущенные государственным служащим неправомерные действия или бездействие.
Однако материальная ответственность государства не исключает материальной ответственности государственных служащих в порядке регресса, т. е. в виде возмещения государственному органу или казне по их требованию выплаченных пострадавшему сумм.
Государственные служащие, действиями (бездействием) которых причинен материальный ущерб, непосредственной ответственности перед пострадавшим гражданином или юридическим лицом не несут (ст. 53 Конституции РФ; ст. 16, 1069 ГК РФ).
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу физического или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме. При этом в понятие вреда входят как реальный ущерб, так и упущенная выгода.
ГК РФ (ст. 1099) признает необходимым возмещать наряду с имущественным также и моральный вред. Речь идет об определенной денежной компенсации за перенесенные пострадавшим нравственные или физические страдания. Размер компенсации морального вреда определяется судом. Статья 1101 определяет способы и размеры компенсации морального вреда.
Отдельные категории государственных служащих, виновные в причинении имущественного вреда государству при исполнении ими должностных обязанностей, несут материальную ответственность на основе специальных нормативных актов, например, военнослужащие – на основе ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 г.; сотрудники органов внутренних дел – на основе Инструкции о порядке возмещения военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава материального ущерба, причиненного государству, утвержденной приказом МВД СССР от 5 апреля 1984 г. № 70.
Виды юридической ответственности гос. служащих
Административная ответственность госслужащих выражается в применении к ним государственными органами, должностными лицами и представителями административной власти административного взыскания за нарушения требований служебной дисциплины. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых входит в их должностные обязанности, с сфере охраны порядка управления; государственного и общественного порядка; природы; здоровья населения и др. правил.
Ответственность должностных лиц наступает за нарушение обязательных правил не только своими действиями, но и за правонарушения, которые представляют собой упущения по службе. Данные упущения могут выражаться в даче подчиненным указаний, не соответствующих общеобязательным правилам, а также в непринятии мер по обеспечению этих правил подчиненными лицами, когда обеспечение их соблюдения входит в круг должностных обязанностей привлекаемого к ответственности должностного лица.
Дисциплинарная ответственность наступает, если госслужащий нарушает свои должностные обязанности. Условием применения мер дисциплинарной ответственности является признание неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностным лицом. Только те действия или бездействия госслужащего могут быть признаны противоправными, которые не соответствуют законодательству и/или иными юридическими актами, которые определяют его служебные обязанности (должностные инструкции, положения, уставы и др.).
Любые действия или бездействие госслужащего, соответствующего законам или иным юридическим актам, не могут квалифицироваться как должностной проступок, поскольку является правомерным. Должностным проступком является не всякое неисполнение госслужащим возложенных на него обязанностей, а только виновное, т.е. которое совершено умышлено или неумышленно. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного госслужащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения госслужащим своих должностных обязанностей
Гражданско-правовая ответственность госслужащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей. Госслужащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его, также он не освобождается от обязанности возместить имущественный вред и после прекращения государственной службы. Наличие материального ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности госслужащего. Она возникает в результате виновного противоправного деяния госслужащего и установления причинной связи между противоправным поведением и причиненным материальным ущербом. Обязанность госслужащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа. Если вред причинен имуществу гражданина или юридического лица по вине госслужащего при исполнении им должностных обязанностей и иск о возмещении предъявлен, то в соответствии со ГК РФ государственный орган обязан вмешаться и взять на себя ответственность за допущенные госслужащим неправомерные действия или бездействие.
Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
Дисциплинарная ответственность влечет для служащего по решению уполномоченного руководящего должностного лица или органа публичного управления негативные правовые последствия при совершении им должностного проступка.
Субъектом, полномочным привлекать служащего к дисциплинарной ответственности, является орган или руководящее должностное лицо, к числу полномочий которого относится назначение на должность служащего.
Негативные последствия для служащего могут выражаться в замечании, выговоре, строгом выговоре, предупреждение о неполном служебном соответствии или увольнении. Кроме того, до того, как будет рассмотрен вопрос о привлечении служащего, совершившего проступок, к дисциплинарной ответственности, он может быть временно отстранен от должности.
Дисциплинарная ответственность государственных и муниципальных служащих в 2020 году
Главная / Трудовое право / Ответственность / Дисциплинарная
Назад
Опубликовано: 09.05.2017
- Время на чтение: 9 мин
- 4451
Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.
Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.
- Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности
- Основания для привлечения к ответственности
- Порядок наложения
- Сроки привлечения к ответственности
- Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности
Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.
Под дисциплинарной ответственностью имеются в виду предусмотренные в законе меры дисциплинарных взысканий, налагаемые на госслужащих за должностные проступки. Дисциплинарная ответственность наступает, если госслужащий нарушает свои должностные обязанности. Условием применения мер дисциплинарной ответственности является признание неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностным лицом. Только те действия или бездействия госслужащего могут быть признаны противоправными, которые не соответствуют законодательству и/или иными юридическими актами, которые определяют его служебные обязанности (должностные инструкции, положения, уставы и др.).
Любые действия или бездействие госслужащего, соответствующего законам или иным юридическим актам, не могут квалифицироваться как должностной проступок, поскольку является правомерным. Должностным проступком является не всякое неисполнение госслужащим возложенных на него обязанностей, а только виновное, т.е. которое совершено умышлено или неумышленно. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного госслужащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения госслужащим своих должностных обязанностей. [2]
Под дисциплинарным взысканием понимаются предусмотренные в законодательстве меры принудительного воздействия, применяемые полномочным органом или руководителем за совершенный должностной проступок. Наиболее серьезной мерой дисциплинарного воздействия является прекращение государственно-служебных отношений в форме официального увольнения с государственной службы.
Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Нередко нарушение должностных обязанностей одновременно признается и административным, и дисциплинарным проступком, т.е. их составы дублируются, например, в отношении военнослужащих.
От вида и тяжести административного проступка зависят форма и объем санкций, однако во всех случаях вина признается необходимым элементом административного проступка должностного лица. Нет вины — нет и административного проступка. Нередко должностное лицо либо предвидит наступление вредных последствий своих действий (бездействий), но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Неосторожная вина также признается элементом состава административного правонарушения. Когда должностное лицо не должно было и не могло предвидеть вредные последствия своих действий (бездействия), оно освобождается от административной ответственности. [1]
Административная ответственность госслужащих выражается в применении к ним государственными органами, должностными лицами и представителями административной власти административного взыскания за нарушения требований служебной дисциплины. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых входит в их должностные обязанности, с сфере охраны порядка управления; государственного и общественного порядка; природы; здоровья населения и др. правил.
Ответственность должностных лиц наступает за нарушение обязательных правил не только своими действиями, но и за правонарушения, которые представляют собой упущения по службе. Данные упущения могут выражаться в даче подчиненным указаний, не соответствующих общеобязательным правилам, а также в непринятии мер по обеспечению этих правил подчиненными лицами, когда обеспечение их соблюдения входит в круг должностных обязанностей привлекаемого к ответственности должностного лица.
Особенно выделен вопрос об административной ответственности военнослужащих и государственных служащих, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Эти категории госслужащих несут ответственность по дисциплинарным уставам. Однако за нарушение правил режима государственной границы РФ; пограничного режима; режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ; правил дорожного движения, охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов; таможенных правил, а также за контрабанду данные категории госслужащих несут административную ответственность на общих основаниях. Госслужащие, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях — административную ответственность на общих основаниях.