Статья 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Да, в некоторых ситуациях даже при наличии всех признаков составов преступлений в виде превышения или злоупотребления должностными полномочиями результатом рассмотрения вопроса о виновности может стать полное освобождение лица от уголовного преследования. Так, если будет доказано, что сотрудник действовал из-за соображений безопасности других людей, общества или государства в целом, то он не может быть привлечен к уголовной ответственности.

Каких границ должен держаться полицейский

Для того чтобы не превысить должностных полномочий, любой сотрудник МВД должен всего лишь строго исполнять свои служебные обязанности и придерживаться при этом, согласно п. 1 ст. 27 ФЗ № 3-ФЗ от 07.02.2011 г., следующих правил:

  • неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и иные правовые акты и кодексы (УК, КоАП РФ и т. п.);
  • четко выполнять отданные в установленном порядке приказы руководства;
  • соблюдать права граждан (в том числе, не разглашать ставшие известными ему сведения об их частной жизни);
  • охранять гостайну (при доступе к секретным данным — особенно 1-го и 2-го уровней секретности);
  • придерживаться требований к служебному поведению полицейских;
  • уведомлять начальство о возникновении конфликта интересов с другими сотрудниками полиции (аттестованными служащими или вольнонаемными работниками), а также о каждой попытке со стороны любых лиц (подозреваемых, свидетелей, прямых подчиненных и т. д.) склонить его к нарушению закона за взятку.

Должностные лица – кто они?

Такими лицами считаются те, кто представляет власть по роду службы. В основном, принято считать представителями власти:

  • сотрудников правоохранительных органов всех уровней и всех ведомств. К ним относятся все, кто занимает любые должности в полиции (от сержанта ППС до следователя и начальника управления, отдела и т.д.); любые должности в прокуратуре (прокурор, его заместитель, помощник, старший помощник и т.д.); любые должности в Следственном Комитете;
  • государственных служащих, как федерального значения, так и «на местах», то есть работающих в муниципальных органах (лица, занимающие должности как в Правительстве РФ, так и в Правительстве определенной области, сотрудники Мэрии, Администрации районов, городов, областей и т.д.).

Дополнительно к должностным лицам закон относит и тех, кто непосредственно представителем власти не является, но выполняет в вышеперечисленных органах управленческие, распорядительные, хозяйственные функции (начальник отдела кадров, заведующий хозяйственной частью, ответственный за материальное обеспечение и т.д.).

Гражданин может быть наделен властными полномочиями, определяющими его как должностное лицо постоянно, временно или по поручению.

Второй комментарий к Ст. 286 УК РФ

1. В качестве дополнительного объекта выступают права и законные интересы граждан и организаций, а при обстоятельствах, предусмотренных в ч. 3 ст. 286 УК, и здоровье граждан.

2. Объективная сторона характеризуется совершением действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица, и наступлением общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

3. Если при должностном злоупотреблении виновный незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему полномочия, то при превышении должностных полномочий он совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции. Поэтому при квалификации деяния по ст. 286 УК необходимо точно установить объем полномочий должностного лица, определенный законом, уставом, инструкцией, приказом или иным нормативным актом, и выяснить, какие конкретно нормативные положения были нарушены и в чем выразились нарушения.

4. Превышение должностных полномочий может выражаться в совершении действий:

1) относящихся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по рангу; данного или другого ведомства);

2) которые могли бы быть совершены данным должностным лицом, но лишь при наличии особых условий, отсутствовавших в реальной ситуации (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц; задержание лица при отсутствии оснований, указанных в ст. 91 УПК РФ);

3) составляющих исключительную компетенцию коллегиального органа, но совершенных должностным лицом единолично (например, единоличное составление вердикта о виновности подсудимого старшиной присяжных заседателей);

4) которые никем и ни при каких условиях не могут быть совершены, поскольку не входят в компетенцию никого из должностных лиц (например, производство начальником охраны государственного учреждения личного обыска его сотрудников) (п. 19 постановления от 16.10.2009).

5. Преступление следует считать оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

7. Субъект преступления — должностное лицо, не занимающее государственных должностей либо должности главы органа местного самоуправления.

8. Квалифицированный состав данного преступления (ч. 2) характеризуется его совершением лицом, занимающим государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ или должность главы органа местного самоуправления (см. комментарий к ч. 2 ст. 285 УК).

9. Особо квалифицированный состав (ч. 3) предполагает совершение данного преступления:

а) с применением насилия или угрозы его применения; б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий.

Применение насилия означает физическое воздействие на потерпевшего путем причинения ему побоев, физической боли, легкого или средней тяжести вреда здоровью, лишения свободы и т.п.

Угроза применением насилия — это психическое воздействие, при котором должностное лицо запугивает потерпевшего реальным применением любого физического насилия, вплоть до угрозы убийством.

Применение оружия или специальных средств означает их фактическое использование для физического или психического воздействия на потерпевшего: для устрашения (например, выстрелы поверх голов), для причинения физической боли или вреда здоровью, для ограничения личной свободы потерпевшего и т.д.

Под оружием понимаются предметы и устройства, отнесенные к оружию в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» (подробнее характеристику оружия см. при анализе ст. 222 УК).

Под специальными средствами понимаются водометы, слезоточивые газы, наручники, резиновые палки, специальные транспортные и иные технические средства поддержания общественной безопасности, правопорядка и личной безопасности граждан, состоящие на вооружении полиции, внутренних войск, иных государственных и муниципальных органов (п. 20 постановления).

10. О причинении тяжких последствий см. комментарий к ч. 3 ст. 285 УК.

Комментарий к Статье 286 УК РФ

1. Общественная опасность преступления определяется в основном двумя моментами: 1) сознательным и очевидным выходом должностного лица за пределы его служебной компетенции; 2) существенным нарушением в результате совершения данного деяния охраняемых законом интересов. Зачастую превышение должностных полномочий сопряжено с применением насилия или угрозой его применения к гражданам, применением в отношении их оружия или специальных средств. Это, безусловно, еще более увеличивает общественную опасность преступления.

2. Объект преступного посягательства рассмотрен в коммент. к ст. 285. В качестве дополнительного объекта преступления выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства, честь, достоинство, здоровье людей.

3. Объективная сторона выражается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства. Между совершением должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий, и наступившими общественно опасными последствиями должна быть установлена причинная связь.

3.1. Действия, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица, могут выражаться в совершении: а) действий, которые входят в компетенцию другого должностного лица (например, начальник ОВД, не будучи на то уполномочен, дает санкцию на проведение обыска); б) действий, выполненных единолично, которые могут быть осуществлены только коллегиально (например, руководитель представительного органа местного самоуправления лично принимает решение, принятие которого возможно лишь коллегиально на заседании); в) действий, выполненных при отсутствии специальных полномочий или условий, необходимых в конкретной ситуации (например, применение работником милиции оружия в момент, когда это не было вызвано необходимостью); г) таких действий, которые ни одно должностное лицо не вправе совершать (например, унижение чести и достоинства подчиненного по службе путем производства его личного досмотра (при отсутствии законных оснований), глумление над личностью, рукоприкладство и т.п. (п. «а» ч. 3 коммент. статьи).

Читайте также:  Ликвидация компании: какие могут быть риски

3.2. Необходимо, чтобы каждое из перечисленных действий должностного лица было явно, т.е. очевидно, выходящим за пределы прав и полномочий, предоставленных ему соответствующими нормативными актами (закон, устав, положение, инструкция, приказ и т.д.). При этом следует установить, какой именно правовой акт и какие конкретные его положения, определяющие компетенцию должностного лица, были нарушены.

3.3. Рассматриваемая норма является общей по отношению к некоторым специальным составам превышения должностных полномочий (например, некоторые преступления, посягающие на конституционные права и свободы человека и гражданина: ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137 и др.; отдельные преступления против правосудия: ч. 3 ст. 294, ст. 299, 300 и др.). Согласно правилам квалификации в случае возникновения конкуренции между общей и специальной нормой предпочтение отдается последней.

3.4. Преступление окончено (составом, закрепленным в ч. 1) в момент наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства (см. п. 3.5 коммент. к ст. 285).

4. Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. Мотивы и цели не входят в число обязательных признаков состава преступления и не оказывают влияния на квалификацию деяния, однако они могут быть учтены при назначении наказания.

5. Субъект специальный — должностное лицо (см. п. 5 — 5.6 коммент. к ст. 285).

6. Квалифицированным видом превышения должностных полномочий (ч. 2) является совершение деяния, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно должность главы органа местного самоуправления (см. п. 6 коммент. к ст. 285).

7. Особо квалифицированным видом рассматриваемого преступления (ч. 3) является совершение деяния, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 коммент. статьи, если оно сопровождалось: а) насилием или угрозой его применения; б) применением оружия или специальных средств; в) причинением тяжких последствий.

7.1. Под применением насилия следует понимать любое физическое воздействие вопреки воле потерпевшего или помимо нее, которое может выражаться в нанесении побоев, истязании, причинении физической боли, телесных повреждений (в форме легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью), а также состоящее в ограничении свободы.

Угроза применения насилия может быть выражена в действиях или высказываниях виновного, когда имеются реальные основания опасаться применения физического насилия.

7.2. В случаях причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренного ч. 3 — 4 ст. 111, а также при умышленном лишении жизни потерпевшего (ст. 105) содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений (ч. 3 ст. 286 и ч. 3 или 4 ст. 111 либо ст. 105).

Если убийство либо тяжкий или средней тяжести вред здоровью причинены должностным лицом при превышении пределов необходимой обороны, а также при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, деяние надлежит квалифицировать только по ст. 108 или ст. 114.

7.3. Под применением оружия понимается его непосредственное использование по назначению как для физического, так и для психического воздействия на потерпевшего (см. п. 12 Постановления Пленума ВС СССР от 30.03.1990 N 4). К оружию следует относить огнестрельное, пневматическое, газовое или холодное оружие, предназначенное для поражения живой цели, для ношения и применения которого требуется специальное разрешение.

Применение оружия включает использование его поражающих свойств для причинения вреда потерпевшему. При этом не только выстрел, но и, например, удар прикладом огнестрельного оружия рассматриваются как его применение.

7.4. К специальным средствам относятся приспособления (устройства), предназначенные для пресечения нападений преступников, прекращения массовых беспорядков и иных преступных деяний (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта и т.д.) (ст. 14 Закона о милиции).

7.5. Причинение тяжких последствий — оценочный признак (см. п. 7 коммент. к ст. 285). К тяжким могут быть отнесены такие последствия преступного деяния, когда оно повлекло массовые беспорядки, крупные аварии, дезорганизацию работы государственного или муниципального органа или учреждения и др.

8. Деяния, описанные в ч. 1, относятся к категории средней тяжести, в ч. 2 и 3 — к тяжким преступлениям.

Говоря о компетенции должностных лиц, установить точный перечень возможностей нельзя, поскольку всё будет определяться конкретно занимаемым постом. Однако законодатель предусматривает разделение возможностей лиц по группам, которые подлежат градации согласно основным функциям госслужащих.

Замещение должностей может происходить не только по специальному назначению и на постоянной основе, но и в качестве временной замены ранее трудившегося субъекта. Объём компетенции при этом не изменится.

Итак, говоря о конкретных возможностях и границах применения таковых, следует рассмотреть три основные группы:

  • Представительство. Здесь речь идёт о представление трёх ветвей власти, интересов таковой. Действия в такой ситуации носят распорядительный характер и распространяются на лиц, стоящих ниже по службе. При этом важно отсутствие факта служебной зависимости таких субъектов. Примером реализации данного варианта выступает работа в правоохранительных органах, будь то следствие или суд.
  • Административные и хозяйственные мероприятия. Здесь рассматривается вариант работы, связанной с управлением имуществом государства. Осуществляться такая деятельность может в самих органах власти, учреждениях, принадлежащих таковым, магазинах, складах и так далее.
  • Организация и распоряжение. Данный вариант предполагает организацию и обеспечение деятельности иных сотрудников органов власти. То есть сюда входит работа с кадрами, проверка исполнительной составляющей деятельности, организация труда, определение условий заработной платы, осуществление увольнения и так далее.

Одновременно органы власти предполагают функционирование всех трёх групп, что требуется распределения прав и обязанностей между несколькими субъектами. Должность и определяет границы возможностей, точно прописанных в законах и инструкциях.

Превышение должностных полномочий – состав преступления

Состав преступления по деяниям, связанным с превышением обязанностей по работе, определен в Уголовном Кодексе РФ в статье 286. В частности, в пункте первом говориться о таких действиях ответственных субъектов, которые выходят за рамки их полномочий и влекут за собой существенное нарушение прав и свобод других граждан.

В пункте втором ст. 286 УК РФ разъясняется состав деяния, совершенного должностным лицом, находящимся на федеральной государственной службе либо во главе местного муниципалитета.

Третий пункт предусматривает уголовное наказание лиц, которые будучи ответственными служащими, совершили умышленные деяния по превышению своих обязанностей с применением оружия, насилия, угрозы вреда здоровью, а также с причинением тяжких последствий.

Превышение полномочий – что это такое

Прежде, чем рассматривать вопрос превышения должностных полномочий, необходимо прояснить правовую базу, в соответствии с которой обеспечивается данное регулирование трудовых взаимоотношений, и определить сами термины, которые используются в этом аспекте. Так, под превышением полномочий в целом подразумевается выполнение действий, которые явно не входят в перечень служебных или должностных задач.

Критерий явности требует, чтобы лицо осознавало незаконность своих действий при совершении превышения полномочий. В противном случае, если полномочия определены нечетко, или не были в полной мере донесены до сотрудника, подобные действия не могут считаться превышением.

Большое значение в контексте рассмотрения превышения полномочий как неправомерного деяния также имеет статус совершившего этот проступок лица. Законодательство предусматривает строгое разграничение возможной ответственности за превышение служебных полномочий между госслужащими и сотрудниками частных субъектов хозяйствования, вплоть до невозможности привлечения последних к отдельным видам ответственности.

Куда можно обратиться, став жертвой правонарушения

Защищать гражданина или юрлицо от произвола представителя правоохранительных органов призван Следственный комитет (СК). Следовательно, нужно идти в этот госорган. Если произошло нарушение прав в серьезном объеме, то необходимо постараться собрать доказательства (к примеру, зафиксировать побои в медучреждении).

Уголовная ответственность за превышение должностных полномочий наступает в рамках решения суда общей юрисдикции.

Данная инстанция обязана рассмотреть все обстоятельства дела, в том числе показания и объяснения самого нарушителя закона. То есть заявителю желательно сразу позаботиться о сборе доказательств.

Читайте также:  Подлежат ли цветы возврату в магазин и обмену?

При разборе преступлений, связанных превышением прав, учитывается уголовно-правовая характеристика деяния. В частности, в ее состав входит определение рамок властных полномочий. Таковые не всегда можно точно обозначить. Часть прав записана в законе. В таких ситуациях превышения должностных полномочий нетрудно доказать, как в примере с полицией.

Иное дело, разобраться с рамками прав госслужащих. В инструкциях их поступки и права расписываются размыто. Большая часть важных решений принимается коллегиально, что снижает уровень ответственности чиновников. Практика правоприменения нормы говорит о том, что добиться справедливости в подобных делах бывает сложно.

Справка Кемеровского областного суда от 29.08.2008 N 01-19/500

Справка подготовлена по заданию Заместителя Председателя Верховного Суда РФ на основе анализа уголовных дел, рассмотренных судами Кемеровской области в 2007 — первом полугодии 2008 г.г., а также кассационной и надзорной практики Кемеровского областного суда.

На обобщение судебной практики из районных (городских) судов Кемеровской области всего поступило 51 уголовное дело, в отношении 66 лиц.

По ст. 285 УК РФ всего поступило и изучено 11 уголовных дел в отношении 11 лиц.

По ст. 286 УК РФ всего поступило и изучено 40 уголовных дел в отношении 55 лиц.

В ходе обобщения судебной практики также изучено 2 уголовных дела, рассмотренных Кемеровским областным судом в 2008 году: 1 уголовное дело с постановлением обвинительного приговора в отношении 1 лица по ч. 1 ст. 286, ч. 2 ст. 303 УК РФ; 1 уголовное дело с вынесением оправдательного приговора в отношении 3 лиц по п.п. «а», «б» ч. 3 ст. 286, ч. 3 ст. 33 — п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ УК РФ.

Из общего числа изученных уголовных дел — 15 дел рассмотрено в особом порядке принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением.

Из 11 уголовных дел по ст. 285 УК РФ:

— 4 дела в отношении 4 лиц окончились вынесением обвинительных приговоров (по 1 делу в кассационном порядке приговор в части осуждения по ч. 1 ст. 285 УК РФ отменен с прекращением производства по делу);

— 2 дела в отношении 2 лиц окончились вынесением оправдательных приговоров (в связи с отсутствием в действиях подсудимых состава преступления);

— 5 дел в отношении 5 лиц дел окончились вынесением постановлений о прекращении уголовных дел (в связи с деятельным раскаянием — 3 дела в отношении 3 лиц; в связи с истечением сроков давности уголовного преследования — 1 дело в отношении 1 лица; в связи с примирением с потерпевшим — 1 дело в отношении 1 лица).

Из 42 уголовных дел по ст. 286 УК РФ:

— 36 дел в отношении 48 лиц окончились вынесением обвинительных приговоров;

— 2 дела в отношении 4 лиц окончилось вынесением оправдательного приговора (в связи с отсутствием в действиях подсудимых состава преступления; оправдательный вердикт присяжных);

— 4 дела в отношении 7 лиц окончились вынесением постановлений о прекращении уголовных дел (в связи с истечением сроков давности уголовного преследования — 2 дела в отношении 3 лиц, из них прекращено в части по 1 делу в отношении 1 лица; в связи с примирением с потерпевшим — 2 дела в отношении 3 лиц).

В качестве основного объекта преступных посягательств, ответственность за которые установлена ст. ст. 285, 286 УК РФ, выступают общественные отношения, регулирующие нормальную деятельность государственного аппарата и аппарата органов местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев. Дополнительные объекты — права и законные интересы граждан, организаций, охраняемые законом интересы общества и государства.

Двойственностью объекта рассматриваемых преступлений определяется проблема, связанная с вопросом о возможности окончания уголовного дела примирением сторон. Анализ судебной практики показывает, что правоприменители по данному вопросу придерживаются различных позиций.

Постановлением Центрального районного суда г. Кемерово от 29.01.2008 прекращено за примирением сторон уголовное дело по обвинению Б. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285, ч. 2 ст. 158 УК РФ.

В судебном заседании потерпевший О. просил прекратить производство по данному уголовному делу в связи с примирением, поскольку Б. загладил причиненный им вред, полностью возместил материальный ущерб. Претензий к нему потерпевший не имеет. Государственный обвинитель не возражал против прекращения уголовного дела.

Суд удовлетворил данное ходатайство, указав, что Б. не судим, совершил преступления средней тяжести, потерпевший примирился с подсудимым, не желает привлекать его к уголовной ответственности, претензий не имеет.

На состоявшееся судебное решение прокурором Центрального района г. Кемерово принесено представление, в котором прокурор указал, что прекращая уголовное дело в отношении Б. в виду примирения с потерпевшим О., суд не учел, что основным и непосредственным объектом посягательства является не физическое лицо, а общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность государственного аппарата, а дополнительным объектом посягательства являются права человека и гражданина.

Поскольку в данном случае объектом посягательства является не физическое лицо, а авторитет государственной власти, решение об освобождении лица от уголовной ответственности по ст. 285 УК РФ в связи с примирением с потерпевшим не может быть принято.

Судебная коллегия с доводами прокурора района не согласилась и оставила постановление суда первой инстанции без изменения (кассационное определение от 20.03.2008).

По мнению коллегии, в данном случае имелись основания, предусмотренные ст. 76 УК РФ, для прекращения дела. Коллегия указала, что прекращение дела за примирением сторон является правом суда, ст. 25 УПК РФ не предусматривает каких-либо исключений в зависимости от того, чьи интересы нарушаются преступным деянием.

Из материалов дела, в частности, из постановления о привлечении Бортникова в качестве обвиняемого видно, что Б. предъявлено обвинение в том, что он, действуя из корыстных побуждений, совершил кражу у О., используя свои должностные полномочия, т.е. нарушил права и законные интересы гражданина. При этом, в чем конкретно выразилось нарушение интересов общества или государства в постановлении не указано, а лишь приведена диспозиция статьи.

Более того, государственный обвинитель, представляя интересы государства, в судебном заседании согласился с ходатайством потерпевшего, и не возражал против прекращения дела.

Таким образом, коллегия указала, что одним из объектов посягательства являлось физическое лицо, с которым подсудимый примирился, и государственный обвинитель, как представитель государства также был согласен с примирением. Решение суда не противоречит требованиям ст. 76 УК РФ, ст. 25 УПК РФ, является законным и обоснованным.

В следующем примере, по мнению судебной коллегии, суд необоснованно прекратил уголовное дело за примирением сторон.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Кемеровского областного суда от 13.05.08 отменено постановление Беловского городского суда от 13.03.08 о прекращении уголовного дела за примирением сторон в отношении В., обвиняемого по ч. 1 ст. 285 УК РФ.

Как видно из материалов дела, В. обвиняется в совершении преступления, повлекшего существенное нарушение прав и законных интересов гражданина и охраняемых законом интересов общества и государства, т.е. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ, которое в соответствии с уголовным законом является преступлением против государственной власти, интересов государственной службы в органах местного самоуправления.

Непосредственным объектом преступления, в котором обвиняется В., являются как законные интересы граждан, так и интересы общества и государства.

Суд, руководствуясь ст. 76 УК РФ, ст. 25 УПК РФ, прекратил уголовное дело в связи с примирением потерпевшей и подсудимого, который, как указал суд, загладил причиненный вред, судим ранее не был, обвиняется в совершении преступления, относящегося к категории средней тяжести.

Однако по данной категории дел, где затрагиваются интересы не только граждан, но и государства, недостаточно примирения одного потерпевшего с подсудимым.

рассмотрев в открытом судебном заседании в особом порядке судебного разбирательства уголовное дело в отношении

Подсудимая Харрасова *.*., являясь должностным лицом, превысила пределы своих полномочий, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов гражданина и охраняемых законом интересов общества и государства.

С учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, обстоятельств, смягчающих наказание, отсутствие отягчающих обстоятельств, данных о личности подсудимой, мнения потерпевшего, суд считает, что цели наказания, предусмотренные ч.2 ст. 43 УК РФ, могут быть достигнуты без изоляции Харрасовой *.*. от общества путем назначения ей наказания в виде лишения свободы на определенный срок с применением ст.73 УК РФ условно. Гражданский иск прокурора города Кумертау передать для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства. Гражданский иск прокурора о взыскании в пользу Российской Федерации… рублей и взыскании в пользу Б. компенсации морального вреда в сумме… рублей не может быть разрешен в настоящем судебном разбирательстве в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств в обоснование причиненного вреда и его размеров и подлежит передаче для рассмотрения в порядке гражданского производства.

Читайте также:  Размер и порядок взыскания алиментов на 4-х детей

Превышение должностных полномочий: что это и виды наказания

У каждого человека, наделенного определенной властью, круг полномочий строго регламентирован. Функции записываются в подзаконных либо локальных актах. Выход за их круг – это превышение должностных полномочий. Таковое деяние наказывается в рамках УК РФ в том случае, если приводит к нарушению прав граждан.

Наказание за превышение полномочий, предоставляемых законом, описано в 286-й статье Уголовного кодекса (УК) РФ.

В указанном параграфе УК содержится описание проступка и наказания за него. В частности, статья 286 УК РФ содержит разделение должностных лиц в части актов, наделяющих их властными функциями. Превышение должностных полномочий могут совершать должностные лица:

  • предприятий, компаний, выполняющие обязанности в рамках гражданского или специального права;
  • госслужащие и служащие муниципальных образований.

Указанная статья характеризует действия виноватого, выражающиеся в нарушении рамок локального или законодательного акта, наделяющего его властью. О превышении должностных полномочий можно говорить, если чиновник принял решение:

  • не входящее в его компетенцию;
  • право на которое правоустанавливающим актом отнесено в полномочия:
    • иного должностного лица;
    • коллегиального органа.

Кроме того, в рамках уголовного производства рассматриваются проступки, наносящие ущерб одному из субъектов правоотношений:

  • гражданину;
  • государству;
  • обществу;
  • организации.

Например, превышением полномочий суд сочтет подписание распорядительного документа о выделении бюджетных средств специалистом госучреждения.

Право на таковое действие есть у руководителя и его заместителя (не всегда).

Траты средств на основании указаний обычного сотрудника – это нарушение законодательства, если в должностной инструкции чиновника не содержится пункт о соответствующих полномочиях.

Уголовно-правовая характеристика преступления

Преступление считается совершённым лишь в том случае, если при превышении должностных обязанностей, произошли последствия, нанёсшие соответствующий урон.

Данная категория преступлений не рассматривает возможности покушения на гражданские или имущественные права лиц или общества.

В том случае, если превышения полномочий осуществились, например, при исполнении должностным лицом функций другого должностного лица – то ему могут вменить дисциплинарное взыскание, если это не повлекло каких-либо последствий.

Кроме этого, преступные последствия, которые наступили в результате превышения должностным лицом, своих полномочий, необходимо логически связать.

Без этой взаимосвязи, состав преступления определён не будет.

Превышение должностных полномочий

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

  • а) с применением насилия или с угрозой его применения;
  • б) с применением оружия или специальных средств;
  • в) с причинением тяжких последствий, —

Судебная практика: примеры

Следователь отдела по предотвращению экономических преступлений задержал обвиняемого в мошеннических действиях служащего, причинившего огромный ущерб одному из предприятий. На основании полученного материала, он заключил его под арест, затем направил дело в суд. На протяжении всего процесса, до вынесения приговора, обвиняемый находился в изоляторе на незаконных основаниях, в течение 4-х месяцев.

Постановление Пленума ВС – необходимо придерживаться закона, соблюдая всего его правила и исключить издержки судебного производства, необоснованность вынесения обвинительного приговора, улучшить его качество. Но в то же время, следует установить факт нарушения и наказать лицо, уличенное в превышении своих обязанностей.

Судебная практика сталкивается с множеством случаев. Так, например капитан судна, перевозящего товары для последующей реализации на территории РФ, уличил члена экипажа в крупной краже. Он поместил его под стражу, стал осуществлять следственные мероприятия, дознание.

Капитан имел на это полномочия, так как сотрудники полиции были недоступны. Но корабль побывал в многочисленных портах, в одном из которых он должен был передать подозреваемое в преступлении лицо уполномоченным органам. Из-за продолжительного пребывания под арестом, у матроса ухудшилось состояние здоровья, и он получит инвалидность. Здесь на лицо превышение должностных обязанностей.

Преступные деяния против госвласти – противоправные действия, с использованием положения занимаемого на службе. Должностное лицо действует вопреки целостной организованной системе, что вызывает противодействие, которое может привести к негативным последствиям для самого инициатора.

УК РФ ст. 286 с комментариями содержит всю необходимую информацию, которую следует изучить должностным лицам во избежание крупного штрафа или уголовной ответственности в виде заключения под стражу от 3-х до 10 лет и лишения права заниматься предпочтительным видом трудовой деятельности.

По правилам подследственности, рассмотрение сообщений о злоупотреблении служебными полномочиями по ст. 285 УК РФ и расследование уголовных дел об этих преступлениях входят в компетенцию следователей Следственного комитета РФ.

На основании ч. 5 ст. 151 УПК РФ расследованием таких преступлений могут заниматься и следователи органа, который выявил их, – ФСБ или МВД.

Но и здесь есть свои исключения: если привлекаемое к ответственности должностное лицо – сотрудник СК, ФСБ, службы внешней разведки, ФСО, полиции, прокуратуры, суда, УФСИН, таможни, относится к гражданскому персоналу вооруженных сил, является военнослужащим или депутатом и т. д., уголовные дела в отношении него, в том числе и по рассматриваемой статье, вправе расследовать исключительно следователи СК РФ.

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 29.03.2017 N 69-П17ПРСС Приговор: По п. п. «б», «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ за превышение должностных полномочий. Определение ВС РФ: Приговор изменен, уточнено, что осужденный лишен права занимать должности в правоохранительных органах, связанные с осуществлением функций представителя власти, сроком на два года

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 марта 2017 г. N 69-П17ПРСС

(Извлечение)

По приговору Смоленского областного суда от 23 ноября 2016 г. Г. осужден по п. п. «б», «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ к пяти годам лишения свободы с лишением права занимать должности в правоохранительных органах сроком на два года.

Г. осужден (с учетом изменений) за превышение должностных полномочий, т.е. совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов государства, с применением специальных средств.

Г., занимая должность начальника отдела ГУЭБКиПК МВД России, в августе — сентябре 2011 г. без достаточных оснований вынес постановление о проведении оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент» в отношении Е., П. и Л., склонил Е.

к участию в заведомо незаконных оперативно-розыскных мероприятиях и получению от него показаний о наличии преступного умысла на незаконное получение денежных средств от Н. и дальнейшую их передачу П. и Л. за заключение муниципальных заказов. В результате незаконных действий Г. Е. и П.

были переданы пять миллионов рублей якобы для передачи их Л.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *