Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Этапы проведения технической инвентаризации объектов недвижимости». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В качестве результата техинвентаризации выступает технический паспорт. Он составляется на каждое строение/помещение, подвергающееся обследованию. В нем фиксируется наличие осмотренного объекта, его фактическое расположение, владелец, стоимость, технические характеристики, состав, границы, состояние, кадастровый, реестровый и инвентарный номера. Кроме этого, в паспорт проставляется отметка о включении сведений в ЕГР. На каждый объект должно быть открыто дело под соответствующим номером. Оно представляет собой техпаспорт с приложенными к нему документами, которые составляются по результатам обследования. По мере выполнения проверок дело пополняется соответствующими актами. Вся документация по объекту передается на хранение в архив БТИ. Субъекту права на руки выдается копия паспорта, заверенная печатью Бюро и подписью его руководителя.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
БТИ начало свое существование после принятия постановления, регламентирующего инвентаризацию имущества Советов. В 1930 г. был утвержден другой документ, по которому описи подлежал жилфонд госбюджетных структур, кооперативных объединений и частных лиц. По данным документам техническая инвентаризация объектов недвижимости была направлена на:
- Получение информации для составления балансов народно-хозяйственного комплекса.
- Обеспечение оценочных показателей для правильного воспроизводства имеющихся основных фондов посредством амортизационных накоплений.
- Использование оценок и данных инвентаризации строений и земель.
Издание специальных нормативных актов позволило распространить деятельность БТИ на все города, курортные, дачные и рабочие поселки, сформировать финансовую базу, обеспечить применение единых методов. В качестве основного недостатка оценочных данных, полученных в то время, следует назвать отсутствие системы цен и норм. Налоговые и страховые органы в отдельных областях проводили операции на разной рыночной основе. Оценочная стоимость сооружений зачастую сильно занижалась. Это, в свою очередь, уменьшало страховые выплаты и компенсации за ущерб, причиненный стихийными бедствиями.
Соответственно, в госбюджет поступали меньшие суммы налогов. В балансах домоуправлений занижались амортизационные начисления и объем средств, выделяемых на выполнение капремонта. В результате в 1939 г. было издано новое постановление, предусматривавшее генеральную переоценку сооружений на всей территории страны. Это позволило привести данные разных населенных пунктов к единым нормам и ценам. Впоследствии изменения в систему инвентаризации вносились в послевоенное время. В рамках этой работы была восстановлена и расширена деятельность БТИ. В 1960-1972 гг. была проведена новая переоценка с определением износа существовавших основных фондов государства. Завершающим этапом становления системы инвентаризации считается 1982 г. Тогда была выполнена полная переоценка жилфонда, земных зон, коммуникаций для целей госстрахования.
3.1. Подготовка к проведению работ включает в себя:
— изучение имеющейся исполнительной, строительной, проектной, бухгалтерской и другой документации, предоставленной заказчиком;
— определение количества и границ объектов учета;
— согласование с заказчиком режима и сроков выполнения инвентаризационных работ по каждому объекту учета.
3.2. Заказчиком определяется перечень объектов недвижимого имущества, образующих комплекс и подлежащих технической инвентаризации, и предоставляются нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающие принадлежность имущества заказчику.
3.3. Определение границ, площади и назначения земельного участка осуществляется на основании предоставленных заказчиком землеотводной документации.
Возможность на практике внедрять эффективные экономические механизмы управления недвижимостью в автодорожной сфере ограничена отсутствием систематизированных и достоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, современных методик и технологий их учета и оценки.
В целях осуществления государственного контроля за градостроительной деятельностью, совершенствования планирования развития территорий и поселений, обеспечения органов государственной власти достоверной информацией о среде жизнедеятельности на территории Российской Федерации предусмотрено проведение технической инвентаризации и технического учета объектов недвижимости.
Вместе с тем, специфика объектов недвижимости автодорожной отрасли требует разработки отсутствующих на сегодняшний день специальных методик по проведению технической инвентаризации и технического учета автодорожных объектов, которые позволят обеспечить учет таких объектов, возможность активизировать вовлечение земли и иных объектов недвижимости дорожного хозяйства в гражданский оборот, а также совершенствовать систему государственного управления недвижимостью, находящейся в ведении Федерального дорожного агентства и подведомственных ему организаций.
Особую значимость разработка методологических подходов к технической инвентаризации и техническому учету объектов автодорожного хозяйства приобретает в свете реализации Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)» с подпрограммой «Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений», утвержденной постановлением Правительства РФ №745 от 25.10.2001 г.2
2 Собрание законодательства РФ, 05.11.2001, № 45, ст. 4265.
Одной из целей реализации данной Программы является осуществление перехода к ведению единого государственного учета земельных участков и прочно связанных с ними зданий, строений, сооружений, являющихся объектами прав и налогообложения, как единых объектов недвижимости на базе программно-технической инфраструктуры государственного земельного кадастра.
В настоящее время полномочиями в сфере регулирования и осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости наделены следующие органы и организации:
— Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;
— Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;
— организации, имеющие аккредитацию Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляет:
— разработку основ федеральной политики и правовое регулирование государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства;
— государственный учет объектов капитального строительства независимо от их назначения и принадлежности по единой для Российской Федерации системе учета.
Основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются:
а) обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности;
б) формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах капитального строительства и их территориальном распределении;
в) обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе;
г) информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
д) сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для проведения государственного статистического учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа
— создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов капитального строительства;
-осуществление технической инвентаризации объектов капитального строительства.
3 Собрание законодательства РФ, 23.08.2004, № 34, ст. 3554.
В рамках возложенных на него функций Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет:
— государственную кадастровую оценку земель и представление ее результатов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— ведение государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;
— ведение государственного технического учета объектов капитального строительства;
— создание и ведение государственного кадастра объектов недвижимости.
В ведении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (до утверждения Правительством Российской Федерации перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти) находятся организации, осуществляющие деятельность по ведению градостроительного кадастра, техническому учету и инвентаризации объектов капитального строительства.
Порядок организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства определен постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности»7.
7 Собрание законодательства РФ, 11.12.2000, № 50, ст. 4901.
Объектами, подлежащими государственному техническому учету и технической инвентаризации, являются:
а) объекты, завершенные строительством и принятые в эксплуатацию;
б) самовольно возведенные завершенные строительством объекты (части объектов);
в) объекты, не завершенные строительством, в том числе объекты, разрешение на строительство которых не выдавалось;
г) бесхозяйные объекты.
Техническая инвентаризация объектов учета подразделяется на первичную, плановую и внеплановую.
Первичной технической инвентаризации подлежат все объекты учета, техническая инвентаризация которых ранее не проводилась. По результатам первичной технической инвентаризации на каждый объект учета оформляется Технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Плановая техническая инвентаризация объектов учета проводится в целях выявления произошедших после первичной технической инвентаризации изменений и отражения этих изменений в Технических паспортах и иных учетно-технических документах. Плановая техническая инвентаризация проводится не реже одного раза в пять лет.
Внеплановая техническая инвентаризация объектов учета проводится при изменении технических или качественных характеристик объекта учета (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос), а также при совершении с объектом учета сделок, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации.
Проведение первичной и внеплановой технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах учета осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации.
На основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, формируется и ведется в установленном порядке Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности, Правила ведения которого утверждены приказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 31.05.2001 № 120 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности»8.
8 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 32, 06.08.2001.
Единый реестр представляет собой упорядоченную систему записей, содержащих в них сведения об объектах недвижимости и являющихся доказательством существования учетного объекта в фиксированном составе, границах, назначении, принадлежности и других технических характеристиках на определенную дату.
Единый реестр Российской Федерации нацелен на обеспечение функционирования единой государственной системы учета объектов градостроительной деятельности, задачами которой являются:
— обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности;
— формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах градостроительной деятельности и их территориальном распределении;
— обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе;
— информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
— сбор и представление сведений об объектах градостроительной деятельности для проведения государственного статистического учета.
Единый реестр ведется на основе унифицированных и сопоставимых сведений, полученных в результате технической инвентаризации на территории Российской Федерации объектов градостроительной деятельности.
Объектом учета Единого реестра является объект градостроительной деятельности, подлежащий государственному техническому учету и технической инвентаризации, независимо от формы собственности такого объекта и его целевого назначения. В Едином реестре учитываются:
— объекты, завершенные строительством и принятые в эксплуатацию;
— самовольно возведенные завершенные строительством объекты (части объектов);
— объекты, не завершенные строительством, в том числе объекты, разрешение на строительство которых не выдавалось;
— бесхозяйные объекты.
Документальной основой ведения Единого реестра является Технический паспорт. Источником формирования записи об объекте являются удостоверенные документы, составленные на основе проведенной технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности и хранящиеся в инвентарном деле объекта. Запись об объекте градостроительной деятельности в Едином реестре устанавливает факт наличия объекта по конкретному адресу, в определенных границах, фиксированном составе, с определенными техническими характеристиками. Реестр ведется на бумажных и магнитных носителях. При наличии расхождения в сведениях, записанных на бумажных и магнитных носителях, используются сведения на бумажных носителях, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В результате внесения записи в Единый реестр объекту градостроительной деятельности присваивается инвентарный номер, сформированный в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Выписка из Единого реестра является доказательством проведенного государственного технического учета и наличия объекта градостроительной деятельности по определенному адресу, в фиксированном составе, границах, назначении, принадлежности и иных характеристик на определенную дату.
Сведения об объектах учета, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения государственного статистического учета, определения размера налога на имущество, ведения земельного, градостроительного кадастров, а также реестра федерального имущества.
Система газоснабжения — имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
Особенностями объектов газовой отрасли являются их технологическая связанность, обеспечивающая непрерывный технологический процесс, множество видов физических объектов и их разнородность, наличие множества видов имущественных комплексов.
Приказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 308 от 29.12.2000 г. «Об утверждении порядка составления комплекта документов по технической инвентаризации имущественных комплексов, составляющих системы газоснабжения РФ, а также других объектов недвижимого имущества, принадлежащих ОАО «Газпром» и его дочерним организациям»14 установлен порядок проведения технической инвентаризации и технического учета с учетом специфики объектов газовой отрасли.
14 Документ опубликован не был.
Производственно-технологический комплекс в газовой отрасли, как совокупность технологически и организационно взаимосвязанных объектов (движимых и недвижимых), используемых в производственной деятельности организации и обеспечивающих непрерывный производственный процесс, может состоять из различных имущественных комплексов или их частей, наборов объектов имущественного комплекса, расположенных как на одном, так и на нескольких земельных участках.
Техническая инвентаризация и технический учет объектов недвижимого и движимого имущества, входящих в имущественные комплексы объектов газовой отрасли, осуществляется по единой для Российской Федерации системе на основании данных исполнительной, строительной и проектной документации, данных бухгалтерского учета о балансовой стоимости, данных обследования и технической инвентаризации входящих в состав имущественного комплекса объектов.
В целях уточнения соответствия принадлежности, фактического использования, состояния и стоимости объектов по данным исполнительной, строительной и проектной документации, а также данным отчетности (балансовой стоимости объектов) организацией технической инвентаризации и технического учета производится натурное обследование объектов.
Техническая инвентаризация имущественных комплексов производится в установленном порядке по заказу и за счет их правообладателей или уполномоченных ими лиц специализированными организациями технической инвентаризации.
Техническая инвентаризация имущественных комплексов, расположенных на территории муниципального образования (административного района, городского поселения) субъекта РФ, производится по договору подряда организациями технической инвентаризации субъекта РФ или организациями технической инвентаризации соответствующего муниципального образования (филиалом организации технической инвентаризации субъекта РФ).
Техническая инвентаризация имущественных комплексов, расположенных на территории субъекта РФ, производится по договору подряда организациями технической инвентаризации субъекта РФ или по его поручению организациями технической инвентаризации соответствующего муниципального образования (филиалом организации технической инвентаризации субъекта РФ).
По завершении технической инвентаризации и описания имущественного комплекса составляется Технический паспорт имущественного комплекса. Кроме того, по требованию правообладателя или уполномоченного им лица, организации технической инвентаризации выдают Выписки из Технического паспорта имущественного комплекса.
Составление Технического паспорта и технической документации имущественных комплексов производится на основе данных технической инвентаризации и учета объектов недвижимого и движимого (используемые в производственном процессе оборудование, установки и устройства) имущества, входящих в имущественные комплексы.
Технический паспорт имущественного комплекса представляет собой систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате технического учета всех объектов недвижимого и движимого (используемые в производственном процессе оборудование, установки и устройства) имущества, составляющих имущественный комплекс. Таким образом, в Техническом паспорте имущественного комплекса отражаются здания, строения, сооружения, а также промышленное оборудование, расположенное как внутри, так и вне зданий и сооружений. Кроме того, в паспорте указываются все иные недвижимые объекты непроизводственного назначения (например, гостиница для вахтовых смен, теплица), расположенные на данном земельном участке.
Выписка из Технического паспорта имущественного комплекса содержит обобщенные сведения об одном или нескольких объектах недвижимого и (или) движимого (используемые в производственном процессе оборудование, установки и устройства) имущества, входящих в имущественный комплекс.
При проведении технической инвентаризации производственно-технологического комплекса составляется сводная техническая документация для государственной регистрации прав на производственно-технологический комплекс (выписка из Технических паспортов имущественных комплексов и отдельных объектов), которая представляет собой совокупный технический документ, выдаваемый правообладателю организацией технической инвентаризации, содержащий сведения об объектах недвижимого и движимого (используемые в производственном процессе оборудование, установки и устройства) имущества, входящих в состав одного или нескольких имущественных комплексов, а также отдельно расположенных объектах (далее — также Сводная техническая документация производственно-технологического комплекса).
Сводная техническая документация для государственной регистрации прав на производственно-технологический комплекс (выписка из Технических паспортов имущественных комплексов и отдельных объектов) составляется организацией технической инвентаризации, в том числе и в соответствии с представляемой правообладателем исполнительной, рабочей и проектной документацией.
Правообладатель или уполномоченное им лицо определяет земельный участок, имущественный комплекс которого предполагается для технической инвентаризации и описания. Определение размера, границ и назначения земельного участка обосновывается имеющимися у правообладателя или уполномоченного им лица документами о предоставлении или выделении земельного участка, устанавливающими правила использования земельного участка и др.
Правообладателем определяется состав объектов, составляющих имущественный комплекс и подлежащий техническому описанию, уточняется объем детализации материалов технической документации и предоставляются копии правоустанавливающих документов, а при отсутствии таковых — иные документы, подтверждающие принадлежность имущества правообладателю.
Паспорт технической инвентаризации
Паспорт технической инвентаризации, или технический паспорт объекта, — основной документ-результат проведенной работы. Он содержит все качественные и количественные характеристики недвижимости, отражает его эксплуатационные показатели (количество помещений, их площадь, этажность здания, площадь жилой и нежилой части, подвалы, чердаки, техпомещения, другие параметры). Исходное назначение объекта может впоследствии меняться, что будет отражено и в паспорте.
Из паспорта можно узнать, сколько этажей и помещений в здании, какие размеры и площади у них, описание назначения каждого помещения, иные данные. По итогам обследований присваивается инвентарный номер, а после прохождения учета в Росреестр на паспорт наносится и кадастровый номер. Подготовка паспорта осуществляется при плановой инвентаризации, после чего в него могут вноситься изменения. Инвентарный и кадастровый номер объекта останется неизменным на весь период его существования.
Порядок технической инвентаризации
Порядок технической инвентаризации определен инструкциями и приказами Минэкономразвития РФ, Ростехинвентаризации, Минземстроя. В случае, когда инвентаризация является первичной, для ее проведения требуется получение проектной документации на объект, на основании которой было выдано разрешение на строительство (реконструкцию) объекта.
Первичная техническая инвентаризация на новостройке осуществляется с целью установления соответствия объекта выданному разрешению, проекту. Отклонения от проекта допускаются, но они должны быть незначительными. Для этого в ГОСТ и СНиП указаны предельно допустимые показатели погрешности. По завершению приемки выполненных работ заказчик и подрядчик подписывают акт сдачи-приемки работ, который подтверждает их окончание. Этапы и результат отдельных работ может отличаться для разных типов объектов.
Уполномоченные субъекты
Сверка данных проводится юридическим лицом, уполномоченным на проведение инвентаризации. Главное учреждение – БТИ, отделения которого расположены в регионах и курируются федеральным Бюро.
Здесь хранится информация, отражающая технические сведения о помещениях жилищного фонда.
БТИ ведёт работы по внеплановой инвентаризации, взимая за это соразмерную, установленную законодательством плату.
В её ведение входит взаимодействие:
- с Росреестром;
- ЖКХ, ЖЭУ и т.п.;
- комитетом по земельным ресурсам и землеустройству;
- отделами архитектуры и градостроительства;
- структурными подразделениями администрации.
Плановую государственную инвентаризацию проводят специализированные госучреждения и унитарные предприятия, входящие в перечень уполномоченных Федеральным агентством субъектов. Перечень предваряет начало работ и удостоверяется на правительственном уровне.
Сверка единиц земельных объектов проводится филиалами ФГУБ «Ростехинвентаризация», ведущая топографические работы на местности и составляющая картографические виды документации.
Их создание проводится совместно с учреждением Государственного кадастра недвижимости, а так же, в соответствии с Приказами федеральных и региональных органов власти.
Кто имеет право на проведение технической инвентаризации
Данные сверяет юридическое лицо, в чьи обязанности входит техническая инвентаризация. Основным учреждением здесь является БТИ, у которого есть региональные филиалы. Контролирует его деятельность федеральное Бюро. Именно в БТИ хранятся сведения о технических данных помещений жилого фонда.
БТИ проводит внеплановую инвентаризацию. Размер оплаты за это мероприятие устанавливается на законодательном уровне, в соответствии со сложностью осуществляемых работ.
БТИ взаимодействует с такими организациями, как:
- Росреестр;
- ЖЭУ и ЖКХ;
- комитет по землеустройству и земельным ресурсам;
- отдел градостроительства и архитектуры;
- структурные административные подразделения.
Плановая государственная техническая инвентаризация – мероприятие, проводимое специализированными государственными учреждениями и унитарными предприятиями, которые входят в перечень субъектов, определенных Федеральным агентством. Сверяют единицы земельных объектов филиалы ФГУП «Ростехинвентаризация». Данная организация занимается проведением топографических работ на местности и составлением картографических видов документов. Создается документация вместе с Государственным кадастром недвижимости и с опорой на приказы, выпущенные федеральными и региональными органами власти.
Виды технической инвентаризации
Инвентаризация бывает:
- Первичная. В данном случае подтверждается наличие объекта, адрес. Описываются признаки. Обмеряется периметр, площадь. Определяется его реальная стоимость, проставляются инвентарные, кадастровые номера. Отмечаются несовпадения документов и фактического обследования. По завершении составляется технический паспорт здания.
- Текущими инвентаризация определяет изменения технических характеристик, на определённую дату. Она проводится при перепланировке, реконструкции, переоборудовании, переустройстве, разрушении, сноса. Её итогамиявляется внесение изменений, поправок в технический учёт, и дополнение кадастрового паспорта с уточнёнными данными.
Цели технического учета
Главной целью технического учета в России, по-прежнему, остается сбор и переработка информации об объектах недвижимости. Однако, существует несколько видов целевых направлений, под которые одновременно вырабатываются стратегические задачи государства.
Таким образом, система технического учета, преследует несколько важных целей:
-
- Снабжение органов власти информацией о состоянии объектов недвижимости для осуществления эффективного контроля градостроительной деятельности.
- Формирование баз данных об объектах капитального строительства для планирования развития территориальных образований государства.
- Получение новых сведений об объектах для сверки и пополнения налоговой базы.
Из этой статьи вы узнаете о публичной форме собственности.
Читайте здесь, как пользоваться публичной кадастровой картой Росреестра.
Возможно, вам будет интересно узнать о функциях и задачах Росреестра.
- Сбор сведений о совершаемых имущественных следках и регистрации прав на объекты недвижимости для обеспечения функционирования электронной системы данных.
- Сбор текущей информации об объектах для целей статистического учета.
Основания и цели проведения инвентаризации
Технический контроль недвижимости преследует такие цели:
- выявление полной, объективной и достоверной информации об объекте недвижимости. Такие сведения нужны не только государственным органам, но и владельцам;
- создание единой базы данных, включающей всю недвижимость. Данная цель направлена на систематизацию сведений, а также усовершенствование планировки местности;
- сбор и передача данных в органы статистического учета;
- проверка полноты и достоверности сведений, необходимых для правильного исчисления налога на имущество;
- сбор и передача сведений регистрационным органам.
Процедура важна в связи с тем, что полученные данные используются в работе иных служб и ведомств, на их основе рассчитывается налог, определяется амортизация, осуществляется страхование, а также устанавливается размер иных платежей. Проверка объекта недвижимости проводится в нескольких случаях:
- возведение нового объекта;
- капитальный ремонт здания;
- в отношении неоконченного строительством объекта при оформлении прав на него;
- совершение юридически значимых действий, объектом которых является недвижимое имущество. К ним относится выдел доли в общей собственности, ее отчуждение, слиянии и иные операции.
Инициатором инвентаризации выступает собственник строения или помещения. Государственные органы подают заявки в установленном порядке, граждане составляют заявление, лично явившись в территориальный отдел или многофункциональный центр.
Инвентаризация недвижимого имущества
Инвентаризация недвижимого имущества (помещения, земельные участки, сооружения, здания и т.д.) начинается с проверки наличия технической документации, документов, которые подтверждают нахождение объектов недвижимости в собственности организации.
Комиссия вносит в инвентарную опись информацию об объекте недвижимости такую, как наименование, инвентарный номер, технические показатели.
Кроме вышеуказанного в инвентарную опись включается следующая информация:
- по зданиям — материал, из которого выполнены стены здания, общая полезная площадь, количество этажей, год постройки,
- по дорогам — протяженность, материал покрытия дороги, ширина полотна,
- по земельным участкам — кадастровый номер, площадь и т.д.
При выявлении расхождений с данными учета в бухгалтерии, комиссия вносит эти сведения в инвентарную опись.
Выявленные при инвентаризации недвижимого имущества объекты, не подлежащие восстановлению, заносят в отдельную опись, в которую включают сведения о дате ввода в эксплуатацию объекта, причины, вследствие которых объект недвижимости пришел в негодность (полный износ, порча и т.д.).
На завершающем этапе по результатам инвентаризации заполняется сличительная ведомость, в которую записываются данные по фактическому наличию недвижимости и данные учета бухгалтерии.