Экономика управляющей компании: какие налоги и какая рентабельность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экономика управляющей компании: какие налоги и какая рентабельность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В ряде зарубежных стран, особенно в странах Европы и США, несколько иной подход к организации предоставления услуг ЖКХ в целом. Проблема обслуживания дома, по сути, является личной проблемой жильцов, а органы ЖКХ в большей степени оказывают сервисные услуги.

Зарубежный опыт налогообложения управляющих компаний

Прежде чем переходить к изучению вопросов налогообложения предприятий сферы ЖКХ, необходимо рассмотреть особенности практик управления самой системой ЖКХ в зарубежных странах, являющейся основой формирования финансово-хозяйственной деятельности и финансовых ресурсов управляющих компаний.

В таких иностранных государствах, как: Норвегия, Дания, Германия, Нидерланды, Швейцария, Польша, Венгрия и Чехия, высокое качество предоставляемых услуг ЖКУ, в первую очередь обусловлено созданием объединений собственников жилья на добровольной основе, но с обязательным участием. Такие объединения очень строго следят за качеством услуг, оказываемым в сфере ЖКХ, а так же организуют собрания по вопросам регулирования общественных вопросов в изучаемой сфере деятельности.

В Польше и Швеции управление системой ЖКХ и предоставлением ЖКУ занимается государство. В этих странах создаются акционерные общества со 100% участием государства, которые на основе разработанной законодательной база в сфере ЖКХ, руководствуют деятельностью управляющих компаний.

Практически все цивилизованные страны предоставляют своим гражданам жилищные и коммунальные услуги, а потому это – интернациональная тема, в которой есть место схожим понятиям. За границей, чтобы получить качественные коммунальные и жилищные услуги, собственники создают некоммерческие потребительские организации, объединяясь между собой или с пайщиками. Цель формирования таких структур – управлять комплексом недвижимости, обеспечивать его эксплуатацию, владение, использование и распоряжение имущественными ценностями. ОСЖ, или объединение собственников жилья, – обобщающее понятие разных юридических форм жилищных коопераций. Здесь можно сказать, к примеру, о территориальных сообществах жителей, кондоминиумах, жилищных кооперативах в таких странах, как Канада и США. Зарубежный опыт ЖКХ довольно интересен. Так, во Франции действуют синдикаты, в Финляндии – квартирные АО, в Украине – объединения совладельцев многоквартирных домов, в России – ТСЖ или ЖСК (жилищно-строительные кооперативы).

Иностранный опыт организации налогообложения в ЖКХ проанализируем на примере обслуживания жилья в коммунальной отрасли США, где работают приватные фирмы. При этом в большом количестве случаев инженерная инфраструктура в коммунальном хозяйстве городов находится во владении муниципалитетов и эксплуатируется приватными операторами на основе соглашений об аренде, контрактов на управление или концессионных соглашений. Соблюдение таких стандартов качества обязательно регулируется органами местного самоуправления, при которых непременно формируются службы хозяйственного аудита, призванные оценить результативность работы муниципальных служб и установить резервы уменьшения себестоимости услуг. Исключение составляют рынки услуг по обеспечению газом и бытовой электроэнергией, где уровень стоимости и тарифов регулируется властями страны. В США налогообложение приватных фирм не чем не отличается от других видов компаний, они так же платят федеральный подоходный налог, который составляет от 15 до 39%, в зависимости от размера прибыли, налог с продаж и другие налги. Величина налогов зависит в большинстве случаев от штата, где располагается предприятие.

В западноевропейских государствах часть жилищного фонда, который принадлежит стране и муниципалитету, намного больше, чем в США. Существенная доля этого фонда приходится на кооперативы. Обычно это большие организации, которые владеют многочисленными жилыми домами. Подобные кооперативы широко распространены в Германии и скандинавских странах. В конце 80-х годов в Восточной Германии проводят реорганизацию жилищно-коммунальных предприятий. Из бывших жилищных агентств формируются городские жилищные организации как дочерние фирмы общин и городов. Начинают создаваться жилищные кооперативы, а также союзы жилищных компаний как представители интересов компаний ЖКХ. Основное отличие немецкой системы жилищного хозяйства заключается в том, что все платят за то, что используют, поэтому в Германии уделяется значительное внимание экономии энергетических ресурсов. В ФРГ налог на прибыль взимается по ставке 15%. Также уплачивается налог солидарности по ставке 5,5% от суммы налога на прибыль, таким образом, эффективная ставка налога составляет 15,825%.

Кроме того, в Германии взимаются следующие социальные взносы за счет работодателя:

— пенсионное страхование по ставке 18.6% с дохода до 85.200 евро (в некоторых федеральных землях ниже);

— страхование от безработицы по ставке 2,4% с дохода до 85.200 евро;

— медицинское страхование по ставке 15,9% с дохода до 58.050 евро.

— страхование по обеспечению длительного ухода по ставке 3,05% (3,3% для бездетных старше 22 лет) с дохода до 58.050 евро;

— страхование производственного травматизма, ставки зависят от сектора экономики, взносы так же уплачиваются работодателем.

В итоге можно сделать вывод о том, что налогообложение предприятий сферы ЖКХ в зарубежных странах существенно не отличается от налогообложения других коммерческих предприятий, при этом не во всех странах предприятия ЖКХ могут использовать специальные (льготные) режимы налогообложения.

Таким образом, на основании выше представленного материала можно сделать следующие выводы:

— специфика деятельности управляющих компаний обусловлена особенностями ее организации функционирования как посредника между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими компаниями;

— в целом бухгалтерский и налоговый учет в управляющих компаниях не имеет отдельной законодательной базы, он строится на основании норм НК РФ, Федерального законодательства, ПБУ, методик, рекомендаций и разъясняющих писем Министерства Финансов РФ, а так же локальных актах самих компаний;

— отдельными особенностями налогообложения управляющих компаний являются порядок формирования и налогообложения их доходов, который претерпел существенные изменения в 2018 году;

— исследование зарубежного опыта налогообложения предприятий сферы ЖКХ показало, что в целом, существенных отличий и особенностей налогообложения в иностранных государствах, п сравнению с российской практикой, за исключением применения специальных налоговых режимов, не выделяется.

Налогооблагаемая база по налогу на прибыль может возникать во всех случаях, кроме получения сумм квартплаты. При получении жилищно — коммунальным хозяйством вознаграждения за сбор и перечисление коммунальных платежей в качестве объекта для налогообложения будет выступать размер этого вознаграждения, уменьшенный на сумму расходов, связанных с его получением. Так как суммы поступающего вознаграждения, как правило, несопоставимы с суммами расходов МПКХ, скорее всего, объекта налогообложения не возникнет.

Здесь, правда, может возникнуть вопрос, как отражать погашение образовавшегося убытка — на счете 46 (посредством оформления проводки: дебет счета 96 кредит счета 46) или на счете 80 (проводка: дебет счета 96 кредит счета 80)? Исчерпывающий ответ на этот вопрос приведен в п.12 Письма N 118 — суммы целевых поступлений бюджетных ассигнований, направленных на погашение убытка жилищно — коммунальной организации, списываются с дебета счета 96 в кредит счета 80.

Читайте также:  Законен ли телефонный террор? Как банки выбивают долги по ипотеке

Что касается сумм прибыли, полученной от оказания населению платных услуг, то они, безусловно, должны облагаться налогом на общих основаниях. Разумеется, для этого должен быть организован их отдельный учет.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОБЪЕКТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Понятие объекта налогообложения

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.

Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения. По налогам могут в законодательном порядке устанавливаться определенные льготы.

К их числу относятся:

1. необлагаемый минимум объекта налога;

2. изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

3. освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

4. понижение налоговых ставок;

5. вычет из налогового платежа за расчетный период;

6. целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов); прочие налоговые льготы.

Управляющая компания ЖКХ: ОКВЭД

При регистрации управляющей компании есть еще один важный вопрос – выбор кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

Справка! Код ОКВЭД предназначен для того, чтобы регулирующие органы были осведомлены, чем занимается организация.

В случае УК, наиболее приемлемый код деятельности – 70.32.1 — управление деятельностью жилого фонда.

Однако зачастую компании указывают код 70.32 — управление недвижимым имуществом.

Он не противоречит виду деятельности организации и при этом включает в себя сразу три вида деятельности – указанный 70.32.1, 70.32.2 — управление деятельностью нежилого фонда и 70.32.3 — деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества.

В заключении стоит сказать, что организация процесса бухгалтерского учета в управляющей компании чаще всего не вызывает проблем вследствие однотипности и регулярности совершаемых операций. Главное – придерживаться последовательности и непрерывности ведения учета и соблюдать законодательные нормы, в таком случае проблем с регулирующими органами точно не возникнет.

Какая система выгоднее для конкретной организации?

Каждое ТСЖ самостоятельно выбирает оптимальную для себя систему налогообложения. Для определения оптимальных параметров используется таблица, помогающая определить итоговую налоговую нагрузку:

В таблицу вносится:

Показатели (руб) ОСНО УСН
Доход
Затраты
Налоги, включая
  • Страховые взносы
  • Прочие
Прибыль, поступившая в распоряжение
Налоговая нагрузка в процентах

При заполнении граф таблицы руководство ТСЖ может определить оптимальный для себя тип налогообложения. Отказ от УСН удобен для товариществ собственников жилья, у которых есть существенный дополнительный коммерческий доход. Например, от внесения платежей жильцами, которые не являются собственниками, или от коммерческого использования площадей многоквартирного дома.

Налоговое планирование и налоговое регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства на этапе ее реформирования

Необходимой составляющей обеспечения эффективного налогового администрирования в сфере ЖКХ является достоверная оценка как налогового потенциала, так и налоговой нагрузки в отрасли как основа прогнозирования сумм налоговых поступлений. В настоящее время существуют различные методики оценки данных показателей налогового потенциала и налоговой нагрузки, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки.

Количественное определение налогового потенциала (то есть той части совокупных финансовых ресурсов, которые могут рассматриваться как потенциальные налоговые ресурсы)1 — фактически оценка того, сколько можно собрать налогов. В жилищно-коммунальном хозяйстве это приобретает особое значение в связи с изменением характера экономических отношений в этой отрасли, особенно на современном этапе, когда фактически идет развитие рыночных отношений в отрасли.

Важным является также определение предельной налоговой нагрузки (нормы налогообложения) с учетом сбалансированности интересов всех участников взаимоотношений. Причем не стоит забывать, что предельная налоговая нагрузка — величина не статическая и зависит от ряда факторов (в первую очередь, политики государства в данном вопросе и степени развитости экономи-ки).

В проекте доклада «Экономические проблемы реформы жилищно-коммунального хозяйства регионов» отмечено, что одной из наиболее сложных проблем финансового обеспечения полномочий по реформированию ЖКХ, которые фактически полностью становятся прерогативой местного самоуправления, является усредненный подход в расчетах Минфина, который слабо учитывает огромную дифференциацию конкретных территорий по уровню бюджетной обеспеченности и доходов населения. Так, перераспределение расходных полномочий (в виде долей ВВП) рассчитывается на общую сумму консолидированного бюджета регионов в масштабах всей страны. Между тем, как представляется, речь должна идти о достаточности бюджета каждой территории с учетом особенностей ее налогового потенциала. В ином случае во многих регионах многие бюджетные обязательства (в частности, выплаты субсидий по оплате ЖКХ) по-прежнему не будут финансово обеспечены и не смогут полноценно выполняться. Как следствие, сохранится или даже будет нарастать дифференциация между регионами России по всем важнейшим социально-экономическим параметрам.

Следует также обратить внимание на то, что оценка налогового потенциала выступает и как обратная связь. По изменениям показателей за тот или иной период времени можно судить об эффективности налогового администрирования и налоговой системы в целом, в частности, что немаловажно, об эффективности работы налоговых органов. То есть это своеобразный индикатор эффективности налогового администрирования (разумеется, только в том случае, если отображается реальная картина, основанная на фактических данных, обработанных соответствующим образом).

Всё про учётную политику УК

Регулируют УП Положение по бухгалтерскому учёту и Налоговый кодекс РФ. К нюансам процедуры можно отнести:

  1. Если в законодательстве нет ссылок на какие-либо особенности, УК имеет право на самостоятельную разработку инструкций, положений и прочего.
  2. В учётной политики компании должна быть отметка о выбранной системе налогообложения.
  3. Деятельность УК осуществляется с учётом норм налогового законодательства.

В учётной политике УК обязательно должны быть:

  • Налоговые платежи.
  • Доходы и расходы.
  • Заработная плата.
  • Учёт материалов.
  • Расчёты с поставщиками ресурсов.

Итак, мы рассмотрели все основные правила ведения учёта. Чем проще составлена УП организации, тем проще ведение учёта.

Порядок перехода на УСН

Переход на упрощённую систему налогообложения доброволен. Сделать это могут организации и индивидуальные предприниматели.

Перейти на УСН можно, если по итогам 9 месяцев того года, в котором вы подаёте заявление о переходе на УСН, доходы организации не превысили 45 миллионов рублей без учёта НДС, а с 1 января 2017 года – 112,5 миллионов (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

В соответствии со ст. 346.13 НК РФ перейти на УСН можно только с 1 января нового года. Для этого организация или ИП должны уведомить налоговый орган о смене режима налогообложения не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода.

Вновь созданные организации и ИП могут уведомить налоговый орган о применении УСН в тридцатидневный срок с момента регистрации лица.

Для перехода на УСН в налоговый орган подаётся заявление. Рекомендованные формы таких заявлений утверждены приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@. Если вы не хотите использовать формы приказа, напишите заявление в произвольной форме. При этом обязательно укажите в нём:

  • сведения об организации,
  • вид объекта налогообложения,
  • среднюю численность работников,
  • стоимость основных средств.
Читайте также:  Методические указания для практических занятий по дисциплине "Налоговое право"

Налоговое обложение для ИП: какие виды существуют, их условия

В соответствии с положением, прописанным в статье 227 НК РФ, частники обязаны самостоятельно рассчитывать сумму налогов на доходные средства физлиц от предпринимательства и платить в указанный срок. Но если бизнесмен-предприниматель по собственной инициативе переходит на упрощенку (упрощенную систему), по закону он больше не обязан уплачивать подоходный. В качестве исключения выступает единственная категория сборов, которая устанавливается на прибыль согласно 2, 4 и 5 пунктам ст. 224.

Частные предприниматели выплачивают государству утвержденную сумму неналоговых начислений за 12 месяцев. При этом непосредственный размер полученных доходов не имеет значения. База и объект обложения в данном случае также не определяется. При расчете величины взносов за основу берется стоимость страхового периода, равного году. В такой ситуации важно понимать, что задействование тарифов заниженного уровня и отсутствие проведения проплаты НДФЛ способны вызвать повышенный интерес со стороны проверяющих органов. Что вполне разумно, вдруг частник получает прибыль в больших объемах, а в государственную казну отчисляет недостаточно.

Какую систему налогообложения выбрать для производства

Для большинства микро и малых предприятий оптимальный выбор — УСН 15 % («Доходы минус расходы»), т.к. обычно имеются значительные расходы на материалы, сырье, инструменты, работы и услуги.

УСН 6% («Доходы») предпочтительнее, если расходы сложно или невозможно подтвердить документально, а значит, нельзя учесть их при расчете налогооблагаемой базы. Например, организация принимает лом черных металлов и производит из него изделия. В штате два человека, оформленных на минимальную зарплату, лом им приносят без каких-либо документов, расчет за него производится неофициально, а стоимость готовых изделий высокая. Получается, что выручка большая, а расходы незначительные, поэтому платить 15% от разницы невыгодно. К тому же, придется учитывать и документально подтверждать затраты, что требует времени. Для таких производств подойдет УСН 6%.

ОСНО выбирают крупные производители, а также малые предприятия, которые по какой-то причине не имеют права применять «упрощенку» или продают готовую продукцию преимущественно плательщикам НДС.

Доходы тсж на общей системе налогообложения

Внимание
Согласно ст.137 ЖК РФ, ТСЖ обладает возможностью на заключение соглашений с ресурсоснабжающими компаниями, подрядчиками и иными организациями, если о необходимости заключения таких соглашений было решено на общем собрании. Получается, что ТСЖ не оказывает никаких работ или услуг, а лишь исполняет решения собственников помещений.

Важно

Однако исходя из ст. 250 НК, внереализационной прибылью признается, в частности, прибыль, полученная в виде не использованных по целевому назначению средств в рамках целевых поступлений. Таким образом, о налоге на прибыль можно говорить лишь тогда, когда поступления товарищества расходуются им не в соответствии со сметой доходов и расходов.

Ставка налога формируется из федеральной и региональной составляющей. Сбор рассчитывается в индивидуальном порядке в зависимости от конкретного случая.

В том случае, если товарищество принимает активное участие в совершении операций по реализации товаров или предоставлению услуг, при этом находясь на ОСНО, необходимо своевременно отчитываться перед налоговыми органами и уплачивать НДС в общем порядке.

По какой системе налогообложения расплачивается ТСЖ?

Если ЖСК имеет доходы от коммерческой деятельности, то рекомендуется перейти на упрощенную систему налогообложения.

Это позволит сэкономить какую-то часть средств.

По данным специалистов переход на упрощенную систему налогообложения позволит платить почти в два раза меньше денег в качестве налога, в том числе и налога на прибыль.

Но здесь нужно учитывать, что данная система обязует выплачивать один процент от всех поступивших денег. При этом не имеет разницы, получает организация прибыль или работает в убыток. Поступили деньги на счет – заплати с них этот процент. Поэтому руководители ТСЖ перед переходом на упрощенку должны провести анализ финансовой деятельности товарищества.

Итак, с целевых поступлений налог взыматься не должен. Но это не само собой разумеющееся правило, которое действует согласно прямой нормы, а спорный момент, который придется еще согласовать, и, возможно, даже в суде.

Со всех видов услуг коммерческого характера товарищество обязано выплачивать налог на добавленную стоимость. ЖСК обязано уплатить и единый социальный налог, а также на имущество согласно общеустановленных правил.

Однако перейти на упрощенку можно сразу при регистрации, а если этого не сделать, то тогда придется ждать наступление следующего года, подав своевременно заявление на это в октябре и ноябре текущего года.

Учтите, что все вышесказанное неплохо звучит в теории.

На практике товарищество с большой вероятностью столкнется с тем, что налоговая служба будет пытаться включать в налогооблагаемую базу все денежные поступления жильцов.

К такому нужно быть готовым и психологически, и с позиции знаний законодательства. Как говорят – раз предупрежден, значит вооружен.

Какую систему налогообложения выбрать для управляющей компании

Для организаций, которые ввели у себя упрощенную систему налогообложения, используются лишь три счета:

  • Расчетный счет №51.
  • Прибыль/Убыток предприятия №99.
  • Налоговые платежи, сборы, отчисления и расчеты №68.

Проводок всего две:

  1. Начисление налога №99.
  2. Отображение выплаты налога №68.

Подробнее о том, как происходит расчёт в ЖКХ, мы рассказывали в этой статье.

Вместе с регистрацией ЖСК налоговый орган необходимо уведомить о выбранной системе начисления налогов. Преимущественно выбирают УСН. Эта система позволяет некоммерческим организациям не платить НДС и имущественный налог, использовать пониженные тарифы страховых взносов за наемных сотрудников до 2025 года (как минимум).

С применением последних нововведений в НК РФ размер ставок составит:

Взносы на обязательное пенсионное страхование Взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Взносы на обязательное медицинское страхование
20% 0% 0%

По начисленным страховым взносам предоставляем в налоговую инспекцию ежеквартальный РСВ (расчет по страховым взносам). Для некоммерческих организаций там есть отдельный спецраздел (Приложение 7), от его правильного заполнения зависит возможность применения льготных тарифов. А перед ним выбираем код тарифа плательщика «10».

Важно! Кроме этого, за наемных сотрудников нужно сдавать ежемесячные отчеты в ПФР (СЗВ-М), при кадровых изменениях — СВЗ-ТД, ежегодный отчет о стаже трудоустроенных (СВЗ-стаж).

Из заработной платы удерживаем 13% НДФЛ и отчитываемся по 6-НДФЛ (справки 2-НДФЛ в 2021 году не сдаем, за 2020 год отчитываемся по старой форме).

Учет в жилищно-строительном кооперативе

  • Завышение начислений по счетам РСО в случае выхода из строя, либо отсутствия общедомовых узлов учета (в этом случае РСО, как правило, не ограничивают счета начислениями конечным потребителям, что не соответствует закону)
  • Некорректный расчет объемов сточных вод как суммы показаний ОДПУ по холодной и горячей воде (на самом деле, вне зависимости от наличия/отсутствия ОДПУ объем сточных вод необходимо определять, исходя из показаний КПУ, плюс норматив в квартирах без КПУ по всем расчетным периодам вплоть до конца 2020 года)
  • Излишняя поставка тепловой энергии – так называемые «перетопы», образующиеся в результате превышения фактической температуры теплоносителя в подающем трубопроводе над температурным графиком, то есть несоответствие температуры теплоносителя температуре наружного воздуха
  • Завышение количества тепловой энергии на нужды подогрева горячей воды в случае применения двухкомпонентного тарифа (следует руководствоваться установленным нормативом потребности в тепловой энергии на подогрев воды, а не показаниями ОДПУ)
  • Расхождение между количеством ресурса, предъявленного к оплате, и количеством, зафиксированным на основании показаний ОДПУ («досчёты», потребление по отключенным теплопотребляющим установкам, включение в расчет нежилых помещений, имеющих признаки общего имущества МКД, и т. д.)
  • Неправомерное снятие ОДПУ с коммерческого учета
Читайте также:  Пособие по безработице в 2023 в России

Только первая волна моей радости быстро ушла, и какой-то неприятный осадок мешал радоваться дальше, не отпускало ощущение дежавю.

Точно, это уже было. Федеральный закон от 05.08.2000 № 118-ФЗ

«О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах»

отменил Закон РФ от 06.12.1991 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость».

В настоящей статье попытается разобраться, в чем суть указанной выше льготы по НДС для управляющих компаний ЖКХ и какие преимущества может дать ее использование.

В отношении первой группы оказываемых управляющей компанией услуг (коммунальных услуг) получение какого-либо экономического эффекта от применения льготы, установленной подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, заведомо невозможно. Это обусловлено принципами, в соответствии с которыми осуществляется нормативное регулирование тарифов на коммунальные ресурсы: плата за коммунальные услуги начисляется жителям по утвержденным тарифам, изменять которые по своему усмотрению управляющая компания не имеет права; расчеты с ресурсоснабжающими организациями управляющая компания производит по тем же самым тарифам, по которым она взимает плату с населения; получение управляющей организацией какого-либо дохода от предоставления гражданам

На иные организации, например, предоставляющие коммунальные услуги и выполняющие ремонтные работы самостоятельно (при непосредственном управлении многоквартирным домом), а также компании, управляющие коммерческой недвижимостью, льготный порядок исчисления НДС не распространяется.Коммунальные услуги Согласно новому пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ такая операция, как реализация коммунальных услуг, предоставляемых названными выше налогоплательщиками, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.Законодатели не разработали таких понятий, как «коммунальные .

ОСНО – обязательный режим для фирм, у которых годовая выручка больше 150 млн.р. и среднесписочной численности. более 100 человек. Если рассматривать через управляемую площадь, то при среднем тарифе 23р/м2 эксплуатирующая организация, УК крупнее чем 540 т.м2. управляемого жилья должны быть на общей системе. Для оптимизации расходов на государственные выплаты в этом случаем поступают следующим образом:

  • в группе компаний формируется несколько УК, чтобы не выходить за лимит по выручке и численности.
  • в группе компаний одна УК на ОСНО и несколько ЖЭУ выведенные со штатом в отдельные юр.лица.

Такие манипуляции позволяют экономить по выплатам с прибыли. С НДС же не все так просто.

Второй наиболее распространенный режим — упрощенный. Здесь все просто — нет НДС, выплаты сборов за прибыль в разы меньше чем те, что уплачиваются на общей системе налогообложения. Все небольшие УК или ЖЭУ используют этот режим. Но здесь важно правильно выбрать налог на прибыль 6% или 15%. Для этого приводим простой пример расчета.

Ранее организации ЖКХ имели право на применение льготной ставки по единому социальному налогу, в случае если организация занималась непосредственным обслуживанием жилого фонда. Общая ставка составляла порядка 24% вместо 30% в среднем для коммерческих фирм. Однако в 2019 году льгота для этой отрасли была отменена и ставка была приравнена к общим параметрам на основании Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ. Поэтому такие выплаты организации по своим сотрудникам выплачивают как любая другая компания. Для простоты расчета принимается 30,2% от уровня ФОТа (фонда оплаты труда).

Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в муниципальных унитарных предприятиях жилищно-коммунального хозяйства

Муниципальные унитарные предприятия ЖКХ создаются, для обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства и осуществления и предоставления услуг потребителям. К потребителям жилищно-коммунальных услуг относятся: население, юридические лица, индивидуальные предприниматели, организации бюджетной сферы.

На основании Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия жилищно-коммунального хозяйства являются коммерческими организациями. В своей деятельности они руководствуются общими нормативными документами, устанавливающими правилами ведения бухгалтерского и налогового учета: ФЗ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.; положениями о бухгалтерском учете ПБУ1-ПБУ20, Планом счетов и инструкцией по его применению утвержденным Приказом Министерства финансов от 31 октября 200 г. №94н, Налоговым кодексом РФ и др.

Кроме того, есть нормативные документы, которые отражают специфику ведения бухгалтерского учета в организациях ЖКХ:

  • — Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ13/2000), утвержденное Приказом Минфина РФ от 16.10.2000г. №92н;
  • — Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 г. №161-ФЗ;
  • — Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденная Постановлением Госстроя РФ от 23.02.1999 г. №9 (с изменениями от 12.10.2000 г.);
  • — Письмо Минфина РФ от 29.10.1993г. №118 «Об отражении в бухгалтерском учете отдельных в ЖКХ» (с изменениями и дополнениями от 03.04.1996 г.)

При формировании записей в бухгалтерском учете необходимо учитывать, что управляющая организация, выступающая в роли исполнителя коммунальных услуг, по сути, реализует их. Факт исключения согласно гл. 26.2 НК РФ доходов от оказания коммунальных услуг из состава доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, не меняет порядок организации бухгалтерского учета.

В бухгалтерском учете доходы от оказания коммунальных услуг признаются доходами от обычных видов деятельности (выручка от оказания услуг) (п. 5 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденные Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н). Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним согласно Инструкции по применению Плана счетов, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, используется счет 90 «Продажи», к которому могут быть открыты такие субсчета:

  • 90-1 «Выручка»;

  • 90-2 «Себестоимость продаж»;

  • 90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

  • 90-9 «Прибыль / убыток от продаж».

В свою очередь, к субсчету 90-1 дополнительно можно открыть субсчета второго порядка, в том числе:

  • либо субсчет 90-1-1 «Выручка от оказания коммунальных услуг»;

  • либо субсчета 90-1-1 «Выручка от оказания коммунальных услуг без учета повышающего коэффициента», 90-1-2 «Выручка от оказания коммунальных услуг в части повышающего коэффициента». Этот вариант подходит для ситуации, когда УК при расчете платы за холодное и горячее водоснабжение и (или) электроснабжение применяет повышающие коэффициенты в связи с тем, что собственники помещений в МКД не оснастили их ИПУ воды и (или) тепловой энергии.

Что касается счета 86 «Целевое финансирование», в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов он предназначен для обобщения информации о движении средств, необходимых для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. Использование этого счета, а не счета 90 при отражении в бухгалтерском учете УК поступлений за коммунальные услуги является неправомерным.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *