Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Незнание иностранного языка стало причиной отказа в работе для 17% россиян». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2023 году подача документов в электронном виде доступна наравне с личным предоставлением документов и их отправкой почтой. Поступающие также смогут вносить изменения в заявление о приеме или подать второе заявление, если хотят пройти отбор на другую специальность, не отзывая ранее поданное заявление.
Зачисление будет проводиться в 2 этапа: приоритетного зачисления (абитуриентов без вступительных испытаний, абитуриентов, имеющих льготы и заключивших договоры о целевом обучении) и основного зачисления.
30 июля выходит приказ о зачислении льготных категорий абитуриентов (по квотам и без вступительных испытания), а 9 августа — приказ о зачислении всех остальных. При этом каждый вуз имеет право добавлять этапы зачисления бюджетников — столько, сколько захочет. То есть сделать 9 августа первой волной, и добавить еще дни выхода приказов для зачисления в следующие волны. Количество и сроки этих зачислений каждый вуз будет устанавливать индивидуально.
Если после всех этапов зачисления в вузе все же остаются бюджетные места, то он имеет право зачислять на них студентов, которые не прошли в первую волну. Это дополнительный прием, и его сроки тоже изменились. Раньше он заканчивался 16 сентября, теперь — 29 августа.
При этом сроки допприема на платные места бакалавриата, магистратуры и специалитета каждый вуз устанавливает сам. Также формулировка «дополнительный прием», а не «зачисление», подразумевает то, что вузы смогут принимать документы у абитуриентов, ранее не подававших документы, а не только у тех, кто ранее не прошел по конкурсу.
Приём в вузы в 2023 году
В 2022 году абитуриент при поступлении мог выбрать пять вузов и десять направлений в каждом. В 2023 году, согласно приказу, можно подать документы только в пять вузов и выбрать всего пять направлений в каждом. Их абитуриент должен расставить в порядке приоритета.
Например, Игорь выбрал пять вузов, где хотел бы учиться. На первом месте у него МГУ, поскольку он сдал ЕГЭ и ДВИ на 90+, и шанс поступить на бюджет очень велик. На втором месте у Игоря — НИУ ВШЭ, на третьем — МГИМО и так далее.
💡 Совет: указывайте пятым вариантом региональный вуз, куда вы точно пройдёте по баллам на бюджет.
Образовательные программы (направления) расставляются также по приоритетному принципу. Рассмотрим на примере рейтинга поступления Игоря.
Куда поступать: приоритеты вузов | ||
Вуз | Специальности (в порядке приоритетности) | |
1 | МГУ |
|
2 | НИУ ВШЭ |
|
3 | МГИМО |
|
4 | СПБГУ |
|
5 | КФУ |
|
❗️Отредактировать свой рейтинг вузов и программ можно до завершения подачи документов.
Особенности поступления после СПО в 2022 году
В прошлом году выпускники колледжей могли беспрепятственно поступить в вуз на любое направление подготовки по внутренним вступительным испытаниям. В этом году не все так просто, в ряд специальностей внесены изменения, пример — направление «Психология» в качестве получения первого высшего образования, т. е. для выпускников школ и колледжей, Абитуриенты принимаются только по результатам ЕГЭ.
Для ряда остальных направлений поступление без ЕГЭ после колледжа возможно, но нужно учитывать, что перечень вступительных экзаменов будет отличаться. Ранее такие абитуриенты поступали по общеобразовательным испытаниям. В этом году каждый вуз самостоятельно определяет перечень вступительных испытаний для выпускников колледжей.
Рассмотрим на примере
Есть два абитуриента: первый поступает на базе 11 классов с результатами ЕГЭ на направление подготовки «Экономика», ему потребуются такие предметы, как математика, русский и история. При тех же условиях второму абитуриенту после окончания колледжа нужно сдавать внутренние вступительные испытания по таким предметам, как основы экономики и права, русский язык и культура речи, основы финансовой грамотности.
Отличия очевидны – после школы сдаются общеобразовательные предметы, после колледжа соответственно, профессиональные. В этом и есть ключевое отличие изменений. При этом обладатели дипломов высшего образования, как правило, сдают те же предметы, что выпускники 11 классов,т.е общеобразовательные , здесь изменений пока не было.
Как будут поступать украинские беженцы?
Абитуриенты, которые оказались на территории РФ после начала спецоперации России на Украине, могут поступать в вузы страны по правительственной квоте для иностранных граждан. В связи с этим число мест для граждан других государств увеличили на пять тысяч. В Минобрнауки сообщили, что количество мест составило около 23 тысяч.
Дети участников спецоперации также получили право поступать в учебные заведения по специальной квоте. Им выделено 10% об общего количества мест.
К чему приведет отмена ЕГЭ
Трудно представить себе, что будет при отмене Единого государственного экзамена. В настоящее время именно на нем держится целая индустрия. Она включает в себя армию всевозможных репетиторов, замещающих собой школьных учителей и натаскивающих школьников на правильные ответы по ЕГЭ, многочисленные курсы, которые не столько обучают, сколько разбирают вопросы экзаменов прошлых лет. Во всем этом заняты десятки тысяч человек с оборотами в сотни миллионов рублей и его отмена может очень негативно сказаться на их благосостоянии.
Не жаждут отказаться от него и некоторые родители школьников. За много лет существования к нему привыкли и приспособились. Как оказалось, по мнению бывших школьников, сдавать ЕГЭ гораздо легче, чем экзамены в самих вузах. Однако система поступления по ЕГЭ привела к тому, что школьники поступают не по призванию к профессии, а «куда попадут» по баллам. При этом часто вообще не учитывается направление обучения, лишь бы получить «корочку». К сожалению, знания таких выпускников оставляют желать много лучшего. Как следствие, выпускники заканчивают вуз и никогда не работают по специальности.
Изменения, касающиеся вступительных испытаний
Высшие учебные заведения получили возможность регламентировать испытания для поступления по нескольким предметам по выбору абитуриентов. По прежнему, будущие студенты по своему усмотрению могут участвовать в конкурсе исключительно по результатам Единого государственного экзамена.
Абитуриенты из Беларуси могут поступать в вузы нашей страны на основании результатов белорусского централизованного тестирования, которое приравнивается к результатам вступительных испытаний.
Также учебные заведения самостоятельно устанавливают вступительные испытания, которые необходимо пройти абитуриентам со средним профессиональным или высшим образованием. Ранее такие абитуриенты поступали по общеобразовательным вступительным испытаниям. Каждый вуз перечень вступительных испытаний для выпускников колледжей определяет самостоятельно.
В Московском экономическом институте имеют право сдавать вступительные испытания следующие лица:
- иностранные граждане;
- инвалиды;
- получившие иностранный документ об образовании;
- имеющие диплом среднего профессионального или высшего образования;
- подпадающие под категории лиц, указанных в Указе Президента Российской Федерации от 09.05.2022 г. № 268.
Все вступительные испытания в институте проводятся дистанционно.
Поступить в медвузы без целевого направления станет проблематично
Серьёзные трудности при поступлении в этом году у абитуриентов могут возникнуть ещё на одном приоритетном для государства направлении – медицине. Большая часть бюджетных мест выделена для поступающих по целевым направлениям. Если они будут выбраны в полном объёме, то попасть на бюджет не смогут не только получившие высокие баллы на ЕГЭ, но и победители профильных олимпиад.
– Дочь хочет стать врачом, рассматриваем разные медвузы, но везде одна и та же картина: практически все места отданы под целевиков, – делится Юлия, мама выпускницы из Московской области. – В Сеченовском университете из 890 бюджетных мест 778 целевых, остальные – для льготников, в общем конкурсе остаётся только 13. В медуниверситете Пирогова такая же история. Мы бы и рады оформить целевое направление, но в Московской области, как и в ряде других регионов, система их выдачи абсолютно непрозрачна – их выдают, что называется, по связям. Скорее всего, в такой ситуации не все целевые места окажутся востребованы, но сколько их останется, станет понятно только в последний момент. К тому же весь бюджет может разойтись между олимпиадниками, а дети с хорошими баллами за ЕГЭ останутся не у дел.
Как утверждает Юлия, в медицинских вузах других регионов наблюдается та же ситуация. Мизерное количество бюджетных мест предварительно отдано на общий конкурс и в Свердловской, и в Новосибирской области, и в Санкт-Петербурге.
По каким специальностям больше всего шансов попасть на бюджет
По информации Минобрнауки, в 2022 году наибольшее число бюджетных мест пойдет на инженерные и технические специальности (в том числе, на информационные технологии). Мы решили прояснить в ведущих вузах страны, как обстоят дела с бюджетными местами по этим направлениям. В приемной комиссии МВТУ им. Баумана нам сообщили, что не владеют на сегодня такой информацией. Не предоставили на сегодня данных также в РУДН. На факультете прикладной математики и информатики (ВМК) МГУ нам пояснили, что число бюджетных мест традиционно и неизменно.
«На факультете ВМК много лет все идет по шаблону. 340 бюджетных мест на программу бакалавриата, 300 бюджетных мест на программу магистратуры. На программу магистратуры поступают очень многие бакалавры, плюс добор со стороны. В связи с отказом от Болонской системы никто не знает, как будет дальше. Сколько будет теперь бюджетных мест, тоже никто не знает. При этом происходит сокращение некоторых направлений. Например, направление «Прикладная математика и информатика» (ПМИ) вычеркнут из перечня программ специалитета, и по этому направлению набор прекратится с 2024 года. Надо сказать, что ПМИ самое востребованное направление для ИТ-отрасли, его реализуют не менее 70 лучших университетов страны», — сообщил «НИ» доктор технических наук, профессор, заведующий лабораторией открытых информационных технологий факультета ВМК МГУ Владимир Сухомлин.
На физическом факультете МГУ нам сообщили, что на сегодня нет документов, подтверждающих, что число бюджетных мест увеличено.
«Традиционно на физфаке бюджетных мест 380, число внебюджетных ничтожно малое: всего 20. Количество бюджетных мест в зависимости от потребностей факультета помогает сформировать Федеральное методическое объединение. Как правило, заявку МГУ на количество бюджетных место удовлетворяют на 100%, периферийные вузы зачастую не получают столько бюджетных мест, сколько хотят. Вообще, у вузов по каждой специальность есть лицензия. Вуз не может взять больше, чем у него есть специальностей, может только сократить коммерческие места и за этот счет увеличить число бюджетных. Вообще, в МГУ внебюджетных специальностей много в основном на новых специальностях типа госуправления, истории искусств, менеджмента», — сообщил «НИ» кандидат физико-математических наук, доцент физического факультета МГУ Андрей Ларичев.
Что касается НИУ ВШЭ, как нам пояснила директор института развития образования этого вуза Ирина Абанкина, в основном бюджетные места пойдут в регионы, а не в ведущие вузы страны, чтобы выправить там экономическое положение. «Количество бюджетных мест в ВШЭ в этом году в значительной степени без изменений. Вне конкурса, по специальной квоте, будут поступать дети военнослужащих, дети участников спецоперации и представители ЛНР и ДНР», — пояснила Ирина Абанкина.
Сколько лет теперь учиться?
В связи с финансированием высшего образования возникает закономерный вопрос : сколько лет будут учиться студенты после отказа от Болонской системы — 4 года как при бакалавриате, 5 лет, как при СССР или 6 как при поступлении в магистратуру после бакалавриата? Мы направили соответствующий запрос в Минобрнауки заместителю министра Дмитрию Афанасьеву, но на момент публикации ответ так и не получили. Вместе с тем, позиция зам.министра хорошо известна: он – за гибкий подход к этому вопросу. «Сейчас есть закон, по которому установлено время обучения: 4 года на программе бакалавриата, 2 года по программе магистратуры, 5 лет по программе специалитета. Чтобы что-то изменить, необходимо менять Закон об образовании 273-ФЗ. Но прежде, чем изменить закон, должно быть обоснование, — пояснила «НИ» директор института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. — Насколько я знаю, зам. министра науки и образования Дмитрий Афанасьев высказывается за гибкую систему. Везде скорее всего будет по-разному, в зависимости от различных программ. Я, например, знаю магистрские программы, которые рассчитаны на полгода. В США, например, бакалавриат измеряется 40 зачетными единицами, а не годами обучения. Во Вьетнаме тоже все по-разному: 5 лет учатся строители, 6 – инженеры, 7 врачи, 3 года менеджеры. В результате в этой стране полностью отказались от помощи зарубежных специалистов, подготовив свои кадры», — пояснила Ирина Абанкина.
«На физическом факультете МГУ обучение на специалитете 5 с половиной лет. По совокупности и по бюджетным затратам это соответствует обучению на бакалавриате + магистратура. Пяти с половиной лет вполне хватает. Правда, в последнее время на 1 курсе для физиков ввели дополнительный предмет – русский язык. Когда после отказа от Болонской системы будет утвержден специалитет, автоматически будет понятно, сколько лет будет длиться обучение. То есть будет определена программа специалитета, под это будет госзадание и соответственно выделение бюджетных денег», — пояснил доцент физфака МГУ, кандидат физико-математических наук Андрей Ларичев.
«На всех факультетах в МГУ количество лет обучения разное. Например, на мехмате 6 лет специалитета. Но там, по некоторым отзывам студентов, последний год обучения они не дозагружены . На факультете ВМК, например, по направлению «Фундаментальная информатика и информационные технологии» (ФИИТ) наиболее предпочтительная модель обучения (говорю как автор этого направления) 4 +2 года. Это подтверждается и тем, что в последнее время появился целый спектр новых сложных направлений в области информационных технологий, значит, можно говорить о новых направлениях в IT, а этому можно научить только в магистратуре. Вообще, я создавал магистратуру на факультете, но сейчас могут отменить все созданное», — сообщил «НИ» доктор технических наук, профессор, преподаватель факультета ВМК МГУ Владимир Сухомлин.
Очевидно, четкой цифры, как при СССР, когда студенты учились 5 лет, больше не будет. Всё будет зависеть от сформированных учебных планов по специальности, и не только каждый вуз, но и каждый факультет будет иметь свою продолжительность обучения.