5 мифов от чиновников об изменении назначения земельного участка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «5 мифов от чиновников об изменении назначения земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы изменить назначение участка, придётся провести достаточно насыщенную деятельность. Но если вы видите очевидность получаемых выгод – ваши труды окупятся. Если вас мотивировала сложная жизненная ситуация или иные причины, нет нужды сомневаться, нужно добиваться своей цели.

Основные этапы смены категории участка

Процедура состоит из следующих этапов:

  1. Собственник или арендатор участка собирает необходимый пакет документов и заполняет заявление установленной формы;
  2. Все это передается в комиссию при администрации муниципалитета или поселкового совета, в ведении которого находится земельный участок (если территория является региональной или федеральной собственностью, пакет документов передается в соответствующую администрацию);
  3. Органы власти, за которыми закреплен земельный участок, созывают специальную комиссию. Заявка на изменение категории ЗУ должна быть рассмотрена в течение 5 рабочих дней;
  4. По итогам заседания комиссия выносит решение и составляет акт;
  5. Заявитель знакомится с актом решения комиссии. Если заявка одобрена, в кадастровые и регистрационные документы на земельный участок вносятся изменения. В случае отказа комиссии заявитель может оспорить решение через суд.

Вид разрешенного использования — ключевая характеристика любого земельного участка. ВРИ прописываются в виде кода, а по классификатору можно узнать, какие именно работы разрешено проводить. Например, если у надела указан ВРИ 2.2, это означает, что на нем возможно возведение жилого малоэтажного дома, выращивание сельхозпродукции и разведение животных, а также размещение вспомогательных построек, таких как гараж.

В документах на землю будет прописан основной ВРИ. Для каждой территориальной зоны установлен их перечень, доступный для владельцев недвижимости.

Важно: собственники могут сами выбирать один из основных ВРИ. Для смены достаточно обратиться с заявлением в МФЦ или органы Росреестра. Заявление также можно подать удаленно, через сайт мэра Москвы.

Возможные причины для отказа

Стоит быть готовым к тому, что положительное решение на заявление выносится не всегда. Собственник может получить отказ в следующих случаях:

  1. Приведено недостаточное количество обоснований и аргументов.
  2. Отсутствие определенных документов.
  3. Нет некоторых письменных согласий.
  4. Обнаружена причина для запрета по региональным и федеральным законам.
  5. Земля уникальна и нельзя менять ее специфику.
  6. Неграмотно или с ошибками заполнены бланки.
  7. Отрицательный результат от проведенной экологической экспертизы.
  8. Надел был переведен в общий лесной фонд.

Причина отказа не будет являться тайной для гражданина. Она прописывается в уведомлении. Большинство из оснований не окончательные. После исправления можно добиться ранее поставленной цели. Если же человек, понимает, что причина является необоснованной и может быть устранена самостоятельно, он имеет право обратиться в суд.

Если участок в государственной или коммунальной собственности

Порядок изменения целевого назначения земельного участка государственной или коммунальной собственности также предусмотрен ст. 20 ЗК и мало отличается от порядка, касающегося земли частной собственности.

Так же заказывается и согласовывается проект отвода, принимается решение об его утверждении и изменении целевого назначения и так же вносятся сведения в ГЗК. Однако инициировать изменение целевого назначения государственной или коммунальной земли вправе землепользователь (лицо, владеющее участком на праве постоянного пользования, или арендатор).

Для этого ему необходимо получить разрешение от соответствующего органа власти (того, который принимал решение о передаче этого участка в пользование) на разработку проекта отвода земельного участка, целевое назначение которого планируется изменить.

Читайте также:  Как получить помощь для малообеспеченных семей

Для получения разрешения землепользователь должен направить в соответствующий орган заявление (ходатайство).

Важно! Например, если ФХ арендует государственную землю с целевым назначением «для ведения фермерского хозяйства» и планирует изменить его на «для ведения товарного сельхозпроизводства», то заявление следует подавать в территориальный орган Госземагентства.

При этом фактически происходит разделение земли на два отдельных участка с разным целевым назначением, по каждому такому участку разрабатывается соответствующая техническая документация и на каждую часть земельного участка разрабатывается свой проект отвода (ст. 56 Закона от 22.05.03 г. № 858-IV). Это касается как земель частной, так и государственной или коммунальной собственности.

Перевод участка из одной категории в другую: что нужно знать

Изменение назначения для земельного участка сегодня регулируется положениями ЗК РФ и Федеральным законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 (актуальная редакция от 29.07.2017 г., далее в тексте – ФЗ 172). Прежде чем начинать процедуру перевода категории земельного надела в другой правовой статус, владельцу (пользователю) потребуется уточнить, может ли разрешить законодательство подобные изменения. Положениями ФЗ 172 устанавливаются ограничения и обязательные условия, которые потребуется соблюдать для смены категории того или иного вид земель:

  1. Для ЗСХН. Перевод таких ценных для государства наделов на общих основаниях запрещен (пункт 2 ст. 7 ФЗ 172). Исключительные обстоятельства, допускающие изменения, предусмотрены для наделов, стоимость которых ниже, чем 50% от средней кадастровой цены на землю в регионе. К таким условиям закон относит следующие причины изменения категории:
  • консервация территории;
  • создание особо ценных зон;
  • расширение ЗНП;
  • запланированное возведение промышленных сооружений;
  • перевод в водный или лесной фонд, в зоны запаса земли, если территория ЗСХН стала непригодной для эксплуатации;
  • строительство дорог, ЛЭП, трубопроводов;
  • для нужд обороны, выполнения международных государственных проектов;
  • запланированная разработка на месте ЗСХН полезных ископаемых;
  • размещение социальных объектов, в том числе для образования и здравоохранения, если нет другой территории для строительства данного объекта.

Целевое назначение земельной площади определяет виды деятельности на ней. Такая мера, как выделение категорий и разрешенное использование наделов, необходима была для того, чтобы сделать эксплуатацию земельных площадей безопасной, практичной, сохранить качество грунта.

Было принято решение разделить все земельные угодья страны на несколько категорий, среди которых земли сельскохозяйственного назначение. Земли населенных пунктов, охраняемые зоны и другое.

Каждая категория имеет еще и определенный правовой статус, с учетом которого она должна использоваться. Благодаря такому подходу к охране и применению земельных ресурсов удается контролировать использование ценных земельных площадей, с перспективой распоряжаться ими.

ВНИМАНИЕ! За нарушение правил целевого правового статуса предполагается административная ответственность в виде штрафа.

Сумма штрафных санкций зависит от того, кто является нарушителем (физическое, юридическое лицо), насколько был причинен ущерб качеству участка. Чтобы не получить административное наказание и не лишится надела, рекомендуется поменять статус участка (если это возможно) или приобрести другой, с нужным ВИР.

Под категорией земли подразумевается закрепленное законодательство описание стандартных свойств. Выделяется законом 7 категорий:

  • Земли сельхозназначения.
  • Населенных пунктов.
  • Водного фонда.
  • Особо охраняемых территорий.
  • Лесного фонда.
  • Территории спец назначения.
  • Территории земли государственного запаса.

В категорию земель спец назначения входят площади, на которых располагаются разнообразные промышленные объекты, энергетические объекты, сооружения, связанные с обеспечением безопасности государства. Площади земель государственного запаса – это пока неиспользованные ресурсы, до этого времени они еще не были востребованы в народном хозяйстве.

В рамках каждой категории выделяются еще и земли с разными видами разрешенного использования (ВИР). Данное понятие дает возможность более точно определить применение земли и зонировать участки в рамках масштаба региона или субъекта федерации. ВИР могут быть нескольких групп – основные, вспомогательные, условно разрешенные.

Целевое назначение земельной площади определяет виды деятельности на ней. Такая мера, как выделение категорий и разрешенное использование наделов, необходима была для того, чтобы сделать эксплуатацию земельных площадей безопасной, практичной, сохранить качество грунта.

Было принято решение разделить все земельные угодья страны на несколько категорий, среди которых земли сельскохозяйственного назначение. Земли населенных пунктов, охраняемые зоны и другое.

Каждая категория имеет еще и определенный правовой статус, с учетом которого она должна использоваться. Благодаря такому подходу к охране и применению земельных ресурсов удается контролировать использование ценных земельных площадей, с перспективой распоряжаться ими.

ВНИМАНИЕ! За нарушение правил целевого правового статуса предполагается административная ответственность в виде штрафа.

Сумма штрафных санкций зависит от того, кто является нарушителем (физическое, юридическое лицо), насколько был причинен ущерб качеству участка. Чтобы не получить административное наказание и не лишится надела, рекомендуется поменять статус участка (если это возможно) или приобрести другой, с нужным ВИР.

Под категорией земли подразумевается закрепленное законодательство описание стандартных свойств. Выделяется законом 7 категорий:

  • Земли сельхозназначения.
  • Населенных пунктов.
  • Водного фонда.
  • Особо охраняемых территорий.
  • Лесного фонда.
  • Территории спец назначения.
  • Территории земли государственного запаса.

В категорию земель спец назначения входят площади, на которых располагаются разнообразные промышленные объекты, энергетические объекты, сооружения, связанные с обеспечением безопасности государства. Площади земель государственного запаса – это пока неиспользованные ресурсы, до этого времени они еще не были востребованы в народном хозяйстве.

В рамках каждой категории выделяются еще и земли с разными видами разрешенного использования (ВИР). Данное понятие дает возможность более точно определить применение земли и зонировать участки в рамках масштаба региона или субъекта федерации. ВИР могут быть нескольких групп – основные, вспомогательные, условно разрешенные.

Рекомендуется подавать заявление лично, чтобы убедиться в том, что оно прошло регистрацию и поступило в обработку. Но можно также отправить его и по почте, ценным или заказным письмом, ведь не всегда есть возможность самому побывать в местной администрации. Важно, чтобы был документ, подтверждающий отправку этого письма.

При предоставлении аргументов в пользу изменения вида разрешенного использования своего участка или только его части, нужно писать строго в деловом стиле, не используя ненужных фраз. Улучшат впечатления от письма различные юридические термины по теме.

Если есть сомнения в своих силах, можно воспользоваться ценной помощью юриста, работающего в сфере земельного и гражданского законодательства.

Местная администрация после публичных слушаний может дать отказ по заявлению. Причинами отказа послужит неполный комплект документов, не точно указанные данные, недостаточная аргументация по вопросу изменения.

Также не меняется ВИР, если есть запрет на региональном уровне на такие операции или участок относится к уникальным земельным площадям, которые могут эксплуатироваться только строго в определенных целях. Если просто были неправильно заполнены документы или не все они собраны, можно после исправления недочетов подать ходатайство повторно.

ВАЖНО! Если заявление оставляется второй раз, в нем указывается причина предыдущего отказа.

Нужно также указать, что все ошибки исправлены.

Заключение – коротко о главном

Изменить категорию земельного участка непросто. Но если подойти к делу профессионально, то конечный результат будет положительным. Здесь важно грамотно преподнести аргументы в пользу начавшейся процедуры.

Еще немного внимания

Незнание закона не освобождает от ответственности. Поэтому, прежде чем приступать к какому-нибудь действу, связанному с землей, лучше получить профессиональную консультацию у юриста. Еще лучше – передать ему полномочия, чтобы он довел дело до конца. Хотелось бы услышать в комментариях о тех, кто уже имел практику перевода земельного участка в другую категорию.

Статья 100. Специальный земельный фонд

1. В целях перераспределения земель между производителями сельскохозяйственной продукции формируется специальный земельный фонд за счет земель сельскохозяйственного назначения и земель запаса. В специальный земельный фонд не включаются участки земель, состояние которых не позволяет выращивать сельскохозяйственную продукцию, соответствующую санитарным нормам и требованиям.

Читайте также:  Отменят с 1 января 2023: какие госпошлины подорожают на 30%

2. Специальный земельный фонд формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:

1) при добровольном отказе от земельного участка;

2) при принудительном изъятии земельного участка в соответствии со статьями 92, 93 и 95 настоящего Кодекса;

3) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства.

3. Включение земельных участков, перечисленных в пункте 2 настоящей статьи, в состав специального земельного фонда производится по решению исполнительного органа района (города).

4. Включение в состав специального земельного фонда земельных участков, не используемых по назначению или используемых с нарушением законодательства Республики Казахстан, от государственных землепользователей осуществляется на основании одностороннего решения районного (городского) исполнительного органа.

Решение районного (городского) исполнительного органа может быть обжаловано в порядке, предусмотренном в статье 89 настоящего Кодекса.

5. До передачи этих земельных участков новым собственникам и землепользователям они используются прежними государственными землепользователями в порядке и на условиях, установленных районным (городским) исполнительным органом.

6. Использование земель специального земельного фонда осуществляется в соответствии со статьей 97 настоящего Кодекса.

Граждане, вышедшие из состава государственных сельскохозяйственных организаций, земли которых не подлежат разделу, ранее не наделенные правом на условную земельную долю, проживающие на данной территории, имеют первоочередное право на получение земельного участка из земель специального земельного фонда для ведения крестьянского или фермерского хозяйства или иной деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством.

7. Предоставление земельных участков из специального земельного фонда производится в порядке землеустройства, как правило, единым массивом и с учетом создания удобств в использовании земель.

8. Сведения о наличии земель в специальном земельном фонде являются общедоступными.

Земли специального земельного фонда учитываются в составе земель запаса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.

Статья 104. Скотопрогонные трассы долгосрочного пользования

1. Для перегона скота сельских товаропроизводителей на сезонные пастбища, к мясокомбинатам и на пункты закупки скота предоставляются земельные участки под скотопрогонные трассы долгосрочного пользования, как правило, по пастбищным угодьям вдоль границ землепользования в размерах, обеспечивающих подножным кормом перегоняемый скот.

2. Земельные участки под скотопрогонные трассы долгосрочного пользования, предназначенные для перегона скота в пределах одного района, предоставляются районным (городским) исполнительным органом.

Для перегона скота по территории нескольких районов решение о предоставлении земельных участков под скотопрогонные трассы принимает областной исполнительный орган.

3. Лица, являющиеся землепользователями скотопрогонных трасс долгосрочного пользования, обязаны сооружать на них необходимое количество колодцев, площадок для водопоя и отдыха скота, строений и сооружений, обеспечивающих соблюдение экологических требований и нормальную эксплуатацию трасс, беспрепятственно допускать перегон скота в сроки, согласованные в установленном порядке с уполномоченным органом в области ветеринарии.

4. Выделение скотопрогонных трасс временного (сезонного) пользования без предоставления земельных участков на праве землепользования производится по правилам сервитута (статья 70 настоящего Кодекса).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *