Порядок и особенности заполнения, сдачи формы 2-ТП (воздух)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок и особенности заполнения, сдачи формы 2-ТП (воздух)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Форма 2-ТП (воздух) — специализированный статистический отчет, в котором отражаются сведения о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В него включены таблицы, в которых фиксируется не только список загрязняющих веществ, но также их объемы.

Кто должен сдавать форму 2-ТП (воздух)

Статистическую форму подают юрлица и ИП, которые имеют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. При этом не имеет значения, имеются ли на них очистные установки или же нет.

Информация в отчете подается по юрлицу или ИП в зависимости от объема выбрасываемых загрязняющих веществ:

  • с объемом разрешенного выброса больше 10 тонн в год;
  • с объемом разрешенного выброса 5–10 тонн в год включительно (когда в выбросах имеются загрязняющие вещества 1 или 2 класса опасности).

Сведения об использовании воды предоставляются как статистическая отчётность. Форму сдают юрлица и ИП, которые:

  • сбрасывают сточные воды;
  • осуществляют забор воды из водных объектов в размере 50 м3 в сутки и более. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
  • получают воду объёмом 300 м3 и более в сутки. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
  • получают воду объёмом 150 м3 и более в сутки для сельскохозяйственной деятельности;
  • имеют систему оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объёма забираемой воды.

Инструкция по заполнению новой формы

Полное название, которое присвоено респонденту, указывается непосредственно в адресном блоке отчетности. Важную роль играет совпадение фактических данных с показателями, прописанными в учредительных документах организации. После полного наименования прописывается сокращенный формат. Если речь идет об ИП, он указывает ФИО.

В процессе внесения данных в рассматриваемую форму во внимание принимаются сведения первичного учета. Наряду с фактическими показателями допустимо применение статистических сведений по отраслям. Важную роль играет отражение данных по веществам, которые улавливаются, утилизируются и впоследствии выбрасываются в атмосферу.

Во внимание не принимаются элементы, которые в последующем времени используются в технологических производствах, выделяемые наряду с газами. В качестве примеров выступают технические процессы, связанные с извлечением оксида углерода, который выделяется с доменным газом в сфере черной металлургии. Т. е. в учет берутся исключительно те выбросы, которые не удалось уловить посредством использования специальных адсорбирующих установок по причине нюансов технологического процесса.

Если в рамках отчетного периода в структуре предприятия произошли изменения, эта информация указывается в пояснении. В остальном во внимание принимаются все выбросы, которые производились:

  • из организованных источников, имеющих стационарное положение;
  • из неорганизованных загрязняющих элементов.

В процессе заполнения документа нужно обеспечить заполнение всех граф. Если одна или несколько из них предполагают пропуски, на их месте указываются прочерки. Важную роль играет учет значимости показателя.

Разделы должны заполняться отдельно по каждому объекту, который эксплуатируется и оказывает негативное влияние.

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Бланк формы 2-ТП (воздух)
  • Образец формы 2-ТП (воздух)

В каком законе отчет 2тп воздух кто сдает

ИП потребуется заполнить только раздел 1 и графу 1 из раздела 3. В учет не берутся также вещества, используемые в дальнейшем в технологических производственных процессах, которые выделяются вместе с газами. Примером служат техпроцессы по извлечению оксида углерода, выделяемого с доменным газом в черной металлургии.

Это вещество впоследствии используется в качестве топлива. То есть учитываются только те выбросы, которые не были уловлены специальными адсорбирующими установками из-за особенностей технологического процесса или негерметичности оборудования. Если в отчетный период произошла реорганизация либо другое изменение структуры организации-респондента, данная информация в обязательном порядке отражается в пояснении, которое прикладывается в форме отчетности.

Владеющие стационарными источниками, отчетном производящими вредные в окружающую среду (в т. ч. котельными), компании и физлица-предприниматели обязаны сдавать специальную отчетность раздел. От нее не освобождаются даже те, кто оборудовал свое производство очистными установками.

Если у юрлица есть обособленные подразделения, отчетность подается по каждому из них. Банкротящиеся компании, в отношении которых открыто конкурсное производство, не освобождаются от сдачи данной . Представительства работающих в России иностранных компаний также сдают , если их деятельность связана с загрязнением атмосферы.

Отчеты по заполняются бизнесменами (юридическими и физическими лицами), которые оформили соответствующие разрешения на . При этом различают 2 типа разрешений:

  • на в объеме 5–10 тонн в год с наличием загрязняющих отходов 1–2-го классов опасности;
  • свыше 10 тонн ежегодно.

В случае если разрешение на в атмосферу загрязняющих было просрочено, предприятия (ИП) представляют фактические данные по тем же критериям, что и респонденты с действующими разрешительными документами.

Форма , утвержденная приказом от 08.11.2018 № 661, сдается респондентом в местное отделение Росприроднадзора в срок до 22 января года, следующего за отчетным. Это означает, что за 2021 год нужно сдать не позднее 22.01.2020.

Если объекты негативного воздействия находятся на территории разных субъектов РФ, то нужно подать по месту учета каждого «негативного» (п. 3 Указаний по заполнению №.

Кто должен заполнять форму

Сведения по форме 2-ТП воздух обязаны представлять организации и ИП, у которых объем разрешенных выбросов:

  • от 10 тонн за год;
  • от 5 – 10 (включительно) тонн за год, если в составе выбросов есть вещества 1 либо 2 класса опасности.

Таким образом, можно выделить следующие организации, обязанные сдавать форму 2-ТП(воздух):

  • Имеющие стационарные объекты, производящие выброс в атмосферу, регулируемые полученными разрешениями;
  • Электроэнергетические предприятия, нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие, газовой промышленности, цветной и черной металлургии;
  • Иные предприятия, с годовым выбросом от 10 тонн, либо менее 10 тонн, если выбрасываемы вещества 1 и 2 класса опасности.

Календарь эколога 2022

Отчёт Срок сдачи
I квартал
Журнал движения отходов по итогам календарного года, по состоянию на 1 января года, следующего за учётным. До 10.01.2022
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 4 квартал 2020 года До 10.01.2022
Сведения о выполнении условий пользования недрами До 20.01.2022
Отчёт по форме 2-ТП (водхоз) До 24.01.2022
Отчёт по форме 2-ТП (воздух) До 24.01.2022
Отчёт по форме 2-ТП (отходы) До 01.02.2022
Внесение платы за НВОС До 01.03.2022
Предоставление декларации НВОС До 10.03.2022
Отчёт по формам 6.1, 6.2, 6.3 – «Сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами» До 15.03.2022
Отчёт по программе ПЭК До 25.03.2022
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории До 25.03.2022
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории 1 раз в год. Срок сдачи отчёта не определён законодательством.
II квартал
Декларация о количестве выпущенных товаров До 01.04.2022
Отчёт о выполнении нормативов утилизации До 01.04.2022
Технический отчёт «О неизменности производственного процесса используемого сырья и об обращении с отходами» До 01.04.2022
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 1 квартал 2022 г. До 15.04.2022
Журнал движения отходов за 1 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) До 25.04.2022
Расчёт и оплата экологического сбора До 15.04.2022
Расчёт платы НВОС за 1 квартал 2022 года До 20.04.2022
III квартал
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 2 квартал 2022 г. До 15.07.2022
Журнал движения отходов за 2 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) До 25.07.2022
Расчёт платы НВОС за 2 квартал 2022 года До 20.07.2022
IV квартал
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 3 квартал 2022 года До 17.10.2022
Журнал движения отходов за 3 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) До 25.10.2022
Расчёт платы НВОС за 3 квартал 2022 года До 21.10.2022

Ответственность за несдачу 2тп воздух

N ВС-02-01-36/11991 О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в связи с поступлением обращений территориальных органов Росприроднадзора, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, отнесенных в соответствии с законодательством к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее ― СМСП), за представление в территориальные органы Росприроднадзора отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов с нарушением порядка и срока, установленных Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденным приказом Минприроды России от 16.02.2022 N 30 (далее ― Порядок), сообщает следующее. В соответствии с ч.

Ответственность за нарушение порядка предоставления

Если статистическая отчетность не будет сдана, или по ней будут допущены просрочки, а также указаны недостоверные сведения, компания и должностные лица, которые в ней работают, а также ИП, могут привлекаться к административной ответственности. В качестве регламента в данном случае выступает ст. 2.4, а также ст. 13.19 КоАП РФ.

В соответствии с нормативами действующего законодательства должностные лица и индивидуальные предприниматели уплачивают штраф в сумме 10 000 — 20 000 руб. Организации – 20 000 — 70 000 руб. при первичном правонарушения.

Если оно является повторным, должностные лица уплачивают 30 000 — 50 000 руб., предприятия – 100 000 — 150 000 руб. Самые крупные штрафы наблюдаются в отношении организаций, совершивших правонарушение повторно.

Читайте также:  Общение с ребенком после развода по закону

Дополнительная информация по заполнению отчета по форме 2-ТП (воздух) представлена ниже.

Ответственность за нарушение порядка предоставления

Если статистическая отчетность не будет сдана, или по ней будут допущены просрочки, а также указаны недостоверные сведения, компания и должностные лица, которые в ней работают, а также ИП, могут привлекаться к административной ответственности. В качестве регламента в данном случае выступает ст. 2.4, а также ст. 13.19 КоАП РФ.

В соответствии с нормативами действующего законодательства должностные лица и индивидуальные предприниматели уплачивают штраф в сумме 10 000 — 20 000 руб. Организации – 20 000 — 70 000 руб. при первичном правонарушения.

Если оно является повторным, должностные лица уплачивают 30 000 — 50 000 руб., предприятия – 100 000 — 150 000 руб. Самые крупные штрафы наблюдаются в отношении организаций, совершивших правонарушение повторно.

Дополнительная информация по заполнению отчета по форме 2-ТП (воздух) представлена ниже.

Экологическая отчетность 2021

Необходимо учитывать этапы обращения по всем отдельно расположенным филиалам, а также по предприятию в целом. Названный приказ допускает ведение документа при помощи программ на компьютере либо на бумажном носителе. Учитываются отходы 1 – 5 класса опасности.

Однако если произведенная упаковка реализуется другому производителю в целях использования последним данной упаковки для собственной произведенной продукции, то в таком случае уплачивать экологический сбор (и представлять все установленные законодательством формы отчетности) обязан производитель, использующий упаковку для производства собственных товаров.

Следующим отчётом после отчета МСП в календаре эколога всегда была статистическая отчетность об охране атмосферного воздуха – форма 2-ТП (воздух), которая сдается до 22 января. В прошлом году вышел Приказ Росстата от 01.08.2021 N 473 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой», согласно которому Форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха», утвержденная приказом Росстата от 4 августа 2021 г. N 387, признана утратившей силу. Вскоре вышел приказ Росстата от 08.11.2021 N 661, согласно которому утверждена новая форма данной отчетности уже с отчёта за 2021 год. Срок подачи остался прежним – 22 января, изменился орган подачи отчета: теперь он сдается в территориальные органы Росприроднадзора, а не в Росстат, как раньше.

Федеральный закон от 21.07.2021 N 219-ФЗ (ред. от 25.12.2021)
Статья 11
1. Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2021 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2021 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.10.2021 N 4973/12 по делу N А60-50398/2021, состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Форму федерального статистического наблюдения предоставляют также филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций в порядке, установленном для юридических лиц.

Этот раздел заполняется и юридическими лицами, и индивидуальными предпринимателями. Первые вносят данные в полном объеме, вторые заполняют исключительно первую графу. В этом разделе указывается информация об источниках, ставших причиной вредных выбросов.

Хотя суд поддержал компанию в этом споре и отменил решение о штрафе, поводов для радости немного.

Ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ, которой суд вооружил контролеров, гораздо серьезнее. Так, максимальный размер штрафа на компанию по ст. 8.1 КоАП РФ составляет 100 тыс. руб. А потолок штрафа по ст. 8.2 КоАП РФ — 250 тыс. руб., причем допускается приостановление деятельности.

Штраф За Непредоставление 2 Тп Воздух

N ВС-02-01-36/11991 О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в связи с поступлением обращений территориальных органов Росприроднадзора, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, отнесенных в соответствии с законодательством к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее ― СМСП), за представление в территориальные органы Росприроднадзора отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов с нарушением порядка и срока, установленных Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденным приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30 (далее ― Порядок), сообщает следующее. В соответствии с ч.

Административная ответственность возникает в виде штрафов, которые имеют внушительные размеры. Они могут составлять от 10 до 20 тыс. рублей, возлагаться на ответственных лиц или на лицо юридическое. Иногда ответственность настигает и должностное лицо, и юридическое одновременно.

Как раз такая деятельность очень вредит экологии, поэтому отмалчиваться в данном случае нельзя, иначе за это могут оштрафовать. По форме «отходы» составляются отчеты в том случае, если предприниматели осуществляют деятельность, связанную со сбором, транспортировкой и утилизацией отходов.

Административная ответственность за это предусмотрена статьей 8.5 КоАП в виде штрафа:от 20 000 до 80 000 рублей – на организацию;от 500 до 1 000 рублей – на физлицо;от 3 000 до 6 000 рублей – на должностное лицо

  • объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по объекту негативного воздействия превышают 10 тонн в год;
  • объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по объекту негативного воздействия составляют от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.

КоАП РФ на юридическое лицо налагается штраф на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток за непредставление отчетности по отходам.

Перечисленные лимиты могут меняться в зависимости от территориальных условий. Такие пользователи водных объектов совершают разнообразные операции, в том числе с изъятием воды, возвратом ресурсов и с безвозвратными действиями.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее ― КоАП РФ) установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Штраф за несдачу 2 тп воздух в 2021году

Предприниматель поступает неправильно, так как законодательством оговорено, что отчетность этого типа обязаны подавать все действующие предпринимательские объекты вне зависимости от их формы организации, а также объемов выработанных отходов в процессе предпринимательской деятельности. Такой предприниматель будет обязан уплатить сумму штрафа.

  • I категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой установленных лимитов на их размещение;
  • II категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов (кроме ТКО) и объёмом или массой отходов в ДВОС;
  • III категории — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой размещённых отходов, которые указаны в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.

Если предприятие или ИП нарушает порядок представления отчетности 2-ТП воздух (например, если не соблюден срок подачи документа – до 22 января года следующего за отчетным, или 2-тп воздух (срочная) – до 7 июля), то в этом случае, согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях №195-ФЗ, на должностное лицо налагается штраф в размере от трех до пяти тысяч рублей. Также при предоставлении недостоверной информации, искаженных фактов, согласно Закону РФ “Об ответственности за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности”, устанавливается ущерб, нанесенный органам в связи с нарушением порядка подачи отчета 2-ТП воздух.

  1. Первый раздел. Природопользователь указывает сведения о суммарном загрязнении воздуха, об объеме загрязняющих веществ, парниковых газов, образующихся в процессе деятельности объекта.
  2. Второй раздел. При разработке статистического документа нужно иметь точные данные, какие именно загрязнители образуются в процессе работы оборудования. Данную информацию вносят во второй раздел формы 2-ТП воздух.
  3. Третий раздел. В статистической форме 2-ТП воздух должна содержаться информация по проводимым предприятием мероприятиям с целью уменьшения вредных веществ, сокращения их выбросов в атмосферный воздух.

Для заполнения и сдачи отчетного документа мы готовы оперативно организовать работу специалистов. Данная статистическая отчетность разрабатывается на основании выданного разрешения на выбросы. По желанию Заказчика, возможно проведение замеров воздуха, с привлечением аккредитованной лаборатории для получения точных данных о количестве выбросов и выполнение других необходимых работ.

Итак, в исследованиях, которые проводит Росстат, принимают участие компании и ИП, включенные в Единый реестр субъектов МСП. Индивидуальные предприниматели сдают отчет «1-Предприниматель», а малые и микропредприятия сдают «МП-СП». Существенных различий в формах нет.

  • Постановка на учет объектов НВОС
  • Программа производственного экологического контроля
  • Составление паспортов отходов
  • Разработка ПНООЛР
  • Разработка паспорта канцерогенности
  • Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду
  • Отчет о производственном экологическом контроле
  • Отчет 2-ТП (отходы)
  • Отчет 2-ТП (воздух)
  • Отчет МСП по обращению с отходами
  • Сведения для внесения в сводный кадастр отходов
  • Журнал движения отходов
  • Отчет 4-ОС
  • Технический отчет по обращению с отходами
Читайте также:  Как и где оформить опекунство над пожилым человеком?

Десятилетие прошло с тех пор, как была введена отчётность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Однако сейчас ее наименование и круг лиц, обязанных подавать такую отчётность, изменились коренным образом.

Посмотрим требования закона:

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления”
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
[…]
2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной в��асти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.

6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

7. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
[…]

До 1 января 2019 г. в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. Теперь разделение предприятий на субъекты малого и среднего бизнеса в плане отчетности отменено. Критериями необходимости ее подачи теперь является категория объекта негативного воздействия.

Один из ответов на запрос природопользователей в Минприроды Московской области в 2019 году пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчётность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма.

Объекты I и II категорий отчитываются в установленном для них порядке (если есть ПНООЛР – сдают технический отчет), объекты IV категории не сдают отчётность по отходам. Такую отчётность теперь должны сдавать только объекты III категории.

При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, сдают аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.

До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками.

В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий.

Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).

Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).

Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.

Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.

Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.

Административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437:
96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее – технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.

Технический отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).

Соответственно, так как НООЛР сейчас могут иметь только объекты I и II категорий, то и технический ��тчет нужно сдавать им.

Внимание! Если категория объекта не определена, разработки НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347

Законотворческая лихорадка в прошлом году стала причиной дважды за год изменить форму этого отчёта, и этот год тоже не стал исключением. Приказ Росстата от 12.12.2019 г. N 766 отменился, теперь форму надо подавать по Приказу Росстата от 09.10.2020 N 627. Новая форма 2-ТП (отходы) вводится в действие с отчета за 2020 год. Ее должны предоставлять следующие лица:

  • хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
  • региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
  • операторы по обращению с ТКО.

Не должны представлять Форму 2-ТП (отходы) хозяйствующие субъекты, относящиеся к субъектам МСП, при одновременном соблюдении для них трех условий:

  • образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
  • заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО;
  • не осуществляется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Напоминаем, что природопользователям необходимо представить форму 2-ТП (отходы) в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 1 февраля 2021 года! В форме нужно указывать фактическое образование отходов, при этом медицинские, биологические и радиоактивные отходы в форму не включаются.

Отчетность для водопользователей, которые сбрасывают вредные загрязняющие вещества в водные объекты. В форму 2-ТП (водхоз) внесены изменения Приказом Росстата от 12 марта 2020 г. № 118 “О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», утвержденную приказом Росстата от 27 декабря 2019 г. № 815”. Изменения начинают действовать с момента отчетности за 2020 год. Крайний срок подачи отчета 2-ТП (водхоз) в территориальные органы Росводресурсов – 22 января 2021 года!

По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.

Согласно приказу:

  • Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
  • Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.
Читайте также:  Расчет пособия при зачете в страховой стаж сотрудника нестраховых периодов

Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.

В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.

Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:

  • содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
  • статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).

То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.

Отчетность по данной форме должны сдавать юридические лица и индивидуальные предприниматели в том случае, если объемы разрешенных выбросов по всем разновидностям и объектам составляют от 10 тонн в годовой период.

Еще один случай, когда требуется подача документа – выброс в 5-10 тонн включительно, если в выбросах присутствуют вещества, относящиеся к первому и второму классу опасности.

Организации, у которых выбросы отсутствуют или имеются в меньших объемах, документ не подают, что прописано в Письме Росприроднадзора №РН-03-01-31/1722 от 16 января 2021 года.

Большинство отчетов можно сформировать самостоятельно, используя, например, официальную программу «Модуль природопользователя». Актуальную версию можно на сайте Росприроднадзора. Там же через личный кабинет принимаются многие отчеты.

Для тех, у кого нет времени или возможности разбираться в тонкостях экологического законодательства, мы предлагаем услугу полного сопровождения: сделаем и сдадим за вас всю отчетность по экологии. Подробная информация — тут.

Компании и предприниматели, в распоряжении которых имеются источники вредных выбросов, обязуются сдавать этот документ в любом случае. Исключения не предусмотрены даже в отношении тех, кто оборудовал производство специальными очистными сооружениями. Если юридическое лицо владеет отдельными филиалами, подача отчетности осуществляется по каждому из них.

Компании, находящиеся на грани банкротства, если в их отношении инициировано конкурсное производство, все равно должны сдавать отчетность. Сдают документ и представительства зарубежных фирм, расположенные на территории РФ. Но делается это только в том случае, если их работа подразумевает загрязнение атмосферы.

Заполнение отчетов происходит лицами, получившими специальные разрешения. Они представлены в двух разновидностях:

  • выбросы в объеме 5-10 тонн в годовой период, если вещества имеют 1-2 степень опасности;
  • более 10 тонн вне зависимости от класса вреда.

Если предприятия или индивидуальные предприниматели допустили просрочки по разрешениям, они предъявляют фактические сведения о выбросах на основании тех же критериев, что и респонденты, у которых разрешительная документация действует.

Форма 2-ТП (воздух), которая утверждена Приказом Росстата №661 от 8 ноября 2021 года, подается в местное отделение Росприроднадзора. Сделать это необходимо до 22 января года, который следует за отчетным периодом.

Если объекты, оказывающие негативное воздействие, располагаются на территории разных регионов Российской Федерации, подача отчета производства по субъекту, где организован их учет.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает взыскания в виде денежных штрафов за предоставление отчетности с указанием недостоверных сведений или непредставление отчета в установленные сроки.

Согласно статье 8.5 КоАП РФ, размер штрафных санкций составляет:

  • 500 — 1 000 рублей для физических лиц
  • 3 000 — 6 000 рублей для должностных лиц
  • 20 000 — 80 000 рублей для юридических лиц и организаций

При указании недостоверных сведений, юридические лица облагаются штрафом, возмещающим ущерб Федеральной службы государственной статистики, вызванный необходимостью исправления итоговой отчетности.

В качестве регламента, регулирующего процесс охраны атмосферного воздуха, выступает ФЗ №96 от 4 мая 1999 года. Он состоит из 10-ти глав и 34-х статей, в которых прописан порядок, принципы и прочие нюансы охраны воздушной среды.

В ст. 2 указано, что законодательство РФ в плане охраны атмосферного воздуха базируется на Конституции страны. Его составители имеют возможность предусматривать внедрение вспомогательных экологических нормативов.

Взаимоотношения, возникающие в процессе охраны атмосферного воздуха, регулируются нормами о техническом учете.

Полное название, которое присвоено респонденту, указывается непосредственно в адресном блоке отчетности. Важную роль играет совпадение фактических данных с показателями, прописанными в учредительных документах организации. После полного наименования прописывается сокращенный формат. Если речь идет об ИП, он указывает ФИО.

В процессе внесения данных в рассматриваемую форму во внимание принимаются сведения первичного учета. Наряду с фактическими показателями допустимо применение статистических сведений по отраслям. Важную роль играет отражение данных по веществам, которые улавливаются, утилизируются и впоследствии выбрасываются в атмосферу.

Во внимание не принимаются элементы, которые в последующем времени используются в технологических производствах, выделяемые наряду с газами. В качестве примеров выступают технические процессы, связанные с извлечением оксида углерода, который выделяется с доменным газом в сфере черной металлургии. Т. е. в учет берутся исключительно те выбросы, которые не удалось уловить посредством использования специальных адсорбирующих установок по причине нюансов технологического процесса.

В этой области документа отображается информация об отчетном годе, а также о наименовании субъекта хозяйствования. Если речь идет об индивидуальном предпринимателе, он указывает ФИО. Все хозяйствующие субъекты отображают адрес нахождения, кодовое значение ОКПО.

Его заполнением занимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица. В разделе указывается информация о выбросах вредоносных веществ, а также об их последующей очистке и удалении. В первом разделе обязательно отображаются следующие реквизиты:

  • количество вредных веществ, которые были выброшены в атмосферу (как в общей сложности, так и из организованных источников);
  • число вредных веществ, которые направлены на очистку;
  • объем уловленных и обезвреженных химических элементов (в сумме и через утилизацию);
  • общая масса веществ, которые были выброшены без очистки и с ней.

После этого можно переходить к заполнению следующего раздела, который предназначен исключительно для юридических лиц.

Данный отчет заполняют и сдают организации и ИП, деятельность которых связана с использованием стационарных источников, загрязняющих атмосферу (включая котельные). Крайний срок сдачи документа – 22 января года, следующего за отчетным.

статьи Отчетность по данной форме должны сдавать юридические лица и индивидуальные предприниматели в том случае, если объемы разрешенных выбросов по всем разновидностям и объектам составляют от 10 тонн в годовой период. Еще один случай, когда требуется подача документа – выброс в 5-10 тонн включительно, если в выбросах присутствуют вещества, относящиеся к первому и второму классу опасности.

Кто заполняет и сдает

Статотчетность по новой форме 2-ТП (отходы) обязаны заполнять все организации и индивидуальные предприниматели, которые каким-либо образом связаны с отходами. Нет никакой разницы, на каком конкретно этапе возникает так называемое «сотрудничество». Это и создание, и переработка, и транспортировка, и хранение, и утилизация и захоронение отходов (ОТ). Обо всех этих действиях субъекты обязаны отчитаться в контролирующие органы.

Организационно-правовая форма, выбранный режим налогообложения, способ обращения с ОТ и территориальная принадлежность не имеют никакого значения. Отчитываться обязаны все экономические субъекты. Причем объем оборота ОТ за отчетный период не играет никакой роли.

Не обязаны сдавать отчет 2-ТП (отходы) представители малого и среднего бизнеса. Но субъект малого предпринимательства освобождается от сдачи отчетности при выполнении трех условий:

  • от деятельности образуются только твердые коммунальные отходы массой менее 0,1 т;
  • СМП заключил договор с региональным оператором;
  • осуществляемый вид бизнеса не связан с обращением ТКО производства и потребления.

В будущем году планируется резко сократить количество подотчетных субъектов. Законодатели определили, что отчет будут заполнять компании и ИП, ведущие деятельность на объектах третьей категории (негативное влияние, оказываемое на окружающую среду, незначительно). Такие нормы закреплены в постановлении правительства РФ № 1029 от 28.09.2015.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *