Утилизация транспортного средства в 2023 и 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утилизация транспортного средства в 2023 и 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На сегодняшний день государственная программа утилизации актуальна по ряду причин: она способствует улучшению экологической обстановке в стране, стимулирует отечественный автопром. Что касается экологической ситуации, то здесь выгода очевидна.

Требования к автомобилю

В госпрограмме утилизации в 2023 году (как и в предыдущие годы проведения акции) могут принять участие владельцы практически всех автомобилей при условии соответствия установленным правилам. Требования к транспортному средству таковы:

  • автотранспортные средства старше 10 лет не могут участвовать в программе трайд-ин;
  • на скидку могут рассчитывать владельцы машин не ранее 1999 года выпуска;
  • старым признается автомобиль, возраст которого не менее 6 лет;
  • ТС должно быть оформлено на одного владельца, и время владения должно составлять не менее 6 месяцев для трейд-ин и 12 месяцев для утилизации;
  • авто, приобретенные в кредит или лизинг при условии не выполненных перед банком кредитных обязательств, принять участие в программе утилизации не смогут;
  • автомобиль должен соответствовать техническим характеристикам, т. е. все агрегаты должны соответствовать указанным в ПТС;
  • ТС, поступающее в специализированный центр для сдачи в утиль, должно быть «на ходу»;
  • автомобиль доставляется в дилерскую сеть или пункт приема металлолома с помощью эвакуатора, услуги которого оплачивает владелец. Причина: к моменту сдачи ТС снято с учета, и не имеет права участвовать в дорожном движении.

Еще одно важное условие: владелец должен иметь гражданство РФ.

Можно ли участвовать в госпрограмме утилизации автомобилей в 2022 году?

Несмотря на то, что в России продолжается кризис, и экономика претерпевает массу лишений, программа утилизации продолжает действовать и в 2022 году. Бюджет, выделенный на 2022 год, не позволил повысить размер льгот, но и не урезал их.

Одной из причин продления программы утилизации автомобилей стало то, что рынок отечественного автомобилестроения не перестает испытывать трудности с реализацией своей продукции. Низкая покупательская способность граждан, высокая конкуренция со стороны иностранных производителей оказывают значительное давление на отечественные предприятия. Для стабилизации ситуации необходима поддержка правительства.

Несмотря на положительную динамику спроса на автомобили, произведенные на территории РФ, главная цель разработки и продления программы утилизации в 2022 году – это поддержка граждан в их желании по приобретению нового транспортного средства. В 2022 году автовладельцы имеют возможность получить компенсацию до 350-ти тысяч рублей.

Скидки по программе утилизации автомобилей и трейд-ин

Категория транспортного средства При сдаче на утилизацию, т. р. при сдаче по Trade-In, т.р.
Легковой сегмент 50 тысяч руб. 40 тысяч руб.
Внедорожники 90 тысяч руб. 75 тысяч руб.
Грузовики 2,5- 3,1 тонны 120 тысяч руб. 100 тысяч руб.
Грузовики, автобусы (в том числе имеющие полный привод), с массой 3,1- 4,1 тонны 175 тысяч руб. 145 тысяч руб.
Грузовики и автобусы, в том числе имеющие полный привод, имеющие полную массу 4,1-7,5 тонны 200 тысяч руб. 165 тысяч руб.
Грузовики, а так же автобусы (имеющие полный привод) с полной массой 7,5 тонн 350 тысяч руб. 300 тысяч руб.
Читайте также:  Как получить вычет по ИИС — подробная инструкция

Предприятия-производители имеют право вносить изменения в представленные общие предложения, а так же могут формировать собственные предложения.

Программа утилизации машин в России

Чтобы участвовать в этой государственной программе необходимо пройти несколько этапов.

  1. На начальном этапе человек должен определиться с тем автомобилем, который будет приобретаться, впоследствии, причем это может быть нелюбое транспортное средство. Для этого существует ряд условий, которые необходимо соблюдать в обязательном порядке.
  2. На следующем этапе собирается полный комплект документов, установленный законодательством. После сбора всех необходимых бумаг нужно сдать автомобиль в специальную организацию. Транспортировкой старого автомобиля занимается дилер, с которым заключено соглашение, производится при помощи эвакуатора.
  3. После этого хозяину вручается купон, в котором указывается размер предоставляемой скидки на новый автомобиль. Купон или справка со скидкой не имеет единого образца на территории России, в каждом регионе бланки могут отличаться в значительной степени.
  4. Далее, происходит покупка автомобиля. Разницу между стоимостью и скидкой выплачивает автовладелец.

Для утилизации автомобиля необходимо подготовить следующие документы:

  • паспорт транспортного средства (ПТС);
  • паспорт.

Дополнительно могут потребоваться другие документы – уточните в пункте утилизации.

Для снятия с учета утилизированного автомобиля в ГИБДД необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт заявителя;
  • нотариально заверенная доверенность (при обращении через представителя);
  • ПТС;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС);
  • правоустанавливающие документы на автомобиль (договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство, решение суда и т.д.);
  • свидетельство об утилизации.

Требования к автомобилю для проведения утилизации

Также существует и ряд требований, которые необходимо соблюдать, для успешного прохождения утилизации своего транспортного средства.

Основные из них:

  • Если автомобиль сдается на утилизацию по системе «Trade-In», у него должен быть один владелец в течение 10 последних месяцев.
  • Если транспортное средство идет в утилизацию по стандартизированной программе, то владеть им должен один человек, причем в течение 6 последних месяцев.
  • Машина не должна быть оформлена под лизинговые услуги.
  • Автомобиль не должен находиться в рамках любых кредитных обязательств или иных ситуаций, которые могут потребовать его возвращения или перепродажи, а также передачи прав владения.

Это требования ко всем автомобилям, вне зависимости от того, легковое ли это транспортное средство, спецтехника или грузовой автомобиль с прицепом.

Необходимые документы

Участнику процедуры нужно предоставить следующие документы:

  • паспорт гражданина (физлицам, лизинговым компаниям или юрлицам – лицензию);
  • доверенному лицу – нотариально подтвержденную доверенность;
  • правоустанавливающие на ТС документы;
  • техпаспорт ТС (ПТС копия) с указанием срока нахождения в собственности;
  • бумага о снятии регистрации МРЭО (ПТС со специальной отметкой / карта учета / справка от ГИБДД)
  • оригинальный акт / нотариально заверенная копия передачи ТС.

Список универсальный, касается всех марок, включая грузовые и специализированные авто.

В 2022 году условия программы утилизации автомобилей в России не подвергнутся существенным изменениям, сам процесс будет таким же, как и раньше. Для проведения процедуры действуют строгие правила и условия. Вот основные условия, которые касаются утилизации транспортных средств:

  1. Для того чтобы произвести процедуру, у владельца право собственности на ТС должно быть уже длительное время, нельзя избавиться от только купленного авто.
  2. Согласно требованиям и условиям программы, утилизировать можно только то авто, стоимость которого полностью оплачена, то есть, машина не должна быть в кредите.
  3. Запрещено утилизировать автомобили, находящиеся в лизинге.

Если хотя бы одно из перечисленных требований не будет соблюдено, в утилизации по государственной программе может быть отказано. Однако это не окончательный перечень условий, в 2022 году могут появиться новые дополнения, необходимо следить за новостями. Кроме основных условий, есть еще и требования, выдвигаемые к автомобилям. Вот, какие требования выдвигает государственная программа к транспортным средствам:

  • в системе «Trade-In» действует правило – владелец ТС должен иметь утилизируемое авто в собственности не меньше 10 месяцев;
  • минимальный срок владения для утилизации по стандартным условиям – пол года;
  • запрещен прием транспортных средств, которые находятся под кредитным обременением либо в лизинге;
  • не принимаются машины, имеющие проблемную юридическую историю, на которые могут быть заявлены права со стороны других людей, прошлых владельцев, потенциальных наследников и других.
Читайте также:  Последствия банкротства физических лиц. Плюсы и минусы

Чем ее заменили позже?

К программе утилизации старых автомобилей было много вопросов. Например, многие сдавали по ней старую «классику» от АвтоВАЗа и покупали практически те же морально устаревшие модели. А из 176 фирм по утилизации практически все были «кустарными» производствами, которые не могли в достаточной степени переработать старый автомобиль (вероятно, об этом и говорил Белоусов сейчас).

На смену программе утилизации власти ввели скидки за сдачу старых авто в trade-in, но и эта мера оказалась не очень эффективной.

И с лета 2017 года были запущены новые программы – «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». В отличие от старой программы, по ним льготы были совсем иными:

  • клиент мог купить новый автомобиль только в кредит;
  • скидка составляла 10% от цены продажи (на Дальнем Востоке – 25%);
  • в программе участвовали не все модели – они должны были быть произведены в России, набирать достаточно баллов по локализации производства и быть не дороже 1-1,5 миллионов рублей;
  • так как клиент покупал авто в кредит, он автоматически покупал полис Каско, что снижало всю выгоду;
  • программа периодически останавливалась и перезапускалась – в зависимости от выделенных на нее денег.

В 2020 году программу расширили – покупать автомобили со скидкой разрешили еще и медработникам (помимо тех, для кого авто было первым, или кто покупал его для семьи с детьми).

В 2021 и 2022 годах программа не работает – Минпромторг считает, что возобновлять программу стимулирования спроса нет смысла, потому что спрос и без того крайне высок. Автопроизводители и автодилеры сталкиваются с дефицитом новых автомобилей, а преодолеть его удастся еще не скоро.

Как сдать свой автомобиль в утилизацию?

Перед тем, как отправиться в пункт приема автомобильного лома, нужно разузнать: участвует ли данный приемщик в госпрограмме и есть ли у него лицензия. Без этих документов вся процедура становится бесполезной. Простая утилизация, т.е. сдача на металлолом, желанного сертификата на скидку не принесет. Выяснить, куда именно обращаться, можно у дилерского центра, где планируется покупка новой машины. Зачастую дилеры предпочитают сотрудничать по вопросу утилизации с конкретными приемщиками.

После того, как найден пункт по утилизации автомобилей, потребуется самостоятельное решение вопроса доставки ТС. Хорошо, если машина ходу. Но если она не в состоянии сама добраться, придется позаботиться о ее транспортировке. Услуга – платная. Оказать ее может и сам приемщик, поэтому выясняйте сразу.

Как только автомобиль принят и оформлена утилизационная справка, следующий шаг – снятие машины с учета в ГИБДД. Если этого не сделать, транспортный налог так и будет продолжать начисляться. В данной ситуации для государства бывший автовладелец остается действующим собственником ТС.

Далее – обращение в автодилерский центр. Предъявление там справки об утилизации позволяет получить скидку на покупку нового автомобиля. Размер скидки зависит от политики автодилера. Ознакомиться с величиной «премии» можно на официальных сайтах производителей, где есть еще и список дилеров конкретного региона.

Читайте также:  Сколько квадратных метров по закону положено на человека в 2022 году

Суть программы утилизации авто

Программа утилизации автомобилей в России начала действовать еще в 2010 году. Она дает возможность владельцам старых автомобилей сдать их в утиль, а взамен получить скидку на покупку нового транспортного средства. Главные цели программы:

В 2010 году ее внедрение было экспериментальным. Срок действия проекта составлял всего год. Так как автомобилисты хорошо приняли эту идею, его продлили еще на год. 31 декабря 2011 года действие программы утилизации было официально остановлено, но спустя три года ее вновь возобновили.
Причиной тому послужило снижение автомобильного рынка. Изначально автомобилист должен был посетить специального дилера, которому он выплачивал 3 000 руб. в качестве оплаты за утилизацию. Взамен клиент получал сертификат на скидку в размере 50 000 руб. Как только программа стартовала, владельцам авто приходилось дополнительно оплачивать еще и налог, но уже в марте 2010 года в Налоговый кодекс внесли поправки и автомобилистов освободили от его уплаты.

Все ненужное — на слом!

На утилизацию отправляют то, что не подлежит восстановлению и перепродаже, то есть абсолютный хлам. Бесспорно, за десять лет можно укатать машину и до такого состояния, но в большинстве случаев десятилетки вполне работоспособны. Об этом говорит состояние российского автопарка, в котором 58% машин — старше десяти лет, а треть — старше 15 лет.

Складывается впечатление, что даже убитые машины утилизируют лишь в крайнем случае. Сначала пытаются перепродать — полностью или по частям. Хотя в пространном перечне плюсов госпрограммы утилизации упомянуто и «улучшение экологической ситуации». Возможно, имеется в виду, что объемы автохлама, поступающего из Японии и Европы, сократились — иностранцы теперь используют Россию как свалку ТБО в гораздо меньшей степени. Правда, это скорее результат обязательной установки блока ЭРА-ГЛОНАСС на все ввозимые автомобили.

Статистики по госпрограмме крайне мало. Но есть сведения, что за первые два года ее действия выдано около 600 тысяч утилизационных сертификатов, а под пресс реально попало 360 тысяч машин. Куда делись остальные 40%? Очевидно, достались перекупщикам. Или просто брошены в лесу. Между тем утилизационный сбор, закладываемый в цену новой машины, с прошлого года составляет почти четверть цены новой Гранты. И он заведомо больше, чем максимальная скидка за утилизацию любой Лады.

Программа утилизации автомобилей 2021

Модель Максимальная скидка в рублях
408 50 000
4008 50 000
Boxer 50 000
Модель Максимальная скидка в рублях
SsangYong Actyon 120 000
SsangYong Kyron 120 000

Когда и зачем появилась программа по утилизации автомобилей

Программа утилизации начала действовать с начала 2010 года. Старт ей был дан Постановлением Правительства №1194 от 31 декабря 2019 года «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств».

Программа утилизации автомобилей на 2020 год имеют главную цель – повысить ликвидность российской автомобильной промышленности. По этой причине гражданам предлагают новое автотранспортное средство по сниженной цене. Причём в программе участвуют машины не только отечественных марок, но иностранных автопроизводителей, локализовавших своё производство.

В Правительстве отмечают, что такой подход позволяет:

  • улучшить экономическую ситуацию за счет роста автомобильной промышленности;
  • улучшить экологическую ситуацию. Грамотная утилизация снижает количество отходов, хранимых под открытым небом;
  • пересесть гражданам на более современные автомобили.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *