Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учесть государственные субсидии в бухгалтерском учете». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Определяя, на что потратить полученную профилактическую субсидию, следует опираться на положения Постановления № 976. В нем нет конкретики, но общая цель, на которую выделяют деньги, сформулирована – “проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Как вести учет при получении субсидии
Согласно п.1 ст.346.17 НК РФ субсидии за первые два года «упрощенцами» отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет субсидий.
Если по окончании второго года сумма субсидии превысит сумму признанных расходов, то разница в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.
Этот порядок признания доходов применяется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта «Доходы минус расходы», а также для объекта «Доходы», при условии ведения ими учета сумм выплат.
Таким образом, эти доходы должны появиться в КУДиР (графа 4) в размере произведенных расходов из них (графа 5). Суммы будут одинаковые. Это и будет ведением учета субсидий.
Те налогоплательщики, которые применяют «Доходы минус расходы», первые два года делают расход и тут же отображают КУДиР доход. Если не истратили всю субсидию за два года и есть остаток, то на третий год включаете субсидию как доход, вне зависимости от расхода.
Операции с целевыми субсидиями капитального характера
Бюджетные (автономные) учреждения отражают операции с данными субсидиями в следующем порядке*(2):
1. Дебет КДБ1 5 205 62 561 Кредит КДБ1 5 401 40 162 — начисление доходов будущих периодов по целевым субсидиям капитального характера в сумме Соглашения. 2. Дебет КБК2 5 201 11 510 (увеличение счета 17, код аналитики 150, КОСГУ 162) Кредит КДБ1 5 205 62 661 — отражено получение субсидии капитального характера. 3. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ1 5 401 10 162 — признание доходов в виде целевой субсидии капитального характера доходами текущего года на основании информации о достижении условий предоставления субсидии (Извещения, Отчета, иного документа, предусмотренного Соглашением). 4. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ1 5 205 62 661 — уменьшение доходов будущих периодов по целевой субсидии капитального характера на основании измененного Соглашения и (или) дополнительного Соглашения. 5. Формирование по завершении года расчетов по субсидии капитального характера на основании Извещения, Отчета о выполнении условий Соглашения (операции отражаются последним днем отчетного года, если учредителем не предусмотрено иное): 5.1. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КБК3 5 303 05 731 — закрытие расчетов в сумме неиспользованных остатков целевых субсидий капитального характера, подлежащих возврату в очередном году в бюджет. 5.2. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ1 5 205 62 661 — закрытие расчетов в сумме неиспользованного финансового обеспечения субсидии, если ее перечисление учреждению не осуществлялось. 5.3. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ4 5 303 05 731 — формирование расчетов по неиспользованному остатку при наличии принятых за счет него и неисполненных обязательств (необходимости подтверждения потребности в данных средствах). При подтверждении потребности отражается запись: Дебет КДБ4 5 303 05 831 Кредит КДБ1 5 401 40 162 5.4. Если расчеты с учредителем по субсидии «закрыты» полностью, но у учреждения осталась кредиторская задолженность, принятая за счет средств субсидии (принятые и неисполненные денежные обязательства), то дополнительно записей отражать не нужно. Остаток средств на лицевом счете в очередном году будет направлен на погашение принятого денежного обязательства. 5.5. Если за счет целевой субсидии капитального характера был выплачен аванс, не подтвержденный документами контрагента за отчетный год, то разница между показателями Дт 5 205 62 000 и Кт 5 401 40 162 равна данному авансу. В случае принятия решения о возврате (не подтверждения целевого характера принятых денежных обязательств) в очередном финансовом году отражается указанная в п. 5.1 операция. 6. Дебет КБК3 5 303 05 831 Кредит КБК2 5 201 11 510 (увеличение счета 18, код аналитики 610, КОСГУ 610) — возврат неиспользованного остатка целевой субсидии капитального характера прошлых лет.
Налогообложение субсидий МУП до и после 2018 года
Согласно пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ в редакции, действовавшей до 2018 года, средства и иное имущество, полученные унитарным предприятием от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа, не включались в состав доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Данное правило применялось только при получении средств и имущества на безвозмездной основе . Если средства выделялись в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, то они должны были включаться в состав доходов от реализации в общеустановленном порядке.
Для целей налогообложения безвозмездная основа означает отсутствие на стороне получателя средств обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать ему услуги) — п. 2 ст. 248 НК РФ.
Иными словами, в 2017 году доходы в виде субсидии (на возмещение затрат и (или) недополученных доходов в связи с применением регулируемых цен) от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного органа не учитывались у унитарного предприятия при формировании базы по налогу на прибыль. Об этом еще раз напомнил Минфин в Письме от 05.03.2018 N 03-03-06/3/13672.
С 2018 года согласно новой редакции пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ субсидии, полученные унитарным предприятием безвозмездно от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль по мере осуществления расходов, произведенных за счет таких субсидий, как предусмотрено п. 4.1 ст. 271 НК РФ.
Отдельно в Письме Минфина РФ от 10.05.2018 N 03-07-11/31174 обоснован порядок включения в состав доходов сумм субсидий, полученных в качестве компенсации «выпадающих» доходов или убытков.
Если субсидия была выделена на возмещение недополученной выручки от реализации товаров, работ, услуг по регулируемому тарифу (то есть когда компенсируется разница между базовой ценой (тарифом) и ценой реализации), то при формировании налоговой базы по налогу на прибыль такая субсидия подлежит отражению в составе доходов на дату реализации товаров, работ, услуг.
Бухгалтерский учет и субсидии
Основным счетом для отражения целевого государственного финансирования в бухучете является восемьдесят шестой. Он так и называется — Целевое финансирование. На нем отражаются все поступления, сделанные на безвозмездной основе от государства или других юридических лиц. Восемьдесят шестой счет является активно-пассивным. При поступлении денежных ресурсов они отражаются по кредиту. Если возникает необходимость в детальном учете полученного субсидирования, то открываются субсчета.
Для бухгалтерского учета следует соблюдать следующие этапы:
- зачисление финансов на счета получателя;
- списание денег со счета целевого финансирования;
- возврат средств бюджету (при необходимости или остатка);
- налогообложение на полученную дотацию, если в этом есть необходимость.
Сумма государственного субсидирования, положенная организации, учитывается по кредиту семьдесят шестого и дебиту восемьдесят шестого. По мере поступления средств происходит уменьшение задолженности бюджета, отраженного на 76 счете, в корреспонденции с дебитом 50, 51, 52 или 55. Допускается учет помощи, минуя 76 счет. В этом случае принятие к бухгалтерскому учету субсидирования осуществляется по мере фактического поступления денежных средств и отражается проводкой Дебет 50, 51, 52 или 55 Кредит восемьдесят шестого.
Пример покупки лизингового имущества.
- Дт 76 Кт 86 — подписаны документы;
- 51 76 — получены денежные средства;
- 86 98 — отражение доходов будущих периодов;
- 20 02 — амортизация;
- 98 91 — часть субсидии учтена как внереализационный доход на амортизацию.
ООО “Апельсин” получило дотации на 1 млн рублей. Через год в результате проверки был выявлен нецелевой расход средств, и принято решение их вернуть.
Проводки будут следующими:
- Дебет 86 Кредит 76 – 1 млн рублей — выставлена сумма к возврату;
- 98.2 91.1. – 180 тыс. руб. — незаконно начисленный износ;
- 91.1 86 – 180 тыс руб. — ликвидировано начисление амортизации;
- 98.2 86 – 820 тыс руб. — восстановлен остаток субсидии;
- 86 51 – 1 млн рублей — возврат фактически осуществлен.
Субсидии могут быть получены организацией только для целевого использования. Их обязательно нужно отражать в бухгалтерском учете. Есть несколько основных операций, обусловленные целевым направлением, проводки по которым приведены в статье. В некоторых случаях предусмотрен возврат средств, полученных из бюджета.
Расходование средств субсидии в бухучете
При отражении расходования госсубсидии следует учитывать, что в большинстве случаев полученная сумма покроет расходы не полностью. Часть средств будет оплачена за счет субсидии, а часть за счет собственных. Это обязательно должно найти отражение в проводках.
Разберем ситуацию на примерах:
ПРИМЕР 1
Компания направляет полученные средства на выплату зарплаты. Сумма полученной субсидии на 10 сотрудников – 121 300 руб., начисленная зарплата – 300 000 руб.
При составлении бухгалтерских записей нужно учитывать:
Для упрощения примера примем, что компания освобождена от уплаты страховых взносов за период выплаты этой з/п.
Проводки будут такими:
- Дт 44 Кт 70 300 000;
- Дт 70 Кт 68 39 000 – удержан НДФЛ;
- Дт 70 Кт 51 – 121 300 – часть зарплаты выплачена за счет субсидии;
- Дт 70 Кт 51 – 139 700 – часть зарплаты выплачена за счет собственных средств;
- Дт 86 Кт 44 – 121 300 отражено использование субсидии.
Как происходит учет расходов по выделенной субсидии
Списание полученной от государства финансовой помощи происходит поэтапно, по мере выполнения условия, заявленного для предоставления субсидии. Если деньги были выделены на приобретение материальных средств, то при списании финансирования с восемьдесят шестого счета на счет доходов будущих периодов происходит начисление амортизации.
Пример получения и списания субсидирования на приобретение станков для цеха:
- Дт 76 Кт 86 — отражает готовый пакет документов для получения финансовой господдержки;
- 51 76 — поступила сумма пособия;
- 86 98 — сумма зачислена на доходы будущих периодов;
- 20 02 — начисление амортизации на установленные станки;
- 98 91 (субсчет 1) — полученное пособие списано на счет доходов предприятия за текущий период.
👇 Перечень предприятий, которые смогут получить безвозмездную субсидию на дезинфекцию
Получение данной субсидии возможно организациями из наиболее пострадавшей части экономики, к числу которых относятся:
Сфера экономического функционирования, вид экономической деятельности | Присвоенный ОКВЭД 2 |
Организации, осуществляющие свою деятельность в области отдыха, различных развлечений, а также в области спорта | 93 |
Организации, осуществляющие физкультурную и оздоровительную деятельность | 96.04 |
Организации, осуществляющие свою деятельность в санаторно-курортном направлении | 86.90.4 |
Организации, которые осуществляют свою деятельность путем предоставления мест для осуществления временного проживания людей | 55 |
Организации, которые осуществляют деятельность по предоставлению различных напитков, приготовлению и распространению, в том числе в виде продажи, продуктов питания | 56 |
Организации, которые осуществляют свою деятельность в сфере ремонта компьютерной техники, а также в сфере различных предметов личного и хозяйственно-бытового назначения и потребления | 95 |
Организации, осуществляющие свою деятельность в сфере оказания услуг по стирке и (или) химической чистке тканевых и меховых вещей и изделий | 96.01 |
Организации, которые оказывают населению услуги в парикмахерской сфере, а также в сфере красоты (речь о салонах красоты) | 96.02 |
Организации, деятельность которых связана с дополнительным образованием взрослых и детей | 85.41 |
Организации, деятельность которых связана с оказанием услуг по дневному уходу и присмотру за детьми | 88.91 |
Отчет о расходовании целевой помощи
Каждое учреждение, реализовавшее в текущем году право на субсидирование, обязано оформить отчет о расходовании денежных средств, предоставленных в качестве помощи организации.
Субъект самостоятельно издает постановление, где изложен порядок предоставления, использования, отчетности, контроля и возврата остатков денег. Обычно отчетность направляется учредителю ежеквартально, а в конце года направляется общий отчет с результатами выполнения показателей, предполагающих результативность после предоставления бюджетных средств.
Местные органы берут на себя обязательство по сбору всех документов, подтверждающих расходы, оформление отчета по установленной форме и отправке полученных данных. Принимающий отчет орган проводит оценку качества использования ранее направленной материальной помощи в течение 30 рабочих дней. Он делает выводы о том, насколько предприятие достигло планируемых показателей с помощью их сравнения в процентном соотношении в соответствии с планом и фактическим результатом.
ВАЖНО! Учреждению, формирующему отчет, необходимо указывать реальные траты, так как при неполном расходовании помощи следует вернуть оставшуюся часть средств. Если со стороны проверяющего юридического лица в документации обнаружится неверная информация или нерациональное использование бюджета, получатель может быть привлечен к ответственности.
Учетная политика некоммерческих организаций
Главный документ для учета в любой организации, в том числе и в НКО – учетная политика. В ней обязательно указывается порядок учета целевых поступлений и их расходования.
Кроме того в учетной политике НКО следует закрепить (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»):
- на какую дату вы будете отражать на счете 86 «Целевое финансирование» средства на ведение уставной некоммерческой деятельности: на дату фактического поступления денежных средств или на дату начисления;
- какие счета используются для отражения расходов, 20 или 26 (а, может быть, и оба);
- базу для распределения общехозяйственных затрат, относящихся к коммерческой и некоммерческой деятельности (например, пропорционально заработной плате, прямо относящейся к каждому из видов деятельности, или пропорционально доле поступлений целевых средств, доходов от коммерческой деятельности в общей сумме поступлений) (Письмо Минфина России от 21.02.2002 N 16-00-14/67);
- конкретный перечень применяемых упрощенных способов ведения бухгалтерского учета.
Бухучет НКО для начинающих пошагово
- Заключаем договор на ведение учета с НКО, в котором прописываем наши обязанности и закрепляем количественные показатели (количество собственников, членов, сотрудников, расчетных счетов и т.д.)
- Изучаем особенности ведения учета в НКО и основные бухгалтерские проводки.
- Запрашиваем у правления или составляем учетную политику, смету.
- Выбираем программу 1С для ведения учета в НКО.
- Разрабатываем план счетов некоммерческой организации в соответствии с возможностями выбранной программы 1С.
- Заносим данные в 1С, заполняем справочники, при необходимости переносим остатки из прежней бухгалтерской базы.
- Приступаем к ведению учета НКО. Контролируем сроки сдачи отчетности, исходя из применяемой системы налогообложения.
«Мышиная охота», или Как учесть затраты на дератизацию
Тот, кто смотрел фильм «Мышиная охота», наверняка помнит, как сложно было его героям справиться с хитрым соседом-грызуном. Победа всегда оставалась за ним. Это, конечно, выдумка режиссера. Однако и в реальной жизни подобные маленькие существа, а также различные насекомые, бактерии и вирусы могут создавать огромные проблемы, причем как для людей, так и для предприятий. Чтобы избежать таких неприятностей, от нежеланного соседства нужно избавляться. Верный способ — провести дезинфекционные мероприятия. Для этого вы можете привлечь специалистов со стороны, а можете обойтись и своими силами. И в том, и в другом случае потребуются определенные расходы. Как предприятию отразить их в своем налоговом и бухгалтерском учете? Давайте, дорогие друзья, сейчас в этом и разберемся.
Наталья Белова, налоговый эксперт
Чтобы грамотно отразить затраты на дезинфекционные мероприятия в учете предприятия, нужно прежде всего выяснить, что они в себя включают и в каких случаях проводятся. С этого и начнем.
Что представляют собой дезинфекционные мероприятия
Узнать это нам поможет Закон № 1645. Его ст. 1 дает понятию «дезинфекционные мероприятия» широкое определение. Так, эти мероприятия включают в себя дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию, а направлены они на уничтожение в среде жизнедеятельности человека возбудителей инфекционных болезней (дезинфекция) и их переносчиков — насекомых (дезинсекция) и грызунов (дератизация).
Общий порядок проведения дезинфекционных мероприятий и их виды установлены в ст. 33 Закона № 1645. Для наглядности приведем их в виде схемы на с. 35.
Как видно из данной схемы, предприятия должны проводить у себя только профилактические и текущие дезинфекционные мероприятия. Проведение заключительных дезинфекционных мероприятий — прерогатива органов государственной санэпидемслужбы.
Поэтому мы с вами далее будем говорить только о профилактических и текущих дезинфекционных мероприятиях. При этом уточним: борьба с переносчиками инфекционных болезней (насекомыми и грызунами) — дезинсекция и дератизация — происходит в рамках профилактических дезинфекционных мероприятий. Текущие же дезинфекционные мероприятия направлены в большей степени на дезинфекцию (на уничтожение возбудителей инфекционных болезней).
Порядок проведения профилактических и текущих дезинфекционных мероприятий, как указывает Закон № 1645, устанавливает Министерство здравоохранения Украины, с учетом особенностей возбудителей инфекционных заболеваний, факторов передачи инфекции и т. п. Однако такого порядка на сегодня нет.
Важно! Для проведения указанных мероприятий используют только те химические вещества, биологические факторы и средства медицинского назначения, которые внесены в Государственный реестр дезинфекционных средств и имеют Свидетельство о государственной регистрации дезинфекционного средства установленной формы (ч. 1 ст. 34 Закона № 1645, п. 11 Порядка № 908).
Новое по списанию спецодежды в налоговом учете: программа «1С: Бухгалтерия 8»
Как уже говорилось ранее, самая простая и удобная методика, позволяющая не только разобраться со всеми предложенными государством поправками, но и продолжить работу на качественном уровне, заключается в необходимости задействования специализированного ПО. Тем более что в 2021 году в интернете представлен целый ассортимент различных цифровых модулей, предназначенных исключительно для работы в коммерческом секторе (автоматизация бизнес-процессов, бухучет и так далее).
Среди всех мобильных продуктов подобного характера выделяется несколько основных предложений, пользоваться которыми предпочитают эксперты по всей Российской Федерации. К числу таковых, несомненно, относится софт «1С: Бухгалтерия 8». Платформа отличным образом отвечает на вопрос о том, как учитывать спецодежду в бухгалтерском учете и каким документом списать данный объект класса МПЗ. Чтобы подробнее разобраться со всеми аспектами будущей работы, специалист может познакомиться с такими регламентами:
- соответствующие разделы Налогового кодекса;
- Приказ Министерства финансов № 135Н;
- справка о нормах выдачи бесплатных средств защиты сотрудникам;
- ст. 221 и ст. 209 ТК РФ;
- Постановление Минтруда № 997Н;
- КоАП (естественно, в рамках сопутствующих информационных блоков).