Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как подготовиться к выездной налоговой проверке и пройти ее». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Выездная проверка может быть продлена на срок до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 (письмо Минфина от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516). Примером такого случая является наличие у организации 10 и более обособленных подразделений. Что касается прочих оснований для продления проверки на 6 месяцев, то закон их точно не определяет. То есть в каждой конкретной ситуации специалисты ФНС принимают решение самостоятельно.
Помимо продления проверки, налоговый орган может принять решение о ее приостановке. Такое право дает пункт 9 статьи 89 НК РФ. Это распространяется и на проверки основной организации, и на проверки подразделений. Приостановка означает, что ВНП прерывается на определенный срок, а после возобновляется вновь. Например, проверка проводилась в течение одного месяца. Далее принято решение о приостановке на 15 дней. Спустя 15 дней, проверка продолжается, при этом у специалистов ФНС есть еще один месяц до ее окончания.
Общий срок приостановления выездной налоговой проверки (максимально возможный) — полгода. Вот и получается: 6 месяцев проверки + 6 месяцев приостановки = 1 год. Ровно столько, и ни днем больше, может длиться выездная проверка. Срок исчисляется с даты вынесения решения о проверке и до даты составления справки об окончании проверки.
Что могут и не могут делать инспекторы во время приостановки? Ответ содержится в пункте 9 статьи 89 НК РФ и поясняется в письмах ФНС от 21.11.2013 № ЕД-3-2/4395@ и от 25.07.2013 № АС-4-2/13622. Инспектор должны освободить территорию налогоплательщика, вернуть ему все оригиналы документов, кроме изъятых при выемке, а также перестать требовать представления новых документов. ФНС уточняет, что на период приостановки инспекторам запрещается производить выемку документов и предметов, осмотр, инвентаризацию, изучение документов на территории налогоплательщика.
Вместе с тем инспекторы вправе производить во время приостановки действия, которые не связаны с нахождением на территории проверяемого субъекта. Минфин считает, что противоречия Налоговому кодексу в этом нет (письмо от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156). Например, инспекторы могут рассылать запросы третьим лицам о предоставлении информации по проверяемому налогоплательщику.
Нередко во время приостановки инспектора практикуют допрос свидетелей. Однако законно это или нет — вопрос спорный. Подобные действия становятся объектом жалоб со стороны проверяемых налогоплательщиков.
Срок приостановки выездной налоговой проверки в 2019
Общий срок приостановки выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. (п.9 ст.89 НК РФ)
В случае, если выездная налоговая проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государств (пп. 2 п.9 ст. 89 НК РФ), и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
Внимание !
В случае «Приостановки выездной налоговой проверки» не подлежат исполнению налогоплательщиком требования налогового органа по предоставлению документов, направленные налогоплательщику после даты решения о приостановке выездной налоговой проверки. Вместе с тем, ранее полученные налогоплательщиком в порядке ст. 93 НК РФ требования – должны быть исполнены.
В случае приостановки выездной, налоговый орган обязан вернуть налогоплательщику все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки. Также приостанавливаются (запрещены) действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с приостановленной проверкой.
Повторная выездная налоговая проверка
Существует три ситуации, в которых контролирующие органы могут еще раз провести ВНП в отношении сборов и страховых взносов, ранее уже подвергавшихся ревизии:
- Контроль качества работы инспекционной комиссии, реализуемый вышестоящим ведомством. При этом подобная процедура не осуществляется для опровержения ранее составленных актов, подтверждающих результаты проверочных мероприятий, то есть не преследует своей целью устранение процедурных или фактических ошибок, выявленных в ходе рассмотрения правового спора в суде.
- Предоставление уточняющей декларации, содержащей сумму налогового вычета за периоды, ранее подвергавшиеся проверке. Действия контролирующего органа, в качестве которого выступает ИФНС, ограничиваются повторной сверкой данных, заявленных как соответствующее основание.
- Регистрация или ликвидация юридического лица.
Таким образом, ВНП — достаточно масштабная и сложная процедура, способная существенно затруднить функционирование бизнеса. Учитывая, сколько времени может продолжаться выездная налоговая проверка, и каков общий срок приостановления бизнес-деятельности на законных основаниях, лучше всего заранее разобраться в правовых нюансах, определяющих полномочия контролеров и налогоплательщиков. Понимание критериев отбора кандидатов для реализации подобных плановых мероприятий, а также своевременное отслеживание показателей работы организации сводит к минимуму вероятность общения с представителями инспекции.
Последствия приостановки
Постановка проверочных процедур на паузу влечет эти последствия:
- Стандартный срок проверки, равный двум месяцам, останавливается. К примеру, проверка проводилась в течение 1 месяца и 3 недель. После этого принимается решение о паузе, равной 2 неделям. Соответственно, по окончании приостановки у налоговиков остается еще неделя на завершение мероприятия.
- Налоговики покидают площадь фирмы, которая проверяется. То есть по месту нахождения компании налоговики больше не могут проводить операции.
- Инспектор больше не может требовать документы у компании.
- Те бумаги, которые были истребованы ранее, возвращаются обратно.
- Не осуществляется выемка бумаг и предметов.
- Не выполняется осмотр площади и документов.
- Представители ФНС также не имеют прав на инвентаризацию.
На протяжении паузы налоговики могут запрашивать документы у контрагентов фирмы. Они также могут вызывать руководителей компании для предоставления объяснений. Возможен запрос свидетелей.
Приостановка невыгодна проверяемой фирме. Именно поэтому в решении указываются точные сроки паузы. В обратном случае права налогоплательщика будут нарушены. Рассмотрим негативные последствия приостановки для компании:
- Неопределенность статуса.
- Угроза стабильности финансового положения фирмы.
- Затруднения при планировании операций.
- Нарушение кредитоспособности.
- Проблемы в отношениях с контрагентами.
То есть налогоплательщику выгодна быстрая выездная проверка.
Какие правила предусмотрены Налоговым кодексом для выездной проверки?
Согласно пункту 2 статьи 89 НК РФ проверка проводится на основании решения налогового органа. В отношении крупнейшего налогоплательщика – это решение налогового органа, в котором налогоплательщик поставлен на учет в качестве крупнейшего. В отношении филиала или представительства организации – решение налогового органа по месту нахождения филиала или представительства.
Чаще всего решение о выездной налоговой проверке организации принимает налоговый орган по месту ее нахождения.
Для некоторых категорий налогоплательщиков (резидентов ОЭЗ, участников соглашений о разделе продукции, консолидированной группы налогоплательщиков, участников регионального инвестиционного проекта) Налоговым кодексом предусмотрены особенности проведения выездных налоговых проверок.
Препятствует ли налоговая проверка ликвидации организации?
Выездная налоговая проверка в связи с ликвидацией организации может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (пункт 11 статьи 89 НК РФ).
Ликвидация юридического лица включает несколько стадий, в том числе составление промежуточного ликвидационного баланса (статья 63 ГК РФ). Если в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, принято решение о проведении выездной налоговой проверки, налоговый орган сообщает об этом в регистрирующий орган по месту нахождения этого юридического лица.
Начиная с 31 марта 2015 года, если в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, проводится выездная налоговая проверка, то уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган до момента вступления в силу решения по результатам проверки (статья 20 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ).
Также отметим, что в случае поступления в регистрирующий орган из суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.
Если, не дождавшись результатов проверки, ликвидатор представил промежуточный баланс без учета установленной в ходе налогового контроля обязанности уплатить налоги и иные обязательные платежи, то это будет рассматриваться как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения.
Таким образом, если налоговым органом принято решение о проведении выездной налоговой проверки организации в период до составления промежуточного ликвидационного баланса, то дальнейшие действия по ликвидации организации будут развиваться с учетом итогов такой проверки. Переход к последующим ликвидационным процедурам до вступления в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, невозможно.
Несоблюдение требований, установленных законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации, повлечет отказ в процедуре государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Какое значение имеет указание в решении видов проверяемых налогов?
Предмет проверки – виды налогов, по которым проводится проверка. Проверка может касаться одного, нескольких налогов или всех налогов («по всем налогам и сборам»). Налоговым кодексом ограничена возможность проведения проверок по одним и тем же налогам за проверенный период.
Налогоплательщику следует изучить решение о проведении проверки.
Если в решении о проведении проверки был указан, предположим, только налог на прибыль организаций, а ошибка обнаружена по НДС, то решение по результатам проверки о привлечении к ответственности в части НДС может быть признано недействительным по формальному основанию – отсутствие в решении указания на проверку НДС. Аналогичные последствия наступают при обнаружении налоговым органом правонарушения за период, который не был включен в решение о проверки.
В подобных обстоятельствах налоговый орган должен принять новое решение о проведении проверки.
Основание и порядок продления срока выездной проверки
Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ установлены Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки. В каких случаях срок выездной проверки может быть продлен до четырех месяцев? Какие случаи являются исключительными для продления срока проверки до шести месяцев?
Механизм продления сроков проверки выглядит следующим образом: налоговый орган, проводящий проверку, направляет в вышестоящий налоговый орган мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) проверки. Решение о продлении срока выездной проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС:
- при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением ФНС по субъекту РФ в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
- при продлении срока выездной проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС по крупнейшим налогоплательщикам;
- при продлении срока выездной проверки, проводимой ФНС. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки представляется руководителю (заместителю руководителя) ФНС руководителем проверяющей группы.
В остальных случаях решение о продлении срока выездной проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС по субъекту РФ.
Основания продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев:
- проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
- получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;
- наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;
- проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений: четыре и более обособленных подразделений — до четырех месяцев; менее четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев в случае, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50% общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50% общей стоимости имущества организации; десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;
- непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
- иные обстоятельства. При этом необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.
В каких случаях срок можно продлить
В некоторых случаях законодательство допускает возможности для продления срока, указанного выше. Он может быть увеличен до 4 месяцев, а в соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ – и до 6 месяцев. Но для такого увеличения времени на проведение проверочных мероприятий должны быть веские причины.
Кроме того, увеличение продолжительности инспекции допускается в целях упрощения общей системы мероприятий и более глубокого анализа состояния дел по налоговому контролю. В такой ситуации предельный срок продления составляет не более 4 месяцев. При всех иных условиях для определения предельных сроков выездных проверок налоговикам необходимо исходить из того, что за среднее число дней в месяце принимается 30, а исчислять срок продления рекомендуется в целых месяцах.
Увеличение продолжительности инспекции допускается в целях упрощения общей системы мероприятий и более глубокого анализа состояния дел по налоговому контролю.
При принятии решения о неоднократном продлении времени проведения в организациях выездных проверок необходимо учитывать исключительность случая и основания, по которым данное решение принимается.
Постановление об увеличении срока оформляется соответствующим письменным документом, который в обязательном порядке предоставляется налогоплательщику для ознакомления. В данном решении должны быть четко обоснованы все причины и обстоятельства, по которым проведение выездной проверки продлевается.
Что могут проверять в ходе выездной проверки
В ходе выездной проверки (далее будем сокращать – ВП) инспектора могут смотреть правильность расчета и уплаты налогов, сборов, взносов. Единственное условие – они должны относиться к промежутку времени, охватываемому ВП (п. п. 4, 17 ст. 89 НК РФ).
ВП может быть тематической – когда проверяют один налог или взнос или комплексной – когда делают ревизию всех, имевших место в периоде, платежей в бюджет.
Что конкретно будут смотреть — укажут в решении о проведении ВП. Поменять предмет уже начатой ВП или выйти за рамки указанного в решении инспекторам нельзя (п. 2 ст. 89 НК РФ, п. 1.2 Письмо ФНС от 25.07.2013 N АС-4-2/13622).
Для некоторых ВП есть дополнительные нюансы.
Например, у участников региональных инвестиционных проектов (РИП),в том числе бывших, сверх обычного предмета могут смотреть:
- соответствие показателей реализации РИП требованиям НК РФ и региональным НПА;
- выполнение обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией, в том числе в части финансов, направленных на капвложений РИП.
Как назначается выездная проверка
ВП назначает своим решением руководитель налогового органа или его заместитель (п. 1 ст. 89, п. 1 ст. 89.1 НК РФ).
Копию решения должны вручить проверяемому.
Назначить ВП могут любому юрлицу, ИП или физлицу, кого ИФНС сочтет нужным проверить, но в рамках условий, о которых мы рассказали выше (ограничений по предмету, проверяемому периоду и т.д.).
Если налогоплательщик поменял специальный правовой статус, начал или прекратил заниматься определенной деятельностью, перешел под действие специальных налоговых режимов, это не будет препятствием для назначения проверки. Например, можно проводить ВП в отношении «закрывшегося» ИП, если проверка укладывается в параметры общих ограничений (Письмо Минфина России от 16.11.2020 N 03-02-08/99520).
Напомним, что ФНС не выкладывает в публичный доступ никаких планов по ВНП. О назначенной ВП плательщик может узнать только тогда, когда инспектора предъявят ему решение.
Порядок проведения ВНП
- Вынесение решения о назначении ВНП и вручение его налогоплательщику
Решение вручается организации или ИП под роспись, а при невозможности вручить лично — направляется по почте заказным письмом.
- Проведение контрольных мероприятий
При проведении ВНП сотрудники ИФНС могут:
- производить выемку документов;
- проводить инвентаризацию имущества;
- осуществлять осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых в деятельности;
- вызывать в качестве свидетеля и допрашивать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для проверяющих;
- истребовать у организации или ИП необходимые документы;
- привлекать к проверке экспертов и переводчиков;
- назначать и проводить необходимые экспертизы.
При проведении ВНП проверяющие могут запросить практически любые документы, а не только относящиеся к налогам. Например, регистры бухгалтерского и налогового учета, аналитические материалы (Решение ФНС России от 19.06.2022 № СА-4-9/11730@).
- Оформление результатов проверки
В последний день проверки проверяющими должна быть составлена справка о проведенной ВНП. Ее форма приведена в Приложении № 9 к приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.
Сроки выездной налоговой проверки
Налоговые органы постоянно проверяют налогоплательщиков. При сдаче деклараций налоговики проводят камеральную проверку. Чтобы удостовериться в правильности отражения сделок покупателем и продавцом, ФНС может устроить встречную проверку. Еще один вид проверки — выездная налоговая проверка. Самые распространенные виды — камеральная и выездная налоговые проверки. Что проверяют налоговые инспекторы при выездной проверке, как подготовить документы для проверки и пройти проверку без негативных последствий, расскажем ниже.
ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах.
Существует миф, что компании не проверяют первые три года. На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.
Оформление результатов
Как только проверка окончена, инспектор должен выдать справку о проведенной выездной налоговой проверке по утвержденной форме.
Формы документов по проведенной налоговой проверке — справка и акт — утверждены приказом ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.
Выдача справки носит формальный характер и говорит только о том, что проверка окончена.
В течение двух месяцев со дня составления справки должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме, подписанный должностными лицами, проводившими проверку, и лицом, в отношении которого она проводилась.
Сколько может составить максимальный срок выездной налоговой проверки по ОП
Выездная налоговая проверка не может продолжаться больше 1 месяца, если она проводится для контроля за деятельностью отдельного обособленного подразделения (далее — ОП, абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ).
Приказ № ММВ-7-2/189@ разрешает увеличивать продолжительность ВНП предприятий, имеющих ОП.
Максимальный срок проведения выездной налоговой проверки при этом следующий.
Количество ОП |
Дополнительные условия |
Максимальный срок |
Менее 4 |
|
4 месяца |
От 4 до 9 включительно |
— |
4 месяца |
Более 10 |
— |
6 месяцев |