Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли выходить из машины к инспектору и садиться в машину ДПС?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По действующему законодательству сегодня нет каких-либо пунктов и правил дорожного движения, которые бы обязали водитель по просьбе инспектора покинуть салон автомобиля. Мы обязаны лишь передать документы для проверки, но никак не выходить из машины. Однако в определенных ситуациях инспектор всё же имеет право попросить водителя выйти из машины. Например, для устранения технической неисправности в автомобиле. Также законным будет требование инспектора покинуть салон автомобиля при наличии признаков опьянения у водителя, нарушения перевозки грузов, а также для проверки номеров автомобиля.
Обязан ли водитель садиться в машину ДПС
Правовую основу обязанности водителя занять место в патрульном автомобиле составляет тот же регламент. И такой обязанности у водителя нет. Момент этот спорный, так как почему-то некоторые средства массовой информации пишут о том, что обязанность такая всё же есть.
А вот правду — почему водитель не обязан садиться в патрульный автомобиль, можно раскрыть, приведя всего одну цитату из административного регламента. Пункт 93.3 говорит нам следующее:
93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
…
93.3. Занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
Как видим, ключевое слово здесь «предложить«. Это значит, что водитель может по праву отказаться от такого «заманчивого» предложения. И санкций за это к нему применено быть не может. Так, просто для составления протокола и других материалов дела, в которых он даже может фигурировать обвиняемым, обязанности садиться в патрульную машину нет, равно как и оформлять их на улице — Вы можете оставаться на своём месте водителя.
Зачем гаишники просят сесть в автомобиль?
Нет, водитель имеет право не просто отказаться пройти в машину ДПС, но и не обязан выходить из собственного автомобиля. Документы для проверки можно передать через открытое окно. В качестве подтверждения обратимся к пункту 93 Приказа МВД №664. В нем сказано, что инспектор может предложить водителю пройти в патрульный автомобиль для составления протокола. Это означает, что автолюбитель не обязан выходить из собственной машины — в случае отказа в 2018 году ему ничего не будет.
В сети появлялась информация, что водителей обяжут присутствовать при составлении протокола в машине ДПС. Но власти нашей страны не пойдут на создание такого указа, поскольку активно процветает коррупция, и иногда сотрудники ГАИ предлагают пройти в их автомобиль с корыстной целью:
- В их автомобиле отсутствуют свидетели, которые находятся в машине водителя. Это позволяет «давить» на нарушителя.
- В автомобиле ДПС водители чувствуют себя неуверенно, поэтому часто сами предлагают деньги взамен составления протокола.
И всё же, как лучше всего поступить в данной ситуации. Любой водитель понимает, что своим категоричным отказом покинуть салон автомобиля он вызовет лишь гнев у инспектора ДПС, а такой разъяренный сотрудник ГИБДД неизменно найдет повод, чтобы оштрафовать водителя. Поэтому мы можем лишь порекомендовать вам не стараться конфликтовать с инспекторами, а при наличии такой просьбы с его стороны попытаться узнать причину, для чего вам нужно выйти из машины. Если это формальный повод, то почему бы не пойти навстречу инспектору и не выйти из авто, что позволит разрешить ситуацию мирно, а вы отправитесь по своим делам.
При наличии у вас каких-либо сомнений в законности требования инспекторов ГИБДД вы можете осуществлять фото и видеозапись проверки документов и всех действий инспектора. В соответствии с действующим законодательством такая фото и видеосъемка полностью разрешается, причём не требуется спрашивать позволения на видеозапись у инспектора.
Как общаться с сотрудниками УГАДН
Останавливать они могут только тот транспорт, который передвигается с видимыми нарушениями. Если вас на посту тормозит сотрудник УГАДН, следует остановиться, даже если будет явное нарушение с его стороны (использовался жезл ГИБДД, а не специальный катафот).
Не стоит игнорировать действия со стороны Управления, так как последствия могут быть серьезными. После остановки можно следовать такой схеме:
- При наличии нарушений начать вести съемку на камеру телефона или видеорегистратора (предупредить сотрудника о видеофиксации).
- Разговор вести вежливо, не повышая тона. Всем свои видом показать, что вы точно знаете свои права и обязанности представителей службы.
- Попросить сотрудника представиться и показать удостоверение.
- По первому требованию быть готовым показать путевой лист или накладные. Водительское удостоверение предъявлять не нужно.
Личный обыск. В чем отличие обыска от досмотра?
На первый взгляд на вопрос, чем личный обыск отличается от личного досмотра, будет являться ответ: «ничем». Однако это совсем не так. Первое отличие обыска от досмотра заключается уже в том, что личный обыск — это мера уголовно-правового характера, а досмотр — административного. Т.е. первая может применяться при расследовании противоправных деяний, за которые предусмотрена ответственность уголовным кодексом, а вторая — административным.
Правовая основа Личного обыска заключается в следующих НПА:
- Уголовно-Процессуальный Кодекс РФ
- Приказ МВД РФ от 22.11.2005 №950
- Приказ Минюста РФ от 14.10.2005 №189
Сотрудник дорожной полиции может остановить вас по следующим причинам:
- нарушение правил дорожного движения;
- наличие данных о том, что водитель или пассажиры причастны к совершению какого-либо преступления;
- если у инспектора есть ориентировка, что похожая машина находится в угоне или разыскивается;
- чтобы попросить водителя и пассажиров дать показания по поводу ДТП, свидетелями которого они перед этим стали, или выступить в качестве понятых;
- наименее приятная для автомобилиста причина — инспектору необходимо воспользоваться машиной, например, для погони за нарушителем;
- на конкретном участке дороги необходимо временно перекрыть движение;
- предоставить свободный проезд автомобилям специальных служб;
- чтобы попросить оказать помощь ему или участникам аварии;
- при проведении каких-либо плановых проверок и специальных мероприятий (акция «трезвый водитель», перевозка лиц, находящихся в розыске, и т. д.).
Иногда инспектор вынужден прекратить движение водителя для его же безопасности — если по ходу следования произошло обрушение дорожного полотна, на трассу упало дерево, произошло серьезное ДТП, перекрывшее движение, или другая чрезвычайная ситуация.
Как вести себя с сотрудником ГИБДД
Как вести себя с сотрудником ГИБДД
Многие автолюбители периодически задумываются на тему «как вести себя при остановке автомобиля сотрудником ГИБДД». Вроде бы не хочется лишний раз вступать в конфликт, но в тоже время не хочется выполнять требования сотрудника ГИБДД, которые не основаны на законе. Между тем такие неправомерные требования могут выдвигаться сотрудником ГИБДД.
Чтобы не быть голословными, давайте перечислим некоторые неправомерные требования со стороны инспекторов, которые могут встретиться любому автолюбителю:
— требование продуть в алкотестер без составления инспектором каких-либо документов;
— требование предоставить сотруднику ГИБДД документы, которые водитель не обязан предъявлять;
— беспричинное требование к остановке транспортного средства;
— требование выйти из автомобиля;
— остановка автомобиля в месте, где это запрещено ПДД;
— требование проехать на медицинское освидетельствование без предложения освидетельствование с помощью алкотестера и т. д.
Как вести себя с сотрудником ГИБДД, чтобы при остановке автомобиля он не выдвигал необоснованные требования, а действовал в строгом соответствии с законом? И как вести себя с сотрудником ГИБДД так, чтобы даже если какое-то неправомерное требование будет выдвинуто инспектором, то ему же оно боком и выйдет?
В конечном итоге каждый водитель сам для себя решает как ему вести себя при остановке автомобиля сотрудником ГИБДД. Однако некоторые рекомендации дать всё же можно.
Во-первых, чтобы иметь возможность «спрашивать» с сотрудника ГИБДД за допущенные им нарушения, нужно самому не нарушать. Согласитесь, имея за плечами кучу неоплаченных штрафов, по которым не истек срок давности для составления протокола по ч. 1 ст. 20.25 КоАП (неуплата штрафа в установленный срок) сложно будет, что-то указывать сотруднику ГИБДД. Даже если инспектор будет действовать с нарушением, имея неоплаченные штрафы, автолюбитель, скорее всего, будет вести себя более чем покладисто.
Во-вторых, чтобы общаться с сотрудником ГИБДД на равных необходимо изучить законодательство в сфере дорожного движения. Особенно важными являются такие книжки, как КоАП, Регламент ГИБДД, ПДД, определенные ГОСТы. В зависимости от того, какие «недостатки» есть у автолюбителя или его автомобиля вполне возможно, что понадобиться изучить и другие документы.
Естественно теоретическая подкованность автолюбителя – это далеко не всё, что нужно автолюбителю. Ему необходимо также живое общение с инспектором. Однако набивать «шишки» путём учебы на дороге — не стоит. Такая «учеба» чревата оформлением по части 1 статьи 19.3 КоАП (неподчинение законному требованию сотрудника ГИБДД) или другими неприятностями.
В какой-то мере опыт живого общения с сотрудником ГИБДД могут заменить видеоролики, размещенные в Интернете. Речь здесь идет о видеороликах, в которых более опытные автомобилисты общаются с сотрудниками ГИБДД по поводу их неправильных действий. Некоторые водители настолько поднаторели в процессуальных дуэлях, что могут дать форму самому опытному автоюристу. У этих людей есть чему поучиться.
Нужно ли покидать автомобиль
Выходить или нет из машины при остановке ДПС — право водителя. Подойти обязан сам сотрудник ДПС. Ранее часто возникали трения с водителями, не желавшими покидать салон автомобиля, указывая на то, что они не должны этого делать по закону. Однако в Регламенте от 2017 года четко указано, что водитель теперь обязан выйти по требованию инспектора. Конечно, вы не должны покидать машину просто потому, что сотруднику так захотелось. Есть определенный спектр причин, описанных в Регламенте:
- необходимость сверить номера агрегатов автомобиля с документами;
- инспектор заподозрил у водителя признаки алкогольного или другого опьянения;
- нужно поправить плохо закрепленный груз или, например, номерной знак;
- от водителя требуется помощь пострадавшим в аварии или дача показаний в качестве понятого;
- автовладелец проявляет агрессию по отношению к сотруднику ДПС;
- необходимо провести досмотр транспортного средства, прицепа или самого водителя.
Никто не запрещает водителю самостоятельно покинуть автомобиль для общения с инспектором. В других странах, в частности в США, такое поведение может быть расценено полицейским как агрессия. Однако в России выйти навстречу сотруднику считается, скорее, хорошим тоном. Водитель показывает, что настроен доброжелательно и бояться ему нечего.
Водитель, в свою очередь, обязан немедленно остановить автомобиль, предъявить документацию на ТС и передать их инспектору по первому требованию. Пристегивать документы или любым другим способом мешать сотруднику ДПС в ознакомлении запрещено новыми нормативами от 20.10.17, это считается неподчинением приказов должностного лица. Также, по предложению полицейского, водитель обязан пройти проверку алкотестером или осуществить экспертизу у ближайшего врача, отказ в 2022 году является признанием вины с лишением прав за пьянку.
Полицейский имеет право потребовать провести проверку в медучреждении на опьянение даже при отрицательных показаниях прибора. По итогам инспектор составляет акт освидетельствования и протокол, описывая в первом состояние водителя и результаты тестов, и фиксируя во втором причины остановки с запретом на управление ТС.
Если водитель не прошел освидетельствование, управлять машиной в текущий момент он больше не может, это является грубым нарушением правил с последующим лишением прав. Автомобиль эвакуируется на штрафную стоянку.
Как оспорить лишение водительских прав за пьянку?
Начинать оспаривать лишение прав за пьянку можно начиная с ходатайства в автоинспекцию. Ходатайство в 2022 году должно быть обоснованным, с доказательствами нарушений инспектора при оформлении документов или проведения процедуры.
В случае отклонения ходатайства дело будет рассматриваться в суде. Решение городского суда можно оспорить в районном и областном, в течении 10 дней после получения постановления. Для оспаривания лишения прав следует выбрать линию защиты, чаще всего используются три направления.
Первое — независимое освидетельствование. Используется, когда инспектор и врач поликлиники подтвердил опьянение. Для удачной защиты необходимо, чтобы экспертиза была быстрой (не позднее часа-двух после государственной), со взятием анализа крови, клиника должна иметь специальную лицензию.
Второе — неправомерность действий сотрудников. Любые ошибки и незаконные действия трактуются в вашу пользу. К примеру, если у сотрудника неправильно заполнен протокол, то он становится недействительным, не считаясь судом за документ.
Третье — доказательства того, что машина никуда не ехала. Если автомобиль находится на обочине и не участвует в движении, опьянение водителя не является нарушением.
На этапе повторного обжалования рекомендуется обращаться к адвокату, которой поможет оформить дело и найти в нем новые нюансы, пропущенные судом низшей инстанции.
Штрафы и наказания за пдд
Ещё одна тонкость заключается в ситуации, когда за рулём едет, к примеру, пьяный муж, а рядом сидит его супруга – собственница автомобиля. В этом случае передача управления вроде бы и налицо, но вмешивается Гражданский кодекс – если автомобиль куплен в браке, то это совместное имущество, независимо от формального собственника. И в этом случае передачи также не может быть (чтобы проще было понять – супруг сидит на своей половине принадлежащего ему же имущества, а самому себе передать управление нельзя).
Ещё одна очень распространённый штраф и статья КоАП. Но главное и самое обсуждаемое в сети здесь вовсе не штраф, а требование о прекращении правонарушения, которое почти всегда выписывают вместе с санкцией. Суть заключается в том, что инспектор ДПС требует прекратить условия, ведущие к нарушению, в течение определённого времени (часто 10 дней). Если водитель снова попадётся с тонировкой после выписывания требования, его ждёт арест. Почему он незаконен мы рассмотрели в статье про такое требование.
Согласно ПДД пункт 2.4 «Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 («Пункт контроля международных автомобильных перевозок») контрольных пунктах – также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со светоотражателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком».
Пункт 1.2 гласит: «Регулировщик – лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей».
Итак, кто имеет право останавливать транспортное средство? Вывод: остановить имеет право только милиционер-регулировщик, который должен быть в соответствующей служебной форме со служебным жетоном на груди.
Перевозки для личных целей
Вместе с тем анализ положений Устава автомобильного транспорта и Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. N 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» свидетельствует, что по своей сути эти нормативные правовые акты регламентируют правоотношения, возникающие из коммерческой перевозки груза, и не могут применяться к перевозке грузов, а также багажа в личных целях.
Таким образом, специальное разрешение на перевозку личных вещей не нужно. Однако при перевозке дорогих вещей и мебели, принадлежность которой вы не можете доказать, лучше воспользоваться услугами транспортной компании, чтобы избежать возможных спорных ситуаций с ГИБДД. Тогда компания оформит все документы, как того требует законодательство.
В каких случаях сотрудники ГИБДД имеют право остановить автотранспорт
Сразу следует сказать, что для проверки документов сотрудникам ДПС дано право останавливать транспортное средство лишь на стационарном посту ДПС (п.63 Приказа МВД РФ №185 в редакции от 22.12.2014). В названном документе указаны и другие причины, позволяющие инспектору потребовать, чтобы водитель прекратил движение. Кратко назовём их:
- были зафиксированы признаки нарушения требований к безопасности дорожного движения:
- наличие данных о причастности водителя к ранее совершенному ДТП;
- получена информация о том, что ТС находится в розыске или используется в противозаконных целях;
- необходимо провести опрос пассажиров и водителя в качестве свидетелей ДТП;
- если участника дорожного движения необходимо привлечь для выполнения функций понятого;
- для выполнения регулировочно-распорядительских действий;
- когда сотруднику ГИБДД необходимо ТС для служебных целей;
- необходимо, чтобы водитель оказал помощь другим участникам дорожного движения либо сотрудникам полиции;
- для проверки перевозимых в ТС грузов.
Чтобы водитель прекратил движение и не уехал от ДПС, сотрудник требует остановиться с помощью:
- диска со световозвращателем красного цвета;
- жеста (когда необходимо, применяется жезл);
- громкоговорящего устройства.
Возможные причины для остановки машины
Новый документ разрешил инспекторам останавливать машины за пределами стационарных постов. То есть в любом удобном месте. При этом для остановки должны быть веские основания:
- визуально или при помощи технических приспособлений, например, радар или камера автоматической фиксации, выявлено нарушение ПДД водителем машины;
- подозрения на совершение правонарушения людьми, находящимися в автомобиле или угон самой машины;
- проведение специальных мероприятий, направленных на профилактику правонарушений и происшествий на дорогах;
- нужны свидетели или помощники;
- проверка документов на право вождения, автомобиль, перевозимый груз;
- выявленная неисправность в машине;
- машина понадобилась для служебных целей;
- обеспечение движения специальных колонн техники или машин экстренных служб к месту ЧП;
- обеспечение безопасности на дороге.
Для остановки транспорта инспектор должен выбрать место, где эту остановку разрешают правила. Кроме того, запрещено «прятать» служебные автомобили. Исключение составляют участки дорог, где поставить служебную машину в зоне видимости водителей не позволяет рельеф местности или особенности трассы.
Инспектора должны пояснять водителям причины остановки и предоставить возможность ознакомления с документами, на основании которых это сделано.