Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Увольнение по организационно штатным мероприятиям военнослужащих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При увольнении по ОШМ от мнения военного мало что зависит, но его могут попросить написать рапорт на уход по этой причине. Таким способом начальство пытается обезопасить себя на случай судебных разбирательств. Спор может возникнуть, например, из-за неправильного исчисления выслуги лет или по какой-либо иной причине. Рапорт доказывает согласие его автора на увольнение при таких условиях, и может повлиять на решение суда не в пользу военнослужащего. На самом деле есть право отказаться от написания подобного документа. Конечно, это может вызвать негатив со стороны командира, однако, заставить это делать своего подчиненного он не сможет. По закону отсутствие рапорта на увольнение по ОШМ не является препятствием для сокращения.
Возможна ситуация, когда сам военный хочет уйти в отставку, тогда увольнение по ОШМ является лучшим вариантом для него, чем по какой-либо не льготной статье. В этом случае лучше получить согласие командования на оформление такого ухода. Кода подобного желания у руководства нет, уволиться будет сложнее. Вначале, если нет равнозначной должности, военнослужащего выведут за штат на срок до 6-ти месяцев. За это время могут найти подходящую должность. По закону от нее можно отказаться, только если место находится на другой территории, а переезд невозможен, так как:
- военнослужащий не может проживать в данной местности по состоянию здоровья, что подтверждается медицинским заключением;
- по состоянию здоровья в данной местности не могут проживать члены семьи военного, что также подтверждается медицинским заключением;
- есть близкий родственник, и за ним нужен уход.
Увольнение По Оргштатным Мероприятиям Сотрудников Мвд
Вопросы увольнения сотрудников со службы в органах внутренних дел Российской Федерации в настоящее время регламентированы
статьёй 54 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 , а также Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённой приказом МВД России от 14 декабря 1999 г.
№ 1038 .
В соответствии с перечисленными нормативными правовыми актами установлен следующий порядок увольнения сотрудников органов внутренних дел в связи с организационно-штатными мероприятиями:
1. Увольнение по сокращению штатов может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных мероприятий дальнейшего использования высвободившихся сотрудников, при их отказе от перемещения по службе (назначение на любую другую предложенную вакантную должность) либо перемещения на службу в другую местность (назначение на любую другую предложенную вакантную должность в подразделении органов внутренних дел, дислоцированных в пределах одного или другого субъекта Российской Федерации).
2. Первым этапом в рамках предстоящего увольнения из органов внутренних дел является вручение уведомления о предстоящем увольнении. Уведомление сотрудников органов внутренних дел о предстоящем увольнении вручается под роспись непосредственным начальником не позднее, чем за два месяца до увольнения с указанием им даты получения уведомления. В случае отказа от получения уведомления составляется соответствующий акт.
Уведомление территориального органа службы занятости о проведении организационно-штатных мероприятий в письменной форме производится не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
Уведомление профсоюза производится в случае, если увольняемый сотрудник является членом профсоюза, за два месяца до начала проведения мероприятий.
3. Вторым этапом является зачисление сотрудника в распоряжение органов внутренних дел приказом начальника органа внутренних дел в соответствии с пунктом «а» части первой статьи 16.1 Положения о службе.
В срок нахождения в распоряжении органов внутренних дел, который составляет не более 2-х месяцев, не засчитываются период освобождения от исполнения служебных обязанностей по болезни и период пребывания в очередном ежегодном и (или) дополнительном отпусках за текущий год.
В эти же сроки с увольняемым сотрудником проводится беседа, в ходе которой сообщается об основаниях увольнения, разъясняются льготы, гарантии и компенсации, вопросы трудоустройства, материально-бытового обеспечения и другие вопросы.
Сотрудникам органов внутренних дел, увольняемым со службы по сокращению штатов, по их желанию предоставляется очередной ежегодный отпуск.
До назначения на другую должность или прекращения службы в органах внутренних дел зачисленный в распоряжение органов внутренних дел сотрудник выполняет приказы, распоряжения и указания начальника (руководителя, командира) соответствующего органа (подразделения) внутренних дел либо другого уполномоченного руководителя.
На сотрудника, зачисленного в распоряжение органов внутренних дел, распространяется режим рабочего времени, установленный в соответствующем органе (подразделении) внутренних дел.
К сотруднику, зачисленному в распоряжение органов внутренних дел, могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные Положением о службе.
Период нахождения сотрудника в распоряжении органов внутренних дел засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, в том числе для назначения пенсии и процентных надбавок за выслугу лет, и в срок выслуги в специальном звании.
На период нахождения в распоряжении органа внутренних дел сотруднику сохраняется денежное довольствие в размере оклада по ранее замещаемой должности, оклада по присвоенному специальному званию, процентной надбавки за выслугу лет.
4. До представления к увольнению сотрудники направляются на военно-врачебную комиссию для прохождения медицинского освидетельствования в соответствии с требованиями Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённой приказом МВД России от 14 июля 2010 г. № 523.
Военно-врачебная экспертиза проводится в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к службе в органах внутренних дел и военной службе во внутренних войсках, определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний с прохождением ими службы в органах внутренних дел, военной службы, военных сборов. Заключения военно-врачебной комиссии учитываются при определении основания увольнения.
При этом на военно-врачебную комиссию могут не направляться сотрудники в случае их отказа от освидетельствования военно-врачебной комиссией, оформленного рапортом на имя начальника, имеющего право увольнения этих сотрудников.
Дата направления на военно-врачебную комиссию определяется с учетом соблюдения сроков увольнения – не позднее двух месяцев с момента вручения уведомления.
При получении направления органа внутренних дел для прохождения медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией, сотрудник обязан в течение 2-х недель прибыть в военно-врачебную комиссию для прохождения освидетельствования.
В случае уклонения увольняемого сотрудника от освидетельствования военно-врачебной комиссией об этом делается отметка в представлении на увольнение и составляется соответствующее заключение, которое подписывается сотрудниками кадрового подразделения. Заключение хранится в личном деле сотрудника.
5. Третьим заключительным этапом является издание прямым начальником в пределах компетенции приказа об увольнении сотрудников органов внутренних дел на основании представления к увольнению.
При отказе сотрудника ознакомиться с приказом об увольнении составляется соответствующий акт.
Процедура увольнения по пункту «е» статьи 58 Положения о службе не может проводиться до утверждения нового штатного расписания. Увольнение сотрудника может быть произведено только после исключения его должности из штатного расписания.
6. Кадровое подразделение органа внутренних дел в день увольнения выдаёт сотруднику под роспись трудовую книжку с записью об увольнении, знакомит его с приказом об увольнении либо вручает заверенную копию приказа, возвращает военный билет и указывает на необходимость в двухнедельный срок прибыть в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет.
В случае невозможности выдачи трудовой книжки в связи с отсутствием сотрудника или его отказом её получить, кадровое подразделение направляет сотруднику по почте уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление её по почте.
Организационно-штатные мероприятия: что это такое?
В общем понимании под организационно-штатными мероприятиями (ОШМ) подразумевается комплекс мер, направленных на совершенствование организационной структуры того или иного учреждения.
Они реализуются посредством реорганизационных и ликвидационных процессов. По итогу данной процедуры может быть изменено количество отдельных:
- должностей;
- званий;
- окладов и т. д.
Такое явление периодически происходит как в обычных организациях, где работают гражданские люди, так и в местах военной службы, где осуществляют трудовую деятельность военнослужащие. В последнем случае реализация таких мероприятий регламентируется Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237. Им утверждено Положение о порядке прохождения военной службы.
Так, при проведении ОШМ на военной службе могут произойти следующие изменения:
- расформирование, переформирование, переименование, переподчинение и иные действия, совершаемые в отношении постоянного штата военнослужащих;
- изменение состава, а также численности штата в Вооруженных силах РФ;
- переименование должностей и специальностей военнослужащих, а также иные виды организационно-штатных мероприятий.
Стоит отметить, что реализация таких изменений не означает мгновенное увольнение военнослужащего. Его могут вывести в распоряжение (на период до 6 месяцев), перевести на равную, низшую или более высшую воинскую должность (пп. 11 ст. 11 вышеупомянутого Указа Президента РФ).
Кто претендует на жилплощадь
Военнослужащие, обладающие выслугой 10 лет или свыше, освобожденные от должности по ОШМ, заболеванию или в связи с достижением максимального возраста.
А также поставленные на учет до 2005 года в качестве нуждающихся в жилье, могут претендовать на:
- либо выдачу недвижимого имущества в собственность;
- либо предоставление квартиры по договору соц. найма;
- либо предоставление ЕДВ на индивидуальное жилищное строительство или покупку уже готовой недвижимости.
Размеры передаваемой в собственность квартиры рассчитываются исходя из действующих нормативов предоставления жилплощади. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 15.1. Закона, на 1-го гражданина норматив площади равняется 18 кв. м.
Некоторым категориям военных, указанным в ч. 2 ст. 15.1. Закона, предоставляется дополнительная жилплощадь в размере от 15 до 25 кв. м., при соответствии военнослужащего условиям:
- звание – полковник или выше, причина увольнения – достижение макс. возраста, заболевание или травма, или ОШМ;
- командир войсковой части;
- военный, который удостоен почетного звания РФ;
- военный-преподаватель, осуществляющий деятельность в военном образовательном учреждении;
- военнослужащий-научный труженик, имеющий ученую степень.
Порядок увольнения из рядов ВС РФ по ОШМ
- сокращение занимаемой должности при условии, что военнослужащий не может быть назначен на аналогичное место и при этом не желает переходить на низшую или высшую должность;
- истечение предельного периода времени, в течение которого лицо может находиться в распоряжении командира;
- признание военно-врачебной комиссией не годным к службе на конкретной должности, при условии, что переходить на другие места военнослужащий не желает;
- уменьшение количества должностей, относящихся к одной военно-учетной специальности, либо их замещение одним составом;
- отсутствие возможности устроиться на прежнюю должность, которую занимало конкретное лицо до того, как на него возбудили уголовное дело (если был признан невиновным и дело закрыли).
Как происходит увольнение
Если срок нахождения в распоряжении истек, рапорт военнослужащего о расторжении контракта подлежит удовлетворению. При проведении этой процедуры будут учитываться следующие правила:
- если выслуга превышает 10 лет, гражданина не могут уволить по ОШМ без предоставления жилья по регламентированным нормам – в качестве альтернативного варианта для приобретения жилья по линии МО РФ могут предоставляться выплаты и военная ипотека);
- если гражданин увольняется с выслугой более 20 лет, он приобретает право на все виды выплат, пособий и компенсаций, которые положены при зачислении в запас, в том числе на получение жилья от МО РФ или военную ипотеку;
- пока военнослужащий не будет обеспечен положенными выплатами и жильем, контракт с ним не может быть расторгнут – на весь период расчета гражданин будет числиться в распоряжении части с сохранением денежного довольствия.
Что такое ОШМ в армии: основные принципы
Применение данных мер достаточно часто характеризует перестановку кадрового состава и проведение некоторых сокращений. При этом, увольнение может затронуть практически любого служащего, вне зависимости от наличия персональных достижений и текущих отношений с товарищами. Таким образом, можно сделать вывод, что ОШМ — не самое лучшее явление для служащих, в особенности, когда они не планируют уволиться и менять сферу деятельности.
Рассматривая вопрос, что такое ОШМ в армии, стоит упомянуть, что ситуация не настолько критична, как кажется на первый взгляд. Попавший под такие сокращения военный может получить определенную поддержку и компенсации со стороны государства. Давайте детально рассмотрим данные процессы, каким образом происходит увольнение, и что может получить в таком случае военный.
При этом, существует ряд нюансов, на которые крайне важно обратить особое внимание, чтобы избежать существенных затрат и потерь при подобных ситуациях.
Как указано в п. 2 ст. 34 Указа Президента РФ № 1237, увольнение по одному из оснований, перечисленных в ст. 51 Закона № 53-ФЗ, и в т. ч. по ОШМ, как правило, осуществляется с занимаемых должностей без перехода в подчинение командиров.
Уходят военнослужащие по истечении срока воинской службы или досрочно, если нет возможности занять вакансию по равноценной должности и при отказе согласия на понижение.
Порядок увольнения военнослужащего по ОШМ регламентируется ст. 34 Указа Президента РФ № 1237 и гласит, что высшие офицеры увольняются указами Президента РФ, полковники и капитаны 1 ранга — руководителями федеральных органов исполнительной власти, иные военнослужащие — должностными лицами, наделенными такими правами.
Право увольнять младших офицеров досрочно предоставляется лишь главнокомандующим соответствующего рода войск РФ.
Проведение ОШМ в военных структурах является обычной практикой и далеко не всегда влечет увольнение граждан со службы. Закон разделяет случаи, когда возможность увольнения будет зависеть от решения командования части, либо возникает обязанность прекратить контракт. При проведении ОШМ командование вправе использовать следующие варианты:
- вывести гражданина в распоряжение на срок до 6 месяцев – в этом случае за военнослужащим сохраняются все виды денежного довольствия, хотя его должность уже будет фактически сокращена;
- перевести гражданина на вышестоящую или нижестоящую должность – такой вариант допускается только с согласия военнослужащего, выраженного в рапорте;
- перевести служащего на равнозначную должность – в этом случае согласие гражданина не требуется, а судебная практика позволяет перевод даже в другую местность.
На практике, удовлетворение рапорта до истечения 6 месяцев реально, если у военнослужащего подходит предельный возраст пребывания на службе, либо командование заранее знает, что предложить другую должность по ОШМ будет невозможно. В этом случае рапорт рассматривается аттестационной комиссией, после чего происходит увольнение по приказу командира части.
Обязанность уволить военнослужащего при ОШМ возникает только по истечении 6 месяцев с момента издания приказа о выводе его в распоряжение. Если командир откажет принимать такое решение, его действия можно оспорить через военную прокуратуру или суд. О порядке процедуры увольнения расскажем ниже.
При увольнении по ОШМ от мнения военного мало что зависит, но его могут попросить написать рапорт на уход по этой причине. Таким способом начальство пытается обезопасить себя на случай судебных разбирательств. Спор может возникнуть, например, из-за неправильного исчисления выслуги лет или по какой-либо иной причине. Рапорт доказывает согласие его автора на увольнение при таких условиях, и может повлиять на решение суда не в пользу военнослужащего. На самом деле есть право отказаться от написания подобного документа. Конечно, это может вызвать негатив со стороны командира, однако, заставить это делать своего подчиненного он не сможет. По закону отсутствие рапорта на увольнение по ОШМ не является препятствием для сокращения.
Возможна ситуация, когда сам военный хочет уйти в отставку, тогда увольнение по ОШМ является лучшим вариантом для него, чем по какой-либо не льготной статье. В этом случае лучше получить согласие командования на оформление такого ухода. Кода подобного желания у руководства нет, уволиться будет сложнее. Вначале, если нет равнозначной должности, военнослужащего выведут за штат на срок до 6-ти месяцев. За это время могут найти подходящую должность. По закону от нее можно отказаться, только если место находится на другой территории, а переезд невозможен, так как:
- военнослужащий не может проживать в данной местности по состоянию здоровья, что подтверждается медицинским заключением;
- по состоянию здоровья в данной местности не могут проживать члены семьи военного, что также подтверждается медицинским заключением;
- есть близкий родственник, и за ним нужен уход.
Если военнослужащего увольняют в результате ОШМ
Закон позволяет осуществить увольнение военнослужащего по ОШМ.
Процедура должна выполняться с соблюдением следующих условий:
- закон позволяет осуществлять службу и оставаться в распоряжении командира, не имея занимаемой должности, в течение 6 месяцев;
- увольнение военнослужащего по ОШМ может осуществляться в результате сокращения или отсутствия должности в штатном расписании;
- уволить могут в случае, если военнослужащий отказался переводиться на высшие или низшие должности или его статус изменился.
Также должен соблюдаться порядок увольнения по организационно-штатным мероприятиям. Когда установленный законом срок завершится, гражданину направляется приказ о досрочном увольнении.
Действующим законодательством подробно описывается порядок увольнения военных без обеспечения их кв. м. Однако на практике возникают случаи, при которых гражданин лишается и своей должности в ВС РФ, и возможности получить бесплатное жилье за счет бюджетных средств.
Это важно знать: Чем отличается сокращение численности от сокращения штата
Приведем 2 примера из имеющейся практики:
Военный, осуществляющий службу в Московской области, представил в судебный орган касс. жалобу по факту его освобождения со службы в связи с ОШМ.
Ситуация по рассматриваемому делу в общем виде выглядела следующим образом:
- основание, повлекшее увольнение – ОШМ;
- общая выслуга лет – 12 лет, 4 месяца;
- на момент осуществления увольнения заявитель был признан нуждающимся, так как имеет 3-х детей, не достигших совершеннолетнего возраста;
- однократно он отказался от предоставления квартиры в месте прохождения службы (за 8 лет до момента подачи искового заявления);
- согласия на увольнение лицо не давало.
Суд признал удовлетворить требования истца и восстановить его в должности до выделения жилого помещения.
Основания принятия такого решения:
- отказ был 1 раз;
- военный поставлен на учет в качестве нуждающегося.
- Несоответствие выделенной квартиры установленным стандартам.
Гражданин был уволен из ВС РФ в связи с признанием его неспособным к несению дальнейшей службы по результатам ВВК.
На рассмотрение кассационной инстанции Белгородской обл. был предоставлен протест, основная суть которого в нижеследующем:
- основание для увольнения – несоответствие заявителя занимаемой должности в связи с заболеванием;
- общее время несения воинской службы – 10 лет, 11 мес.;
- по состоянию на момент освобождения из рядов ВС России истец был признан нуждающимся, так как является отцом 2-х детей, не достигших возраста 18 лет;
- от предоставляемой государством жилплощади истец отказывался дважды (квартиры были 48 и 60 кв. м. соответственно).
Протест судебной инстанцией был удовлетворен. В резолютивной части решения содержалось требование о переводе заявителя на нештатную должность (в распоряжение начальства) до момента обеспечения недвижимостью.
Причиной для признания увольнения неправомерным выступило предоставление жилья, которые не удовлетворяет общепринятым стандартам. В Белгородской обл. норма на 1-го гражданина составляет 18 кв. м. В семье военного 4 человека, соответственно, площадь квартиры должна быть как минимум 72 кв. м.
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
Увольнение по организационно штатным мероприятиям военнослужащих
- Первым делом руководство конкретного учреждения, в котором планируется проведение реорганизационных или ликвидационных процессов, издает соответствующий приказ об осуществлении ОШМ.
- Далее всех сотрудников знакомят с данным документом, и тем лицам, должности которых подлежат сокращению, переформированию и иным изменениям, может быть предложено занять низшее или более высшее место (если перевести их на равную должность невозможно).
- Если военнослужащий не согласен перейти на другое место, то он должен заявить о своем желании уволиться. В данном случае с ним предварительно проводится индивидуальная беседа. Как правило, организует ее командир воинской части. Результаты разговора официально фиксируются в специальной форме, которая носит название «лист беседы» (приложение № 9 к приказу Министра обороны РФ от 30.10.2021 № 660).
Служба МВД требует стойкости как психологического типа, так и физического. Задачей полиции становится обеспечение правопорядка, борьба с текущей преступностью. И каждому сотруднику приходиться сталкиваться со сложностями, укорами и даже угрозами. Гражданину обеспечивается светлое будущее, а также дополнительные финансовые вознаграждения.
Уволиться со службы не так просто. В отличие от стандартной работы, здесь подается заявление об уходе (рапорт) за два месяца. На этом основании создается специальная комиссия, которая решит об уважительной причине и об увольнении в представленный период времени.
Права и обязанности сотрудника такого типа регулируются правовыми актами. И связано это со спецификой выполнения трудовых обязанностей. Это прописано в законе, что позволяет гарантировать выполнение прав каждого работника. Права полиции защищаются правовыми документами. И причины, основания для ухода с места трудоустройства прописаны в ФЗ «О службе».