Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получение взятки должностным лицом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Наиболее распространенными коррупционными преступлениями в нашей стране по-прежнему остаются преступления, связанные с взяточничеством. Именно они, наряду с другими коррупционными преступлениями, посягают на основы государственной власти и нарушают нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений.
Что делать, если вы столкнулись с коррупцией, и как законы борются с ней?
Вопросы
совершенствования борьбы с коррупцией находятся в сфере пристального внимания
Государственной Думы.
Работа в этом направлении из созыва в созыв растет:
если за прошлый созыв по линии Комитета по безопасности и противодействию коррупции было принято только 10 федеральных
законов в этой области, то за два с половиной года седьмого созыва 7 антикоррупционных законов
уже принято и столько же находятся на рассмотрении парламентариев.
Основные
положения антикоррупционного законодательства разъясняем вместе с Председателем
Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым.
Мне
предлагают дать взятку – что мне делать? Куда я могу обратиться? Как закон
защищает мои права?
Если вам предлагают дать взятку или,
тем более, у вас ее вымогают, необходимо обратиться на горячую линию Министерства внутренних дел или горячую линию Федеральной службы безопасности.
Именно МВД и ФСБ осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление
преступлений коррупционной направленности.
В свою очередь, уголовные дела о получении или даче взятки подследственны Следственному комитету России.
Важно помнить, что закон всегда
на стороне того, кто отказывается от дачи взятки.
И если ее от гражданина вымогают, то коррупционер понесет еще более серьезное наказание. Вымогательство взятки
является отдельным отягчающим обстоятельством – за это может грозить до 12 лет
лишения свободы со штрафом до шестидесятикратной суммы взятки.
Ответственность
грозит только тому, кто взятку получил? Или того, кто ее дал, тоже накажут?
Да, дача взятки – точно такое же
нарушение закона, как и ее получение.
За дачу взятки должностному лицу
ст. 291 Уголовного кодекса РФ в том числе предусматривает от 2 до 15
лет лишения свободы (если взятка была в особо крупном размере – это более 1 млн
рублей), а также значительные штрафы.
Освобождение от уголовной ответственности
за дачу взятки возможно только в том случае, если гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело место
вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если он сам
добровольно сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки. Во всех
остальных случаях тот, кто дает взятку – точно такой же коррупционер.
А какие вообще наказания российский закон предусматривает для коррупционеров?
В России для лиц, совершающих коррупционные
преступления, предусмотрены жесткие наказания, вплоть до 15 лет лишения свободы.
При этом введена система дополнительных санкций,
таких, как штрафы, кратные сумме взятки или коммерческого подкупа, конфискации
имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью. Штрафы могут достигать нескольких миллионов рублей
или быть, например, кратными всей – также многомиллионной — сумме взятки.
Кроме ст. 290 УК РФ (Получение взятки), отдельная ответственность предусмотрена за посредничество во взяточничестве –
до 12 лет лишения свободы, а также за обещание или предложение такого
посредничества. В последнем случае наказание может составить до 7 лет лишения
свободы.
И даже за мелкое взяточничество – до 10 тыс.
рублей – наказанием станет штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные
работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо
лишение свободы — до одного года.
И уголовной ответственности за получение взятки
можно избежать только одним способом – никогда взяток не брать.
Взятка – это только конверт с деньгами? А коробка конфет или бутылка шампанского может
считаться взяткой? Какие ограничения по подаркам предусмотрены законом?
Нет, по российскому уголовному
законодательству взятка – это не только деньги, но и любые ценности, ценные
бумаги, имущество – скажем, машина или квартира, или, как у классика, борзые
щенки, а также имущественные права и незаконное оказание услуг имущественного
характера.
Например, если должностное лицо оказало какую‑то протекцию главному
врачу платной, коммерческой клиники, а тот «отблагодарил» его бесплатным лечением – это и есть оказание услуг имущественного характера, а следовательно, – нарушение антикоррупционного
законодательства.
Государственным и муниципальным
служащим в связи с выполнением своих служебных обязанностей законом запрещено
получать подарки и вознаграждения – как деньги, так и, например, оплату поездок
или развлечений, или того же лечения.
Все подарки, полученные на протокольных,
официальных мероприятиях или в служебных командировках должны передаваться в соответствующие государственные и муниципальные органы.
Они признаются
государственной или муниципальной собственностью.
И даже подарки, которые, на первый
взгляд, кажутся кому‑то незначительными, но которые должностное лицо получает за действия
в интересах дающего, — это тоже коррупционное преступление. Об этом необходимо
помнить. Были случаи, когда за бутылку коньяка, которую сотрудник ФСИН получал
за право свидания родственника с заключенным, он привлекался к ответственности
за получение взятки.
Как
контролируются доходы государственных и муниципальных служащих? Что им грозит
за сокрытие информации?
По закону контролируются доходы и расходы, имущество граждан, замещающих государственные и муниципальные
должности, должности в правоохранительных органах и силовых структурах, а также, например, в Банке России, госкорпорациях и внебюджетных фондах. Подлежат
контролю сведения о доходах и имуществе их супругов и несовершеннолетних
детей.
За непредоставление такой информации
или сообщение заведомо ложных сведений о доходах и имуществе по закону
должностному лицу грозит увольнение. А доход и имущество (объекты недвижимости,
транспортные средства, акции, ценные бумаги, доли и паи), законность происхождения
которых должностное лицо не сможет доказать, могут быть обращены в доход государства.
Но в минувшем году мы
усовершенствовали ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в частности, в доход государства теперь может быть обращено не только имущество,
законность приобретения которого должностное лицо не сможет доказать, но и денежная
сумма, эквивалентная его стоимости, если обращение самого имущества по каким‑то причинам невозможно.
Кроме того, состояние должностных лиц теперь
контролируют и после их увольнения или ухода с государственной службы. Контроль
за их доходами и расходами осуществляется прокуратурой.
Наконец, на минувшей неделе мы
приняли закон Президента РФ, который наделяет Генеральную прокуратуру полномочиями
по эффективному поиску зарубежных счетов должностных лиц – напомню, им запрещено их
иметь.
Комитет по безопасности и противодействию коррупции продолжает последовательную работу над
совершенствованием антикоррупционного законодательства.
Она носит уже скорее
точечный характер, потому что в нашей стране было сформировано современное,
устойчивое, а главное, эффективное законодательство и его правоприменение –
чему примером служат громкие антикоррупционные дела последних лет, когда к ответственности
привлекались должностные лица самого высокого ранга.
Но одним из важнейших вопросов
остается формирование антикоррупционного правосознания в обществе, четкого
понимания у каждого гражданина, что ни давать, ни брать взятки нельзя никогда и ни при каких условиях. И формироваться оно должно еще со школы.
Получение взятки: виды данного преступления
Ст. 290 УК РФ содержит возможные составы получения взятки: основной и квалифицированные. Основной представляет собой получение российскими или иностранными должностными лицами материальных благ, имущественных прав или услуг в обмен на совершение таким лицом действий или бездействия, входящих в его служебные полномочия, в интересах лица, дающего такие блага, или тех, кого оно представляет.
Аналогичные действия, совершенные при наличии квалифицирующих признаков, формируют квалифицированные, то есть отягченные составы получения взятки:
- в значительном размере;
- за незаконные действия или бездействие;
- должностными лицами на государственной службе или службе органов местного самоуправления;
- по предварительному сговору или в составе организованной группы;
- сопряженные с вымогательством;
- в крупном и особо крупном размере.
Так как предметом взятки не всегда являются деньги, то для правильной квалификации действий субъекта необходимо оценить стоимость предмета преступления. Для определения вида преступления установлены значения размера взятки:
- значительный — эквивалентный более чем 25 000 руб.;
- крупный — эквивалентный более чем 150 000 руб.;
- особо крупный — эквивалентный более чем 1 млн руб.
Размер взятки как квалифицирующий признак коррупционного деяния
Сотрудникам госорганов в соответствии со смыслом ст.575 ГК России запрещается преподносить подарки стоимостью более 3 тыс. руб. Если цена превышает эту сумму, такое деяние может признаваться как коррупционное, за исключением случаев, когда подаренное передается в госструктуру, сотрудником которой он является.
Какая сумма считается взяткой, оценивается по стоимости имущественных активов, переданных госслужащему в качестве взятки. Поэтому главным квалифицирующим признаком для определения тяжести преступного деяния и размера наказания за него является ее стоимость в денежном выражении. Взятки по своему размеру подразделяются:
- взятка в размере от 25 до 150 тыс. руб. квалифицируется как значительная;
- взятка в размере от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб. квалифицируется как крупная;
- взятка в размере более 1 млн. руб. квалифицируется как особо крупная.
Судебная практика показывает, что квалифицировать взятку проще всего в денежном выражении. Если денежным выражением является валюта, размер взятки устанавливается по курсу на день дачи взятки. Аналогично размер взятки рассчитывается, когда она давалась в ценных бумагах, в имущественном виде или оказании услуги. Размер взятки в этих случаях определяет эксперт.
Дача взятки также является преступным деянием
Попытка передачи имущественных активов лицу, занимающему госдолжность, квалифицируется как его подкуп и в подобной ситуации чиновник может, или получить эти активы, или отказаться от них. Если госслужащий соглашается принять их, его действия в соответствии со ст.290 УК России квалифицируются, как взяткополучательство, а действия лица, дающего взятку или оказывающего посредничество во взяточничестве, согласно ст.291 УК России квалифицируются, как взяткодательство.
В случаях, когда чиновник, занимающий госдолжность, отказывается от получения имущественных активов, действия лица, предлагающего имущественные активы, квалифицируются как покушение на взяточничество.
В существующей на сегодня судебной практике одновременное делопроизводство в отношении взяткодателя и взяткополучателя встречаются нечасто. Это связано со сложностью установления сговора между взяткодателем и взяткополучателем, так как один из них заявляет на другого в органы правопорядка и соответственно освобождается от ответственности.
Если в описываемой ситуации судебный пристав принял сделанное предложение, то такое противоправное действие осталось бы нераскрытым, так как договорившиеся стороны сохраняли в тайне эту незаконную сделку.
Следует отметить, что в соответствии с госполитикой по борьбе с коррупционными деяниями, в учреждениях всех уровней проводят занятия и семинары, на которых рассказывается, как правильно вести себя чиновникам в ситуациях, связанных с взяточничеством. Кроме того, существуют на регулярной основе специальные комиссии, решающие проблемы конфликтов интересов, дающие консультации по проблемам доходов и расходов, проводящие служебные проверки по действиям, имеющим признаки коррупции.
Ответственность за взяточничество лица, занимающего госдолжность, регламентируется ст.291 УК России:
Ответственность за дачу взятки
Лицо, которое дает взятку или пытается сделать это, также считается преступником. За передачу незаконного вознаграждения предусмотрена уголовная ответственность. В результате судебного разбирательства гражданин, передавший взятку, может быть привлечен к таким мерам наказания, как:
- штраф, сумма которого равняется 15-30 кратному размеру взятки;
- фактическое или условное лишение свободы на период до 2 лет вместе со штрафом на 10-кратную сумму взятки;
- лишение права занимать руководящие должности.
Преступления взяточничества по УК РФ:
- получение: ст. 290 УК РФ, при 100-кратной сумме взяточничества лишение свободы составляет 15 лет;
- дача: ст. 291 УК РФ, при 70-кратной сумме взяточничества и лишением свободы на 12 лет;
- посредничество: ст. 291.1 УК РФ — при 90-кратной сумме взятки наказание лишением свободы составляет 12 лет.
Процессы взяточничества:
- когда деньги или другие ценности передаются давателем напрямую или через посредника;
- через обмен услуг или действий, являющихся обязанностями служащего.
Характеристика взяточничества:
- по способу получения: явная (передаётся после обсуждения требований и услуг) или завуалированная (передаётся в виде средств на подарок, в долг);
- по характеру действий: мздоимство (за предложенное поведение) и лихоимство (попустительство, отступление от норм);
- по времени дачи взяточничество: подкуп (обговоренные действия) или благодарность (после заранее обговоренных действий).
Взяточничество по предмету:
- бумаги, представляющие ценность для получателя взяток, имущество в любом виде валюты;
- имущество, ограниченное в обращении: наркотические вещества, оружие;
- работы или услуги имущественного характера, включая оплату долгов, предоставление в пользование движимого или недвижимого имущества;
- по роду деятельности давателя и получателя (деловой и тотальный подкуп).
Откат — разновидность взяточничества, при котором потребитель товаров или услуг делает выбор в пользу поставщика или компании, предоставившего ему взятку. Таким методом клиент получает «презент» от компании, а та, в свою очередь, — процент за приобретение клиента, и все стороны имеют взаимную выгоду.
Ответственность, исключающая взяточничество
Получение взятки по составу не соответствует обману или злоупотреблению доверием, по ст. 159 УК РФ, представляющих собой различные действия. В норме закона понятия разделены союзом «или», поэтому одновременно к действию обвиняемого невозможно применить оба случая.
Обман — умышленное искажение правды, сознательная дезинформация с целью овладения имуществом потерпевшего, сообщение ему ложных сведений (обстоятельств) для побуждения передать имущество добровольно.
Злоупотребление доверием — действие на основе трудовых и гражданско-правовых отношений мошенника и потерпевшего для соглашения в интересах мошенника.
При мошенничестве, также исключающем взяточничество по УК, потерпевший введён в заблуждение об истинном предназначении денежных или других ценностей, под влиянием чего не осознаёт истинных намерений обвиняемого.
Действия уполномоченного наподобие доступа к печати, бланкам организации, изготовление и использование ложных документов ради собственной выгоды, не могут быть рассмотрены как взяточничество по ст. 290 УК.
З. Взяточничество и его виды
В понятие взяточничества входят два преступления – получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дача взятки (ст. 291 УК РФ). Следует уметь правильно определять предмет взятки, момент окончания данных преступлений, их квалифицирующие признаки. Отличие получения взятки от дачи взятки (по субъекту). Нужно помнить, что взяткодатель может быть освобожден от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных законом.
Ст. 290 УК РФ. Получение взятки.
Объект — тот же, что и в ст. 285 УК РФ.
Объективная сторона получения взятки заключается в получении должностным лицом незаконного имущественного вознаграждения /взятки/ за совершение в пользу взяткодателя действий /или бездействий/ с использованием своего служебного положения.
Необходимым признаком является его предмет-взятка.
УК раскрывает понятие предмета взятки как денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.
В постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.90г. «О судебной практике по делам о взяточничестве» указывалась суть выгод имущественного характера как оказываемые виновному безвозмездно услуги, подлежащие оплате /предоставлении санаторных и туристических путевок, проездных билетов, производство ремонтных, реставрирующих, строительных и других работ. Часто предметами взятки являются деньги и ценные бумаги /акции/, дорогостоящие вещи, техника /мебельные гарнитуры, импортная аудио и видеотехника, автомашины/, антикварные и коллекционные предметы /монеты, марки, т.д./.
ГК РФ в ст. 575 установил запрет дарения государственным служащим, служащим муниципальных учреждений и ряду других лиц подарков, сумма которых превышает 5 минимальных размеров оплаты труда. Из этого можно сделать вывод, что 5 минимальных размеров оплаты труда — это та, граница, которая разделяет подарок от взятки.
Взяточничество как статья УК РФ
Как и любое другое преступление, взяточничество занесено в Уголовный Кодекс Российской Федерации. При этом само преступление настолько обширно, что под него отведено целых четыре статьи под номерами 290, 291, 291.1 и 291.2. Они подробно описывают не только каждую сторону этого преступления, но и дают полное представление о взятке как о преступлении. Рассмотрим их все по порядку.
Статья 290 УК РФ «Получение взятки». Рассматривает само незаконное получение денежных средств. Состоит эта статья из 6 частей:
- Часть первая. Само описание взятки как преступления и наказание взяточничества без отягчающих обстоятельств;
- Часть вторая. Описывает взятку в значительном размере (выше 25000 рублей);
- Часть третья. Взятка с целью скрыть незаконную деятельность или преступление;
- Часть четвертая. Описанные в первых трех частях преступления, совершенные лицом, занимающим государственную должность;
- Часть пятая. Описанные выше преступления, совершенные с отягчающими обстоятельствами или в крупном размере (свыше 150000 рублей);
- Часть шестая. Взяточничество в особо крупном размере (свыше 1000000 рублей).
При даче/получении взятки причастно лицо ожидает привлечение к ответственности по статье 290 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Получением взятки может считаться как прямое получение денежных средств или других форм вознаграждение за совершение определенных действий/бездействие, так и её получение через посредников.
Меры наказания и привлечение к ответственности зависят от размера получаемой взятки. Так, согласно статье 290 Уголовного Кодекса Российской Федерации:
- При получении взятки в малом размере, взяткополучателя ожидает штраф в размере 25-50 кратного размера взятки/лишение свободы на срок до трех лет/дополнительного штрафа в размере 20-кратного размера взятки/лишения права или запрета на занятие какой-либо деятельностью до трех лет;
- При получении взятки в значительном размере, взяткополучателя ожидает штраф в размере 40-70 кратного размера взятки/лишение свободы на срок от трех до семи лет/дополнительного штрафа в размере 40-кратного размера взятки/лишения права или запрета на занятие какой-либо деятельностью до трех лет;
- При получении взятки за заведомо нелегальные действия, взяткополучателя ожидает штраф в размере 40-70 кратного размера взятки/лишение свободы на срок от трех до семи лет/дополнительного штрафа в размере 40-кратного размера взятки/лишения права или запрета на занятие какой-либо деятельностью до трех лет;
- При получении взятки лицом, являющимся главой субъекта Российской Федерации, его ожидает штраф в размере 60-80 кратного размера взятки/лишение свободы на срок от пяти до десяти лет/дополнительного штрафа в размере 50-кратного размера взятки/лишения права или запрета на занятие какой-либо деятельностью до трех лет;
- При получении взятки группой лиц/вымогательстве взятки/получении взятки в крупном размере, преступное лицо ожидает штраф в размере 70-90 кратного размера взятки/лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет/дополнительного штрафа в размере 60-кратного размера взятки/лишения права или запрета на занятие какой-либо деятельностью до трех лет;
- При получении взятки в особо крупном размере, преступное лицо ожидает штраф в размере 80-100 кратного размера взятки/лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет/дополнительного штрафа в размере 70-кратного размера взятки/лишения права или запрета на занятие какой-либо деятельностью до трех лет;
Понятие взятки в уголовном праве
Понятие и виды взятки, предмет взятки
Взятка – это различного рода выгоды имущественного характера, получаемые должностным лицом за выполнение, либо невыполнение в интересах дающего взятку или представленных им лиц каких-либо действий (бездействий), если такое деяние не входит в служебные полномочия S, либо он в силу должностного положения может способствовать таким деянием, а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Взятка очень похожа на договор дарения.
Признаки:
1. Должно быть имущественное вознаграждение
2. Вознаграждение вручается должностному лицу
3. Передача вознаграждения обусловлена совершением или не совершением в интересах дающего каких-либо действий, которые не входят в компетенцию данного должностного лица.
Взятки классифицируются на виды по следующим критериям:
В зависимости от рода деятельности, в зависимости от того за что дают:
— Деловые взятки – платежи должностному лицу с целью обеспечения и ускорения выполнения им своих должностных обязанностей.
— Тотальный подкуп – плата должностному лицу на будущее за покровительство, за попустительство.
Общее покровительство по службе – это действия, связанные с незаслуженным поощрением, или иными действиями, не вызванными служебной необходимостью.
Попустительство – это непринятие должных мер за какие либо нарушения со стороны взяткодателя, не реагирование на него, либо третьих лиц.
— Прямой подкуп – за незаконные действия.
По предмету:
— деньги и ценные бумаги в любом виде (независимо от того находятся они в обращении или нет, если они не находятся в обращении, то они относятся к имуществу (предметом, имеющим денежную ценность).
— предметы, имеющие материальную ценность, любые вещи и деньги не в обращении (бесплатное угощение). Размер значения не имеет – хотя может быть малозначительность
Предметом не являются вещи, не имеющие материальной ценности, но дорогие для должностного лица (письма, фото, и.т.п.).
— имущество, которое ограничено в обращении (наркотики, оружие).
— работы, услуги имущественного характера (ремонт, оплата долга, бесплатное оказание платных сексуальных услуг, и др.).
— иные имущественные права (предоставление квартиры для проживания).
Не относятся к предмету: дефициты, иные имущественные блага, полностью оплачиваемые д/л.
По способу вручения:
— явное, открытое – при вручении оговаривается деяние, которое требуется от должностного лица
— завуалированная – взятка маскируется под передачу денег в долг, подарок к торжественным датам, и др.
По характеру деяний, осуществленных за взятку:
— взятка – мздоимство – за законное поведение должностного лица
— взятка – лихоимство – за незаконное поведение должностного лица. При наличии в деянии должностного лица признаков какого – либо иного преступления, содеянное квалифицируется по ч.2 ст.290 УК РФ и по соответствующей статье.
Понятие и виды взятки. Предмет взятки
Взятка— деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.
Предметом взятки могут быть любые материальные ценности или блага материального характера, в том числе изъятые из оборота (например, оружие).
Пленум Верховного Суда РФ в п. 9 : «предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т. п.).
Выгоды имущественного характера — занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами».
Взятка как материальная выгода может носить замаскированный характер Взятка может передаваться под видом подарка ко дню рождения, новогоднему празднику и т. д.
Выгоды нематериального характера, например, положительная рецензия на научную работу должностного лица и т. п., предметом взятки не являются.
Поскольку взятка передается за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, в объективную сторону состава получения взятки входит совершение соответствующего действия (бездействия).
Два вида взятки (из пленума):
Взятка-подкуп дается или до совершения должностным лицом обусловленного действия (бездействия), или после совершенияпо предварительной договоренности. При этом не имеет значения, совершает должностное лицо в отношении взяткодателя законное действие или незаконное.
Взятка-вознаграждение дается после выполнения действий должностным лицом без предварительной договоренности с ним.
Получение взятки.
предмет преступления — взятка, которая может быть выражена в деньгах, ценных бумагах, ином имуществе или выгодах имущественного характера.
Каким бывает взяточничество
В соответствии со смыслом ст.290 УК РФ противоправным деяниями считаются бездействие или действие чиновника, направленное на получение имущественной выгоды одного из видов, перечисленных выше. Уголовное наказание выносится.
- За бездействие или действие, совершенное чиновником, которое он должен совершать в силу своих должностных обязанностей, то есть он их может и обязан выполнять, но не выполняет ради получения имущественной выгоды.
- За помощь или способствование иным чиновникам бездействовать или выполнять действия в пользу лица, давшего взятку, УК РФ ст. 291. В данном случае подразумевается авторитет, которым обладает начальник перед своими подчиненными и, получив взятку в денежном или ином выражении, заставляет своих подчиненных выполнять просьбу лица, ее давшего, или дает прямое указание выполнить желаемое гражданином действие или бездействие.
- За оказание покровительства или попустительстве по выполнению должностных инструкций, другими словами оказание поддержки действием или бездействием. В данном случае форма выражения этой поддержки специально не оговаривается, включая и сроки ее оказания. Она может быть оказана значительно позже, например, в виде дачи рекомендации о назначении на должность лица, от которого была получена взятка: при появлении соответствующей вакансии; выписка премиального вознаграждения; отправка в загранкомандировку и т.п.
- За попустительство при ненадлежащем выполнении должностных инструкций, которое может выражаться в не назначении каких-либо наказаний или дисциплинарных взысканий для подчиненного, ранее вручившего взятку своему начальнику. В этом варианте сроки и какие именно действия будут совершаться заранее не оговариваются, так как подчиненный надеется на снисходительно отношение к нему начальника.
- За бездействие или действия, выходящие за рамки правового поля, когда они:
- не предусматриваются должностными обязанностями, действующим правовым полем и не являются обязанностью руководителя, например, прием на работу сотрудника, не имеющим полномочия в сфере трудоустройства (заместитель руководителя предприятия, начальник отдела и т.д.);
- предусматриваются должностными обязанностями, и действующим правовым полем, но при определенных обстоятельствах, которые на дату вручения взятки (291 УК РФ) отсутствовали, например, внеплановая налоговая проверка конкурирующей фирмы, при отсутствии соответствующих факторов, обосновывающими ее;
- являются полномочиями иного должностного лица, например, когда сотрудник охраны пропускает гражданина к обвиняемому, находящемуся в СИЗО в случаях, когда на это имеет право исключительно начальник отдела охраны;
- являются полномочиями собраний, комиссии или другой коллективной коллегии, например, когда освобождение от воинской службы может быть выдано исключительно призывное комиссией, а решение принимается только врачом-специалистом;
- полномочия не могут делегироваться никому ни при каких обстоятельствах, например, подлог по службе или фабрикование ложной доказательной базы.
○ Какая ответственность грозит за пособничество в получении и даче взятки?
В рамках активной борьбы с коррупцией, в 2011 году была введена ст. 291.1 УК РФ, карающая за оказание посреднических услуг при совершении коррупционных преступлений. Это может быть как непосредственно передача взятки, так и оказание содействия взяткодателю или взяткополучателю в исполнении преступного замысла. В связи с тем, что именно посреднические действия позволяют коррупционерам уходить от ответственности, заметая следы и страхуя себя от возможных проблем, наказание по ст. 291.1 УК РФ, как и по непосредственно «взяточным» статьям, также установлено в виде штрафов, кратным размерам взятки, посредничество по получению или передаче которой оказывалось пособником.
При этом, как и в ст. 290 и 291 УК РФ, посредничество при взяточничестве за исполнение заведомо противоречащих закону действий наказывается более сурово, достигая штрафов в размере 60-кратной суммы взятки или тюремного срока до 7 лет.
Наказуемо также и обещание содействия в передаче взятки или в ее получении, когда лицо реально имело возможность выполнить свое общение. Обман, то есть введение взяткодателя или взяткополучателя в заблуждение о своих связях и возможностей не может быть квалифицировано по ст. 291.1 – чаще всего такие действия подпадают под состав мошенничества.
Закон позволяет посредникам избежать ответственности при условии, если ими добровольно сообщено в правоохранительные органы о факте дачи или получения взятки, а также оказано максимальное содействие в раскрытии преступления.
[ ]
Провокация взятки: судебная практика
Провокация – достаточно распространенный способ проведения оперативных мероприятий по поимке преступников среди работников спецслужб, правоохранительных органов.
Судебная практика по делам о взяточничестве, касающимся применения провокации, не отличается заметным объемом, в отличие, например, от судебной практики по каско, а прекращение таких дел ввиду того, что в ходе судебного процесса было установлено провокационное действие со сторон сотрудников правоохранительных органов, наблюдается достаточно редко. Объясняется это тем, что само явление провокации подлежало длительному замалчиванию, в том числе и со стороны судебных инстанций.
Первые разъяснения по этому вопросу были получены принятием на Пленуме ВС в 2006 году Постановления «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами», где были даны разъяснения самого понятия провокации, подстрекательств. Именно в делах о сбыте наркотических средств наиболее часто встречались признаки провокационных действий. Но решение этого пленума не заставило суды применять его на практике чаще, чем это было ранее.
Как правило, даже обнаруживая признаки провокации, суды закрывали глаза на открывшиеся обстоятельства во время судебных разбирательств, а также при рассмотрении жалоб на вынесенные приговоры.
Ответственность за получение взятки прописана в ст. 290 УК РФ. Получение взятки – это принятие должностным лицом государственных или муниципальных органов всех уровней, а также иностранных организаций, денежного или выраженного в иной форме вознаграждения за совершение каких-либо действий в пользу взяткодателя. Взятка необязательно может выражаться в твердой сумме или же материальных ценностях, это могут быть услуги, гарантии или преференции по службе, содействие в решении важных для взяткополучателя вопросов. Наказуемо как личное получение взятки, так и ее принятие через третьих лиц.
Как и в случае с дачей взятки, вознаграждаться может как действие, так и бездействие или же содействие в принятии того или иного решения в пользу дающего взятку лица при условии, что это входит в служебную компетенцию взяткополучателя.