Порядок подачи заявления о преступлении согласно 141 статье УПК

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок подачи заявления о преступлении согласно 141 статье УПК». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно комментариям юристов, информация о готовящемся, совершаемом или совершённом уголовном правонарушении в качестве повода для возбуждения уголовного дела – это обращение в правоохранительные органы физического лица, в котором он в устной или письменной форме сообщает о планируемом либо уже исполненном уголовно наказуемом действии. Зачастую такое сообщение содержит не только факт совершения незаконного действия, но и включает в себя просьбу принять установленные законом необходимые меры для наказания виновного или виновных.

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленномглавой 16настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленномстатьей 161настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленномчастью девятой статьи 166настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75и89настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первойнастоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124и125настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертойстатьи 147настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

Статья 140 УПК РФ. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

  1. Поводами для возбуждения уголовного дела служат:
    1) заявление о преступлении;
    2) явка с повинной;
    3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
    4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
    1.1. Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
  2. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Форма подачи заявления о преступлении

В соответствии со статьёй 141 УПК РФ, заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде (должно быть подписано заявителем).

Читайте также:  Обслуживание внутридомового газового оборудования в Ростове-на-Дону - 35 мест

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится в соответствующий протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

Таким образом, заявление о преступлении по общему правилу подаётся либо в письменной форме, либо устно с оформлением соответствующего протокола о принятии устного заявления о преступлении.

В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в форме рапорта об обнаружении признаков преступления.

В наши дни активно развиваются Интернет-технологии и правоохранительные органы не обходят этот процесс стороной, обратиться с заявлением о преступлении можно через Интернет-приёмные, размещённые на сайтах ведомств:

Порядок подачи заявления о преступлении

Заявление в подразделения МВД, как правило, подаётся в дежурную часть по месту совершения преступления, а в подразделения Следственного комитета – дежурному следователю соответствующего отдела.

Сообщение о преступлении вне зависимости от места и времени совершения преступного деяния, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности подлежит обязательному приему во всех следственных органах Следственного комитета и территориальных органах МВД России.

Полученное сообщение о преступлении регистрируется в книге регистрации сообщений о преступлении (СК РФ) или в книге учёта заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (МВД РФ).

Заявителю при принятии сообщения о преступлении должностным лицом, принявшим заявление, выдаётся талон-уведомление в котором указываются: время и дата его принятия, регистрационный номер сообщения и данные о принявшем его лице. Иногда должностным лицом дополнительно проставляется отметка о принятии на втором экземпляре заявления, однако это не обязательно, поскольку талон-уведомление является документом, подтверждающим факт принятия сообщения о преступлении.

Не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении заявления и обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках преступления.

В принятии такого рода заявления не может быть отказано, оно подлежит обязательному принятию должностным лицом под роспись. Талон-уведомление заявителю в таких случаях не выдается. Заявителю разъясняется, что проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

Следующий комментарий к статье 141 УПК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 141 УПК, вы можете получить консультацию юриста.

1. Заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела представляет собой устное или письменное обращение физического лица в правоохранительный орган с информацией о готовящемся или совершенном преступлении и, как правило, соответствующей просьбой принять необходимые меры, поскольку в принятии таких мер заявитель заинтересован лично. По делам частного и частно-публичного обвинения заявление должно содержать ясно выраженную просьбу о привлечении виновного к уголовной ответственности, без чего оно (заявление) не имеет юридического повода к возбуждению уголовного процесса.

2. Комментируемая статья предусматривает несколько различных конкретных ситуаций, связанных с заявлением о преступлении. Когда такое заявление сделано в письменном виде, то независимо от способа доставки в правоохранительный орган заявление подлежит регистрации, а затем рассмотрению компетентными лицами. Когда заявление сделано устно лицом, прибывшим в правоохранительный орган, оно заносится в специальный протокол. Когда заявление о преступлении сделано при производстве следственного действия, например на допросе, оно заносится в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. Если заявление сделано устно, причем заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (например, в больнице и т.д.), по этому поводу должен быть составлен рапорт (см. ст. 143 УПК и комментарий к ней).

3. В органах внутренних дел с их круглосуточно функционирующими дежурными частями, принимающими подавляющее большинство заявлений и сообщений о преступлениях, действует детальнейшая Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях (утверждена Приказом МВД России от 13 марта 2003 г. N 158 ), основные правила которой должны быть отображены в виде письменной информации в местах, доступных для посетителей органов внутренних дел (п. 4 названной Инструкции). Если сообщение о преступлении поступило при личном обращении в орган внутренних дел, должен быть выдан специальный талон — уведомление о регистрации его сообщения в КУС (Книге учета сообщений о преступлениях). Аналогичные инструкции действуют в органах федеральной службы безопасности , органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы .

———————————
РГ. 2003. 12 апр.
РГ. 2005. 20 окт.
РГ. 2003. 6 нояб.
РГ. 2006. 5 авг.

29 декабря 2005 г. Генеральной прокуратурой РФ, МВД России, МЧС России, Минюстом России, ФСБ России, Минэкономразвития России и Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков издан совместный Приказ о едином учете преступлений , который, не отменяя вышеупомянутых ведомственных инструкций, установил единый порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, действующий теперь в органах, входящих в систему вышеперечисленных ведомств. Интенсивное ведомственное нормотворчество является реакцией на застарелую болезнь — укрывательство заявлений о преступлениях от учета в целях искусственного упрощения криминогенной обстановки и повышения показателей правоохранительной деятельности по профилактике и раскрытию преступлений.

———————————
РГ. 2006. 25 янв.

4. В силу прямого указания закона (ч. 7 комментируемой статьи) анонимные заявления не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела. Однако данное положение не означает, что анонимные заявления вообще не принимаются во внимание правоохранительными органами государства. Всякое заявление, содержащее сведения о готовящемся или совершенном преступлении, может и должно быть проверено органом дознания, к компетенции которого относится раскрытие данного преступления, прежде всего путем проведения соответствующих гласных или негласных оперативно-розыскных мероприятий, по результатам которых вопрос о возбуждении уголовного дела решается по правилам ст. 143 УПК (см. текст этой статьи и комментарий к ней).

Читайте также:  Трудовой договор заключается в форме

Принятие решения по заявлению о преступлении.

Проверка сообщения о преступлении должна быть завершена не позднее 3 суток со дня поступления сообщения о преступлении. Срок проверки сообщения о преступлении может быть продлён до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий – до 30 суток. Если по результатам проверки усматриваются признаки состава преступления частного обвинения, то заявление и материалы проверки с сопроводительным письмом направляются мировому судье (за исключением случаев, когда лицо, подлежащее привлечению к ответственности, не установлено).

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном ст. 124 и ст. 125 УПК РФ. Возможность подачи жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела каким-либо сроком не ограничена.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ и постановлением Конституционного Суда от 18 февраля 2000 г. № 3-П лица, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, имеют право на ознакомление с материалами проверки, проведённой по сообщению о преступлении, на основании которых вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Комментарий к статье 141 УПК РФ

1. Заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела представляет собой устное или письменное обращение физического лица в правоохранительный орган с информацией о готовящемся или совершенном преступлении и, как правило, соответствующей просьбой принять необходимые меры, поскольку в принятии таких мер заявитель заинтересован лично. По делам частного и частно-публичного обвинения заявление должно содержать ясно выраженную просьбу о привлечении виновного к уголовной ответственности, без чего оно (заявление) не имеет юридического повода к возбуждению уголовного процесса.

2. Комментируемая статья предусматривает несколько различных конкретных ситуаций, связанных с заявлением о преступлении. Когда такое заявление сделано в письменном виде, то независимо от способа доставки в правоохранительный орган заявление подлежит регистрации, а затем рассмотрению компетентными лицами. Когда заявление сделано устно лицом, прибывшим в правоохранительный орган, оно заносится в специальный протокол. Когда заявление о преступлении сделано при производстве следственного действия, например на допросе, оно заносится в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. Если заявление сделано устно, причем заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (например, в больнице и т.д.), по этому поводу должен быть составлен рапорт (см. ст. 143 УПК и комментарий к ней).

Как принимают решения после рассмотрения заявлений о преступных действиях

Статья 144 145 УПК РФ являются основными нормами, устанавливающими порядок, в ходе которого происходит прием, рассмотрение и принятие решения о дальнейших действиях по направленным сообщениям. Перед тем, как принять определенное решение касаемо обращения гражданина, происходит анализ всех обстоятельств, работы специалистов, наличия доказательной базы. Только после этого статья 144 145 предполагает принятие одного из трех решений:

  • возбудить производство, после чего, дело будет проходить следующие стадии обработки вплоть до судебного разбирательства (если факты преступных действий подтвердились и установлены);
  • отказать в дальнейшем рассмотрении (если в ходе экспертиз и проверок выяснилось, что для возбуждения дела оснований нет или недостаточно);
  • передать данное дело в органы следствия или дознания, если требуется дополнительная работа в пределах их компетенции.

Что не считается поводом или основанием

Заведение уголовного дела — это начальная самостоятельная стадия процесса расследования правонарушения. Она должна проходить соответственно законодательству, чтобы являться гарантией обоснованности принятого решения.

Если дело заведено или не возбуждено необоснованно, это означает нарушение закона и нанесение вреда интересам граждан, обществу и страны.

В качестве поводов не могут выступать:

  1. Анонимные заявления. Однако, когда в письме содержится конкретная информация о месте и времени происшествия, то такие его отправляют в специализированные службы для разбирательств.
  2. Заявления, подписанные несуществующим именем.
  3. Заявление, высказанное в утной форме, не зафиксированные в протоколе.

Период розыскных действий

Зачастую бывают ситуации, когда должники так скрываются, что их невозможно выследить даже долгие годы. А это очень плохо в первую очередь для ребенка, который нуждается в дополнительных средствах, и на фоне длительного периода невыплаченных средств, взыскатель не может рассчитывать на получения льгот и пособий.

Если законопроект был одобрен, существует ряд возможностей:

  • после года розыскных мероприятий исполнитель может закрыть производство. После этого взыскатель получит исполнительный документ;
  • после этого взыскателю говорят, что он может подать иск о признанным безвестно пропавшим;
  • эти две возможности, могут позволить взыскателю получить пенсию по утере кормильца, она выплачивается в сумме 5 000 рублей.

В случае розыскных мероприятий будет установлено местонахождение неплательщика, ответственный пристав обязан сказать ему об обязательном погашении задолженностей по алиментам в течение одного месяца.

Основания для составления

Составлять официальный донос полицейский может на основании письменного заявления гражданина, обратившегося с информацией о преступлении, на основании устного сообщения, которое имело место, информации, полученной в процессе оперативно-розыскных мероприятий, а также фактов, выявленных в процессе уголовного расследования другого дела. О совершении преступления сотрудники полиции могут узнавать даже из средств массовой информации, но все факты они перед подачей рапорта должны тщательно проверить на подлинность.

Сообщение о преступлении может быть получено даже по телефону. Сотрудник полиции будет обязан составить рапорт, даже если заявитель отказался подавать письменно заявление, хотя укрывательство преступной деятельности – уголовно-наказуемое деяние, это следует помнить.

Читайте также:  Как восстановить утраченное свидетельство о рождении

После того как рапорт составлен, его подают руководству на проверку. Длительность проверки составляет 10 дней, в особо сложных ситуациях время проверки может быть продлено до 20 дней. Если факты подтвердились, начинается уголовное производство и досудебное расследование. В случае неподтверждения факта преступления в возбуждении дела отказывают. Есть ряд ситуаций, когда дело могут отправить в другой подведомственный орган для разбирательства, так как в компетенцию органа, на адрес которого поступил рапорт, не входят подобные служебные проверки.

Глава 19 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РФ. ПОВОДЫ И ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА. Адвокат по уголовным делам

  1. Поводами для возбуждения уголовного дела служат:
    1) заявление о преступлении;
    2) явка с повинной;
    3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
    4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

    1.1. Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

  2. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

  1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.

  2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

  3. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

  4. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

  5. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 настоящего Кодекса.

  6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

  7. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

  1. Заявление о явке с повинной — добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.

  2. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном частью третьей статьи 141 настоящего Кодекса.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в статьях 141 и 142 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Статья 141 УПК РФ с ми

  1. Поводами для возбуждения уголовного дела служат: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. 1.1.

    Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

  2. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
  1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.
  2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.
  3. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.
  4. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.
  5. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 настоящего Кодекса.
  6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
  7. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Специфика оценочных мероприятий

Обычный порядок рассмотрения сообщений о преступлениях выражен в комплексе последовательных действий органа дознания, следователя, прокурора либо дознавателя. Его устанавливает статья 144 УПК РФ, что означает, что дела, относящиеся к частному обвинению, исследуются несколько иным способом. Он касается компетенции судьи. Перечень проверочных мероприятий, проводимых до того, как будет принято процессуальное решение, приводится в ч. 1 нормы 144 УПК РФ. В ней упоминается возможность выполнения определенных ревизий, проверок. В положениях приводятся исключительно следственные мероприятия, которые разрешается производить без постановления о начале уголовного производства. К ним, в частности, относят осмотр места преступления, назначение судмедэкспертизы, освидетельствование.

Их также устанавливает ст. 144 УПК РФ. Что означает «ответственное лицо за организацию проверки»? Это служащий, уполномоченный на осуществление контроля над соответствием предварительных мероприятий установленным требованиям закона. К ответственным лицам относят руководителей органов прокуратуры, предварительного следствия либо дознания. При этом не имеет значения, приняли ли они сообщение лично, непосредственно прибыв на место предполагаемого преступления, либо изучив доклады о поступившей информации, в том числе в отношении которой были приняты неотложные меры реагирования. К последним следует относить:

  • Пресечение и предотвращение преступлений.
  • Установление и преследование подозреваемых по «горячим следам» для их задержания.
  • Выполнение определенных следственных мероприятий по закреплению следов деяния.
  • Введение в действие особых планов по выявлению и задержанию подозреваемых и проч.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *