Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Индексы изменения стоимости проектных и изыскательских работ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы рассчитать индексы-дефляторы на 2022 год (на официальном сайте Минэкономразвития представлены базовые и консервативные значения), используйте формулу: отношение объема номинального ВВП и объема реального ВВП, умноженное на 100.
Дефляцию по ВВП рассчитывают следующим образом: стоимость корзины ВВП в текущих ценах / стоимость корзины ВВП в ценах базового года × 100 %.
В формуле при исчислении коэффициента используются данные обо всех товарах, работах и услугах, производимых в стране. Рассчитанное значение дефлятора отражает реальную динамику уровня цен в экономике. При исчислении принимается во внимание движение цен с учетом изменения производственной структуры страны, фактических объемов выпуска ТРУ в физическом выражении и других показателей, зафиксированных в отчетном периоде.
Согласно методическим рекомендациям правительства РФ, дефлятор ВВП исчисляют по формуле Пааше, которая отражает реальное количество реализованного товара в расчетном периоде.
Индексы Минстроя РФ на 3 квартал 2021года к ФЕР/ТЕР
Минстрой приводит рекомендуемые индексы изменения сметной стоимости строительства на IV квартал 2021 г.:
— в отношении строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объектам строительства УФО к ФЕР-2001/ТЕР-2001;
— по элементам прямых затрат по объектам строительства ЦФО, СЗФО, ЮФО, СКФО, ДФО к ФЕР-2001/ТЕР-2001;
— в отношении строительно-монтажных работ по объектам строительства «Электрификация железных дорог» и «Железные дороги» к ФЕР-2001;
— в отношении проектных и изыскательских работ.
Подборка писем Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о рекомендуемой величине прогнозных ежеквартальных индексов изменения сметной стоимости строительства, в том числе величине прогнозных индексов:
- Строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объектам строительства к ФЕР и ТЕР;
- По элементам прямых затрат по объектам строительства к ФЕР и ТЕР;
- Строительно-монтажные работы, определяемые с применением Отраслевой сметно-нормативной базы;
- Строительно-монтажные работы по объектам использования атомной энергии;
- ПИР – Проектные и изыскательские работы;
- Прочие работы и затраты;
- Оборудование.
Индексы изменения сметной стоимости на 3кв. 2021г
Приказ Минстроя России от 20 октября 2020 г. № 636/пр «О включении в федеральный реестр сметных нормативов изменений в федеральные единичные расценки и отдельные составляющие к ним»
Компания «Дженерал Смета» основана в 2009 году и постоянно развивается. Благодаря высокому качеству услуг и гибкой ценовой политике, нам доверяют все больше строительных компаний, проектных бюро и институтов, а так же частных сметчиков. Благодаря большому количеству сертифицированных специалистов и большой линейке сопутствующих товаров и услуг (обучение, консалтинг) для сметчиков, в 2013 году мы получили статус «Официальный представитель ООО «СтройСофт Регион» в Москве и Московской области». По итогам 2014-2015 2016-2017, 2017-2018 и 2018-2019 гг. наша компания занимает первое место среди дилеров Московского региона.
(в ред. Приказа Минстроя РФ от 20.02.2021 N 79/пр)
В соответствии с подпунктом 5.2.16 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2019; N 21, ст. 2566), приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Методику расчета индексов изменения сметной стоимости строительства.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Д.А. Волкова.
В.В. ЯКУШЕВ
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 5 июня 2019 г. N 326/пр
7. Расчет индексов изменения сметной стоимости в порядке, установленном главами III, IV, VII и VIII Методики, осуществляется на РТМ. (в ред. Приказа Минстроя РФ от 20.02.2021 N 79/пр)
8. РТМ разрабатывается как набор ценообразующих строительных ресурсов (материалы, изделия, конструкции и оборудование, затраты труда работников в строительстве, машины и механизмы), сгруппированных по общим характерным признакам в соответствии с классификатором строительных ресурсов, применяемых при строительстве объекта капитального строительства, выбранного из числа аналогичных по назначению и проектной мощности объектов капитального строительства по принципу наиболее полного его соответствия заданному набору требований, установленных для данного вида объектов капитального строительства (далее — объект-представитель).
9. При расчете индексов изменения сметной стоимости, предназначенных для применения в целом по объекту капитального строительства, допускается использование РТМ, разработанных для расчета укрупненных нормативов цены строительства, информация о которых размещена в ФГИС ЦС, без предоставления комплекта документов, использованных для ее разработки. (в ред. Приказа Минстроя РФ от 20.02.2021 N 79/пр)
10. В зависимости от вида индексов изменения сметной стоимости РТМ разрабатываются:
а) по видам объектов;
б) по видам (комплексам) работ, в том числе при необходимости с разбивкой по элементам затрат (оплата труда, стоимость эксплуатации машин и механизмов, стоимость материалов, изделий и конструкций);
в) к единичным расценкам с использованием количественных показателей строительных ресурсов сметной нормы, на основе которой была разработана данная расценка, в том числе при необходимости с разбивкой по элементам затрат.
11. Основой для разработки РТМ является сметная документация, входящая в состав проектной или рабочей (при соблюдении требований, установленных пунктом 88 Методики) документации объекта-представителя, разработанная с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, а также данных о стоимости строительных ресурсов в базисном и текущем уровнях цен для соответствующего субъекта Российской Федерации (частей территории субъекта Российской Федерации), для применения на территории которого будут рассчитываться индексы изменения сметной стоимости по номенклатуре строительных ресурсов, учтенных в РТМ. (в ред. Приказа Минстроя РФ от 20.02.2021 N 79/пр)
12. Для разработки РТМ не используется проектная документация или рабочая документация, содержащая проектные решения, не характерные для строительства данного вида объектов, учитывающих сложные природные условия строительства (в том числе: строительство на обводненных участках, в вечномерзлых грунтах, требующее специальных проектных решений для защиты строительных конструкций; строительство на плывунах и территориях с оползневыми проявлениями; строительство в особо сложных гидрогеологических условиях, когда характер и объемы работ изменяются в процессе их выполнения работ и значительно отличаются на каждом отдельном объекте в связи с применением различных видов искусственного укрепления грунтов, водопонижения, изоляции и других), а также содержащая мероприятия по сооружению объектов в условиях плотной городской застройки, требующих технических решений по исключению негативных последствий влияния строительства объекта на близлежащие здания и сооружения.
13. Положения пункта 12 Методики не распространяются на условия разработки РТМ, предназначенных для расчета индексов изменения сметной стоимости линейных объектов капитального строительства, а также зданий и сооружений, видов (комплексов) работ, строительство которых предполагается исключительно в сложных природных условиях (например, морских портов, гидротехнических электростанций, зданий и сооружений в условиях вечной мерзлоты, подземных сооружений в регионах со сложными гидрогеологическими условиями и других).
39. Индексы изменения сметной стоимости оборудования по отраслям экономики рассчитываются как произведение индексов изменения сметной стоимости оборудования предыдущего периода, размещаемых в ФРСН и ФГИС ЦС, на Сводный индекс цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения в целом по Российской Федерации по Классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) «Строительство», публикуемый Федеральной службой государственной статистики для периода, предшествующего периоду разработки таких индексов.
Рассчитанные на текущий период индексы изменения сметной стоимости оборудования по отраслям экономики представляются Учреждением в Министерство. (в ред. Приказа Минстроя РФ от 20.02.2021 N 79/пр)
40. В рамках Методики к «прочим работам и затратам» относятся все виды работ и затрат, не относимые на стоимость строительно-монтажных работ, оборудования, мебели и инвентаря, учитываемые в графе 7 ССРСС, включая проектные, изыскательские, пусконаладочные, а также иные прочие работы и затраты, учтенные в перечне основных видов прочих работ и затрат, включаемых в ССРСС.
Индексы изменения сметной стоимости изыскательских работ, индексы изменения сметной стоимости проектных работ, индексы изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексы изменения сметной стоимости прочих работ и затрат по отраслям экономики, рассчитанные на текущий период в соответствии с главой VI Методики, представляются Учреждением в Министерство. (в ред. Приказа Минстроя РФ от 20.02.2021 N 79/пр)
41. Расчет индексов изменения сметной стоимости изыскательских работ на текущий квартал осуществляется в соответствии со структурой себестоимости изыскательских работ, приведенной в таблице 1.
Удельные доли затрат в структуре себестоимости изыскательских работ, приведенные в таблице 1, установлены на основании анализа данных по статьям затрат, сложившихся в проектных организациях.
Таблица 1
50. Расчет индексов по видам объектов осуществляется Учреждением в разрезе субъектов Российской Федерации (частей территории субъекта Российской Федерации) по федеральным округам.
51. Индексы по видам объектов капитального строительства рассчитываются для применения к сметной документации, составленной на основе единичных расценок.
52. Расчет индексов по видам объектов осуществляется с применением одного из методов:
а) прогнозный метод, применяемый в соответствии с пунктами 53 — 58 Методики;
б) расчетный метод, применяемый в соответствии с пунктами 59 — 69 Методики.
53. Для проведения анализа динамики изменений текущей стоимости строительных ресурсов на территории субъекта Российской Федерации, частей территории субъекта Российской Федерации, используемых при расчете индексов по видам объектов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 25 Правил N 1452 ежеквартально осуществляют сбор информации о текущих ценах таких строительных ресурсов на основании данных из различных источников (далее — Конъюнктурный анализ текущих цен) по сводной номенклатуре ценообразующих строительных ресурсов, формируемой Министерством в соответствии с пунктом 2 Правил N 1452 (далее — сводная номенклатура ценообразующих ресурсов), в соответствии с пунктами 70, 72 — 79 Методики и направляют в Учреждение Отчет на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в машиночитаемом формате *.xlsx, *.xls, *.xml, в том числе с использованием ФГИС ЦС, в срок не позднее 30 (тридцати) календарных дней до окончания очередного квартала (рекомендуемый образец Отчета приведен в Приложении N 3 к Методике). (в ред. Приказа Минстроя РФ от 20.02.2021 N 79/пр)
Текущая цена материальных ресурсов и оборудования, указываемая в Отчете, определяется по результатам Конъюнктурного анализа текущих цен с учетом затрат, связанных с приобретением, заготовительно-складскими расходами и стоимости перевозки таких материальных ресурсов и оборудования автомобильным транспортом на расстояние до 30 километров (если иное расстояние перевозки не указано в общих частях сборников сметных цен, включенных в ФРСН) с учетом массы брутто в пределах субъекта Российской Федерации (или частей территории субъекта Российской Федерации), рассчитываемой в рублях за единицу измерения по формуле (17.1): (в ред. Приказа Минстроя РФ от 20.02.2021 N 79/пр)
88. При необходимости включения информации о новых индексах по видам объектов в ФРСН и ФГИС ЦС федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Организации (далее — Инициаторы) обеспечивают разработку соответствующей РТМ, используемую для расчета нового индекса по видам объектов в соответствии с положениями главы III Методики и формируют комплект обосновывающих документов в составе:
а) пояснительной записки, содержащей предлагаемое наименование индекса изменения сметной стоимости и обоснование необходимости его расчета, а также информацию о методе применения рассчитанного индекса для определения сметной стоимости строительства объекта в соответствии с пунктом 6 настоящей Методики; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 20.02.2021 N 79/пр)
б) таблицы выбора объекта-представителя (рекомендуемый образец приведен в Приложении N 8 к Методике);
в) проектной документации, в том числе сметной документации, сформированной в соответствии с Положением N 87, использованной для проведения работ по выбору объекта-представителя и для расчета индекса изменения сметной стоимости или рабочей документации, разрабатываемой в развитие решений, принятых в проектной документации. При использовании для разработки индекса изменения сметной стоимости рабочей документации одновременно представляется пояснительная записка, подписанная, со стороны Инициатора руководителем федерального органа исполнительной власти, Организации или лицом, исполняющим его обязанности, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или лицом, исполняющим его обязанности, включающая описание производимых замен в рабочей документации относительно проектной документации, получившей положительное заключение органов экспертизы, в том числе изменений технических решений (объемов работ), повлиявших на изменение стоимости, и анализ непревышения стоимости строительства, определенной по рабочей документации, над стоимостью проектной документации, получившей положительную оценку достоверности определения (проверки) сметной стоимости органов экспертизы (в случае, если проектная документация по отобранному объекту-представителю в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежала проверке на достоверность определения сметной стоимости);
г) положительных заключений экспертизы проектной документации, выданных в отношении проектной документации объектов, указанных в таблице выбора объекта-представителя;
д) положительных заключений о проверке сметной стоимости (экспертизы заказчика-застройщика, технического заказчика, ведомственной экспертизы и тому подобное) или достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства (в случае, если проектная документация по отобранному объекту-представителю в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежала проверке на достоверность определения сметной стоимости), выданных в отношении сметной документации объектов, указанных в таблице выбора объекта-представителя;
е) информации о стоимости ценообразующих строительных ресурсов, сформированной в соответствии с положениями пунктов 61 — 63 Методики;
ж) иных сведений, относящихся к разработке индекса изменения сметной стоимости, в том числе указанных в настоящей главе Методики.
Для объектов капитального строительства, имеющих ограничительный гриф («Для служебного пользования», «Секретно», «Совершенно секретно») в случае если экспертиза проектной документации проводилась Учреждением или его филиалами, вместо представления положительных заключений экспертизы, выданных в отношении такой проектной документации, в пояснительной записке указываются номер и дата положительного заключения экспертизы.
89. Для объектов капитального строительства, в отношении которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не установлено требование о необходимости разработки проектной документации, при разработке РТМ допускается использование разработанной для этого объекта сметной документации без представления проектной документации.
90. При отборе объекта-представителя для разработки РТМ должно быть подобрано не менее 2 (двух) комплектов проектной (рабочей) документации, в том числе сметной документации, в отношении которой положительное заключение органов экспертизы (экспертизы заказчика-застройщика, технического заказчика, ведомственной экспертизы и тому подобное) проектной документации о проверке сметной стоимости или достоверности определения сметной стоимости (с учетом корректировок) выдано в период, не превышающий 5 (пяти) лет до даты ее использования для расчета индекса изменения сметной стоимости.
Все возможные варианты индексов мы рассматривали в этой статье, читайте внимательно!
Индексы до недавнего времени выпускались к итогам (один единый индекс), обычно к базе ФСНБ-2020 (ГЭСН и ФЕР 2020). С I квартала 2021 года, по заверениям Минстроя, планируется выпуск индексов по статьям затрат.
По ряду регионов это уже произошло.
- Необходимо использовать Методику №421 и Методические рекомендации по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования, пусконаладочные работы, утвержденных Приказом Минстроя от 4 сентября № 519/пр.
- При составлении сметы за счет бюджета бюджетной системы РФ применять только те нормативы, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов (ФРСН).
- Применять соответствующие наименованию объекта, виду работ — индексы изменения сметной стоимости, публикуемые в ежеквартальных письмах Минстроя России.
Индексы, указанные в письмах Минстроя России по объектам строительства, определены в целом на объект с учетом всех выполняемых работ от общестроительных — до монтажа оборудования. И если применяется индекс изменения сметной стоимости на определенный вид работ, который входят в состав данного объекта, не все затраты у нас будут компенсированы. Важно этот момент учитывать.
При составлении смет базисно-индексным методом — в письмах Минстроя России индекс на капремонт отсутствует. Руководствуемся индексами, публикуемые Минстроем России по объектам строительства. Ожидаем, как и обещал заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Сергей Лахаев, что скоро у нас появятся индексы и по объектам капремонта: «Первоочередным решением будут индексы по элементам затрат, а с января 2022 года — переход на ресурсно-индексный метод, когда никакие РТМ или индексы отдельно не нужны».
Еще один простой вариант вовремя получить ежеквартальные индексы от Минстроя — воспользоваться своей сметной программой и помощью разработчиков. Практически все разработчики сметных программ «кодируют» индексы под свой продукт. Сметчику остается только подгрузить индексы с сайта разработчика и применить их к смете.
Важный «лайфхак»: пока существуют индексы к итогам, можно очень просто, даже без подгрузки их в сметную программу проставить индексы «вручную» в итогах сметы.
Касаемо цен — практически у всех разработчиков данные индексы стали платными. Смотрите таблицу ниже. Если у Вас затруднения с поиском данных индексов (как в печатном виде — в PDF письмом Минстроя РФ, так и в составе своей сметной программы, с правильным применением или приобретением — обратитесь к нам. Мы обязательно поможем!
Гранд-смета 2021 | Смета.ру | Турбосметчик | РИК | Госстрой-смета | Смета-Багира | Гектор | SmetaWizard | 1С-Смета |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
бесплатно: при первичной покупке программы (актуальный выпуск + все предыдущие); при заключении годового договора на обновление версий ПК «ГРАНД-Смета» (актуальный выпуск + все предыдущие + все будущие выпуски в течение срока действия подписки) |
1 выпуск — 1 500 рублей. | Поставляются бесплатно | 1 выпуск — 1 000 рублей. подписка на 1 год — 3 000 рублей. | На данный момент ведется разработка функционала для применения индексов Минстроя. Индексы будут поставляться и обновляться бесплатно. | н/д | н/д | В формате программы индексы отсутствуют | В формате программы индексы отсутствуют |
Методические документы по ценообразованию в строительстве
В настоящее время на государственной регистрации в Минюсте России находятся:
- Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта, сноса объектов капстроительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ с использованием федеральных единичных расценок и их отдельных составляющих (приказ Минстроя № 648/пр от 08.08.2022)
- Методика определения сметных цен на затраты труда в строительстве (приказ Минстроя № 534/пр от 01.07.2022)
- Изменения, которые вносятся в приказ Минстроя № 841/пр от 23.12.2019 (приказ Минстроя от № 484/пр от 14.06.2022)
- Изменения в Методику определения сметной стоимости строительства или реконструкции объектов капстроительства, расположенных за пределами территории РФ, утв. приказом Минстроя № 317/пр от 15.06.2020 (приказ Минстроя 698/пр от 25.08.2022 №).
Будут ли покупать новый Москвич?
Несмотря на скептическое отношение многих к проекту, у нового Москвича есть все шансы на успех. В первую очередь последнему будет способствовать очень снизившаяся конкуренция на авторынке, вызванная сильным дефицитом новых автомобилей. Параллельный импорт не способен в полной мерее его компенсировать. Покупателям, особенно корпоративным требуется официальная дилерская поддержка и обслуживание а также наличия программ лизинга. Если предприятие сможет их обеспечить, то на данном этапе новинка станет безальтернативным вариантом для сервисов такси и каршеринга, которые оказались в кризисной ситуации из-за отсутствия возможности приобретения новых автомобилей в лизинг. Фактически заменять стареющие Polo, Rapid, Solaris и Rio стало просто нечем. Наиболее доступные китайские модели, такие как Chery Tiggo 4, Geely Coolray и Haval Jolion стоят слишком дорого.
Частные покупатели также могут обратить внимание на новинки благодаря чуть более низкой цене на последние, а также лучшей доступности запасных частей. Кроме того, спрос может значительно возрасти в будущем, если новые Москвичи хорошо зарекомендуют себя у корпоративных пользователей.