Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разъяснились детали нового закона о гражданстве России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под общим порядком подразумевается приобретение гражданства РФ по истечении 5 лет постоянного проживания в этой стране. Вместе с тем, время проживания является не единственным условием для подачи ходатайства относительно приобретения гражданства РФ.
Квоты на выдачу разрешений на временное проживание в 2023 году по субъектам РФ
Квоты на РВП для иностранных граждан на 2023 год утверждены с учетом распределения по субъектам Российской Федерации и федеральным округам, в том числе:
- по Центральному федеральному округу квота на РВП на 2023 год составила 4550 штук;
- по Северо-Западному федеральному округу квота на получение разрешения на временное проживание в 2023 году составила 1305 штук;
- по Южному федеральному округу квота на РВП в 2023 году 900 штук;
- по Северо-Кавказскому федеральному округу квота РВП 2023 составила 1000 штук;
- по Приволжскому федеральному округу квоты на разрешение на временное проживание в количестве 2700 штук;
- по Уральскому федеральному округу выделена квота на РВП на 2023 год в количестве 815 штук;
- по Сибирскому федеральному округу квота на получение разрешения на временное проживание была выделена в размере 1200 штук;
- по Дальневосточному федеральному округу – 1065 штук.
Расширяются полномочия президента по определению категорий лиц, которые имеют право на упрощенное приобретение гражданства РФ. Президент России может определять категории таких лиц не только в гуманитарных, но и в любых иных целях. К ним, в частности, могут быть отнесены граждане Белоруссии, Украины, Молдавии и Казахстана, указанные в действующем законе «О гражданстве РФ», а также другие лица.
В ведении президента предлагается оставить только прием в гражданство РФ в исключительном порядке и распространить его на ветеранов Великой Отечественной войны, являвшихся гражданами бывшего СССР; лиц, имеющих особые заслуги перед РФ, а также на лиц, которые ввиду своей профессии или квалификации либо по иным причинам представляют интерес для РФ.
В отношении остальных категорий лиц правом принятия решений по вопросам гражданства РФ наделяются МВД России и МИД России.
При подаче заявления о приеме в гражданство РФ иностранцы и лица без гражданства должны будут в обязательном порядке проходить процедуру государственной дактилоскопической регистрации.
Отдельно законопроект оговаривает порядок получения гражданства иностранными гражданами и лицами без гражданства, у которых уже есть российский паспорт, но которые «не приобрели гражданство РФ «в установленном порядке» (сюда входит подача заявления, сдача дактилоскопии и произнесение присяги). Такое вступление в гражданство происходит в упрощенном порядке (без сдачи экзаменов и «ценза оседлости») по заявлению — после проверки органами внутренних дел. Одновременно в гражданство могут быть приняты дети такого человека, в том числе совершеннолетние, следует из законопроекта.
В законопроекте предусмотрена выдача лицу, не достигшему возраста 14 лет, документа, подтверждающего наличие гражданства РФ.
Предусмотрено, что предлагаемые законопроектом нормы вступят в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования закона.
Текст Указа о гражданстве
«В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» постановляю:
1. Предоставить право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью восьмой статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»:
а) гражданам Украины, не имеющим гражданства (подданства) другого государства, родившимся и постоянно проживавшим на территориях Республики Крым и г. Севастополя, выехавшим за пределы указанных территорий до 18 марта 2014 г., а также их детям, в том числе усыновленным (удочеренным), супругам и родителям;
б) лицам без гражданства, родившимся и постоянно проживавшим на территориях Республики Крым и г. Севастополя, выехавшим за пределы указанных территорий до 18 марта 2014 г., а также их детям, в том числе усыновленным (удочеренным), супругам и родителям;
в) гражданам Украины и лицам без гражданства, имеющим разрешение на временное проживание в Российской Федерации (далее — разрешение на временное проживание), вид на жительство в Российской Федерации (далее — вид на жительство), удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (далее — свидетельство о предоставлении временного убежища) или свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, постоянно проживавшим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины по состоянию на 7 апреля 2014 г. и 27 апреля 2014 г. соответственно, а также их детям, в том числе усыновленным (удочеренным), супругам и родителям;
г) иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые сами либо родственники по прямой восходящей линии, усыновители или супруги которых были подвергнуты незаконной депортации с территории Крымской АССР, а также их родственникам по прямой нисходящей линии, усыновленным (удочеренным) детям и супругам;
д) гражданам Исламской Республики Афганистан, Республики Ирак, Йеменской Республики и Сирийской Арабской Республики, родившимся на территории РСФСР и состоявшим в прошлом в гражданстве СССР, а также их детям, в том числе усыновленным (удочеренным), супругам и родителям.
2. Установить, что заявления о приеме в гражданство Российской Федерации подаются гражданами Украины, другими иностранными гражданами и лицами без гражданства, названными в пункте 1 настоящего Указа, по форме согласно приложению в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по их месту жительства или месту пребывания в Российской Федерации с учетом требований, предусмотренных пунктом 3, абзацем третьим пункта 4, абзацами первым и третьим пункта 5 и пунктом 7 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325.
3. Граждане Украины, другие иностранные граждане и лица без гражданства, названные в пункте 1 настоящего Указа, вместе с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации представляют:
а) документы, удостоверяющие личность, гражданство либо отсутствие гражданства;
б) документы, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих и которые предусмотрены перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Названные документы не представляются гражданами Украины, другими иностранными гражданами и лицами без гражданства, имеющими разрешение на временное проживание, вид на жительство, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища или свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
в) сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Названный сертификат не представляется иностранными гражданами и лицами без гражданства, названными в пункте 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 г. № 38-Ф3 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», а также гражданами Украины, другими иностранными гражданами и лицами без гражданства, имеющими разрешение на временное проживание, вид на жительство, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища или свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
г) один из документов, подтверждающих степень родства (свидетельство о рождении, документ о заключении брака, свидетельство об усыновлении (удочерении) или иной документ).
По его мнению, это значит, что получение паспорта РФ не означает получение гражданства России, а бывшие граждане СССР и их дети избегут депортации в 2020 году, только если приобретут или ранее приобрели в установленном порядке гражданство или получат вид на жительство как иностранные граждане.
При этом блогер почему-то не задаётся вопросом, в какие страны будут депортированы «бывшие граждане СССР и их дети», если они родились и проживают на территории России, а не въехали в неё из одной из бывших советских республик. Возможно, страну депортации можно будет выбрать самостоятельно? Например, Австралию. А поскольку на проживание там у депортированного не будет никаких оснований, его отправят обратно. А потом из России снова туда. Так и будут миллионы россиян перемещаться между Австралией и Россией, как тело, брошенное в бездонный колодец, проходящий через земное ядро, из теоретического опыта в «Занимательной физике» Перельмана.
Что такое гражданство
Положение любого человека в любой стране определяется гражданством. Под этим понятием понимают правовое положение отдельно взятого человека. Отдельное лицо возлагает на себя определенные обязанности, которые установлены законом на конкретной территории. Он трудится и тем самым приумножает богатство страны, платит налоги, а взамен всего этого получает гарантию безопасности, как в физическом, так и в психологическом плане. Помимо этого он может пользоваться правами, законодательно установленными в конкретном государстве. Если лицо находится за пределами своего государства, он также находится под защитой своей страны от неправомерных действий того государства, в котором он находится. Действует такое правило в соответствии с международными, либо двусторонними соглашениями.
Важно! Понятие российского гражданства раскрывается в Конституции РФ и законе №62-ФЗ «О гражданстве РФ», принятом в 2002 году. На основании этих документов под гражданством понимают взаимную устойчивую связь между физическим лицом и РФ. Каждый из субъектов имеет перед государством определенный долг, а взамен пользуется правами.
Восстановление в гражданстве Российской Федерации
Следующий путь получения гражданства Российской Федерации — это восстановление в гражданстве.
Лица без гражданства, иностранные граждане, которые уже когда-то имели гражданство Российской Федерации, по заявлению и с соблюдением требований ст. 13, могут быть восстановлены в гражданстве РФ.
Единственное для них послабление — это не нужно им, после получения вида на жительство, жить обязательно 5 лет. Срок проживания на территории Российской Федерации сокращен для них до 3-х лет.
Это что касается вопросов гражданства. Этих вопросов очень много и мы считаем, что по каждому пункту нужно разговаривать отдельно. В любом случае люди все индивидуальны .
И, учитывая, что раньше у нас было одно большое государство — Советский Союз, у всех есть где-то родственники, друзья, знакомые. И в Украине, и в Беларуси, и где угодно.
Упрощенная процедура получения гражданства
Основания для применения упрощенной процедуры получения гражданства РФ указаны в ст. 14 ФЗ «О гражданстве Российской федерации». Для лиц, имеющих право подать прошение на этих основаниях, сняты требования о сроке непрерывного проживания в России. Тем не менее, за редким исключением, претенденты должны иметь вид на жительство.
Принятыми в российское гражданство по упрощенной процедуре могут быть лица:
- имеющие мать/отца, являющихся россиянами и проживающими в РФ;
- состоящие в браке с гражданином РФ не менее 3 лет;
- родившиеся в РСФСР бывшие граждане СССР;
- признанные носителями русского языка;
- имеющие гражданство СССР, проживающие на территории одной из его бывших республик, но не принявшие ее гражданство;
- нетрудоспособные и имеющие совершеннолетних детей граждан РФ;
- имеющие детей-граждан РФ (несовершеннолетних или совершеннолетних недееспособных), если второй родитель умер/ограничен в дееспособности/признан пропавшим и т.д.;
- получившие после 2002 г. профобразование в аккредитованных учреждениях и официально проработавшие в РФ не менее 3 лет;
- усыновленные россиянами;
- ставшие участниками Госпрограммы по переселению соотечественников и некоторые другие категории.
Сроки рассмотрения заявлений по упрощенной процедуре составляют до 6 месяцев. Решение о предоставлении гражданства принимает руководитель регионального МВД.
Какие удостоверения могут использовать в России иностранные граждане?
Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на территории Российской Федерации на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых — на основании иностранных национальных водительских удостоверений или международных водительских удостоверений при соблюдении условий и ограничений, указанных в пунктах 121 — 17 настоящей статьи.
Рассмотрим ограничения для водителей, не являющихся гражданами РФ:
1. Иностранные граждане могут использовать как иностранные национальные, так и иностранные международные водительские удостоверения. Естественно, только в случае отсутствия российских национальных прав. И в этом заключается основное отличие от граждан РФ, которые не могут использовать иностранные международные водительские права.
2. Иностранные граждане также обязаны соблюдать ограничения пункта 121, который будет рассмотрен далее. То есть, в случае получения вида на жительство или гражданства РФ, срок действия водительских прав ограничивается.
Изменение полномочий сотрудников ГУВМ МВД РФ
В апреле 2016 года президентом России был подписан указ об упразднении ФМС. Вслед за этим в МВД РФ появилось новое структурное подразделение – Главное управление по вопросам миграции или ГУВМ. Оно приняло на себя полномочия ФМС. Указом Президента № 395 от 4 августа 2016 года в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ были внесены изменения, согласно которым все упоминания и названия упраздненной службы заменены новыми, актуальными.
В 2018 году текст Положения вновь корректировался в соответствии с президентским указом № 410 от 3 сентября. Теперь допускается предъявление не только оригинала паспорта, но и его заверенной у нотариуса копии, а вместо пенсионного удостоверения можно предъявлять справку из Пенсионного фонда о назначенной пенсии.
Какая из запланированных схем обладает наибольшим потенциалом?
Отвечая на вопрос о потенциале анонсированных схем с точки зрения привлечения иммигрантов-инвесторов, эксперты рекомендовали сделать ставку на Армению, целевой аудиторией которой способны стать состоятельные персоны, намеревающиеся вести бизнес на постсоветском пространстве.
В случае начала выдачи армянских золотых паспортов местная схема экономического гражданства станет первой на постсоветском пространстве. Армяне вправе путешествовать в Россию без паспорта (им нужно лишь удостоверение личности). Аналогичные льготы актуальны для большей части региона.
В целевую аудиторию схемы также, вероятно, войдут многочисленные состоятельные россияне, стремящиеся создать «запасной аэродром» в сопредельной дружественной стране и получить эффективные инструменты для обхода санкций Запада.
Возможно, Маврикий, предлагающий отличные условия для жизни и находящийся в пределах непродолжительного перелета от Африки, Азии и Ближнего Востока и Северной Африки, а также обеспечивающий гражданам привлекательные условия для безвизовых путешествий, также пользовался бы высокой популярностью.
Какие еще государства способны выйти на мировой рынок золотых паспортов?
Эксперты подчеркивают, что сохраняющаяся геополитическая нестабильность создает благоприятные условия для новых программ, поскольку многие страны начинают искать новые способы накопления капитала и привлечения талантливых / богатых иностранцев.
Расположенная в Восточной Европе / на Балканах страна, безусловно, способна привлечь множество претендентов на золотой паспорт. Возможно, Молдова снова откроет программу экономического гражданства, закрывшуюся в 2019 под давлением официального Брюсселя.
Грузия, гражданам которой доступен безвизовый въезд в Шенгенскую зону, также вполне способна выйти на мировой рынок золотых паспортов, получая мощный стимул для экономики и источник «человеческого капитала».
Одновременно отраслевые аналитики сходятся во мнении, что ни одна из стран, уже находящихся в Шенгенской зоне, не введет программу экономического гражданства / инвестиционного резидентства, опасаясь давления Еврокомиссии, стремящейся свести к минимуму практику коммодизации гражданства.