Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки пассажиров и багажа легковым такси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Из опубликованного документа следует, что сервисы заказа такси будут нести ответственность за передачу заказа перевозчику без соответствующего разрешения — в случае, если пассажиру или его имуществу был причинен вред во время поездки на такси. Предполагается, что ответственность будет солидарной с ответственностью перевозчика.
Ответственность такси-сервисов
Сведения о перевозчиках и статусе их разрешений можно будет проверить через региональный реестр перевозчиков легковых такси, тогда как сведения о транспортных средствах, которые перевозчик вправе использовать — через региональный реестр легковых такси.
При этом ответственность не будет распространяться на такси-сервисы, которые вовремя уведомили уполномоченный орган об отсутствии технической возможности получения актуальных сведений из реестров, а уполномоченный орган не передал эти сведения другим способом не позднее чем за сутки до дня, в который был причинен вред.
Солидарную ответственность с перевозчиком служба заказа такси будет нести и в случае причинения вреда пассажиру, если водителем такси имеет статус самозанятого, однако его ОСАГО не смогло покрыть реальный ущерб от инцидента.
В обоих этих случаях сервис заказа такси вправе в дальнейшем взыскать сумму, выплаченную за причинение указанного вреда, в полном объеме непосредственно с лица, причинившего вред.
Полную ответственность перед пассажиром за вред, причиненный в результате поездки на такси, сервис заказа такси будет нести в том случае, если заказчик не был уведомлен надлежащим образом о наименовании перевозчика, или если данные были предоставлены корректно, однако в реестрах нет всех разрешающих статусов водителя.
Также для агрегаторов предлагается ввести ответственность за передачу заказов перевозчикам, игнорирующим нормы времени управления транспортным средством и отдыха.
Штраф за установку «шашек» такси
Незаконная установка отличительных знаков такси (фонаря на крыше автомобиля и наклеек в виде шашек) является нарушением, речь о котором идет в статье 12.4 КоАП:
2. Установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконная установка на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид», —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
3. Незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей.
Размеры штрафов в данном случае:
- за незаконную установку фонаря — 5 000 рублей с конфискацией.
- за незаконное использование наклеек такси — 5 000 рублей.
Таблица штрафов для таксистов
№ | Нарушение | Штраф |
1 | Отсутствие лицензии при себе | 5 000 |
1.1 | Отсутствие лицензии в принципе | 50 000 |
2 | Отсутствие путевого листа | 500 |
3 | Незаконная установка фонаря такси | 5 000 |
4 | Незаконное нанесение шашек | 5 000 |
5 | Управление автомобилем с незаконным фонарем | 5 000 |
6 | Управление автомобилем с незаконными шашками | 5 000 |
7 | Отсутствие фонаря или шашек на такси | 3 000 |
8 | Невыдача чека | 1 000 |
9 | Неразмещение обязательной информации | 1 000 |
Региональные реестры такси
Еще одно нововведение, которое призвано сделать отрасль максимально прозрачной: создание отдельных региональных реестров. Сейчас данные о работе отрасли в регионах собираются по-разному, и чаще они собраны либо частично, либо вовсе отсутствуют, так как нет единой формы, в которой они должны быть представлены.
«В результате, если кто-то из регулирующих органов захочет посмотреть на статистику по отрасли — он просто не сможет это сделать быстро и комфортно. Отсюда вытекают и проблемы с регулированием, и проблемы с оценкой ситуации в отрасли, и непонимание, какие задачи перед ней стоят в первую очередь», — объясняет инициативу главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрей Ионин.
Правила перевозки пассажиров в такси и требования к таксистам
Понятие легкового такси закреплено в постановлении Правительства РФ № 112 от 14.02.2009 г. Это автомобиль категории М1, используемый для перевозки людей и их багажа по публичному договору.
Правила перевозки закреплены в разделе 4 документа. Пассажир не имеет права вносить свои правки в договор фрахтования, так как отдельное соглашение не заключается. При заказе он соглашается с действующими условиями.
Клиента информируют о подаче машины. В салоне должна быть информация о:
- наименовании перевозчика
- правилах пользования транспортом;
- тарифах;
- водителе (Ф.И.О., фото и т.д.);
- сведения о госоргане, контролирующем перевозки такси.
Запрет на перевозку лишних пассажиров
Рассмотрим пункт 22.8 правил дорожного движения:
22.8. Запрещается перевозить людей:
Чтобы понять, сколько людей вмещает автомобиль, нужно обратиться к его технической характеристике. В этом документе должно быть указано, сколько пассажиров можно перевозить в транспортном средстве. Обычно эта информация указывается в разделе «Кузов». Например, запись «5-местный» означает, что в автомобиле могут ехать 4 пассажира и 1 водитель. Большинство легковых автомобилей являются именно 5-местными. Однако бывают и другие варианты.
В легковых автомобилях максимальное количество людей в салоне обычно соответствует количеству мест для сидения. Что касается автобусов (в том числе маршрутных такси), то в них могут быть предусмотрены в том числе и стоячие места.
Рассмотрим пункт 22.3 ПДД:
22.3. Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.
В этом пункте перечислены несколько ситуаций, в которых каждому пассажиру должно быть предоставлено индивидуальное место:
В остальных случаях в автобусе можно перевозить в том числе и стоящих пассажиров. Однако их количество также не должно превышать значение, указанное в технической характеристике данного автобуса.
Сколько человек можно перевозить в такси
Подробнее о деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси см. Федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ.
IV. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси
102. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя.
103. Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.
104. Фрахтовщик обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ фрахтователя в журнале регистрации путем внесения в него следующей информации:
б) дата принятия заказа;
в) дата выполнения заказа;
г) место подачи легкового такси;
д) марка легкового такси, если договором фрахтования предусматривается выбор фрахтователем марки легкового такси;
е) планируемое время подачи легкового такси.
105. В журнал регистрации помимо информации, указанной в пункте 104 настоящих Правил, может вноситься другая информация, связанная с осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.
106. Номер принятого к исполнению заказа сообщается фрахтователю.
107. По прибытии легкового такси к месту его подачи фрахтовщик сообщает фрахтователю местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси.
108. Легковое такси при следовании к месту постоянной стоянки после завершения рабочего дня может быть предоставлено для выполнения перевозки только в пункт назначения, расположенный вблизи места постоянной стоянки.
109. Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.
110. Плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.
111. Фрахтовщик выдает фрахтователю кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси. Указанная квитанция должна содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении N 5. В квитанции на оплату пользования легковым такси допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.
112. В легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.
113. Багаж перевозится в багажном отделении легкового такси. Габариты багажа должны позволять осуществлять его перевозку с закрытой крышкой багажного отделения.
115. Легковое такси оборудуется опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа.
116. На кузов легкового такси наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.
117. На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:
а) полное или краткое наименование фрахтовщика;
б) условия оплаты за пользование легковым такси;
в) визитная карточка водителя с фотографией;
г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
118. В легковом такси должны находиться правила пользования соответствующим транспортным средством, которые предоставляются фрахтователю по его требованию.
119. Легковое такси, следующее к месту постоянной стоянки, оборудуется табличкой с надписью «В парк», которая размещается в верхней части лобового стекла. Высота указанной таблички не должна превышать 140 мм.
120. Для проведения проверки выполнения требований по оформлению и оборудованию легковых такси, предусмотренных пунктами 110, 117 и 118 настоящих Правил, фрахтовщик обязан допускать в легковое такси должностных лиц органов государственной власти, уполномоченных на осуществление такой проверки.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2013 N 1073)
(см. текст в предыдущей редакции)
121. Стоянка легковых такси оборудуется информационной табличкой, содержащей следующую информацию:
а) надпись «Стоянка такси»;
б) режим работы стоянки такси;
в) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Утверждённые поправки для такси в России:
1. Новые правила перевозки пассажиров в такси с 1 января 2021 г.
01 января 2021 года вступили в силу новые правила перевозки пассажиров в такси, утверждённые Постановлением Правительства от 1 октября 2020 года № 1586. Наиболее важными пунктами новых правил являются:
- до подачи автомобиля такси клиенту должны сообщить номер заказа, наименование перевозчика, стоимость проезда и время прибытия автомобиля;
после поездки водитель должен выдать клиенту чек (бумажный или электронный); - клиенты могут сами определять маршрут движения (если клиент не высказал пожеланий, водитель должен выбрать кратчайший или быстрейший маршрут);
автомобиль такси должен быть оснащён опознавательным оранжевым фонарём на крыше; - на кузове автомобиля такси должна быть цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;
- на передней панели автомобиля справа от водителя должна быть расположена информация о наименовании и контактах организации, данные о номере и сроке действия лицензии, а также тарифы на проезд.
В чем опасность перевозки лишних пассажиров
Превышение числа пассажиров – риск для их жизни и здоровья. В России люди часто относятся недостаточно серьезно к обеспечению безопасности на дороге. Некоторые водители пренебрегают правилом перевозки людей или фиксации детей при помощи специальных креплений.
Но ПДД основаны на печальном опыте и пишутся исходя из реальной обстановки на дороге с целью предотвращения гибели граждан. Важно помнить и понимать следующее.
У переполненной машины смещается центр тяжести, что приводит к сложности маневрирования. Это увеличивает риск заносов, аварий, выхода из строя деталей авто.
Превышение установленной нормы по пассажирам приводит к увеличению тормозного пути.
Переполненному авто требуется больше времени для обгона. Иногда водители не берут этот факт во внимание, из-за чего возникают аварии на трассе.
Давление пассажиров на задние двери может привести к их открытию и падению людей на дорогу из движущегося автомобиля.
Кроме того, перегруз пассажиров вредит автомобилю и ведет к быстрому изнашиванию деталей. Машина может выйти из строя во время движения из-за чрезмерной нагрузки на заднюю подвеску.
Порядок и правила оплаты проезда
Согласно ПП №112, плата за услуги таксомоторной службы устанавливается согласно фиксированным тарифам. Цена за проезд сообщается диспетчерской администрацией. При выезде за пределы города — согласно показаниям таксометра. Помимо этого водитель обязан сообщать о доплате при вынужденном простое авто или изменении маршрута, пункта назначения.
ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА ЛЕГКОВЫМ ТАКСИ
Для легковых такси разработаны специальные правила, обеспечивающие комфорт и безопасность пассажиров.
Правила перевозки пассажиров в такси 2018 регламентируются:
Постановлением Правительства №112 от 14.02.2009 года. Редакция этого документа проводилась в апреле 2018 года;
Федеральным законом №259 (дата принятия документа 08.11.2007, а дата внесения последних изменений – 13.07.2015 года), утверждающим Устав автомобильного транспорта в России;
Региональными законами, вносящими определенные понятия и правила, которые не противоречат общероссийскому законодательству. Нарушения в области ПДД, правил лицензирования деятельности таксиста, а так же иные правонарушения, влекущие наступление административной ответственности регламентируются КоАП, утвержденным Федеральным законом №195 от 30.12.2001 года.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРАВИЛАМ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ В ТАКСИ
Правила перевозки пассажиров в такси РФ предусматривают определенный перечень требований, предъявляемых к водителю и используемому автомобилю.
Автомобиль, являющийся транспортной единицей службы легкового такси, должен быть:
В исправном техническом состоянии. Периодичность прохождения технического осмотра составляет 1 раз в 6 месяцев. Кроме этого компаний должно проверяться состояние автотранспорта перед каждой рабочей сменой;
на одном из бортов автомашины должна быть нанесена цветографическая схема в виде черных квадратов, расположенных в шахматном порядке;
На крыше автомобиля должен быть установлен оранжевый фонарь.
Некоторые региональные законодательные акты, предъявляют требования к цвету машины, используемой в качестве такси. В большинстве регионов автомобиль должен быть желтого цвета.
В салоне легкового такси должно находиться:
Карточка водителя с указанием ФИО, номера водительского удостоверения, контактного телефона;
подробная информация о тарифах, используемых в компании для расчета стоимости поездки;
Контактная информация компании, предоставившей автомашину в качестве такси;
Телефоны контролирующих организаций для жалоб по предоставлению некачественных услуг;
Действующая редакция правил перевозки пассажиров и принадлежащего им багажа; Таксометр, если оплата оказанной услуги происходит исходя из количества пройденных километров; Кассовый аппарат или квитанции об оплате, являющиеся бланками строгой отчетности.
Выезд такси на полосу для маршрутных транспортных средств
Еще одно интересное нововведение в обновленных правилах — это возможность выезда такси наряду с общественным транспортом на выделенные :
18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе.
18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе (за исключением транспортных средств, используемых в качестве легкового такси).
Изменения также внесены и в описание соответствующих дорожных знаков:
5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств». Дорога, по которой движение маршрутных транспортных средств осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.
5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств». Дорога, по которой движение маршрутных транспортных средств и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.
5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств». Полоса, предназначенная для движения только маршрутных транспортных средств, движущихся попутно общему потоку транспортных средств.
5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств». Полоса, предназначенная для движения только маршрутных транспортных средств и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, движущихся попутно общему потоку транспортных средств.
Проанализировав это изменение правил, можно предположить, что в городах, где есть много дорог с полосами для маршрутных транспортных средств, в ближайшее время появится значительное число автомобилей такси премиум класса, оборудованных по всем правилам. Ну а все желающие будут ежедневно добираться на них на работу в объезд пробок.
В целом водители такси получили очень хорошую привилегию, особенно на дорогах, где полоса для общественного транспорта направлена навстречу основному потоку. Хотя рассматривая ситуацию с другой стороны, нужно сказать, что такси, едущие по выделенным полосам, будут упираться в «медленные» автобусы и троллейбусы, стоящие на остановках, и объехать их без нарушения правил не смогут.
Водители обязаны соблюдать все требования правил. По ПДД такси может двигаться по полосе, предназначенной для общественного транспорта на основании п. 18.2.
Но не всегда это возможно на практике. Например, в Москве и некоторых других городах въезд на полосу для общественного транспорта ограничен знаком 3.1. Таксисты в такой ситуации не могут ехать по выделенному ряду.
Водители такси не имеют право становиться в местах, где остановка запрещена знаком 3.27. Отступать от требования этого знака может только маршрутный транспорт.
Также водители обязаны соблюдать требования по перевозке детей в специальных удерживающих устройствах. Если такого элемента нет, водитель обязан отказаться от поездки.
Правила проезда несовершеннолетнего в такси без сопровождения
В текущей версии ПДД не много информации о возможностях проезда несовершеннолетнего ребенка на авто без сопровождения взрослого. Однако очевидно, что перевозка детей на такси без родителей законом не запрещается.
И вновь о правах: что можно, чего нельзя?
Взаимоотношения между таксистом и пассажиром прописаны в правах и обязанностях каждой из сторон, закрепленных в Правилах. Исходя из их соблюдения можно говорить о легальности тех или иных действий. Среди обязанностей водителя автомобиля-такси: начинать движение с включенным таксометром, за исключением заказа услуги с использованием электронной информационной системы; следовать по кратчайшему маршруту движения и вносить изменения в маршрут только с согласия или по инициативе пассажира; выполнять перевозки пассажиров, заказы на выполнение которых переданы диспетчером такси или с использованием электронной информационной системы. Водителю автомобиля-такси запрещается: перевозить пассажиров с выключенным таксометром (без него), за исключением заказа услуги с использованием электронной информационной системы; требовать от пассажира плату сверх показаний таксометра; закрывать таксометр; курить во время движения автомобиля-такси.
Как происходит ценообразование
Оплату услуг легкового такси может проводиться по одной из следующих схем, закрепленных правилами работы компании:
- по таксометру. Если стоимость услуг определяется таксометром, то приборами должны быть оборудованы все автомашины, принадлежащие организации или ИП. Таксометр включается после в режим стоянки после прибытия автомашины на место отправления. Далее необходимо переключить прибор в режим «движение»;
Таксометр самостоятельно рассчитает пройденный километраж и определит стоимость поездки, увеличив полученный результат на заданный тариф. Чаще всего к таксометру подключаются кассовые аппараты, которые после получения результата о стоимости выдают клиенту чек.
- по тарифам. Если автомобили не оборудованы таксометрами, то плата за проезд может взиматься на основании тарифов, разработанных специалистами компании.