Переход на «свободные тарифы» в ОСАГО отодвинули на 2023 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переход на «свободные тарифы» в ОСАГО отодвинули на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.

Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.

Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).

В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.

Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.

Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:

  • получение и пересылку документов;
  • предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.

Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.

Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.

Читайте также:  Медицинские осмотры: кто за кого платит? Консультация юриста

В конце прошлого, 2021 года вступил в силу закон, отменяющий обязательный техосмотр для физических лиц-владельцев легковых машин и мотоциклов.

Несмотря на это, в случае ДТП, где причиной происшествия стала неисправность транспортного средства, к владельцу авто, не прошедшего ТО, страховая компания могла выдвинуть регрессное требование компенсации суммы ущерба, выплаченной пострадавшей стороне. Получилось, что необязательное ТО на самом деле обязательно.

Чтобы устранить данное противоречие, с 1 апреля 2022 года были внесены поправки в закон об ОСАГО, отменяющие регресс в случае ДТП с участием авто без техосмотра, если причиной аварии явилась неисправность транспортного средства. Изменения вступают в силу 12 апреля 2022 года.

Какие правки в законопроект ОСАГО 2021 не попали?

Есть целый ряд поправок, которые после активного обсуждения все же в 2020г. не были приняты. Есть вероятность, что они после доработок будут реализованы в 2021г. и даже позднее.
Среди таких изменений в действующее законодательство следует выделить:

  • Возможность заключения договора ОСАГО на 3 года;
  • Создание единого для всех регионального коэффициента. К примеру, это касается случая, когда водитель официально прописан в Москве, а реально проживает и эксплуатирует свое авто в МО. В соответствии с законом он обязан платить за полис повышенную цену (не для области, а для города).
  • Вариант внедрения сразу нескольких лимитов по ОСПГО (к примеру, премиум, стандарт, эконом);
  • Возможность отмены коэффициента по мощности автотранспортного средства.

На сколько подорожает страховка?

На начало 2018 г. уже существовал предварительный перечень возможных изменений по обязательному автострахованию, часть из которых активно обсуждается до сих пор. Предполагается, что полисы ОСАГО на неограниченное количество водителей сильно подорожают, то есть при расчете будет применяться не действующий сейчас коэффициент 1,8, а повышенный — 2,7.

Российский союз автостраховщиков выдвинул инициативу отменить территориальные коэффициенты или увеличить их в некоторых субъектах РФ, где страховой бизнес наиболее убыточен. Было предложено в обязательном порядке увеличить коэффициент в Волгограде, причем сразу в 2-6 раз. Если такое изменение действительно произойдет, стоимость страховки с 5 500 рублей возрастет до 33 000 рублей. Однако, как говорят эксперты, такое удорожание не может произойти резко, скачком, реформы должны проводиться плавно, поэтапным расширением тарифного коридора.

Когда ждать повышения цен?

Существует ряд поправок, которые активно обсуждались в 2017 г. и были подготовлены для принятия в 2018 г. Из-за большого общественного резонанса по вопросу ОСАГО изменение стоимости все время откладывалось — сначала были проведены общественные слушания, затем созданы рабочие группы, но до октября 2018 г. законопроект об изменении базовых ставок так и не попал на рассмотрение в Госдуму.

Читайте также:  Когда наследства могут лишить: основания, последствия, судебная практика

Будут ли реализованы все внесенные предложения по ОСАГО в 2018 году неизвестно. Заместитель министра финансов А. Моисеев на одном из последних пленарных заседаний в Госдуме заявил, что законопроект об изменении базовых ставок на полисы и введении коэффициентов стажа и возраста водителей как основных для расчета может состояться в осеннюю сессию 2018 года, если их включат в качестве поправок к законопроекту Министерства финансов. Зампред ЦБ РФ В.Чистюхин заявил, что нужно комплексно подходить к актуарным расчетам, и проводить все изменения в одно время, чтобы потом не ждать целый год из-за существующего законодательного ограничения. Также Чистюхин уверил, что ценовая и физическая доступность страховки сохранится в 2018 г.

Каких перемен ждать по автогражданке

Поправки в закон по границам тарифов ОСАГО в марте 2022 были инициированы ЦБ РФ, Путин их одобрил и подписал.

− Почему так получилось?

Потому что раньше корректировки тарифных коридоров происходили во время существенного изменения цен на автозапчасти в справочниках РСА. Сейчас же колебания настолько непредсказуемы, что зафиксировать цифры не представляется возможным.

Как сообщил президент РСА: «Теперь любое ДТП — это катастрофа». По его же прогнозам ситуация приведет к тому, что автовладельцы будут реже пользоваться автокаско, а в расчетах стоимости автогражданки появится немало нюансов.

В Союзе автостраховщиков поясняют, что на цену полиса в большей степени влияет сумма выплат, и многое зависит от страховых компаний – увеличат ли они их.

На данный момент водителей призывают не волноваться, а вице-президент РСА напомнил, что средний размер премии по автогражданской ответственности неизменен уже 3 года, и составляет 5 600 ₽. Из комментария к новости по ОСАГО в 2022 Е. Уфимцева можно выделить основные тезисы:

  • Скачок цен и острый дефицит запчастей не является поводом для увеличения страховой премии.
  • Нет четких предпосылок к тому, что ОСАГО существенно подорожает для водителей, учитывая, что в ДТП попадают около 5%, и из-за них не должны страдать все остальные.

Пересмотреть было решено и коэффициент территории, при чем в некоторых регионах предстоит повышение, а где-то значения снизятся. В сентябре прошлого года этот коэффициент территории уже менялся. Как пояснялось, его значения зависят от уровня доходности региона для страховщиков: чем больше аварий на территории с участием местных автомобилей, тем больше водители будут платить за страховку. В этом году изменения в коэффициенте планируются аналогичные:

  • В десяти субъектах РФ коэффициент увеличат на всей территории: Дагестан, Ингушетия, Тыва, Чечня, Забайкальский край, Магаданская область, ЕАО, НАО, Чукотка и Крым.
  • В 20 регионах для всех населенных пунктов коэффициент будет снижен, в том числе в Московской и Ленинградской областях, в Башкортостане и Татарстане, в ХМАО, ЯНАО и др.
  • В регионах, не вошедших в первые два пункта коэффициент также пересмотрят, но более хитрым способом: для крупных городов значения будут снижены, в то время как для небольших населенных пунктов в той же зоне – повышены.
  • Города федерального назначения: в Москве и Санкт-Петербурге коэффициент территории уменьшится, а в Севастополе – поднимется.

Насколько расширился «коридор»?

Итоговая стоимость полиса ОСАГО рассчитывается, исходя из нескольких составляющих. С расширением базового «коридора» у страховщиков появляется возможность варьировать стоимость полиса для различных категорий водителей. При этом увеличивается конкуренция между компаниями, из-за того, что одна страховая компания может ориентироваться на нижнюю границу базовой ставки, а другая берет за основу самую высокую. Поэтому стоимость полиса получается везде разная.

До изменений базовый «коридор» для физических лиц составлял от 2224 до 5980 рублей. С 13 сентября 2022 года базовый тариф для для легковых автомобилей физических лиц будет рассчитываться в диапазоне от 1646 до 7535 рублей. Тем самым, законопослушным водителям страховщики могут сделать дополнительную скидку в размере 578 рублей. Для нарушителей правил дорожного движения (ПДД), которые часто собирают штрафы ГИБДД, тариф может насчитываться уже по максимальной ставке в 7535 рублей, что на 1555 рублей выше прежней. Тем самым, стоимость ОСАГО может заметно подорожать для «лихачей», часто создающих аварийные ситуации на дороге.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *