С Новым годом — и с новыми налогами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С Новым годом — и с новыми налогами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Статьей 471 Налогового кодекса утверждены документы, подтверждающие экспорт подакцизных товаров:
1) договор (контракт) на поставку экспортируемых подакцизных товаров;
2) декларация на товары или ее копия, заверенная таможенным органом, с отметкой таможенного органа, осуществившего выпуск подакцизных товаров в таможенной процедуре экспорта.
В случае вывоза подакцизных товаров в таможенной процедуре экспорта по системе магистральных трубопроводов либо с применением процедуры неполного периодического декларирования подтверждением экспорта служит полная декларация на товары с отметкой таможенного органа, производившего таможенное декларирование;
3) копии товаросопроводительных документов с отметкой таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе ЕАЭС.
В случае вывоза подакцизных товаров в таможенной процедуре экспорта по системе магистральных трубопроводов вместо копий товаросопроводительных документов представляется акт приема-сдачи товаров;
4) платежные документы и выписка банка, которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров на банковские счета налогоплательщика в РК, открытые в соответствии с законодательством РК.
При экспорте подакцизных товаров в государства – участники Содружества Независимых Государств (за исключением государств – членов ЕАЭС), с которыми РК заключены международные договоры, предусматривающие освобождение от акциза экспорта подакцизных товаров, дополнительным документом, подтверждающим экспорт подакцизных товаров, является декларация на товары, оформленная в стране импорта подакцизных товаров, вывезенных с таможенной территории РК в таможенной процедуре экспорта.
При экспорте подакцизных товаров на территорию государства – члена ЕАЭС для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акцизов, в соответствии с пунктом 3 статьи 464 Налогового кодекса, налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту нахождения одновременно с декларацией по акцизу (далее – Декларация) документы, предусмотренные статьей 447 Налогового кодекса, за исключением документов, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 447 Налогового кодекса.
При этом налогоплательщик вправе представить указанные документы, за исключением Декларации, в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты совершения операции.
Декларация на товары в виде электронного документа, по которой в информационных системах налоговых органов имеется уведомление таможенных органов о фактическом вывозе товаров, также является документом, подтверждающим экспорт подакцизных товаров. При наличии декларации на товары в виде электронного документа представление документов, установленных подпунктом 2) пункта 1 статьи 471 Налогового кодекса, не требуется.
В случае неподтверждения реализации подакцизных товаров на экспорт, в соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 471 Налогового кодекса, такая реализация подлежит обложению акцизом.
В случае подтверждения реализации подакцизных товаров на экспорт по истечении сроков, установленных пунктом 3 статьи 471 Налогового кодекса, уплаченные в соответствии с пунктом 5 статьи 471 Налогового кодекса суммы акцизов подлежат зачету и возврату в соответствии со статьями 101 и 102 Налогового кодекса.
При этом уплаченная сумма пеней, начисленная в связи с неподтверждением реализации подакцизных товаров на экспорт на территорию государства – члена ЕАЭС, возврату не подлежит.

Комментарий к ст. 193 НК РФ

Комментируемая статья устанавливает размеры налоговых ставок по подакцизным товарам.

Читайте также:  Ходатайство о назначении почерковедческой экспертизы в Арбитраже (образец)

Согласно пункту 1 статьи 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Пункт 1 статьи 193 НК РФ действует в редакции Федерального закона от 29.02.2016 N 34-ФЗ «О внесении изменения в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и устанавливает налоговые ставки, которые применяются при налогообложении подакцизных товаров с 1 января 2016 года.

В пункте 1 статьи 193 НК РФ закреплено три временных периода, к каждому из которых устанавливаются разные налоговые ставки, такими периодами являются:

во-первых, с 1 января по 31 марта 2016 года;

во-вторых, с 1 апреля по 31 декабря 2016 года;

в-третьих, с 1 января по 31 декабря 2017 года.

Для удобства все размеры ставок по каждому подакцизному товару и по каждому периоду представлены законодателем в виде таблицы, которая закреплена в пункте 1 комментируемой статьи. Приведем некоторые примеры из нее.

Виды подакцизных товаров Налоговая ставка (в процентах и (или) рублях за единицу измерения)
с 1 января по 31 марта 2016 года с 1 апреля по 31 декабря 2016 года с 1 января по 31 декабря 2017 года
Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, за исключением игристых вин (шампанских) 5 рублей за 1 литр 5 рублей за 1 литр 5 рублей за 1 литр
Сидр, пуаре, медовуха 9 рублей за 1 литр 9 рублей за 1 литр 10 рублей за 1 литр
Игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения 13 рублей за 1 литр 13 рублей за 1 литр 14 рублей за 1 литр

Акцизы на дизельное топливо в 2021 году

Акцизы на дизельное топливо вынесены в отдельный подпункт Налогового кодекса:

37) дизельное топливо:

  • с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно — 9 556 рублей за 1 тонну;
  • с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно — 9 938 рублей за 1 тонну;
  • с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно — 10 336 рублей за 1 тонну;

Рассчитаем, к какому подорожанию дизтоплива приведет увеличение акцизов:

Дизельное топливо
Плотность, кг/м3 840
Литров в тонне 1190
Акцизы на литр в 2021 году 7,72 руб.
Акцизы на литр в 2022 году 8,04 руб.

Ставки акцизов устанавливаются в абсолютной сумме на единицу измерения в натуральном выражении. На все виды спирта и виноматериал ставки акциза дифференцируются в зависимости от целей дальнейшего использования спирта и виноматериала.
Ставки на подакцизные товары установлены статьей 463 Налогового кодекса в следующих размерах:

Пример
Компания – производитель алкогольной продукции реализует 100 бутылок водки емкостью 0,5 литра при крепости 40 градусов.
Как рассчитать стоимость акциза за одну бутылку водки объемом 0,5 литра при крепости 40 градусов?
Статьей 463 Налогового кодекса установлен акциз на алкогольную продукцию (кроме коньяка, бренди, вин, вина наливом, пивоваренной продукции) в размере 2 550 тенге на литр 100%-ного спирта.
Сумма акциза на одну бутылку водки крепостью 40 градусов объемом 0,5 литра составит:
2 550 × 40 % × 0,5 = 510 тенге.
За всю партию: 100 × 510 = 51 000 тенге.

Ключевые изменения и когда они вводятся?

С 1 января 2022 года:

  • Для пострадавшего МСБ в январе в целях избежания возникновения у бизнесменов обязанности в уплате налогов установлены нормы, которые дают возможность регулировать определенные вопросы налогообложения при возмещении нанесенного в период действия ЧП ущерба. В связи с событиями января и выплатами бизнесу положенных возмещений за причиненный вред внесены правки, на основании которых сумма возмещения МСБ не облагается налогом, а НДС, который ранее относился в зачет, не будет подлежать по испорченной продукции корректировке при чрезвычайном происшествии.
Читайте также:  ВС: попавший в ДТП пассажир может получить выплаты с двух водителей

Статья 215 НК дополнена пунктом 7-1, действовать начинает с 01. 01. 2022 г.

Введение обязанности для налогоплательщика по формированию налогового регистра в ситуации порчи, потери товаров в результате ЧС или в активный период чрезвычайного положения. Кроме этого, предусмотрена информация, которая должна быть отражена в налоговом регистре в обязательном порядке.

Пункт 1 ст. 241 НК дополнен новым подпунктом 28, который начинает действовать с 01. 01. 2022 г. до 01. 01. 2023 г.

В поправках предусмотрено исключение из общего годового дохода (коррекция СГД) суммы средств, полученных объектом малого и среднего бизнеса на возмещение имущественного вреда, нанесенного в период действия ЧП.

Пункт 3 ст. 243 НК дополнен частью третьей, действующим с 01. 01. 2022 г. по 01. 01. 2023 г.

Текущие положения по использованию вычета непосредственно по корпоративному подоходному налогу (КПН) по расходам, ранее не включенным на вычеты, не будет применяться субъектами бизнеса по имуществу, по которому были получены финансовые средства на возмещение имущественного вреда, нанесенного во время действия ЧП, по решению комиссии, сформированной местными исполнительными структурами, при включении налогоплательщика в реестр, создаваемый данной исполнительной структурой.

Статья 270 НК дополнена новым пунктом 8-1, который действует с 01. 01. 2022 г. до 01. 01. 2023 г.

Снижение стоимостного баланса группы на стоимость, равнозначную сумме денег, — при порче фиксированных активов, потере, на основании которых прекращается признание актива в бухучете, в ситуации возмещения стоимости данных фиксированных активов методом получения средств, предусмотренных подпунктом 28 ч.1 п.1 ст. 251 НК.

Подпункт 17 п. 1 ст. 341 НК дополнен абзацем, действие которого начинается с 01. 01. 2022 г.

Выплаты за счет финансовых средств бюджета на основании законодательства Республики Казахстан в качестве возмещения имущественного вреда, нанесенного во время действия чрезвычайного положения, не подлежат обложению индивидуальным подоходным налогом.

Изменен подпункт 2 п.2 ст. 404 НК, введение в действие — 01. 01. 2022 г.

Неиспользование корректировки налога на определенную добавленную стоимость (НДС), законодательно относимого в зачет (снижение зачета), в ситуации порчи, потери товаров при ЧС, а также во время чрезвычайного положения. Причем корректировка суммы НДС при утрате и порче продукции в результате ЧС не производится субъектами бизнеса малой и средней сфер при наличии подтверждения соответствующим уполномоченным органом в области гражданской защиты о факте развития ЧС по тем товарам, по которым есть подтверждающие документы и информация отражены в налоговом регистре, что предусмотрено п. 701 ст. 215 НК.

Читайте также:  Правила тонировки авто — 2022: что можно делать, а что нельзя

Корректировка суммы НДС при потере и порче товаров во время ЧП не выполняется субъектами малого и среднего бизнеса при наличии копии постановления структуры, ведущей уголовное преследование об обоснованном признании налогоплательщика потерпевшим по определенным уголовным делам, связанным непосредственно с чрезвычайным положением, по продукции (за исключением изделий, по которым получены финансовые средства на возмещение имущественного урона, нанесенного во время действия чрезвычайного положения, только по решению комиссии, сформированной местной исполнительной структурой, при внесении налогоплательщика в реестр, создаваемый указанной исполнительной структурой), по которой также есть подтверждающий документ и информация отражена в налоговом регистре (согласно п. 7-1 ст. 215 НК.

  • Для поддержки сельского хозяйства в список продукции, по которой НДС уплачивается способом расчета, возвращаются на 3 года пестициды, племенные животные любых видов, крупный рогатый скот и профильное оборудование для искусственного осеменения. Одна из норм начинает действовать с 01. 07. 2022 г.

С 1 июля 2022 года:

  • Повышен срок исковой давности с трех до пяти лет по уплате и взысканию НДС методом зачета в ситуации выявлений нарушений.
  • На основании вступивших в силу поправок, касающихся инвалидов, действующий НК привели в соответствие. Так, по всему тексту НК слово «инвалид» заменено на определение «лицо с инвалидностью», «ребенок-инвалид» заменено на «ребенок с инвалидностью».

С 1 января 2023 года:

  • Дополнен список расходов, не подлежащих вычету по КПН. К ним отнесены затраты по покупке у нерезидента-взаимосвязанного государства управленческих, консультационных, юридических, бухгалтерских, адвокатских, маркетинговых, а также консалтинговых, аудиторских, дизайнерских, бухгалтерских, франчайзинговых, услуг. Сюда же включены юридические услуги, роялти, права на использование интеллектуальной собственности.
  • Текущие ставки НДПИ по непосредственно биржевым металлам поднимаются на 50%, а по иным твердым пол��зным ископаемым увеличиваются на 30%. Также предусмотрена льгота на вновь открытые месторождения, где добыча начнется после 31. 12. 2022 г. Льгота будет действовать до достижения уровня рентабельности в 15%, но не больше 5 лет.

Изменения для нерезидентов

Подпункт 3 п. 9 ст. 645 и подпункт 3 ст. 654 НК дополнены условием, на основании которого освобождение доходов нерезидентов в качестве дивидендов от обложения непосредственно КПН и ИПН применяется исключительно к дивидендам, начисленным по тем ценным бумагам, по которым за активный налоговый период проводились торги на бирже.

Исключены подпункты 4 и 5 п. 9 ст. 645 и подпункт 4 п. 9 ст. 654 НК, предусматривающие тотальное освобождение доходов нерезидентов в качестве дивидендов.

Дополнена пунктами 4 и 5 ст. 646 НК, где предусмотрена льготная ставка налога на дивиденды нерезидентов, составляющая 10% при выполнении предусмотренных в перечисленных пунктах условий.

  • Вводится ограничение использования вычетов по нематериальным услугам, которые оказываются аффилированными лицами-нерезидентами, но не больше 3% от налогооблагаемого дохода (например, юридические, консалтинговые, управленческие и иные услуги). Установлены ограничения по расходам на покупку «нематериальных» услуг у определенных аффилированных лиц-нерезидентов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *