Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.
Защита прав и интересов ребенка
Осуществляя защиту прав ребенка, родители должны исходить исключительно из интересов своих детей.
Защищать права и интересы ребенка необходимо до достижения им возраста совершеннолетия.
Совершеннолетие, по общему правилу, наступает в возрасте 18 лет. В случае обретения полной дееспособности в результате эмансипации или вступления в брак ребенок может достичь совершеннолетия в возрасте 16 лет. При этом признание несовершеннолетнего ребенка полностью дееспособным до возраста 18 лет производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей.
Обратите внимание: в определенных случаях ребенок вправе самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Например, при злоупотреблении родителей своими правами, ребенок может обратиться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет самостоятельно подать исковое заявление в суд.
Комментарии к ст. 56 СК РФ
1. Ребенок, как и иной субъект семейных правоотношений, не только наделен соответствующими правами, определяемыми гл. 11 СК РФ, но ему предоставлены гарантии в их осуществлении. Одной из гарантий осуществления прав ребенком является право, установленное комментируемой статьей, — право ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Как следует из анализа комментируемой статьи, свое право на защиту ребенок управомочен реализовать как лично, так и посредством своих представителей. Как признано в юридической литературе, под защитой прав ребенка понимается восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. . Справедливой является и иная дефиниция данного понятия: под защитой прав ребенка следует понимать применение мер по признанию и восстановлению нарушенных прав ребенка, пресечению действий, нарушающих эти права . Объектом защиты в рамках правового регулирования семейного законодательства являются лишь права ребенка, предусмотренные гл. 11 СК РФ. Исходя из буквального толкования п. 1 комментируемой статьи ребенок имеет право на защиту не только своих прав, но и законных интересов, хотя в СК РФ понятие «законные интересы ребенка» не раскрывается. Однако некоторыми авторами предлагается под интересами ребенка понимать условия его благополучия . Думается, что в данном случае сферой применения категории «благополучие» является не только материальный уровень жизни ребенка, но и духовный, нравственный, возможность ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей и родственников. С этой позиции следует интересы детей рассматривать как самостоятельный объект права на защиту. Вместе с тем совершенно однозначно, что между правами ребенка и его интересами «нет и не может быть противоречий» , поскольку права, закрепленные СК РФ за ребенком, являются средством реализации его интересов.
———————————
Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.М. Кузнецова. М., 2000. С. 159.
Кравчук Н.В. Защита права ребенка на жизнь и воспитание в семье по семейному законодательству РФ: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 12.
Савельева Н.М. Правовое положение ребенка в РФ: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Белгород, 2004. С. 22.
Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.М. Кузнецова. М., 2000. С. 159.
Конвенция о правах ребенка предусматривает необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств: а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство (ст. 16 Конвенции о правах ребенка); б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст. 19 Конвенции о правах ребенка); в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, или служить препятствием в получении им образования, или наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32 Конвенции о правах ребенка); г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 33 Конвенции о правах ребенка); д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34 Конвенции о правах ребенка); е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 37 Конвенции о правах ребенка); ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст. 36 Конвенции о правах ребенка).
Поэтому можно сделать вывод о том, что п. 1 комментируемой статьи, гарантирующий защиту прав и законных интересов ребенка, охватывает не только сферу семейных отношений, но и все сферы общественно-экономических отношений (гражданско-правовых, уголовно-правовых и т.п.).
Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондируют соответствующие обязанности родителей (см. комментарий к ст. 64 СК РФ). Родители являются законными представителями своих детей. Они выступают без каких-либо специальных полномочий в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе с органами местного самоуправления, внутренних дел, судом и прокуратурой. Для защиты прав и интересов своего ребенка родителям достаточно предъявить: а) свидетельство о рождении ребенка; б) документ, удостоверяющий личность законного представителя. Родители защищают интересы своих детей во всех сферах общественной жизни, причем независимо от того, на территории какого государства требуется такая защита. Причем следует отметить, что конкретные полномочия законных представителей определяются той отраслью права, в рамках которой возникает определенное правоотношение, требующее участия таких лиц. Так, например, родители могут представлять в суде (иных органах) интересы своих детей в случае, например, причинения им вреда, выступать от их имени при рассмотрении споров о наследстве и т.д. Однако не могут быть законными представителями своих детей родители, лишенные родительских прав (см. комментарий к ст. 71 СК РФ) или ограниченные в родительских правах (см. комментарий к ст. 74 СК РФ).
Полномочиями по защите прав и интересов ребенка в случаях, специально предусмотренных СК РФ, наделены также государственные и муниципальные органы, в частности органы опеки и попечительства, прокуратура и суд. Так, например, дело о лишении родительских прав суд рассматривает по заявлению одного из родителей, прокурора, органа опеки и попечительства и др. (см. комментарий к ст. 70 СК РФ). Причем следует иметь в виду, что в первую очередь защита прав ребенка возложена на само государство, которое, обеспечивая охрану и защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего путем наделения государственных и муниципальных органов определенными полномочиями, устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации. Статья 9 Закона об основных гарантиях прав ребенка предусматривает специальные меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его воспитания и образования, включающие, в частности: а) создание в образовательных учреждениях по инициативе обучающихся воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся воспитанников; б) обращение обучающихся воспитанников образовательных учреждений (за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования) самостоятельно или через своих выборных представителей с ходатайством к администрации образовательных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка; в) наделение обучающихся воспитанников образовательного учреждения, несогласных с решением администрации указанного учреждения, правом обращаться через своих выборных представителей за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы; г) предоставление обучающимся воспитанникам образовательных учреждений права проведения во внеучебное время собрания и митинга по вопросам защиты своих нарушенных законных прав и интересов.
В мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития возможно участие по поручению органов опеки и попечительства и иных компетентных органов, педагогических, медицинских, социальных работников, психологов и других специалистов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка (п. 3 ст. 7 Закона об основных гарантиях прав ребенка).
Нарушение прав ребенка в школе
Контроль за соблюдением прав школьников осуществляет администрация учебного заведения. В процессе обучения права детей чаще всего нарушаются не только другими учащимися в виде причинения телесных повреждений, оскорблений, насмешек, но и теми, кто призван осуществлять защиту от подобных посягательств.
Со стороны педагогического состава школы может допускаться критика учащегося в присутствии всего класса, нелестные отзывы о его умственных способностях. Случаи физического насилия над несовершеннолетними учащимися со стороны учителей также не редки.
Пережитком советского прошлого является удаление школьника с урока, нарушающее его право на получение образования. При наличии обслуживающего персонала, администрацией школы ученик в принудительном порядке может быть наделен обязанностью по уборке класса или выполнению иной от получения образования деятельностью.
Большую роль в увеличении фактов нарушения прав учащихся играют личные приязненные и неприязненные отношения между учителем и ребенком. Свобода самовыражения и свобода мнения в процессе обучения могут подавляться или просто игнорироваться из-за установленных администрацией стандартов поведения и внешнего вида.
Ответственность за нарушение прав детей
Органы опеки вправе провести проверку для установления условий жизни семьи с детьми, и если нарушаются нормы международного или федерального законодательства, привлечь к ответственности виновных лиц. Нарушение прав ребенка может повлечь за собой довольно строгое наказание – от ограничения до полного лишения родительских прав. Также в случае удовлетворения судебного иска заинтересованного лица может быть принято решение о:
- о восстановлении положения несовершеннолетнего, предшествующего возникновению фактов нарушения его прав;
- признании сделки с несовершеннолетним лицом недействительной;
- присуждении к исполнению той или иной обязанности в натуральном выражении;
- взыскании неустойки;
- возмещении убытков;
- компенсации морального вреда;
- лишении прав на ребенка или других изменениях в правоотношениях «несовершеннолетний-родитель».
Куда может обратиться ребенок если нарушаются его права
Обеспечением защит прав и интересов детей занимается отдельная структура. Ее эффективность была неоднократно доказана. Сегодня можно сказать, что существует целый институт прав детей, который включает в себя соблюдение Федерального Законодательства, Уголовного и Гражданского.
Первое куда может обратиться ребенок – комитет попечительства, органы опеки. Комитет обязан:
- Защищать несовершеннолетних граждан.
- Осуществлять надзор за деятельностью опекунов или родителей.
- Сохранить контроль над имуществом и средствах ребенка.
Дополнительно стоит выделить категории детей. Ведь именно от его возрастного статуса зависит многое. Например, до 14 лет ребенок считается полностью зависящим от своего опекуна, родителя, от учреждения, где он находится. С 14 до 18 лет он считается просто малолетним, однако весомая сила в руках уже есть. Как минимум в этом возрасте ребенок имеет право пожаловаться в отделение полиции, или самостоятельно написать заявление в органы опеки.
Более того, с достижением 14 летнего возраста, согласно п. 2 ст. 56 СК РФ, ребенок может призвать к ответственности обидчика в суде. Никаких пошлин за подачу не выплачивается, защитник предоставляется от государства бесплатно.
Более того, если речь идет о угрозе жизни или здоровья, ребенок в любом возрасте имеет право обратиться в ближайшее отделение полиции. Сотрудники обязаны вызвать на место психолога и других специалистов, которые помогут разобраться с ситуацией.
По факту, выделить какие-то отдельные структуры нельзя. Все государственные организации обязаны среагировать, если жизни ребенка что-то угрожает. В качестве примера можно выделить несколько жизненных ситуаций:
- Ребенка унижают в школе – в первую очередь необходимо обратиться к классному руководителю. Если проблема не была решена, то к директору. Если и он отказался ее решать, можно смело писать заявление в полицию по факту хулиганства (ведь травля всегда сопровождается порчей личных вещей и т.д.). Не стоит бояться говорить о проблеме, ведь если взрослые не реагируют на происходящее, помочь смогут только вышестоящие органы.
- Ребенка бьют дома – первый человек, которому можно открыться это школьный психолог. Именно он обязан обеспечить ребенку безопасность до тех пор, пока на место не приедут все необходимые организации. Когда речь идет о насилии в семье, то на место как минимум должны быть вызваны сотрудники полиции.
Что делать если дома издеваются над детьми
Формально подать на родителей в суд вряд ли получится. Придется обойти огромное количество организаций, чтобы собрать все необходимые справки. С учетом того, что ребенок полноценно не несет за себя и свои действия ответственности до 18 лет – сделать это будет практически невозможно.
Первое, о чем стоит помнить, если дома избивают, насилуют или унижают – нужно обратиться в органы опеки и попечительства. На деле, эта структура работает эффективно, но не всегда своевременно. Все зависит от региона, поэтому если, организация по защите прав ребенка – не реагирует, можно смело обратиться в полицию или прокуратуру.
Сделать это может сам ребенок, однако быстрее всего – позвонить по телефону горячей линии, который был указан выше. В этом случае, на место прибудут абсолютно все: от скорой до местной администрации.
Также очень важно помнить о статье ст. 77 Семейного Кодекса. Если в действиях родителей действительно будут нарушения, их права будут приостановлены или вовсе отобраны. Можно выделить несколько ситуаций, когда производится приостановка прав:
- Родители всячески уклоняются от своих обязанностей. Не посещают учебное заведение, оставляют ребенка одного и т.д.
- Отказываются ребенка забирать из больницы, детского сада, школы.
- Злоупотребляют своими правами. Это может отражаться даже в манипулировании ребенком ради собственной выгоды. Например, ребенка заставляют воровать, попрошайничать и т.д.
- Жестоко обращаются с детьми, включая домашних питомцев. Сюда же можно отнести покушение на половую неприкосновенность, которая охватывает все возраста.
- Родители больны наркоманией или алкоголизмом.
- Родитель совершил преступление против своего же ребенка или другого члена семьи.
Статья за нарушение прав ребенка в среднем образовании
Одной из проблем, причиняющих наибольшее беспокойство родителям, является проблема образования детей. Решая, какое образование лучше дать ребенку, Вы должны в первую очередь учитывать его коэффициент интеллектуальности. Конечно, другие факторы тоже важны: качество преподавания в школе, заинтересованность родителей в хорошей успеваемости ребенка, готовность ребенка много трудиться, его усердие и трудоспособность. Конвенции и соглашения По крайней мере, государственные чиновники приводят самые различные цифры. Так, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В. Озеров сообщил, что, по разным оценкам, в России сейчас от 3 до 5 млн.беспризорников. Министр образования заявил, что «сейчас в России от 100 до 500 тыс. беспризорных и безнадзорных детей». Независимые эксперты говорят о четырех миллионах.
Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. 4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. 5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия — по фамилии матери. Информация об изменениях: Федеральным законом от 15 ноября 1997 г.
Правила общения с персоналом
Права родителей в детском саду по новому закону об образовании предусматривают возможность:
- поддерживать контакт с руководством сада;
- знакомиться с учебными программами;
- интересоваться распорядком дня;
- забирать ребенка на протяжении дня;
- предлагать проекты изменений в работе учреждения;
- получать консультации психолога по воспитанию;
- совершать другие действия, предварительно согласовав их с администрацией.
Мать и отец должны соблюдать правила этики во время общения с воспитателями. Необходимо придерживаться делового стиля. Вместе с тем, родители обязаны защищать права ребенка, заранее приготовив ответ на возможные обвинения, касающиеся плохого поведения малыша. Основные способы защиты прав сына (дочери):
- личная беседа с воспитателем или директором;
- составление письменной жалобы на имя руководителя заведения;
- жаловаться в районный или городской отдел образования.
Следовательно, права ребенка в детском саду подразумевают определенные обязанности его родителей. Законные представители также вправе ознакомиться с особенностями воспитательного процесса дошкольного учреждения, с распорядком дня, меню ребенка на каждый день. Также в связи с новыми правилами, вступившими в силу вместе с новым законом об образовании, мать и отец могут забрать чадо из сада на протяжении дня, активно участвовать в жизни развивающего дошкольного учреждения.
«Конвенция о правах ребенка» была ратифицирована в России в 1990 году. В 2009 году в Российской Федерации введен институт Уполномоченных по правам детей. Омбудсмены строго следят за соблюдением прав ребенка, а в школах и детских садах правовое воспитание стало уже традицией.
Примеры нарушений и защиты прав детей в России
Если говорить о примерах нарушения прав ребенка в России, то зачастую речь идет о психологическом или физическом насилии. Малыш не всегда может самостоятельно пожаловаться на неправомерные действия родителей в уполномоченные органы. В основном это связано с тем, что отпрыск боится понести наказание от матери или отца. Также несовершеннолетние граждане плохо осведомлены о своих правах, что не позволяет им отстаивать собственные интересы.
Если отложить физическое и психологическое насилие, то родители могут нарушить права отпрыска, оставив его в квартире одного. Несовершеннолетний вправе получать должный уход и заботу, так как это предусмотрено Конституцией РФ.
В России зафиксированы случаи, когда родители отпрыска незаконно обналичивают материнский капитал. Это является нарушением прав несовершеннолетнего.
Есть случаи, когда права гражданина, не достигшего 18 лет, нарушаются прямо в учебном заведении. Речь идет о моральных подавлениях и физических наказаниях со стороны педагога. Если ребенку не разрешают появляться на уроках, то нужно подавать жалобу директору организации или обращаться в вышестоящую инстанцию.
Если малышу отказывают в предоставлении бесплатной врачебной помощи, ввиду отсутствия полиса, то это считается неправомерным.
Право жить и воспитываться в семье
54-я статья ГК РФ утверждает право всех несовершеннолетних граждан на жизнь в семейном кругу с соответствующим воспитанием. Прямой вывод из этого положения: к нормальному большинству случаев относится проживание несовершеннолетнего гражданина вместе с собственными родителями в условиях опеки и необходимой заботы. В качестве исключения можно рассмотреть лишь случаи, когда реализация подобного условия ведет к нарушению детских интересов или создает здоровью и жизни ребенка угрозу.
При отсутствии родителей либо лишении их данного статуса (в связи с рядом причин) несовершеннолетний пользуется правом на проживание с воспитанием либо в специальном учреждении, либо в приемной семье. Последний вариант является приоритетным. Детский дом в качестве места обитания ребенка рассматривается в последнюю очередь — при отсутствии альтернативных решений.
Защита прав детей оставшихся без родителей
Если по каким-то причинам ребенок остался без родителей, то защиту его прав может осуществлять опекун, приемный родитель либо организация, в которых ребенок находится, например, детский дом.
Ребенок может остаться без родителей по причине их смерти, а также «остаться без родителей», которые его бросили, не проживают с ним и не занимаются его воспитанием.
Также защиту прав детей в подобных ситуациях могут осуществлять органы прокуратуры, органы опеки.
Защита детей будет осуществляться путем устранения нарушений их прав, отстаивания интересов ребенка в суде, например, лишение родительских прав родителей или признание их недееспособными, ограничение в родительских правах, взыскание алиментов, обеспечение жильем ребенка, признании за ребенком права на наследство и т.д.
Основные документы по защите прав несовершеннолетних
Документы, которые закрепляют права ребенка и соответственно, на основании которых может производиться защита нарушенных прав ребенка, это, прежде всего, международные документы и нормативно-правовые акты РФ.
Среди международных документов можно назвать декларацию прав ребенка, Конвенцию ООН о правах ребенка, Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
На момент написания данного материала в основном законе нашего государства пока закреплено, что приоритет имеют нормы международного права, а если в Конституцию РФ будут приняты изменения, то данный принцип, возможно, перестанет действовать.
Среди актов нашего государства по защите права ребенка можно назвать такие, как Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Закон об образовании, Закон об основных гарантиях прав ребенка и др.
Весь перечень документов нет смысла приводить, поскольку определенные вопросы, касающиеся защиты прав детей, регулируются различными нормативно-правовыми актами, а какими конкретно – зависит от ситуации, при которой произошло нарушение прав.
Согласно нормам, закрепленным российским законодательством и международными конвенциями, дети имеют право на соблюдение:
- индивидуальности: собственное имя, гражданский статус, жизнь с родителями;
- свободы мыслеизъявления, выражения своих взглядов, желаний и потребностей в любой форме;
- свободы совести и вероисповедания;
- защиты от физического, сексуального и психологического насилия со стороны кого бы то ни было: родителей, законных представителей или третьих лиц;
- защиты от рабства и насильственного удержания в неволе, в том числе трудового рабства;
- получения помощи и защиты со стороны государства при потере связи с семьей и ближайшими родственниками;
- полного материального обеспечения со стороны родителей или опекунов, обеспечивающее полноценное социальное, физическое, умственное и психологическое развитие (согласно 60 статье СК РФ);
- права на получение образования, медицинской и социальной помощи.
Примеры негативного воздействия
Зачастую взрослыми происходит ущемления интересов малолетних лиц страны. Однако они не всегда понимают, что это противозаконно и не знают какие действия можно к этому отнести.
Под понятием нарушения прав ребенка законом считаются такие случаи:
- ограничение общения с отцом или матерью;
- отказ в оказании своевременного лечения в случае болезни;
- нахождение без присмотра самих дома малышей, что может угрожать их безопасности;
- попытки реализации с целью получения дохода его законной собственности;
- применение различного рода насилия;
- запрет заниматься развивающими занятиями;
- ограничение в передвижении;
- отсутствие проявления заботы и обеспечения.
Это список часто встречающихся ситуаций, которые можно наблюдать. В жизни существует гораздо больше случаев, проявление которых нежелательно по отношению к детям.
Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой
Конституции РФ); — приемлемость и адаптируемость, обусловленные изменяющимися целями образования и образовательными потребностями; — соответствующий язык образования (граждане России имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;
— недискриминация и правовое равенство в данной области (гражданам России гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости (п. 1 ст. 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»); — наличие системы образования и многообразие его форм (ст.ст.
Права детей распространяются на имущество семьи, но родители не могут по закону распоряжаться вещами детей. Взаимное пользование общим имуществом старших и младших членов семьи возможно лишь по обоюдному соглашению. Ответственность по закону Какая ответственность за нарушение прав ребенка закреплена в Российской Федерации законодательно?
Дискриминация и нарушение прав человека относительно добровольной вакцинации
Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.
Участники общественного объединения также имеют равные права и несут равные обязанности. 3. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении дисциплинарного расследования деятельности преподавателей, воспитателей и других работников образовательных учреждений, которые нарушают или ущемляют права ребенка.