Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жалоба в налоговую инспекцию на незаконное предпринимательство». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под незаконной предпринимательской деятельностью понимается деятельность, которую гражданин ведет без регистрации юридического лица или ИП (речь идет о систематическом получении прибыли от ведения предпринимательства), или деятельность без лицензии, когда таковая должна быть обязательно.
Незаконное предпринимательство
Штрафы за такие нарушения установлены ст. 116 НК РФ, ст. 14.1 КоАП РФ и ст. 171 УК РФ. Также нарушителю могут грозить исправительные работы или лишение свободы. Все зависит от тяжести нарушения.
На предпринимательскую деятельность могут указывать показания контрагентов, клиентов, проведение оптовых закупок, размещение рекламы, наличие бумаг о реализации товаров и услуг и т.д., поэтому именно эти факторы будет проверять ФНС после получения обращения о незаконном предпринимательстве.
Какие бывают налоговые проверки бизнеса
Согласно ФЗ №248 налоговые проверки малого и среднего бизнеса могут иметь следующие формы:
Контрольная закупка — проверки без уведомления с целью оценки того, соблюдены ли правила продажи товаров или услуг. | Мониторинговая закупка — проверки без уведомления, которые проводятся с целью отправки товаров или результата оказания услуг на последующую экспертизу. |
Выборочный контроль — проверка согласуемая с прокуратурой и проводимая с целью сбора образцов для дальнейшего исследования и анализа на предмет безопасности реализуемых товаров. Обычно такие проверки проводятся с целью контроля устранения нарушений, если такие были выявлены в ходе предыдущего исследования. | Рейдовый осмотр — проверка согласованная с прокуратурой проводимая с целью оценки соблюдений норм и правил по эксплуатации объекта контроля. Такой осмотр может проводиться по требованию правительства и президента РФ, если есть угроза безопасности граждан, угроза окружающей среде или культурному наследию. |
Документарная проверка — проверка без уведомления, проводимая с целью изучения регистрационных и иных документов связанных с деятельностью организации (ИП), полноты реализации требований контролирующей инстанции. | Выездная проверка — проверка согласованная с прокуратурой с целью оценки соблюдения требований контролирующего органа и его предписаний. Организацию или ИП о проведении выездной проверки уведомляют за сутки. |
Выездное обследование — проверка без уведомления с целью визуального контроля соблюдения требований. |
*Иногда ИФНС может проводить выездные мероприятия с целью предупреждения или информирования организации (предпринимателя).
Количество и сроки выездных налоговых проверок: какие есть ограничения
Дата начала выездной проверки исчисляется с даты, когда ФНС вынесла решение о её проведении (п.8. ст.89 НК РФ).
Сроки и количество выездных проверок ограничено. Одну организацию могут проверить не более двух раз в год. Если налоговая инспекция планирует провести третью проверку за год, проверяемый налогоплательщик имеет право обжаловать это решение, но при условии, что выездная проверка не является повторной.
Когда проводится повторная налоговая проверка?
Повторная проверка проводится по тем же налогам и тем же основаниям (п. 10 ст. 89 НК РФ):
- в случае предоставления уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше заявленной ранее, при этом проверяется период, за который уточнённая декларация была представлена;
- при проверке налогового контроля — вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность органа, который проводил первичную проверку.
Как поступать, если нечего предоставить
Неизвестный контрагент. На запросы о контрагентах, с которыми не имеется никаких отношений следует дать письменный отрицательный ответ. Он сам по себе уже достаточное свидетельство, да и ничего другого все равно передать не получится. Но это, пожалуй, единственный случай безболезненного ответа на законное и обоснованное требование простым отказом.
Документы не из бухгалтерии. Формулировка ст. 93.1 НК РФ не ограничивает круг информации, которую могут запросить налоговые органы, и к сожалению, это могут быть не только привычные бухгалтерские документы и налоговые регистры. Так, судьи двух инстанций поддержали налоговую инспекцию, затребовавшую журналы инструктажей и проверки знаний по охране труда, пропуски на водителей и транспортные средства. Такие документы подтверждают реальность работ и относятся к хозяйственной деятельности организации, а значит нужны для проверки ее налоговых обязательств (Постановление 17-го ААС от 22.09.2021 по делу № А50-10757/2021).
Документы отсутствуют. Факт отсутствия документов (по любой причине – были изъяты, утрачены при ЧП, уничтожены в связи с истечением сроков хранения) нужно подтвердить документально – актом о соответствующем событии, приложив его к ответу на требование. Например, в описанном выше случае у организации в принципе не было возможности представить пропуски, так как срок их хранения составляет один год. Однако налогоплательщик в ответ на требование только сослался на истечение сроков. Если подтверждающего документа не приложить – на организацию будет правомерно наложен щтраф по п. 2 ст. 126 НК РФ в размере 10 000 руб.
Истребование документов
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта нарушений налогового законодательства руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц (два месяца — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков или иностранной организации), дополнительных мероприятий налогового контроля (ч. 6 ст. 101 НК РФ). Напомним, что в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут проводиться истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертизы
В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, указываются срок и конкретная форма проведения. Налоговики вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемой компании, эти документы (информацию) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). При этом в поручении налоговики должны указать, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки отражаются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
Как показывает практика, многие налогоплательщики считают, что налоговики должны указывать в требовании точные реквизиты документов и истребовать только те документы, которые, по мнению компании, имеют отношение к проверке. Но, как свидетельствует судебная практика, налоговый орган вправе при истребовании документов не указывать точные реквизиты, если они неизвестны, но обязан сформулировать требование таким образом, чтобы из него было ясно, какие документы, за какой период и в отношении кого им истребуются (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2018 по делу № А40-112960/2018, АС Московского округа от 13.12.2016 по делу № А40-25588/2016)
Компании не вправе оценивать обоснованность истребования налоговиками у него документов и решать вопрос об отказе в их представлении (решения АС г. Москвы от 06.08.2018 по делу № А40-112960/2018, от 28.04.2018 по делу № А40-184445/2017, постановления АС Московского округа от 27.09.2017 по делу № А40-9963/2017, Дальневосточного округа от 15.05.2017 по делу № А24-4380/2016 (Определением ВС РФ от 15.09.2017 № 303 КГ17-12370 отказано в передаче дела для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии ВС РФ), Определения ВС РФ от 15.09.2017 № 303-КГ 17-12370, от 13.02.2017№ 307-КГ16-20148).
Как видите, с этой стороны оспорить требования проверяющих будет сложно. Однако налоговики допускают нарушения в проведении процедуры истребования документов при проведении мероприятий дополнительного налогового контроля. Нередко такой контроль используется налоговиками с целью затягивания налоговой проверки. Специалисты налоговой службы не раз заявляли, что затягивание, а в некоторых случаях — нарушение процессуальных сроков, приводит к неэффективному использованию ресурсов налоговых органов, длительности проводимых налоговых поверок, увеличению количества обращений (жалоб), поступающих в налоговые органы, несет репутационные риски ФНС России и ее территориальным органам (письмо ФНС России от 10.01.2019 № ЕД-4-2/55).
Но на практике налоговики зачастую игнорируют наличие необходимого обоснования проведения мероприятий дополнительного налогового контроля, а также истребования дополнительных документов. Ведь дополнительные контрольные мероприятия безо всякой причины назначаться не могут и приводят к безосновательному затягиванию налоговой проверки. Приведем пример.
Налоговики провели камеральную проверку в отношении первичной налоговой декларации по НДС и направили в адрес компании требование о предоставлении документов. Компания его исполнила (направила необходимые документы, а также книги покупок и продаж).
Налоговики составили акт, что в нарушение п. 8 ст. 171 НК РФ компанией занижена налоговая база по полученным авансовым платежам.
При представлении уточненной декларации компания исправила задвоенность счетов-фактур на аванс. По результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля инспекторы приняли решение о привлечении компании к ответственности. Организация обратилась в суд.
Арбитры отметили, что фактически инспекция ограничилась формальной констатацией вывода о необоснованности заявления налоговых вычетов, не проверив и не опровергнув при этом документы и пояснения компании. Суд признал указанные выше нарушения проверяющих существенными. Контролеры не учли и не дали надлежащую оценку документов и данных уточненной налоговой декларации компании, поданной в пределах установленного инспекцией срока на ее представление.
Кроме того, на момент принятия решения о проведении дополнительных мероприятиях налогового контроля и требования о представлении документов налоговики уже располагали результатами контрольных мероприятий в отношении проверяемой компании (в том числе по тем эпизодам, которые описаны в акте камеральной налоговой проверки). Арбитры указали, что решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля должно иметь определенные основания, то есть должно быть мотивировано. При этом инспекцией истребована информация, не имеющая отношения к тем обстоятельствам, которые изложены в акте проверки, в том числе все первичные и сводные бухгалтерские документы по первичной налоговой декларации.
В результате суд пришел к выводу, что указанные действия противоречат нормам действующего законодательства и являются основанием для отмены решения налогового органа о привлечении компании к ответственности за налоговое правонарушение (постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.05.2018 по делу № А63-9534/2015).
Как вызвать трудовую инспекцию на работу анонимно с внеплановой проверкой
Плановая проверка возможна в отношении любых организаций и выполняется один раз в три года. Для ее осуществления достаточно наличие даже одного основания, из называемых Законом № 294-ФЗ: Данный список оснований является закрытым, то есть проверяющие не имеют права называть иные причины для осуществления запланированных проверок соблюдения норм трудового права.Можно ли проводить проверку на основании анонимного обращения гражданина в компетентные органы? Служит ли анонимное обращение основанием для проведения внеплановой проверки? Служит ли анонимное обращение основанием для проведения внеплановой проверки? Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018.
На чье имя составлять
Документ адресуется конкретному должностному лицу, которое стоит во главе Федеральной налоговой службы, Управления по субъекту или ИФНС. Подающий жалобу может решить, какой уровень выбрать для своих целей, самостоятельно. Это четко прописано в 138 статье Налогового кодекса России.
Допустимо также составить жалобу и отослать ее во все три уровня налоговой инспекции.
Если же причина обращения в неверном выставлении инкассо на счет или возврате какого-либо долга, то обращаться придется сразу в суд по административным правонарушениям. Жалобы в ФНС такого типа не рассматриваются, а направляются туда.
Если же имело место вопиющее превышение полномочий или сознательные действия налогового инспектора, которые повлекли за собой плачевные последствия (включая злостные нарушения), то обращение стоит писать сразу в прокуратуру. Для этих случаев будет неуместным общение с начальством Федеральной налоговой службы.
Образец заявления в прокуратуру и все тонкости правильного заполнения
Такой вывод можно сделать не только из Конституции РФ, но и из закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации от 02. 05. 2006 № 59-ФЗ. Действующее законодательство не устанавливает специальной формы заявлений в прокуратуру, поэтому составляются такие документы в соответствии с общими правилами, предъявляемыми к написанию деловых писем.
Однако в ст. 7 закона № 59-ФЗ присутствует указание на то, что в заявлении гражданин обязан указать:
- наименование органа, в который он обращается;
- свои Ф. И. О. ;
- Ф. И. О. и должность конкретного лица, на имя которого подается заявление;
- свой почтовый адрес (на который должен быть направлен ответ).
После этого надлежит изложить суть своего обращения, проставить дату и личную подпись.
Образцы заявлений в налоговую инспекцию: общие правила заполнения
Существует множество ситуаций, когда вместе или вместо стандартного пакета различных документов налоговому специалисту необходимо предоставить также заявление. Согласно федеральному закону, заявление считается просьбой, требованием человека, чтобы его права были реализованы. Представители власти, в нашем случае, налоговые специалисты, в этой просьбе обязаны гражданину посодействовать. Иными словами, заявление о ФНС – это обращение, содержащее запрос на реализацию права и свободы. В частности, это может быть просьба об оформлении ИНН, требование о вычете по налогам или оформлении льготы.
В этих и других случаях поможет заявление, грамотно и корректно составленное. В тексте мы рассмотрим самые распространенные ситуации и покажем примеры того, как должны выглядеть образцы заявлений в налоговую инспекцию. Заявление составляется на нескольких листах, которые должны содержать данные гражданина, полную сумму вычета, на который он претендует и год понесенных трат. Далее указываются контактные данные и адрес плательщика, расчетный счет для возврата средств, наименование банка, код бюджетной классификации и количество листов и приложений, из которых состоит заявление.
Напоминаем, что каждая страница заверяется подписью. Каждый гражданин России, неважно, будущий (несовершеннолетний) плательщик или уже являющийся плательщиком налогов, должен встать на учет ФНС. Для этого нужно получить документ – ИНН.
Это можно сделать посредством сайта ФНС. В течение пяти дней после обращения налоговая служба будет готова предоставить ИНН. Если же гражданин предпочитает взаимодействовать с бумажными носителями или предпочитает посещать государственные учреждения лично, он должен скачать и заполнить форму №2-2-Учет. Скачивать эту форму, как и бланк для любого иного заявления, мы рекомендуем исключительно с официального ресурса налоговой службы России.
В случае с заявлением на получение ИНН целесообразнее всего будет набрать в поиске по сайту ключевые слова и получить образец бланка по первой же ссылке. Выглядит он следующим образом. Сотрудники налоговой службы принимали заявление от граждан в вольной форме до 2016 года. Сейчас в действие вступила фиксированная форма, по которой следует заполнять бланк заявления.
Скачать форму мы рекомендуем с официального сайта налоговой службы nalog. ru, так как сторонние источники дают риски получить неподходящую бумагу. Заявление входит в стандартный пакет документов для получения вычета, поэтому его неверное написание может стать основанием для отказа в возвращении средств. Формат этого заявления несколько похож на декларацию, но интуитивно понятен и сложностей вызвать не должен.
Ряд налогоплательщиков по закону имеют право на налоговые льготы – к примеру, полную отмену или снижение суммы платежей по земельному, имущественному или транспортному сборам. Специалисты налоговой инспекции обязательно подскажут каждому гражданину, может ли он претендовать на так называемую «фискальную амнистию». Если ответ будет положительным, в ФНС следует незамедлительно подать заявление на получение льготы.
Выглядит оно так. До 1 декабря большинство граждан обязаны внести плату за некоторые виды налогов, к примеру, на землю, транспорт или имущество. Но случается, что человек попадает в сложную ситуацию, когда финансовое положение становится крайне нестабильным. В этом случае можно обратиться в налоговую с просьбой перенести дату налогового платежа или разбить сумму на более мелкие части.
В учреждение нужно принести заявление по следующей форме.
- фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу
- обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц
- наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются
- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены
- требования лица, подающего жалобу
Налоговики могут не указывать реквизиты договоров, по которым истребуют документы вне рамок проверки
К такому выводу пришел КС РФ в определении от 07.04.2022 № 821-О. Здесь суд признал обоснованной и конституционной норму п. 2 ст. 93.1 НК РФ, позволяющую налоговикам истребовать у компаний документы и сведения об их деятельности за несколько налоговых периодов без проведения налоговых проверок и без указания конкретных сделок. Судьи пояснили, что данная норма не нарушает права плательщиков, поскольку позволяет им в случае необходимости самим уточнять, какие именно документы необходимы налоговикам для проведения контрольных мероприятий.
В свою очередь ФНС в п. 2 письма от 24.10.2022 № 7-8-04/0005@ указала, что у организации нет оснований отказать в предоставлении истребованных документов лишь на том основании, что налоговый орган не укажет в требовании, например, номер или дату заключения и иные реквизиты соответствующих договоров. В требовании достаточно указать любой четкий признак (наименование товара, времени поставки, наименование поставщика и т.д.), указывающий на конкретную сделку, по которой истребуются документы.
При этом налоговый орган вправе истребовать как отдельный первичный документ, составленный в рамках сделки, так и всю серию первичных документов, если они связаны со сделкой, которую обращенное к налогоплательщику требование позволяет определить. Количество же запросов (требований) оспариваемая норма не устанавливает, что оставляет за ИФНС право истребовать документы (информацию), относящиеся не только к одной, но и к нескольким конкретным сделкам.
В то же время ФНС указала налоговикам на то, что истребование документов (информации) в излишнем объеме может привести к жалобам налогоплательщиков на действия налоговых органов и снижению репутации ФНС. В связи с этим налоговое ведомство призвало налоговиков исключать ситуации, когда вне рамок налоговых проверок у компаний истребуются сотни и тысячи документов сразу за несколько лет хозяйственной деятельности.
об обжаловании решения, принятого по результатам проверки, проведенной без уведомления о ее предстоящем проведении в установленный срок
В отношении нашей организации в период с « » 20 г. по « » 20 г. проводилась плановая проверка соблюдения законодательства в области . По результатам проверки был составлен акт № от « » 20 г. и наша организация была привлечена к ответственности по ст. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
О проведении плановой (плановой выездной) проверки наша организация не уведомлялась. В соответствии с ч.12 ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Закон) о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
В соответствии с ч.1 ст.20 Закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.20 Закона нарушение срока уведомления о проведении проверки является грубым нарушением требования по проведению проверок.
Таким образом, государственным органом были нарушены сроки проведения проверки, что является основанием для отмены принятого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ч.12 ст.9 (либо ч.16 ст.10), ч.1, п.1 ч.2 ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ст.4, п.2 ст.29, ч.1 ст.198 АПК РФ.