Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «План-график закупок. Инструкция по составлению плана-графика на 2023 год.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После расчетов заказчик по 223-ФЗ утвердил план закупок на следующий год, в какой крайний срок нужно разместить его в ЕИС, тоже прописано в законе № 223. ПЗ публикуют в Единой информационной системе в течение 10 дней со дня утверждения (ч. 2 ст. 4 223-ФЗ, п. 14 Положения из ПП РФ № 908 от 10.09.2012). Разместите ПЗ до 31 декабря года, предшествующего отчетному: если не успеете, не сможете проводить заказы в рамках закона № 223.
Что такое план закупок
Закупочный план — обязательный документ для любого заказчика по 223-ФЗ. Если его не разместить, организация не сможет проводить торговые процедуры и заключать договоры в рамках закона о закупках отдельными видами юридических лиц (ст. 4 223-ФЗ). Вот какими актами руководствуются заказчики по 223-ФЗ, когда формируют план закупки:
- 223-ФЗ;
- локальным положением о закупке;
- Постановлением Правительства РФ № 932 от 17.09.2012.
Важно!
ПЗ формируются с учетом нормативных актов РФ, локальных нормативов организации и действующих положений о закупке. При необходимости заказчики учитывают биржевые индексы, курсы валют в зависимости от вида деятельности (п. 6 Правил № 932). Сюда же включается информация о долгосрочных контрактах, даже если они будут действовать дольше срока действия ПЗ.
В ст. 4 223-ФЗ закреплено, на какой срок заказчики составляют план закупок по закону № 223-ФЗ, — минимум на один год (ч. 2 ст. 4 223-ФЗ). В п. 3.1 ст. 4 223-ФЗ указано, что план закупки товаров, работ, услуг заказчиков, которые определены правительством по п. 2 ч. 8.2 ст. 3 223-ФЗ, содержит формируемый на срок не менее 3 лет раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.
В ПЗ включают сведения о заказах, необходимых для удовлетворения потребностей организации-заказчика. Если сведения о процедуре не подлежат публикации, в ПЗ их не включают (п. 4 Правил № 932). Заказчик вправе не включать сведения о торгах по п. 1-3 ч. 15 ст. 4 223-ФЗ, если принял решение не размещать такие заказы в ЕИС. К ним относятся:
- процедуры до 100 000 или до 500 000;
- услуги по привлечению во вклады денежных средств;
- получение кредитов и займов;
- заказ брокерских услуг;
- торги, связанные с заключением договоров купли-продажи, аренды, доверительного управления.
В ст. 4 указано и то, на какой период заказчики по 223-ФЗ формируют план закупки инновационной и высокотехнологичной продукции, — от пяти до семи лет. Сюда же относится и закупка лекарственных средств. Если заказчик включен в перечень из РП № 475-р от 21.03.2016, его ПЗ подлежит обязательному мониторингу и оценке (ПП РФ № 1169 от 29.10.2015). В результате проверки заказчику выдают решение о соответствии или несоответствии плановых документов законодательству. Если ПЗ не соответствует закону, необходимо устранить нарушения, иначе ФАС приостановит закупочную деятельность заказчика.
Как проверяют обоснованность
Проверку обоснованности проводят в ходе аудита, то есть независимой экспертизы. Этим занимаются контролирующие органы, в частности, ФАС и Счётная палата. Обоснование в первую очередь опирается на экономическую нагрузку, которая ложится на заказчика. Закупка должна соответствовать целям заказчика и быть рациональной. Большая экономическая нагрузка переносится на бюджет, поэтому правительство уделяет большое внимание тому, чтобы закупки и траты были обоснованными.
При выявлении нарушений закупку могут объявить необоснованной. Следом за этим заказчику должны предъявить список нарушений и рекомендации по их устранению. Отражать закупку в плане-графике можно только после разрешения проблем согласно этим предписаниям. Должностные лица заказчика будут привлечены к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, поэтому закупки лучше сразу составлять в соответствии с требованиями.
Как выглядит план-график закупок по 44-ФЗ
Перечень сведений, которые должны быть отражены в плане-графике, установлен ч. 3 ст. 21 44-ФЗ:
- Идентификационный код госзакупки, при формировании которого используются код бюджетной классификации, определенный в соответствии с бюджетным законодательством РФ, коды общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
- Наименование и описание предмета закупки, детальное изложение его характеристик в соответствии со ст. 33 44-ФЗ, количество товаров, объем работ и услуг, предполагаемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), размер аванса (в случаях, когда он предусмотрен условиями контракта), обоснование госзакупки исходя из ст. 18 44-ФЗ, этапы перечисления средств по оплате поставляемых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг.
- Дополнительные требования к участникам госзакупки (если они предусмотрены) и обоснование таких требований.
- Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа.
- Дата начала закупки.
- Информация о размере обеспечения заявки участника госзакупки и обеспечения исполнения контракта.
- Сведения о применении критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта, указанного в ч. 3 ст. 32 44-ФЗ (если такой критерий применяется) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
- Данные о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных на основании ст. 35 44-ФЗ.
Положения ФЗ-44 не обязывают участников формировать приказы о корректировке ранее утвержденного плана-графика, однако большинство заказчиков все же придерживаются подобной практики. Это в том числе помогает ускорить анализ эффективности планирования закупочной деятельности (закупок), отследить все этапы и сроки принятия решений.
Механизм, применяемый в случае возникновения соответствующей необходимости, достаточно прост — задача сводится к размещению в ЕИС обновленной редакции документа, с указанием фактической даты внесения изменений. К числу оснований для проведения данной процедуры относят:
- Обновление требований, предъявляемых к целевым товарам, услугам или видам работ, в том числе касающихся стоимости/затрат.
- Изменение ранее определенных бюджетных лимитов, плановых или ФХД-показателей.
- Необходимость реализации решения, вынесенного в рамках общественного обсуждения.
- Потребность в освоении сэкономленных средств, на расходование которых отводится срок до конца текущего года.
- Расторжение договора — в подобных ситуациях регламент процесса планирования закупок обуславливает необходимость принятия оперативного решения, позволяющего довести цикл до логического завершения.
- Уточнение сведений, касающихся объекта заказа — к примеру, возникновение потребности производственной модернизации и оптимизации рабочих процессов.
- Обязанность исполнения предписаний, вынесенных контролирующими органами, в том числе касающихся пересчета НМЦК.
- Возникновение иных условий и непредвиденных обстоятельств.
Документацию превратили в извещение с приложениями
Вместо документации заказчики теперь будут готовить только извещение в структурированной форме в ЕИС с обязательными приложениями. Упоминание документации в оптимизационном законе осталось только в отношении закрытых закупок. Закупочных документов станет больше и электронных и бумажных. Ведь чтобы хранить документы по правилам, нужно будет распечатать из ЕИС извещение со всеми приложениями. И каждое приложение завизировать вручную или реквизитами КЭП.
Ответственность за корректный состав приложений теперь будет нести не тот, кто утвердит извещение, а тот, кто подписал его своей КЭП в ЕИС. То есть не руководитель заказчика, а контрактный управляющий. Это — повод внести изменения в приказы учреждения. Но в первую очередь нужно определиться с составом извещений: что теперь вы в них включите.
Единые требования установили и к едпоставщику
В ходе конкурентных закупок комиссия проверяет участников на соответствие единым требованиям по статье 31 Закона № 44-ФЗ. Также необходимо удостовериться, есть ли участники в РНП. Теперь единые требования распространили не только на конкурентные закупки, но и на закупки у едпоставщика по пунктам 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54, 59 части 1 статьи 93 (ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).
Чтобы едпоставщика на соответствие единым проверить требования, перед заключением контракта, использовать открытые источники. Например, находят сведения об участнике в РНП, провер, ЕРУЗ, проверяют подлинность сертификатов и лицензий. В задании 5 определите, в каком источнике есть информация по единым требованиям.
Перетащите карточки с сайтом из третьего столбца во второй. Так, чтобы в результате получилась верная таблица. После того, как разместите все карточки во втором столбце, нажмите кнопку проверить. Неверно соотнесенные элементы подсветятся красным. Чтобы прочитать дополнение эксперта, нажмите на комментарий к ответу.
Требования к плану-графику в 2020 году
Новая форма плана-графика, введенная с 2020 года, содержит 14 граф вместо 33. Заказчику надо будет отражать следующую информацию:
- Номер закупки.
- Индивидуальный код (ИКЗ).
- Наименование объекта закупки.
- Год размещения извещения о закупке (если процедура закрытая, то год отправки приглашения поставщикам, при неконкурентной – год подписания контракта с единственным поставщиком).
- Объем денежных средств, выделенных на закупки в текущем и последующем годах.
- Сведения о необходимости обязательного общественного обсуждения закупки.
- Наименование организатора совместных торгов.
- Наименование подразделения, ответственного за проведение закупки.
Все эти графы присутствовали и в старой форме плана-графика. В новой версии появились две дополнительных графы:
- Код по ОКПД-2 с детализацией не ниже группы товара, работы или услуги (можно прописать один или несколько кодов).
- Наименование объекта закупки по ОКПД-2 с учетом указанного выше кода.
Основные задачи: разбирая примеры закупки
Планирование, осуществление закупок могут оказаться зоной ответственности, которой предприятие пренебрегает. В такой ситуации качество оказания услуги, произведенного в результате рабочей деятельности учреждения продукта будет достаточно низким, а сроки – затянутыми. Если не удалось проработать правильно цену контракта, спланировать приобретение, есть вероятность неэффективного расходования средств, что может расцениваться как правонарушение с вытекающими последствиями.
Планирование муниципальных закупок позволяет предупредить непредвиденную отмену операции. Инициатором блока сделки могут выступить контролирующая инстанция, подрядчик или само учреждение, внезапно обнаружившее ошибку и по причине этого вынужденное в срочном порядке прекратить сотрудничество по договоренности. Это приводит к временным потерям, финансовым. Заказчик, неправильно оформивший закупочный процесс, может столкнуться со штрафными санкциями. В частности, из действующих законов следует, что должностное лицо, безответственно, некорректно подобравшее метод закупки, вынуждено отвечать: наказание достигает 50 000 рублей.
Закупки в бюджетном планировании в формате графика предполагают в качестве фундамента использовать документацию, разработанную на трехлетний промежуток и описывающую основные потребности учреждения. Далеко не всякое юрлицо с первого раза может успешно сформировать такой закупочный план, который можно воплощать в реальность, поэтому законом оговорены возможности внесения коррективов в те документы, что уже опубликованы через специализированную информационную систему.
Зачастую изменения необходимо вносить по мере обнаружения потребностей в товарах, которые выявить раньше не получилось. Через электронный бюджет планирование закупок представляет собой довольно гибкий процесс, можно добавлять новые пункты, особенно если финансовые возможности для их воплощения обусловлены экономией на торгах, уже прошедших к моменту корректировки. Внести изменения можно, когда это стимулируется итогами общественного обсуждения, если таковое было организовано как удовлетворение требования законов.
С правилами заполнения плана закупок на 2019 год можно ознакомиться в законе №44-ФЗ, а общий порядок ведения такой отчетности отражен в ПП РФ №552. Чтобы документ был принят к рассмотрению, заказчик должен в нем указать следующую информацию:
- свой идентификационный код;
- название объекта;
- целевое предназначение заказа;
- объем финансирования, выделенный на проведение закупок;
- периодичность, с которой будет проводиться процедура;
- количественные характеристики (в каких единицах измеряются товары (работа, услуги);
- полное описание закупочных объектов;
- было ли проведено общественное обсуждение (в случае необходимости);
- дополнительные пояснения и комментарии;
- дата согласования документа.
Какими нормами руководствоваться
План ФХД формируется в электронном виде и подписывается электронной подписью. Такой порядок действует с 2021 года.
При составлении ПФХД на 2022 год, плановый период 2023 и 2024 года следует руководствоваться общими правилами, установленными приказом Минфина № 168н от 17.08.2020.
Федеральным учреждениям следует учесть новые коды бюджетной классификации- КБК (приказ от 08.06.2020 № 99н) и новые подстатьи КОСГУ (Порядок № 209н).
Региональным и муниципальным учреждениям при согласовании плана ФХД 2022 следует учитывать, что:
- План ФХД 2022 следует утвердить до начала нового финансового года.
- Форму документа скорректировали. В ней появилась графа «Уникальный код». Она введена для отражения кодов объектов капитального строительства или недвижимости, расходы на которые финансируются за счёт федерального бюджета. Найти код можно в классификаторе системы «Электронный бюджет».
Изменения в планировании закупок с 2020 года
Для закупочной деятельности по 44-ФЗ заказчикам требуется составлять план-график, по которому они будут работать ближайшие 3 года. Без этого документа процедуру проводить нельзя.
Ранее был необходим второй документ — план закупок, но его отменили с 2019 года.
С 2020 года законодатели решили удалить ряд ненужных положений, чтобы упростить жизнь заказчикам, и оставить только одну форму. Изменения прописаны в федеральном законе № 71-ФЗ, принятом 1 мая 2019 года. План-график закупок по 44-ФЗ заполняется в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ № 1279 от 30 сентября 2019 года. Главные отличия нового образца:
- составляется на три года с 2020 года;
- не нужно детально прописывать данные об объекте закупки (описание и объем, единицы измерения);
- не придётся указывать информацию о размере аванса, начальную максимальную цену сделки с единственным поставщиком, а также общий объем закупок за год, сообщать об этапах оплаты;
- отменена обязанность докладывать о способе закупки, не важны ограничения для субъектов малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных НКО;
- не требуется сообщать о размерах обеспечения заявки и выполнении контрактных обязательств, перечислять преимущества, обозначать условия допуска и запреты на участие в процессе;
- обоснование тоже не обязательно.
На последнем пункте следует остановиться подробнее. Разница в том, что в документе планирования теперь могут отсутствовать строки о том, почему установлена данная НМЦК, выбран такой объект или способ госзакупки. Оценкой обоснованности процедур займутся аудиторы во время контролирующих мероприятий.
Бюджетная классификация в 2023 году.
- Отмена Порядка №85н с 2023 года и переход на Приказ Минфина России от 24.05.2022 №82н: расширенное применение КВР 247, 246 и 244 в 2023 году.
- Обновление классификации КОСГУ на 2023 год (ID проекта 01/02/07-22/00129596).
Особенности структуры и порядок составления Плана ФХД на 2023 год (основные положения Приказа Минфина России от 31.08. 2018 г. №186н).
- Общие правила составления Плана ФХД бюджетного (автономного учреждения); особые правила для федеральных учреждений (Приказ Минфина России от 17.08.2020 №168н).
- Разграничение функций учредителя и учреждения при составлении, утверждении и изменении Плана ФХД и Проекта Плана ФХД.
- Порядок планирования доходов по кодам подвида; особенности применения кодов КОСГУ и иных аналитических кодов в Плане ФХД.
- Требования к расчетным обоснованиям доходов и порядок их составления.
- Порядок планирования налогов, уменьшающих доходы учреждения (НДС, НП).
- Планирование расходов учреждения по КВР и особенности применения КОСГУ при планировании расходов.
- Расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам и порядок их составления.
- Порядок внесения изменений в План ФХД и в расчетные обоснования; случаи, при которых можно не вносить изменения в расчетные обоснования к Плану ФХД.
- Особенности составления и формирования расчетных обоснований для федеральных учреждений.
Порядок отражения в учете финансового результата от деятельности с субсидиями, предоставляемыми из бюджетов в соответствии с СГС «Доходы».
- Порядок применения СГС «Доходы» (Приказ Минфина России от 27.02.2018 г. №32н) при отражении в учете доходов от всех видов субсидий.
- Учет доходов, расходов и финансового результата от субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.
- Субсидии на цели капитальных вложений: порядок планирования и учета в учреждениях.
- Порядок финансового обеспечения медицинских учреждений; учет средств ОМС: порядок начисления доходов и расходов в бюджетном учете.
- Гранты в виде субсидий – особенности получения субсидий на конкурсной основе, порядок их включения в План ФХД и отражения операций на счетах бюджетного учета
Внебюджетная деятельность учреждений: особенности учета и налогообложения.
- Определение видов приносящей доход деятельности и порядок их включения в План ФХД учреждений.
- Особенности отражения доходов, расходов и определения финансового результата от сдачи в аренду имущества в соответствии с СГС «Аренда» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 г. № 258н).
- Порядок отражения в бухгалтерском учете и в плане ФХД договоров со сроком действия более одного года; требования СГС «Долгосрочные договоры».
- Отражение грантов, пожертвований, благотворительной помощи в бюджетном учете учреждений в соответствии с СГС «Доходы».
- Порядок учета штрафных санкций, полученных в результате нарушения контрагентами договорных обязательств в соответствии с СГС «Доходы».
- Особенности определения налоговой базы по НДС и налогу на прибыль во внебюджетной деятельности учреждений.
Особенности отражения заемного финансирования в Плане ФХД в соответствии с требованиями СГС «Затраты по заимствованиям». Порядок учета затрат по обслуживанию долга и затрат по займам в учреждениях госсектора.
Особенности составления отчетности учреждений об исполнении Плана ФХД: обзор СГС «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» (Приказ Минфина России от 28 февраля 2018 г. №37н).
- Состав бюджетной информации в отчетности.
- Особенности представления информации об исполнении бюджета (плана финансово-хозяйственной деятельности); порядок отражения нетипичных операций в Отчете (ф. 0503737).
- Роль Федерального казначейства в составлении и представлении бюджетной информации