Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прекращение обмена налоговой информацией ряда стран с Россией». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2010 году несколько ведущих стран ЕС выдвинули идею о создании аналога американского закона FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act), который предполагает получение данных о капиталах и денежных операциях граждан США за пределами страны.
Автоматический обмен CRS от ОЭСР
Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) создала фреймворк, который позволяет наладить автоматический обмен налоговой информацией.
На практике это означает, что банки собирают данные о своих вкладчиках, в том числе об иностранцах, и передают её в налоговые органы, которые, в свою очередь, пересылают её коллегам в других странах.
Благодаря этому налоговики более, чем в сотне стран знают, где и какие вклады у людей и могут посчитать: заплатил ли человек с полученных денег налоги?
Первый обмен информацией состоялся в сентябре 2017 года и с тех пор к сентябрю всё новые и новые страны присоединяются к программе.
Тогда было 49 стран. В 2018 году добавилось ещё 51 страна. В прошедшем 2019 добавилось всего 2 страны – Гана и Кувейт.
В ближайшие несколько лет точно добавится ещё как минимум 10 стран.
Конечно, нельзя считать указанный список недостатков Common Reporting Standard полным. И можно признать очевидным, что экспертные консультации будут продолжаться еще долго. При этом проявляется глобальное структурное нарушение баланса между мировыми экономикой и политикой.
Для ряда небольших стран остается единственный объективный шанс продолжать развитие – привлекать инвестиции, предлагая взамен резидентство или гражданство. Да и сами эксперты ОЭСР соглашаются с тем, что инвесторы могут быть мотивированы участвовать в программах RBI и СBI из законных соображений, включая стремление снять визовые ограничения для свободного перемещения, а также вполне безобидное желание добиться улучшения условий для жизни, возможностей для развития карьеры и т. д. Но при этом также заявляется о существовании вероятности злоупотреблений.
Очевидно, что в дальнейшем усовершенствование стандарта CRS будет увеличивать накал подобного рода дискуссий. Страны «Большой семерки» и «Большой двадцатки» в качестве главных субъектов мирового налогового управления предположительно будут иметь дело с непростыми вызовами. В этом ключе особая ответственность за согласование интересов и предотвращение своего рода «налоговой войны» между богатыми странами и остальным миром ложится на Организацию экономического сотрудничества и развития. Похоже, процесс внедрения Common Reporting Standard во все группы стран (в том числе, как планируется, и в Украину в 2020 году) будет достаточно непростым и длительным.
Полный список стран-участниц соглашения
№ | Юрисдикция | Первый обмен информацией |
---|---|---|
1 | ALBANIA | Сентябрь 2018 |
2 | ANDORRA | Сентябрь 2018 |
3 | ANGUILLA | Сентябрь 2017 |
4 | ANTIGUA AND BARBUDA | Сентябрь 2018 |
5 | ARGENTINA | Сентябрь 2017 |
6 | ARUBA | Сентябрь 2018 |
7 | AUSTRALIA | Сентябрь 2018 |
8 | AUSTRIA | Сентябрь 2018 |
9 | BARBADOS | Сентябрь 2017 |
10 | BELGIUM | Сентябрь 2017 |
11 | BELIZE | Сентябрь 2018 |
12 | BERMUDA | Сентябрь 2017 |
13 | BRITISH VIRGIN ISLANDS | Сентябрь 2017 |
14 | BULGARIA | Сентябрь 2017 |
15 | CANADA | Сентябрь 2018 |
16 | CAYMAN ISLANDS | Сентябрь 2017 |
17 | CHILE | Сентябрь 2018 |
18 | CHINA (PEOPLE’S REPUBLIC OF) | Сентябрь 2018 |
19 | COLOMBIA | Сентябрь 2017 |
20 | COOK ISLANDS | Сентябрь 2018 |
21 | COSTA RICA | Сентябрь 2018 |
22 | CROATIA | Сентябрь 2017 |
23 | CURACAO | Сентябрь 2017 |
24 | CYPRUS | Сентябрь 2017 |
25 | CZECH REPUBLIC | Сентябрь 2017 |
26 | DENMARK | Сентябрь 2017 |
27 | ESTONIA | Сентябрь 2017 |
28 | FAROE ISLANDS | Сентябрь 2017 |
29 | FINLAND | Сентябрь 2017 |
30 | FRANCE | Сентябрь 2017 |
31 | GERMANY | Сентябрь 2017 |
32 | GHANA | Сентябрь 2018 |
33 | GIBRALTAR | Сентябрь 2017 |
34 | GREECE | Сентябрь 2017 |
35 | GREENLAND | Сентябрь 2017 |
36 | GRENADA | Сентябрь 2018 |
37 | GUERNSEY | Сентябрь 2017 |
38 | HUNGARY | Сентябрь 2017 |
39 | ICELAND | Сентябрь 2017 |
40 | INDIA | Сентябрь 2017 |
41 | INDONESIA | Сентябрь 2018 |
42 | IRELAND | Сентябрь 2017 |
43 | ISRAEL | Сентябрь 2018 |
44 | ISLE OF MAN | Сентябрь 2017 |
45 | ITALY | Сентябрь 2017 |
46 | JAPAN | Сентябрь 2018 |
47 | JERSEY | Сентябрь 2017 |
48 | KOREA | Сентябрь 2017 |
49 | LATVIA | Сентябрь 2017 |
50 | LIECHTENSTEIN | Сентябрь 2017 |
51 | LITHUANIA | Сентябрь 2017 |
52 | LUXEMBOURG | Сентябрь 2017 |
53 | MALAYSIA | Сентябрь 2018 |
54 | MALTA | Сентябрь 2017 |
55 | MARSHALL ISLANDS | Сентябрь 2018 |
56 | MAURITIUS | Сентябрь 2017 |
57 | MEXICO | Сентябрь 2017 |
58 | MONACO | Сентябрь 2018 |
59 | MONTSERRAT | Сентябрь 2017 |
60 | NETHERLANDS | Сентябрь 2017 |
61 | NEW ZEALAND | Сентябрь 2018 |
62 | NIUE | Сентябрь 2017 |
63 | NORWAY | Сентябрь 2017 |
64 | POLAND | Сентябрь 2017 |
65 | PORTUGAL | Сентябрь 2017 |
66 | ROMANIA | Сентябрь 2017 |
67 | RUSSIAN FEDERATION | Сентябрь 2018 |
68 | SAINT KITTS AND NEVIS | Сентябрь 2018 |
69 | SAINT LUCIA | Сентябрь 2018 |
70 | SAINT VINCENT AND THE GRENADINES | Сентябрь 2018 |
71 | SAMOA | Сентябрь 2018 |
72 | SAN MARINO | Сентябрь 2017 |
73 | SEYCHELLES | Сентябрь 2017 |
74 | SINT MAARTEN | Сентябрь 2018 |
75 | SLOVAK REPUBLIC | Сентябрь 2017 |
76 | SLOVENIA | Сентябрь 2017 |
77 | SOUTH AFRICA | Сентябрь 2017 |
78 | SPAIN | Сентябрь 2017 |
79 | SWEDEN | Сентябрь 2017 |
80 | SWITZERLAND | Сентябрь 2018 |
81 | TURKS & CAICOS ISLANDS | Сентябрь 2017 |
82 | UNITED KINGDOM | Сентябрь 2017 |
Международное сотрудничество ведется в рамках принятой в середине 2015 года Конвенции об административной помощи по налоговым делам. На ее основе были разработаны многосторонние соглашения компетентных органов разных стран, а также единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах.
На основании этих документов налоговые органы разных стран могут в автоматическом порядке обмениваться информацией о счетах лиц, которые не являются резидентами. Передаче подлежат сведения о наличии таких счетов, суммах остатков на них и оборотах за прошедший год.
Надо сказать, что такими данными налоговые органы разных стран могут обмениваться и сегодня. Однако для этого должны быть сделаны соответствующие запросы. Но уже с 2018 года обмен может происходить автоматически.
Однако это не значит, что ФНС РФ будет слать сведения о нерезидентах всем странам-участницам Конвенции по умолчанию, как и получать аналогичные сведения о своих гражданах. Дело в том, что в рамках Конвенции сторонам следует заключить двухсторонние соглашения — только после этого информация будет направляться в автоматическом режиме, то есть без запросов. Причем в таком соглашении можно определить разнообразные правила — это зависит от того, как договорятся страны между собой. Например, такое соглашение может предусматривать, что одна из сторон передает другой полную информацию, а вторая — лишь по определенным видам счетов.
На конец 2017 года Россия не заключила ни одного двустороннего соглашения в рамках Конвенции административной помощи по налоговым делам. Пока ведутся переговоры. В частности, в 2019 году такое соглашение может заработать между Россией и Швейцарией.
Какие организации будут собирать информацию о своих клиентах для целей автоматического обмена?
Нормативный акт называет всех субъектов обмена финансовыми институтами (RFI – Reporting Financial Institutions). Собирать информацию о своих клиентах обязаны все финансовые институты стран, участвующих в автоматическом обмене. Иными словами, это все банки (коммерческие и сберегательные, кредитные союзы и кассы, микрофинансовые организации и мн.др), кастодиальные организации (брокеры, депозитарии ценных бумаг), инвестиционные (инвестфонды, паевые фонды, хеджфонды, управляющие активами и мн. др.) и страховые компании.
Однако, в настоящее время в ряде государств обсуждается вопрос не добавить ли к списку «отчитывающихся» компании из смежных сфер бизнеса. Например, фирмы, занимающиеся регистрацией юридических лиц (зарегистрированных агентов, сервис-провайдеров и др). Так что, следите за новостями оффшорной индустрии.
Список государств, обязующихся осуществлять обмен информацией
По данным Конвенции МСАА, в автоматическом обмене информацией обязуются участвовать:
- с сентября 2017 г. начать осуществлять автоматический обмен должны: Ангилья, Аргентина, Барбадос, Бермуды, Бельгия, Болгария, Британские Виргинские острова, Венгрия, Великобритания, Германия, Гибралтар, Греция, Гренландия, Гернси, Джерси, Дания, Ирландия, Индия, Испания, Италия, Исландия, Кипр, Каймановы острова, Южная Корея, Колумбия, Кюрасао, Люксембург, Лихтенштейн, Литва, Латвия, Монтсеррат, Мальта, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Ниуэ, остров Мэн, острова Теркс и Кайкос, Португалия, Польша, Румыния, Сейшельские острова, Сан-Марино, Словения, Словакия, Франция, Фарерские острова, Финляндия, Чехия, Хорватия, Швеция, ЮАР, Эстония;
- с сентября 2018 г. осуществить АОНИ должны: Австрия, Австралия, Андорра Албания, Аруба, Антигуа и Барбуда, Белиз, Гренада, Гана, Индонезия, Израиль, Китай, Канада, Коста-Рика, Маврикий, Маршалловы острова, Монако, Малайзия, Новая Зеландия, Науру, Острова Кука, Россия, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Синт-Маартен, Самоа, Швейцария (автоматический обмен налоговой информацией страна, по данным СМИ, откладывает до 2019), Чили, Япония.
Это официальные данные. Автоматический обмен налоговой информацией (список стран выше) полностью должен быть введен к 2019 году.
Так, справедливо будет сделать вывод, что в 2018 году наши финансовые процессы практически станут видны насквозь и о банковской тайне уже можно будет забыть. Практически любые финансовые действия по счетам попадают под автоматический обмен: изменение баланса, личная информация и другие персональные данные.
Правда, для тех, кто выводит свои доходы на оффшорные счета, с автоматическим обменом налоговой информацией останется намного меньше возможностей сделать это в дальнейшем времени — что, конечно, хороший плюс. Именно поэтому бизнесменам и физическим лицам стоит навести порядок в своих банковских и других счетах во избежание будущих проблем с налоговыми инстанциями.
Россия вполне готова к автоматическому обмену налоговой информацией с остальными странами. Осталось только окончательно определить технические и кадровые средства. Остальное – дело рук мировой политики.
Будет ли осуществляться обмен информацией о счетах компаний?
Под автоматический обмен информацией попадут финансовые счета так называемых пассивных нефинансовых организаций (Passive NFE) с контролирующими их физическими лицами («бенефициарными владельцами»). Пассивными называются те компании любой организационно-правовой формы, в которых более 50% дохода генерируют пассивные источники (недвижимость, дивиденды, роялти и т.д.).
Данные об этих финансовых счетах будут подаваться в налоговые органы юрисдикций, налоговыми резидентами которых являются компания и/или контролирующие лица.
Информация о счетах и владельцах активных компаний передаваться не будет. Активными считаются нефинансовые организации с пассивным доходом за прошедший календарный год менее 50%. Объем активов, порождающих пассивные доходы или предназначенных для их получения, должен составить за тот же период менее 50%. То есть активные резидентские компании, например, на Кипре или на Мальте, которые платят корпоративный налог, не попадают под автоматический обмен.
Что изменится в жизни россиян после начала работы этого обмена?
Для рядового гражданина РФ, а точнее валютного резидента, ничего не изменится, только если у него нет иностранных «финансовых счетов», таких как банковские счета и вклады, вложения в ценные бумаги, инструменты коллективных инвестиций и т.д., о которых он должен был сообщить в налоговый орган.
В российском законодательстве есть разница между статусами налогового и валютного резидента. Статус налогового резидента определяет Налоговый кодекс РФ, который говорит, что им считается гражданин РФ, постоянно проживающий более 183 календарных дней в течение последующих 12 календарных месяцев на территории РФ (с учетом остальных особенностей НК РФ). Валютным резидентом согласно Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» являются граждане РФ, за исключением тех граждан РФ, которые проживают не на территории РФ более одного года (с учетом остальных особенностей закона).
Если же у россиянина – налогового и валютного резидента есть банковский счет за рубежом, то он обязан уведомлять о нем уже сейчас, а лучше с момента его открытия в соответствии с действующим российским законодательством. А если на этот счет еще и поступали денежные средства, то тогда надо представить и отчет о движении денежных средств и в случае необходимости налоговую декларацию по НДФЛ. В противном случае соглашение об обмене информацией по финансовым счетам может принести неприятные сюрпризы для таких россиян.
Закон определяет порядок взаимодействия налоговых органов РФ с компетентными органами зарубежных стран при проведении налогового мониторинга и совместных налоговых проверок, а также обеспечения сбора необходимой информации для выполнения условий соглашений.
Планируется, что документ вступит в силу в 2018 году. В связи с необходимостью адаптации налогоплательщиков к устанавливаемым законопроектом требованиям предусматривается их освобождение от ответственности за нарушения, совершенные в 2018-2020 гг.
Предполагается, что организации финансового рынка (банки, страховщики по добровольному страхованию жизни, профучастники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестфонды, управляющие компании, клиринговые организации, управляющие инвестиционного товарищества) будут обязаны представлять налоговикам информацию о своих клиентах, выгодоприобретателях и лицах, прямо или косвенно их контролирующих, являющихся налоговыми резидентами иностранных государств.
Представление такой информации не будет являться нарушением банковской или другой охраняемой законом тайны.
Автоматический обмен налоговыми данными: стоит ли бояться?
В первую очередь все владельцы иностранных компаний. Особенно, если компании получают пассивный доход и не занимаются производством, разработкой, инновациями, продажами, т.е. активным бизнесом.Важен также размер вашей доли в иностранной компании. Если у вас менее 10%, то вы не попадете в такой обмен.
Во-вторую очередь все владельцы иностранных счетов. Вы обязаны уведомить ФНС России о том, что у вас есть зарубежный счет. Но, вы можете не сообщать о движении средств на нем по окончании года, если ваш годовой оборот по нему не превысил валютного эквивалента 600 тыс рублей.
Написать комментарий
- Статьи
- Новости
- Блоги
- События
- Объявления
- Форум
Обмен информацией между странами: курс на прозрачность
Автоматический обмен может стать одним из альтернативных источников информации, с помощью которого налоговые органы РФ смогут установить факт наличия у налогового резидента РФ незадекларированного счёта в иностранном банке или незадекларированной контролируемой иностранной компании, а также получения дохода, подлежащего обложением НДФЛ. Все эти вновь выявленные обстоятельства будут являться правонарушением и могут повлечь меры налоговой (ст. 119, 122, 129.5, 129.6 НК РФ), административной (ст. 15.25 КоАП) или уголовной (ст. 198, 199 УК РФ) ответственности.
Тема присоединения России к международному обмену информацией для борьбы с трансграничными схемами уклонения от налогов уже живет несколько лет, и пока до конца неизвестно, когда начнет полноценно функционировать этот обмен и какие результаты принесут для россиян их операции с зарубежными финансовыми счетами. Но в связи с тем, что в последние годы законодатели очень активно разрабатывают и внедряют законы, позволяющие получать больше данных о доходах и активах россиян, и штрафные санкции за нарушение этих законов довольно серьезные, то, как минимум, совершая какие-либо операции со своими доходами и имуществом, нужно обладать как можно большим объемом информации и взвешивать все принимаемые решения как с точки зрения выгодности, так и законности.
И следующий вывод, который напрашивается, банковская тайна, как юридический принцип, перестала защищать информацию о банковских счетах не только в России, но и почти во всех странах за рубежом.
- страница1
Февраль
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
12.05.2016 в ходе Форума Организация экономического сотрудничества и развития по налоговому администрированию в Пекине ФНС России подписала Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. Первый такой обмен для России намечен на сентябрь 2018 г. Данная мера была предусмотрена «Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».
Многостороннее соглашение компетентных органов (Multilateral Competent Authority Agreement, MCAA) и Единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard, CRS) были разработаны на основании ст. 6 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам 1988 г. в ред. Протокола от 27.05.2010 (далее — Конвенция 1988/2010).
Что означает для российских налогоплательщиков, для нерезидентов, имеющих счета в России, подписание МССА? Какая именно информация и в каком объеме будет подпадать под автоматический обмен? Кто, как и с кем будет обмениваться такой информацией?
Какие счета попадут под обмен информацией?
Информация будет передаваться о:
- счетах физических лиц, которые являются налоговыми резидентами стран – участниц соглашения, их называют «подотчетными лицами»;
- корпоративных счетах компаний, фондов и трастов, если они контролируются одним или несколькими подотчетными лицами напрямую или через пассивную нефинансовую структуру (Passive
Non-Financial Entity, NFE) — к ней относится любаяорганизационно-правовая форма ведения бизнеса, в которой более 50% дохода генерируют пассивные источники (недвижимость, дивиденды, роялти и т.д.).
Счета, которые представляют низкий уровень риска, выведены
- пенсионные;
- срочного страхования жизни;
условно-депозитные; - счета юридических лиц, открытые до конца 2015 года (для стран «второй очереди» — 2016), остаток на которых не превышает 250 тыс. долл. на 31 декабря соответствующего отчетного года (однако и государство, и банк должны согласиться с условием не обмениваться информацией по таким счетам).
Что означает отказ Великобритании от автоматического обмена финансовой информацией с Россией
Отказ Соединенного Королевства от обмена данными с Россией означает, что Федеральная Налоговая служба (ФНС) России не получит информации от Великобритании за 2018 год и последующие периоды. Ранее, в рамках состоявшегося обмена CRS, ФНС России получили данные об активах россиян, включая движение средств за год, инвестиционные доходы, прибыль от продажи акций, проценты по вкладам, облигациям и другую информацию за 2017г.
Однако, 28 марта 2019 г. стало известно, что Великобритания не внесла Россию в перечень стран для автоматического обмена информацией, начиная с 2019 года.
В ФНС России подтвердили информацию о том, что налоговая служба Великобритании (HMRC) с 2019 года не будет автоматически обмениваться с Россией налоговой информацией. В ответ Россия также исключила Великобританию из списка стран, с которыми происходит автоматический обмен информацией в рамках CRS.
Тем не менее ФНС России подчеркивает, что обмен финансовой информацией по запросам продолжается. «Между ФНС России и HMRC Великобритании налажен качественный обмен налоговой информацией по запросам, а также автоматический обмен межстрановыми отчетами (CbC-reporting) в соответствии с многосторонней конвенцией административной помощи в налоговых делах», — уточнили в пресс-службе ФНС.
Комментируя информацию о решении Великобритании, в ведомстве отметили, что любое государство имеет право присоединяться или не присоединяться к автоматическому обмену налоговой информацией.
Таким образом, Россия и Великобритания, как и прежде (до автоматического обмена), продолжат обмениваться информацией по запросам и межстрановыми отчетами.
Мы предлагаем следующие услуги, предоставляемые квалифицированными специалистами нашей компании:
- Консультирование по общим и специальным налоговым вопросам;
- Налоговое планирование: общее и для отдельных операций;
- Получение индивидуального номера государственного страхования (NIN) и индивидуального номера налогоплательщика;
- Подготовка и подача ежегодных налоговых деклараций;
- Подготовка и подача отчетов для зарубежных владельцев недвижимости в UK;
- Создание британских и оффшорных компаний для приобретения коммерческой недвижимости; административные и бухгалтерские услуги для юридических лиц (корпоративных структур).