Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пошагово — специальная оценка условий труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Решая задачу обеспечения права граждан трудиться в нормальных условиях и гарантированно получать компенсацию за наносимый при выполнении рабочих обязанностей вред здоровью, государство использует комплекс процедур, известных ныне как спецоценка условий труда (прежнее название — аттестация рабочих мест).
Шаг №2. Составить перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ (ст. 9 426-ФЗ).
Комиссия по СОУТ обязана составить перечень рабочих мест, подлежащих спеоценке и указать аналогичные рабочие места. Аналогичные рабочие места — это места, которые расположены в однотипных помещениях (зонах), с однотипными температурными и иными условиями (освещенность, шум ит.д.). Рабочие места должны быть одной и той же профессии, должности, специальности, осуществлять одинаковые функции в одинаковом режиме рабочего времени. При работе должно использоваться одинаковое оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье, а также должны применяться одинаковыми средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ).
Правильный анализ штатного расписания на предмет аналогичности может значительно сократить расходы работодателя на проведение спецоценки, так как лишь 20% аналогичных рабочих мест подлежат измерениям. При этом проведена спецоценка будет на всех аналогичных рабочих местах и оформлена одна карта СОУТ.
Шаг №5. Сформировать перечень факторов (ст. 12 426-ФЗ).
По результатам реализации процедур идентификации экспертом по СОУТ формируется перечень идентифицированных факторов. На основании предоставленной экспертом информации комиссия во главе с председателем формирует перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих измерениям. Этот перечень формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и оборудования, используемых материалов и сырья. Также во внимание принимаются результаты ранее проводившихся измерений, предложения работников и информация об условиях труда, в случае ранее проводившейся на этих рабочих местах СОУТ или АРМ.
Этапы проведения СОУТ
Процедура предполагает проведение четырех последовательных этапов, длительность которых существенно различается. Коротко о том, что входит в процедуру на каждом этапе:
- подготовительный — наиболее продолжительный и объемный, в течение которого составляется список всех рабочих мест и сроков осуществления по ним СОУТ, а также подбор экспертной организации-оценщика и обеспечение документального сопровождения;
- технический — инструктаж по ТБ для экспертов, организация замеров на рабочих местах; именно на этом этапе можно проверить карты и заключения и исправить закравшиеся ошибки и неточности (в подписанном отчете исправления не допускаются);
- организационный — составление планов по практическому применению результатов проверки с изданием соответствующего приказа;
- заключительный — подача деклараций в инспекцию труда (до 30-ти раб. дней с даты утверждения отчета) и в Фонд социального страхования.
На заключительном этапе также происходит ознакомление работников с новыми картами СОУТ (письменно).
Подготовка к проведению специальной оценки условий труда
Закон 426-ФЗ определяет порядок проведения специальной оценки условий труда. Ее подготовительный этап включает следующие процедуры:
- Cоздание на предприятии специальной комиссии для проведения СОУТ. В зависимости от ситуации в ее состав могут войти работодатель (лично), представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, члены профсоюза или другого представительного органа (если он существует). Возглавляет комиссию работодатель (или его представитель). Своим приказом работодатель утверждает состав и порядок деятельности комиссии.
- Утверждение списка рабочих мест, на которых на которых будет проведена СОУТ.
- Выбор исполнителя: сторонней экспертной организации, которая вправе проводить специальную оценку условий труда. Выбранная организация-исполнитель привлекается на основании договора. Представители организации не включаются в состав комиссии, оставаясь в ходе процедуры незаинтересованной стороной.
Что такое внеплановая специальная оценка условий труда и как она проводится?
Иногда возникает необходимость провести внеплановую специальную оценку условий труда. В Законе 426-ФЗ перечислены ситуации, когда она требуется:
- Создание в компании (на предприятии) новых рабочих мест
- Несчастные случаи в процессе выполнения каких-либо работ, получение сотрудником травмы (но не в результате действий третьих лиц)
- Выявление профессиональных заболеваний, возникших из-за воздействия вредных или опасных производственных факторов
- Предписание контролирующих органов в связи с выявленными в ходе государственного надзора нарушениями Закона 426-ФЗ или иных нормативно-правовых актов в области охраны труда
- Внедрение новых технологий в процесс производства, а также модернизация производственных линий, использование нового оборудования
- Внесение изменений в состав сырья, используемого для производства продукции. В данном случае проверка проводится лишь при обнаружении новых вредных или опасных факторов, влияющих на здоровье сотрудников
- Обращение профсоюза с обоснованными аргументами в пользу проведения СОУТ вне намеченного графика
Кто проводит специальную оценку труда?
Организовать и оплатить специальную оценку, как ранее и аттестацию рабочих мест, должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). При этом сама оценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).
При выборе такой организации работодателю следует учитывать требования, предъявляемые Законом к специализированным организациям, а именно требования ст. ст. 19 и 22 Закона N 426-ФЗ:
- она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
- в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
- организация должна быть аккредитована в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
- в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей, врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
- в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест устанавливается Правительством РФ.
Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда в 2015 году
Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением трудового законодательства. В 2015 г. административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда установлена ст. 5.27 КоАП РФ. Но основании этой статьи работодателя могут наказать в том числе за непроведение специальной оценки условий труда:
- организации — штрафом от 30 до 50 тыс. руб. или приостановлением деятельности до 90 суток;
- индивидуальных предпринимателей — штрафом от 1 до 5 тыс. руб. или приостановлением деятельности до 90 суток;
- должностных лиц организации — штрафом от 1 до 5 тыс. руб. или дисквалификацией от 1 до 3 лет (при повторном нарушении).
С 1 января 2015 г. в КоАП РФ добавляется новая ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая прямо устанавливает ответственность за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение:
- организацией — предупреждение; штраф от 60 до 80 тыс. руб.; штраф от 100 до 200 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);
- индивидуальным предпринимателем — предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. руб.; штраф от 30 до 40 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);
- должностными лицами — предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. руб.; штраф от 30 до 40 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет (при повторном нарушении).
Когда проводить специальную оценку условий труда
Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.
Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).
Основные положения закона о специальной оценке условий труда
Как мы уже сказали, организация СОУТ — это обязанность каждого работодателя, который имеет наемных сотрудников.
По сути, спецоценка представляет собой мероприятие, направленное на выявление опасных или вредных факторов, способных оказать негативное влияние на здоровье сотрудников. Она призвана определить степень воздействия выявленных факторов на работников, а также выяснить, насколько существующие показатели отличаются от установленных норм. Также в ходе мероприятия выполняется анализ эффективности средств, которые применяются для защиты персонала.
Проведение спецоценки регламентирует Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ( далее — Закон №426-ФЗ ). После принятия данного закона положение о СОУТ было включено в Трудовой кодекс РФ (в статью 212). Методика проведения и форма отчета о проведении СОУТ вместе с классификатором вредных и/или опасных производственных факторов утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 года №33н ( далее — Приказ №33н ).
Порядок контроля над СОУТ до недавнего времени регулировался приказом Минтруда РФ от 21 апреля 2017 года №377н, ему на смену пришел приказ Роструда от 23 августа 2019 года №231, утвердивший новый административный регламент. Этот документ больше предназначен для должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости, но в плане ознакомления может быть полезен для работодателя.
Однако основополагающим актом выступает именно Закон №426-ФЗ.
Обратите внимание
СОУТ проводится специализированными компаниями, к которым предъявляется ряд требований. Сотрудничество компании-работодателя и компании, оказывающей услуги по проведению СОУТ, происходит на основании договора, имеющего гражданско-правовой характер.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
Идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ВОПФ) — сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 1 статьи 10 Закона N 426-ФЗ).
Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей СОУТ, а ее результаты подлежат утверждению комиссией по проведению СОУТ, формируемой работодателем в порядке, предусмотренном Законом N 426-ФЗ.
Идентификация включает в себя следующие этапы:
- Выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников ВОПФ
- Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором
- Принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений ВОПФ
- Оформление результатов идентификации
При осуществлении идентификации потенциально ВОПФ должны учитываться:
- Производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками ВОПФ, которые идентифицируются и при наличии которых в предусмотренных случаях проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры работников
- Результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений ВОПФ
- Случаи производственного травматизма и (или) установления профзаболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте ВОПФ
- Предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально ВОПФ
При осуществлении идентификации у работодателя могут быть запрошены:
- Техническая (эксплуатационная) документация на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте
- Технологическая документации и документы, характеризующие технологический процесс
- Должностные инструкции и иные документы, регламентирующие обязанности работника
- Проекты строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений)
- Документы и сведения, характеризующие применяемые в производстве материалов и сырья (в том числе установленные по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок)
- Декларации о соответствии и (или) сертификаты соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям
- Результаты ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений ВОПФ
Следует учитывать, что указанные документы и сведения предоставляются работодателем только при их наличии.
Вредные и (или) опасные производственные факторы | |
Не идентифицированы | Идентифицированы |
Условия труда на рабочем месте признаются комиссией допустимыми Исследования (испытания) и измерения ВОПФ не проводятся |
Комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений выявленных ВОПФ |
Оформление результатов проведения СОУТ
Отчет о проведении СОУТ составляется организацией, проводящей СОУТ.
Сведения, которые должны быть включены в отчет: |
||
Сведения об организации, проводящей СОУТ, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям |
Перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, с указанием ВОПФ, которые идентифицированы на рабочих местах |
Карты СОУТ, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей СОУТ, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах |
Протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных ВОПФ |
Протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты |
Протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений ВОПФ (при наличии такого решения) |
Сводная ведомость СОУТ |
Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ |
Заключения эксперта организации, проводящей СОУТ |
Законодательство о методике специальной оценки условий труда
Порядок проведения специальной оценки условий труда прописан в Федеральном Законе №426 «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013г, а также Приказе Минтруда № 33 от 24 января 20 14 «Методика проведения специальной оценки условий труда».
Инициатива должна исходить от работодателя. Чтобы подготовиться к процедуре, рекомендуется ознакомиться со всеми требованиями и нюансами на сайте Минтруда. Методика проведения состоит из нескольких этапов:
- поиск оценщика;
- подготовка сопроводительных документов, а именно: издание приказа о необходимости аттестации, поименный список членов комиссии, перечень проверяемых мест, разработка графика;
- анализ и исследование мест трудящихся;
- описание результатов;
- ознакомление работников и управляющего персонала с результатами спецоценки;
- направление данных в архив для хранения до следующей проверки.
Распространенные ошибки, допускаемые при проведении спецоценки
Эксперты, осуществляющие спецоценку, несут ответственность за результаты мероприятия. Специалисты обязаны следить за изменением в законодательстве с исключением противоречащих норм. В процессе изучения условий возможны ошибки:
- Идентификация недостаточного количества факторов влияния либо исследование излишнего количества показателей. В первом случае оценка является недостоверной, во втором варианте излишне увеличиваются сроки и стоимость мероприятия.
- Использование при исследовании приборов, не прошедших поверку.
- Определение факторов с учетом должностных инструкций без рассмотрения фактически исполняемых обязанностей. Работодатель может не внести в инструкцию ряд обязанностей, касающихся особых условий труда.
Рубрика «Вопросы и ответы»
Вопрос №1. Какое должностное лицо может обеспечивать охрану труда предприятия при отсутствии отдельно выделенной штатной единицы?
В отсутствие специалиста по охране труда функции возлагаются на стороннее лицо, принятого по договору ГПХ, или руководителя (ИП).
Вопрос №2. Является ли юридически правомочной оценка, проведенная аттестованной компанией, данные о которой не указаны в реестре официального сайта Минтруда?
Данные о специализированных компаниях публикуются на сайте Минтруда с 2015 года. Информация об организациях постоянно пополняется. К основным условиям относятся аккредитация, наличие соответствующего вида деятельности и штата экспертов.
Вопрос №3. Проводится ли СОУТ в отношении рабочих мест, закрепленных за работником, находящимся в декретном отпуске?
Оценке подлежат условия труда вне зависимости от наличия во время проверки работника в связи с болезнью или отпуском.
Вопрос №4. Как определяются создание нового рабочего места?
Под организацией рабочего места понимают начало производственного процесса на новом месте или создание условий при переезде в другое помещение.
Шаг 3. Составить перечень рабочих мест
Ответ на вопрос о том, как провести спецоценку условий труда (в офисе, на производстве), связан с необходимостью формирования списка мест, подлежащих СОУТ. В перечень нужно включить все рабочие места. А вот необходимость включения рабочих мест как аналогичных определят сотрудники спецорганизации, проводящей оценку.
Рабочее место — это то, где сотрудник обязан быть в связи с его трудовой деятельностью. Оно находится в зоне прямого или косвенного контроля нанимателя (ст. 209 ТК РФ).
426-ФЗ установил, что СОУТ нужно проводить на рабочих местах всех сотрудников, кроме относящихся к категории:
- трудящихся на дому;
- удаленных сотрудников;
- работающих у физлиц, не имеющих статуса ИП;
- работников организаций религиозного характера.
СОУТ нельзя проводить на вакантном рабочем месте (Письмо Минтруда от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041).
До начала спецоценки комиссия определяет список рабочих мест, указав в нем аналогичные. А вот относить ли его к аналогичному, решает эксперт спецорганизации. Далее такое решение утвердит комиссия по СОУТ.
Критериями, по которым рабочее место осносится к аналогичным являются:
- наличие идентичных систем, связанных с освещением, отоплением, кондиционированием и вентиляцией;
- нахождение в одном или идентичных помещениях;
- сотрудники работают по одинаковой профессии, должности;
- трудовой функционал сотрудников аналогичен;
- имеются идентичные СИЗ.
СОУТ проводят по каждому рабочему месту работы из списка, а вот в отношении аналогичных — на 20 % от общего количества таковых. Результат оценки будет распространен на все имеющиеся аналогичные рабочие места.
В перечень надо включить такие сведения:
- Ф.И.О.;
- должность;
- СНИЛС (страховое пенсионное);
- период работы в офисе и за его пределами;
- используемое в процессе деятельности оборудование.
Шаг 6. Получить от исполнителя отчет и утвердить его
По результатам оценки эксперт готовит пакет документов в виде отчета. Форма утверждена приложением 3 к Приказу 33н. В этом же документе содержится инструкция по заполнению формы.
Отчет должен включать следующие документы:
- сведения об организации, которая провела оценку;
- перечень проверенных рабочих мест (с указанием определенных вредных факторов);
- карты спецоценки с информацией о присвоенном классе по условиям труда;
- протоколы проведенных исследований и измерений;
- протокол определения степени эффективности средств защиты;
- единую ведомость спецоценки;
- перечень мероприятий по оптимизации условий труда;
- экспертное заключение.