Содержание принципов права социального обеспечения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Содержание принципов права социального обеспечения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.

Источники права социального обеспечения – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.

Система источников – совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения.

Система источников права социального обеспечения:

а) Конституция РФ, закрепляющая, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность;

б) международные акты:

  • Всеобщая декларация прав человека;

  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

  • Европейская конвенция о социальном обеспечении;

  • Конвенция «О правах ребенка»;

  • Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и др.;

в) Федеральные законы:

  • «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»,;

  • «Об основах социального обслуживания населения в РФ»;

  • «О социальной защите инвалидов в РФ;

  • «О медицинском страховании граждан в РФ»;

г) подзаконные акты:

  1. Указы Президента РФ;

  2. постановления Правительства РФ;

  3. иные нормативные акты: постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»; Приказ Мин-здравсоцразвития России «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».

В последние годы произошло множество изменений. Одним из наиболее существенных изменений на наш взгляд является расслоение на разные структуры и слои общества. Многие из них считаются как наиболее уязвимыми в социальном плане категориях населения, например такие как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также те категории граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки.

С каждым годом это число социально уязвимых групп населения возрастает, и этот процесс совпадает с профессионализацией социальной работы в России, ставшим феноменом на современном этапе развития общества[23].

На сегодняшний день в экономических и социально-политических условиях роль, значение системы социальной защиты населения существенно возросло, что привело к необходимости образования органов и учреждений социального обслуживания, но они оказываются порой единственными структурами, обращение к которым оставляет человеку надежду на получение поддержки и помощи в разрешении его жизненных проблем. Основной проблемой в деятельности таких учреждений это неполнота финансирования, так как присутствует необходимость специализации форм, совершенствование методологии социальной защиты, закупка нового оборудования, а так же затраты на высококвалифицированное кадровое обеспечение.

Кроме этого возникает вопрос о необходимости в передаче основных полномочий по оказанию социальной поддержки населения с федерального и регионального уровня управления на «места», т.е. в муниципалитеты. Так, например, в каждом муниципальном образовании действуют комплексные центры социального обслуживания населения, в которых с 01.11.2013 усилено первичное звено социальных служб, работающих непосредственно с населением (социально-консультативное отделение, отделение социальной помощи семьи и детям), что позволяет внедрить участковый метод работы, внедрение и налаживание контактной формы работы с гражданами, оказавших в трудной жизненной ситуации и обеспечить раннее выявление семейного неблагополучия и принятие необходимых мер.

В настоящее время деятельность органов местного самоуправления в сфере социального обслуживания населения регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» вступил в силу с 1 января 2015 года, который заменил собой федеральные законы от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»[24].

Закон направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, а так же муниципальных образованиях, повышение его уровня, качества и эффективности. Он устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в РФ, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг[25].

К сожалению, в новом Законе не содержится понятия «трудная жизненная ситуация», ранее предусмотренного Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195- ФЗ. Вместо этого четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании. К числу таких обстоятельств относятся: — полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; — наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

— наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

— отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

— наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

Читайте также:  О комиссии и залоге при аренде квартиры

— отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— отсутствие работы и средств к существованию. Иные обстоятельства, наличие которых может быть признано ухудшающим или способным ухудшить условия жизнедеятельности граждан, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Новый закон предполагает индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах. С учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании, орган государственной власти, уполномоченный на осуществление функций в области социального обслуживания субъекта Российской Федерации, определяет индивидуальную потребность в социальных услугах и составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг. Рекомендации по определению индивидуальной потребности в социальных услугах, а также форма индивидуальной программы предоставления социальных услуг утверждаются Минтрудом России[26].

Составленная индивидуальная программа предоставления социальных услуг пересматривается в зависимости от изменения потребности гражданина в социальных услугах не реже чем раз в три года. Социальные услуги предоставляются на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг в суточный срок с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг. В договоре определяются предоставляемые социальные услуги, перечисленные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, их стоимость в случае, если они предоставляются за плату (частичную плату). Форма договора также утверждается Минтрудом России №874н от 10.11.2014 . Примерный перечень услуг предоставляемых органами социальной защиты населения представляется в Постановлении Правительства от 24.11.2014 № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» [27][28].

В субъекте РФ утверждается перечень предоставляемых в различных формах социального обслуживания социальных услуг, на основании утвержденного Правительством РФ примерного перечня видов социальных услуг, а также порядки предоставления социальных услуг, обязательные для исполнения поставщиками социальных услуг на территории субъекта РФ. Минтруд России разрабатывает примерные порядки предоставления социальных услуг по формам социального обслуживания. Так же, в субъектах Российской Федерации формируются и ведутся реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей социальных услуг. Реестр поставщиков социальных услуг размещается в открытом доступе на официальном сайте уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Рекомендации по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг утверждаются Минтрудом России.

За последние годы количество граждан, нуждающихся в социальной защите, значительно возросло, но так же возросло и количество принятых мер социальной помощи. Социальная помощь, к сожалению, оказывалась не всем гражданам, а приблизительно 85%, но работа над этим продолжается и количество принятых мер социальной помощи близится к стопроцентному результату.

В данной работе рассмотрено функционирование системы права социального обеспечения в РФ, которая реализует принципы и функции социального государства на основе созданной законодательной базы и целого набора инструментов регулирования экономических, правовых, социальных вопросов возникающих в обществе.

В результате проведённого исследования нами были сделаны следующие выводы:

1) Необходимо реформирование отечественного права социального обеспечения, что без разработки основательной и действенной правовой базы не представляется возможным. 2) Факторами, вызывающими данную необходимость, являются быстрый рост числа юридических норм в сфере социального обеспечения, отсутствие строгих системных начал в социальном законодательстве, появление противоречий в сфере реализации его функций.

3) В процессе реформирования должны быть решены определенные задачи по разработке научно-практических комментариев к ним, созданию доступных для массовой аудитории предметных компьютерных баз данных с текстами нормативных правовых актов. Реализация этих задач будет способствовать повышению качества правового регулирования и тем самым повышению функциональности государственного управления в сфере социального беспечения. Мерой, способствующей более высокой эффективности законодательного регулирования социального обеспечения, является повышение информированности общества о том, какие законопроекты рассматриваются в Государственной Думе и Совете Федерации. Это особенно значимо в условиях малой доступности для граждан правовой информации, невозможности четко определить приоритетность действий норм одного акта перед нормами другого акта.

4) Представляется, что общим объединяющим признаком в деле правотворчества в сфере социального обеспечения граждан должен стать принцип «опережающей регламентации», в соответствии с которым лучше создать нормативный правовой акт до того, как общественные отношения сформировались произвольно, без учета государственной политики и общественных интересов.

5) В каком бы направлении ни развивалось нормотворчество, при формировании законодательства в столь важной сфере необходимо соблюдать следующие принципы:

  • защита прав человека и гражданина в сфере социального обеспечения и обеспечение государственных гарантий, связанных с этими правами;
  • доступность социальной помощи населению;
  • ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан в области социального обеспечения («соц. пакет»).

Но так же ясно, что одним редактированием законов невозможно решить проблемы реализации права граждан на социальную защиту. Требуется создание необходимых условий, гарантий, предпосылок, механизмов реализации прав индивида, прежде всего социально-экономических и личных, т. е. преодоление кризиса. При этом важно, чтобы действовали не только юридические, но и социальные, политические, организационные и иные гарантии прав личности.

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г.:

– устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

– регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования;

Читайте также:  С 1 января 2023 года введут новое пособие на детей

– определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Федеральный закон состоит из 6 глав (31 статьи).

Глава 1 «Общие положения»:

1) определяет предмет регулирования закона;

2) закрепляет, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:

– Конституции Российской Федерации;

– законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

– Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации;

3) дает основные понятия, используемые в законе.

Глава 2 «Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию» определяет, что субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Глава 3 «Права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования» раскрывает правомочия каждого участника правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Глава 4 «Финансовая система обязательного пенсионного страхования» определяет порядок формирования и расходования средств бюджета ПФР, закрепляя, что бюджет ПФР формируется за счет:

– страховых взносов;

– средств федерального бюджета;

– сумм пеней и иных финансовых санкций;

– доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

– добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

– иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Глава 5 «Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» раскрывает порядок расчета и уплаты страховых взносов, а также объекты и базу для начисления страховых взносов и возлагает обязанность по контролю за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на налоговые органы.

Глава 6 «Заключительные и переходные положения» регулирует следующие вопросы:

– рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования;

– право застрахованного лица на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд;

– вступление в силу закона (со дня его официального опубликования).

Периоды работы на территории РФ до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием и восстановить их невозможно.

К заявлению гражданина об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должны быть приложены:

1) документ государственного (муниципального)органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия;

2) документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления;

3) справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по свидетельским показаниям.

При утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя (либо иные документы), подтверждающий факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения.

Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.

При установлении периода работы по свидетельским показаниям учитывается:

– период работы начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора;

– свидетельские показания только за тот период совместной работы, когда свидетель достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора.

Установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, форма которого утверждается ПФР по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ.

Указанное решение выносится на основании показаний свидетелей, данных органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, по месту установления пенсии либо по месту жительства свидетеля. В случае, если свидетель не может дать показания по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, свидетельские показания, заверенные вустановленном порядке, могут быть представлены в письменной форме.

В случае, если один из свидетелей дает показания о работе гражданина за больший период, чем другой свидетель, установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

Общеправовые принципы в сфере социального обеспечения граждан

В нашей стране действуют следующие общеправовые принципы, оказывающие наибольшее влияние на правовое регулирование общественных отношений в сфере социального обеспечения граждан. Это равноправие граждан, гарантированность их прав, гуманизм, справедливость, всеобщность (универсальность), всесторонность, доступность, связь с уровнем оплаты труда.

Равноправие граждан – этот правовой принцип закреплен в статье Конституции РФ. Равноправие определяется обычно как равенство прав, обязанностей и ответственности, отсутствие в законодательстве ограничений или привилегий для каких-либо категорий граждан. Оно не тождественно равенству, которое представляет собой равные возможности для удовлетворения потребностей. Рассматриваемый принцип является принципом прямого действия.

Все виды обеспечения в равной степени распространяются на всех граждан, расовая и национальная принадлежность, происхождение, социальное положение, образование, отношение к религии, место жительства и т.д. не имеют значения.

Гарантированность прав граждан реализуется в области социального обеспечения путем обоснования этих прав в Конституции РФ и др. нормативно-правовых актах, но их объем и реализация не должны быть в зависимости от решений должностных лиц и отдельных государственных органов.

Читайте также:  Нужно ли платить налог с продажи дома полученного по наследству

Существенной гарантией для граждан является установление судебного порядка разрешения большинства споров, связанных с социальным обеспечением.

Шагом вперед стало введение норм о регулярном пересмотре размеров пенсии по мере изменения стоимости жизни, что гарантирует социальную защищенность населения.

Реализация гражданами своего права имеет смысл не сама по себе, а только если при этом достигается ожидаемый социальный эффект, цель законодательства. Главная цель всего законодательства в социальном обеспечении – содействие повышению благосостояния народа, его жизненного уровня, предоставление средств в таком объеме, чтобы обеспечить населению достойное существование. Анализ сложившегося уровня социального обеспечения показывает, что даже после повышения размеров многих видов обеспечения, далеко не всегда достигается их надлежащий уровень. В основу всех расчетов положен минимальный размер зарплаты, которая намного ниже прожиточного минимума, что свидетельствует об отступлении от принципа гарантированности права граждан на материальное обеспечение в достаточных размерах.

Bibliograficheskij spisok

  1. Alekseev S.S. Struktura sovetskogo prava. M.: Juridicheskaja literatura, 1975. 264 s.
  2. Andreev V.S. Social’noe obespechenie v SSSR. M.: Juridicheskaja literatura, 1971. 256 s.
  3. Bugrov L.Ju., Vasil’eva Ju.V., Savost’janova V.B. Juridicheskie nauki o klassah principov, dejstvujushhih v oblasti social’nogo obespechenija // Juridicheskoe obrazovanie i nauka. 2004. N 1.
  4. Zaharov M.L., Tuchkova Je.G. Pravo social’nogo obespechenija Rossii: Uchebnik. M., 2004. 608 s.
  5. Machul’skaja E.E. Pravo social’nogo obespechenija v uslovijah rynochnoj jekonomiki: teorija i praktika pravovogo regulirovanija: Dis. … d-ra jurid. nauk. M., 2000. 349 s.
  6. Machul’skaja E.E. Pravo social’nogo obespechenija: Uchebnik. M.: Izdatel’stvo «Jurajt»; ID «Jurajt», 2010. 582 s.
  7. O gosudarstvennoj social’noj pomoshhi: Federal’nyj zakon ot 17 ijulja 1999 g. N 178-FZ // Sobr. zakonodatel’stva Ros. Federacii. 1999. N 29. St. 3699.
  8. O trudovyh pensijah v RF: Federal’nyj zakon ot 17 dekabrja 2001 g. N 173-FZ // Sobr. zakonodatel’stva Ros. Federacii. 2001. N 52. St. 1920.
  9. Ob objazatel’nom pensionnom strahovanii v RF: Federal’nyj zakon ot 15 dekabrja 2001 g. N 167-FZ // Sobr. zakonodatel’stva Ros. Federacii. 2001. N 51. St. 4832.
  10. Ob objazatel’nom social’nom strahovanii na sluchaj vremennoj netrudosposobnosti i v svjazi s materinstvom: Federal’nyj zakon ot 29 dekabrja 2006 g. N 255-FZ // Sobr. zakonodatel’stva Ros. Federacii. 2007. N 1 (1 ch.). St. 18.
  11. Pravo social’nogo obespechenija: Uchebnik dlja bakalavrov / Pod red. V.Sh. Shajhatdinova. M.: Izdatel’stvo «Jurajt», 2013. 654 s.
  12. Fedorova M.Ju. Teoreticheskie problemy pravovogo regulirovanija social’nogo strahovanija: Monografija. Omsk, 2003. 382 s.

Принципы права социального обеспечения представляют собой объективные закономерности, руководящие идеи, которые лежат в основе законодательства о социальном обеспечении и проходят через всю систему социального обеспечения.

Основными принципами права социального обеспечения являются:

1) всеобщность и доступность социального обеспечения;

2) многообразие форм и видов социального обеспечения;

3) осуществление социального обеспечения за счет государственных и общественных средств;

4) единство и дифференциация социального обеспечения;

5) осуществление социального обеспечения в размерах, соответствующих сложившемуся уровню удовлетворения потребностей граждан на определенном этапе развития общества;

6) участие граждан в реализации права на социальное обеспечение;

7) охрана права граждан на социальное обеспечение.

По своей сущности право на социальное обеспечение является всеобщим, так как распространяется на всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 39, 19 Конституции РФ).

Законодательство не устанавливает ограничений для каких-либо категорий граждан в реализации их права на социальное обеспечение. Социальное обеспечение предоставляется гражданам во всех случаях наступления нетрудоспособности (болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца, беременность и роды и т.д.).

Система социального обеспечения характеризуется не только огромными масштабами, но и универсальностью. В ней представлены все формы и виды социального обеспечения, предусмотрен-

ные Международной организацией труда (МОТ) в конвенциях и рекомендациях по социальному обеспечению.

Социальное обеспечение осуществляется за счет социальных фондов. Все виды пенсий и пособий выдаются гражданам, как правило, бесплатно, безвозмездно, безэквивалентно, то есть взамен их гражданин не должен производить со своей стороны никаких ответных действий с целью их получения. Однако, социальное обеспечение граждан осуществляется различно, в зависимости от стажа, от условий труда, от причины утраты трудоспособности, от наличия иждивенцев и т.д.

Право и организация социального обеспечения ярче всего проявляется на трудовых пенсиях. Это выплаты, которые происходят каждый месяц, для страхования лиц, которые больше не могут продолжать трудовую деятельность. Пенсии могут выдаваться на разных основаниях: общих и досрочных. Порядок начисления досрочных пенсий отдельно оговорен в законодательстве. Однако право и реализация социального обеспечения предполагают получение пенсии лицами, которые не имели трудовой деятельности без веских на то причин. Это означает, что пенсия будет выплачиваться даже тем, кто не работал на государственной основе, то есть не получал официальную зарплату, из которой вычитались отчисления на социальное страхование. Таким людям назначается пенсия в минимальном размере.

Трудовая пенсия может начисляться по инвалидности. В таком случае всё зависит от того, зарегистрирован ли человек в определённых государственных структурах, обеспечивающих социальную помощь. В любом случае он имеет на это право. И организация социального обеспечения во многом зависит от людей, которых вы сами выбираете в местные органы власти — помните об этом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *