Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Народная пенсия в Эстонии в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Традиционно, индексация пособий для пожилых граждан в этой стране производится в апреле месяце. Правительство утверждает так называемый пенсионный индекс и в соответствии с ним увеличиваются и пенсии. В зависимости от поступлений средств за счет пенсионного страхования пособие может и не измениться, хотя подобное бывает редко. С учетом всех коэффициентов и индексов на более существенный рост пенсий могут рассчитывать граждане с большим трудовым стажем. Это логично и правильно. Кстати, в этом году рост пособий был очень существенным – более 13%. Точных сведений о том, насколько в 2024 году вырастут пенсии эстонцев, пока нет. Зато уже известно, что работающих граждан ожидает рост налогов с оборота с нынешних 20% до 22%, а также другие неприятные изменения, из-за чего стоимость жизни вырастет. Например, право на вычет из облагаемого налогом дохода останется лишь в части пожертвований на благотворительность и учебу.
Будет ли повышение пенсии в 2024 в Эстонии?
Какая пенсия в Эстонии выплачивается иностранцам
Российские граждане пенсионного возраста, выбравшие Эстонию местом своего постоянного проживания, могут перевести сюда заработанную в России пенсию. Для этого необходимо подать заявление в ПФР (до переезда) или в посольство Эстонской Республики.
В соответствии с принятым российскими властями постановлением, пенсионеры, оформившие пенсию после 2015 года, будут получать пенсию в Эстонии в рублях. Для получения социальной выплаты необходимо будет открыть личный счет в российском банке и обзавестись картой «МИР», на которую делаются перечисления из ПФР. Следует иметь в виду, что социальные пособия, полученные переводом из-за рубежа, в Эстонской Республике облагаются налогом.
Российские граждане, которые достигли пенсионного возраста непосредственно в Эстонии, необходимо будет подтвердить свой стаж и обратиться в Департамент социального страхования для начисления пенсионных выплат. Годы стажа, отработанные за пределами Республики, будут учитываться при расчете пенсии.
Размер ежемесячного денежного пособия
Число пенсионеров в Эстонской Республике составляет в настоящее время примерно 415 тысяч человек.
Достигшим пенсионного возраста выплачивается пенсия по возрасту или народная пенсия. Право на получение государственной пенсии наступает у граждан страны и иностранцев, имеющие в ней ПМЖ при наличии у них трудового стажа, заработанного на территории Эстонии. Он должен быть не меньше 15 лет. Тому, кто не имеет такой стаж государство выплачивает народную пенсию.
Размер народной пенсии в 2016 году составляет 158,37 евро. Сумма трудовой пенсии граждан имеющих стаж 15 лет — 222,93 евро, 30 лет — 301,61 лет, 40 лет — 354,06 евро, свыше 44 лет — 375,04 евро. В 2017 году ожидается повышение пенсии на 5,7%.
Виды выплат для пенсионеров
Граждане могут получать различные виды пенсий:
- Государственные — по старости (обязательно стаж 15 лет), получение инвалидности, потеря источника дохода, досрочная, поддержка (для имеющих только минимальную пенсию — через 5 лет после назначения).
- Народная — если не хватает стажа: достижение установленного возраста и потеря кормильца.
- Льготная— зависит от сферы профессиональной деятельности: вредные специальности из перечней №1 и 2, работа в полиции, судьей, прокурором и другие.
Важная информация от BBQcash: каждый год такой работы дает увеличение на €5,7.
- За выслугу лет — доступна при работе в полиции, спасательной службе, тюрьме, гражданской авиации, горной или текстильной промышленности, на флоте и др.
- По случаю потери кормильца — выплачивают членам семьи при определенном стаже умершего. Претенденты: дети 18-24 года, супруг или родители, если они пенсионеры или имеют ограниченную трудоспособность.
- По нетрудоспособности — есть заключение о невозможности работать. Бывает полная и частичная — выплаты назначают при потере 40-100 %.
Изменения пенсий в Эстонии в 2024 году:
В 2024 году пенсионная система в Эстонии будет подвергнута нескольким изменениям, которые затронут размеры пенсий и возможности получения пенсионных выплат.
Одним из главных изменений будет повышение базовой пенсии. Согласно новым правилам, размер базовой пенсии будет увеличен на 5 процентов. Это означает, что пожилые люди получат больше денег каждый месяц для покрытия своих основных нужд.
Кроме повышения базовой пенсии, также будет изменена система расчета стажа. Вместо ранее применявшейся методики, стаж будет рассчитываться исходя из фактически отработанных дней. Это позволит людям с нерегулярной и нестандартной занятостью получать более справедливую пенсию, основанную на их реальном вкладе в систему.
Кроме того, в 2024 году будет увеличена возрастная граница для выхода на пенсию. Согласно новым правилам, женщины смогут уйти на пенсию после достижения 62 лет, а мужчины — после достижения 65 лет. Это сделано для увеличения размера пенсий и стимулирования людей работать дольше, чтобы получить более выгодную пенсию в будущем.
Досрочная пенсия по старости
C 2021 года досрочная пенсия по старости является постепенно исчезающим видом пенсии.
В 2021–2025 годах пенсионный стаж, требуемый для досрочного выхода на пенсию, год от года растет, а с 2026 года этот вид пенсии будет упразднен.
Вместо этого с 2021 года есть возможность максимум на пять лет раньше пенсионного возраста выйти на гибкую пенсию по старости (подробнее читайте здесь).
В 2021–2025 г.г. желающие выйти на пенсию раньше срока смогут самостоятельно выбрать между досрочной пенсией по старости и гибкой пенсией по старости.
При досрочной пенсии по старости изменится только требование к пенсионному стажу, который будет каждый календарный год увеличиваться на один год. Прочие условия остаются без изменений.
Год выхода на пенсию |
Обязательный пенсионный стаж |
2021 |
16 лет |
2022 |
17 лет |
2023 |
18 лет |
2024 |
19 лет |
2025 |
20 лет |
МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
(Таллин, 14 июля 2011 года)
Российская Федерация и Эстонская Республика, в дальнейшем именуемые Договаривающимися Сторонами,
стремясь развивать сотрудничество в области пенсионного обеспечения,
договорились о нижеследующем:
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. В настоящем Договоре используются следующие понятия:
1) «законодательство» — законы и другие нормативные правовые акты Договаривающихся Сторон, регулирующие правоотношения, указанные в статье 2 настоящего Договора;
2) «уполномоченный орган власти»:
в Российской Федерации — Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
в Эстонской Республике — Министерство социальных дел Эстонской Республики;
3) «компетентное учреждение» — учреждение (организация), на которое возложено применение законодательства Договаривающихся Сторон;
4) «пенсионный стаж»:
в Российской Федерации — период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации;
в Эстонской Республике — период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров;
в Российской Федерации — денежные выплаты, включая все их составные части и все повышения, надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, за исключением накопительной части трудовой пенсии по старости;
в Эстонской Республике — периодические денежные выплаты, предусмотренные законодательством Эстонской Республики в случае старости, стойкой нетрудоспособности или потери кормильца, за исключением накопительной пенсии и пенсионных льгот для репрессированных лиц;
в Российской Федерации — постоянное или временное проживание (место жительства) на законных основаниях на территории Российской Федерации;
в Эстонской Республике — проживание на территории Эстонской Республики в качестве постоянного жителя, или на основании срочного вида на жительство, или права на проживание.
2. Другие понятия, используемые в настоящем Договоре, имеют значения, которые им придаются законодательством и иными соответствующими нормативными правовыми актами каждой Договаривающейся Стороны.
Сфера применения (предмет) Договора
Настоящий Договор распространяется на отношения, относящиеся:
1) в Российской Федерации к:
трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;
2) в Эстонской Республике — к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию.
Настоящий Договор применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 настоящего Договора.
Лица, определенные в статье 3 настоящего Договора для одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся Стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны в отношении того, что изложено в статье 2 настоящего Договора.
1. При назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.
2. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию.
3. Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.
4. В случае если общая продолжительность пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны, составляет менее одного года и этот стаж не дает права на пенсию, то данный стаж засчитывается компетентным учреждением другой Договаривающейся Стороны при условии, что с учетом пенсионного стажа, приобретенного на территории этой другой Договаривающейся Стороны, возникает право на пенсию.
5. Лицу, получающему пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности) от одной Договаривающейся Стороны, не назначается пенсия по случаю потери кормильца на основании законодательства другой Договаривающейся Стороны. При этом лицо, получающее пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности), по своему выбору имеет право ходатайствовать о назначении ему пенсии по случаю потери кормильца. В случае выплаты лицу пенсии по случаю потери кормильца одной из Договаривающихся Сторон не назначается пенсия иного вида другой Договаривающейся Стороной. Выплата назначенной одной Договаривающейся Стороной пенсии по случаю потери кормильца прекращается, если другая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности).
6. Социальная пенсия в Российской Федерации назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. В случае перемены места проживания в связи с переездом лица с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны выплату пенсии, в том числе назначенной по законодательству одной из Договаривающихся Сторон, продолжает Договаривающаяся Сторона, назначившая пенсию, кроме социальной пенсии в Российской Федерации и народной пенсии в Эстонской Республике.
1. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
2. Если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, то исчисление размера пенсии, соответствующего пенсионному стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, производится следующим образом: размер пенсии, определенный согласно законодательству Российской Федерации, делится для мужчин — на 300 месяцев, для женщин — на 240 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося пенсионного стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается). При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Договора в пенсионный стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается пенсионный стаж, приобретенный на территории Эстонской Республики.
Для поддержания социальной стабильности государство должно обеспечивать пенсиями нетрудоспособную часть населения, не достигшую пенсионного возраста и физически не способную уплачивать страховые взносы.
Виды пособий, в зависимости от обстоятельств их назначения, подразделяются на несколько категорий.
Тип пенсий | Администрирующая организация | Вид выплат |
---|---|---|
Государственная (1 ступень) | Департамент социального страхования | · пенсия по возрасту, в том числе досрочная, отсроченная и льготная; |
· по потере кормильца; | ||
· по нетрудоспособности (инвалидности); | ||
· народная пенсия (если человек прожил в стране не менее 5 лет, но страховой стаж у него отсутствует); | ||
· родительская надбавка за воспитание детей (за каждого ребенка, родившегося с 31 декабря 1980 года) | ||
Накопительная (2 ступень) | Негосударственные пенсионные фонды (обязательные в Эстонии) | 6 % начисленной заработной платы ежемесячно накапливаются на счете будущего пенсионера, открытом в одном из негосударственных пенсионных фондов. |
Деньги можно получать только после получения права на пенсию по возрасту | ||
Дополнительная накопительная часть (3 ступень) | Страховые компании и банки по выбору работающего | Накопленные взносы и заработанная страховая премия могут выплачиваться в любой момент начиная с 55 лет. Выплата может быть ежемесячной или выдаваться разово (по желанию клиента). |
Разновидности государственных пособий
Предполагается, что пенсия в Эстонии в 2021 году может быть нескольких видов:
- Государственную – по старости (рабочий стаж более 15 лет), инвалидность, безработица, поддержка (для тех, кто получает минимальную пенсию, назначается спустя 5 лет).
- Народную – назначается при отсутствии положенных 15 лет рабочего стажа.
- Льготную получают люди, занятые в определенных сферах деятельности: полиция, социальная работа, образование и другие.
- За выслугу лет – получают работники полиции, спасательных служб, флота, горной промышленности и прочие;
- Потеря кормильца – получают члены семьи (супруг/супруга, дети в возрасте 18-24 года, родители-пенсионеры), при условии, что у погибшего был определенный стаж работы.
- По нетрудоспособности – при наличии у претендента заключения о невозможности работать.
Для поддержания социальной стабильности государство должно обеспечивать пенсиями нетрудоспособную часть населения, не достигшую пенсионного возраста и физически не способную уплачивать страховые взносы.
Виды пособий, в зависимости от обстоятельств их назначения, подразделяются на несколько категорий.
Тип пенсий | Администрирующая организация | Вид выплат |
Государственная (1 ступень) | · пенсия по возрасту, в том числе досрочная, отсроченная и льготная; | |
· по потере кормильца; | ||
· по нетрудоспособности (инвалидности); | ||
· народная пенсия (если человек прожил в стране не менее 5 лет, но страховой стаж у него отсутствует); | ||
· родительская надбавка за воспитание детей (за каждого ребенка, родившегося с 31 декабря 1980 года) | ||
Накопительная (2 ступень) | (обязательные в Эстонии) | 6 % начисленной заработной платы ежемесячно накапливаются на счете будущего пенсионера, открытом в одном из негосударственных пенсионных фондов. |
Деньги можно получать только после получения права на пенсию по возрасту | ||
Дополнительная накопительная часть (3 ступень) | Страховые компании и банки по выбору работающего | Накопленные взносы и заработанная страховая премия могут выплачиваться в любой момент начиная с 55 лет. Выплата может быть ежемесячной или выдаваться разово (по желанию клиента). |
Схемы пенсионных выплат
Выплаты в Эстонии начисляются по нескольким схемам:
- Пенсия по выбытии
Выплата производится из имеющихся средств на счете или из капитала «сегодняшних» налогоплательщиков. Схема не слишком актуальна, так как население убывает и создает отрицательный прирост.
- Пенсия с оговоренным взносом
Подразумевает назначение точной суммы регулярного взноса в пенсионный фонд (процент от дохода), которая не имеет гарантийный характер и зависит от продолжительности схемы.
- Схема с назначенным размером выплат
Основана на заданном размере суммы выплат при выходе на пенсию. Взносы зависят напрямую от желаемого результата, стажа и размера заработной платы в допенсионный период.
- Выплаты
Зависят от суммы накоплений на момент достижения пенсионного возраста.
Пенсионное обеспечение в Эстонии
Заботясь о том, чтобы каждый эстонский пенсионер мог позволить себе поддерживать привычный уровень жизни после окончания трудовой деятельности, власти Эстонии активно пропагандируют идею участия в системе добровольного пенсионного страхования. Это позволит человеку сохранить свой доход на уровне 65-70 % от заработка, тогда как обязательное государственное обеспечение обычно не превышает 40 %.
Особенно актуально это для тех, кто не подпадает под действие второй ступени страхования (родился до 1983 года и не присоединился к ней добровольно) или приехал в Эстонию из-за границы.
Одной из особенностей пенсионной системы Эстонии является возможность получения преждевременной или, напротив, отложенной пенсии. Первый вариант предполагает, что гражданин вправе выйти на заслуженный отдых за 3 года до достижения необходимого возраста. При этом он обязательно должен представить документы, подтверждающие наличие 15-летнего стажа работы.
Важно учитывать, что преждевременный выход на пенсию связан с некоторым сокращением будущих выплат. Так, за каждый досрочный месяц, гражданин будет получать 0,4%. Если житель Эстонии решил получать выплаты на 3 года раньше, то он потеряет порядка 14,4% от общих выплат.
Следует помнить о том, что после оформления преждевременного получения пособия, от него нельзя будет отказаться.
Второй вариант — отложенная пенсия, призван увеличить размер будущих выплат гражданам за счет каждого лишнего месяца. Надбавка составляет 0,9% ежемесячно, а сроки выхода при подобном варианте действий ничем не ограничены. Это означает, что за дополнительные три года гражданин сможет повысить размер пенсии на 27%.
В Эстонии существует несколько схем, по которым рассчитывается пенсия. Есть пенсия по выбытию. В этом случае выплата гражданину производится из тех средств, которые имеются у него на счете, или из капитала нынешнего трудоспособного населения. Эта схема мало используется, потому что не является слишком актуальной из-за того, что население постоянно убывает и наблюдается отрицательный прирост.
Еще один вариант — пенсия с оговоренным взносом. В этом случае подразумевается назначение конкретной суммы, которую будущий пенсионер систематически вносит в фонд (например, процент от дохода гражданина), однако такая схема не имеет практически никаких гарантий, находясь в прямой зависимости от продолжительности схемы.
Наконец, существует схема с назначенным размером выплат. Она основывается на заданном размере суммы при выходе на пенсию. При этом взносы напрямую зависят от результата, на который вы рассчитываете, а также размера вашей заработной платы в допенсионный период и стажа.
Согласно Соглашению между правительством Финляндской республики и правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 4 мая 1996 года, статья 18 устанавливает, что любые пенсии и пособия, периодические или единовременные, выплачиваемые в соответствии с законодательством о социальном обеспечении или из любого государственного фонда, образованного стороной договора для осуществления социальных выплат, облагается налогом только в этом государстве, то есть по месту выплаты. В случае если вы проживаете в Финляндии, а кроме прочего, пенсию получаете и в России, то вам необходимо уведомить налоговые органы по месту своего жительства и представить квитанции об удержании налогов в России, если таковые есть.
Специфика третьего уровня пенсии
Многие частные фонды и страховые организации предоставляют услугу добровольного накопительного страхования. Эта система предоставляет гибкие условия, что делает процедуру выплат максимально комфортной для человека.
Клиент вправе регулировать размер и частоту взносов, взять платежный отпуск или досрочно расторгнуть договор. Первые начисления из фонда можно получить уже в возрасте 55-ти лет.
При использовании данной программы, эстонец получает налоговые льготы. При доходе менее 6000 евро в год, пенсионера выплачивают компенсацию подоходного налога. В случае заключения бессрочного контракта, существует возможность полного освобождения от уплаты налогов.
Можно сказать, что пенсионной системе Эстонии характерна прозрачная схема расчета. Среднестатистический эстонский пенсионер получает выплаты, размер которых на порядок выше, чем у российского гражданина. Это позволяет поддерживать комфортный для него уровень жизни и избавляет от лишних хлопот и переживаний.
Перевод пенсии из Эстонии в Россию
Эстония и Россия заключили договор о взаимном поддержании пенсионеров. В обеих странах размер данной выплаты напрямую зависит от трудового стажа, полученного на территории каждого государства в отдельности.
Если на пенсии человек переезжает из России в Эстонию или наоборот, то денежную выплату ему осуществляет та страна, которая производила накопление средств.
Граждане Эстонии, оказавшиеся в России, лишаются народной части пенсии, но получают право на льготы со стороны России.
Из недостатков такого переезда отмечаются:
- отсутствие пенсии по потере работающего члена семьи;
- при зачислении средств на счет банка, происходит перевод евро в рубли. Из-за разницы курса и процента банка за обслуживание теряется некоторая сумма денег.
Пенсия выплачивается в специализированном учреждении 20 числа каждого второго месяца квартала. Курс обмена валюты соответствует Центробанку.