Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Могут ли противотуманки заменить ближний свет фар днем?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обязательно включать этот свет в туннеле, даже если это день или в туннеле есть освещение. Данное правило введено на случай внезапного отключения освещения. Если у автомобиля в такой ситуации не будет включен ближний свет фар, то это может привести к аварии. Произойти авария может за те секунды, что понадобятся водителю для включения ближнего света, в то время как его автомобиль будет двигаться в абсолютной темноте.
Можно ли установить ПТФ на автомобиль?
А вот здесь ситуация более интересная. В одной из прошлых статей мы выясняли, что установка компонентов на автомобиль, которые не устанавливались заводом-изготовителем (конкретно на вашу модификацию и комплектацию транспортного средства), является внесением изменений в конструкцию. И для этого нужно получать разрешение ГИБДД вместе с проверкой соответствия безопасности и получением сертификата об этом.
Однако, здесь для вас может быть и хорошая новость. Если на ваш автомобиль в другой модификации ставятся противотуманные фары, к примеру, но в вашей их нет, но чаще всего вы их можете установить и на свою машину без получения вышеуказанного разрешения.
Правила использования световых приборов
Выше подробно рассмотрены правила использования фар и фонарей в различных ситуациях, однако запомнить их не так-то и просто. Поэтому рассмотрим их в более компактном виде.
Запрещается:
- использовать задний противотуманный фонарь при хорошей видимости;
- использовать дальний свет в населенных пунктах на освещенных дорогах, при встречном разъезде, при ослеплении попутных или встречных водителей;
- не использовать ближний или дальний свет ночью, при недостаточной видимости, в тоннеле;
- не использовать ДХО, ближний свет или ПТФ днем;
- не использовать габариты при стоянке в условиях недостаточной видимости или на неосвещенном участке дороги ночью.
Все остальные варианты и комбинации световых приборов нарушением не являются.
Все меры ответственности за нарушения перечня условий, при которых запрещается ездить на машине, в 2020 году регулирует статья 12.5 КоАП. И её первая часть устанавливает штраф за отсутствие ПТФ как одно из таких условий:
1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску эксплуатация транспортного средства запрещена, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Таким образом, без противотуманок ездить нельзя, и штраф за это 500 рублей. В редких случаях можно отделаться и предупреждением. Но последнее выносится, действительно, в очень редких случаях. Даже при обжалованиях штрафа судьи и начальники ГИБДД, согласно судебной практики, практически никогда не заменяют финансовую санкцию предупреждением.
Данный штраф за отсутствие противотуманных фар можно оплатить со скидкой 50% в течение первых 20 дней со дня вынесения постановления, а других мер обеспечения (эвакуация, запрещения эксплуатации) не предусмотрено.
Но в 2020 году более страшная ответственность за отсутствие ПТФ, о ней мы и поговорим!
Когда какой свет фар надо включать
Обязательно включать этот свет в туннеле, даже если это день или в туннеле есть освещение. Данное правило введено на случай внезапного отключения освещения. Если у автомобиля в такой ситуации не будет включен ближний свет фар, то это может привести к аварии. Произойти авария может за те секунды, что понадобятся водителю для включения ближнего света, в то время как его автомобиль будет двигаться в абсолютной темноте.
Интересно почитать: Могут ли за неуплату алиментов с банковской карты неплатильщика списать деньги в минус
Не на каждом автомобиле имеются противотуманные фары. Иногда сами водители оборудуют ими свою машину, правила этого не запрещают. Непосредственное предназначение этих фар — освещать дорогу, когда идет дождь или опускается туман. Если вы не очень хорошо видите дорогу впереди себя, вы должны включить противотуманные фары вместе с ближним или дальним светом фар.
Особенности использования ПТФ в 2020 г.
Первый логичный вывод сделано: водитель может использовать противотуманные фары днем. Другой вопрос: нужно ли их всегда включать или можно без них передвигаться по трассе?
И здесь интересный факт: по ПДД субъект вообще может не использовать такой элемент авто. Ведь сейчас даже по Техническому регламенту новые авто не обязаны иметь в комплектации ПТФ. Логично, что гражданин не может включить то, чего нет. Следовательно, и отвечать за такое управление ТС без фар он не может.
Вопрос другого характера: обязан ли водитель использовать противотуманные фары ночью? Тоже нет. Ведь действующие ПДД не содержат четко прописанной нормы, в которой говорится о следующем: субъект обязан включать ПТФ ночью. Если такого нет в законе, следовательно, и выполнять его не стоит.
В начале прошлого столетия с использованием оптического оборудования на автомобилях все было просто и понятно. Машины имели только передние фары, которые включались исключительно в темное время суток и задние фонари. Бесполезность фар в дневное время даже привела к моде так называемых поднимающихся фар, когда днем оптика была скрыта. Все изменилось с увеличением автомобильного трафика, когда частота происшествий вынудила правительства государств, а также руководство автомобильных компаний задуматься об улучшении видимости автомобилей на дорогах в том числе и днем. Сначала водителей обязали включать фары ближнего света в дневное время, а потом автопроизводители начали устанавливать на машинах дневные ходовые огни, которые автоматически включаются при работающем двигателе и горят всегда вне зависимости от условий видимости.
Если ехать в тумане и отсутствуют ПТФ – что делать?
Правила, как мы уже упомянули выше, регулируют использование внешних световых приборов – конкретно раздел 19 устанавливает, при каких условиях какие приборы света нужно и можно использовать. Что касается противотуманных огней то они включаются:
- в условиях недостаточной видимости (сюда включены туман, сумерки и любая видимость менее 300 метров),
- ПТФ также нужно включать при их присутствии, когда на улице темно и только на неосвещённых участках дорог вместе с головным светом фар,
- вместо дневных ходовых огней днём,
- вместе с габаритами в условиях недостаточной видимости при остановке/стоянке на неосвещённом участке дороги (обратите внимание, в дорогу по ПДД включаются обочины и тротуары).
Но главная тонкость в том, что нет обязанности использовать противотуманки во всех вышеперечисленных случаях.
Все меры ответственности за нарушения перечня условий, при которых запрещается ездить на машине, в 2020 году регулирует статья 12.5 КоАП. И её первая часть устанавливает штраф за отсутствие ПТФ как одно из таких условий:
1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску эксплуатация транспортного средства запрещена, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Таким образом, без противотуманок ездить нельзя, и штраф за это 500 рублей. В редких случаях можно отделаться и предупреждением. Но последнее выносится, действительно, в очень редких случаях. Даже при обжалованиях штрафа судьи и начальники ГИБДД, согласно судебной практики, практически никогда не заменяют финансовую санкцию предупреждением.
Данный штраф за отсутствие противотуманных фар можно оплатить со скидкой 50% в течение первых 20 дней со дня вынесения постановления, а других мер обеспечения (эвакуация, запрещения эксплуатации) не предусмотрено.
Но в 2020 году более страшная ответственность за отсутствие ПТФ, о ней мы и поговорим!
Особенности установки противотуманных фар
Перед покупкой противотуманных фар автовладельцу следует определиться с местом их установки на авто. Многие иномарки имеют в переднем бампере специальные ниши, предназначенные для установки дополнительной оптики. Соответственно под эти формы и размеры автомобилисту и нужно подбирать подходящие противотуманки.
Некоторые поклонники внедорожников монтируют дополнительные фонари на уровне со штатной оптикой или на крыше автомобиля. В этом случае подойдут ПТФ любого размера и формы. Важно, чтобы в комплекте были подходящие кронштейны для их надежного крепления.
Кроме самих противотуманных фар в магазине или на рынке нужно приобрести некоторые дополнительные материалы для их установки:
- электрические провода,
- клеммы для соединения проводов,
- кнопку или ручку включения «противотуманок»,
- предохранитель на 20-30 А,
- четырехконтактное реле.
Типы и конструкция противотуманных фар
Противотуманные фары можно разделить на группы по назначению и спектральному составу излучаемого света.
По назначению противотуманки бывают:
- Передние — для освещения дороги перед автомобилем, устанавливаются в передней части ТС;
- Задние — для улучшения видимости автомобиля, устанавливаются в задней части ТС.
Осветительные приборы, устанавливаемые в передней части авто, принято называть противотуманными фарами, так как они предназначены для улучшения характеристик освещенности дорожного полотна и улучшения условий видимости для водителя данного транспортного средства. Данные приборы выполняют те же функции, что и головной свет, но в условиях недостаточной видимости.
Прибор, устанавливаемый в задней части автомобиля, принято называть противотуманным фонарем, так как его основное назначение — улучшение видимости самого транспортного средства водителям движущихся позади автомобилей. Данные приборы выполняют те же функции, что и задние габаритные огни, но в условиях недостаточной видимости.
По спектральному составу света противотуманные фары и фонари бывают:
- Белые — оборудуются обычным прозрачным рассеивателем;
- Желтые — оборудуются рассеивателем желтого цвета;
- Красные — только задние фонари, оборудуются рассеивателем красного цвета.
Особо отметим, что цвет ПТФ не влияет на качество освещения дороги во время тумана, однако влияет на восприятие дорожной обстановки водителем. Использование фар желтого цвета (а точнее — селективного желтого, в нем значительно ослаблена голубая часть спектра) обусловлено физиологическими особенностями нашего зрительного аппарата. Человеческий глаз наиболее восприимчив к желто-зеленому участку спектра, поэтому предметы желтого цвета и предметы, освещенные желтым светом, мы воспринимаем быстрее, лучше и четче прочих. Поэтому в свете желтой противотуманной фары предметы будут казаться более контрастными, что в ряде случаев повышает безопасность.
Однако принцип работы ПТФ заключен не в цвете ее рассеивателя, а в направлении и форме светового луча, и особенностях установки. Противотуманные фары имеют две ключевых особенности:
Формирование светового пучка
- Формирование светового пучка, направленного непосредственно над дорожным покрытием — пучок имеет четкую верхнюю границу и направлен вперед-вниз;
- Установка невысокого над дорожным покрытием, чем достигается освещение полотна под слоем тумана.
Таким образом, противотуманная фара светит не в сам туман, а непосредственно на дорожное полотно. Формирование направленного светового пучка предотвращает лишнее рассеивание света в тумане (на снежинках, каплях или пылинках), что и обеспечивает улучшение видимости дороги и дорожной обстановки.
Конструктивно ПТФ и фонари аналогичны фарам ближнего света. Их основу составляет корпус, внутри которого расположен рефлектор (отражатель) с лампой (или светодиодным излучателем), и закрытый прозрачным рассеивателем. Для обеспечения направленного светового потока, имеющего четкую верхнюю границу, используется рефлектор определенной формы, а лампа устанавливается не в самом фокусе рефлектора, а с некоторым смещением. При такой конструкции свет от лампы отражается верхней частью рефлектора вперед-вниз, поэтому световой пучок стелется над дорогой.
При этом противотуманные фары и фонари могут быть двух типов:
- Корпусные — оформляются в собственный корпус, могут устанавливаться на различные транспортные средства, в том числе и на те, которые не были оборудованы данным типом огней;
- Бескорпусные (встраиваемые) — имеют форму и конфигурацию для установки в штатные места, предусмотренные в конструкции транспортного средства.
Независимо от типа, все противотуманные фары и фонари изготавливаются и устанавливаются на транспортные средства в соответствии с действующими государственными стандартами.
Требования ГОСТ по установке ДХО
Согласно ГОСТ Р 41.48-2004 установка и подключение ходовых огней своими руками должны производиться строго по следующим требованиям:
- От края кузова машины до ДХО должно быть выдержано расстояние в 600 мм. Допускается уменьшение этого показателя до 400 мм, но только в случае если габаритная ширина машины составляет менее 1,3 м (пункт 6.19.4.1).
- Расстояние от уровня грунта до световых элементов должно быть в диапазоне от 250 мм до 1500 мм (пункт 6.19.4.2).
- ДХО должны быть направлены вперед и установлены на передней части автотранспортного средства (пункт 6.19.4.3).
- Выдерживается определенная геометрическая видимость. Согласно пункту 6.19.5 горизонтальный угол бета должен составить 20 градусов внутрь и наружу, а альфа – 10 градусов вниз от горизонтали и вверх.
Можно ли использовать противотуманки вместо ближнего света
Если вы часто ездите по трассе, то наверняка видите немало авто, у которых выключен ближний свет, но горят «противотуманки». Стоит ли так делать и не нарушение ли это ПДД?
Почему противотуманки включают водители, понять можно. Ведь в ПДД сказано, что законная альтернатива ближнему свету, это дневные ходовые огни. Кажется, что и ПТФ в таком случае хорошая альтернатива. Однако, все-таки ходовые огни и противотуманные фары разные вещи. И отличия между ними есть весьма серьезные. Но начну с разницы ДХО и габаритных огней.
Сегодня дизайнерские решения в плане фар у автопроизводителей пестрят разнообразием. Поэтому особенно неопытные водители часто не понимают, горят у них ходовые или габариты. Делают так автопроизводители по понятной причине — нужны оригинальность и новшества. И это очень важный и не особо приятный момент. Если вы включаете ДХО, ничего не нарушаете, а вот если включаете габариты, то это нарушение. Так как они не являются законной альтернативой ближнего света. Тот факт, что вы перепутали источники света, от штрафа не спасет.
С каким светом фар нужно ездить днем
В начале 2006 года всех российских водителей обязали в дневное время использовать БС при движении вне населенных пунктов. С 20.10.10 этот пункт переработали, и теперь каждый водитель обязан включать БС или ДХО при движении по любым трассам.
Невыполнение этих правил карается штрафом в 500 рублей или предупреждением, поэтому автолюбителям ничего не оставалось, как начать его выполнять. Однако споры о том, насколько это правило эффективно и актуально, не утихали. Одни говорили, что обозначенный светом автомобиль легче увидеть в условиях недостаточной видимости (в тумане, при сильном ливне, сумерках и в лесу), другие же сетовали на то, что из-за такого правила будет выше расход топлива, а лампочки будут перегорать чаще. Попробуем в этом разобраться.
Езда без ближнего света
Некоторые автолюбители забывают включать ближний свет, когда начинают движение на автомобиле. Также случается, что обе фары повреждены из-за аварии или неисправной проводки. Движение на городских дорогах и трассах с выключенным светом фар запрещено!
За езду с выключенным ближним светом предусмотрено официальное предупреждение, сделанное сотрудником ДПС или денежное взыскание 500 рублей (КоАП Российской Федерацией — статья 12.20).
Если
автоинспекторы замечают автомобиль без включенного ближнего света фар, дневных ходовых огней или противотуманных фонарей, такое транспортное средство обязательно будет остановлено. Можно ли ездить на противотуманках без ближнего света.
Противотуманные фары могут использоваться вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 ПДД, т. е. в т. ч. в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения.
Остановка произойдет и в том случае, если ближний свет был включен в зоне видимости автомобиля сотрудниками ГИБДД.
Чтобы на водителя не налагался административный штраф, следует всегда проверять ближний свет фар и противотуманные фонари перед началом движения.
Существуют требования ПДД к дневным ходовым огням, согласно которым требуется проверять работоспособность перед каждым началом движения.
Доказательства правонарушений
По законам Российской Федерации сотрудники ГИБДД должны доказать свою правоту. Человек не обязан доказывать свою невиновность (пока вина не доказана, человек считается не виновным) – Презумпция невиновности ст.1.5 КоАП.
Сотрудники ГИБДД должны представить визуальные доказательства. Такими доказательствами является фотосъемка, видеосъемка, свидетельские показания.
Если таких материалов нет, все неустранимые сомнения должны толковаться в пользу лица, управляющего ТС. Как показывает практика, инспекторы ДПС при составлении протокола часто нарушают закон, вводя в заблуждение водителя.
Также не редки случаи, когда инспектор невнятно объясняет свидетелям ситуацию и просит подписать протокол в качестве понятого.
Судебная практика РФ показывает, что в большинстве случаев судьи встают на сторону сотрудников ГИБДД (нет основания не верить словам инспектора) и не берут во внимание или игнорируют доказательную базу со стороны лица, управлявшего транспортным средством (свидетельские показания, фотосъемку, видеосъемку). жалобы на постановление ГИБДД.
Наказание за движение с выключенным ближним светом или не работающую одну фару ближнего света, противотуманного фонаря или дневного ходового огня обычно налагается, если автовладелец не может устранить неполадку на месте. Чтобы не доказывать сотрудникам ГИБДД и мировым судьям свою правоту, следует перед каждым началом движения проверять исправность всей системы освещения автомобиля. Если человек не согласен с обвинениями инструктора, нужно прямо написать об этом в протоколе.
Если ехать в тумане и отсутствуют ПТФ – что делать?
Правила, как мы уже упомянули выше, регулируют использование внешних световых приборов – конкретно раздел 19 устанавливает, при каких условиях какие приборы света нужно и можно использовать. Что касается противотуманных огней то они включаются:
- в условиях недостаточной видимости (сюда включены туман, сумерки и любая видимость менее 300 метров),
- ПТФ также нужно включать при их присутствии, когда на улице темно и только на неосвещённых участках дорог вместе с головным светом фар,
- вместо дневных ходовых огней днём,
- вместе с габаритами в условиях недостаточной видимости при остановке/стоянке на неосвещённом участке дороги (обратите внимание, в дорогу по ПДД включаются обочины и тротуары).
Но главная тонкость в том, что нет обязанности использовать противотуманки во всех вышеперечисленных случаях.
Пункты 19.3 и 19.4 Правил говорят о том, что их можно включать при таких условиях, но не обязательно нужно. Всё так, потому что ПТФ могут быть не предусмотрены конструкцией в вашей машине, и абсурдно обязывать включать то, чего по закону быть не обязано!
Можно ли ездить без ПТФ?
А теперь давайте поговорим о ситуации, когда противотуманные огни предусмотрены конструкцией – то есть должны быть на вашем автомобиле. Но в силу разного рода обстоятельств – будь то ДТП, неисправность, простое желание убрать их с авто – их нет, и вы вынуждены ездить без противотуманок в различных условиях погоды, дорожной обстановки и времени суток.
И вот этот момент уже запрещён ПДД.
Пункт 3.1 Основных положений по допуску ТС говорит о том, что нельзя ездить на машине без предусмотренных конструкцией световых приборов. А противотуманки – это и есть такие приборы. Вы не обязаны их использовать, но на автомобиле они должны быть и точка!
3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.