Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие административной дееспособности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Административная деликтоспособность – это способность нести ответственность за действия в административном порядке. Как правило, она возникает наряду с правоспособностью гражданина. Такое положение обусловлено личным элементом, который в значительной мере присутствует в отношениях, регулируемых административным правом. В некоторых случаях представительство в административных правоотношениях запрещается, например, в случае исполнения обязанностей государственной службы. Деликтоспособность не должна смешиваться с дееспособностью гражданина, так как в этом случае идется речь не о неисполнении обязанностей или воздержании от нарушения запрета, а о негативных последствиях, возникших в результате совершенного ранее противоправного действия.
Административная правосубъектность граждан: понятие и характеристика элементов
Административная правосубъектность граждан способность гражданина (физического лица) быть субъектом административного права.
Ее элементами выступают административная правоспособность граждан и административная дееспособность граждан.
Административная правоспособность граждан способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.
Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, – возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др.
Виды административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения классифицируются на основании различных факторов и оснований.
Исходя из характера взаимоотношений административные правоотношения разделяются на отношения материального и процессуального характера.
На основе характера взаимоотношений между субъектами выделяют:
- вертикальные административные правоотношения, где субъектами выступают: министерство и подведомственная организация или же руководитель и подчиненный;
- горизонтальные административные правоотношения, где в качестве субъекта выступают: два или более министерств со структурными подразделениями органа исполнительной власти в процессе внутренних взаимоотношениях;
- диагональные административные правоотношения, в которых субъектами выступают, к примеру, государственный санитарный или пожарный инспектор, а также должностные лица объектов, подлежащих контролю.
По характеру юридических фактов, порождающих отношения, выделяют:
- административные правоотношения, порожденные на основании правомерных действий. Такого рода отношения направленны на реализацию положений нормы права;
- административные правоотношения, порожденные в результате неправомерных действий, и направленные на реализацию правовых санкции.
По времени действия нормативно-правовые отношения разделяют краткосрочные, бессрочные и срочные.
Исходя из объема и места в административно-правовой системе регулирования выделяют отношения общего, отраслевого и межотраслевого уровня, а также отношения на федеральном, региональном или местном уровнях.
Понятие административной правоспособности
Административная дееспособность — это термин из правовой базы, который задействуется в разрешении вопросов юридического характера. Под административной дееспособностью гражданина России понимается правовая способность пользоваться самостоятельно правами, приобретать их при необходимости, а также нести обязанность административно-правовых актов. Права и обязанности представлены в законодательных нормативах. В соответствии с Конституцией РФ гражданин начинает пользоваться своими правами и соблюдать обязанности только по достижению 18-летнего возраста — полного совершеннолетия.
Но не все так категорично в законодательстве России. Так, лица, достигшие 16-летнего возраста, несут административную ответственность в случае возникновения аналогичного нарушения. Получается, что административная правоспособность и дееспособность в России не имеет четких границ возникновения.
Предмет административного права – общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.
В предмет административного права входят 3 области правоотношений, а именно:
1) управленческие правоотношения – представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти;
2) организационные правоотношения – вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления;
3) контрольные правоотношения – как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.
Выделяют следующие методы административного права:
1) метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;
2) метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации;
3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;
4) метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования, особенностью которого является то, что данный метод применяется лишь между равноправными лицами;
5) метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;
6) метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Воздействие административного права на общественные отношения:
– регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в экономике, административно-политической, социально-культурной и т. д.;
– определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;
– устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);
– за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность, закрепляется порядок привлечения к ответственности, порядок обжалования решений и т. д.
Сущность административного права:
– является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес;
– нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;
– составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений. Воздействие административного права на общественные отношения: регулирует отношения во всех сферах общественных отношений; определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях; устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов; за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность.
Функции – выполняемые субъектами действия, способы решения поставленных перед ним задач.
Функция административного права – категория, дающая возможность определить внешние проявления административного права в российской правовой системе.
Виды функций:
– регулятивная – выражается в создании нормами административного права определенного правового режима организации деятельности субъектов;
– охранительная – обеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов субъектов;
– правоисполнительная – основное назначение состоит в обеспечении нормами административного права действий по практической реализации исполнительной власти;
– правотворческая – заключается в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию административно-правовых норм;
– организационная – исходит из необходимости регулирования нормами административного права деятельности, направленной на организацию всего процесса правоисполнения в сфере управления;
– координационная – выражается в обеспечении нормами административного права эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, участвующих в управленческом процессе. Принципы – основополагающие начала любого вида деятельности.
Принципы административного права:
– принцип приоритета личности, ее прав, свобод и интересов – в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита;
– принцип разделения властей – исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных Конституцией РФ;
– принцип федерализма – основан на федеративном устройстве РФ, в соответствии с которым административное и административно-процессуальное законодательство РФ отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;
– принцип законности – предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, должны соответствовать положениям Конституции РФ;
– принцип гласности – предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности;
– принцип ответственности – означает, что должностное лицо подлежит административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований общеобязательных административно-правовых норм, за неправомерное применение норм административного права, за недобросовестное исполнение своих обязанностей и иные нарушения.
Административные правоотношения возникают только при наличии следующих признаков:
- Наличие государственного управления, которое порождает определённые проблемы и нуждается в правовом регулировании.
- В качестве обязательного субъекта права выступает орган управления – исполнительная власть в любой её форме.
- Неравенство сторон в спорной ситуации обязательно – отличимый признак рассматриваемых отношений.
В научной теории административного права существует несколько мнений относительно признаков публичных отношений, например:
- Существование в сфере государственного управления.
- Связь с любым субъектом административного права.
- Деление на отношение «власти-подчинения» и «равноправия».
Подотраслевая классификация административных правоотношений
Административное право, как ни одно другое, породило массу подотраслей. В зависимости от регулирующего воздействия в той или иной сфере, существует отдельная подотраслевая классификация административных правоотношений.
Например. Управленческое право регулирует административно-управленческие отношения, служебное – административно-служебные в рамках специфической служебной деятельности. Полицейское право регулирует административно-полицейские правоотношения. Процессуальное право объединяет нормы, направленные на регулировку процедурных моментов, начиная от работы разрешительной системы до сложных судебно-правовых регулировок.
Наряду с процессуальными подотраслями существует обширная отрасль административного материального права. Оно формирует административно-правовой статус участников административных правоотношений: объем их прав и обязанностей. В наше время в правовой науке наметилось обособление процессуальных (юрисдикционных) и материальных правоотношений друг от друга, но окончательного их отделения, скорее всего, не произойдет. Классификация административных правоотношений ярко демонстрирует их неоднородность, поэтому отделить одни нормы от других полностью нельзя в силу их предметного единства.
Сугубо юрисдикционные (т.е. процессуальные, процедурные) правоотношения иногда можно распознать по слову «порядок» в названии того или иного нормативного акта, который их регулирует. Например, закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определяет процедурные моменты, связанные с рассмотрением обращений граждан органами власти, местного самоуправления и другими субъектами.
Процедурный характер этого порядка никто не будет отрицать, но он же содержит ряд материальных норм: права граждан на обращение и обязанности уполномоченных субъектов по их рассмотрению. Еще ярче демонстрируют картину процессуальные кодексы, в которых подробно описывается правовой статус участников судопроизводства, имеющий материально-правовую природу.
Дееспособность в административном праве
Определение 1
Субъект административного права – это гражданин, участник общественных отношений, который выступает носителем конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права. Гражданин наделен правами и обязанностями для участия в управлении делами государства и общества.
В административном праве характер связи между гражданином, как участником правоотношений с одной стороны, и государственными структурами с другой, является непостоянным, краткосрочным и временным.
Административно-правовое положение гражданина может быть определено через объем и характер его административной правосубъектности. Правосубъектность состоит из право- и дееспособности.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Библиографический список
- Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982.
- Абулгазин С.Б. Административно-правовые отношения в деятельности милиции по охране общественного порядка: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1982.
- Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. М., 1997.
- Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. N 3.
- Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000.
- Бельский К.С. К вопросу о предмете административного права // Государство и право. 1997. N 11.
- Бельский К.С. Полицейское право / Под ред. А.В. Куракина. М., 2004. С. 90.
- Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1996.
- Зинченко С.А. Юридические факты в механизме правового регулирования. М., 2007.
- Кечекьян С.Ф. Правоотношение в социалистическом обществе. М., 1958.
- Козлов Ю.М. Административные правоотношения. М., 1976.
- Коваль Л.В. Административно-правовое деликтное отношение: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Киев, 1979.
- Коренев А.П. Административное право России. Ч. 1. М., 2000.
- Козлов Ю.М. Административное право. М., 2001.
- Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001.
- Кудря В.С. Об административных процедурах урегулирования споров // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2005. N 8.
- Лапшин В.Н. Объект как элемент административных правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел // Проблемы теории и практики административной ответственности. М., 1983.
- Лапшин В.Н. Административные правоотношения в деятельности органов внутренних дел. Караганда, 1986.
- Петров Г.И. Советские административно-правовые отношения. Л., 1972.
- Панова И.В. Административное судопроизводство и процедура внесудебного, досудебного рассмотрения административных дел // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2007. N 4.
- Розин Л.М. К вопросу об административных правоотношениях // Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979.
- Сорокин В.Д. Административно-процессуальное отношение. Л., 1968.
- Сорокин В.Д. Советское административно-процессуальное право. Л., 1976.
- Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. СПб., 2004.
- Столмаков А.И. Административно-правовые и судебные методы охраны субъективных прав граждан СССР: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1971.
- Черепанов Ю.Г. Горизонтальные административно-правовые отношения: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1984.
- Шабалин В.А. Методологические вопросы правоведения. Саратов, 1972.