Понятие административной дееспособности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие административной дееспособности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Административная деликтоспособность – это способность нести ответственность за действия в административном порядке. Как правило, она возникает наряду с правоспособностью гражданина. Такое положение обусловлено личным элементом, который в значительной мере присутствует в отношениях, регулируемых административным правом. В некоторых случаях представительство в административных правоотношениях запрещается, например, в случае исполнения обязанностей государственной службы. Деликтоспособность не должна смешиваться с дееспособностью гражданина, так как в этом случае идется речь не о неисполнении обязанностей или воздержании от нарушения запрета, а о негативных последствиях, возникших в результате совершенного ранее противоправного действия.

Административная правосубъектность граждан: понятие и характеристика элементов

Административная правосубъектность граждан способность гражданина (физического лица) быть субъектом административного права.

Ее элементами выступают административная правоспособность граждан и административная дееспособность граждан.

Административная правоспособность граждан способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.

Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, – возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др.

Виды административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения классифицируются на основании различных факторов и оснований.

Исходя из характера взаимоотношений административные правоотношения разделяются на отношения материального и процессуального характера.

На основе характера взаимоотношений между субъектами выделяют:

  • вертикальные административные правоотношения, где субъектами выступают: министерство и подведомственная организация или же руководитель и подчиненный;
  • горизонтальные административные правоотношения, где в качестве субъекта выступают: два или более министерств со структурными подразделениями органа исполнительной власти в процессе внутренних взаимоотношениях;
  • диагональные административные правоотношения, в которых субъектами выступают, к примеру, государственный санитарный или пожарный инспектор, а также должностные лица объектов, подлежащих контролю.

По характеру юридических фактов, порождающих отношения, выделяют:

  • административные правоотношения, порожденные на основании правомерных действий. Такого рода отношения направленны на реализацию положений нормы права;
  • административные правоотношения, порожденные в результате неправомерных действий, и направленные на реализацию правовых санкции.

По времени действия нормативно-правовые отношения разделяют краткосрочные, бессрочные и срочные.

Исходя из объема и места в административно-правовой системе регулирования выделяют отношения общего, отраслевого и межотраслевого уровня, а также отношения на федеральном, региональном или местном уровнях.

Понятие административной правоспособности

Административная дееспособность — это термин из правовой базы, который задействуется в разрешении вопросов юридического характера. Под административной дееспособностью гражданина России понимается правовая способность пользоваться самостоятельно правами, приобретать их при необходимости, а также нести обязанность административно-правовых актов. Права и обязанности представлены в законодательных нормативах. В соответствии с Конституцией РФ гражданин начинает пользоваться своими правами и соблюдать обязанности только по достижению 18-летнего возраста — полного совершеннолетия.

Но не все так категорично в законодательстве России. Так, лица, достигшие 16-летнего возраста, несут административную ответственность в случае возникновения аналогичного нарушения. Получается, что административная правоспособность и дееспособность в России не имеет четких границ возникновения.

Предмет административного права – общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.

В предмет административного права входят 3 области правоотношений, а именно:

1) управленческие правоотношения – представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти;

2) организационные правоотношения – вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления;

3) контрольные правоотношения – как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

Выделяют следующие методы административного права:

1) метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;

2) метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации;

3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;

4) метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования, особенностью которого является то, что данный метод применяется лишь между равноправными лицами;

5) метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;

6) метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Воздействие административного права на общественные отношения:

– регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в экономике, административно-политической, социально-культурной и т. д.;

– определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;

– устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);

– за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность, закрепляется порядок привлечения к ответственности, порядок обжалования решений и т. д.

Сущность административного права:

– является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес;

– нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;

– составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений. Воздействие административного права на общественные отношения: регулирует отношения во всех сферах общественных отношений; определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях; устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов; за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность.

Функции – выполняемые субъектами действия, способы решения поставленных перед ним задач.

Функция административного права – категория, дающая возможность определить внешние проявления административного права в российской правовой системе.

Виды функций:

– регулятивная – выражается в создании нормами административного права определенного правового режима организации деятельности субъектов;

– охранительная – обеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов субъектов;

Читайте также:  С какой задолженностью не выпустят за границу в 2022 году

– правоисполнительная – основное назначение состоит в обеспечении нормами административного права действий по практической реализации исполнительной власти;

– правотворческая – заключается в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию административно-правовых норм;

– организационная – исходит из необходимости регулирования нормами административного права деятельности, направленной на организацию всего процесса правоисполнения в сфере управления;

– координационная – выражается в обеспечении нормами административного права эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, участвующих в управленческом процессе. Принципы – основополагающие начала любого вида деятельности.

Принципы административного права:

– принцип приоритета личности, ее прав, свобод и интересов – в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита;

– принцип разделения властей – исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных Конституцией РФ;

– принцип федерализма – основан на федеративном устройстве РФ, в соответствии с которым административное и административно-процессуальное законодательство РФ отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;

– принцип законности – предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, должны соответствовать положениям Конституции РФ;

– принцип гласности – предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности;

– принцип ответственности – означает, что должностное лицо подлежит административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований общеобязательных административно-правовых норм, за неправомерное применение норм административного права, за недобросовестное исполнение своих обязанностей и иные нарушения.

Административные правоотношения возникают только при наличии следующих признаков:

  • Наличие государственного управления, которое порождает определённые проблемы и нуждается в правовом регулировании.
  • В качестве обязательного субъекта права выступает орган управления – исполнительная власть в любой её форме.
  • Неравенство сторон в спорной ситуации обязательно – отличимый признак рассматриваемых отношений.

В научной теории административного права существует несколько мнений относительно признаков публичных отношений, например:

  1. Существование в сфере государственного управления.
  2. Связь с любым субъектом административного права.
  3. Деление на отношение «власти-подчинения» и «равноправия».

Подотраслевая классификация административных правоотношений

Административное право, как ни одно другое, породило массу подотраслей. В зависимости от регулирующего воздействия в той или иной сфере, существует отдельная подотраслевая классификация административных правоотношений.

Например. Управленческое право регулирует административно-управленческие отношения, служебное – административно-служебные в рамках специфической служебной деятельности. Полицейское право регулирует административно-полицейские правоотношения. Процессуальное право объединяет нормы, направленные на регулировку процедурных моментов, начиная от работы разрешительной системы до сложных судебно-правовых регулировок.

Наряду с процессуальными подотраслями существует обширная отрасль административного материального права. Оно формирует административно-правовой статус участников административных правоотношений: объем их прав и обязанностей. В наше время в правовой науке наметилось обособление процессуальных (юрисдикционных) и материальных правоотношений друг от друга, но окончательного их отделения, скорее всего, не произойдет. Классификация административных правоотношений ярко демонстрирует их неоднородность, поэтому отделить одни нормы от других полностью нельзя в силу их предметного единства.

Сугубо юрисдикционные (т.е. процессуальные, процедурные) правоотношения иногда можно распознать по слову «порядок» в названии того или иного нормативного акта, который их регулирует. Например, закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определяет процедурные моменты, связанные с рассмотрением обращений граждан органами власти, местного самоуправления и другими субъектами.

Читайте также:  Новопольцев Александр Сергеевич

Процедурный характер этого порядка никто не будет отрицать, но он же содержит ряд материальных норм: права граждан на обращение и обязанности уполномоченных субъектов по их рассмотрению. Еще ярче демонстрируют картину процессуальные кодексы, в которых подробно описывается правовой статус участников судопроизводства, имеющий материально-правовую природу.

Дееспособность в административном праве

Определение 1

Субъект административного права – это гражданин, участник общественных отношений, который выступает носителем конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права. Гражданин наделен правами и обязанностями для участия в управлении делами государства и общества.

В административном праве характер связи между гражданином, как участником правоотношений с одной стороны, и государственными структурами с другой, является непостоянным, краткосрочным и временным.

Административно-правовое положение гражданина может быть определено через объем и характер его административной правосубъектности. Правосубъектность состоит из право- и дееспособности.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Библиографический список

  1. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982.
  2. Абулгазин С.Б. Административно-правовые отношения в деятельности милиции по охране общественного порядка: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1982.
  3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. М., 1997.
  4. Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. N 3.
  5. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000.
  6. Бельский К.С. К вопросу о предмете административного права // Государство и право. 1997. N 11.
  7. Бельский К.С. Полицейское право / Под ред. А.В. Куракина. М., 2004. С. 90.
  8. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1996.
  9. Зинченко С.А. Юридические факты в механизме правового регулирования. М., 2007.
  10. Кечекьян С.Ф. Правоотношение в социалистическом обществе. М., 1958.
  11. Козлов Ю.М. Административные правоотношения. М., 1976.
  12. Коваль Л.В. Административно-правовое деликтное отношение: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Киев, 1979.
  13. Коренев А.П. Административное право России. Ч. 1. М., 2000.
  14. Козлов Ю.М. Административное право. М., 2001.
  15. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001.
  16. Кудря В.С. Об административных процедурах урегулирования споров // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2005. N 8.
  17. Лапшин В.Н. Объект как элемент административных правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел // Проблемы теории и практики административной ответственности. М., 1983.
  18. Лапшин В.Н. Административные правоотношения в деятельности органов внутренних дел. Караганда, 1986.
  19. Петров Г.И. Советские административно-правовые отношения. Л., 1972.
  20. Панова И.В. Административное судопроизводство и процедура внесудебного, досудебного рассмотрения административных дел // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2007. N 4.
  21. Розин Л.М. К вопросу об административных правоотношениях // Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979.
  22. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное отношение. Л., 1968.
  23. Сорокин В.Д. Советское административно-процессуальное право. Л., 1976.
  24. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. СПб., 2004.
  25. Столмаков А.И. Административно-правовые и судебные методы охраны субъективных прав граждан СССР: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1971.
  26. Черепанов Ю.Г. Горизонтальные административно-правовые отношения: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1984.
  27. Шабалин В.А. Методологические вопросы правоведения. Саратов, 1972.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *