Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Финансово-промышленные группы.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудит осуществляется в отношении и коммерческих, и некоммерческих организаций. Однако проверка НКО отличается рядом особенностей. Связано это со спецификой деятельности субъекта. Работа НКО не подразумевает извлечения прибыли. Как правило, такие организации преследуют в своей деятельности различные социальные цели.
Создание некоммерческого партнёрства
Некоммерческое партнерство считается созданным как юридическое лицо с момента его госрегистрации. Для того, чтобы создать и зарегистрировать некоммерческое партнёрство, необходимо выполнить следующий алгоритм последовательных действий:
- Не позднее чем через 3 месяца с момента принятия решения о создании некоммерческого партнёрства учредители должны предоставить необходимые документы в уполномоченный орган или его территориальное подразделение.
- В течение 14 рабочих дней происходит принятие решения уполномоченным органом или его территориальным подразделением о регистрации с последующим направлением сведений в регистрирующий орган.
- В течение 5 рабочих дней со дня получения сведений регистрирующий орган вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и уведомляет об этом уполномоченный орган.
- В течение 3 рабочих дней со дня получения информации уполномоченный орган выдает некоммерческому партнёрству свидетельство о госрегистрации.
Виды (формы) некоммерческих организаций
Рассмотрим ошибки в работе НКО, которые часто обнаруживаются в ходе проверки:
- Неправильное оформление членства в фирме.
- Незаконный наем сотрудников в НКО. Некоторые организации не могут нанимать на работу сторонних лиц.
- Представительские траты, которые никак не подтверждены документами.
- Поступление средств в НКО без оформления.
Для проверки рекомендуется нанимать аудитора, который ознакомлен со спецификой работы НКО.
Результаты аудита нужны, прежде всего, самому руководителю. Обнаруженные недочеты можно будет быстро исправить в соответствии с рекомендациями специалиста. Аудиторская фирма может разорвать контракт с НКО. Возможно это в том случае, если организация не исполняет своих обязанностей:
- Руководитель не предоставляет документы, которые подлежат проверке.
- Создаются препятствия, из-за которых аудитор не может нормально осуществлять свою работу.
В случае расторжения соглашения НКО должна компенсировать расходы аудитора.
ВАЖНО!
Если организация подлежит обязательной проверке, аудит будет проводиться раз в год.
Рассмотрим задачи, которые ставятся перед аудитором:
- Установление направлений расходования.
- Совпадение информации из первичных документов с записями учета.
- Правильность оформления документов, которые сопровождают поступления и расходы.
- Правильность налогообложения.
- Соответствие действий НКО Уставу.
- Соответствие полномочий руководителей организации уставным задачам.
Перед аудитором также могут ставиться узкие задачи, связанные с нюансами работы конкретной НКО.
Пандемия коронавируса внесла свои коррективы и в обязанность проведения аудита некоторых фондов НКО. Какие фонды освобождены от аудита в условиях пандемии коронавируса?
От обязательного аудита за 2019 год освобождены фонды, являющиеся социально ориентированными НКО (Федеральный закон от 01.04.2020 г. № 98-ФЗ, Информационное сообщение Минфина РФ от 09.06.2020 г. №ИС-аудит-33).
Какие фонды являются социально ориентированными? Прежде всего, это фонды, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ, а также осуществляющие определенные виды деятельности. Таких видов деятельности — 18 (ст.31.1 Закона № 7-ФЗ). Среди них:
- социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
- деятельность в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан;
- благотворительная деятельность, а также волонтерство.
Такие фонды могут не проводить аудит своей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г. Исключение составляют случаи, когда аудиторская организация или индивидуальный аудитор до 1 мая 2020 г. уже начали исполнение договора на проведение обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда.
Образец устава микрофинансовой организации в форме некоммерческого партнёрства
1. При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.
2. При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами некоммерческого партнерства.
Порядок использования имущества некоммерческого партнерства, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
3. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество частного учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами такого учреждения. (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)
4. Имущество бюджетного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам бюджетного учреждения, передается ликвидационной комиссией собственнику соответствующего имущества. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
1. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации. (в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
2. Изменения учредительных документов некоммерческой организации вступают в силу со дня их государственной регистрации. (в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
3. За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
4. Изменения, вносимые в сведения, указанные в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», приобретают юридическую силу со дня их внесения в единый государственный реестр юридических лиц. (в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
1. Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
Материалы, производимые некоммерческой организацией, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материалы, направляемые такой организацией в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации, информация, касающаяся деятельности такой организации, распространяемая через средства массовой информации, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касаются деятельности такой организации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 481-ФЗ)
Материалы, производимые и (или) распространяемые учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации, при осуществлении ими политической деятельности на территории Российской Федерации, материалы, направляемые указанными лицами в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации в связи с осуществлением политической деятельности на территории Российской Федерации, информация, касающаяся политической деятельности указанных лиц, распространяемая через средства массовой информации, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 481-ФЗ)
2. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
1. Некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Некоммерческая организация может иметь земельные участки в собственности или на ином праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены право некоммерческой организации (за исключением казенного учреждения) формировать в составе имущества целевой капитал, а также особенности правового положения некоммерческих организаций, формирующих целевой капитал. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2006 N 276-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
2. Некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.
Цель – изучение профессиональных организаций бухгалтеров и аудиторов. Задачи:
|
Какие виды НКО обязаны проводить ежегодный аудит?
Назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг относятся к компетенции общего собрания участников общества (подп. 10 п. 1 ст. 33 Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Правда, эта компетенция не является исключительной. Устав ООО может наделить такими полномочиями совет директоров (наблюдательный совет) общества (подп. 5 п. 2.1 ст. 32 Закона № 14-ФЗ).
Из статьи 48 Закона № 14-ФЗ следует, что назначение аудиторской проверки следует отличать от привлечения аудитора для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества, а также для проверки состояния текущих дел общества. «Привлечение» также производится по решению общего собрания участников общества. Однако если первое решение – о назначении проверки – определяет конкретные условия сделки, то второе – о привлечении аудитора – видимо, носит принципиальный характер. Дело в том, что в случаях обязательного аудита специального решения о привлечении аудитора не требуется.
Кроме того, аудиторская проверка может быть проведена по требованию любого участника общества выбранным им профессиональным аудитором. В случае проведения такой проверки оплата услуг аудитора осуществляется за счет участника общества, по требованию которого она проводится. Расходы участника общества на оплату услуг аудитора могут быть ему возмещены по решению общего собрания участников общества за счет средств общества (ст. 48 Закона № 14-ФЗ).
Для всех без исключения акционерных обществ проведение аудита является обязательным (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ). Аудитор общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества на основании заключаемого с ним договора (ч. 1 ст. 86 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
Утверждение аудитора общества должно производиться на годовом общем собрании акционеров. Оно проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания отчетного года (п. 1 ст. 47, п. 2 ст. 54 Закона № 208-ФЗ). Таким образом, аудитор назначается заблаговременно – задолго до окончания отчетного года.
Итак, утверждение аудитора относится к компетенции общего собрания, что подтверждает пункт 1 (подп. 10) статьи 48 Закона № 208-ФЗ. А вот определение размера оплаты услуг аудитора находится в компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (подп. 10 п. 1 ст. 65 Закона № 208-ФЗ). Однако в обществе с числом акционеров – владельцев голосующих акций менее 50 устав общества может предусматривать, что функции совета директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров (п. 1 ст. 64 Закона № 208-ФЗ).
В итоге руководитель АО, заключая договор с аудитором, лишь реализует решения, принятые вышестоящими органами общества. Это оговорено и прямо – пунктом 2 статьи 86 Закона
№ 208-ФЗ.
Последствия несоблюдения требований Закона № 208-ФЗ иллюстрирует постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.01.2001 № Ф04/104-1436/А45-2001. В нем рассмотрен иск аудитора о неполной оплате оказанных аудиторских услуг. Согласно договору цена услуг составляла 600 000 рублей, но заказчик (акционерное общество) добровольно оплатил ее лишь наполовину. Взыскать с него оставшуюся половину не удалось, поскольку размер оплаты услуг аудитора не был определен советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества. Аналогичные решения вынесены постановлениями ФАС Западно-Сибирского округа от 23.11.2006 № Ф04-7678/2006(28529-А45-11 и ФАС Волго-Вятского округа от 29.07.2008 по делу № А17-122-123/1-2008.
Между тем в определении ВАС РФ от 28.12.2012 № ВАС-17441/12 представлена иная позиция. Судьи указали, что нормы части 2 статьи 86 Закона № 208-ФЗ установлены для гарантии обеспечения прав участников общества на участие в управлении и осуществление контроля над деятельностью общества. Если же нарушения указанных прав не произошло, то ссылка обществом на часть 2 статьи 86 Закона № 208-ФЗ направлена на уклонение от оплаты фактически оказанных и принятых услуг аудитора. Такую «политику» высшие арбитры не поддержали. Как видно, единообразная практика не сложилось.
Попутно разберем актуальный вопрос: поскольку для АО аудит отчетности обязателен и притом его стоимость определяется заблаговременно, до заключения договора, следует ли бухгалтеру признавать соответствующее оценочное обязательство? Наш ответ будет отрицательным.
Дело в том, что обязанность заключения договора не является следствием прошлых событий хозяйственной жизни акционерного общества (подп. «а» п. 5 ПБУ 8/2010). То есть такая обязанность не вытекает из деятельности общества, не возникает как результат его хозяйственной деятельности. Кроме того, отсутствие аудиторского заключения не грозит обществу чрезмерными штрафами (согласно ст. 19.7 КоАП РФ – от 3000 до 5000 рублей).
Статья 29 (п. 3) Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает, что утверждение аудитора относится к исключительной компетенции высшего органа управления НКО. Для автономных НКО, некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) руководитель заведомо не является высшим органом управления (п. 1 ст. 29 Закона № 7-ФЗ).
При несоблюдении требований закона о согласованиях условий договора с аудитором существует риск непризнания этих расходов в целях налогообложения прибыли. Но риск этот скорее формальный. Поясним, почему.
С одной стороны, в силу пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством.
С другой стороны, на основании статьи 313 Налогового кодекса РФ подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы. Договор первичным учетным документом не считается.
P.S. Надеемся, что наша обзорная статья поможет избежать затруднительных ситуаций.
Статья 50 ГК РФ. Коммерческие и некоммерческие организации
3.1. Членами Партнерства могут быть граждане, коммерческие и (или) некоммерческие организации (или общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения) .
3.2. Состав членов Партнерства: .
3.3. Условием членства в Партнерства является: .
3.4. Принятие в состав Партнерства новых членов осуществляется на основании: .
3.5. Новый член принимается в Партнерство в течение месяцев с момента представления необходимых документов и выполнения требований, указанных в п.3.4 устава, по согласию членов Партнерства, выраженному на общем собрании членов Партнерства.
3.6. Основания для выхода (исключения) из состава Партнерства или прекращения членства:
3.6.1. .
3.6.2. .
3.7. Оформление выхода из состава Партнерства производится в течение месяцев с момента представления необходимых документов и выполнения требований, указанных в п.3.6.1 устава, по решению остающихся членов Партнерства, принятому на общем собрании Партнерства.
3.8. Оформление исключения или прекращения членства в Партнерстве производится в течение месяцев с момента представления необходимых документов или иных обстоятельств, указанных в п.3.6.2 устава, по решению остающихся членов Партнерства, принятому на общем собрании Партнерства.
4.1. Члены Партнерства вправе:
- участвовать в управлении делами Партнерства;
- получать информацию о деятельности Партнерства в установленном учредительными документами порядке;
- по своему усмотрению выходить из Партнерства;
- получать при выходе из Партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами Партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном п.4.2 устава;
- получать в случае ликвидации Партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами Партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом;
- безвозмездно пользоваться его услугами;
- передавать Партнерству имущество или права пользования имуществом, нематериальные права.
4.2. Член Партнерства вправе по своему усмотрению выйти из Партнерства по окончании финансового года. При выходе член Партнерства вправе требовать возврата ему внесенного им имущества, прекращения предоставленных им прав пользования имуществом и (или) нематериальных прав, а также передачи ему части имущества Партнерства в следующем порядке: В отношении ответственности исключенного члена Партнерства применяются правила, относящиеся к выходу из Партнерства.
4.3. Члены Партнерства обязаны:
- соблюдать положения устава Партнерства, иных нормативных актов Партнерства, выполнять решения руководящих органов Партнерства;
- принимать участие в деятельности Партнерства;
- своевременно и в полном объеме выполнять взятые на себя по отношению к Партнерству обязательства;
- предоставлять информацию, необходимую для решения вопросов, связанных с деятельностью Партнерства;
- оказывать Партнерству содействие в его деятельности.
4.5. Члены Партнерства могут иметь также иные права и нести иные обязанности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, иными нормативными документами Партнерства, а также заключенными с Партнерством договорами.
4.6. Член Партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случае нарушения требований законодательства о некоммерческих организациях, устава, решений органов Партнерства в следующем порядке: .
5.1. Высшим руководящим органом Партнерства является общее собрание членов Партнерства. Постоянно действующим коллегиальным органом управления Партнерства является наблюдательный совет, избираемый общим собранием и ему подотчетный. В Партнерства избран директор, создана администрация.
5.2. Основная функция общего собрания – обеспечение соблюдения Партнерством целей, в интересах которых оно было создано.
5.3. К исключительной компетенции общего собрания относится решение следующих вопросов:
- изменение устава Партнерства;
- определение приоритетных направлений деятельности Партнерства, принципов формирования и использования его имущества;
- образование исполнительного органа Партнерства и досрочное прекращение его полномочий;
- реорганизация и ликвидация Партнерства;
- образование наблюдательного совета Партнерства и досрочное прекращение его полномочий;
- избрание президента Партнерства;
- утверждение внутренних положений и регламентов Партнерства;
Вопросы, предусмотренные пунктами первым – четвертым и пятым, относятся к исключительной компетенции общего собрания.
5.4. К ведению наблюдательного совета отнесено решение следующих вопросов:
- утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
- утверждение финансового плана Партнерства и внесение в него изменений;
- создание филиалов и открытие представительств Партнерства;
- участие в других организациях;
Вопросы, предусмотренные пунктами первым – четвертым, относятся к исключительной компетенции наблюдательного совета.
5.5. Общее собрание собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Созыв и работу общего собрания организует правление в порядке, установленном положением об общем собрании членов Партнерства.
5.6. Норма представительс��ва от каждого члена Партнерства – человек.
5.7. Каждому члену Партнерства при голосовании принадлежит – 1 голос, независимо от количества человек, представляющих данного члена в Партнерства.
5.8. Общее собрание членов или заседание наблюдательного совета Партнерства правомочно, если на указанном собрании или заседании наблюдательного совета присутствуют (представлены) более половины его членов.
5.9. Решение общего собрания или заседания наблюдательного совета принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании наблюдательного совета.
5.10. Решение общего собрания или наблюдательного совета по вопросам их исключительной компетенции принимается единогласно.
5.11. На общих собраниях и на заседаниях ведется протокол.
6.1. Директор Партнерства избирается общим собранием сроком на года (лет).
6.2. Директор Партнерства:
- подотчетен общему собранию, отвечает за состояние дел Партнерства;
- без доверенности действует от имени Партнерства, представляет ее во всех учреждениях, организациях и предприятиях, как на территории РФ, так и за рубежом;
- принимает решения и издает приказы по вопросам деятельности Партнерства;
- распоряжается в пределах утвержденной сметы средствами Партнерства, заключает договоры, осуществляет другие юридические действия от имени Партнерства, приобретает имущество и управляет им, открывает и закрывает счета в банках;
- решает вопросы хозяйственной и финансовой деятельности Партнерства;
- принимает на работу и увольняет работников администрации Партнерства, утверждает их должностные обязанности в соответствии со штатно-должностным расписанием;
- осуществляет контроль за деятельностью филиалов и представительств Партнерства;
- несет ответственность в пределах своей компетенции за использование средств и имущества Партнерства в соответствии с его уставными целями;
- организует предпринимательскую деятельность Партнерства;
- организует и контролирует работу Партнерства;
- обеспечивает выполнение решений Общего собрания;
- регулярно информирует членов Партнерства о деятельности Партнерства;
- рассматривает и утверждает сметы расходов Партнерства;
- распоряжается имуществом Партнерства;
- утверждает штатно-должностное расписание;
- подготавливает вопросы для обсуждения на общем собрании Партнерства;
- организует бухгалтерский учет и отчетность;
- готовит предложения по общественным мероприятиям, программам и проектам, по участию в других общественных программах, в том числе международных, по участию в деятельности международных общественных организаций, по взаимодействию с зарубежными партнерами в сфере общественной деятельности;
- решает все вопросы, которые не относятся к компетенции общего собрания членов Партнерства (наблюдательного совета).
6.3. В период между заседаниями наблюдательного совета Партнерства администрация решает текущие вопросы хозяйственной деятельности Партнерства. Возглавляет администрацию директор.
7.1. Партнерство ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7.2. Партнерство предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, членам Партнерства и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.3. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в Партнерства, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности Партнерства, предоставляемых членам Партнерства, кредиторам и в средства массовой информации, несет исполнительный орган.
7.4. Партнерство хранит следующие документы:
- договор о создании Партнерства;
- устав Партнерства, изменения и дополнения, внесенные в устав Партнерства, зарегистрированные в установленном порядке, решение о создании Партнерства, документ о государственной регистрации Партнерства;
- документы, подтверждающие права Партнерства на имущество, находящееся на его балансе;
- внутренние документы Партнерства;
- положение о филиале или представительстве Партнерства;
- годовые отчеты;
- документы бухгалтерского учета;
- документы бухгалтерской отчетности;
- протоколы общих собраний, заседаний наблюдательного совета, ревизионной комиссии (ревизора) Партнерства;
- заключения ревизионной комиссии (ревизора) Партнерства, аудитора Партнерства, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
- иные документы, предусмотренные федеральным законодательством;
- иные документы, предусмотренные внутренними документами Партнерства, решениями общего собрания, наблюдательного совета Партнерства, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
Партнерство обязано обеспечить членам Партнерства доступ к указанным выше документам.
7.5. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Партнерства общим собранием избирается ревизионная комиссия в составе членов сроком на год (или года, или лет). Выбытие отдельных членов ревизионной комиссии, а также избрание ее новых членов не являются основанием для сокращения или продления срока деятельности всей ревизионной комиссии. Для организации работы ревизионной комиссии избирается ее председатель. Партнерство вправе вместо ревизионной комиссии избирать только одного ревизора.
7.6. Компетенция ревизионной ��омиссии (ревизора) Партнерства включает следующие полномочия:
- проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности Партнерства по итогам деятельности за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора), решению общего собрания, (наблюдательного совета) или по требованию члена Партнерства;
- истребование у органов управления Партнерства документов о финансово-хозяйственной деятельности;
- созыв общего собрания;
- составление заключения по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности, в котором должны содержаться:
- подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах, и иных финансовых документов Партнерства;
- информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
7.7. Порядок деятельности ревизионной комиссии (или ревизора) организации определяется внутренним документом организации – положением (регламентом и т.п.), утверждаемым общим собранием.
7.8. По решению общего собрания членам ревизионной комиссии (ревизору) Партнерства в период исполнения ими своих обязанностей (не) выплачивается вознаграждение и (или) компенсируются расходы, связанные с исполнением ими (им) своих обязанностей. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания.
7.9. Для проверки финансово-хозяйственной деятельности Партнерства общее собрание назначает и утверждает аудитора Партнерства.
Обязанности некоммерческого партнерства
Некоммерческое партнерство несет следующие обязанности:
- иметь самостоятельный баланс или смету (абз. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях»);
иметь печать с полным наименованием некоммерческого партнерства на русском языке (п. 4 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях»);
- вести учет доходов и расходов по осуществляемой им предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»);
- вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством (п. 1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»);
- предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством и учредительными документами некоммерческого партнерства (абз. 2 п. 1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
При этом предметом коммерческой тайны не могут быть: (п. 12 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»)
- размеры и структура доходов некоммерческого партнерства;
- сведения о размерах и составе имущества некоммерческого партнерства;
- сведения о расходах некоммерческого партнерства;
- сведения численности и составе работников некоммерческого партнерства;
- сведения об оплате труда работников некоммерческого партнерства;
- сведения об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческого партнерства.
Некоммерческое партнерство имеет иные обязанности, предусмотренные законодательством и уставом некоммерческого партнерства.
НП СРО – саморегулируемая организация и некоммерческое партнерство
Распространенным типом является некоммерческое партнерство СРО, или НП саморегулируемая организация. Она представляет собой объединение компаний, ведущих строительную, изыскательскую или проектировочную деятельность, на принципах саморегулирования.
Необходимость создания подобных объединений возникла в 2010 году, когда Федеральное законодательство упразднило действовавшую ранее систему лицензирования. Функции контроля за деятельностью строителей, инженеров-изыскателей и проектировщиков были отданы СРО – НП, созданным специально для этой цели. Сегодня, чтобы получить разрешение за ведение деятельности в сфере проектирования, строительства или изысканий, надо в обязательном порядке стать членом такого объединения и получить свидетельство о допуске к соответствующим работам.
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 120 ГК).
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 9 ФЗ о некоммерческих организациях).
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Бюджетное учреждение полностью финансируется за счет средств соответствующего бюджета, включая его деятельность по оказанию услуг физическим и юридическим лицам (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ; далее — БК).
Автономное учреждение частично финансируется учредителем, а частично находится на самофинансировании, т.е. финансируется за счет доходов, получаемых им от выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. ст. 2, 4 ФЗ об автономных учреждениях).
С 1 января 2011 г. полностью вступят в силу положения Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Этим Федеральным законом внесены изменения в ФЗ «О некоммерческих организациях», касающиеся видов учреждений. Публичные учреждения в зависимости от особенностей их финансирования, правового режима имущества и ответственности будут относиться либо к казенным, либо к бюджетным, либо к автономным.
Казенным будет считаться государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (абз. 39 ст. 6 БК в редакции ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).
Бюджетным учреждением будет некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 9.2 ФЗ о некоммерческих организациях в редакции ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Как и казенное учреждение, бюджетное будет финансироваться за счет бюджета, но в пределах обязательного задания. Ему предоставляется право заниматься извлечением прибыли как в рамках основной его деятельности, осуществляемой на платной основе, так и занимаясь иными видами деятельности, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, а эти виды соответствуют указанным целям и указаны в его учредительных документах.
Этапы государственной регистрации
Первый этап: принятие решения о регистрации некоммерческой организации.
Учредители принимают решение о регистрации некоммерческой организации и передают необходимые документы в уполномоченный орган до истечения 3-х месячного срока с момента принятия решения о регистрации. В Москве уполномоченным органом является Главное управление Министерства юстиции РФ.
Второй этап: направление в регистрирующий орган документов для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.
Уполномоченный орган не позднее 14-ти рабочих дней с момента получения документов должен принять решение о регистрации некоммерческой организации и перенаправить указанные документы в регистрирующий орган для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.
Третий этап: внесение сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.
Регистрирующий орган не позднее 5-ти рабочих дней с момента получения документов вносит сведения о государственной регистрации некоммерческой организации в Единый государственный реестр юридических лиц.
Четвертый этап: выдача заявителю свидетельства о государственной регистрации.
Уполномоченный орган выдает свидетельство о государственной регистрации в течение 3-х рабочих дней с момента получения информации от регистрирующего органа о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Организация системы внутреннего контроля в общем случае находится под воздействием ряда факторов:
· отношение руководства к системе внутреннего контроля;
· размеры, организационная структура, масштабы и виды деятельности кредитной организации;
· цели и задачи системы внутреннего контроля;
· степень механизации и компьютеризации деятельности кредитной организации;
· ресурсное обеспечение;
· уровень компетентности кадрового состава.
Внутренний контроль в организации организуют высшие органы управления, а также исполнительный орган (единоличный или коллективный). Контроль организуется на основании законодательства, нормативных актов РФ, Устава, стратегии, организационной системы, информационных стандартов (РСБУ, МСФО), системы управления деятельностью.
Основными задачами системы внутреннего контроля являются:
— обеспечение доверия к организации и органам его управления, защита капиталовложений акционеров и активов НП ААС;
— обеспечение полноты, надежности и достоверности финансовой, бухгалтерской, статистической, управленческой информации и отчетности НП ААС;
— обеспечение соблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации, решений органов управления НП ААС и внутренних документов;
— обеспечение сохранности активов и эффективного использования ресурсов НП ААС;
— обеспечение своевременного выявления и анализа финансовых и операционных рисков, которые могут оказать существенное негативное (отрицательное) влияние на достижение целей НП ААС, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью.
НП ААС является организацией, объединяющей физических и юридических лиц, занимающихся аудиторской деятельностью, имеющих позитивную деловую репутацию и обладающих такими качествами, как честность, объективность и независимость.
Высший орган управления НП ААС — Общее собрание членов НП ААС. Постоянно действующий коллегиальный орган управления НП ААС — Правление НП ААС. Единоличный исполнительный орган НП ААС — Президент НП ААС.
Деятельность НКП регулируется Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (№7-ФЗ в редакции от 8 июля 1999 г.). Учредительным документом НКП является Устав, который утверждается учредителями (участниками).
Функции отдела бухгалтерии — ведение бухгалтерского и налогового учета в полном объеме.
Учетная политика по бухгалтерскому учету на 2012 год утверждена приказом Президент №50-п от 30.12.2011 года.
Ценовая политика аудиторской фирмы НП ААС строится исходя из интересов и возможностей клиентов, базируется на опыте и профессионализме сотрудников аудиторской фирмы, позволяющих выполнить работу качественно и быстро, с полной ответственностью за выполненную работу.
НП ААС может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан, и соответствующую этим целям.
НП ААС с 2007 года находится на УСН, вид налогообложения — доходы.
Подводя итог анализа состава динамики имущества НП ААС и источников его финансирования, следует отметить следующие основные тенденции:
· увеличилась валюта баланса на конец анализируемого периода;
· уменьшилась сумма оборотных активов и увеличилась сумма внеоборотных, что связано с ростом основных средств, так как для расширения производства потребовались новые мощности;
· снизилась доля собственного капитала и увеличилась заемного.
Благотворительный фонд
Благотворительным фондом называется некоммерческая организация, учрежденная путем объединения имущественных взносов с целью осуществления благотворительной деятельности.
Деятельность благотворительного фонда и порядок ее осуществления регламентируется уставными документами. Средства на свою деятельность благотворительные фонды изыскивают, как правило, двумя способами. Вариант первый: фонд находит спонсора или в качестве его учредителя выступает некий меценат, которым может быть как государство или компания, так и отдельное физическое лицо. Другой вариант: фонд может сам пытаться зарабатывать средства на ведение уставной деятельности.
Участие в благотворительных фондах запрещается органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям. Сами благотворительные фонды не имеют права участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими юридическими лицами.
Структура фонда не предусматривает членства, поэтому, учитывая, что благотворительная деятельность требует постоянных материальных затрат, которые невозможно обеспечивать при отсутствии членских взносов, закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.
Согласно закону, в благотворительном фонде обязательно создание попечительского совета — контролирующего органа, осуществляющего надзор за деятельностью фонда, использованием его средств, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения.
Попечительский совет фонда может обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда или внесении в его устав изменений в случаях, предусмотренных законом.
Некоммерческая организация, основанная на членстве и функционирующая на принципах самоуправления добровольно объединившихся граждан, занимающихся адвокатской деятельностью на основании лицензии.
Целью создания и последующей деятельности коллегии адвокатов является оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов.
Учредителями коллегии адвокатов могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр. Учредительными документами, на основании которых коллегия адвокатов осуществляет свою деятельность, являются устав, утверждающийся ее учредителями, и учредительный договор.
Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом, ответчиком и третьим лицом в суде, имеет печать и штамп со своим наименованием.
Имущество коллегии адвокатов принадлежит ей на праве частной собственности юридического лица и используется только для реализации уставных целей.
Заключительное положение
Некоммерческое партнерство является юрлицом, и, по действующему закону РФ, имеет полное право на работу своей деятельности в согласии с ГК РФ и вдобавок к нему, с Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Такое пратнерство имеет в своем распоряжении право открывать свои личные счета в банках РФ и в других странах за границей. После того, как была пройдена регистрация в налоговых органах, организация получает статус юрлица некоммерческого партнерства.
Стоит уделить внимание тому, что только лишь с приобретением статуса юрлица данная организация может пользоваться любыми налоговыми, равно как и другими льготами. На момент вступления в организацию, все ее члены передают ей в распоряжение и владение часть личного имущества и уплачивают определенные членские взносы. С этого момента данное имущество участников переходит в частную собственность партнерства, в случае выхода из него они получают назад все свое имущество или же получают его в размере денежных средств того же размера.
Учредительным документом некоммерческого партнерства считается устав, в некоторых случаях составляется договор, создателями его могут выступать как физлица, так и юрлица. О системе в порядке приема новых участников, размере и оплате членских взносов, работе в осуществлении дел, партнерства и о регулировке деятельности членов ясно указано в документах организации.
При возникновении необходимости в ликвидации некоммерческой организации учредители должны владеть информацией о самой процедуре, о сроках ее проведения, необходимого для этого пакета документов и о лицах, имеющих право на участие в прекращении деятельности организации.
При добровольном, непринудительном прекращении деятельности АНО нужно поставить в известность управление Минюста, налоговые службы, территориальные отделения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.
Этапы процедуры ликвидации:
- Создание учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации АНО, ликвидационной комиссии, установление порядка и сроков проведения ликвидации.
- В СМИ размещается объявление о ликвидации некоммерческой организации.
- Составление бухгалтером промежуточного баланса, отражающего наличие долгов и должников, уплате всех налогов с отметкой налоговой службы.
- Работа с кредиторами, погашение всех задолженностей.
После этого отводится 2 месяца для подготовки ликвидационной документации.
Инициировать ликвидацию АНО может и управление Минюста в случаях отсутствия со стороны организации деятельности, декларируемой её Уставом. Ликвидация проводится решением суда без обязательного присутствия учредителей АНО.
Документы для ликвидации:
- заявление о государственной регистрации АНО;
- выписка из протокола общего собрания учредителей АНО с информацией о ликвидации;
- промежуточный баланс;
- квитанция об уплате госпошлины;
- паспортные данные учредителей;
- копия выписки из ЕГРЮЛ, содержащая сведения об изменениях;
- подтверждение, опубликования в СМИ объявления о ликвидации;
- документ, подтверждающий факт уничтожения печати;
По окончании этапа подготовки документации, пакет подаётся в государственные органы, уполномоченные вести дела по ликвидации некоммерческих организаций. После этого следует ожидать решения о ликвидации.