Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В настоящее время, в соответствии с п. 4 Правил организации детского дома семейного типа, такой детский дом создается, реорганизуется и ликвидируется «в организационно-правовой форме воспитательного учреждения…. по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления». Исходя из приведенной нормы следует, что граждане не могут быть учредителями детских домов семейного типа и их создание зависит от волеизъявления органов власти определенного уровня, которые, нередко, отрицательно относятся к детским домам семейного типа. Как правило, гражданам, решившим воспитывать детей-сирот в детском доме семейного типа, предлагается оформлять договор о приемной семье. Несмотря на то, что правовой статус детских домов семейного типа имеет принципиальное отличие от приемной семьи. Профессор A.M. Нечаева в своих учебных изданиях указывает: «Семейные детские дома — это учреждения, имеющие свои особенности, свою систему финансирования»1. Детский дом семейного типа, в отличие от приемной семьи, как выше мы указали, юридическое лицо, в то время как приемная семья не является самостоятельным субъектом права, за ней не признается статуса юридического лица.
Кого принято считать сиротами
Для понимания значения выражений «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», стоит заглянуть в законодательную базу.
Дети-сироты – это категория граждан, не достигших совершеннолетия, которые лишены родительской заботы по причине смерти последних.
При этом сиротой считается ребенок, у которого погибли оба родителя или единственный опекун.
Дети, оставшиеся без попечения родителей – несовершеннолетние граждане, лишенные опеки при живых родителях.
Причин для этого может быть несколько:
- принудительное отстранение от выполнения родительских обязанностей вследствие аморального образа жизни или представления угрозы жизни ребенка;
- пропажа без вести;
- наличие серьезной болезни, не позволяющей обеспечить должный уход за ребенком;
- тюремное заключение;
- полная или частичная недееспособность;
- нахождение под следствием;
- осознанный отказ родителей от участия в жизни ребенка, оставление в медицинском или социальном учреждении.
Право детей сирот на трудовую деятельность
В сфере труда дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают следующими правами:
- право на получение пособия по безработице в период 6 месяцев в размере, равном среднему уровню заработной платы в конкретном регионе, при этом вышеназванные лица должны искать работу впервые, быть зарегистрированными в органах службы занятости и иметь статус безработного;
- право на необходимое дополнительное профессиональное обучение с последующим трудоустройством за счет средств работодателя в случаях ликвидации организации, в которой работали лица из числа детей сирот и оставшихся без попечения родителей.
Эффективной формой работы является Клуб замещающей семьи. Основные задачи Клуба:
-обеспечение возможности регулярных встреч для обмена опытом;
-обеспечение моральной поддержки семьям, переживающим кризисные периоды, создание для таких семей поддерживающего социального окружения, преодоление самоизоляции;
-оказание помощи участникам Клуба в овладении новыми знаниями и навыками, помогающими воспитывать ребёнка и строить конструктивные семейные отношения;
-предоставление возможности для общения начинающим замещающим семьям, а также успешным принимающим семьям, имеющим ограниченный круг социальных контактов.
В работе Клуба используются различные формы работы:
- круглые столы;
- консультации для родителей;
- тренинги детско-родительских отношений;
- совместные праздники;
- практические занятия;
- беседы;
- дискуссии;
- семинары.
Для целенаправленной работы Клуба «Семейная гостиная» разрабатывается план мероприятий.
В рамках деятельности Клуба для замещающих родителей может быть организована «Школа воспитания» по темам:
- Развитие мелкой моторики как стимул речевого и интеллектуального развития детей (мастер-класс);
- Нетрадиционное рисование как способ развития творческого мышления (мастер-класс);
- История жизни приёмного ребёнка. Как говорить с ребёнком о его прошлом;
- Детские страхи: хорошо это или плохо?
- Сказки, рассказы, истории для приёмных детей;
- Игра в жизни приёмного ребёнка;
- Бумагопластика и нетрадиционные техники аппликации (мастер-класс);
- Как справляться с ленью у ребёнка;
- Пластилинография как метод развития мелкой моторики и творческого мышления (мастер-класс);