Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Всё о Тонировке. Права и законы. Часть 1.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
От тонировки во многом зависит комфорт водителя и пассажиров. С ее помощью удается улучшить микроклимат внутри салона или скрыться от глаз окружающих. Однако у тонировки существует весомый недостаток. Она ухудшает видимость и для самого у водителя. В первую очередь правило относятся к лобовому и передним стеклам. По этой причине в их отношении введены правила, признающие тонировку незаконной и делающие ее использование нарушением.
Какие правила тонировки изменились в 2022 году
Новый ГОСТ диктует новые правила тонировки. Теперь лобовое стекло и передние окна должны пропускать от 70% света. Но пока действуют старые правила, согласно которым максимальная отметка составляет 75% для переднего лобового стекла и 70% для окон. Решение разрешить 5% дополнительной светопропускаемости практически никак не повлияет на комфорт водителя. Для обычного глаза разница практически незаметна, но её могут рассмотреть специальные приспособления, которыми и будет выполняться измерение.
Что касается водителей, ничего принципиального для них не поменяется, поскольку даже старая передняя часть стекла тонирована по старым правилам, она вписывается в стандарты. Потому рассматриваемое правило может оказать влияние только для людей, которые хотят сделать новую тонировку и руководствоваться для этого обновлениями. Причина таких нововведений заключается в том, чтобы привести требования в соответствие с современным ГОСТом.
Последние новости о штрафе за тонировку – где правда?
Обратите внимание, тем не менее, что фейки о повышении санкции за нарушение тонировки, хоть и являются неправдой, но имеют под собой корни реальных инициатив законодателей. Дело в том, что вот уже несколько последних лет прорабатывается новая редакция полностью переписанного и практически реформированного КоАП РФ, где появится немало новых наказаний в области дорожного движения.
И одним из них является повторный штраф. Он составит как раз упомянутую выше сумму 3 000 рублей, но только в том случае, если вы попадётесь с тонированными окнами второй раз в течение года после оплаты первого штрафа. О том, как работает повторность.
Давайте сравним действующее и прогнозируемое наказание за это.
Очерёдность нарушения | Действующая ответственность | Новый штраф |
---|---|---|
Если попались с нарушением тонировки в первый раз | Штраф 500 рублей по части 3.1 статьи 12.5 КоАП | Тот же размер штрафа, но по части 5 статьи 21.5 обновлённого КоАП |
Если попались второй, третий и так далее разы в течение года | Те же 500 рублей по той же норме | 3 000 рублей по части 6 статьи 21.5 нового КоАП РФ |
Ознакомиться с официальным текстом вы можете в статье о новом КоАП.
Сколько можно выписать штрафов за сутки?
Ответственность частью 3.1 статьи 12.5 предусмотрена за управление со стёклами с недостаточной светопропускаемостью. Таким образом, событие правонарушения заключается конкретно в езде на тонированном автомобиле. И это означает, что каждое начало движения образует новый состав нарушения.
Из этого следует, что формально даже один и тот же сотрудник ГИБДД может выписать штраф за тонировку во второй раз, просто отойдя вперёд вашей машины на пару метров, после того, как вы начнёте движение снова. Ведь правонарушение прекращено в момент остановки, а когда вы снова поехали, образуется новый состав.
И никаких суток на устранение в 2022 году не предусмотрено. Данная возможность была давно упразднена.
Тем не менее, если вы обжалуете второй повторный штраф, то с большой долей вероятности успешно его оспорите. Дело в том, что удаление плёнки со стекла – действие, недоступное без специального инструмента… Точнее, вам достаточно в этом убедить судью, указав, что не смогли бы устранить нарушение на месте, и вам потребовалось отправиться в сервис для этого в любом случае. И тогда будет отсутствовать состав правонарушения в виде вашего виновного действия/бездействия.
Важная информация о тонировке
Если водитель нарушит правила, на него будет наложен административный штраф. Его размер в 2022 году составляет 500 руб.
Если сравнивать величину взыскания с прошлым годом, выяснится, что сумма осталось неизменной. Многие водители считали, что их ожидает существенное повышение размера штрафа. Аналогичное количество денежных средств предстоит заплатить и в случае, если гражданина поймали за подобным нарушением повторно. Штраф накладывается только после того, как факт нарушения установлен. Его фиксацией занимаются сотрудники ГИБДД. Действие осуществляется при помощи специального прибора, именуемого тауметром.
Цель штрафа за тонировку
Штраф за тонировку был введен для того, чтобы заставить водителей соблюдать установленные правила. Если окна обладают слишком небольшим показателем светопропускаемости, это является нарушением. Тонировка существенно отражается на видимости. Водитель столкнется с затруднениями при совершении маневра в ночное время. Сложнее всего будет осуществлять парковку на заднем ходу. Когда один из водителей перемещается в потоке, следующий за ним может столкнуться затруднениями при определении ситуации на дороге. Так, если тонировка отсутствует, водитель ориентируется сразу по нескольким машинам, находящимся перед ним. Если произойдет внештатная ситуация, шанс затормозить будет больше. Если транспортное средство затонировано, водитель не сможет заметить приближающуюся машину. Человек может поздно понять, что ему необходимо тормозит. В результате может произойти столкновение автомобилей.
Сложности могут возникнуть и при движении по перекрестку. Здесь опасность кроется в невозможности наблюдать за транспортными средствами, движущимися сбоку.
Из-за того, что тонировка повышает опасность, которую несет с собой езда на транспортном средстве, в действующее законодательство были внесены соответствующее нормы.
Процесс измерения затемнения стекол осуществляется при помощи специального прибора. Его называют тауметр. С помощью него происходит измерение светопропускаемости в 3 разных местах стекла, которые располагаются в пределах поля обзора. Среди 3 получено величин определяет среднее арифметическое. Именно она и будет являться величину пропускаемости стекла. Процедура измерения должна осуществляться строго в соответствии с нормами действующего законодательства. Правила закреплены в Техническом регламенте. Если они нарушены, полученные измерения признаются недействительными. Ознакомиться с требованиями можно в таблице ниже.
Действующий критерий | Допустимое значение |
Погрешность устройства | Не больше 2% |
Давление | 86-106 килопаскалей |
Температура воздуха | +15-25 градусов по Цельсию |
Влажность | 40% |
На тауметре должна быть установлена надежная пломба. Дополнительно к устройству должны прилагаться сертификаты, подтверждающие его исправность.
Альтернатива тонировке: атермальная пленка и шторки
Атермальная пленка. Такой «тонер» задерживает УФ и ИК лучи благодаря графитовому напылению, но свободно пропускает остальные световые лучи. Атермальная пленка бывает синей, зеленой или типа «хамелеон», не препятствует обзору. К атермальным пленкам инспекторы ГИБДД применяют те же законы, что и к обычным: минимум 70% светопропускания, иначе – штраф 500 рублей.
Шторки. Так называют мелкую сетку, которую изготавливают под конкретную модель автомобиля и фиксируют на двери на небольшом расстоянии от стекла. За шторки пока не штрафуют. Однако такие конструкции заслоняют окна и не дают полноценно ими пользоваться.
Атермальная пленка должна пропускать 70% света. За шторки наказания нет, но они мешают пользоваться окном.
В заключении обратим внимание на соблюдение правил тонировки фар. Нередко водители, использующие тюнинговые новинки «по максимуму», тонируют не только стекла машины, но и фары ближнего, дальнего света, а также противотуманные. Для этого используется виниловая пленка или специальный лак. Тонкая виниловая пленка, снижающая до 15% светопропускания, создает дополнительную защиту от механических повреждений и вполне допустима, если не меняет цвет, излучающий фарами. Пленка при необходимости может быть легко снята, что исключено при нанесении лака: он не только существенно снизит светоотражательную способность фар, но и с трудом удаляется.
Запрет изменения заводского цвета излучения, типа, количества внешних световых приборов содержится в Основных положениях по допуску ТС к эксплуатации, — это одно из разъяснительных приложений к ПДД. Исключением является разрешение устанавливать световые приборы от других марок и моделей машин на транспортные средства, уже снятые с производства. Но и в этом случае цвет излучения передних фар должен быть белым или желтым, задних – желтого, оранжевого или красного, фонари заднего хода должны быть исключительно белыми.
Административное законодательство предусматривает ответственность:
- по ч. 1 ст. 12.4 КОАП РФ — за изменение цвета излучения передних фар, а равно за установку в передней части ТС световых приборов красного цвета — штраф 3000 рублей с конфискацией приборов и используемых приспособлений, (для должностных лиц – до 20000 рублей с конфискацией приборов, для юридических лиц – до 500000 рублей с конфискацией);
- по ч. 1 ст. 12.5 КОАП РФ – за слишком сильную тонировку передних фар, значительно снижающую светопропускание (более 15%) – предупреждение или штраф в размере 500 рублей;
- по ч. 3 ст. 12.5 КОАП РФ – за управление автомобилем, на котором из-за тонированных фар изменен цвет излучения на недопустимый, а равно за управление ТС с установленными в передней части световыми приборами красного цвета – лишение права управления на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией приборов.
Если стекло фар слегка тонировано уже на стадии создания заводом-изготовителем, в действиях водителя признаки административного правонарушения отсутствуют.
Как инспектор может доказать вину?
Доказать вину собственника автомобиля инспектор может при условии:
- замер осуществлен с помощью туаметра;
- прибор показал значение светопроницаемости стекла, которое не соответствует норме;
- измерение проведено согласно регламенту и в правильных условиях.
Относительно условий измерения будет сказано далее, а сейчас о некоторых нюансах:
- инспектор должен производить измерение вместе с водителем, находясь внутри салона. Запрещается самостоятельное измерение или измерение снаружи авто;
- проверка осуществляется только в дневное время. Запрещается проводить ее в ночное и вечернее время суток, в облачную погоду;
- каждое стекло подвергается измерению в трех ключевых точках. Заключение не делается на основании одной ключевой точки. Подсчет получается на основе среднего;
- инспектор обязан иметь разрешение на осуществление измерения. Он должен принадлежать к службе технадзора ГИБДД. Информация обязательно должна быть представлена в удостоверение.
Что должен знать водитель
Гражданину, намеренному наклеить на свои автомобильные стекла пленку, следует ознакомиться с некоторыми нюансами:
- по общему правилу, при выявлении несоответствующей законодательным требованиям светопропускаемости, оформляется постановление без составления протокола, которое сразу же вручается водителю (ст. 28.6. КоАП), однако если автолюбитель не согласен с назначенным наказанием, тогда составляется протокол (ст. 28.2. КоАП), далее дело рассматривается в общем порядке, установленным Главой 29 КоАП;
- обжалование осуществляется по общим правилам, регламентированным Главой 30 КоАП;
- заплатить взыскание в сумме 500 рублей нужно в течение 60 календарных суток после вступления постановления в законодательно-юридическую силу (ч. 1 ст. 32.2. КоАП), кроме случаев, когда автомобилист уже оплатил его в первые 20 дней со скидкой;
- в случае неоплаты штрафа в отведенный 60-дневный срок автолюбителю грозят две меры ответственности – направление материалов дела приставам для возбуждения исполнительного производства и привлечение по ч. 1 ст. 20.25. КоАП;
- задержание автотранспортного средства, осуществляемое в порядке, установленным ст. 27.13. КоАП, при выявлении недостаточной светопропускаемости не применяется;
- в России существует возможность оформления разрешения на тонирование с любым светопропуском, однако обычному автомобилисту оформить его не представляется возможным – резолюция выдается только для авто специального назначения;
- на основании ч. 4 ст. 4.1. КоАП, назначение административных санкций не освобождает автолюбителя от выполнения той обязанности, за невыполнение которой соответствующая санкция была назначена – это значит, что инспектор вполне может потребовать снять пленку на месте (даже если штраф уже наложен), и его требования будут вполне законные;
- невыполнение законных предписаний работника ДПС (например, поднять стекла для осуществления проверки) может повлечь за собой наложение штрафного взыскания от 500 до 1000 российских рублей или арест до 15 календарных суток (ч. 1 ст. 19.3. КоАП).
Допустимый процент светопропускаемости
Требования к светопропускаемости стёкол автомобиля закреплены в статье 4 Приложения N8 Технического регламента Таможенного союза, утв. Решением Комиссии №877 от 9 декабря 2011 года. В нормативно-правовом акте говорится, что допустимый процент светопропускаемости для ветрового и стёкол, которые обеспечивают переднюю обзорность, в 2021 году должен составлять не менее 70%. Если автомобиль оснащен броневой защитой, светопропускаемость должна быть не меньше 60%.
Вышеуказанное правило не применяется к задним стеклам, но только при условии, если на машине установлено наружное зеркало заднего вида.
Требования тонирования стекол, отраженные в статье 4 Приложения N8 Технического регламента Таможенного союза, распространяются на транспортные средства категории М1. Перечень машин, включенных в группу, приводится в приложении 1 к вышеуказанному нормативно-правовому акту. В категорию входят транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения. Классические легковые автомобили также попадают в эту группу.
В верхней части ветрового стекла можно разместить светозащитную полосу. Причём тонировка может быть выполнена в массе стекла или непосредственно прикреплена к нему. Размер полосы напрямую зависит от типа транспортного средства. В 2021 году ее ширина не может быть больше 140 миллиметров, если размещение осуществляется на:
- легковых автомобилях;
- транспортных средствах, предназначенных для перевозки пассажиров с количеством мест более 8 и массой не более 5 тонн;
- автомобили, предназначенные для перевозки грузов и имеющие технически допустимую массу не более 3,5 тонн.
Что делать, если тонировка уже есть?
При остановке автомобиля водитель обязан тут же снять тонировку. Если нарушитель быстро среагирует и выполнит это требование, он может даже избежать штрафа.
Тонировку на боковых стеклах необходимо снимать для своей же безопасности. Сбоку автомобиля нет фар, и водитель может не заметить пешехода или велосипедиста. Чтобы лучше видеть через лобовую тонировку, необходим более мощный свет передних фар. Это повлечет за собой переоборудование и помехи для встречного движения.
Итак, в законе четко прописано, какой уровень светопропускной способности может быть у лобовых и передних боковых стекол – это не менее 70%.
И помните: при остановке автомобиля сотрудники ГИБДД ни в коем случае не заставляют снимать тонировку. Они лишь требуют прекратить противоправные действия. У человека есть выбор: он может убрать тонировку, либо не ехать на этой машине.
Как замеряют степень тонированности стекол
Контроль светопропускаемости передних боковых стекол автомобиля осуществляется средствами технического диагностирования, сотрудниками ГИБДД. Специальных требований о замере тонировки в связи с признанием утратившим силу приказа МВД РФ от 07.12.2000 N 1240 “Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору» в настоящее время нет.
Если объяснить проще, то никаких замеров в дождь и грязь. Обязательно посмотрите датчики, которые крепятся к стеклу, на них не должно быть никаких внешних пленок. Однако, если по-вашему мнению, прибор явно не точен, требуйте повторный замер. При повторном замере инспектор обязан пригласить двух понятых. Где он будет их искать – не ваша проблема. Однако если инспектор ГИБДД явно тянет с поиском понятых, напомните ему про статью 28.5 КоАП РФ о неправомерности долгой задержки вашего авто и скажите, что будете звонить в полицию. Если инспектор знает, что он нарушает правила – Вас сразу же отпустят.