Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госдума утвердила федеральный бюджет РФ на 2023-2025 годы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный бюджет на 2023 г. и последующие годы должен быть ориентирован на исполнение обязательств не только в сфере социального обеспечения и национальной безопасности, но и в сфере развития экономики, что создаст основу для восстановления роста доходов населения, расширения налоговой базы, повышения привлекательности России как места ведения бизнеса и т.д.
В этой связи проект федерального бюджета нуждается в существенных корректировках в части сохранения объема финансирования большинства государственных программ и национальных проектов, направленных на стимулирование развития экономики, а также отказа от повышения налоговой нагрузки на бизнес как минимум на ближайшие 2-3 года. Требуется также изменение подходов к исполнению федерального бюджета, предполагающего своевременное исполнение бюджетных назначений в части расходов, а для приоритетных программ — и ускоренное финансирование статей расходов.
Проект (не)возможного
При этом наличие дефицита федерального бюджета не должно рассматриваться как препятствие к реализации «экономических» программ и предоставления стимулов для развития экономики, поскольку низкий уровень государственного долга РФ позволяет обеспечить долговое финансирование необходимых расходов. Кроме того, значительный потенциал имеется по задействованию возможностей Банка России для финансирования ключевых задач развития экономики, таких как улучшение инфраструктурной обеспеченности регионов страны (например, через расширение Ломбардного списка и реализацию программ выкупа активов).
Нефтегазовые доходы бюджета
Доля нефтегазовых поступлений в общем объеме доходов следующие три года будет сокращаться. Это связано и с прогнозируемым постепенным снижением цен на нефть и сокращением спроса и общей добычи. Как уже было сказано выше, доля нефтегазовых поступлений сократится с 42% в 2022 году до 30,3% в 2025-м.
МинФин прогнозирует спад добычи нефти на 4,9% и добычи газа на 1,9% в 2023 году. Также в бюджет закладывается постепенное снижение стоимости барреля нефти марки Urals и газа.
- Нефть. Предусматривается, что средняя цена экспортируемой из России нефти марки Urals составит 70,1 $/баррель в 2023г. и 67,5 $/баррель и 65 $/баррель в 2024–2025 гг соответственно. В 2020г. российская нефть стоила в среднем 41,73 $/баррель, 69,1 $/баррель — в 2021г. и, как предполагает проект федерального бюджета, 80 $ в 2022г.
Дефицит бюджета города на 2023 год составляет 436,2 миллиарда рублей. В плановом периоде будет обеспечено снижение объема дефицита (на 2024 год он составит 218,8 миллиарда рублей, в 2025 году — 17,5 миллиарда рублей). Фактический объем дефицита может быть сокращен за счет экономии при проведении конкурсных процедур, а также получения дополнительных доходов.
Проектом бюджета предусмотрено привлечение в 2023 году займов в объеме до 190,6 миллиарда рублей, в том числе получение из федерального бюджета бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в объеме 40,6 миллиарда рублей. Средства бюджетных кредитов будут направлены на закупку вагонов для строящихся участков БКЛ и подвижного состава для МЦД-3 и МЦД-4. Фактический объем заимствований будет определяться по результатам исполнения бюджета.
В 2023 году предусмотрена возможность предоставления государственных гарантий города Москвы в объеме до 15 миллиардов рублей. Это будет способствовать оперативному привлечению заемных средств организациями коммунального хозяйства и электроэнергетики, которые принимают участие в реализации городских проектов в сфере комплексного развития территорий и программы реновации.
Заимствования не нарушат устойчивость городского бюджета. Правительство Москвы своевременно и в полном объеме исполняет обязательства по погашению и обслуживанию государственного долга.
В целом реализация программ, финансирование которых предусмотрено проектом бюджета Москвы на 2023 год и плановый период 2024–2025 годов, обеспечит:
— повышение социальной защиты москвичей, увеличение фондов оплаты труда работников бюджетной сферы;
— повышение качества и комфорта предоставления услуг в здравоохранении, образовании, культуре и сфере досуга;
— формирование качественной и безопасной городской среды;
— улучшение работы общественного транспорта, снижение времени и повышение комфорта поездок по городу;
— увеличение деловой активности и инвестиционной привлекательности Москвы;
— устойчивость и стабильность бюджетной системы города Москвы.