Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое фальсификация итогов голосования и меры ответственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Фальсификация итогов голосования представляет собой искажение данных голосования, совершенное специальным субъектом. Лица, совершившие преступление, подлежат уголовной ответственности. Существуют многочисленные способы фальсификации данных, которые охотно используют виновные лица, прибегая к порче и уничтожению бланков и другим противозаконным методам.
Органам государственной власти, наделенным законодательной инициативой:
- Необходимо увеличить размеры штрафов за административные правонарушения, связанные с нарушением избирательного законодательства.
- Необходимо перевести уголовные преступления в избирательной сфере в категорию тяжких преступлений.
Избирательным комиссиям различного уровня:
- Не исполнять рекомендации и неформальные поручения, не соответствующие действующему избирательному законодательству.
- Обеспечить большую защищенность членов комиссий в случае их преследования за отказ совершать противозаконные действия.
- Совместными усилиями с правоохранительными органами и экспертами разработать методические указания о специфике расследования электоральных преступлений, сбора и оценки доказательств.
Судебным и правоохранительным органам государственной власти:
- Необходима перепроверка всех отказных материалов по заявлениям о фальсификации выборов начиная с выборов в Государственную думу России (т.е. с 2016 года).
- Необходимо возбуждать уголовные дела в автоматическом режиме при наличии видео с УИК с признаками фальсификаций выборов.
- Должно быть разъяснение Верховного суда РФ, что по делам о фальсификации выборов недопустимо прекращение уголовного дела в связи с тем, что по данному составу преступления невозможно оценить соблюдение условий по возмещению ущерба или иному заглаживанию причиненного преступлением вреда.
Судебная практика о подкупе избирателей:
- Действия кандидата как подкуп могут быть квалифицированы только в случае, если такие действия по отношению к избирателю осуществляются под условием голосования «за» или «против» (Определение Верховного суда РФ от 24.12.2005г. по делу №48-Г05-27);
- Безвозмездное оказание юридических услуг или обещание такого оказания после выборов может быть признано подкупом избирателей (Определение Верховного суда РФ от 10.03.2006г. по делу №71-Г06-14);
- Обещания в предвыборной программе, составленной на основе наказов избирателей не является подкупом избирателей (Определение Верховного суда РФ от 11.03.2006г. по делу №9-Г06-7);
- Распространение автомобильных ароматизаторов (прим.: и видимо иной сувенирной продукции) является подкупом избирателей (Определение Верховного суда РФ от 09.03.2006г. по делу №39-Г06-27);
- Бесплатное мероприятие для избирателей (например, концерт) может быть признано подкупом только в случае организации непосредственно кандидатом, избирательным объединением или доверенным лицом (Определение Верховного суда РФ от 05.12.2005г. по делу №67-Г05-12).
Как говорит нардеп Виталий Куприй, нарушения на выборах были и будут всегда. «Но нарушения, которые мы видим на этих выборах, стали очевидными и очень масштабными. Причем, если раньше их хоть как-то скрывали, то сегодня все делается открыто и нагло. Я имею в виду социальные договоры, формирование многоуровневой «сетки» Порошенко, использование административного ресурса, что зафиксировано на видеозаписи. Кроме того, если на прошлых выборах подкупали наличными, то сейчас это делается за деньги налогоплательщиков из бюджета. Все это показывает, что идет масштабная кампания по фальсификации. Это уже если не говорить о каких-то мелких нарушениях, связанных с агитацией, отсутствием исходящих данных на листовках, обнародовании в сетях неподтвержденной информации о конкурентах, фейках и прочим», — сказал «Вестям» Куприй.
Почему власть не стесняется подкупать нищих пенсионеров перед выборами
На нарушения, согласно закону, должна реагировать ЦИК, говорит нам адвокат Сергей Войченко: «Но будут ли ее решения объективны, учитывая, что она избиралась при действующей власти и обслуживает ее интересы, — вопрос открытый. Окончательное решение должен принимать суд. Но как мы видели по делу Ульяны Супрун, когда один судья взял самоотвод, а другой заявил о давлении, судебная система зависима от действующей власти», — подчеркнул Войченко.
С Центризбиркомом, по словам Куприя, тоже вопросы. «Это абсолютно ангажированная кандидатом Порошенко структура. В ней 10 из 16 членов имеют конфликт интересов, то есть избирались либо по квотам, либо являются фигурантами коррупционных скандалов. А когда я подаю в ЦИК информацию об использовании глав РГА и коммунальных предприятий для агитации за действующего президента, то они ее не рассматривают. Равно, как и тогда, когда я указываю на «сетку», подкупы… Но еще хуже, что когда я пытаюсь обжаловать бездеятельность ЦИК — у меня уже четыре иска, но я проигрываю суды. Они также становятся на сторону Порошенко. Поэтому мы с другими адвокатами пытаемся объединяться и унифицировать подобные иски», — сказал «Вестям» Куприй.
Статья 142.1 УК РФ («Фальсификация итогов голосования»)
Как уже было ранее анонсировано, данная статья устанавливает ответственность за оказание неправомерного влияния на итоги голосования. Как и в части 1 статьи 142 УК РФ, субъект преступления здесь специальный, а состав преступления формальный и считается оконченным с фактического выполнения одного или нескольких из следующих условий:
- включение неучтённых бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании;
Ситуация как раз из примера про гражданина «А» в первом приведённом случае.
- представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума;
Это так называемые «мёртвые души», то есть в окончательный протокол вносятся данные о несуществующих лицах или лицо, которое фактически не появлялось на избирательном участке. Двойная отметка в окончательном протоколе на разных участках – достаточно обыденная, к сожалению, ситуация.
- заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц;
Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан
Уголовная ответственность является наиболее строгим видом юридической ответственности и в сфере избирательных правоотношений применяется за нарушения, характеризуемые повышенной степенью общественной опасности Корабельников С. Уголовная ответственность за нарушения избирательного права // Российская юстиция. — 2006. — № 5. — С. 23.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за следующие преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов и установлением их результатов:
- — воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (статья 141);
- — нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума (статья 141.1);
- — фальсификация избирательных документов, документов референдума (статья 142);
- — фальсификация итогов голосования (статья 142.1).
В соответствии с частью 1 статьи 141 УК РФ уголовная ответственность наступает за воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Особенная часть / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. — М. — 2006..
Квалифицирующими признаками, наличие которых предполагает назначение более строгого наказания, для данного преступления являются:
- — подкуп, обман, принуждение, применение насилия, либо угроза его применения;
- — использование лицом своего служебного положения;
- — совершение деяния группой лиц по предварительному сговору либо преступной группой.
Объективная сторона состава данного преступления заключается:
- — в воспрепятствовании свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме;
- — в нарушении тайны голосования;
- — в воспрепятствовании работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом Груздева А.П. Понятие и некоторые формы проявления преступлений, совершаемых в условиях избирательного процесса (криминологический анализ) // Следователь. — 2009. — № 12..
В части 3 этой же статьи УК РФ установлен самостоятельный состав преступления, выражающегося во вмешательстве с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Особенная часть / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М. — 2006..
Субъективная сторона этого преступления характеризуется прямым умыслом и наличием цели — повлиять на решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Субъектом преступления является должностное лицо.
Объективная сторона преступления, предусмотренного частью 1 статьи 141.1 УК РФ, заключается в совершении следующих альтернативных действий:
Часть 2 статьи 141.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за:
- — использование кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки для проведения избирательной кампании кандидата, избирательного объединения;
- — использование уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помимо средств соответствующего фонда референдума финансовой (материальной) поддержки для выдвижения инициативы проведения референдума, получения определенного результата на референдуме;
- — расходование пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет фонда, специальный счет референдума.
Обязательным условием уголовной ответственности за данное преступление является крупный размер финансовой поддержки.
Статья 142 УК РФ устанавливает ответственность за фальсификацию избирательных документов и документов референдума, то есть указание в них заведомо ложных данных, которые могут повлиять на результаты выборов или референдума. При этом субъектом преступления является:
- — член избирательной комиссии, комиссии референдума;
- — уполномоченный представитель избирательного объединения, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;
- — кан��идат;
- — уполномоченный кандидатом представитель Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Особенная часть / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М. — 2006..
Обжалование нарушений
Не все избиратели понимают сложность организации плебисцитов. В работе по реализации гражданской привилегии принимают участие практически все госорганы. Правила и нормы их деятельности указываются в соответствующих нормативных актах о выборах. К примеру, в закон № 121-ФЗ от 24.06.1999 включена 12-я глава. Ее статьи (90-93) описывают порядок подачи жалоб на нарушения в ходе выборов депутатов Государственной Думы.
Голосование в РФ принято проводить в выходной день. В связи с этим прокуратура и суды обязаны изменить график работы. Указанные структуры организуют дежурство таким образом, чтобы граждане смогли принести информацию о нарушениях незамедлительно. Кроме того, она должна быть проверена в кратчайшие сроки.
Важно: особое внимание в законодательстве уделено восстановлению нарушенного права гражданина. Оно должно быть немедленно восстановлено, если предоставляется такая возможность.
Жалобы и обращения о нарушениях направляются в разные инстанции. Большая часть адресуется в соответствующую избирательную комиссию (ИК). Например, если голосование на участке началось (закончилось) в неположенное время, то следует проинформировать территориальную ИК. Кроме того, люди могут писать напрямую в прокуратуру. Данная правоохранительная структура обязана незамедлительно отреагировать на сигнал и устранить нарушение.
Скачать для просмотра и печати:
КоАп от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018)
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 121-ФЗ
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.02.2018)
Статья 141 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)
Статья 32 Конституции РФ
Порядок взаимодействия госорганов, средств массовой информации, партий и их представителей с избирательными комиссиями строго регламентирован. Кроме того, нормируются действия избирателей, а также процессы:
- подсчета голосов;
- предоставления информации;
- транспортировки бюллетеней;
- оглашения результатов и другое.
Каждый этап плебисцита строго расписан. Сделано это для того, чтобы результаты народного волеизъявления оказались прозрачными и достоверными. Однако такая регламентация приводит к вероятности большого количества несоблюдений норм. Об их числе можно судить по количеству статей об административной ответственности — их 24.
Наиболее часто разбираемые нарушения таковы:
- не предоставление информации в положенные сроки;
- отказ в предоставлении отпуска членам комиссии и кандидатам в народные избранники;
- неисполнение запрета на рекламирование коммерческой деятельности кандидатов;
- участие в агитации лиц, которым таковая деятельность не разрешена;
- непредоставление помещений для встречи с избирателями;
- подкуп избирателей.
Совет: участникам избирательного процесса необходимо изучать все тонкости законодательства, так как они попадают под пристальное наблюдение:
- прокуратуры;
- представителей конкурирующей политической силы;
- гражданского общества.
Статья 142.1 УК РФ («Фальсификация итогов голосования»)
Как уже было ранее анонсировано, данная статья устанавливает ответственность за оказание неправомерного влияния на итоги голосования. Как и в части 1 статьи 142 УК РФ, субъект преступления здесь специальный, а состав преступления формальный и считается оконченным с фактического выполнения одного или нескольких из следующих условий:
- включение неучтённых бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании;
Ситуация как раз из примера про гражданина «А» в первом приведённом случае.
- представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума;
Это так называемые «мёртвые души», то есть в окончательный протокол вносятся данные о несуществующих лицах или лицо, которое фактически не появлялось на избирательном участке. Двойная отметка в окончательном протоколе на разных участках – достаточно обыденная, к сожалению, ситуация.
- заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц;
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Нормативное регулирование
Существует много законодательных актов, имеющих отношение к избирательному праву каждого россиянина.
Но наиболее полезная и полная информация содержится в следующих документах:
- Конституция РФ, включающая основные права и свободы россиян;
- ФЗ №67, описывающий гарантии избирательных прав, а также включающий право людей на участие в референдумах;
- КоАП РФ, содержащий данные об административных мерах наказания, которые применяются к лицам, нарушающим избирательные права;
- УК РФ, включающий информацию об основаниях для привлечения граждан к уголовной ответственности за такие преступления.
На основании ст. 32 Конституции РФ россияне могут выбирать и избираться, а также принимать участие в референдумах, которые касаются наиболее важных вопросов для страны. Исключением выступают лица, официально признанные недееспособными или находящиеся в тюрьме.
Об административной ответственности
Каждый сигнал о допущенном нарушении закона проходит проверку. По ее результатам суд принимает решение. Наказание зависит от вида правонарушения. В КоАП за таковые деяния предусмотрены штрафные санкции. К примеру, работодателя за отказ оформить отпуск для участия в выборах оштрафуют на сумму от полутора до двух тысяч рублей.
- Если человек решит уничтожить агитационные материалы, то придется отдать в казну от 500 до 1000 руб.
- За подкуп избирателей ответственность серьезнее: гражданам назначается штраф в размере 20 — 25 тыс. руб.;
- должностным лицам — до пятисот тысяч рублей.
Подсказка: наказание в рамках КоАП применяет только суд.
Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан РФ
В УК РФ нарушению избирательных прав посвящена статья 141, которая носит название «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий».
Согласно статьи, к уголовно наказуемым видам нарушений относятся:
- Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или участию в референдуме;
- Нарушение тайны голосования;
- Воспрепятствование работе избирательной комиссии;
- Воспрепятствование работе отдельного члена комиссии.
В качестве наказания за подобные деяния Кодексом предусмотрены следующие виды ответственности:
- Штраф до 80 тысяч рублей;
- Штраф в размере дохода осужденного до 6 месяцев;
- Обязательные работы до 360 часов;
- Исправительные работы до года.
В ч. 2 ст. 141 УК РФ прописаны квалифицирующие признаки, наличие которых в преступлении влияет на применимую меру наказания. Отягчающими обстоятельствами признаются:
- Совершение группой лиц по предварительному сговору;
- Совершение ОПГ;
- Использование своего служебного положения;
- Присутствие признаков подкупа, обмана, принуждения, применения насилия или угрозы его применения.
При наличии отягчающих обстоятельств виновному лицу грозит максимум до 5 лет реального лишения свободы.
Общие принципы избирательного права
Выборы президента РФ проводятся тайным голосованием на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Их проведение регулируется конституцией РФ, федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года и «О выборах президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года, а также другими правовыми актами.
Избирательное право гарантировано независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и социального положения, принадлежности к общественным объединениям и др. Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не может принуждать граждан голосовать за кого-либо из кандидатов, а также препятствовать свободному волеизъявлению избирателей.
Порядок взаимодействия госорганов, средств массовой информации, партий и их представителей с избирательными комиссиями строго регламентирован. Кроме того, нормируются действия избирателей, а также процессы:
- подсчета голосов;
- предоставления информации;
- транспортировки бюллетеней;
- оглашения результатов и другое.
Каждый этап плебисцита строго расписан. Сделано это для того, чтобы результаты народного волеизъявления оказались прозрачными и достоверными. Однако такая регламентация приводит к вероятности большого количества несоблюдений норм. Об их числе можно судить по количеству статей об административной ответственности — их 24.
Наиболее часто разбираемые нарушения таковы:
- не предоставление информации в положенные сроки;
- отказ в предоставлении отпуска членам комиссии и кандидатам в народные избранники;
- неисполнение запрета на рекламирование коммерческой деятельности кандидатов;
- участие в агитации лиц, которым таковая деятельность не разрешена;
- непредоставление помещений для встречи с избирателями;
- подкуп избирателей.
Совет: участникам избирательного процесса необходимо изучать все тонкости законодательства, так как они попадают под пристальное наблюдение:
- прокуратуры;
- представителей конкурирующей политической силы;
- гражданского общества.