Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое в блогах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Большинство судей и до принятия Определения ВС РФ от 23.06.2015 № 8‑КГПР15-2 придерживались мнения, что и без договора с РСО УК выступает в роли исполнителя коммунальных услуг, поэтому РСО не вправе выставлять платежные документы по коммунальным услугам на ОДН. Так, суды признавали законными предписания, адресованные РСО, о запрете выставлять платежные документы жильцам МКД, а также предписания, адресованные УК, обязывающие их производить расчет платы за коммунальные услуги и оформлять платежные документы даже в отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения.
Следует признать, что и сейчас некоторые арбитры принимают решения с противоположными выводами. Например, АС УО посчитал, что именно РСО выступает в роли исполнителя коммунальных услуг после одностороннего расторжения договора с УК в связи с неисполнением УК обязательств по оплате поставленной электроэнергии. Поэтому признано недействительным предписание РСО о корректировке размера платы за электроэнергию на ОДН исходя из нормативного объема (Постановление от 07.09.2015 № Ф09-6282/15). Аналогичное заключение сделано в Постановлении АС СЗО от 27.04.2015 № Ф07-1809/2015: приняв в управление дом с 01.03.2013, УК не заключила договоры ресурсоснабжения, РСО поставляла в дом электроэнергию и на законном основании выставляла счета гражданам.
О взыскании задолженности за коммунальные ресурсы
Статус исполнителя коммунальных услуг важен для установления не только лица, уполномоченного на выставление платежных документов потребителям и сбор платы за коммунальные услуги, но и лица, обязанного оплачивать РСО стоимость поставленного в дом коммунального ресурса. Если в отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения абонентом РСО (в силу фактически сложившихся договорных отношений и статуса управляющего МКД как исполнителя коммунальных услуг согласно жилищному законодательству) следует считать управляющего МКД, то и иски нужно предъявлять именно к нему, а не к собственникам помещений.
Обратим внимание, что внесение потребителям платы напрямую РСО, а не УК на основании специального решения общего собрания (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ) также не свидетельствует об отсутствии фактически сложившихся договорных отношений между УК и РСО (Постановление АС ЦО от 09.07.2015 № Ф10-2191/2015). Более универсальный вывод сформулирован в Постановлении АС ЦО от 20.04.2015 № Ф10-865/2015: в случае отсутствия договора между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией и оплаты полученного коммунального ресурса населением непосредственно ресурсоснабжающей организации, при управлении многоквартирным домом управляющей компанией, выбранной собственниками помещений, управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и на нее возлагается обязанность по оплате задолженности, имеющейся перед ресурсоснабжающей организацией.
Так, суд отказал РСО во взыскании задолженности за коммунальные ресурсы с собственника помещения в МКД в период, когда домом управляла УК: собственник является ненадлежащим ответчиком (постановления АС ВВО от 25.08.2015 № Ф01-2969/2015, от 20.03.2015 № Ф01-6334/2014, от 10.03.2015 № Ф01-44/2015).
Принципиальную важность исследования обстоятельств, которые могут свидетельствовать о договорных отношениях между УК и РСО, в споре о взыскании сумм в пользу РСО с собственника помещения в МКД подчеркнул АС СЗО в Постановлении от 28.08.2015 № Ф07-5958/2015.
Взыскивать задолженность за фактически потребленные в МКД коммунальные ресурсы нужно с УК: на это указал АС СЗО в Постановлении от 21.01.2015 № Ф07-10100/2014, установив, что договор ресурсоснабжения был подписан с протоколом разногласий, которые не были урегулированы. Когда УК принимает меры по заключению договора ресурсоснабжения и есть доказательства выставления ею платежных документов жильцам, глупо отрицать, что она не имеет отношения к предоставлению коммунальных услуг: именно УК должна оплачивать коммунальные ресурсы (Постановление АС УО от 22.07.2015 № Ф09-4294/15). В свою очередь, судьи АС ДВО взыскали с УК стоимость сверхнормативного объема электроэнергии, поставленной на ОДН, по иску РСО, при этом не выяснили, имели ли место фактические договорные отношения между УК и РСО. Арбитрам оказалось достаточно ссылки на описанное выше Определение ВС РФ от 23.06.2015 № 8‑КГПР15-2 о том, что в роли исполнителя коммунальных услуг по закону выступает УК, а не РСО (Постановление от 12.08.2015 № Ф03-2688/2015).
А вот Постановлением АС УО от 24.04.2015 № Ф09-2037/15 иск РСО к собственнику нежилого помещения о взыскании стоимости тепловой энергии был удовлетворен. Доводы собственника о том, что он не является надлежащим ответчиком, суд отклонил, поскольку установил, что между УК и РСО договор заключен не был, РСО самостоятельно выставляла платежные документы жильцам дома, УК счета не выставляла. Такие же выводы сделаны в Постановлении АС ЦО от 22.05.2015 № Ф10-1160/2015 в ситуации, когда РСО в одностороннем порядке отказалась от исполнения договора ресурсоснабжения.
Также арбитры АС СКО посчитали, что в отсутствие договора ресурсоснабжения между УК и РСО собственник нежилого помещения должен оплачивать РСО не только потребление ресурса в помещении (на основании заключенного между собственником помещения и РСО договора), но и стоимость ресурса, предоставленного на ОДН. Суд указал: при отсутствии договора между РСО и УК договорные отношения в силу закона возникают непосредственно между РСО и собственниками помещений в МКД (Постановление от 27.03.2015 № Ф08-1047/2015).
Неплатежи со стороны собственников
Может ли УК (ее должностное лицо) избежать административной ответственности за грубое нарушение лицензионного требования, связанное с наличием долга перед РСО, по причине неоплаты собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений в МКД коммунальных услуг?
Есть судебные решения, дающие положительный ответ на этот вопрос. Например, Постановление АС МО от 11.03.2020 № Ф05-803/2020 по делу № А41-44147/2019.
Судьи учли, что общество, зная о наличии спорной задолженности, хотя счета были арестованы, принимало меры по ее погашению, о чем свидетельствуют, в частности, представленные платежные поручения по оплате задолженности РСО. Также арбитры учли специфику сумм денежных средств, подлежащих уплате обществом, и возможность их уплаты обществом как управляющей организацией лишь после поступления денежных средств от конечных потребителей. Фактическая возможность погашения долга появлялась лишь при полной оплате полученного коммунального ресурса жителями МКД.
С кого взыскивается долг по квартплате
Все ресурсы предоставляются потребителям на возмездной основе. В ч. 2 ст. 153 ЖК РФ содержится исчерпывающий список плательщиков. К ним относятся физические и юридические лица, в частности:
- Наниматели жилья по договору соцнайма.
- Арендаторы квартиры государственного или муниципального жилищного фонда.
- Члены жилищного кооператива.
- Собственники помещения.
- Лица, принявшие от застройщика помещения по передаточному акту.
- Застройщики помещения, введенного в эксплуатацию, но не переданного будущему собственнику.
- Госорганы или органы местного самоуправления до момента заселения жителей в квартиры их фондов.
Следовательно, закон предусматривает не только принудительную оплату долга населением, но и взыскание коммунальных платежей с администрации муниципального образования, если квартира находится в его собственности.
Кому важно знать, при какой сумме долга по ЖКХ-услугам подают в суд?
Знать, когда ЖКХ может подать на неплательщика в суд, важно как самому жильцу, который столкнулся с финансовыми трудностями, так и управляющей или ресурсоснабжающей компании. Обычному гражданину это поможет своевременно рассчитаться с долгами и избежать долгих и трудных судебных разбирательств, нервов и дополнительных финансовых трат (на подачу ответного иска, оплату услуг адвоката и т.п).
ЖКХ эта информация позволит своевременно востребовать плату с должника. Ведь редко, когда вопрос со злостным неплательщиком выходит решить мирным путем. А слишком долгое затягивание проблемы может обернуться тем, что должник добьется аннулирования задолженности. Знание закона позволит защитить и отстоять права, предупредить ряд проблем всем сторонам конфликта.
Борьба с должниками — неплатильщиками коммунальных услуг, претензии от УК, ТСЖ
Согласно законодательству РФ, каждый хозяин квартиры в многоквартирном доме, находящаяся в ведении УК или ТСЖ, обязан своевременно производить оплату коммунальных услуг. Их сумма не является фиксированной, при наличии счетчиков, и полностью рассчитывается исходя из потребляемых услуг проживающих в квартире людей. При отсутствии счетчиков в квартире оплата производится согласно установленным тарифам.
На практике, некоторые жильцы пренебрегают своими обязанностями ответственных квартиросъемщиков и производят оплату несвоевременно или вообще отказываются платить по квитанциям. Поэтому возникает борьба с должниками ЖКХ. Как происходит работа с должниками в ТСЖ, меры воздействия за неуплату, способы борьбы с неплательщиками, имеют ли право отключить коммунальные услуги за неуплату и ответы на другие вопросы дадим далее.
Перед тем, как выяснить, какие причины способствую неуплате коммунальных платежей, следует понимать, какие бывают виды задолженности. Меры воздействия напрямую зависят от вида долга.
Виды задолженности по коммунальным услугам:
- текущая – задолженность, образовавшаяся с 1 по 10 число текущего месяца (согласно ст.155 ЖК РФ, оплата должна производиться до 10 числа следующего за месяцем, который необходимо оплатить, если иное не устанавливает ТСЖ или управляющей компанией) – штраф и санкции не применяются, т.к. не ущемляются права кредиторов;
- просроченная – задолженность, срок оплаты которой уже наступил и прошел (наступает с 11 числа следующего месяца, если иное не установлено договоренностями с компанией, обеспечивающей обслуживание дома).
- Задолженность до 3 месяцев – работа с неплательщиками еще не проводится, начисляются лишь пенни. Не уплата вызвана, например, получением зарплаты после 10 числа.
- Задолженность от 3 до 12 месяцев – сознательное уклонение от уплаты.
- Задолженность от 12 месяцев и выше – сумму погасить должникам невозможно. Не уплата связана с нестабильным или низким доходом, невозможностью производить оплату КУ из-за юридических (отсутствие/смена номера лицевого счета кредитора) или практических препятствий.
Взыскание задолженности по оплате электроэнергии
Наличие у лицензиата (УК) существенной задолженности перед РСО, признанной им (например, согласно акту сверки взаимных расчетов, подписанному руководителями организаций, – см. Определение ВС РФ от 24.04.2020 № 306-ЭС20-4450 по делу № А55-2183/2019) или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом, является грубым нарушением лицензионных требований, причем независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом (пп. «д» п. 4(1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 (далее – Положение о лицензировании)).
Существенным является долг, равный или превышающий две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения КР на СОИ.
К сведению: размер задолженности лицензиата перед РСО рассчитывается применительно к договорам ресурсоснабжения, заключенным в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения КР на СОИ, то есть определяется отдельно для каждого МКД, находящегося в управлении лицензиата (Письмо Минстроя РФ от 20.12.2018 № 51071-ОО/04).
Обозначенное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, введенной в действие с 29.03.2019 Федеральным законом от 18.03.2019 № 26-ФЗ. Мерой ответственности за управление МКД с грубым нарушением лицензионных требований для должностных лиц является наложение штрафа в размере от 100 000 до 250 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц – наложение штрафа в размере от 300 000 до 350 000 руб.
До указанной даты действовала общая мера наказания за осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ): для должностных лиц – штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц – штраф в размере от 250 000 до 300 000 руб.
К сведению! Мера наказания в виде административного штрафа для УК или ее работника может быть заменена на предупреждение, если (ст. 4.1.1 КоАП РФ):
-
УК является субъектом МСП;
-
нарушение совершено впервые;
-
отсутствуют доказательства того, что совершенное правонарушение привело к причинению вреда или к угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, к угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо повлекло имущественный ущерб.
Пример из судебной практики – Постановление АС СЗО от 02.06.2020 № Ф07-4448/2020 по делу № А44-8711/2019, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 19.08.2020 № 307-ЭС20-10709.
В силу ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, несет ответственность на основании закона, действовавшего во время совершения этого нарушения.
Дата совершения правонарушения из-за существенного долга перед РСО обусловлена не началом либо периодом формирования задолженности, а исключительно фиксацией судом либо самими сторонами договора в акте сверки расчетов задолженности в сумме, превышающей две среднемесячные величины обязательств по оплате договоров. Поэтому если существенная задолженность признана УК или решение суда вступило в силу до 29.03.2019, то бездействие квалифицируется по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, после указанной даты – по ч. 3.
Подтверждение можно найти в судебной практике (см. постановления АС ВСО от 30.09.2020 № Ф02-3204/2020 по делу № А58-10/2020, АС ПО от 12.10.2020 № Ф06-65712/2020 по делу № А06-13862/2019, АС СЗО от 27.08.2020 № Ф07-8104/2020 по делу № А05-11097/2019, от 29.07.2020 № Ф07-8079/2020 по делу № А42-10609/2019).
Наличие существенной задолженности перед РСО – это правонарушение, обладающее признаками длящегося, так как событие правонарушения характеризуется самим фактом наличия подтвержденной задолженности, а не датой ее возникновения (см. также постановления АС МО от 22.07.2020 № Ф05-9548/2020 по делу № А41-85539/2019, АС ПО от 10.09.2020 № Ф06-63555/2020 по делу № А55-29283/2019, АС СЗО от 01.10.2020 № Ф07-9096/2020 по делу № А05-14347/2019). Срок давности привлечения к ответственности составляет для должностных лиц один год, для юридических лиц – два месяца (при рассмотрении судьей – три месяца) со дня обнаружения правонарушения (ч. 1 – 3 ст. 4.5 КоАП РФ).
К сведению: днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном нарушении, выявило факт его совершения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, обстоятельств его совершения и выявления (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2).
Но важно учитывать, что приведенное правило работает, если задолженность перед РСО не погашена.
Срок давности привлечения к ответственности за административное правонарушение может быть исчислен с момента обнаружения правонарушения только в случае, когда противоправное поведение не было ранее прекращено. Если совершение правонарушения на момент его обнаружения прекращено, срок привлечения к административной ответственности за это нарушение исчисляется с последнего дня, когда оно совершалось.
Поэтому если УК погасила существенную задолженность перед РСО, то срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня погашения задолженности.
Согласно п. 4(2) Положения о лицензировании, если в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за грубое нарушение лицензионных требований лицензиатом будет повторно допущено грубое нарушение лицензионных требований, предусмотренное пп. «а», «б», «г», «д» или «з» п. 4(1), из реестра лицензий субъекта РФ подлежат исключению сведения о МКД, в отношении которых такие нарушения совершены. Соответствующее решение принимает орган ГЖН (ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ).
В свою очередь, исключение сведений о МКД из реестра лицензий является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном ст. 200 ЖК РФ. С даты исключения сведений о МКД из реестра лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 200 ЖК РФ.
Таким образом, повторное привлечение к административной ответственности за наличие существенной задолженности перед РСО грозит УК потерей права вести деятельность по управлению МКД.
Пример из судебной практики – Постановление АС СЗО от 14.07.2020 № Ф07-6749/2020 по делу № А42-7606/2019.
Общество при наличии вступившего в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности за допущенные грубые нарушения лицензионных требований не приняло своевременно меры к погашению задолженности перед РСО, а допустило ее наличие в последующий период, тем самым повторно допустило грубое нарушение лицензионных требований, установленное пп. «д» п. 4(1) Положения о лицензировании. Поэтому ГЖИ в отношении лицензиата правомерно применена мера по исключению МКД из реестра лицензий.
Может ли УК (ее должностное лицо) избежать административной ответственности за грубое нарушение лицензионного требования, связанное с наличием долга перед РСО, по причине неоплаты собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений в МКД коммунальных услуг?
Есть судебные решения, дающие положительный ответ на этот вопрос. Например, Постановление АС МО от 11.03.2020 № Ф05-803/2020 по делу № А41-44147/2019.
Судьи учли, что общество, зная о наличии спорной задолженности, хотя счета были арестованы, принимало меры по ее погашению, о чем свидетельствуют, в частности, представленные платежные поручения по оплате задолженности РСО. Также арбитры учли специфику сумм денежных средств, подлежащих уплате обществом, и возможность их уплаты обществом как управляющей организацией лишь после поступления денежных средств от конечных потребителей. Фактическая возможность погашения долга появлялась лишь при полной оплате полученного коммунального ресурса жителями МКД.
Кроме того, суд принял доводы общества о том, что по названным МКД постоянно образовывалась задолженность жителей по оплате коммунальных ресурсов. В свою очередь, это не позволяло обществу своевременно оплачивать выставляемые счета. Денежные средства с жителей приходилось взыскивать в судебном порядке, что также затягивало процесс получения денежных средств с них и перечисления РСО.
При этом в постановлениях ВС РФ от 07.10.2020 № 72-АД20-1, № 72-АД20-2 сформирована следующая правовая позиция.
Довод УК о том, что задолженность перед РСО образовалась в связи с неоплатой собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений в МКД коммунальных услуг, не исключает ее виновность в совершении административного правонарушения. Деяние УК, не принявшей всех зависящих от нее мер по соблюдению требований лицензионного законодательства, в том числе посредством интенсивного ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за ЖКУ, и допустившей образование существенной задолженности перед РСО, квалифицируется по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
С 06.04.2020, когда вступило в силу Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 424, приостановлено до 01.01.2021 начисление и взыскания неустойки (штрафов, пеней) за несвоевременное внесение и (или) внесение не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также взносов на капитальный ремонт. Само начисление неустойки (штрафа, пени) тоже приостановлено (Письмо Минстроя РФ от 20.04.2020 № 12360-ОГ/04).
Аналогичный мораторий предусмотрен для лиц, осуществляющих управление МКД.
Отдельные моменты применения моратория разъяснены Президиумом ВС РФ (см. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19), № 2, утвержденный Президиумом ВС РФ 30.04.2020).
1. Мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 06.04.2020 до 01.01.2021, независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе если сумма основного долга образовалась до 06.04.2020, если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
2. Правила о приостановлении начисления неустоек действуют вне зависимости от места жительства, места пребывания гражданина, местонахождения и места осуществления деятельности юридического лица, а также независимо от введения на территории субъекта РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
3. Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством об электроэнергетике, о газо-, тепло-, водоснабжении и водоотведении и условиями договоров, за весь период просрочки, исключая период действия моратория.
Введение моратория на начисление и взыскание неустоек означает, что у УК временно отсутствует один из рычагов воздействия на собственников и нанимателей помещений в МКД по взысканию долгов, что может способствовать увеличению просрочек по внесению платы за услуги ЖКХ. В свою очередь, это ведет к росту задолженности УК перед РСО.
В связи с этим в Минстрой поступил вопрос о необходимости приостановления действия пп. «д» п. 4(1) и п. 4(2) Положения о лицензировании, на что был дан такой ответ.
Ввиду Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 в 2020 году введены особенности проверок управляющих организаций по вопросу правомерного начисления платы, в том числе обоснованности размера задолженности за жилищно-коммунальные услуги (см. п. 3 Письма Минстроя РФ от 08.06.2020 № 21681-МЕ/04). Что это означает?
Действие указанных норм Положения о лицензировании не приостановлено. Вместе с тем из Постановления № 438 следует, что в 2020 году в отношении УК не проводятся проверки в отношении обнаружения наличия у нее существенной задолженности перед РСО.
Полагаем, после того, как данное послабление будет снято, УК вполне сможет оперировать тем, что долг перед РСО вырос по причине неплатежей со стороны собственников и нанимателей помещений в МКД в условиях эпидемии коронавируса. Только нужно запастись доказательствами того, что работа по получению платежей велась, но достичь результата не удалось по причинам, не зависящим от УК. Согласно официальным «сводкам» ситуация уже выправилась.
Министр Минстроя Владимир Якушев 29 октября на заседании Правительства РФ доложил: «В первом квартале текущего года, когда еще не было ограничительных мер, уровень платежей за коммунальные услуги составил 97%. В апреле, с учетом введения ограничительных мероприятий, уровень оплаты платежей составил 81%. Уже в мае пошло восстановление благодаря принятым правительством мерам поддержки – уровень платежей вырос до 92,5%. Начиная с июня темпы оплаты стали постепенно восстанавливаться и уже за сентябрь уровень составил 97,1%. Платежная дисциплина восстановлена».
Ресурсоснабжающая организация (РСО) в сфере ЖКХ — это юрлицо (ИП), осуществляющее продажу и поставку различных коммунальных ресурсов в многоквартирный дом (МКД) или в частное домовладение (п. 2 Постановления Правительства РФ № 124 от 14 февраля 2012 года).
Работа такой организации законодательного регулируется следующими нормативными актами:
- Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ).
- Правила оказания коммунальных услуг, установленные в постановлении Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года.
- Постановление Правительства РФ № 1498 от 26 декабря 2016 года.
- ФЗ №176 от 29 июня 2020 года.
Немаловажную роль в этом вопросе играет и ФЗ № 59 от 03 апреля 2018 года. Согласно этому закону, теперь сами собственники и владельцы жилых помещений имеют законное право на оформление прямого договора с РСО о поставке различных услуг ЖКХ, минуя УК.
Ресурсоснабжающая организация предоставляет УК или жильцам многоквартирных домов различные коммунальные ресурсы. Кроме того, такая организация является и транспортной компанией, которая осуществляет ежегодное обслуживание МКД и транспортировку различных бытовых отходов.
В соответствии с пп «в» п. 9 Правил постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года, при обслуживании дома РСО в многоквартирный дом поставляются такие коммунальные ресурсы:
- горячее и холодное водоснабжение (о проблемах и нормах водоснабжения в РФ узнайте здесь);
- электроснабжение (о причинах перебоя с электричеством и жалобах рассказано в этом материале);
- газоснабжение;
- водоотведение;
- отопление (о правилах теплоснабжения читайте здесь).
Внимание! Вышеприведенные коммунальные ресурсы поставляются в многоквартирный дом только после оформления управляющей компанией или жильцами МКД отдельного договора ресурсоснабжения с РСО.
РСО в сфере ЖКХ является и организацией, осуществляющей доставку различных элементов коммунальных ресурсов к конкретному месту назначения. В этой ситуации ресурсоснабжающая организация занимается такими видами деятельности:
- избавление квартир от различных вредоносных животных (например, мышей) и насекомых (в частности, тараканов или муравьев);
- утилизация твердых и иных бытовых отходов;
- установка телевизионных антенн;
- обеспечение уличного освещения придомовых участков.
В итоге, ресурсоснабжающая организация оказывает населению широкий перечень услуг.
Коллеги, всем здравия желаю! Такая беда: выиграла моя УК дом по конкурсу. Заключили договор управления. До нас этот дом был на прямых расчетах с РСО, предполагалось, что и у нас расчеты будут прямыми. Однако, ресурсникам какая-то шлея под хвост лупанула и теперь они отказываются выставлять квитанции напрямую жильцам. Инициативные жильцы дома говорят, что никакого собрания с решением о заключении прямых договоров у них не было, но, тем не менее, при прежней УК квитанции выставлялись напрямую собственникам. При нашем управлении- первые два месяца квитанции выставлялись напрямую, на третий выставили квитанцию просто с долгом, но не содержащую каких-либо расчетов просто пустая табличка и сумма в «итого к оплате», хотя показания мы все передали. И нынче грозятся вовсе не выставить квитанции, отключить всё, пока не заключим с ними договор, дабы долги жильцов пред ними, стали нашей болью головной.
Спор между УК и ресурсоснабжающей организацией по долгам
В соответствии с пп «в» п. 9 Правил постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года, при обслуживании дома РСО в многоквартирный дом поставляются такие коммунальные ресурсы:
- горячее и холодное водоснабжение (о проблемах и нормах водоснабжения в РФ узнайте здесь);
- электроснабжение (о причинах перебоя с электричеством и жалобах рассказано в этом материале);
- газоснабжение;
- водоотведение;
- отопление (о правилах теплоснабжения читайте здесь).
Внимание! Вышеприведенные коммунальные ресурсы поставляются в многоквартирный дом только после оформления управляющей компанией или жильцами МКД отдельного договора ресурсоснабжения с РСО.
РСО в сфере ЖКХ является и организацией, осуществляющей доставку различных элементов коммунальных ресурсов к конкретному месту назначения. В этой ситуации ресурсоснабжающая организация занимается такими видами деятельности:
- избавление квартир от различных вредоносных животных (например, мышей) и насекомых (в частности, тараканов или муравьев);
- утилизация твердых и иных бытовых отходов;
- установка телевизионных антенн;
- обеспечение уличного освещения придомовых участков.
В итоге, ресурсоснабжающая организация оказывает населению широкий перечень услуг.
Деятельность ресурсоснабжающих компаний регулируется нормами жилищного законодательства Российской Федерации. Немаловажную роль играет новый закон от 03.04.2018 ФЗ№59. Согласно его нормам, в Жилищный кодекс России были внесены определенные изменения. Они позволили владельцам и пользователям квартир в многоквартирных домах добиваться заключения прямых договоров с РСО о поставке коммунальных услуг, минуя управляющие компании. Так, если организация имеет перед РСО долг в течение более чем двух месяцев, потребители услуг вправе отказаться от сотрудничества с ней и перейти на прямые соглашения с ресурсоснабжающими компаниями.
К сведению
Законодательство гласит, что в процессе перехода будет действовать типовое соглашение, посредством которого регламентируются стандартные условия предоставления услуги. Порядок, в котором происходит заключение контракта, носит уведомительный характер, т. е. дополнительно ничего заполнять не придется. Размер платы за услуги изменениям не подлежит, ведь граждане будут просто вносить суммы за коммунальные услуги на счет поставщика — РСО. Что касается жилищных услуг, их продолжат оказывать управляющие организации.
В рамках общей концепции, утвержденной силами действующего закона, РСО обеспечивает поставку исполнителю (управляющей компании) коммунального ресурса, а затем озвучивает его суммарную стоимость. В свою очередь, управляющая компания, обеспечивающая предоставление этой услуги потребителю, ответственна в полной мере за её качество, учет потребляемых объемов, проведение перерасчетов, прием от потребителей соответствующих документов, ведение претензионных работ с должниками. По всем этим направлением управляющая организация также несет издержки.
Тарифы за коммунальные услуги идентичны тарификации по соответствующим коммунальным ресурсам. Т. е. доход, обретаемый РСО в ЖКХ, формируется стоимостью поставленного ресурса и не включает издержек, которые связаны с обеспечением КУ (коммунальных услуг). В итоге для РСО складывается благоприятная схема взаимодействия с клиентами: нет необходимости ведения непосредственно прямой работы с каждым потребителем и ведения соответствующей бухгалтерии.
Тем не менее, имеет место быть иная трудность. Исполнитель КУ в львиной доле ситуаций не в состоянии обеспечить полноценной оплаты коммунального ресурса, полученного от РСО. Это связано с несколькими практическими явлениями.
- Остро строит перед организациями проблема неплатежей со стороны потребителей ЖКУ. Дело в том, что стоимость этих сервисов высокая, а доходы населения – низкие.
- Нередко исполнитель коммунальных услуг вырученные от жильцов средства применяет в собственных целях и нуждах (покрытие других расходных направлений, компенсация прочих издержек и др.).
К сведению
Сложившиеся обстоятельства влекут за собой тот момент, что рассматриваемые организации (РСО и ЖКХ) стремятся найти схему работы, при которой они сами могли бы взаимодействовать с конечными потребителями коммунальных услуг. Это оговорено в ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ. Также в Правительственном постановлении РФ от 14.02.2012 г. №124 предусмотрен иной (альтернативный) способ оплаты услуг.
Такие организации создают «клон» управляющей компании, незначительно изменяя название. На новые компании перезаключаются договоры на обслуживание.
«Именно по такой схеме в центре Москвы работали ООО «Управляющая ЭЖНФ», оставило за собой задолженность в 35 млн руб. По такой же схеме работали ООО «ДЕЗ Пресненского района», которое трансформировалось в ООО «ДЕЗ «Пресненского района» с задолженностью в 110 млн руб. В Западном округе вместо ООО «Городская управляющая МОЭК» (Московская объединенная энергетическая компания) в сумме 43 млн руб., была создана управляющая компания с таким же названием, которая приступила к управлению теми же жилыми домами, при этом, несмотря на разных учредителей компаний, в них работают одни и те же сотрудники.
Ранее действовавшая управляющая компания, собиравшая в полном объеме платежи с жителей, не полностью рассчитавшись по долгам с ресурсоснабжающими организациями, признает себя банкротом.
Деятельность РСО контролируется несколькими правовыми актами: постановлениями правительства, ЖК РФ, ФЗ №176.
К данному типу компаний относят организации, которые предоставляют:
- электричество;
- газ;
- тепло;
- воду;
- транспортировку и хранение вышеперечисленных ресурсов.
Также подобного правового статуса удостаиваются компании, которые оказывают такие услуги как избавление от насекомых и мелких вредителей (крыс, кротов и т.д.), вывоз ТБО, реализация уличного освещения и т.д. Всем известные ГорГаз и Энергосбыт – типичные примеры РСО.
Управляющая компания – это юридическое лицо, призванное эксплуатировать жилые дома и регулировать действия подрядных организаций. Действуют УК на основании договоров с владельцами квартир. Управляющая компания – это посредник между жильцами и РСО. Она отвечает за передачу денежных средств собственников квартир за оплату услуг компаний, занимающихся предоставлением ресурсов. УК – выступает в качестве исполнителя услуг, а РСО в свою очередь является субподрядчиком.
Из этого следует, что РСО не могут выступать в качестве УК, так как они ограничены лишь одним родом деятельности и не имеют права принимать участие в управлении домом. Однако допустимы прямые расчеты между РСО и жильцами на основании официальных договоров.
Обращение взыскания на имущественные права возможно
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 68 Закона N 229-ФЗ одной из мер принудительного исполнения, совершаемых судебным приставом-исполнителем в целях получения от должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, является обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде. В п. 1 ч. 1 ст. 75 того же Закона конкретизировано, что в рамках исполнительного производства взыскание может быть обращено на принадлежащие должнику имущественные права, в том числе на право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед ним как перед кредитором, включая право требования по оплате фактически поставленных должником товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по найму, аренде и др. (дебиторская задолженность).
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В Обзоре судебной практики ВС РФ N 1 (2016), утвержденном Президиумом ВС РФ 13.04.2016 (см. также Определение ВС РФ от 06.11.2015 по делу N 301-ЭС15-6372, А31-4495/2014), сформулированы следующие выводы:
- по договору, заключенному с расчетным центром, УК получает денежные средства на свой счет;
- на такое имущественное право (право получения денежных средств по договору с расчетным центром) может быть обращено взыскание;
- само по себе принятие судебным приставом-исполнителем постановления об обращении взыскания на имущественное право УК на получение денежных средств, поступающих от собственников помещений платежному агенту, не противоречит действующему законодательству.
Любая управляющая компания имеет сложности по финансовым вопросам. Это очень сложная структура, которой нужно уметь руководить, а также выстраивать отношения с людьми. Если освоить азы выхода из такой сложной ситуации как долговая яма, другие проблемы покажутся мелкими неприятностями.
В любом случае, не стоит спешить признавать себя банкротом и уступать место другой управляющей компании, лучше тщательно изучить вопрос и испробовать наши советы.
Долг растет как снежный ком и, по прошествии некоторого времени, работа ресурсообеспечивающих организаций практически обесценивается, но при этом УК не может отрезать от обеспечения весь дом.
Управляющая компания по отношению к ресурсообеспечивающим организациями из компаньона переходит в стадию должника и, при дальнейших неуплатах, она становится мишенью для обращения коммунальных служб в судебные инстанции.
Мосводоканалу задолжали почти 55 млн руб.
Мосводоканал также опубликовал список управляющих компаний-должников, которые не рассчитались с предприятием за потребленные ресурсы водоснабжения и водоотведения. По данным комплекса городского хозяйства столицы, в перечень попали 14 управляющих организаций, которые в общей сложности задолжали почти 55 млн руб.
«В настоящее время АО «Мосводоканал» производит расчеты за ресурсы водоснабжения и водоотведения с 2850 управляющими организациями, ТСЖ и ЖСК. По итогам работы за восемь месяцев этого года оплата оказанных обществом услуг составила 98%, и большинство организаций (порядка 90% от общего количества) производят оплату своевременно и в полном объеме. В то же время имеется ряд жилищных организаций, которые систематически на протяжении длительного времени уклоняются от оплаты оказанных услуг», — отметил представитель комплекса городского хозяйства.
По его словам, в отношении таких компаний-неплательщиков «Мосводоканал» проводит работу, направленную на получение средств.
«В адрес должников направляются письма и уведомления об имеющемся долге, проводятся встречи с представителями организаций, также в целях взыскания долга приходится обращаться в Арбитражный суд и службу судебных приставов. Кроме того, регулярно информация о должниках направляется в прокуратуру и жилищную инспекцию для принятия предусмотренных законом мер», — уточнил представитель комплекса городского хозяйства, добавив, что, «к сожалению, не всегда проводимые мероприятия дают положительные результаты, и можно выделить группу недобросовестных жилищных организаций, которые имеют значительную задолженность перед 2Мосводоканалом» и не исполняют судебные решения».
Большинство этих компаний работают в центре города — ООО УК «Арбат», ООО УК «БЭСТ» (Замоскворечье), Товарищество собственников жилья «Ордынка, 31», ТСЖ «Старопименовский переулок -13» (Тверской), ТСЖ «Третьяковка» (Якиманка). Неплательщики также есть и в других округах столицы — ЗАО «Коммунально-строительное управление Мосметростроя» (Бескудниково, Измайлово, Зябликово), ООО «Уют Сервис» (Алексеевский), ТСЖ «Гарибальди» (Черемушки), ООО «Компания Ремстройсервис» (Северное Бутово), ТСЖ «Покровка» (Покровское-Стрешнево), ЖСК «Митино-22» (Митино), ООО «Гольфстрим» (Южное Тушино), ТСЖ «Свой дом» (Раменки), ТСЖ СМД «Переделкино» (Ново-Переделкино).
Что это такое: расшифровка, законодательное регулирование
Ресурсоснабжающая организация (РСО) в сфере ЖКХ — это юрлицо (ИП), осуществляющее продажу и поставку различных коммунальных ресурсов в многоквартирный дом (МКД) или в частное домовладение (п. 2 Постановления Правительства РФ № 124 от 14 февраля 2012 года).
Работа такой организации законодательного регулируется следующими нормативными актами:
- Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ).
- Правила оказания коммунальных услуг, установленные в постановлении Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года.
- Постановление Правительства РФ № 1498 от 26 декабря 2016 года.
- ФЗ №176 от 29 июня 2020 года.
Немаловажную роль в этом вопросе играет и ФЗ № 59 от 03 апреля 2018 года. Согласно этому закону, теперь сами собственники и владельцы жилых помещений имеют законное право на оформление прямого договора с РСО о поставке различных услуг ЖКХ, минуя УК.
Такие случаи действительно нередки в судебной практике. Современное законодательство, к сожалению, не может защитить в этом случае тех, кто платит исправно. Потом уже собственники тоже могут обращаться в суд с иском на родное ТСЖ, если, конечно, не прошла процедура его ликвидации.
Во время банкротства может быть введено внешнее управление. Тогда все вопросы по многоквартирному дому переходят к внешнему управляющему. В его обязанности будет входить и борьба с неплательщиками, и направление определенных средств в счет погашения долга. Это могут быть деньги от реализации офисного оборудования, мебели, членские взносы, предусмотренными, к примеру, на другие цели, и др.
Взыскание задолженности за услуги ЖКХ сегодня и завтра
Распределение ответов показывает, что инициатива Минрегиона России сопряжена с некоторым конфликтом интересов. С одной стороны, задолженность в сфере ЖКХ достаточно велика, и стремление законодателя найти новые пути для обеспечения ее погашения вполне понятно. С другой стороны, при реализации этой меры возникает риск ущемления прав как собственника, так и потенциального приобретателя квартиры.
Размер субсидии определяется по формуле, в которую включены такие показатели, как размер регионального стандарта стоимости услуг ЖКХ, количество членов семьи заявителя, совокупный доход семьи и размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на коммунальные услуги. К примеру, проживающий в Архангельской области одинокий пенсионер, пенсия которого равна региональному прожиточному минимуму (8,786 руб.), может рассчитывать на субсидию в размере около 1200 руб.
Что такое ресурсоснабжающая организация, может ли она быть УК, долги, договора
Обеспечение жителей многоквартирных домов осуществляется снабжающей ресурсами организацией (РСО). Деятельность таких организаций очень важна, так как без предоставляемых ими услуг проживание в многоквартирном доме практически невозможно. Разумеется, за их услуги необходимо платить. Чтобы такие организации не допускали злоупотреблений в своей деятельности, закон устанавливает их особый правовой статус.
Данная организация является производителем того или иного ресурса. Также ресурсоснабжающая организация выступает в качестве поставщика.
Чтобы было понятнее, что из себя представляют такие организации, приведем примеры:
- доставка воды, в том числе горячей и тепла, обеспечение работы канализационных систем и водоотведения дома осуществляется водоканалом;
- доставку газа осуществляет райгаз;
- электрической энергией, в том числе освещением дворов и подъездов обеспечивает райсвет;
- вывоз и утилизация отходов, устранение грызунов и паразитов осуществляется специальными городскими службами.
В России большинство РСО остаются под управлением администрации населенных пунктов. Однако законодательство не запрещает занятие этой деятельностью частным лицам.
Большинство граждан ошибочно полагают, что РСО и управляющая компания (УК) одно и то же. Но может ли ресурсоснабжающая организация быть управляющей компанией. Разумеется, не может.
УК – это посредник, который обеспечивает организацию сотрудничества между жильцами и РСО.
УО и РСО теперь нельзя передавать долги за ЖКУ коллекторам
26 июля 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 26.07.2019 № 214-ФЗ, согласно которому коллекторам запрещено работать с задолженностью собственников помещений за жилищно-коммунальные услуги.
С 26 июля 2019 года управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, ресурсоснабжающие организации, региональные операторы по обращению с ТКО не могут уступать коллекторам право по возврату просроченных долгов за ЖКУ.
Взыскивать долги через суд УО, ТСЖ, РСО и другие профессиональные участники рынка ЖКХ теперь должны самостоятельно. В случае, если управляющая организация, ТСЖ или РСО всё же попробуют передать долги коллекторам, должники могут не платить им: Федеральный закон от 26.07.2019 № 214-ФЗ признаёт договор о передаче подобных требований ничтожным.
В документе также прописано, что в многоквартирном доме каждый собственник исполняет обязанности по договору управления самостоятельно и не отвечает по обязательствам других жителей дома.
Напомним, закон был создан депутатами Госдумы РФ из-за многочисленных обращений пострадавших от действий коллекторов жителей МКД. Парламентарии уверены, что существующая практика обращения к коллекторам нарушает законные интересы людей.