Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое «обоюдка»? Открываем секреты!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сколько и кому выплачивает страховая компания при обоюдном ДТП, зависит от степени вины каждого из водителей, которую определяет суд. В компетенцию страховой компании (СК) не входит определение доли виновности участников аварии.
В какую страховую обращаться при обоюдной вине?
Ещё один вопрос, на который следует обратить внимание, в какую страховую: свою или виновника, следует обращаться в приведённых выше примерах. Давайте рассмотрим только самый последний и самый сложный пример, с остальными сразу станет всё понятно.
25 сентября 2017 года изменилось законодательство касательно ПВУ (прямого возмещения убытков — когда участник ДТП обращается в свою страховую):
Было | Стало |
---|---|
1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причинённого его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: …. б) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним)…. |
1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причинённого его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: …. б) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним)…. |
То есть, если ДТП произошло после 25 сентября 2017 года, то обращаться нужно в свою страховую компанию (если в ДТП нет пострадавших, а вред причинён только машинам).
Можно ли доказать обоюдную вину в суде
Предположим, что сотрудником ГИБДД не зафиксирована обоюдная вина в ДТП. Выплата по ОСАГО в таком случае происходит только в счёт одного водителя. Что делать пострадавшей стороне?
Работники дорожной службы – не боги, и они тоже могут ошибаться. Закон предусмотрел погрешность в работе контролирующих служб, поэтому их действия можно оспорить, правда, в отличие от споров со страховой, такие дела рассматриваются уже административным судом.
Если в деле есть все признаки обоюдки, и вы можете это подтвердить доказательствами и показаниями свидетелей, но сотрудник ГИБДД оформил протокол неверно (со злым умыслом или без него), необходимо составить исковое заявление в суд. Дальнейшие слушания не будут касаться определения степени вины, они будут рассматривать лишь правомерность действий сотрудника дорожной службы.
Страховые выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей
Степень вины может быть классифицирована следующим образом:
- Равная вина.
При таком раскладе страховые выплаты участникам инцидента осуществляются в равном процентном соотношении, т. е. 50% на 50% от нанесенного ущерба, если в дорожном происшествии участвовали 2 ТС, по 33.3% — если было 3 автомобиля и т. д. Определение равной степени виновности возможно при совокупном наличии таких условий:
- нарушение ПДД обеими сторонами происшествия;
- причинно-следственная связь между несоблюдением ПДД и произошедшим ДТП;
- нарушение ПДД участниками аварии имеет приблизительно одинаковую тяжесть.
Можно ли получить выплаты по ОСАГО при обоюдном ДТП?
Да выплаты получить можно и обычно это так и происходит, потому как ущерб был, но вину определить не возможно, так как каждый из водителей дает показания которые противоречат друг другу и единой картины ДТП не складывается, сотрудники ГИБДД не могут определить кто прав и кто виноват, так как каждый водитель нарушил ПДД и выдается документ, что вину определит не возможно.
Как возмещается ущерб авто по ОСАГО?
Как возместить вред здоровью по ОСАГО? Какие выплаты?
Как проходит ремонт по ОСАГО и в каких случаях будут выплаты?
В итоге суд должен решить, какая степень вины в ДТП у каждого водителя, так как такие дела обычно решаются в суде. Бывает, что степень вины распределяется в пропорции 40 на 60%, бывает 50 на 50%, здесь все будет зависеть от того, на сколько каждый нарушил ДТП и как отработал каждый из адвокатов сторон, были случаи где вина распределялась 10 на 90%.
Но обычно происходит все следующим образом, вину бывает установить не просто даже в суде, так как бывает очень мало доказательств, экспертиза может не дать однозначного ответа на вопрос о степени вины и получается, что вина распределяется 50 на 50% и после долгих споров и длительных разбирательств все уже готовы согласиться с таким положением дел, ведь лучше получить что то, чем ничего или совсем мало, 50 на 50 обычно всех устраивает.
Если вы пойдете в страховую с документами из ГИБДД в которых указано, что вину установить не удалось, то говорю вам честно, вы получите отказ, хотя отказ при наличии ущерба не правомерен, но увы обоюдная вина в нашем законодательстве не урегулирован и все решается в суде.
Действуйте следующим образом, у вас спорная ситуация, идите в суд и доказывайте, что ваша степень вины меньше или вы вовсе не нарушали ПДД.
В статье 1083 ГК РФ, есть пункт 2 который говорит о том, что возмещение ущерба должно производиться пропорционально степени вины. Но как я говорил обычно вина устанавливается судом в пропорциях 50 на 50%, хотя вина половина на половину бывает крайне редко и равной степени вины практически не бывает, но здесь если вы хотите уменьшить свою степень вины, нужно идти до конца и я вам советую нанять хорошего юриста.
Что делать если у виновника поддельный полис ОСАГО?
Большая часть аварий, которые случаются на дорогах, являются следствием вины одного из водителей. Но случаются ситуации, когда они спровоцированы несколькими участниками.
Результатом этого является Постановление о правонарушении в отношении обоих водителей. Именно это есть обоюдная вина.
В законодательных источниках данный термин отсутствует. Его используют лишь сотрудники ГАИ, оформляя аварию, если обнаружены четкие подтверждения того, что обоими водителями были нарушены правила. Обоюдное нарушение фиксируется сотрудником ГИБДД в индивидуальном протоколе каждой стороны.
Документ обязательно включает себя два пункта: правило, которое было нарушено, и ответственность, которую за это предусматривает закон.
Об обоюдной вине можно говорить лишь тогда, когда каждый из водителей получил протокол и Постановление об административном правонарушении, которое было им совершено.
Что делать, если отказывают в выплате
Не стоит скрывать, что страховым компаниям выгодно меньшее количество возмещений. В том случае, если есть вероятность отстоять свои права, и они не противоречат правилам договора, тогда следует оформлять жалобу на имя руководителя отделения или компания, в зависимости от ответа писать досудебную претензию, жаловаться в организации, контролирующие деятельность страховщиков.
Примером служит ситуация, когда за рулем находился не владелец авто, а его сын, не вписанный в полис. Этот факт становится причиной отказа в выплате по ОСАГО. Но согласно п. 1 ФЗ № 14 право требования переходит к тому, кто причинил вред. На основании этого возможно доказать возможность получения выплаты. Аналогичное правило работает при алкогольном опьянении, скрытии с места события.
Обоюдность в ДТП подразумевает равную степень участия. Человек является и потерпевшим и виновником. Восстанавливать приходится не только свое имущество, но и участвовать в решении проблем другой стороны. По этой причине следует вести себя на дороге предельно аккуратно, соблюдая ПДД, а в критической ситуации оценивать события трезво, отстаивать свою правоту.
Политика надзорных органов
Казалось бы, объяснить правила игры должны основные контролирующие структуры в области ОСАГО , а именно Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако возникает впечатление, что данные организации сами не имеют чёткого представления о правильном алгоритме действий при «обоюдке».
В частности, в декабре 2015 года при телефонной консультации представитель Банка России не смог дать ответа на соответствующий вопрос. Оператор пояснил, что подобной информацией Центробанк не обладает. Для получения разъяснений было рекомендовано обратиться в РСА.
Сотрудник РСА по телефону горячей линии пояснил, что при обоюдной вине водителей выплата осуществляется на усмотрение компании.
И если страховщик отказывается оплачивать 50% ущерба, необходимо обращаться в суд. Нарушением подобная позиция страховой организации не является.
В то же время, Руководитель Представительства РСА в СЗФО в переписке по электронной почте не был столь однозначен. В своём ответе он сослался на позицию Верховного Суда, которая не соответствует информации, полученной по телефону.
Какие выплаты предусматривает страховка ОСАГО при обоюдной вине водителей в 2022 году.
Страхование гражданской ответственности производится с целью компенсации пострадавшему денежных средств на восстановление транспортного средства и в случае получения травм, восстановление здоровья. Как выплачиваются страховые компенсации, если виноваты оба водителя. Все выплаты регламентируются ст. №12, пункт 22 Федерального закона. Эта статья, гарантирует страховые возмещения для обоих виновных в аварии. Но, при этом различается степень вины участников аварии. Может быть одинаковая и различная степень вины.
Определяется она судебными органами. Соответственно, суммы денежных компенсаций выплачиваются на основании решения суда. А для получения быстрого и справедливого решения, необходимо правильно оформлять документы во время оформления ДТП сотрудниками госинспекции и правильно вести себя. А также учитывается какие именно правила нарушены.
Даже при условии, что дорожная авария произошла по причине нарушения несколькими участниками движения, определяется степень вовлеченности каждого из них. При этом обоюдная вина в ДТП может быть:
- Равной.
Такая степень возникает тогда, когда все участники дорожного движения в равной степени способствовали совершению происшествия, с учетом следующих обязательных условий:
- Нарушение ПДД каждым участником движения.
- Наличие непосредственной связи допущенного нарушения каждым участником с событием происшествия.
Рассмотрим классический пример: в автомобиль, за рулем которого находился пьяный водитель, врезается другой автомобиль, за рулем которого был трезвый водитель. Правила дорожного движения нарушили оба, однако аварию спровоцировал трезвый водитель. Это значит, что вина не будет признана обоюдной, а пьяный водитель сможет получить компенсацию материального ущерба и страховые выплаты. И только в дальнейшем, в соответствие со статьей 14 ФЗ №40, страховщик в порядке регрессного требования потребует возместить размеры страховых выплат с пьяного водителя.
- Равная тяжесть совершенных нарушений ПДД. Для того, чтобы определить равную тяжесть учитывается количество нарушенных положений Правил дорожного движения и строгость наказания за них, которая предусмотрена в КоАП. Если они примерно равны, то судья выносит решение о равной обоюдности вины в ДТП при наличии первых двух пунктов.
- Различной.
Данная степень определяется в тех случаях, когда один из участников нарушил правила как и второй, и оба нарушения стали причинами аварии, но действия первого менее грубее, чем второго. При принятии решения судья опирается на условия, что и при определении равной вины. Дело в том, что другой методики просто не существует, а в некоторых случаях определить степень виновности в ДТП того или иного водителя не сможет и высокопрофессиональный эксперт.
Как нужно оформлять ДТП при обоюдке
Стандартная процедура оформления ДТП характерна и для происшествия, в котором виновны оба водителя.
Если авария уже произошла, то лишние нервы уже ни к чему.
Необходимо сосредоточиться и правильно выполнять те ПДД, которые предусмотрены при аварии:
- Остановите транспортное средство и не перемещайте его с места происшествия.
- Обозначьте ситуацию аварийной сигнализацией и аварийным знаком, выставленным у машины. По правилам, данный знак устанавливается не ближе 15 м от автомобиля, если ДТП произошло в пределах населенного пункта. Если авария за пределами населенного пункта, то знак должен стоять в пределах 30 м от авто.
С какой целью выставляется аварийный знак?
Он является предупреждением для других участников дорожного движения о том, что на их пути находится неподвижная преграда.
Если вы не выставили аварийный знак, будьте готовы к выплате штрафа, так как ваше невыполнение ПДД является нарушением закона (п. 1 ст. 12.27 КоАП РФ).
Размер штрафа на сегодняшний день составляет 1 тысячу рублей.
- Не подбирайте осколки, обломки или другие детали, которые отвалились от машины в результате ДТП;
- Самое главное правило о котором необходимо вспоминать в первую очередь – первая медицинская помощь пострадавшим. Если таковые есть следует вызвать скорую помощь;
- Сообщите об инциденте сотрудникам ГИБДД;
- Соберите всю возможную информацию о втором участнике событий: личные данные, водительское удостоверение, техпаспорт, реквизиты страхового полиса ОСАГО, название страховой компании, прочее. Неплохо было бы сделать фотографии с места аварии;
- Сообщите в свою страховую компанию о страховом случае и уточните, что виновны оба участника столкновения. Также сообщается дата, время, место и обстоятельства ДТП. Поинтересуйтесь у страховщиков, как вам нужно действовать дальше. В некоторых случаях на место аварии выезжает представитель страховой компании.
- Если есть такая возможность – подготовьте фото и видео материалы с места аварии.
В данном случае понадобятся:
- фото авто участников аварии во всех ракурсах, особенно важно их расположение относительно друг друга с учетом дорожной инфраструктуры, то есть, разметки дорожного полотна, расположения дорожных знаков, светофоров, различных указателей, прочее. Кроме этого, важна привязка к местности (улицы, магазины, дома прочее);
- обязательно сделайте фото так, чтобы были видны номера автомобилей;
- сфотографируйте обломки или оторвавшиеся детали машин, находящиеся на дороге или вне дорожного полотна;
- сделайте фото тормозных путей обеих машин;
- сфотографируйте общий план места ДТП.
- Общими усилиями составьте схему аварии и подпишите ее.
- В том случае, если ваши машины мешают проезду другого автотранспорта, освободите проезжую часть. Перемещать ТС, участвовавшее в ДТП, можно только после составления схемы, фото и видеосъемки;
- Найдите лиц, которые являются свидетелями произошедшего. Узнайте их личные данные, возьмите номера контактных телефонов. Если есть такая возможность, попросите их дать свидетельские показания сотрудникам ГИБДД или полиции. Попросите их присутствовать в судебном процессе.Важно! Собирайте сведения об очевидцах аварии как можно быстрее, чтобы у вас было больше информации для суда;
- Подождите сотрудников ГИБДД или полиции. Участвуйте в процедуре оформления ДТП и сборе свидетельских показаний.
Если вы выполните все вышеперечисленные пункты, то никто вас не оштрафует за нарушение правил дорожного движения, которые необходимо выполнять после аварии. Эти же действия являются обязательными по условиям договора страхования по ОСАГО.
В каких случаях речь идет об обоюдной вине
В российском законодательстве термин «обоюдная вина» не закреплен. Он используется сотрудниками дорожной полиции и страховщиками, если все водители, участвовавшие в аварии, не соблюдали ПДД и были привлечены к административной ответственности путем составления протокола.
При этом следует помнить, что несоблюдение правил не всегда приводит к аварии.
- Пример первый. Один автолюбитель проигнорировал запрещающий свет светофора и продолжил движение, в результате чего произошло ДТП. У второго участника нет страховки. Каждый из них нарушил отдельное правило. Но водитель без полиса не будет обвинен в аварии. Речь об «обоюдке» тут не идет.
- Второй пример. Один автовладелец не уступил дорогу другому участнику дорожного движения, который, согласно ПДД, имел преимущество на данном участке. Второй же ехал с превышением скорости, ушел на встречку, проигнорировав двойную сплошную, не справился с управлением и столкнулся с машиной первого. В данной ситуации можно считать, что оба виноваты в ДТП.
Таким образом, «обоюдка» при ДТП по ОСАГО признается, если:
- каждый из водителей допустил нарушение ПДД;
- несоблюдение правил каждым автолюбителем привело к происшествию;
- разбор обстоятельств аварии не позволяет понять, по чьей вине она произошла;
- оба участника при составлении Европротокола признали свою вину.
Кому и сколько заплатят, если оба виноваты
Если у обоих участников ДТП были действующие полисы ОСАГО, они могут рассчитывать на выплату компенсации от страховой компании. Однако, при этом суммы будут срезаны до половины от требуемой. Обычно страховые предлагают одно из следующих решений, основываясь на том, что выплата должна осуществляться виновной стороной:
- Каждому из участников выплачивается по 50% от положенной суммы компенсации. Это связано с тем, что степень вины распределяется между ними в равном объеме. Соотношение может быть другим, об этом поговорим немного позже. Его можно изменить в порядке судебного разбирательства, чтобы добиться более справедливой выплаты.
- Страховая компания может попытаться отказать в выплате обоим участникам, поскольку установить однозначно виновную и пострадавшую сторону невозможно. Это незаконное решение, и его следует в обязательном порядке оспорить через суд. Такой вердикт выносится целенаправленно для того, чтобы избежать любых выплат. Однако, юристы страховых компаний прекрасно знают о его незаконности, поэтому в большинстве случаев добиться выплаты можно путем правильно составленной досудебной претензии.
Согласно второму пункту статьи 1083 Гражданского кодекса, выплаты должны осуществляться, исходя из соотношения степени вины. Это именно тот случай, когда можно попытаться оспорить соотношение 50/50 процентов. Чтобы это сделать, необходимо обратиться в суд с исковым заявлением и предоставить доказательства того, что вина в ДТП по большей части лежит на другом участнике, вследствие чего порядок выплат должен быть пересмотрен.
Судебная практика показывает, что иногда можно добиться справедливости, но для этого требуется опытный адвокат, который сможет корректным образом пояснить судье, почему в данном ДТП следует пересчитать соотношение вины водителей.
Если решение будет принято, то даже при обоюдной вине можно попытаться добиться компенсации в 80 или 90 процентов. Для второго участника, имеющего более весомый вклад в произошедшее столкновение, ее размер будет снижен, соответственно, до 20 или 10 процентов. Однако, даже такая ситуация не убережет от пересчета КБМ и последующего повышения стоимости страховки.
Какие могут быть нюансы
Существует несколько возможностей, при которых обоюдная вина может как сыграть на руку, так и оказаться серьезной проблемой.
- Уменьшение собственных расходов. В случае, когда становится явно видно, что лимит страховки не покрывает восстановление автомобиля пострадавшей стороны, можно попытаться добиться признания обоюдной вины, если есть какие-то зацепки, свидетельствующие о данном факте. Не лишним будет извлечение записи с видеорегистратора или камер наблюдения, которая сможет доказать, что водители виноваты в ДТП в равной степени. Это позволит избежать уплаты суммы сверх лимита страховки из своего кармана, да еще и даст право требовать какого-то размера компенсации для восстановления собственного автомобиля.
- Отмена вердикта об обоюдной вине. Иногда решение о солидарной ответственности в произошедшем ДТП может быть в корне неверным. Это происходит в том случае, если непосредственно перед столкновением, водителем было нарушено какое-то требование правил дорожного движения, но данное нарушение не могло повлечь за собой произошедшие последствия. Довольно часто группа разбора трактует любое происшествие как причастие к совершению ДТП, но этот факт можно оспорить. К примеру, подобной ситуацией может быть игнорирование требования пропустить пешехода на пешеходном переходе, после чего сразу же происходит столкновение с другим участником, нарушившим правила, касающиеся приоритета пересечения перекрестка. Выходит, что, хоть нарушение и имело место быть, оно никоим образом не могло повлиять на факт ДТП, поэтому вина должна полностью лежать на другом водителе. Это позволит доказать собственную невиновность, и получить компенсацию в полном объеме.
- Состояние водителя не должно влиять на вердикт службы разбора. Еще одним ярким примером того, как ситуацию преображают для вынесения обоюдки в том случае, когда ее нет, являются проблемы управления автомобилем в нетрезвом виде. Зачастую выпившего водителя принято винить во всех совершенных ДТП, но в некоторых обстоятельствах он может оказаться пострадавшей стороной. Так происходит, если машина просто стояла на дороге, к примеру, на запрещающий сигнал светофора, и в нее врезался другой водитель. У стоявшего в крови может быть обнаружен алкоголь, после чего часто признается обоюдка в ДТП. Но при этом фактического нарушения ПДД, которое могло бы повлечь за собой ДТП, с его стороны не было. Такой вердикт должен быть однозначно оспорен, при этом штраф и изъятие водительского удостоверения сохраняются как правомерные.
Существует еще множество спорных ситуаций, связанных с обоюдной виной за совершение ДТП. Отчасти они связаны именно с отсутствием данного понятия в официальных документах. Из-за этого группа разбора происшествия всегда принимает решение на основании собственных оценочных суждений, которые не всегда бывают верными. Но эти бреши в законодательстве можно использовать и для собственной выгоды, если необходимо частично сбросить с себя ответственность и для этого есть все основания.