Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика подрядной организации (строительная деятельность) в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Компания при начале своей деятельности утверждает учётную политику, которую она может придерживаться на протяжении всего периода хозяйствования вплоть до ликвидации или вносить необходимые корректировки по окончании отчётного или налогового периода.
Порядок составления учётной политики
На законодательном уровне отсутствует чёткая регламентация по вопросу того, кто именно должен составлять учётную политику, а также о предъявляемых к ней требованиях.
В большинстве случаев ответственность ложится на главного (или единственного) бухгалтера компании, который отвечает за то, чтобы утверждённая учётная политика соответствовала нуждам организации, а также была грамотно оформлена.
Единственным требованием к компаниям является составление внутреннего приказа об утверждении учётной политики за подписью руководителя (ПБУ 1/2008). Его отсутствие может повлечь за собой финансовые санкции со стороны проверяющих органов, поскольку некоторые хозяйственные операции могут быть признаны неверно оформленными. Приказ составляется в свободной форме с указанием перечня лиц, ответственных за учётную политику, обязательным является наличие следующих реквизитов: номер, дата и подпись руководителя.
Как правило, учётную политику формируют раздельно для налогового и бухгалтерского учёта, где каждый раздел называется в соответствии с объектом или способом учёта: «Основные средства», «Заработная плата», «Способ калькуляции» и прочее.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ
— Сфера применения учётной политики.
— Формирование и раскрытие учётной политики. Связь с пояснениями к бухгалтерской отчетности.
— Элементы учётной политики для целей бухгалтерского учёта.
— Новые требования к изменениям учётной политики для целей БУ. Дополнение учетной политики для целей БУ.
— Выбор элементов учётной политики, отражающих специфику деятельности организации
ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ
— Построение системы налогового учёта и снижения налоговых рисков.
— Назначение и компоненты учётной политики для целей налогообложения.
— Порядок формирования, дополнения и изменений учётной политики для целей налогообложения.
— Вариативность учетной политики для целей налогообложения. Выбор способов учета.
— Принципы сближения бухгалтерского и налогового учёта на основе учетной политики. ОСОБЕННОСТИ УЧЁТНОЙ ПОЛИТИКИ 2023 ГОДА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
— Новации законодательства о бухгалтерском учёте (Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ с последними изменениями)
— Программа разработки федеральных стандартов и её реализация.
— Новые ФСБУ в 2023 году: ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды»;
ФСБУ 6/2020 «Основные средства»;
ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»;
ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учёте»;
ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы»; ФСБУ 5/2019 «Запасы». — Сроки вступления в силу основных изменений для добровольного и обязательного применения.
— ЛНА организации в системе регулирования бухгалтерского учёта: стандарты экономического субъекта (п. 5 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»); учётная политика экономического субъекта (ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»).
— Общие принципы формирования учётной политики. — Возможность и необходимость использования норм МСФО в учётной политике
ОСОБЕННОСТИ УЧЁТНОЙ ПОЛИТИКИ 2023 ГОДА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
— Раскрытие информации в учетной политике по НДС. — Налоговый учет и налог на прибыль организаций. — Страховые взносы и НДФЛ в учетной политике. — Налог на имущество, транспортный налог, земельный налог в учетной политике. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ.
Изменились правила расчета пропорции облагаемых и не облагаемых НДС операций
С июля 2019 года вступили в силу новшества Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ по НДС.
Налогоплательщики получили право принимать к вычету суммы налога, уплаченные в стоимости товаров и иных затрат, которые произведены для выполнения и оказания работ и услуг за пределами РФ (экспорта).
Ранее в аналогичных обстоятельствах входящий НДС можно было учесть лишь в цене покупок и отразить в расходах при расчете налога на прибыль. Единственное ограничение для применения нового правила: оказываемые услуги и работы не должны относиться к освобождаемым от налогообложения операциям, поименованным в ст. 149 НК РФ.
Соответственно, уточнен порядок расчета пропорции облагаемых и необлагаемых операций. Для целей ее определения реализация работ и услуг за границей приравнивается к облагаемым операциям.
Таким образом, если организация вела раздельный учет только из-за совершения указанных операций, ей можно исключить упоминание о совершении не облагаемых НДС сделок из учетной политики для целей налогового учета.
Минфин в числе прочего уточнил понятие «временные разницы», конкретизировал причины их возникновения, а также установил порядок определения их величин на отчетную дату. Для этого потребуется посчитать разницу между балансовой стоимостью актива или обязательства и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения.
В связи с этим в учетной политике для целей бухгалтерского учета рекомендуем зафиксировать способ определения компанией налоговой стоимости активов и обязательств.
В частности, для этого можно использовать положение «Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 12 «Налоги на прибыль», как это показано в приведенном ниже примере.
Пример: налоговая стоимость актива определяется в порядке, определенном МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», как сумма, которая для целей налогообложения подлежит вычету из любых налогооблагаемых экономических выгод, которые будут поступать в организацию при возмещении балансовой стоимости этого актива. Если они не будут подлежать налогообложению, налоговая стоимость соответствующего актива считается равной его балансовой стоимости.
Налоговая стоимость обязательства определяется в порядке, определенном МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», как его балансовая стоимость, уменьшенная на суммы, которые в будущих периодах будут подлежать вычету в налоговых целях в отношении данного обязательства. Если доходы получены авансом, налоговая стоимость возникшего в результате обязательства равна его балансовой стоимости за вычетом любой суммы соответствующего дохода, в которой он не будет облагаться налогом в будущих периодах.
УП госсектора: изменения в бюджетной сфере
Корректировка учетной политики в последнее время активно коснулась организаций бюджетной сферы. Для бюджетников 2019 год принес нововведения: автономные, бюджетные и казенные учреждения прописывали учетную политику согласно введенного федерального стандарта бухгалтерского учета для государственного сектора.
Также с начала 2019 года бюджетные организации должны были «раскрыть» свою учетную политику, сделать ее публичной и общедоступной – у них появилась обязанность размещать учетную политику на сайте организации.
2020 год привнесет в отчетность бюджетников новые изменения. Остановимся подробнее на нескольких из них. С 1 января 2020 года будут введены новые объекты учета, которые потребуют отражения в отчетности данных о них. Это новые для госсектора объекты учета.
Объекты учета, которые нужно отразить в учетной политике на 2020 год бюджетным учреждениям:
- стандарт «Непроизведенные активы», (утвержден приказом Министра финансов РФ А.Г. Силуанова от 28.02.2018 № 34н). К непроизводственным активам отнесены земельные участки, недра, водные ресурсы, некультивируемые биологические ресурсы (животные, растения, лес и т.п.) и прочие непроизводственные активы.
- стандарт «Резервы» (утвержден приказом Министра финансов РФ А.Г. Силуанова от 30.05.2018 № 124н). Подразумевает раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах: по гарантийному ремонту, по претензиям и искам, по убыточным обязательствам, по реструктуризации и т.п.
- стандарт «Связанные стороны» (утвержден приказом Министра финансов РФ А.Г. Силуанова от 30.12.2017 № 277н). Согласно стандарту с полным названием «Информация о связанных сторонах», организации потребуется указывать перечень юрлиц и физлиц, которые могут оказать влияние на ее деятельность. Это могут быть аффилированные лица, заинтересованные лица, лица, импеющие право влиять на решения организации и т.п. Кроме сведений о связанных сторонах необходимо указать и данные об операциях со связанными сторонами.
Учетная политика для целей бухучета
Формирование учетной политики для бухучета осуществляется в соответствии с ПБУ 1/2008 и другими стандартами бухучета. Утвердить ее надо до начала года, в котором она будет применяться. Новые юрлица должны утвердить УП в течение 90 дней с даты госрегистрации.
Изменения и дополнения вносятся в УП в следующих случаях:
- при изменении законодательства;
- существенном изменении условий деятельности предприятия, в том числе появлении новых видов деятельности;
- разработке новых методов ведения учета.
В первых двух случаях поправки, внесенные в УП, применяются c начала действия соответствующих изменений, а в третьем — с начала очередного календарного года.
Как правило, структура УП состоит из двух блоков: организационных и методологических положений. Состав каждого блока представлен в таблице.
Организационные положения |
Организация системы бухучета в компании: способы обработки информации, распределение ответственности за учетный процесс и т. д. |
Организация системы внутреннего контроля |
|
Формы первичных документов |
|
Порядок документооборота |
|
Рабочий план счетов |
|
Формы учетных регистров |
|
Порядок и сроки проведения инвентаризации |
|
Состав бухгалтерской отчетности |
|
Методологические положения |
Группировка фактов хозяйственной жизни |
Оценка каждого вида имущества при их поступлении, создании и выбытии |
|
Оценка обязательств |
|
Порядок отнесения материальных ценностей к ОС и запасам |
|
Способы начисления амортизации ОС и НМА |
|
Порядок учета доходов и расходов |
|
Формирование резервов |
|
Оценочные обязательства |
|
Принципы формирования бухотчетности |
Скачать бесплатно: Учетная политика предприятия 2013 года на УСН.doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб). Необходимо выбрать предложенные в образце варианты.
: Учетная политика предприятия 2013 года на УСН.doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб). Необходимо выбрать предложенные в образце варианты.
Скачать бесплатно: Учетная политика организации 2013 года на УСН(с вариантами).doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб). Необходимо выбрать предложенные в образце варианты.
: Учетная политика организации 2013 года на УСН(с вариантами).doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб). Необходимо выбрать предложенные в образце варианты.