Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все о проведение специальной оценки условий труда пошаговый алгоритм 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.
Что представляет собой спецоценка условий труда?
Госструктуры требуют своевременного проведения спецоценки для реализации ряда задач.
- Защита здоровья и жизни трудящихся, стимулирование работодателей к созданию максимально благоприятных условий труда.
- Внедрение и контроль мер по снижению опасного воздействия на организм в процессе вредного производства.
- Компенсация работодателю затрат на СОУТ при систематическом проведении спецпроверок.
- Внедрение дополнительных тарифов в фонд социального страхования, обязывая работодателей обеспечить базу для льготных пенсий и потери трудоспособности из-за неблагоприятных условий на предприятии.
- Обеспечение за счет работодателя социального пакета и гарантий в виде надбавки к зарплате, льготного питания, сокращения продолжительности рабочей смены или недели, дополнительный отпуск.
- Обеспечение штатных сотрудников опасных производств современными и эффективными средствами индивидуальной защиты.
- Объективная оценка фактических условий труда, составление полной картины деятельности предприятия.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: регистрация работодателя в системе ФГИС
С 2020 года в трудовом законодательстве были проведены некоторые изменения, после чего стала обязательной регистрация каждой процедуры СОУТ в реестре ФГИС. Теперь предприятие должно получить специальный идентификационный номер перед организацией и проведением специальной оценки условий труда. Номер выдается в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора на выполнение СОУТ. Он будет фигурировать в итоговом отчете.
Идентификационный номер можно посмотреть на официальном портале Министерства труда в реестре. Также подрядчик, выполняющий СОУТ должен отправить идентификатор заказным письмом или на электронную почту с обязательным заверением электронной подписью.
ВАЖНО! Если в базе Минтруда не будет обнаружен идентификационный номер процедуры СОУТ, то выполненная спецоценка условий труда будет считаться недействительной. Что повлечет за собой штраф после проверки госорганами.
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда» (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)
В порядке регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, кардинальных изменений нет, уточняются лишь некоторые моменты:
1. Подается заявления о регистрации реестре с приложением документов (возможна подача заявления в виде электронного документа, подписанного ЭЦП);
2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассматривает заявление в течение 7 рабочих дней со дня его регистрации;
3. Принимается решение о регистрации организации в реестре или об отказе в регистрации организации в реестре;
4. Министерство труда и социальной защиты РФ информирует организацию о принятом по результатам рассмотрения заявления решении в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения;
5. Производится регистрация организации в реестре осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о регистрации организации в реестре.
Проект приказа Минтруда об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)
Документ корректирует предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную, а именно:
Характер работы | Предельно допустимая масса груза (включая массу тары и упаковки) |
Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) | 10 кг |
Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены | 7 кг |
Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа рабочего дня (смены), не должна превышать:с рабочей поверхности с пола | 350 кг175 кг |
Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда
Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.
Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:
- межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
- государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
- стандарты безопасности труда;
- типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)
Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).
Когда проводить специальную оценку условий труда
Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.
Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).
По результатам реализованных ранее процедур, организация проводящая спецоценку должна оформить отчет в соответствии со ст. 15 Закона №426-ФЗ.
Отчет включает в себя:
- Декларацию соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда (при наличии)
- Представление эксперта о возможности использования результатов производственного контроля при проведении специальной оценки условий труда (при наличии)
- Титульный лист отчета
- Заключение эксперта по результатам идентификации
- Сведения об организации, проводящей СОУТ (Раздел 1)
- Перечень РМ, на которых проводилась спецоценка (Раздел 2)
- Протоколы исследований (испытаний) и измерений (при наличии)
- Карты СОУТ (Раздел 3)
- Протоколы оценки эффективности применяемых работниками средств индивидуальной защиты (при наличии)
- Сводная ведомость результатов СОУТ
- Перечень мероприятий по улучшению условий труда (Раздел 6)
- Протокол о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений (при наличии)
- Заключение эксперта по идентификации
- Мотивированное особое мнение (при наличии)
- Замечания и возражения работников (при наличии)
В ст. 15 Закона №426-ФЗ также были внесены изменения, которые окончательно закрепили сроки утверждения отчета по специальной оценке условий. Теперь отчет по СОУТ должен быть подписан всеми членами комиссии и утвержден председателем группы в срок не позднее чем в тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ. Будем надеяться, что отчет не будет долго идти и комиссия успеет подписать его, а работодатель утвердить документ в оставшееся время. В противном случае, единственный выход – зафиксировать в протоколе заседания комиссии, что утвердить отчет в установленные законодательством сроки невозможно и надеяться, что ст. 5.27.1 в части нарушения порядка СОУТ не настигнет.
У экспертной организации также появилось новое обязательство – в течение 3х рабочих дней с даты утверждения отчета уведомить работодателя о передаче данных во ФГИС СОУТ. Уведомить его можно двумя способами: на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или электронным документом, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов.
Специальная оценка условий труда в 2022 году
Все уже наслышаны, что с 1 марта 2022 года вводятся в действие поправки в Трудовой кодекс РФ, касающиеся охраны труда (Федеральный закон от 02.07.2021 N 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»). В связи с этим подготовлено много сопутствующих НПА.
Но что же именно изменится в процедуре проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах и насколько важные эти изменения?
- Вводятся новые понятия, которые позволяют выделить процедуру оценки профессиональных рисков.
Статья 209 ТК РФ будет представлена в новой редакции, добавлен термин «опасность«, сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда — предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников.
Как это отразится на специальной оценке условий труда в 2022 году?
Если на рабочем месте установлен 4 класс условий труда (опасный), работодатель обязан приостановить работу.
При этом, в случае, выявления такой опасности на рабочих местах за работниками на время приостановки работ сохраняется место (должность) и средний заработок.
Возобновить деятельность можно только после получения результатов повторной специальной оценки условий труда, которая подтвердит снижение уровня опасности.
Интересно, как это будет реализовано на практике? Ведь существуют такие рабочие места как пожарные, сотрудники подразделений МЧС и другие рабочие места, чья деятельность связана с высоким риском для здоровья и жизни. По решению комиссии, на таких рабочих местах измерения не проводятся и им присваивается 4 класс условий труда (опасный).
Много было разговоров, ведь давно пора было для таких мест принять «Особенности проведения специальной оценки условий труда». Однако, для таких рабочих мест специальная оценка условий труда пока что проводится на общих основаниях.
Может быть после вступления в силу изменений 1 марта 2022 года дело пойдёт быстрее? Будем ждать разъяснений от Минтруда.
- С 1 марта 2022 года планируются также изменения в сам ФЗ 426 другим Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» в части совершенствования оказания государственных услуг и цифровой трансформации», проект этого ФЗ пока что не внесен на рассмотрение в ГД РФ, но скорее всего, его примут.
Что нас ждет с 1 марта 2022 года в специальной оценке условий труда? Как будет реализована так называемая «цифровая трансформация»?
- Отчеты по специальной оценке условий труда можно будет не печатать, а подписывать в электронном виде с использованием электронной подписи.
Вроде бы звучит здорово… больше не надо печатать кучу бумаги, сидеть подписывать… НО
Отчет по СОУТ это не только карты и сводные документы, но еще и протоколы измерений факторов на рабочих местах.
Протоколы измерений выдаются аккредитованной в национальном органе лабораторией и подписываются не одним человеком, а порой, и не двумя. То есть какая-то часть отчета должна быть подписана одними людьми, другая часть – другими.
Цепочка подписания документов примерно такова:
1 – получение подписанных ЭЦП протоколов измерений от лаборатории (здесь мы опустим факт внутренней кухни лабораторий)
2 — составление отчета по СОУТ экспертом, подписание ЭЦП эксперта всех нужных документов
3 — передача отчета Заказчику, ВСЕ члены комиссии которого, должны просмотреть и подписать отчет
4 – а далее должно быть ознакомление сотрудников с отчетом… а как ознакомить конкретного сотрудника с конкретной картой СОУТ? Если весь отчет по СОУТ в электронном виде?
Вопросов много, ответов пока что нет.
Не будем забывать тот факт, что Россия страна большая, до сих пор остаются такие места, где на столах стоят факсы, а про ЭЦП никто и не слышал.
Идея с цифровизацией хорошая, за цифровыми технологиями всё-таки будущее, но хромает реализация.
Ну что ж… Будем по старинке печатать на бумаге, благо- это нам никто не запрещает.
- Перечень сведений во ФГИС СОУТ и функционал ФГИС СОУТ хотят расширить.
Объектом учета Федеральной государственную информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ) дополнительно станет уникальный номер записи об аккредитации испытательной лаборатории (центра) в реестре аккредитованных лиц ФСА.
Информацию из реестра организаций, проводящих СОУТ, и реестра экспертов можно будет получить онлайн путем формирования выписки из ФГИС СОУТ.
Сейчас реестр организаций, проводящих СОУТ и реестр экспертов есть на сайте Минтруда. А проверить внесены ли сведения во ФГИС СОУТ, о проведенной именно у Вас специальной оценке условий труда, можно там же онлайн, введя свой ИНН и ОГРН в специальную форму. Это всё в абсолютно свободном доступе для всех пользователей.
Обещают возможность автоматических выписок из реестров Минтруда – для работодателей это плюс, упрощает поиск подходящей организации для проведения СОУТ.
Также объектом учета ФГИС СОУТ в отношении работодателя станут результаты оценки профессиональных рисков. А результаты проведения специальной оценки условий труда смогут применяться для: оценки, выявления и управления профессиональными рисками (в настоящей редакции только оценки уровней профессиональных рисков).
Свяжут ли как-то две процедуры в одну? СОУТ и риски? Или это выльется во что-то новое един��е? Пока что неизвестно. Но, именно эти изменения вступают в силу только с 01 марта 2023 года. Время есть.
- Организации, проводящие СОУТ обязаны сообщать о своих внутренних изменениях
А именно:
- Сведения о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории;
- Сведения об изменении состава экспертов.
Эти сведения должны передаваться через ФГИС СОУТ в течение 10 рабочих дней с даты наступления этих случаев.
Сейчас сведения о работниках и сведения об области аккредитации передаются только во ФГИС Росаккредитации – это сведения касательно только лаборатории. Теперь придется передавать сведения еще и об экспертах в Минтруд. Работы прибавится.
- Новое в рассмотрении разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда и результатам ее проведения.
С 1 марта 2022 года Минтруд более не будет рассматривать разногласия, если:
А) кто-то уже успел показать результаты экспертизы СОУТ в суде и судебное решение уже принято;
Б) если экспертиза проведена по отчету СОУТ 2-летней (и более) давности.
В тоже время, подать отчет по специальной оценке условий труда на экспертизу, по-прежнему, можно когда угодно. А оспорить- уже нет.
Интересно получается, ведь иногда, и в самих заключениях по экспертизе проведенной СОУТ бывают ошибки. Теперь идти только в суд.
- С 1 марта 2022 года вступают в силу также много подзаконных НПА. Пока что проекты.
- Изменится порядок регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда (касается не только допуска «новеньких», но и в случае приостановки и возобновления деятельности «стареньких»)
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда».
Что нового?
- Сроки рассмотрения заявлений сократят до 7 рабочих дней со дня регистрации заявления (сейчас это 20 рабочих дней).
Также, в этом проекте говорят еще раз, что все организации, проводящие СОУТ, обязаны передавать сведения о своих изменениях (в части области аккредитации и состава экспертов) в течение 10 рабочих дней с даты наступления этих событий. Документы передаются в Минтруд либо на бумаге либо электронно, подписанные ЭЦП (тут, однако, не указано, что через ФГИС, но это только проект, могут и дополнить).
В течение 7 рабочих дней Минтруд обязан внести изменения в реестре.
- Сертификат эксперта можно будет формировать электронно через ФГИС СОУТ.
(Проект приказа Минтруда России «Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда»)
Старые сертификаты, которые на бумаге, конечно будут действовать до срока их окончания.
Это плюс, ведь бумажный сертификат в реальности лежит просто пылится в папочке.
Электронные номера сертификатов будут присваиваться информационной системой учета в автоматическом режиме начиная с номера, следующего за последним номером сертификата эксперта, выданного на бумажном носителе.
Интересно, а номер в реестре экспертам всё таки оставят прежним или нет?
- Изменения касательно подачи декларации соответствия условий труда с 1 марта 2022 года
Кому следует организовывать СОУТ?
426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разъясняет, что эта процедура необходима для всех РМ, которые существуют в стране. Исключение – РМ:
√ которые для себя организовали надомники;
√ трудящихся, которые выполняют свои задачи дистанционно;
√ трудящихся, задействованных у физлиц (например, садовников, поваров, нянь частных домохозяйств).
Специальная оценка условий труда СОУТ организуется исключительно на тех РМ, где уже кто-то работает. Когда РМ вакантно, СОУТ для него не организуется. Работодателей, которые игнорируют необходимость СОУТ, штрафуют по ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Внеплановая спецоценка труда
Ст. 17 Закона № 426-ФЗ обязывает проводить внеплановые проверки в рамках СОУТ. Реализация такой меры возможна в случаях:
- создания одного или нескольких дополнительных рабочих мест;
- получения работодателем предписания от инспекции по труду;
- изменения технологического цикла, модернизация производственного оборудования, что могло повлечь уменьшение или увеличение степени их вредного воздействия на работников;
- внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться при обновлении используемых средств защиты индивидуального и коллективного назначения;
- зафиксированного несчастного случая на производстве;
- обоснованной инициативы профсоюза.
Сроки и ответственность
Спецоценку условий труда необходимо проводить не реже, чем раз в 5 лет. Нормы СОУТ действуют с 2014 года. Поэтому для тех, кто еще не провел СОУТ, последний срок ее проведения – 31 декабря 2018 года.
В некоторых случаях предусмотрена внеплановая СОУТ: например, при замене оборудования, изменении технологических процессов, использовании новых материалов или новых средств защиты, а также, если на производстве произошел несчастный случай, выявлено профзаболевание, либо организация получила соответствующее предписание от инспектора по труду или мотивированное требование профсоюза.
СОУТ необходимо провести и в отношении вновь созданных рабочих мест в течение 12 месяцев.
За нарушение законодательства о СОУТ предусмотрены штрафы: для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тыс. рублей, для юридических лиц – от 60 до 80 тыс. рублей.
Сроки внеплановой СОУТ
Для внеплановой специальной оценки условий труда сроки зависят от причин и составляют 6 или 12 месяцев.
Срок |
Условия для проведения внеплановой СОУТ |
---|---|
6 месяцев |
|
12 месяцев |
|
Общие правила проведения спецоценки
Общий порядок выполнения спецоценки условий труда на предприятии сейчас выглядит так. Работодатель, которому нужно организовать спецоценку на предприятии, должен обратиться к специализированной организации, внесенной в реестр Минтруда. Самостоятельно проводить эту процедуру он не имеет права. Такое условие прописано в законодательстве, чтобы исключить возможность злоупотреблений на этой почве: например, не дать работодателям возможности указать, что рабочие места с вредными условиями труда относятся к категории оптимальных или допустимых.
Основные этапы выполнения этой процедуры включают:
- создание работодателем комиссии для составления списка рабочих мест, подлежащих проверке, и определения аналогичных рабочих позиций;
- выбор исполнителя и заключение с ним договора о выполнении работ;
- передачу исполнителю необходимых документов, характеризующих условия при выполнении должностных обязанностей;
- идентификацию исполнителем наличия вредоносных факторов на конкретных рабочих местах;
- в случае выявления таких факторов – определение интенсивности их воздействия на работников;
- классификацию проанализированных рабочих мест и составление отчета;
- утверждение отчета работодателем;
- передачу исполнителем данных о результатах проверки условий труда в федеральную государственную систему учета;
- выполнение работодателем обязательств согласно действующему законодательству, включая информирование работников об условиях на их местах, публикацию данных об итогах спецоценки на официальном сайте компании, внедрение дополнительных мер по охране труда, передачу сведений об итогах проверки в государственные социальные фонды и проч.