Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставки сборов и таможенных пошлин при импорте и экспорте в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если человек провозит с собой личные средства, не считая автомобиля, общая сумма которых не превышает 500 евро, то он не обязан платить таможенный платеж. При этом суммарный вес товаров или продукции не может превышать 25 килограммов. Это касается лишь тех товаров, которые транспортируются наземным путем (автомобилями или поездами). Такие правила действуют с 1 января 2019 года. Если же человек путешествует авиатранспортом, то он беспошлинно может ввезти товары на сумму до 10 000 евро.
Сбор за таможенное оформление
Сумма сбора зависит только от стоимости автомобиля.
Новые ставки таможенных сборов действуют с 1 августа 2020 года.
Стоимость автомобиля, руб. | Стоимость оформления, руб. |
---|---|
до 200 000 | 775 |
до 450 000 | 1 550 |
до 1 200 000 | 3 100 |
до 2 700 000 | 8 530 |
до 4 200 000 | 12 000 |
до 5 500 000 | 15 500 |
до 7 000 000 | 20 000 |
до 8 000 000 | 23 000 |
до 9 000 000 | 25 000 |
до 10 000 000 | 27 000 |
свыше 10 000 000 | 30 000 |
Таможенные пошлины на автомобили. Ставки.
Ставки таможенных пошлин рассчитываются по-разному в зависимости от типа двигателя, объема двигателя, стоимости автомобиля.
Таможенные ставки для физических лиц на автомобили возрастом менее 3 лет.
Стоимость автомобиля | до 8500 евро | до 16700 евро | до 42300 евро | до 84500 евро | до 169000 евро | свыше 169000 евро |
---|---|---|---|---|---|---|
Таможенная пошлина | 54%, но не менее 2.5 евро/см3 | 48%, но не менее 3.5 евро/см3 | 48%, но не менее 5.5 евро/см3 | 48%, но не менее 7.5 евро/см3 | 48%, но не менее 15 евро/см3 | 48%, но не менее 20 евро/см3 |
Льготы, преференции и освобождение таможенных платежей
Для расчетов таможенных пошлин при ввозе товаров в РФ применяются различные льготы и тарифные преференции. Преференции используются для содействия экономическому развитию развивающихся и неразвитых стран.
Тарифные преференции, предоставляемые при ввозе на территорию РФ, предусмотрены для следующих групп:
- развивающихся стран – 75% от базовой ставки ЕТТ ТС (в перечне 103 государства, в т. ч. Турция, Хорватия, Малайзия Чили и др.);
- менее развитые – освобождение от пошлин (49 стран, в т. ч. Эфиопия, Мальдивы, Гвинея и т.д.).
Тарифные льготы отличаются от преференций тем, что они не носят индивидуальный характер, при их предоставлении учитываются не страны происхождения, а цель импорта и предназначение груза. Например, освобождаются от уплаты таможенной пошлины такие товары:
- для личного пользования;
- импортируемые лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз;
- гуманитарная помощь, груз для ликвидации последствий аварий и сихийных бедствий;
- безвозмездная и благотворительная помощь;
- все грузы, которые импортируют физические лица (кроме запрещенных к ввозу и предназначенных для предпринимательской деятельности).
Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше. Ответьте всего на 3 вопроса.
Сроки и порядок уплаты импортных пошлин
Процедура оплаты ввозных таможенных пошлин начинается одновременно с регистрацией таможенной декларации. По желанию плательщика возможна оплата до подачи декларации. С момента предъявления груза в орган контроля импортные пошлины должны быть внесены в течение 15 суток. Оплата производится в евро или национальной валюте. Таможенная импортная пошлина не может быть зачтена в уплату иных платежей, зачисляется она на единый счет.
В некоторых случаях допускается отсрочка или рассрочка взноса таможенных платежей, решение принимает таможенный орган в течение 15 дней с момента подачи заявления об отсрочке. В таком случае придется заплатить дополнительные проценты за услугу рассрочки/отсрочки не позже последнего дня прекращения обязательств по оплате ввозной пошлины.
Порядок и сроки уплаты
Таможенные платежи должны быть уплачены декларантом. Они вносятся на счет таможенного органа, который занимается контролем декларируемых товаров после того, как таможенная стоимость будет оглашена. Юридические лица и индивидуальные предприниматели делают это безналичным расчетом.
Непосредственно сам перевод таможенных платежей на счет таможенного органа нужно делать в виде аванса до того, как подается для контроля заполненная таможенная декларация. Это необходимо, чтобы зарегистрировать декларацию в таможенной базе.
Если внесенный аванс оказался выше той суммы, которая была необходима на самом деле, излишек может быть возвращен по соответствующему заявлению декларанта.
Стоит отметить, что без должного опыта разобраться в том, как заполняется декларация, и как осуществляется расчет таможенных платежей довольно сложно. В связи с этим обойтись без помощи таможенного представителя бывает очень сложно. Чтобы исключить останавливающие факторы, лучше заручиться поддержкой профессионалов. Это предотвратит наложение штрафов, а также начисление пени и привлечение к административному аресту, что уже стало распространенным явлением за подобные нарушения, которые делаются без прямого умысла, а по причине незнания или ошибок в расчете.
Обращайтесь за консультацией и всесторонней поддержкой к специалистам АО «Фирма «ГТК-Сервис»! Мы гарантируем квалифицированный подход и точное соблюдение интересов и законных прав клиентов.
Льготы, преференции и освобождение таможенных платежей
Для расчетов таможенных пошлин при ввозе товаров в РФ применяются различные льготы и тарифные преференции. Преференции используются для содействия экономическому развитию развивающихся и неразвитых стран.
Тарифные преференции, предоставляемые при ввозе на территорию РФ, предусмотрены для следующих групп:
- развивающихся стран – 75% от базовой ставки ЕТТ ТС (в перечне 103 государства, в т. ч. Турция, Хорватия, Малайзия Чили и др.);
- менее развитые – освобождение от пошлин (49 стран, в т. ч. Эфиопия, Мальдивы, Гвинея и т.д.).
Тарифные льготы отличаются от преференций тем, что они не носят индивидуальный характер, при их предоставлении учитываются не страны происхождения, а цель импорта и предназначение груза. Например, освобождаются от уплаты таможенной пошлины такие товары:
- для личного пользования;
- импортируемые лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз;
- гуманитарная помощь, груз для ликвидации последствий аварий и сихийных бедствий;
- безвозмездная и благотворительная помощь;
- все грузы, которые импортируют физические лица (кроме запрещенных к ввозу и предназначенных для предпринимательской деятельности).
Сбор за таможенное оформление
Сумма сбора зависит только от стоимости автомобиля.
Новые ставки таможенных сборов действуют с 1 августа 2020 года.
Стоимость автомобиля, руб. | Стоимость оформления, руб. |
---|---|
до 200 000 | 775 |
до 450 000 | 1 550 |
до 1 200 000 | 3 100 |
до 2 700 000 | 8 530 |
до 4 200 000 | 12 000 |
до 5 500 000 | 15 500 |
до 7 000 000 | 20 000 |
до 8 000 000 | 23 000 |
до 9 000 000 | 25 000 |
до 10 000 000 | 27 000 |
свыше 10 000 000 | 30 000 |
Исчисление налога на добавленную стоимость и акциза, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС
Налог на добавленную стоимость исчисляется в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией определен статьей 160 НК РФ, с учетом статей 151 НК РФ, определяющей особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации.
Перечень товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость определен статьей 150 НК РФ.
Акциз исчисляется в соответствии с главой 22 НК РФ.
Объектом налогообложения акцизом признаются операции, определенные статьей 182 НК РФ с учетом операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), указанных в статье 183 НК РФ.
Статья 186 НК РФ определены особенности взимания акциза при ввозе и вывозе подакцизных товаров ЕАЭС.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.
Для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей
61 ТК ЕАЭС они подлежат уплате.
Ставки налога на добавленную стоимость установлены статьей 164 НК РФ.
Ставки акциза определены статьей 193 НК РФ.
При проведении дополнительных проверочных мероприятий участникам ВЭД предоставлена возможность оперативно внести обеспечение в виде электронного поручительства (распоряжение ФТС России от 13.12.2013 № 397-р «О тестировании технологии работы с поручительством, оформляемым в электронном виде с применением электронных подписей, при проведении дополнительной проверки сведений, заявленных в декларации на товары»).
Реестр банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий, размещается на официальном сайте ФТС России в разделе: «Информация для участников ВЭД», «Базы данных».
Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов может быть разовым (под одну таможенную декларацию). В случае надлежащего завершения обеспеченного обязательства (например, декларант подтверждает таможенную стоимость) разовое обеспечение возвращается плательщику. Разовое обеспечение вносится в таможенный орган и используется только в регионе его деятельности (за исключением таможенного транзита).
Также может применяться генеральное обеспечение. Такое обеспечение может использоваться плательщиком неоднократно под разные обязательства (в случае, если одним и тем же лицом на территории Российской Федерации совершается несколько таможенных операций в определенный срок).
Генеральное обеспечение вносится в ФТС России (для банковской гарантии и поручительства) или в таможенный орган по месту налогового учета плательщика (для денежного залога), а его использование возможно в регионе деятельности нескольких таможенных органов.
Основной принцип генерального обеспечения заключается в резервировании суммы под каждое обеспечиваемое обязательство (под каждую декларацию) в пределах общей суммы генерального обеспечения и предусматривает «револьверный» способ использования в интерактивном режиме.
Какие остались схемы обхода?
В 90-е годы Япония и страны Европы смогли избавиться от большого количества устаревающих автомобилей, продав их в Россию. «Автохлам» (по меркам заграницы) везли в огромных количествах, и он составлял серьезную конкуренцию АвтоВАЗу и другим отечественным автопроизводителям. Со временем правила ввоза стали ужесточать, а посредники – придумывать все новые схемы обхода ограничений.
Самые популярные схемы уже неакутальны:
- «распил» или «конструктор» – когда автомобиль разбирали на части и буквально распиливали (хоть и очень аккуратно) кузов, чтобы ввезти в Россию как запчасти, которые под пошлины не попадали. Это опасная схема, потому что распиленный кузов даже после сварки теряет прочность;
- временный ввоз из Абхазии – в этой частично признанной республике очень низкие тарифы на растаможку авто, при этом в России на таком автомобиле можно ездить целый год (но лишь оформив авто на фирму в Абхазии). Похожие схемы действовали и с Арменией, но теперь она тоже входит в ЕАЭС и единое таможенное пространство с Россией;
- ввоз автомобиля по программе благотворительности – когда-то это было основанием для ввоза автомобиля в Россию без растаможки.
Сейчас эти схемы сильно ограничены – например, если раньше ГИБДД даже не могла выявлять иностранные госномера на дорогах через камеры, то теперь такая возможность есть. И при выезде за границу (например, по схеме временного ввоза авто) водителю предъявят все накопленные им штрафы. Кроме того, ввезенные через временную процедуру автомобили в России нельзя продать кому-то еще или посадить за руль другого человека.
Из более-менее легальных схем осталось следующее:
- ввоз на жителя Дальнего Востока. Каждый житель регионов ДФО вправе ввезти один подержанный праворульный автомобиль без обязательной установки терминала ЭРА-ГЛОНАСС. Это не такая большая экономия (около 50 тысяч рублей), но сейчас намечается дефицит этих терминалов, а схему продлили до 3 декабря 2022 года;
- ввоз через жителя Белоруссии. В республике для ряда категорий населения есть право льготного ввоза автомобилей – со скидкой в 50% на таможенное оформление. На этом семьи строят целый бизнес, купленный через такого льготника автомобиль можно законно ввезти в Россию и за небольшие деньги (только установка системы ЭРА-ГЛОНАСС) переоформить уже на российские номера.
Правда, схема с Белоруссией постепенно закрывается – местные налоговики начали обращать на льготников особое внимание, и если те перепродают автомобили с выгодой, заставляют платить налог с нее.
Нужно ли оплачивать НДС и акцизы?
Кроме импортной пошлины, участником ВЭД вносятся и другие платежи – НДС, а при необходимости и акцизы. Взимание данных платежей регулируется ТК ЕАЭС и НК РФ. Базой, на основе которой насчитываются налоги, является количество продукции и ее таможенная стоимость. Что касается ставок НДС, их величины две – 10% или 20% (с 01 января 2019), которые варьируются от типа импортируемой продукции. К большинству товаров применяют налог 20%, льготный – 10% — к некоторым детским товарам и видам продовольствия. Узнать, какие товары подлежат уплате НДС, можно в списке ЕТТ по коду ТН ВЭД. Освобождены от взимания НДС определенные виды грузов:
- медицинское оборудование для диагностики и лечения, препараты и сырье для их производства;
- грузы гуманитарной помощи (если они не попадают под акцизы);
- музейные экспонаты, объекты национального культурного наследия, в том числе и отечественного;
- литература всех видов, предназначенная для библиотек и музеев;
- необработанные алмазы;
- кинозаписи для просветительских целей;
- оборудование иностранного производства, аналогичное которому в РФ не изготавливается, и запчасти к нему;
- иные категории продукции, указанные в ст. 150 НК России.
Акцизные сборы касаются некоторых категорий товаров, которые перечислены в Налоговом Кодексе РФ ст.193, а также в Письме ФТС России от 29.12.2017 N 01-11/75571. Это алкоголь, табачные изделия, транспорт и другие виды товаров: при ввозе продукции действуют акцизные сборы на ту же продукцию, что и на отечественном рынке.
Сроки и порядок уплаты ввозных таможенных пошлин
Процедура взноса таможенных платежей, в том числе и ввозных пошлин, начинается с момента оформления декларации, хотя по желанию декларанта, оплату можно вносить и до подачи документа. Сроки уплаты импортной таможенной пошлины четко фиксированы: сумма должна быть внесена не позднее 15 суток после предъявления груза на таможне. Оплата производится в отечественной валюте или евро, в кассе или переводом на счет.
Ввозная импортная пошлина не засчитывается в оплату других сборов и зачисляется на один счет. В некоторых случаях возможна рассрочка или отсрочка таможенных платежей, в том числе и ввозной пошлины. Для инициации этой процедуры плательщик подает в таможенный орган соответствующее заявление. После в течение 15 дней таможенный орган должен принять решение. При положительном решении декларант должен понимать, что ему придется заплатить дополнительные проценты за оказанную услугу рассрочки/отсрочки. Проценты должны быть оплачены в срок до последнего дня прекращения обязательств по уплате пошлины.
Как Вы видите — рассчёт и оплата пошлин требует определённых навыков как в рассчёте так и в знании законодательства. Увы, но порой это отнимает достаточно большое количество времени. Однако, нет проблем, которых нельзя решить тем или иным методом!
Если Вы хотите сохранить свои нервы, получить свободное время и даже сократить издержки — Вы можете обратиться к нам — таможенному брокеру East Import Group, и мы поможем Вам как с рассчётом ввозной таможенной пошлины, так и с другим таможенным оформлением!
Связаться с нами
Таможенная пошлина является обязательным, безвозмездным, нецелевым формально (юридически) неналоговым платежом, которому присущи признаки налога.
Легальное определение таможенной пошлины приводится в п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе». Согласно указанной статье таможенная пошлина — это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на территорию РФ или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно-тарифного регулирования ВЭД в экономических интересах РФ.
— именно Таможенным кодексом регулируются основы отношений в сфере таможенного дела, следовательно, определение таможенной пошлины должно найти место в ТК РФ;
— легального определения пошлины вообще как налогового платежа нет и в Налоговом кодексе. Вместе с тем это понятие должно быть, поскольку пошлина как категория имеет отличительные признаки, как от налога, так и от сбора. Более того, в ст. 333.16 НК РФ «Государственная пошлина» установлено, что государственная пошлина — это сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий. Таким образом, законодатель (на примере государственной пошлины) не разводит такие понятия, как «пошлина» и «сбор». Одновременно мы видим, что на примере таможенных платежей эти понятия разводятся, и это не случайно, поскольку пошлине (в отличие от сбора) должен быть присущ такой признак, как эквивалентность платежа (сбор же взимается в твердой сумме).
Для более четкого понимания природы таможенной пошлины следует еще раз вернуться к дискуссии о ее экономической сущности. Так, многие ученые (как дореволюционные, так и современные) теоретически считают таможенную пошлину косвенным налоговым платежом.
Взаконодательстве (ст. 322 ТК РФ) говорится о налоговой базе для исчисления таможенных пошлин, то есть о стоимостной, физической или иной характеристике объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Таким образом, законодатель не последователен, допуская коллизию норм, что говорит о необходимости внесения изменений в действующее законодательство:
— во-первых, для приведения в соответствие норм бюджетного, налогового и таможенного законодательства (если остаться на позиции бюджетного законодательства, установившего, что таможенная пошлина является неналоговым платежом);
— во-вторых, представляется не случайным, что до 2005 г. таможенная пошлина де-юре была отнесена к налоговым платежам. Если логически проанализировать статьи гл. 28 и 29 ТК РФ, то мы увидим наличие основных элементов налоговой модели (ст. 17 НК РФ). Так:
— ст. 328 ТК РФ устанавливает плательщиков таможенных пошлин;
— ст. 322 ТК РФ — объект обложения таможенными пошлинами;
— ст. 323 ТК РФ — базу для целей исчисления таможенной пошлины;
— ст. 324 ТК РФ — порядок исчисления таможенных пошлин;
— ст. 331 и 329 — порядок и сроки уплаты таможенных пошлин.
Согласно ст. 17 НК РФ «Общие условия установления налогов и сборов» налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
Мы видим, что отсутствуют такие элементы налоговой модели, как:
— налоговый период (период формирования налоговой базы). Это объясняется тем, что таможенная пошлина носит нерегулярный (возможно, разовый) характер;
— налоговая ставка. В ст. 325 ТК РФ (п. 2) установлено, что ставки по т��моженным пошлинам применяются (по общему правилу) в соответствии с таможенным тарифом Российской Федерации, который утверждается постановлениями Правительства РФ.
Таким образом, мы видим, что таможенная пошлина де-юре имеет все же существенные отличия как от налога (невозможно, в частности, установить период формирования налоговой базы, и ставки устанавливаются не НК РФ, а постановлениями Правительства РФ), так и от сбора (присутствует признак эквивалентности). Это говорит о том, что, как нам представляется, следовало бы признать, что таможенная пошлина, не будучи налогом (нет регламентации всех элементов налоговой модели) или таможенным сбором, является налоговым платежом особого вида, т.е. пошлиной.
Как будут регулировать покупки россиян в зарубежных интернет-магазинах
Об этом рассказал в интервью «Российской газете» первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов.
Как быстро будет снижаться в России порог беспошлинного ввоза по интернет-посылкам? Конечная цель — его обнуление?
Руслан Давыдов: В Евросоюзе порог ввоза — 22 евро, у нас — 200. Каждое государство обязано и защищать своего производителя, и решать задачи по наполнению бюджета, а также регулировать экономику при помощи доступных инструментов. В последние годы трансграничная интернет-торговля растет в геометрической прогрессии: на пике в 2018-2019 годах по почтовым каналам в Россию поступало около 330-340 млн посылок, по каналам экспресс-перевозок — от 3 до 8 млн отправлений. Это объемы, сопоставимые с промышленным торговым оборотом.
Подавляющее большинство товаров пересылается без уплаты таможенных платежей. Из-за этого создаются неравные условия для работы российских предприятий, которые в отличие от иностранных производителей арендуют в России помещения, платят налоги и так далее. Поскольку товар не подпадает под порог беспошлинного ввоза (а большинство посылок из-за рубежа под него не подпадает), то такая продукция оказывает давление на внутренний рынок, на национального производителя. В результате мы наблюдаем ситуацию, при которой дешевые китайские товары, заходя по каналу трансграничной интернет-торговли, создают неравные условия конкуренции для российских.
Выходит, движение к обнулению неизбежно?
Руслан Давыдов: На наш взгляд, да. Однако эти пороги устанавливаются в рамках Евразийского экономического союза — на пять стран. В плане снижения порога ФТС России, как и наши коллеги из минфина, выступает за планомерность. Сначала действовал порог в 1000 евро, затем он был снижен до 500, а с 1 января 2020 года составил 200.
Сейчас есть предложение с 2022 года ввести порог в 100 евро. И дальше пошагово привести к 50 евро, 20 евро и далее принимать решение уже в соответствии с теми международными условиями, которые сложатся к тому времени. В целом — как решит Евразийская комиссия: возможно, порог в 20 евро будет уже и в 2023 году.
Как должны оплачиваться таможенные сборы
Ст. 128 ФЗ №311 регулирует порядок уплаты таможенных сборов, и четко определяет сроки.
При предоставлении декларации на груз одновременно вносится сбор. Оплатить таможенное сопровождение необходимо до того, как оно начнется. Оплата хранения производится до того, как груз будет выдан декларанту (владельцу или его уполномоченному представителю).
Оплатить сбор можно путем перевода требуемой денежной суммы в пользу Федерального казначейства. Для этого каждому декларанту предоставляется номер расчетного счета государственного органа. Для физических лиц доступна возможность оплатить сбор наличными в момент прохождения таможенного контроля. Главное условие — использование российских рублей.
Ответственными лицами за уплату всех предусмотренных законодательством РФ пошлин выступает либо сам декларант, либо его представитель. В случае неуплаты пошлины на участника ВЭД будут наложены штрафы либо имущество конфискуют.