Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое реабилитация и абилитация инвалидов?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Абилитация в психологии – это деятельность, способствующая восстановлению физиологических и умственных способностей детей-инвалидов. В педагогике данный термин появился несколько столетий назад, но свое закрепление получил лишь в конце ХХ в. В это же время было дано определение понятия, а также установлено его качественное отличие от понятия «реабилитации».
Что такое реабилитация и какие у нее цели?
Цель – сделать человека вновь полноценным членом общества – также важна, как и излечение от самой болезни.
В медицине на этот счет есть два термина: абилитация и реабилитация. Абилитация – это процесс развития функций организма, которые до этого вовсе отсутствовали или были недостаточными с рождения. То есть человек был в том или ином аспекте неполноценным изначально.
Реабилитация, исходя из основного описания этого термина, опубликованного Генеральной Ассамблеей ООН (1993 год), является работой по возвращению или замещению физических, когнитивных или психических функций пациента, которые были нарушены из-за болезни или механического повреждения. Сама по себе реабилитация направлена на повышение качества жизни пострадавшего не только в физическом плане. В процессе восстановления учитываются такие потребности пациента, как возвращение на работу, контакты с социумом, оформление всех необходимых документов на лечение, получение пособия и прочее.
Разница в абилитации и реабилитации ребёнка инвалида
Для ребёнка инвалида существует особенность в проведения реабилитации, или же абилитации. Нет разницы, какая методика будет применяться, главное начать ее применение, как можно раньше.
Своевременно начатые меры по реабилитации, способны полностью восстановить функциональность организма и работу всех органов и его систем.
Для ребенка нет большой разницы, применять реабилитацию, или же абилитацию.
Если в вашей местности нет специалистов по абилитации, тогда восстановительные мероприятия проводят врачи-реабилитологи.
Главное, чтобы была оказана своевременная помощь и не упущено время.
Применяемые мероприятия:
- Медицинская ориентация на восстановление функций — массажи, ЛФК, применение лечения в санаторных условиях;
- Бытовая ориентация — научить ребёнка обслуживать себя на бытовом уровне;
- Психологическая адаптация — работа с психологами и занятия на обучение поведения в социуме и возможность самому ребенку наладить общение в обществе;
- Социокультурная ориентация — это эстетическое развитие детей-инвалидов. Разрабатываются культурные программы с посещением музеев, концертов, а также развлекательных и развивающих детских центров.
Отличие от реабилитации и коррекции
В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации объединенных наций (ООН) 48/96, принятая 20 декабря 1993 г.) термин «реабилитация» определен как процесс, целью которого является оказание помощи инвалидам в восстановлении ими оптимальных физических, интеллектуальных, психических и социальных уровней деятельности и поддержание их, а также предоставление им необходимых реабилитационных средств для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.
Принципы реабилитации
Существуют признанные у нас и за рубежом основные реабилитационные положения:
- место, где проводят реабилитацию, должно применять все виды лечения, иметь связь с себе подобными учреждениями;
- восстановление начинают с ранних этапов заболевания комплексным подходом;
- лечение совершают без перерывов, до максимально положительного результата;
- все лечебные этапы проводят комплексно;
- назначаются индивидуальные программы для каждого пациента (необходимо учитывать все особенности каждого организма);
- цель – по возможности, вернуть здоровье, сформировать положительный настрой на дальнейшую жизнь, научить справляться с элементарными повседневными задачами, привить стремление к борьбе за свое здоровье, раскрыть желание к учебе.
Реабилитация детей и подростков проходит в три этапа:
- Этап клинического восстановления, который осуществляется всесторонне. Состоит из возобновления работы пораженных систем. Данный этап завершается при излечении основного заболевания, восстановлении утраченных функций. Организм ребенка готовится к следующему этапу восстановления.
- Санаторный этап – осуществление возобновления пораженных функций, нормализация работы иных органов и систем.
- Этап адаптации позволяет достигнуть полного восстановления здоровья, возврата к обычным условиям жизни, занятиям физкультурой и спортом.
Детям необходима реабилитация в следующих случаях:
- болезни органов дыхания;
- расстройства нервной системы;
- заболевания мочевыводящей системы;
- ревматизм;
- патология носоглотки хронического характера.
Индивидуальная программа
Родителям необходимо знать, когда и где можно пройти санаторно-курортное лечение, какие учреждения и специалисты оказывают помощь, связанную с развитием, лечением или обучением больного малыша.
Где можно бесплатно получить необходимые технические средства, например, коляску или костыли, предметы ухода за больным и услуги, предусмотренные законом.
Именно поэтому для каждого ребенка инвалида и для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разрабатывается индивидуальная программа реабилитации детей, где прописано, какие именно мероприятия, направленные на восстановление, улучшение самочувствия и качества жизни, необходимо пройти в течение года, где можно это сделать, и кто конкретно отвечает за их проведение.
Понятие «Реабилитация инвалидов»
Под термином «реабилитация» предполагается процесс, цель которого — восстановление у инвалидов некоторых видов жизнедеятельности до оптимального уровня. А именно, предоставляется поддержка в восстановлении физических, умственных, психологических и/либо социальных способностей. Также осуществляется оказание помощи в обеспечении реабилитационными средствами, чтоб изменить их жизнь к лучшему и сделать более независимой.
Международное определение «реабилитации» предполагает конкретную аналитическую схему самой деятельности по восстановлению:
- осуществление мер, целью которых заключается в восстановлении утерянных функций;
- срок выполнения данных мероприятий;
- разновидности помощи, требуемой лицу с ограниченными возможностями;
- размеры предоставляемой помощи.
Эта схема подразумевает предоставление таких льгот инвалидам:
- медицинских (терапии, хирургического вмешательства, лечения в санаторных условиях, покупки технических средств);
- социальных (помощи юристов, консультаций, психологической и культурной поддержки семьям, где имеется инвалид, обучения, реализация социального и физического восстановления);
- профессиональных (предоставляют консультации по поводу оформления на работу, вероятных ограничений, перепрофилирования, оказывают техническое содействие в обучении либо переподготовке);
- психолого-педагогических (обучения в дошкольных и других учебных заведениях, снабжения техническими средствами для учебы, корректирования).
Реализовать индивидуальную реабилитацию можно лишь по согласованию с инвалидом.
Термин «комплексная реабилитация» предусматривает выполнение некоторых процедур с участием специалистов, работающих в разных направлениях.Цель этих комплексных мер — возобновить способности и навыки, которые были приобретены прежде. Комплексное восстановление работает в таких направлениях:
- образовательном – реализуется программа, цель которой – изменение отношений социума к инвалидам, а также мероприятия, ориентированные на социализацию людей с таким статусом в обществе;
- досуговом – создаются программы, удовлетворяющие духовные и физические потребности инвалидов;
- коррекционном – цель такой реабилитации – устранить либо компенсировать ограничения в жизнедеятельности инвалида;
- познавательном – у инвалидов выявляют стремление к обучению, работе, публичной активности;
- эмоционально-эстетическом – у лиц с группой инвалидности формируют стремление познавать окружающий мир.
Основные особенности абилитации
Первоначально важно определить, что представляет собой реабилитация инвалидов. Она направлена на то, чтобы восстановить у человека с ограниченными возможностями психическую, умственную, социальную или интеллектуальную деятельность. Важно не только правильно вернуть ее, но и постоянно поддерживать, чтобы не произошло очередного сбоя. В этом случае человек сможет вернуться к нормальному образу жизни.
Реабилитация возможна только при применении определенной совокупности действий, к которым можно отнести:
-
- социальные мероприятия предполагают возвращение инвалида в социум, где он становится полноправным членом, а не изгоем;
-
- педагогические действия необходимы, чтобы человек смог вернуться к оптимальному образу жизни;
-
- психические меры обеспечивают восстановление всех утерянных личностных особенностей человека;
- медицинские действия предполагают восстановление самого организма, чтобы человек смог нормально управлять собственным телом.
Для каждого инвалида в процессе реабилитации должны применяться все вышеуказанные действия, поскольку отдельное их использование не принесет необходимого результата.
Абилитация инвалидов не предполагает восстановление утерянных навыков и способностей, поскольку она направлена на их формирование, поэтому предполагается, что ранее у инвалида их просто не было. Поскольку обычно у людей с ограниченными возможностями невозможно создать навыки, которые являются обычными для других людей, то их учат пользоваться альтернативными путями и возможностями, которые позволяют достичь конкретных функциональных достижений.
Как правило, абилитация применяется к детям, которые родились с определенными отклонениями или были обнаружены проблемы в ходе их развития. Именно в детском возрасте можно создать необходимые навыки, а вот если упустить момент, то уже во взрослом возрасте часто достичь нужного результата просто невозможно. Если у ребенка имеется отставание в речевом развитии, то оно должно быть устранено до 10 лет, поскольку позже исправить положение будет нереально.
О финансировании программ абилитации
Прежде лечение, приобретение дорогих лекарств и закупка необходимых технических средств оплачивались средствами родителей, а также различными негосударственными благотворительными фондами.
Сейчас в государственный бюджет заложено определенное финансирование.
На финансирование программ восстановительного лечения, согласно Распоряжению № 2782-р от г. в 2016 г. было выделено 9,3 млрд. руб. из Фонда социального страхования.
Правительство РФ контролирует процесс распределения бюджетных средств. Потрачены эти деньги могут быть на закупку оборудования и оплату услуг, которые необходимы таким людям для восстановления утраченных или ранее отсутствовавших функций организма.
Деньги выделяются из Фонда соцстраха и могут быть потрачены на:
- Услуги по абилитации и реабилитации, а также на технические средства (в 2016 г. — 7,7 млрд. руб.);
- Субвенции в региональные бюджеты для расходования на такие же цели (в 2016 г. — 1,6 млрд. руб.).
Государственное финансирование — это только часть мер, которые в каждом регионе страны дадут возможность каждому получить необходимые лекарства, протезы, реабилитационные и абилитационные услуги в специализированных медицинских учреждениях.
Понятие реабилитации и абилитации инвалидов
В Федеральном законе от № 181 говорится о реабилитации и абилитации инвалидов.
Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Прошедший курс реабилитации по своей индивидуальной программе гражданин сможет занять достойное место в обществе и самостоятельно поддерживать привычный уровень жизни.
Цель мероприятий реабилитации и абилитации состоит в том, чтобы устранить или компенсировать ограничения жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Понятия реабилитация и абилитация различаются, абилитология, что это?
Программа реабилитации инвалида предусматривает непрерывные поэтапные занятия, которые начинаются сразу после возникновения болезни или получения травмы.
Абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя лечение и коррекцию физических и когнитивных расстройств. Важной её задачей является обучение достижению целей иными путями, если обычные естественные пути закрыты. Кроме того абилитация инвалидов подразумевает адаптацию окружающей среды для восполнения отсутствующих функций.
В процессе абилитации одномоментно воздействуют в разных направлениях для того, чтобы развить все имеющиеся у ребенка задатки, максимально использовать его потенциальные возможности и предоставить ребенку возможность жить жизнью, максимально приближенной к той, какую он мог бы вести, если бы не имел ограничений по состоянию здоровья.
Комплексное лечебное, педагогическое, логопедическое воздействие необходимо начинать как можно раньше, желательно на первом году жизни. Чем позже дети с ДЦП и выраженными задержками развития речи начинают получать необходимую поддержку, тем меньше может оказаться эффект от абилитации. При этом достичь выраженных положительных результатов гораздо труднее, чем при ранней абилитации.
Статьей 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов определяется как «система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности». В этой же статье абилитацией инвалидов называется «система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности». Задачу реабилитации и абилитации закон обозначает как «устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество».
Абилитация и реабилитация какая разница?
Абилитация, как понятие для восстановления функциональности организма инвалида, имеет существенную разницу с реабилитацией.
При абилитации происходит формирование способностей больного человека, а в процессе реабилитационных мероприятий происходит восстановление функций организма и его систем. Вот чем отличается абилитация от реабилитации и в этом существует главная разница между двумя медицинскими понятиями.
При абилитации для инвалида создаются такие условия, когда он способен научиться и развить свои способности для достижения поставленных целей.
В процессе обучения, гражданин с инвалидностью находит альтернативные методы решения поставленной цели. Даже если главный путь к достижению цели заблокирован по причине болезни, или же травмы.
Довольно часто процесс абилитации происходит в работе с детьми, у которых существуют отклонения в развитии, а также нарушения некоторых функций.
Пример: если у ребёнка существуют отклонения в применении речевого аппарата, тогда абилит необходимо начинать проводить сразу после того, как ребёнок не стал в положенный срок разговаривать.
Коррекционная программы помогает инвалидам восстанавливать свои способности в различных сферах. Работа ведется по следующим направлениям:
- Социальное – направлено на адаптацию к социуму. Цель – помочь влиться в учебный или трудовой коллектив, заняться каким-то видом спорта, найти новых друзей, сформировать свое окружение и т.д.
- Педагогическое – направлено на возврат инвалида к прежней деятельности через такие методы, как самоопределение, поиск доступной и интересной профессии, поддержка в трудоустройстве, адаптация к быту и т.д.
- Физкультурно-оздоровительное – направлено на развитие физических навыков через определенные виды спорта и комплексы упражнений.
- Медицинское – направлено на возобновление биологических функций, определяющих нормальную жизнедеятельность человека. Это может быть протезирование, ортезирование, прохождение санаторно-курортного лечения и т.д.
Реабилитационная программа индивидуальна для каждого инвалида, так как невозможно составить универсальный комплекс подходящий каждому. Разработка программы ведется с учетом психических и физических особенностей человека, уже имеющихся у него навыков и мотивации к овладению новыми способностями.
Особенности реабилитации и абилитации для детей-инвалидов
Дети, рождённые с нарушениями функций организма, чаще всего не способны в полной мере развить свои способности. Если с раннего детства у ребёнка присутствуют умственные и физические ограничения, очевидно, что в дальнейшем нормальная жизнеспособность затруднительна. Поэтому медспециалисты стараются выявить у детей сохранные анализаторы и предупредить вторичные отклонения развития, скорректировав и компенсировав уже имеющиеся проблемы.
Кроме того, для детей-инвалидов создано специальное образование, нацеленное на индивидуальность и специфику состояния. Меры по абилитации применяют исключительно к развития инвалидам с рождения или ставшим такими в процессе взросления.
В федеральный бюджет на 2020 год заложено 29,3 млрд. рублей для реализации программ реабилитации и абилитации. Средства можно будет направить, например, на покупку технических средств для восстановления, а также на оплату абилитационных мероприятий.
Реабилитация предполагает возвращение ребёнка с проблемами в развитии к нормальной жизнедеятельности в пределах его психофизических возможностей путём устранения недостатков с помощью лечебно-оздоровительных средств и средств профессиональной подготовки Термин «реабилитация» является производным от термина «абилитация». Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии целесообразно применять термин «абилитация», так как в отношении раннего возраста речь идёт о первоначальном формировании детских способностей.
Социальная адаптация — приведение индивидуального поведения ребёнка с ограниченными возможностями в соответствии с системой норм и ценностей общества.
Специальное образование — дошкольное образование для детей с ограниченными возможностями с использованием специальных средств и технологий обучения и воспитания.
Коррекция — это система медико-педагогических средств, направленных на ослабление или преодоление психофизических недостатков с учётов их компенсаторных возможностей.
Компенсация — это замещение (перестройка) недоразвитых функций организма, процесс приспособления организма к дефекту. Декомпенсация — разрушение компенсаторных механизмов, в связи с отсутствием следующих факторов: гармоничного развития личности, охранительно-педагогического режима, коррекционно-педагогической помощи, и наличием отрицательной микросреды.
Интегрированное обучение — совместное обучение лиц, имеющих физические и психические недостатки и не имеющих их с использованием специальных средств и методов при массовых учебных учреждениях.