Новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений: мифы и реальность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений: мифы и реальность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.

Новая система оплаты труда

В соответствии с принципами НСОТ размер заработной платы напрямую зависит от результативности труда специалиста за определенный период времени. Материальное поощрение получают сотрудники на основании решения руководителя за достижение определенных показателей (объем и качество) при решении поставленных трудовых задач.

Из чего складывается заработная плата:

  • базовый оклад;
  • компенсационные выплаты в соответствии с законом и коллективным договором;
  • стимулирующие выплаты на основании трудового договора (эффективного контракта) или локальных нормативных актов.

При установлении базовых окладов руководителям необходимо ориентироваться на решения правительства, принятые по этому вопросу на федеральном уровне (по квалификационным подгруппам).

Компенсационные выплаты чаще всего призваны возместить отсутствие нормальных условий труда. Стимулирующие выплаты начисляются для мотивации повышения качества труда.

НСОТ получила как положительные, так и отрицательные отзывы. Многие утверждают, что новая система не улучшила положения рядовых работников бюджетной сферы, так как решение о распределении фонда оплаты полностью перешло в ведение руководства.

Системы оплаты труда работников учреждений

В разделах, посвященных системам оплаты труда работников федеральных, государственных и муниципальных учреждений, главные изменения касаются учета требований применения коэффициентов дифференциации в рамках соответствующих пилотных проектов. Это необходимо учитывать при установлении окладов (должностных окладов), ставок заработной платы (пп. «е» п. 7, п. 11), при формировании фонда оплаты труда (пп. «и» п. 7).

Системы оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров существенных изменений не претерпели.

При формировании системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений стоит обратить внимание на корректировку пп. «е» п. 32 Рекомендаций по системам оплаты труда. При введении новых систем оплаты и их изменении (совершенствовании) сумма выплат работнику: по должностному окладу, доплат и надбавок, установленных в процентном отношении к должностному окладу, фиксированных ежемесячных выплат, установленных в абсолютном размере, не может быть в абсолютном выражении меньше суммы аналогичных выплат в действующих системах оплаты труда при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей и выполнения работ той же квалификации. Иными словами, если система оплаты труда меняется, но объем работы и трудовые обязанности – нет, то сумма выплат работнику не может быть уменьшена.

Пример расчета зарплаты педагога по НСОТ

Для того чтобы наглядно разобраться в порядке расчета зарплаты педагога по НСОТ, рассмотрим пример.

Кукушкин В.Р. – учитель истории в общеобразовательной школе г. Орел. У Кукушкина – первая квалификационная категория, высшее профессиональное образование (бакалавр), стаж педагогической работы – 12 лет.

Для данной категории педагогов в Орле установлена базовая тарифная ставка в размере 8.303 руб. Кроме того, законодательными актами региона утверждена надбавка за стаж педагогической работы от 10-ти до 15-ти лет в размере 10%.

Процент надбавки, начисляемой за уровень образования, определяется в соответствие с квалификационной категорией педагога. Для работников образовательной сферы первой квалификационной категории предусмотрены следующие надбавка за уровень образования:

  • полное среднее образование – надбавка за квалификацию 60%, без надбавки за образование;
  • начальное или среднее профобразование – надбавка за квалификацию 60% + надбавка за образование 14%;
  • высшее профобразование (бакалавр, специалист, магистр) – надбавка за квалификацию 60% + надбавка за образование 28%.

Таким образом, Кукушкину начисляются следующие надбавки:

  • за стаж: 8.303 руб. * 10% = 830,30 руб.;
  • за квалификацию: 8.303 руб. * 60% = 4.981,80 руб.;
  • за образование: 8.303 руб. * 28% = 2.324,84 руб.

Как организации перейти на НСОТ

Поскольку новая система связана с изменений существенных условий трудовых соглашений, процедура должна быть проведена в точном соответствии с трудовым законодательством. Действовать нужно следующим образом:

  1. Внести изменения в локальные акты, регулирующие вопросы оплаты труда (изменения вносятся приказом — после согласования с профсоюзом, если он имеется).
  2. Ознакомить персонал с изменениями под роспись.
  3. Составить допсоглашения к трудовым договорам и получить подписи сотрудников.

Ранее мы подробно рассказывали о том, как составить >приказ о переходе на эффективный контракт, а также давали образцы контрактов:

  • >для педагогов ДОУ;
  • >для учителей;
  • >для работников культуры;
  • >для медицинских работников.

Что такое НСОТ, ее нормативное регулирование

Вплоть до 2011 года в России действовала Единая тарифная сетка (ЕТС). При ней рассчитывалось соотношение между уровнем работы и оплатой труда. В состав ЕТС входило 18 разрядов, которые отражали виды деятельности бюджетников.

Читайте также:  Как уменьшить размер алиментов в связи с рождением второго ребенка?

С годами экономические условия изменились, и эта система стала неэффективной. Кроме того, ЕТС не учитывала результаты работы конкретного сотрудника. Особенно остро проблема стояла в сфере образования.

НСОТ – это новая система оплаты труда для бюджетников, установленная Правительством РФ в 2008 году. Если ранее для расчёта ЗП за основу брались оклады ЕТС, то сегодня на формирование трудового вознаграждения бюджетника напрямую влияет эффективность труда за конкретный период.

С учетом рекомендаций, установленных Правительством РФ, каждое бюджетное учреждение должно самостоятельно разработать и внедрить НСОТ.

Согласно постановлению, по данной системе ЗП не может быть меньше той, что выплачивалась по ЕТС (разумеется, если при этом не был изменён объём работы, возложенной на сотрудника).

Нововведение касается:

  • Предприятий бюджетной, автономной и казённых сфер, федеральных государственных органов.
  • Гражданского персонала воинских частей, а также федеральных учреждений, где имеется военная или приравненная к ней служба.

Согласно ст. 144 ТК РФ, которой регулируется система оплаты труда, государственным и муниципальным предприятиям нужно руководствоваться квалификационными подгруппами. При этом организация может закрепить эти значения самостоятельно в ЛПА, если они не установлены.

Согласно Постановлению N583, заработная плата состоит из:

  • Оклада.
  • Стимулирующих выплат.
  • Компенсационных выплат.

Коллективным договором или другими локальными актами предприятие устанавливает механизм премирования сотрудников. То есть это дополнительные выплаты, присуждаемые за высокие показатели в работе. Премия несёт в себе цель отблагодарить служащего за качество труда и стимулировать его держать высокую планку.

Компенсации могут назначаться как в виде фиксированной выплаты, так и в процентном соотношении к окладу. Они нужны для восполнения нанесённого ущерба служащему ввиду отсутствия нормальных условий для труда.

Главные принципы и правила НСОТ

Принятая новая система начисления з/п специалистам сферы образования выстраивается на:

  • Главный зарплатный фонд каждого учреждения складывается в полном соотношении с общим количеством учеников или студентов. То есть средства выделяются строго на каждого обучаемого отдельно;
  • На основании суммы выделенных средств учреждение может самостоятельно составлять расписание;
  • Фонд средств, предназначенных для з/п педагогов состоит из двух главных частей – базовая и стимулирующая;
  • Размер з/п, которая получается руководством, не должна быть выше средней суммы з/п, что получают остальные работники.

Особое внимание заслуживает распределение суммы на базовые и стимулирующие доли. В первом случае речь идет о гарантированных выплатах, основанным на принятых тарифах и разных компенсациях. Что касается стимулирующей части, то она распределяется по таким факторам:

  • Достижения;
  • Успех в работе;
  • Загрузка в течение дня;
  • Общие условия труда.

Законодательные обоснования

Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.

В ст. 144 ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств:

  • учреждения федерального уровня должны отражать этот порядок в колдоговорах, допсоглашениях к трудовым договорам или других локальных нормативных актах, предусмотренных федеральным законодательством;
  • в региональных госучреждениях – в тех же документах, но с учетом особенностей, принятых на законодательном уровне субъектов РФ;
  • на муниципальном уровне нужно будет учитывать тонкости местного самоуправления.

Этот закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения.

Стимулирующие выплаты по НСОТ

Часть зарплаты, как раз и составляющая суть НСОТ, должна выплачиваться дополнительно к гарантированным суммам в качестве вознаграждения за конкретные достижения и стимулирования к дальнейшим успехам.

ВАЖНО! Стимулирующие выплаты, в отличие от традиционных «премиальных», выплачиваются не за отсутствие нареканий и нормальное исполнение своих должностных обязанностей, а именно за достижения, особые результаты, повышенную эффективность.

Внутренними нормативными актами нужно четко регламентировать:

  • виды стимулирующих выплат;
  • критерии для их начисления;
  • размеры сумм и/или порядок расчета;
  • периодичность выплат (недельная, месячная, по итогам полугодия или года);
  • процедура оценки достижения заявленных показателей (директором при участии образовательных советов).

На обеспечение указанных выплат должно идти приблизительно 30% от всего фонда заработной платы, то есть это как раз та доля, на которую увеличиваются дотации из государственного бюджета в рамках введения НСОТ.

Новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений – нюансы

Реформация зарплаты бюджетников обусловлена тем, что прежняя система, основанная на ЕТС, не принимает во внимание результатов работы специалиста. В целях мотивации и стимуляции персонала к повышению производительности труда Правительство разработало и продолжает совершенствовать абсолютно новый подход к оплате труда. Такая методика заменяет прежнее окладное начисление заработка, исходя из тарифов, на дифференцированный подход.

Следовательно, ранее (до НСОТ) зарплата считалась на основе базовых должностных окладов. Эти показатели брались из тарифной сетки, которая была привязана к профессиональной подготовке и уровню квалификации сотрудника. Квалификационный разряд присваивался от низшего к высшему. Новая методика, в первую очередь, учитывает результативность труда специалиста за отдельный временной период. От того, как работник осуществляет выполнение своих трудовых обязанностей (объем и качество), теперь напрямую зависит его зарплата. Материальное поощрение успешного персонала выполняет руководитель учреждения.

Читайте также:  Расчет транспортного налога в Удмуртии, таблица ставок

Новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений: мифы и реальность

  • М. Еремеев
  • Идея реформирования системы оплаты труда возникла неслучайно, она была сопряжена с группой проблем:
  • уравниловка в окладах;
  • невыполнение стимулирующей функции;
  • устаревшая методология исчисления.

Все перечисленные проблемы «призвана» решить новая система оплаты труда.

Как известно, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации с 1 декабря 2008 года принято решение об отмене для соответствующих работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей Единой тарифной сетки оплаты труда и о переходе на новые условия оплаты труда.

Основанием для ее отмены послужило ставшее уже неактуальным для нынешнего времени деление бюджетных работников на восемнадцать разрядов и низкий уровень оплаты труда первого разряда ставки, который был существенно меньше величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Российской Федерации. Таким образом, одна из проблем, с которой столкнулись руководители бюджетных учреждений, — низкая конкурентоспособность заработной платы бюджетников на рынке труда и, соответственно, отток работников в коммерческие структуры. Кроме того, Единая тарифная сетка не учитывала всех особенностей труда работников в различных сферах бюджетной деятельности, то есть получалось, что специалисты, работающие в различных отраслях и имеющие разный уровень квалификации, получают одинаковую заработную плату.

На протяжении последнего десятилетия зарплата бюджетникам начислялась согласно Единой тарифной сетке.

Однако действующая система оплаты труда, по мнению чиновников и самих работников, не дает возможности повышать ее размер, так как она жестко регулируется на федеральном уровне и строго регламентируется законодательными актами.

Всем гарантируются стабильные оклады, но при этом огромным недостатком является то, что они не стимулируют людей к повышению производительности труда и достижению лучших результатов своей работы.

  1. С 1 декабря 2008 года федеральные бюджетные учреждения должны перейти на новую систему оплаты труда. Согласно Постановлению новая система оплаты труда отменяет жесткую тарифную сетку, и зарплата бюджетников будет зависеть от следующих факторов:,
  2. — объема выполняемой работы;
  3. — уровня образования, квалификации;
  4. — профессиональных обязанностей работника;
  5. — должностных требований и др.

Однако Правительством Российской Федерации должен быть утвержден базовый оклад для каждой квалификационной группы, а также определены дополнительные компенсационные и стимулирующие выплаты. Данные выплаты будут входить в систему оплаты труда и устанавливаться с учетом повышающих коэффициентов.

Перечень выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях устанавливается в соответствии с перечнем компенсационных и стимулирующих выплат, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития.

Размер и порядок осуществления выплат стимулирующего характера будут определяться руководителем учреждения и предусматриваться коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом. Размер данных выплат будет зависеть от сложности и напряженности работы, непрерывного стажа, а также от наличия звания или ученой степени работника.

Премии работникам бюджетного учреждения будут выплачиваться в зависимости от своевременного и качественного выполнения своих трудовых обязанностей в целях материальной мотивации работников за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, проявление инициативы и творчества.

Новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений вводится с целью привлечения молодых специалистов, а также повышения качества услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями.

Размеры должностных окладов будут определяться руководителем учреждения.

Они будут устанавливаться с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, в зависимости от сложности и объема выполняемой работы.

Также хочется отметить, что система оплаты труда будет устанавливаться с учетом:

  • единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
  • единого тарифно-квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
  • государственных гарантий по оплате труда;
  • перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития;
  • перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития;
  • примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;
  • рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  • мнения представительного органа работников.

Обратите внимание: должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате основного персонала возглавляемого им учреждения и может составлять до пяти размеров указанной средней заработной платы.

К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано предприятие.

Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя учреждения устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития.

  • Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 — 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
  • Фонд оплаты труда работников учреждений формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
  • Выплаты компенсационного характера

Новой системой оплаты труда также предусмотрены выплаты компенсационного характера. Министерство здравоохранения и социального развития должно установить перечень видов таких выплат, а также стимулирующих надбавок. Данные выплаты будут устанавливаться в процентном отношении к должностным окладам по соответствующим профессиональным квалификационным группам или в абсолютных размерах.

Эти выплаты будут зависеть от таких факторов, как:

  • уровень профессиональной подготовки;
  • наличие высшей квалификационной категории или ученой степени;
  • сложность и объем выполняемой работы.
Читайте также:  Как восстановить СНИЛС, если потеряли — подробная инструкция

Конкретные размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера будут устанавливаться в коллективном договоре, соглашениях или локальном нормативном акте.

Заработная плата руководителя, его заместителей и главного бухгалтера также будет состоять не только из должностного оклада, но и из выплат компенсационного и стимулирующего характера. Данные выплаты будут устанавливаться таким же образом, как и для работников бюджетного учреждения, то есть в процентном отношении к окладам или в абсолютных величинах.

Расшифровка аббревиатуры НСОТ звучит довольно просто — новые системы оплаты труда. Новые системы оплаты труда были утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583.

  • Как расшифровать НСОТ, мы разобрались, а вот что это такое и для кого применяется, расскажем в нашей статье.
  • НСОТ были введены с 1 декабря 2008 года для сотрудников, которые трудятся в федеральных бюджетных учреждениях и федеральных государственных органах, а также для работников, которые не имеют воинского звания, но трудятся в воинских частях, учреждениях и подразделениях федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к военной служба.
  • Все ответы на вопросы о новых системах оплаты труда необходимо искать в Положении об установлении систем оплат труда, утвержденном Постановлением Правительства РФ.

Однако повышение зарплаты, хоть и имеет большое значение, — не самоцель реформирования системы оплаты труда. Более важные стратегические задачи — повысить эффективность работы бюджетного сектора, сделать процедуру оказания услуг более прозрачной для всех получателей. Люди, которые посещают бюджетные учреждения, должны видеть, что именно от них во многом зависит зарплата врача, учителя, воспитателя детского сада, тренера или социального работника. В критериях оценки труда бюджетников будет учитываться «обратная связь»: наличие жалоб, результаты анкетирования посетителей и прочие подобные показатели.

«Введение НСОТ — это лишь первый шаг большого пути, — говорит Михаил Котюков. — За ним последуют другие меры по реформированию бюджетной сферы: появление госучреждений нового типа, расширение объема их полномочий и самостоятельности». На федеральном уровне сейчас обсуждается законопроект об изменении типов бюджетных организаций. Большое значение придается переходу некоторых из них в статус автономных — в крае таких учреждений уже более 50, — что позволяет бюджетникам включиться в систему рыночных отношений: зарабатывать дополнительные средства, реализовывать собственные программы развития. Создание конкурентной среды в конечном итоге приведет к повышению эффективности всего государственного сектора. В перспективе переход на отраслевую систему оплаты труда ждет все бюджетные организации Красноярского края. Это около 300 тысяч человек, практически треть всего работающего населения.

Законодательные обоснования

Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.

В ст. 144 ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств:

  • учреждения федерального уровня должны отражать этот порядок в колдоговорах, допсоглашениях к трудовым договорам или других локальных нормативных актах, предусмотренных федеральным законодательством;
  • в региональных госучреждениях – в тех же документах, но с учетом особенностей, принятых на законодательном уровне субъектов РФ;
  • на муниципальном уровне нужно будет учитывать тонкости местного самоуправления.

Этот закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения.

Принципы НСОТ в образовательной сфере

Новая система оплаты труда для образовательных учреждений, финансируемых из бюджета, построена на следующих основаниях.

  1. Зарплатный фонд учреждения формируется в соотношении с количеством обучаемых (финансы из бюджета выделяются на каждого обслуживаемого ученика).
  2. С учетом объема выделенных средств учебное заведение вправе само составить собственное штатное расписание.
  3. Весь оплатный фонд состоит из двух долей: базовой (гарантированной к выплате согласно тарифам и обычным компенсациям) и стимулирующей (ее распределяют по успехам, достижениям, загрузке, условиям труда работников).
  4. В учет выплат по стимулирующей части входят и те обязанности педагога, которые ранее составляли фактически не регламентируемую занятость, например, беседы с родителями учеников и их документальное оформление, проверка ученических работ, заведование специальными кабинетами и т.п.
  5. Размер оплаты, получаемой руководством, не должны превышать средней суммы з/п остальных сотрудников.

Как внести изменения в трудовые договоры с работниками, если они согласны перейти на новую систему оплаты труда?

Законы, регулирующие порядок установления поощрений сотрудникам бюджетных организаций, закреплены в Трудовом Кодексе России (статьи 129, 135, 144 и 191). Система оплаты труда, включающие стимулирующие выплаты, устанавливаются в виде коллективных соглашений в соответствие с законами РФ в сфере трудового права.

Ежегодно утверждаются рекомендации по установлению систем оплаты труда сотрудникам государственных организаций на федеральном, региональном и местном уровнях.

Решение это принимает Российская трехсторонняя комиссия (состоящая из членов Правительства РФ, работодателей и профсоюзов), чьей задачей является регулирование социально-трудовых отношений граждан страны.

Также существуют отдельные рекомендации для каждой сферы труда.

Размер стимулирующих выплат имеет строгие ограничения, которые прописываются в местных нормативных актах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *