Пишем регламент: рекомендации по разработке

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пишем регламент: рекомендации по разработке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Регламентом можно назвать любой документ, который разрабатывался и принимался ответственными лицами для урегулирования и оптимизации работы проекта, учреждения или сообщества. В нём поэтапно прописаны все шаги, а также ключевые моменты и требования, которые нужно обязательно выполнить. Иногда здесь указаны показатели, которых следует достигнуть по завершению проекта.

В зависимости от сферы, в которой применяется понятие «регламент», он может иметь разное обозначение:

  • Этапы проведения массового мероприятия. В первую очередь, речь идет о собраниях, заседаниях, конференциях и съездах участников разных представительных государственных органов;
  • Документ, где описаны особенности выполнения конкретных действий. В данном случае, процесс возглавляет один человек, в чьём подчинении есть группа людей. Она набрана с целью выполнения текущего бизнес-проекта. В таком регламенте указывают сроки выполнения каждого из этапов;
  • Совокупность правил, направленных на урегулирование работы какого-либо из учреждений. Также это может касаться конкретной организации или предприятия;
  • Регламентом иногда называют нормативные акты международного назначения;
  • Документ, устанавливающий обязательные требования, которые касаются объекта технического регулирования;
  • Разновидность использующихся в ЕС документов, но их чаще всего называют постановлениями;
  • Совокупность временно действующих или постоянных правил для урегулирования внутренней деятельности парламента, конкретного лица или нескольких представителей власти. Данный документ готовят, опираясь на действующие в государстве законы. Основной для формирования документа является Конституция. В данном случае, независимо от созыва, в парламенте формируют специальные комитеты. Их деятельность направлена на проверку выполнения всех требований по регламенту.

Понятие «регламент» используют для обозначения большого количества документов и сводов правил в зависимости от вида деятельности.

Например, если это бизнес-проект, для качественного и оперативного выполнения необходимо указать сроки, ресурсы (на которые можно опереться в процессе выполнения), а также рамки ответственности. Документу также может содержать обязанности и права каждого из участников проекта. Иногда это правила работы для комитетов, профессиональных сообществ, общественных учреждений или корпораций.

Регламент, это постоянный распорядок, отражающий особенности организации работы фирмы, правительственной палаты, политической партии или отдельных лиц. Такой же распорядок действует для контроля работы депутатов. Данные документы принимают совместно на голосовании всего парламента, опираясь на Конституцию и действующее законодательство.

Если необходимо отменить регламент, это можно сделать, обратившись к специальным комитетам, которые были созданы для контроля соблюдения прописанных в регламенте правил.

Локальные нормативные и правовые акты НПА: примеры процессов разработки, утверждения и согласования

Итак, процедура по составлению ЛПА также должна быть подвергнута тщательному разбору, в том числе и путем оформления отдельного документа, рассказывающего ответственным сотрудникам о том, как и что им нужно сделать. Причем в создании как такого, основного инструкционного базиса, так и всех последующих бумаг, могут принимать участие не только топ-менеджеры, но и руководители отделов, старшие мастера, специалисты в области бухгалтерии, кадровики и экономисты. После того как шаблон включил в себя абсолютно все прописные детали, его следует согласовать со всеми вовлеченными отделениями предприятия. Итоговый контроль — проверка со стороны органа, представляющего интересы самих сотрудников. Правоприменительные полномочия такой структуры приводятся в ст. 327 ТК РФ.

Начало и срок действия нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

Читайте также:  Льготы ветеранам военной службы: кому и что положено

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

  • нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;

  • время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

  • нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

  • на временные акты;

  • акты неопределенно длительного действия.

Организация разработки и внедрения регламентов

Для разработки документа важно объединить усилия и знания руководства и сотрудников.

Алгоритм разработки регламента:

  1. Определить предмет регламента. Обратите внимание, возможно, вы видите постоянные конфликтные ситуации между сотрудниками, значит надо договориться, как будет происходить взаимодействие.
  2. Провести собрание. Соберите всех заинтересованных сотрудников, которых касается этот регламент, объясните важность его создания, как это облегчит жизнь команде.
  3. Описать регламент. В схемах и таблицах нужно отобразить рабочие процессы и их особенности. Это может фиксировать либо один человек, либо каждый сотрудник о своем участке работы.
  4. Обсудить. Донести до всех участников новые регламенты, выслушать их мнения, внести корректировки.
  5. Утвердить. Каждый сотрудник изучает регламент, подписывает и обязуется выполнять его правила. Теперь команда работает по новому стандарту.

Также руководитель может проводить тестирования сотрудников по регламентам, чтобы оценить, насколько хорошо в коллективе закрепились новые правила.

Контролируйте маркетинг и получайте больше продаж с услугой сквозной аналитики Calltouch. Вы сможете делать выводы об эффективности маркетинга на основе полных данных и оптимизировать рекламу.

Сущность и значение качества правового регламента

Одним из этапов жизненного цикла правового регламента, требующих глубокого научного осмысления, выступает подготовка регламента. Будучи одним из видов целесообразной деятельности, подготовка предполагает предвидение конечной цели. Первоначально эта цель предстает в качестве некоего идеала (образца), на достижение которого деятельность и направлена. Знание того, что служит образцом и как с ним соотносится результат, имеет важное методологическое значение. В этой связи особый интерес представляет категория «качество правового регламента».

В теории государства и права до настоящего времени разработке подвергались лишь категории «качество нормы права» и «качество закона». При исследовании иных явлений правовой действительности о качестве, как правило, речь не велась. Это представляется не совсем оправданным. Будучи универсальной философской категорией, категория «качество» выражает целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости, его отличия от других объектов или сходство с ними. Через понимание качества того или иного объекта мы можем давать оценку сущему и предлагать рекомендации, имеющие практическое значение.

Прежде чем вести речь о качестве такого юридического феномена, как правовой регламент, следует выработать основные подходы к использованию в целях характеристики нормативных правовых актов категории «качество».

Во-первых, используя категорию «качество» применительно к правовым явлениям, необходимо придерживаться философского представления о ней.

Категория «качество» используется для выделения объекта в многообразии действительности. В философском понимании качество объекта — это его существенная определенность, видовое отличие, то, что делает этот объект именно таким, а не другим. «Качество — это целостная характеристика функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости, его отличия, а также сходства с другими объектами» .

Такое понимание качества позволяет отграничить данную категорию от иных категорий, применяемых для характеристики нормативных правовых актов (эффективность, исполнимость, стабильность).

«Качество» и «эффективность» — понятия, которые тесно взаимосвязаны, и то и другое используется в связи с проблемой совершенствования законодательства. Это приводит к тому, что в юридической науке можно встретить факты их смешения. Так, например, C.B. Поленина, под качеством закона понимает его соответствие общественным потребностям и реальное регулирование общественных отношений в соответствии с поставленными при издании закона целями . Схожим образом, через такое свойство, как способность достичь желательных изменений в социальной среде, качество закона определял и В.Ф. Прозоров . Однако следует заметить, что способность достигать поставленные цели есть эффективность.

Читайте также:  «Дачная амнистия»: как ей воспользоваться

Качество и эффективность не одно и то же. Качество служит характеристикой объекта как такового, а эффективность отражает его способность к целенаправленному действию. С точки зрения методологии общетеоретического исследования качество служит оценке нормативного правового акта в статике, тогда как эффективность характеризует его в динамике, в действии. Будучи разными категориями, они в то же время соотносимы. Качество выступает одним из наиболее важных условий эффективности.

Качество и исполнимость. «Исполнимость нормативного правового акта — это обусловленная совокупностью содержательных и формально- юридических факторов способность нормативного правового акта порождать, изменять и прекращать правоотношения».

Если качество правового акта характеризует его существо, позволяя его выделить как объект, то исполнимость — лишь его потенциал. Как замечает Е.А. Порошин, исполнимость является аспектом качества нормативного правового акта и одновременно выступает юридическим критерием его эффективности.

Качество и стабильность. Стабильность (от лат. аМ/я — устойчивый, неизменный) означает устойчивость, прочность, неизменность, длительное сохранение определенного состояния или уровня . Под стабильностью нормативного правового акта мы понимаем его неизменность в течение длительного периода действия. Качество нормативного правового акта выступает по отношению к стабильности важнейшей предпосылкой. В свою очередь стабильность является одним из показателей качества закона

Так, о недостаточном качестве подготавливаемых регламентов говорит факт их последующего многократного исправления путем внесения изменений и дополнений. К примеру, в период деятельности Совета Федерации были подготовлены проекты трех изданий регламентов палаты, разработаны и внесены более пятисот изменений и дополнений4.

Во-вторых, качество непосредственно связано с количеством как внешним, формальным отношением предметов или частей, а также свойств, связей. Связь между количеством и качеством закреплена мерой. Мера показывает границу, за которой изменение количества влечет за собой изменение качества, или границу, за которой изменение качества влечет за собой изменение количества.

Начало и срок действия нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

  • нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;

  • время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

  • нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

  • на временные акты;

  • акты неопределенно длительного действия.

Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ).

Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

Разновидности регламентов

Для управления организациями и упрощения стандартизации процедур менеджмента выпускаются специальные сборники регламентов. В них уже перечислены типовые наборы ситуаций, штатных и внештатных ситуаций, перечень вариантов действий и решений, общие правила урегулирования нарушений.

Например, таким известным сборником регламентов и распорядков является американская книга «Правил Роберта», выпущенная в 1876 году.

Иногда регламентом называют документ, принятый в форме акта разными интернациональными организациями, конференциями. Таким является Венский регламент, изданный в 1815 году. Постановления правительства Евросоюза являются, по сути, регламентами. Но он не может рассматриваться как директива, в нем присутствует описание условий, прямое руководство к действию.

Существуют также технические регламенты, которые имеют статус нормативно-правовых актов. Они диктуют неукоснительные требования и обязательные к соблюдению параметры эксплуатации разных технических объектов.

Читайте также:  Можно ли сдать электронный билет на самолет

Эти правила применяются по отношению к зданиям, постройкам, сооружениям, производствам и их процессам. На базе технических регламентов делается перевозка, реализация товаров и ресурсов, хранение, эксплуатация, утилизация.

Назначение административного регламента

Административный регламент – это утверждаемый органом публичного управления нормативно-правовой акт, который регулирует административные процедуры как комплексы действий должностных лиц и органов публичного управления по реализации их управленческих функций.

Необходимо отметить, что административный регламент является новым для отечественной административной системы инструментом конкретизации осуществления административной функции. При этом его уникальная полезность в деле оптимизации административных процедур не вызывает сомнения: конкретизация порядка оказания государственной услуги позволит решить проблему нарушения сроков и иных негативных явлений бюрократической волокиты.

Административный регламент станет нормативной основой для урегулирования и систематизации административно-правовой деятельности.

Одним из итогов реформирования публичного управления в 2006-2010 гг. стало введение административных регламентов в деятельность органов власти федерального, регионального и местного уровней. Значение введения административных регламентов как правовых инструментов закрепления порядка реализации управленческих функций, в частности, оказания государственных и муниципальных услуг, позволило систематизировать и оптимизировать процессы публичного управления. Кроме того, были заполнены пробелы в правовой регламентации реализации административных процедур, поскольку в законодательстве обычно закрепляется лишь компетенция органа или должностного лица публичного управления, при этом сама процедура практической реализации законоположений остается на усмотрение должностного лица.

Эта новелла регулирования публичного управления была также обусловлена процессами информатизации управленческой деятельности и, как следствие, широким распространением электронных государственных и муниципальных услуг, требовавшим регламентации их оказания.

Западная и восточная традиции законотворчества

История права различает два устоявшихся законотворческих подхода: западный и восточный. В чем же отличие?

В восточной и западной традиции по-разному определяется место и значимость правовых актов в жизни страны и общества. Общепризнанной определяющей силой и верховным законом на Западе является Конституция. Затем, по принципам соподчиненности и взаимной дополняемости, акты следуют по ступеням правовой системы ниже. Гражданско-правовое общество повседневно руководствуется законодательно закрепленной нормой.

Однако в странах восточного региона немаловажную ячейку в правовой системе занимают традиции и обычаи, которые зачастую имеют религиозную подоплеку. Моральные устои и образцы поведения, апробированные поколениями, могут подменять нормы.

Ценность и значимость закона выявляются только в процессе его работы. Мало выпустить, нужно еще определить его сферу действия.

Во-первых, они не всегда обязательны для исполнения. Моментом, с которого соблюдать закон становится необходимо, а за неисполнение наступает ответственность, считается время его вступления в силу. Его обязательность длится до отмены или прекращения действия.

Во-вторых, отдельные законы, относящиеся к подвиду специальных нормативных актов, работают для некоторых категорий лиц, например, медицинских работников, военнослужащих, многодетных семей. По принципу территориальности они распространяются на резидентов страны или временно пребывающих иностранных граждан, которые находятся здесь во время их действия.

Работа по подготовке правовых актов − значимая и обоснованная деятельность государства, а сами они, в любом своем варианте, необходимый регулятор общественных, политических, экономических и межличностных отношений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *