Безопасность на авиационном транспорте

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Безопасность на авиационном транспорте». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В основе корпоративной стратегии АО «Авиакомпания АЛРОСА» лежит принцип максимальной ориентации на удовлетворение ожиданий и требований наших клиентов. С этой целью мы стремимся постоянно повышать качество предоставляемых авиакомпанией услуг. Выполнять эту задачу нам помогает тот факт, что подавляющее большинство наших пассажиров ведет себя так, как это принято в цивилизованном обществе.

Правила поведения пассажиров при предполетном обслуживании и на борту воздушных судов

Однако в ряде случаев мы сталкиваемся с деструктивным поведением, угрожающим безопасности полетов и снижающим уровень комфорта пассажиров. В подобных случаях руководство АО «Авиакомпания АЛРОСА» придерживается следующей политики:

  • не оставлять без последствий ни одно нарушение «Правил поведения пассажиров»;
  • предоставлять летному и наземному персоналу авиакомпании полномочия, необходимые как для предотвращения нарушений «Правил поведения пассажиров», так и для их пресечения;
  • оказывать всевозможное содействие правоохранительным органам в привлечении нарушителей порядка к ответственности и применении к ним соответствующих санкций.

Согласно действующим в АО «Авиакомпания АЛРОСА» Правилам поведения пассажиров, в целях соблюдения безопасности полетов, повышения качества предоставляемых услуг, предупреждения нарушений общественного порядка и других правонарушений, совершаемых на борту воздушных судов и на территории наземных объектов гражданской авиации, пассажиры имеют право:

  • требовать предоставления всех услуг, предусмотренных условиями договора воздушной перевозки;
  • в случае, если их жизни, здоровью, чести и достоинству угрожает опасность, — обращаться к работникам авиакомпании с просьбой о принятии мер к их защите;
  • пользоваться портативными электронными приборами в автономном режиме при предполётном обслуживании и в авиарежиме на борту воздушного судна.

Пассажиры обязаны:

  • при оплате и/или оформлении перевозки или на официальном интернет-сайте АО «Авиакомпания АЛРОСА» ознакомиться и в дальнейшем соблюдать установленные в авиакомпании настоящие Правила, а также Правила безопасности и Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов;
  • безоговорочно выполнять требования работников наземных служб, уполномоченных представителей АО «Авиакомпания АЛРОСА», командира воздушного судна и рекомендации других членов экипажа:
  1. в базовом аэропорту на линии регистрации и этапе посадки на борт воздушного судна;
  2. в пункте предполетного досмотра пассажиров и их ручной клади;
  3. на борту воздушного судна до взлета и во время полета;
  4. в аэропортах промежуточной посадки и в аэропорту назначения;
  • занять место, указанное в посадочном талоне. Пересадка на другое место осуществляется только после согласования с бортпроводником и получения разрешения командира воздушного судна;
  • передать экипажу на временное хранение в случае вскрытия пассажиром опломбированного пакета беспошлинной торговли с алкогольными напитками и табачными изделиями употребление которых запрещено на борту воздушного судна или алкогольные напитки, принесенные с собой на борт воздушного судна;
  • размещать в салоне воздушного судна ручную кладь и личные вещи на специально отведенных для этого местах и в соответствии с правилами перевозки багажа в салоне ВС;
  • держать привязные ремни застегнутыми при включенном табло «Застегните ремни» (рекомендуется оставлять привязные ремни застегнутыми в течение всего полета);
  • соблюдать общественный порядок;
  • выключать или переключать в автономный режим работы (авиарежим) электронные устройства по требованию членов экипажа на любом этапе полета.

Пассажирам запрещается:

  • находиться в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, критериями которого являются:

а) запах алкоголя изо рта;

б) неустойчивость позы и шаткость походки;

в) нарушение речи;

г) резкое изменение окраски кожных покровов лица, расширенные либо суженные зрачки;

  • создавать ситуации, угрожающие безопасности полета, жизни, здоровью, чести и достоинства других пассажиров и авиаперсонала, а также допускать по отношению к ним любое словесное оскорбление, угрозу и тем более физическое насилие;
  • вскрывать до окончания полета опломбированные пакеты с продукцией магазинов беспошлинной торговли;
  • во время полета употреблять алкогольные напитки, кроме тех, что были предложены на борту воздушного судна бесплатно;
  • курить (в том числе электронные сигареты) на борту воздушного судна в течение всего полета;
  • использовать аварийно-спасательное оборудование без соответствующих указаний экипажа;
  • пользоваться электронными приборами и средствами связи во время руления, взлета и посадки воздушного судна;
  • создавать условия, некомфортные для остальных пассажиров и препятствующие работе членов экипажа;
  • портить принадлежащее авиакомпании имущество и/или выносить его с борта воздушного судна;
  • вставать с места и передвигаться по салону во время руления воздушного судна по земле, набора высоты и снижения при включенном табло «Пристегните ремни»;
  • вынимать из контейнера (клетки) животное, перевозимое в салоне.

Заведомо ложное, в том числе имеющее характер шутки, сообщение пассажира о наличии в ручной клади или багаже при пассажире оружия/взрывных устройств/опасных веществ в ряде случаев может быть признано ложной информацией о готовящихся взрывах/терактах и квалифицировано как преступление, предусмотренное ст. 207 Уголовного Кодекса Российской Федерации. За данное преступление пассажир может быть оштрафован на сумму от двухсот тысяч рублей или подвергнут иному наказанию, установленному данной статьей.

Современное международное воздушное право, национальное законодательство 186 государств, в том числе Российская Федерация, ратифицировавших Конвенцию «О преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна» (Токио, 1963 г.), а также действующие в АО «Авиакомпания АЛРОСА» «Правила поведения пассажиров» и существующая практика их применения, в случае нарушения перечисленных выше требований, предусматривает следующие санкции:

    • прекращение обслуживания алкогольными напитками пассажира, находящегося в состоянии как алкогольного опьянения, так и любой другой интоксикации;
    • изъятие у пассажиров на время полета (с последующим возвратом по его окончании) принадлежащих им спиртных напитков, в том числе приобретенных в магазинах беспошлинной торговли или на борту самолета;
    • применение мер принуждения к лицу, отказывающемуся выполнять распоряжения командира воздушного судна;
    • удаление пассажира – нарушителя с борта самолета в ближайшем пункте его посадки, а в случае совершения самолетом вынужденной посадки – возмещение пассажиром дополнительных расходов, понесенных авиакомпанией в результате его недопустимого поведения;
    • передача такого пассажира в правоохранительные органы независимо от государства посадки;
    • возмещение пассажиром материального ущерба, причиненного им авиакомпании вследствие порчи принадлежащего ей имущества;
    • тюремное заключение (в отдельных странах — сроком до 2-х лет);
    • наложение денежного штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей (в отдельных странах — размером более $3000), или административный арест на срок до пятнадцати суток;
    • лишение пассажира права дальнейшего пользования услугами перевозчика, в том числе – расторжение уже заключенного договора о воздушной перевозке, без компенсации его стоимости;
    • аннулирование виз, выданных как Российской Федерацией, так и другими государствами;
    • придание инциденту максимальной публичной огласки в СМИ и на специальных интернет-сайтах.

Безопасность при воздушных перевозках

В конце 1980-х гг. Советский Союз присоединился к международным конвенциям (Токийская, 1963; Гаагская, 1970; Монреальская, 1971; Монреальский протокол, 1988), направленным на предотвращение актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

К незаконному вмешательству в деятельность в области авиации относят противоправные действия (бездействие) умышленного характера, угрожающие безопасной деятельности в области авиации, которые влекут за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создают угрозу наступления таких последствий. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) и уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Читайте также:  Как избежать штрафов за нарушение выписки ЭСФ?

Обеспечение авиационной безопасности. Согласно п. 1 ст. 84 Воздушного кодекса России, лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности. В такие меры входит необходимость незамедлительного сообщения о всех возможных противоправных действиях на аэродромах и в аэропортах сотрудникам соответствующих служб и подразделений.

Службы авиационной безопасности вправе задерживать и применять принудительные меры в отношении правонарушителей, а если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, поступать в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе применять силовые действия, включая использование оружия.

Контроль за обеспечением авиационной безопасности осуществляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области контроля (надзора) на транспорте, — Ространснадзора и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел, — МВД России, которые вправе (п. 5 ст. 84 Воздушного кодекса):

осуществлять проверки соблюдения правил проведения предполетного досмотра;

запрашивать и получать от руководителей, должностных лиц организаций, служб авиационной безопасности аэродромов или аэропортов документы и информацию, необходимые для выполнения задач, связанных с обеспечением авиационной безопасности;

давать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, проверять исполнение этих предписаний;

при наличии информации о возможности нарушения на воздушном судне сопровождать его во время полета. Это право прежде всего предоставляется должностным лицам МВД России, уполномоченным предотвращать акты незаконного вмешательства в деятельность экипажа воздушного судна (захват, угон, угроза террористического акта) во время полета; задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам.

Охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, — Минтранса России, и органами внутренних дел — МВД России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 84 Воздушного кодекса).

Предполетный и послеполетный досмотры. Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров устанавливаются Минтрансом России по согласованию с МВД России (в настоящее время действуют Правила, утвержденные приказом министра транспорта РФ от 25.07.2007 № 104). Обязательному предполетному досмотру, а также послеполетному досмотру (в случае его проведения в соответствии с Законом РФ от 07.02.2011 № 3 ФЗ «О полиции») подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта. Досмотр проводится: в аэропорту — в специально оборудованных помещениях (пунктах досмотра), кабинетах для личного досмотра, а также на воздушном судне.

Проведение предполетного и послеполетного досмотра не исключает возможность проведения досмотра при осуществлении оперативно-разыскной, уголовно-процессуальной деятельности с участием сотрудников органа внутренних дел на транспорте. На аэродромах и посадочных площадках, на которых отсутствуют службы авиационной безопасности, предполетный досмотр проводит командир воздушного судна (на основании п. 1 ст. 58 Воздушного кодекса). В случае, если пассажир отказывается пройти предполетный досмотр, договор о воздушной перевозке с ним расторгается.

Послеполетный досмотр проводится в целях предотвращения и пресечения незаконного ввоза и распространения предметов, устройств и веществ, представляющих повышенную опасность и имеющих криминальный характер. Решение о его проведении принимает старший смены подразделения внутренних дел по досмотру.

Персональные данные пассажиров воздушных судов передаются в автоматизированную централизованную базу внутренних и международных воздушных перевозок. База формируется на основании информации, предоставленной авиакомпаниями и другими субъектами авиационной транспортной инфраструктуры, федеральными органами исполнительной власти (МВД России, ФСБ России др.), иностранными государствами, авиакомпаниями, международными организациями в рамках сотрудничества по вопросам обеспечения авиационной безопасности.

Перевозчик обязан обеспечить передачу следующих персональных данных о пассажире: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения; вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретался проездной документ (билет);

пункт отправления, пункт назначения;

вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный); дата поездки (полета).

Иностранные субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики, выполняющие перевозки пассажиров в РФ, из РФ и (или) через территорию РФ, обязаны обеспечить передачу данных, содержащихся в проездных документах (билетах), в автоматизированную базу персональных данных об авиапассажирах в соответствии с Законом о персональных данных (п. 7 ст. 11 ФЗ № 16 «О транспортной безопасности»).

Правила поведения пассажиров на авиационном транспорте

Чтобы уменьшить степень риска возникновения ЧС на авиатранспорте, пассажирам необходимо выполнять установленные требования безопасности.

Соблюдение этих правил должно быть неукоснительно:

  • нельзя выходить к месту стоянки воздушных судов без сопровождения работников аэропорта, без разрешения подниматься в салон самолета, заходить в кабину пилотов, трогать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и люки;
  • категорически запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы, самовозгорающиеся предметы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядовитые, отравляющие, едкие вещества;
  • запрещается иметь при себе холодное и огнестрельное оружие;
  • запрещается пользоваться авиатранспортом людям, имеющим противопоказания по здоровью или болезням;
  • запрещается вставать со своих мест, ходить по салону при движении авиалайнера по земле, при взлете и посадке.

После посадки в самолет необходимо занять свое место, пристегнуться ремнем безопасности, приготовиться к полету. Прослушать правила поведения в салоне, неукоснительно их выполнять. Особое внимание следует уделить изучению инструкций по порядку приведения в действие аварийных спасательных средств. Проверьте, чтобы на полке над головой не было тяжелых вещей: кейса, чемодана, картины. Они могут упасть и нанести травму.

В случае возникновения ЧС на борту воздушного средства первоочередная задача по спасению людей заключается в быстрой эвакуации. Она должна осуществляться как можно быстрее и организованнее через все основные, запасные, служебные выходы, форточки в кабине экипажа, грузовые люки, отверстия, проделанные спасателями, разломы в фюзеляже.

Конструкции замков всех дверей самолета обеспечивают их быстрое открывание как изнутри салона, так и снаружи. Для выполнения этой операции не требуется больших физических усилий. Изнутри замки открывают члены экипажа или пассажиры, снаружи — спасатели. Места расположения аварийных выходов указаны трафаретами, ручки замков покрашены яркими красками.

Чрезвычайные ситуации на борту

Самолет – безопасный вид транспорта, что признано официальной статистикой. Аварийные ситуации на борту происходят крайне редко. Численность пострадавших пассажиров в чрезвычайной ситуации при авиаперелете значительно меньше, чем в тех же автомобильных ДТП.

Но даже на самом современном и исправном лайнере могут случиться внештатные ситуации, влекущие риски полного разрушения самолета или смертельной опасности для всех пассажиров рейса.

По статистическим данным авиационных служб, 80% авиакатастроф происходят по причине человеческого фактора и только 15% – технические неисправности самолета.

Все чрезвычайные ситуации в самолете подразделяются на несколько видов:

  • Катастрофа – авиационное происшествие на воздушном судне, повлекшее гибель людей.
  • Авария – внештатная ситуация на борту, повлекшая серьезные повреждения самолета, но без человеческих жертв.
  • Поломки – непредвиденная ситуация, связанная с техническими неисправностями авиационного судна, влияющая не снижение безопасности полета.
  • Террористический захват.

Безопасность туриста в автомобиле

Представьте, что вы едете с родителями на личной автомашине за город. Перед началом движения необходимо обязательно пристегнуться ремнями безопасности, а накидывание ремня лишь для вида (без необходимого натяжения) при аварии станет причиной дополнительных травм.

Можно рекомендовать использовать следующий способ защиты при возможном столкновении автомобиля:

1) следует сильно напрягать все тело (мышцы);
2) следует втянуть голову в плечи;
3) следует поднять руки вверх, обхватить голову руками, защищая от удара;
4) не следует расслабляться до полной остановки автомобиля;
5) не следует выпрыгивать из автомобиля при его столкновении или переворачивании.

В случае если автомобиль переворачивается, следует упасть на соседнее сиденье (если не пристегнуты ремнями безопасности), крепко схватить сиденье и уткнуться в него лицом.
При возгорании автомобиля (как правило, пожар начинается под капотом) необходимо помнить, что человек может находиться в загоревшемся автомобиле не более минуты, так как весь автомобиль сгорает в течение нескольких минут. Для обеспечения личной безопасности необходимо закрыть рот и нос тканью (шарфом, платком, рубашкой) и быстро покинуть салон после остановки автомобиля.

Читайте также:  За какие машины в 2022 году придется заплатить налог на роскошь: список

Что делать при декомпрессии в салоне

Действия при аварии на воздушном транспорте, связанной с разряжением воздуха в салоне в результате разгерметизации фюзеляжа воздушного судна заключаются в быстром надевании кислородной маски, даже без соответствующей команды от экипажа.

Главной ошибкой является желание помочь сначала близким или что-то сказать. Воздух из легких при декомпрессии выходит быстро, и замедлить процесс вы не в состоянии. Если вы промедлите с маской, то через пару минут потеряете сознание. Правильным будет без лишних движений и разговоров одеть маску, а затем помогать близким.

Обязательно пристегните ремни безопасности. Помните, что при разряжении воздуха возможно появление звона в ушах, а также может временно ухудшиться зрение.

Стандарт отрасли. Система стандартов безопасности труда. Организационное обеспечение охраны труда в авиационных организациях гражданской авиации. Общие требования и порядок оценки ОСТ 54-3-2622.75-2000 (извлечения)

Настоящий стандарт устанавливает основные общие требования к организационному обеспечению охраны труда на авиационных предприятиях и в организациях гражданской авиации (далее – авиационных организациях), а также порядок оценки организации охраны труда при всех видах и формах внутриведомственного контроля за состоянием охраны труда, в том числе при процедурах обязательной сертификации авиационных организаций в Системе сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации (ССВТ).

Положения настоящего стандарта распространяются на все авиационные организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, подведомственные органу исполнительной власти в области гражданской авиации.

3. Определения

В целях настоящего стандарта применяются следующие термины с определениями, соответствующими нормативным правовым актам в области охраны труда Российской Федерации, а также в области деятельности гражданской авиации.

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия [2], приложение Д.

Организационное обеспечение охраны труда (организация охраны труда) – комплекс необходимых для выполнения работодателем (администрацией) обязанностей и организационных мероприятий по созданию безопасных и здоровых условий труда, в том числе по:

а) обеспечению безопасной эксплуатации производственного оборудования, зданий и сооружений;

б) обеспечению безопасности технологических процессов;

в) нормализации санитарно-гигиенических условий труда;

г) обучению работников безопасности труда;

д) обеспечению работников средствами индивидуальной защиты;

е) обеспечению оптимальных режимов труда и отдыха;

ж) обеспечению санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания;

и) установлению компенсаций за работу с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда;

к) проведению контроля за состоянием условий и соблюдением требований безопасности труда.

Оценка организации охраны труда – результат деятельности должностных лиц, уполномоченных в области охраны труда, в том числе экспертов ССВТ, по определению соответствия организационного обеспечения охраны труда в авиационных организациях гражданской авиации установленным государственным и отраслевым требованиям нормативных правовых актов.

4. Общие требования к организационному обеспечению охраны труда

4.1. Требования к организационному обеспечению охраны труда в авиационных организациях устанавливаются в соответствии с действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации.

4.2. Перечень основных требований к организационному обеспечению охраны труда, основополагающие нормативные правовые акты, на основании которых они установлены, а также наименование проверяемых элементов деятельности работодателя (администрации) приведены в Приложении А, таблица А.1.

4.3. Для организационного обеспечения охраны труда в авиационной организации должен быть комплект необходимых нормативных правовых актов по охране труда, в соответствии с которыми работодатель (администрация) разрабатывает и реализует организационные мероприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда, издает и оформляет организационно-распорядительные документы по охране труда (приказы, распоряжения, инструкции, акты, планы, протоколы, журналы учета и т.п.).

Перечень основных правовых актов и нормативных документов, необходимых для организационного обеспечения охраны труда, приведен в приложении Д, таблица Д.1.

4.4. При применении перечней, указанных в пунктах 4.2 и 4.3 настоящего стандарта, следует учитывать специфику деятельности авиационной организации (эксплуатант, аэропорт, организация по техническому обслуживанию или ремонту авиационной техники, организация по эксплуатации радиотехнического оборудования и управления воздушным движением и др.), а также эксплуатируемую авиационную технику, оборудование и виды выполняемых работ, то есть из указанных перечней применяются те требования к организационному обеспечению охраны труда и те нормативные правовые акты, которые необходимы для деятельности конкретной авиационной организации.

5. Порядок оценки организационного обеспечения охраны труда (организации охраны труда)

5.1. Оценка организационного обеспечения охраны труда проводится по результатам внутриведомственного контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда в авиационных организациях, в том числе при процедурах их обязательной сертификации в ССВТ, с целью определения готовности предприятий обеспечить безопасные и здоровые условия труда.

5.2. Готовность авиационной организации обеспечить безопасные и здоровые условия труда определяется посредством проверки и оценки степени соответствия фактического состояния организации охраны труда установленным требованиям согласно Приложению А.

Обязательной проверке и оценке подлежат основные элементы деятельности работодателя (админ��страции), направленные на выполнение требований к организационному обеспечению охраны труда, указанные в графе 2 Приложения А, с учетом рекомендаций, изложенных в п. 4.4 настоящего стандарта.

5.3. Для проверки и оценки организации охраны труда привлекаются квалифицированные специалисты по охране труда, имеющие соответствующие полномочия (при процедурах обязательной сертификации авиационных организаций в ССВТ – эксперты по оценке организации охраны труда).

Примечание. Подготовка и аттестация экспертов по оценке организации охраны труда проводятся в установленном порядке с участием представителей Минтруда России.

5.4.2.3. По результатам проверки оформляется Отчет о результатах проверки организации охраны труда (приложение Г), который должен содержать следующие общие выводы:

а) о соответствии организации охраны труда основным установленным требованиям;

б) о частичном соответствии организации охраны труда основным установленным требованиям с установлением сроков для устранения замечаний.

в) о несоответствии организации охраны труда основным установленным требованиям.

6. Инспекционный контроль

6.1. Инспекционный контроль за соблюдением требований при организационном обеспечении охраны труда в авиационных организациях осуществляется специалистами органа исполнительной власти в области гражданской авиации, которым предоставлено право осуществлять функции контроля, в пределах своих полномочий.

6.2. Инспекционный контроль за сертифицированным объектом воздушного транспорта в области охраны труда осуществляется органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия, в порядке, установленном ССВТ.

Федеральные авиационные правила «Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации» (Утверждены Приказом Минтранса России от 4 февраля 2003 г . № 11)(извлечения)

I. Общие положения

1. В целях настоящих Федеральных авиационных правил применяются следующие основные термины, определения и сокращения:

Авиационный персонал – лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживания воздушного движения (статья 52 Федерального закона от 19 марта 1997 г . № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (далее – Воздушный кодекс Российской Федерации)).

Инспекционный контроль за сертифицированными объектами ГА – контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что эксплуатант продолжает соответствовать сертификационным требованиям, подтвержденным при сертификации.

12. Заявитель (эксплуатант) организует выполнение следующих видов обеспечения полетов:

техническое обслуживание и ремонт авиационной техники;

обработка и анализ полетной информации, в том числе в оперативном режиме с передачей результатов, включая координатную информацию эксплуатанту в реальном масштабе времени;

обеспечение организации перевозок и/или авиационных работ;

медицинское обеспечение полетов и медицинское освидетельствование авиационного персонала;

организация воздушного движения;

штурманское и аэронавигационное обеспечение;

обеспечение горюче-смазочными материалами;

подготовка персонала;

услуги по обеспечению полетов службами аэропортов, включая:

обеспечение авиационной безопасности;

обеспечение стоянки (парковки) воздушных судов;

обеспечение посадки и взлета;

обслуживание пассажиров, грузов и почты;

поисковое и аварийно-спасательное обеспечение;

метеорологическое обеспечение.

13. Заявитель (эксплуатант) разрабатывает и внедряет в своей организации руководство по производству полетов, руководство по организации технического обслуживания и руководство по качеству, содержащие установленные и принятые к исполнению авиационным персоналом эксплуатанта правила, процедуры и нормы по организации, производству и обеспечению полетов.

Читайте также:  Взыскание задолженности по алиментам

17. Перечень структурных подразделений и служб, входящих в организационную структуру заявителя (эксплуатанта), включает:

летную службу;

инженерно-авиационную службу;

производственно-диспетчерскую службу, имеющую в своем составе подготовленных сотрудников по организационному обеспечению полетов (диспетчеров);

инспекцию по безопасности полетов;

службу авиационной безопасности;

службу организации перевозок и/или авиационных работ;

службу бортпроводников;

медицинскую службу;

службу аэронавигационной информации;

службу охраны труда (лицо, ответственное за состояние охраны труда).

Положение о службе, осуществляющей обеспечение оперативного контроля за производством полетов воздушных судов, и должностные инструкции персонала разрабатываются эксплуатантом и являются составной частью руководства по производству полетов.

Допускается обеспечение мер авиационной безопасности на договорной основе с сертифицированной организацией при отсутствии в структуре эксплуатанта службы авиационной безопасности.

Допускается организация медицинского обеспечения на договорной основе с сертифицированной организацией при наличии в штате эксплуатанта врача, осуществляющего контроль соблюдения медицинского обеспечения полетов и санитарно-эпидемиологических требований в гражданской авиации.

Служба бортпроводников может не входить в организационную структуру эксплуатантов, использующих для коммерческих пассажирских перевозок и/или для выполнения авиационных работ воздушные суда, на которых в соответствии с руководствами по летной эксплуатации типов воздушных судов разрешена перевозка пассажиров без бортпроводников или грузов без бортоператоров.

Эксплуатант имеет службу аэронавигационной информации или назначает ответственное лицо, если обеспечение аэронавигационной информацией осуществляется по договорам со сторонними организациями.

Эксплуатант обеспечивает использование ИСВТ для информационной поддержки процедур сертификации.

III. Сертификационные требования к организации летной работы

39. Эксплуатант организует летную работу в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации.

41. Квалификационные требования к летному составу определяются нормативными актами, регулирующими деятельность гражданской авиации.

Должностные инструкции руководящего и летного персонала приводятся в руководстве по производству полетов.

42. Эксплуатант, использующий воздушные суда для коммерческих пассажирских перевозок, принимает на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации бортпроводников, если их наличие в составе экипажа установлено требованиями руководства по летной эксплуатации данного типа воздушных судов.

Требования к профессиональной подг��товке бортпроводников определяются нормативными актами, регулирующими деятельность гражданской авиации. Должностные инструкции бортпроводников приводятся в руководстве по производству полетов.

43. Эксплуатант осуществляет перевозку пассажиров только при наличии бортпроводников на борту воздушного судна в количестве, не менее установленного руководством по летной эксплуатации данного типа воздушного судна.

Федеральные авиационные правила «Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения» (Утверждено Приказом Минтранса России от 27 марта 2003 г . № 29) (извлечения)

I. Общие положения

II. Обеспечение авиационной безопасности

3. Эксплуатант АОН обязан разработать программу обеспечения авиационной безопасности, являющуюся частью Руководства по производству полетов, а также все необходимые инструкции и технологии для персонала эксплуатанта в части обеспечения авиационной безопасности.

Требования к документации по авиационной безопасности эксплуатанта АОН устанавливает специально уполномоченный орган в области гражданской авиации.

4. Эксплуатант АОН обязан организовать подготовку персонала по авиационной безопасности в пределах его функциональных обязанностей.

5. Авиационная безопасность эксплуатанта АОН включает в себя мероприятия, направленные на обеспечение безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна, которые проводятся в соответствии с установленными требованиями авиационной безопасности.

6. Основными мероприятиями по предупреждению актов незаконного вмешательства в деятельность эксплуатанта АОН (далее – АНВ) являются:

а) соблюдение пропускного и внутриобъектового режима в аэропортах базирования;

б) организация и обеспечение охраны воздушных судов и объектов эксплуатанта АОН;

в) оборудование воздушных судов противоугонными устройствами;

г) обеспечение экипажей воздушных судов инструктивными документами по авиационной безопасности;

д) досмотр пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, багажа, вещей, находящихся при пассажирах, грузов, почты и бортовых запасов;

е) предполетный досмотр гражданских воздушных судов;

ж) организация и принятие мер по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с АНВ.

7. При базировании (временной стоянке) воздушных судов эксплуатанта АОН в аэропорту меры авиационной безопасности осуществляются службой авиационной безопасности эксплуатанта АОН или службой авиационной безопасности аэропорта.

8. При базировании (временной стоянке) воздушных судов эксплуатанта АОН вне аэропорта меры авиационной безопасности осуществляются командиром воздушного судна или назначенным им членом экипажа эксплуатанта АОН самостоятельно.

Эксплуатант АОН при этом обязан обеспечить следующие меры авиационной безопасности:

а) установку тормозных и противоугонных устройств;

б) закрытие и блокирование (опечатывание) на воздушном судне дверей, люков (лючков), заправочных горловин;

в) уборку (удаление) от воздушного судна посадочных трапов и лестниц;

г) уборку (удаление) от воздушного судна переносных лестниц, подъемных устройств и пассажирских транспортных средств;

д) постоянный контроль за доступом к стоянке воздушного судна.

9. Воздушные судна эксплуатанта АОН, используемые для перевозки пассажиров, должны располагать специальным оборудованием установленного образца для хранения оружия, боеприпасов и спецсредств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета.

10. Стоянки воздушных судов эксплуатантов АОН не должны находиться в непосредственной близости к стоянкам воздушных судов, осуществляющих коммерческие перевозки, в целях избежания снижения уровня авиационной безопасности в отношении этих воздушных судов, багажа, грузов, почты, бортовых запасов.

11. В аэропортах постоянного базирования воздушных судов эксплуатантов АОН должно быть исключено смешивание вылетающих и прилетающих экипажей воздушных судов эксплуатантов АОН и пассажиров АОН с пассажирами коммерческих рейсов.

Предполетный досмотр вылетающих экипажей воздушных судов эксплуатантов АОН и пассажиров АОН должен проводиться отдельно от пассажиров коммерческих рейсов. Доставка экипажей воздушных судов эксплуатантов АОН и пассажиров АОН на борт воздушного судна организуется в сопровождении сотрудников службы авиационной безопасности аэропорта.

12. При вылете из аэропорта (с аэродрома), где отсутствует служба авиационной безопасности, предполетный досмотр членов экипажа, пассажиров, в том числе вещей, находящихся при них, багажа, грузов, почты, воздушного судна, бортовых запасов проводится сотрудниками службы авиационной безопасности эксплуатанта АОН.

В случае выполнения полетов с аэродромов или посадочных площадок, где отсутствуют служба авиационной безопасности аэропорта и служба авиационной безопасности эксплуатанта АОН, досмотр осуществляет командир воздушного судна или назначенный им член экипажа.

III. Командир воздушного судна АОН

13. Командир воздушного судна руководит работой экипажа воздушного судна, отвечает за дисциплину и порядок на воздушном судне, а также принимает необходимые меры по обеспечению безопасности находящихся на борту воздушного судна людей, сохранности воздушного судна и находящегося на нем имущества (пункт 2 статьи 57 Федерального закона от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации»).

14. Командир воздушного судна обязан пройти специальную подготовку по авиационной безопасности в учебном заведении гражданской авиации.

15. Командир воздушного судна имеет право отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу в части, касающейся обеспечения мер авиационной безопасности, и требовать их исполнения, а также применять все необх��димые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажа воздушного судна, безопасности полета и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна.

По прибытии воздушного судна на ближайший аэродром командир воздушного судна имеет право удалить таких лиц с воздушного судна, а в случае совершения деяния, содержащего признаки преступления, передать их правоохранительным органам.

16. При отсутствии соответствующих служб авиационной безопасности командир воздушного судна имеет право проводить предполетный досмотр воздушного судна, его бортовых запасов, членов экипажа, пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, а также грузов и почты.

17. При АНВ, произошедшем в полете, командир воздушного судна и члены экипажа обязаны передать сигналы бедствия, сообщить об АНВ, свой позывной, местонахождение (координаты), высоту, курс полета, данные об остатке топлива, имеющиеся сведения о правонарушителях и их вооружении и действовать в соответствии с памяткой экипажу воздушного судна по действиям в чрезвычайной обстановке.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *