§2.3 Административная ответственность за налоговые правонарушения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «§2.3 Административная ответственность за налоговые правонарушения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

В чем отличие налогового правонарушения от налогового преступления?

В Налоговом кодексе (НК РФ) налоговым правонарушением признается совершенное противоправное деяние налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. Уголовный кодекс в главе «Преступления в сфере экономической деятельности» предусматривает уголовную ответственность за преступления в сфере налогообложения. Налоговое преступление понимается как совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством РФ. Из анализа вышеизложенного понятия можно сделать вывод, что налоговое преступление содержит в себе те же самые элементы налогового правонарушения. Поэтому само по себе существование преступления без налогового правонарушения невозможно. Оно же становится налоговым преступлением при наступлении общественно опасных последствий.

Ответственность за налоговые правонарушения закреплена в НК РФ и КоАП. Ответственность за совершение налоговых преступлений устанавливается УК РФ, именно в статьях 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ. Налоговые правонарушения представляют меньшую общественную опасность по сравнению с налоговыми преступлениями, из общего числа налоговых деяний налоговые правонарушения составляют наибольшую часть, на их долю приходится более 90% налоговых деяний.

За налоговое преступление накажут в том случае, если у компании или индивидуального предпринимателя есть недоимка в крупном размере и за три финансовых года подряд. Если размер меньше установленной законом минимальной планки – это налоговое правонарушение, а не преступление. На практике налоговые нарушения классифицируются как преступления не часто.

Следует отметить, что у компаний появилась возможность распоряжаться своими переплатами по налогам и сборам. Переплату можно перекинуть на предстоящие платежи или погасить ею задолженность по любому налогу.

В разработке статья о «налоговом мошенничестве»

С конца июля 2020 года правоохранители инициировали разработку проекта статьи о налоговом мошенничестве. Предполагается, что в УК будет внесен новый состав преступления под названием «налоговое мошенничество». Законопроект разрабатывается СКР совместно с Генпрокуратурой, Федеральной налоговой службой, МВД.

Деталей новой статьи пока нет, лишь есть уточнение, что новая статья УК будет призвана устранить несовершенство законодательной базы. На фоне этого следует отметить, что сейчас в УК РФ есть две статьи, по которым чаще всего привлекают бизнесменов: 199 — уклонение от уплаты налогов и 159 — мошенничество. Предполагалось, что в 2021 году появится еще одна статья — за налоговое мошенничество. Однако судьба ее пока не ясня.

В итоге очевидно, что политика в отношении собираемости налогов ужесточается и нам остается ждать новую статью УК за налоговые преступления.

Как увидеть свой бизнес глазами налогового инспектора? Выявить слабые места и устранить их до проверки? Избежать нарушений налогового законодательства призван СБИС Оценка налоговых рисков . С его помощью вы сможете оценить эффективность выбранного режима налогообложения, сравнить вашу налоговую нагрузку со средней по рынку и многое другое. А СБИС Сверка проверит все платежи в госорганы и предупредит о расхождениях в данных.

Позиция ВАС РФ нарушает конституционные нормы

Судебная практика, допускающая привлечение лиц к ответственности за налоговые правонарушения, несмотря на нарушение налоговыми органами процедуры привлечения их к ответственности, стала складываться после принятия Пленумом ВАС РФ Постановления от 28.02.2001 № 5, в котором даны указания арбитражным судам о привлечении к ответственности при отсутствии установленной в Законе процедуры или ее несоблюдении.

Кроме того, налогоплательщики могут быть привлечены к ответственности по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, о которых в НК РФ не сказано ничего, кроме их названия.

Привлечение к административной ответственности за налоговые правонарушения в судебном порядке при отсутствии процедуры привлечения есть не что иное, как получение доказательств совершения правонарушения без установленного законом порядка их получения. Пункт 2 статьи 50 Конституции РФ не допускает использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. В практике арбитражных судов при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности за налоговые правонарушения (по терминологии НК РФ — к «налоговой ответственности») по результатам камеральных налоговых проверок и дополнительных мероприятий налогового контроля используются именно такие доказательства: процедура привлечения к административной ответственности по результатам применения этих форм налогового контроля не установлена в НК РФ.

Установление в законе и соблюдение порядка привлечения лиц к ответственности — это гарантия как всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела о налоговом правонарушении, так и соблюдения конституционных прав лиц, привлекаемых к ответственности, прежде всего права на защиту (п. 1 ст. 48 Конституции РФ). Позиция ВАС РФ о необязательности установления в законе и соблюдения порядка привлечения к административной ответственности за нарушения налогового законодательства противоречит не только пункту 1 статьи 108 НК РФ, согласно которому никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как в порядке, который предусмотрен НК РФ. Данная позиция нарушает конституционные нормы и принципы о недопустимости, в частности, при рассмотрении судами дел о привлечении к «налоговой ответственности» использовать доказательства совершения лицом налогового правонарушения, полученные с нарушением федерального закона (п. 2 ст. 50 Конституции РФ). Тем самым нарушаются также принципы законности (ст. 15 Конституции РФ), равенства всех перед законом и судом (п. 1 ст. 19 Конституции РФ), презумпции невиновности (ст. 49 Конституции РФ, п. 6 ст. 108 НК РФ).

Наказания за налоговые преступления

Не подана декларация или в декларации указаны ложные сведения.

Для организации:

  • За крупный размер недоимки от 15 до 45 млн. руб. предусмотрены два вида наказания: штраф до 300 тыс. руб., лишение свободы до 2 лет. Осужденному также могут запретить занимать руководящие должности в организациях до 3 лет.
  • За особо крупный размер недоимки на сумму более 45 млн руб. предусмотрены два вида наказания: штраф до 500 тыс. руб., лишение свободы до 6 лет. Осужденному также могут запретить занимать руководящие должности в организациях до 3 лет.

Для ИП:

  • За крупный размер недоимки от 2,7 млн руб. до 13,5 млн руб. предусмотрены два вида наказания: штраф до 300 тыс. руб., лишение свободы на срок до 1 года.
  • За особо крупный размер недоимки на сумму более 13,5 млн руб. предусмотрены два вида наказания: штраф до 500 тыс. руб., лишение свободы на срок до 3 лет.

Юрлицо или ИП не исполнили обязанности налогового агента по перечислению налогов и взносов за других лиц.

  • За крупный размер недоимки от 15 до 45 млн. руб. предусмотрены два вида наказания: штраф до 300 тыс. руб., лишение свободы до 2 лет. Осужденному также могут запретить занимать руководящие должности в организациях до 3 лет.
  • За особо крупный размер недоимки на сумму более 45 млн руб. предусмотрены два вида наказания: штраф до 500 тыс. руб., лишение свободы до 6 лет. Осужденному также могут запретить занимать руководящие должности в организациях до 3 лет.

Юрлицо или ИП скрыли имущество, за счет которого нужно погасить налоговые долги.

  • За крупный размер недоимки от 2,25 млн руб. до 9 млн. руб. предусмотрены два вида наказания: штраф до 500 тыс. руб., лишение свободы до 3 лет. Осужденному также могут запретить занимать руководящие должности в организациях до 3 лет.
  • За особо крупный размер недоимки на сумму более 9 млн руб. предусмотрены два вида наказания: штраф до 2 млн. руб., лишение свободы до 7 лет. Осужденному также могут запретить занимать руководящие должности в организациях до 3 лет.

В формулировании административной ответственности в НК РФ есть существенные пробелы

В соответствии с частью 1 статьи 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принятых в соответствии с ним законов субъектов Федерации. При этом нормы глав 14—16 и 18 НК РФ об административной ответственности участников налоговых правоотношений не отменены. Налогоплательщики и налоговые агенты привлекаются к административной ответственности за нарушения налогового законодательства по основаниям и в порядке, предусмотренным НК РФ, а не КоАП РФ. Нормы КоАП РФ об административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах применяются только к должностным лицам организаций — участников налоговых правоотношений, а также за нарушения законодательства о налогах и сборах при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную территорию РФ.

Читайте также:  Средняя зарплата заключенных достигает почти 5 тысяч рублей - ФСИН

В отличие от КоАП РФ процедура привлечения к административной ответственности за нарушения налогового законодательства, предусмотренная НК РФ, страдает существенными пробелами и недостатками. В результате создаются ситуации, когда толкование норм НК РФ об административной ответственности арбитражными судами противоречит Конституции РФ и законодательству; юридические лица привлекаются к административной ответственности при отсутствии в законе установленного порядка производства по делам об административных правонарушениях; когда нет вины лица в совершении административного правонарушения, когда отсутствуют или недостаточны доказательства совершения лицом административного правонарушения. Все это следует рассматривать как нарушение положений Конституции РФ и принципов законодательства.

1. Гладких В.И. Преступления в сфере экономической деятельности: курс лекций / В.И. Гладких, А.К. Есаян. Москва: Юнити, 2020. 350 с.

2. Кинсбурская В.А. Налоговая ответственность в системе мер государственного принуждения в сфере налогообложения: автореферат диссертации кандидата юридических наук / В.А. Кинсбурская. Москва, 2010. 25 с.

3. Малахова В.Ю. Актуальные проблемы уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов физических лиц и организаций в условиях экономического кризиса / В.Ю. Малахова // Вектор юридической науки. 2016. N 6. С. 132 — 136.

4. Малахова В.Ю. Актуальные проблемы уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в условиях экономического кризиса в России / В.Ю. Малахова, Н.Л. Денисов, М.М. Дайшутов // Юридическая наука. 2016. N 6. С. 115 — 120.

5. Малиновская В.М. Налоговые правонарушения и налоговая ответственность / В.М. Малиновская // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 8. С. 3 — 14.

6. Мамаева У.Э. Проблема двойной ответственности за налоговые правонарушения / У.Э. Мамаева // Студенческий. 2019. N 20-5 (64). С. 42 — 44.

7. Савенко А.Д. Актуальные проблемы ответственности за совершение налоговых правонарушений / А.Д. Савенко // Актуальные проблемы административного, финансового и информационного права: Материалы V ежегодной Всероссийской конференции (г. Ставрополь, 17 — 18 сентября 2018 г.): сборник научных статей. Ставрополь: Параграф, 2018. С. 318 — 322.

8. Селезнев Д.Г. Проблемы в сфере административной ответственности за налоговые правонарушения / Д.Г. Селезнев // Аллея науки. 2019. Т. 4. N 1 (28). С. 678 — 680.

9. Томилов Д.А. Проблемы, связанные с ответственностью за правонарушения в налоговой сфере / Д.А. Томилов, О.А. Коротаева // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: материалы XLII студенческой международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, апрель 2018 г.): сборник научных статей / председатель редколлегии Н.В. Дмитриева. Новосибирск, 2018. N 7 (42). С. 787 — 791.


1 См. подробнее: Малахова В.Ю. Актуальные проблемы уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов физических лиц и организаций в условиях экономического кризиса // Вектор юридической науки. 2016. N 6. С. 132 — 136; Малахова В.Ю., Денисов Н.Л., Дайшутов М.М. Актуальные проблемы уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в условиях экономического кризиса в России // Юридическая наука. 2016. N 6. С. 115 — 120.

2 См. подробнее: Малиновская В.М. Налоговые правонарушения и налоговая ответственность // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 8. С. 3 — 14.

3 Кинсбурская В.А. Налоговая ответственность в системе мер государственного принуждения в сфере налогообложения: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2010. С. 9 — 10.

4 Гладких В.И., Есаян А.К. Преступления в сфере экономической деятельности: Курс лекций. М.: Юнити, 2020. С. 227.

5 Мамаева У.Э. Проблема двойной ответственности за налоговые правонарушения // Студенческий. 2019. N 20-5 (64). С. 42 — 44.

6 Селезнев Д.Г. Проблемы в сфере административной ответственности за налоговые правонарушения // Аллея науки. 2019. Т. 4. N 1 (28). С. 678 — 680.

7 Савенко А.Д. Актуальные проблемы ответственности за совершение налоговых правонарушений // Актуальные проблемы административного, финансового и информационного права: Материалы V ежегодной Всероссийской конференции. Ставрополь: Параграф, 2018. С. 318 — 322.

Нарушение правил составления налоговой декларации

Инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам издаются Министерством РФ по налогам и сборам по согласованию с Минфином России, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В случае нарушения правил юридическим лицом ответственность наступает в соответствии с п.4 ст.120 НК РФ.

Нарушение должно быть выражено в несвоевременном или неправильном отражении в декларации доходов и расходов налогоплательщика, источников доходов, исчисленной суммы налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Согласно данной норме ответственность наступает в виде штрафа в размере трех тысяч рублей.

В случае совершения нарушения физическим лицом ответственность наступает в соответствии со ст.121 НК РФ.

Если физическое лицо обязано подавать декларацию, оно должно собрать прежде всего все документы, подтверждающие полученные доходы и произведенные расходы, связанные с их получением, право на уменьшение совокупного дохода и право на льготы по подоходному налогообложению. Следует иметь в виду, что при декларировании учитываются и принимаются налоговыми органами не любые расходы, а только те, что предусмотрены законодательством о подоходном налогообложении.

Субъектом нарушений правил составления налоговой декларации является физическое лицо, обязанное сдавать налоговую декларацию.

Форма вины может быть как умышленная, так и неосторожная.

Признаками нарушения правил составления налоговой декларации является неотражение или неполное отражение доходов (расходов), а равно ошибки, приводящие к занижению сумм налогов, подлежащих уплате.

Вышеуказанные деяния влекут взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Административная ответственность в сфере налогообложения

Административная ответственность в сфере налогообложения — это ответственность организаций, их должностных лиц и ИП за налоговые правонарушения, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях.

КоАП РФ устанавливает исчерпывающий перечень видов административных наказаний и правил их применения, порядок производства по делам об административных правонарушениях и исполнения постановлений о назначении административных наказаний, содержит нормы и положения, разработанные с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, Конституции РФ и российского законодательства.

Субъектами административной ответственности за совершение норм законодательства о налогах и сборах являются должностные лица организаций (например, руководитель, главный бухгалтер). Следует пояснить, что должностное лицо — это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях.

Должностное лицо организации привлекается к административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в сфере налогообложения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, выразившимся в нарушении руководимой им организацией норм налогового законодательства. В отдельных случаях в качестве субъектов административной ответственности в КоАП РФ названы физические лица (индивидуальные предприниматели) и организации.

Ответственность за административные правонарушения в сфере налогообложения
Статья КоАП Вид правонарушения Наказание
15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда.

2. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет

Штраф на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.

Штраф на должностных лиц — от 2000 до 3000 руб.

15.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации от открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации Штраф на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.
15.5. Нарушение сроков представления налоговой декларации Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета Штраф на должностных лиц — от 300 до 500 руб.
15.6. Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представления таких сведений в неполном объеме или искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 этой же статьи

2. Непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учета и регистрации имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

Штраф на граждан — от 100 до 300 руб.; на должностных лиц — от 300 до 500 руб.

Штраф на должностных лиц — от 500 руб. до 1000 руб.

15.7. Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику

1. Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

2 Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица

Штраф на должностных лиц — от 1000 руб. до 2000 руб.

Штраф на должностных лиц — от 2000 руб. до 3000 руб.

15.8. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса) Нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюджетный фонд) Штраф на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.
16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей Нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и(или) транспортных средств через таможенную границу РФ Штраф на граждан — от 500 до 2500 руб.; на должностных лиц — от 5000 до 10 000 руб.; на юридических лиц — от 50 000 до 300 000 руб.
Читайте также:  Как узнать, сколько действует свидетельство об окончании автошколы

Необходимо понимать, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за это же налоговое правонарушение виновное должностное лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица (руководителя организации) не освобождает от административной ответственности за это правонарушение юридическое лицо. Таким образом, возможно одновременно привлечение как организации, так и должностного лица этой организации к административной ответственности за совершение административного правонарушения, если статья КоАП РФ, устанавливающая ответственность за данное правонарушение, предусматривает в качестве субъекта как должностное, так и юридическое лицо.

При выявлении административного нарушения составляется протокол. Должностные лица, уполномоченные составлять такой протокол, перечислены в ст. 28.3 КоАП. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в течение 15 дней с момента получения протокола.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение, срок исковой давности по налоговым правонарушениям, налоговое правонарушение: понятие, признаки, состав

Отдельно остановимся на санкциях, которые предусмотрены Налоговым кодексом, Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того, с 1 января 2010 года внесены изменения и в Уголовный кодекс – основные изменения коснулись статей, регламентирующих ответственность за неуплату налогов в крупном и особо крупном размере.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст.106 НК РФ).

Кроме ответственности, установленной в НК РФ, за совершение определенных видов правонарушений в сфере налогов и сборов предусмотрена административная и уголовная ответственность. Налоговым законодательством предусмотрена ответственность физических и юридических лиц за совершение налогового правонарушения, причем физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16 лет.

Понятие, функции и признаки налоговой ответственности

Понятие налоговой ответственности звучит следующим образом: это использование компетентными органами в отношении налогоплательщиков и иных содействующих уплате обязательных платежей лиц, которые совершили фискальное правонарушение соответствующих санкций. НК использует термин «налоговая ответственность» и термин «ответственность за совершение налоговых правонарушений» в качестве равнозначных.

В данном случае выделяют две функции:

  • юридическую, с двумя аспектами — карательным и правовосстанавливающим;
  • социальную, которая выражается в общем и частном предупреждении фискальных нарушений, т. е. в побуждении лиц, участвующих в соответствующих отношениях придерживаться правил, предусмотренных надлежащими нормами.

Ее признаками являются следующие моменты:

  • государственное принуждение, как основа и конкретная форма реализации в виде санкций, определенных в финансово-правовых нормах;
  • наступление после совершения деяния, с признаками фискального правонарушения (противоправностью — нарушением актуальных норм налогового законодательства; реальностью — грозит только за фактические деяния, т. е. действия по несоблюдению запретов или бездействие по неисполнению обязанностей; вредностью — государство теряет доходы; виновностью — совершение умышленно или по неосторожности, наказуемостью — за их совершение назначают штраф);
  • применяется к организациям, физическим лицам и ИП;
  • правонарушителя ждут определенные материальные потери;
  • воплощается процессуально (в установленном порядке).

Освобождение от налоговой ответственности

По ст. 109 НК, нарушитель не привлекается к ответственности, когда есть минимум один из нижеперечисленных факторов:

  • отсутствует событие подобающего правонарушения;
  • лицо безвинно в его совершении;
  • нарушитель моложе 16 лет;
  • прошли сроки давности (ст. 113 НК).

Также к ней не привлекут нарушителя, который преступил закон в попытках приобрести, применить, распорядиться имуществом и(или) проверяемыми зарубежными предприятиями плюс счетами (вкладами), отмеченными в отдельной декларации и(или) ее приложениях и (либо) информации, которая представлена по ст. 3 ФЗ от 08.06.2015 № 140. Избежать санкций в этой ситуации поможет предоставление копии такой спецдекларации и ее приложений или данных с отметкой о приеме налоговиками.

Обстоятельствами, исключающими вину нарушителя за фискальное нарушение, по ст. 111 НК, являются:

  • стихийное бедствие, иные чрезвычайные (непреодолимые) условия, которые не нужно специально доказывать, поскольку их устанавливают через общеизвестные факты, публикации в СМИ, другим образом;
  • болезнь лица, которая не позволяет ему руководить своими действиями, подтверждается документами, относящимися к расчетному периоду, в котором состоялось нарушение;
  • исполнение нарушителем каких-либо письменных разъяснений от компетентного госоргана (указанные обстоятельства устанавливаются соответствующим документом этого органа, который касается расчетных периодов, когда произошло правонарушение, независимо от даты его издания). Тем, кто не сможет должным образом подтвердить обозначенные обстоятельства, не стоит ждать освобождения;
  • иные обстоятельства, исключающие вину, которые признаются судом или налоговиками при рассмотрении дела.

Виды налоговых правонарушений

Виды налоговых правонарушений, что доказывают умышленное виновное деяние или такое, как совершенное по неосторожности:

  • Несоблюдение срока постановки на учет.
  • Уклонение от регистрации в территориальной ИНС.
  • Срыв сроков по подаче сведений об открытии и закрытии банковского счета.
  • Не подача обязательных деклараций.
  • Нарушение объектом учета доходной и расходной части ведения деятельности.
  • Полная неуплата налогов или частичная (заниженная).
  • Невыполнение правил по проведению налоговых удержаний.
  • Отказ от дачи показаний в ходе проверки либо ложное свидетельствование сотрудникам службы контроля.
  • Непредставление необходимых сведений по запросу инспектора.
  • Несанкционированный доступ, пользование или распоряжение арестованным имуществом.
  • Фиксация невыполнения порядка открытия объекта игорного бизнеса.

ВАЖНО Налоговая проверка (камеральная или выездная) может охватывать период не более чем за три предыдущих года деятельности. На протяжении одного календарного года по аналогичной направленности повторная (вторая) проверка не допускается. Исключением является случай с ликвидацией или реорганизацией налогоплательщика.

Административная ответственность директора организации за налоговые правонарушения

Штрафы, установленные НК РФ за неуплату налогов и неисполнение других налоговых обязательств, налагаются на организацию как налогоплательщика. Должностное лицо организации, занимающее должность ее директора, не может быть оштрафовано по НК РФ, так как не является налогоплательщиком, а выступает в качестве наемного сотрудника.

За допускаемые налоговые нарушения директор организации несет административную ответственность в соответствии с нормами КоАП РФ. При этом привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее директора от административной ответственности, предусмотренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Это значит, что за одно и то же налоговое нарушение могут быть одновременно оштрафованы и организация, и ее руководитель. Например, если компания просрочит сдачу налоговой отчетности, ее привлекут к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ, а ее директора – по ст. 15.5 КоАП РФ.

В настоящее время руководители организаций-налогоплательщиков могут быть оштрафованы по целому ряду составов административных правонарушений в области налогообложения. Отдельно им посвящена глава 15 КоАП РФ «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов…». Для большей наглядности представим существующие для директоров компаний штрафы за налоговые правонарушения в виде таблицы.

Дисциплинарная ответственность директора за налоговые правонарушения

Если в число должностных обязанностей директора организации входит строгое соблюдение требований законодательства, в том числе и налогового, то совершение налогового правонарушения является достаточным основанием для его привлечения к дисциплинарной ответственности (п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2).

Читайте также:  Налоги на недвижимость в 2023 году при продаже и при дарении

Дисциплинарная ответственность – это ответственность директора перед самой организацией (работодателем) за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него обязанностей. Данная ответственность заключается в наложении на директора взыскания в виде замечания, выговора или увольнения (ст. 192 ТК РФ).

Вопрос о привлечении директора к дисциплинарной ответственности за совершенные по его вине налоговые нарушения находится исключительно в компетенции самого работодателя.

При этом дисциплинарное взыскание за совершение налоговых нарушений в любом случае будет признаваться обоснованным, если в трудовом контракте директора закреплена обязанность по соблюдению действующих норм налогового законодательства.

При наложении таких взысканий работодатель должен учитывать ряд ограничений, установленных нормами ТК РФ. В частности, дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников (ст. 193 ТК РФ).

Применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине, не допускается. При этом за каждый дисциплинарный проступок (налоговое правонарушение) может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ч. 5 ст. 193 ТК РФ).

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

Согласно положениям п. 3 ст. 114 НК РФ, размер санкции, применяемой к нарушителю, может быть уменьшен в 2 раза или более относительно значения, установленного законодателем, если правонарушение было совершено при обстоятельствах, признаваемых смягчающими.

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.

Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.

Налоговые правонарушения и ответственность за них

Федеральное государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Астраханский колледж строительства и экономики

Специальность 080110

«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Налоговый контроль»

на тему:

«Налоговые правонарушения и ответственность за них»

Выполнил студент группы БН-41

Литвинова О.А.

Астрахань, 2010 год


План

Введение

Раздел I. Теоретические аспекты налогового правонарушения

1.1 Нарушения законодательства о налогах и сборах

1.1.1 Виды и состав налоговых правонарушений

1.1.2 Налоговое правонарушение

1.2 Нарушение как основание к привлечению ответственности

1.2.1 Понятие и виды ответственности за совершение налогового правонарушения

1.2.2 Налоговое правонарушение с признаками административной ответственности

1.2.3 Налоговое правонарушение с признаками уголовной ответственности

1.2.4 Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения

1.2.5 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

1.2.6 Налоговые санкции

Раздел II. Порядок расчета и взыскания налоговых санкций за совершение налогового правонарушения

2.1 Неисполнение обязанностей в связи учетом в налоговых органах

2.2 Несоблюдение порядка ведения учёта объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций

2.3 Неисполнение обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов

2.4 Воспрепятствование законной деятельности органов налогового администрирования

Выводы и предложения

Заключение

Список литературы


Введение

Систематизация норм налогового законодательства, выразившаяся в принятии Налогового кодекса РФ, явилась объективным требованием существующей, внутренне целостной налоговой системы. Ранее разрозненные нормы приобрели свою юридическую форму в правовом акте особой юридической силы, который объединил их в единое целое, обладающее логически согласованной структурой институтов. Одним из таких является институт налоговых правонарушений и ответственности.

Устанавливая систему составов налоговых правонарушений, данный институт очерчивает границы возможного применения мер государственного принуждения к участникам налоговых правоотношений. Знание структуры налогово-правовых составов способствует не только правильному применению ответственности налоговыми органами и судами, но и предупреждает их совершение, а также незаконное к ним привлечение налогоплательщиков и других участников правоотношений.

НК в главе 16 указывает исчерпывающий перечень составов налоговых правонарушений, не подлежащий расширению иначе как законодательным путем, вносящим изменения в НК (п.1 ст.108 НК).

Выбранная мною тема «Налоговые правонарушения и ответственность за них», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Цель работы проанализировать основания и сущность ответственности за совершение налоговых правонарушений, рассмотреть финансовые санкции за нарушение налогового законодательства Российской Федерации, а также практику их применения.

Задачи:

1. Дать характеристику отдельным видам нарушений налогового законодательства Российской Федерации;

2. Рассмотреть общие положения об ответственности за налоговые правонарушения;

3. Показать особенности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4. Дать обзор практике применения финансовых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Объектом работы является рассмотрение ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Предмет работы — налоговые правонарушения.

Для курсовой работы мною были использованы источники: Налоговый Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, выводов и предложений и списка литературы.


Раздел I. Теоретические аспекты налогового правонарушения

1.1 Нарушения законодательства о налогах и сборах

1.1.1 Виды и состав налоговых правонарушений

Термин «нарушения законодательства о налогах и сборах» употребляется в тексте НК РФ многократно, однако соответствующее определение в этом законодательном акте отсутствует. К нарушениям законодательства о налогах и сборах, помимо налоговых правонарушений, относятся также нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки), и налоговые преступления.

Следует говорить о составах нарушений законодательства о налогах и сборах, каждый из которых представляет собой совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, установленных законодательством, и характеризующих соответствующие противоправные деяния.

Общим у всех нарушений законодательства о налогах и сборах являются объекты их посягательства. Ведь, так или иначе, объекты всех нарушений законодательства о налогах и сборах составляют, охраняемые законом общественные отношения, складывающиеся в связи или по поводу уплаты налогов и сборов, функциониро��ания системы налогового администрирования.

Объективная сторона нарушений законодательства о налогах и сборах заключается в совершении деяний, посягающих на этот объект. Соответствующие составы противоправного поведения предусматриваются в трех кодифицированных нормативных правовых актах. В частности налоговые правонарушения, как основания привлечения к ответственности предусмотрены НК РФ, нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений — КоАП РФ, а налоговые преступления — УК РФ.

Субъектами нарушений законодательства о налогах и сборах могут являться как физические лица, так и организации. Однако субъектами налоговых преступлений выступают только физические лица. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста (ст. 107 НК РФ). Аналогичные нормы содержатся в административном и в уголовном законодательстве. Для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах физическое лицо должно быть вменяемым, т. е. способным отдавать отчёт в своих действиях и руководить ими. В противном случае они не могут являться субъектами ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Что же касается организаций, то их деликтоспособность возникает с момента создания (государственной регистрации) и прекращается в момент ликвидации.

Субъективная сторона нарушении законодательства о налогах и сборах может быть определена как совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному, в её основе лежит вина налогоплательщика, налогового агента или иного лица. Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (ст. 110 НК РФ). Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины её должностных лиц либо её представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Неосторожность имеет место в случае, когда лицо, совершившее налоговое правонарушение, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *