Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговики проверят соответствие доходов и расходов россиян». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
И да, и нет. Налоговая уже давно пытается это делать. Отслеживать операции стало возможным, в том числе, благодаря внедрению тех самых онлайн-касс, которые планируют “связать” с “Личным кабинетом налогоплательщика”.
Источник в одном из региональных управлений ФНС рассказал «Октагону», что действия по сверке доходов и расходов пока проводятся избирательно:
– Иногда это происходит по поступившей жалобе. Например, у гражданина нет никаких официальных источников дохода, а он регулярно приобретает дорогие туры за рубеж, строит дома, покупает машины.
Между тем собеседник издания опроверг существование массовой практики проверки налогоплательщиков. По его мнению, к жителю Кировской области, который «погорел» на покупке дорогой иномарки, вероятно, пришли не просто так:
– Скорее всего, на него кто-то «настучал» из числа так называемых доброжелателей.
По словам управляющего партнёра компании «Зельдин и партнёры», адвоката Михаила Зельдина, обычно сверка расходов и доходов практикуется среди государственных служащих:
– Это неплохой механизм контроля, часто он оказывается весьма эффективным.
В беседе с «Октагоном» Зельдин напомнил, что не так давно обсуждалась возможность закрепления в законе отдельной декларации о расходах, однако идея забуксовала. Сейчас, по оценкам Зельдина, проверка расходов и доходов граждан не может проводиться вне рамок назначенных подразделениями ФНС проверок.
«Должна быть соблюдена процедура: лицо, которое проверяют, необходимо надлежащим образом уведомить. Кроме того, должны иметься веские основания для проведения такой проверки».
Залатать дыру в бюджете
О том, что в рамках борьбы с «серыми» зарплатами может быть введён контроль не только за доходами, но и за расходами соотечественников, министр финансов Антон Силуанов заявлял в конце июня.
«Думаю, что надо постепенно осуществлять, но это не завтра, конечно. Нужно обсуждать и говорить о контроле не только за доходами, но и за расходами. Потому что, если человек живёт на пособие и имеет большие имущественные комплексы, дорогие автомобили, налоговая служба должна быть вправе спросить, за счёт каких источников это приобретено. Так делается во всём мире. В этом направлении мы сейчас думаем и ведём работу, предложения мы сформулируем осенью текущего года», — приводит слова Силуанова «Интерфакс».
Контроль будет усиливаться
Обелить доходы населения наши чиновники мечтали уже давно. В России большой сектор неформальной занятости, и поэтому выведение из тени доходов принесло бы в бюджет значительные суммы.
По расчётам, которые еще в середине 2019 года привела вице-премьер Татьяна Голикова, «серые» доходы населения достигают от 15 до 20% ВВП, в результате бюджет ежегодно теряет 2,3 триллиона рублей.
Впервые контроль над расходами был введен в нашей стране еще в 1990-е годы. Существовала специальная декларация, с помощью которой россияне должны были сообщать налоговым органам, на какие доходы были приобретены крупные покупки (недвижимости, автомобилей, акций, золота и т.д.). Но борьбе с «тенью» это не помогло. На вопрос, откуда деньги на покупки, самым распространенным ответом было: «Накопил». Доказать обратное у налоговиков не было возможности, и контроль сошел на нет.
Сейчас государство снова усиливает налоговый контроль. Благо теперь в арсенале чиновников имеются уже более современные технологии. В налоговых органах уже выстроена ИТ-инфраструктура, позволяющая собирать и обрабатывать информацию о доходах граждан. И теперь налоговики решили взяться и за расходы. Согласно логике ФНС, если человек тратит существенно больше, чем официально зарабатывает, вероятно, у него есть неучтенные доходы. В таком случае с них должен быть уплачен налог.
Михаил Мишустин, бывший глава ФНС и нынешний премьер, еще в 2019 году утверждал, что вся совокупность данных, которые получает сейчас налоговая служба, уже позволяет анализировать соответствие доходов и расходов граждан на протяжении более 10 лет.
«Если вы говорите о введении контроля за расходами граждан – можно ли это сделать? В принципе с доработкой информационной системы, в том числе с использованием единого ресурса о населении, это можно будет делать более качественно», – сказал тогда Мишустин.
Многие из вас уже слышали о создании в России единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении (ЕФИР). Данный ресурс будет формировать и вести Федеральная налоговая служба, и помимо других данных в нем будут собираться сведения о доходах и расходах населения, что позволит усилить контроль за денежными потоками физлиц и повысить собираемость налогов.
«Будет усиливаться цифровизация и знание государства о том, чем занимается гражданин… Это, конечно, позволит больше анализировать расходы и доходы граждан, более полно выплачивать налог», – сказал в июне этого года глава Счётной палаты России Алексей Кудрин.
В будущем расходы, превышающие доходы, придется оправдывать
Создание ЕФИРа, повышение привлекательности безналичных платежей, введение в оборот цифрового рубля, совершенствование IT-платформ, ведение онлайн-касс, обмен информацией между ФНС и ФТС России, включение в систему «маркировки» все большего количества товаров, обмен информацией об операциях между ФНС и российскими банками и налоговыми органами зарубежных стран – все это делается для того, чтобы постепенно усилить налоговый контроль государства за гражданами.
Налоговые органы в будущем смогут без труда сопоставлять официальные доходы граждан и их расходы с целью выявления несоответствия таких сумм. И тогда под контроль могут попасть многие.
Обычно проверка налоговой проводится за 3 предшествующих года. То есть в случае обнаружения нарушений платить налог, пени и штрафы придется за предыдущие периоды. Например, если факт сокрытия доходов будет обнаружен налоговыми службами в 2022 году, то заплатить придется за 2019–2021 годы. То есть если у вас уже сейчас, например, расходные операции по карте превышают ваш официальный доход, то через пару лет вам, возможно, придется доказывать налоговой, откуда вы взяли деньги на такие траты.
Кроме того, в ближайшем будущем усиление контроля предполагается для тех, кто совершает сделки в социальных сетях, получает доходы от сдачи недвижимости, занимается продажей имущества и при этом не регистрируется в качестве самозанятого.
Хочу предупредить, что такие лица, помимо уплаты НДФЛ в размере 13%, пени и штрафа, могут еще попасть на НДС. Все дело в том, что в соответствии с Гражданским кодексом, деятельность такого гражданина считается предпринимательской. Для этого достаточно два и более раза получить доход от такой деятельности.
Судебная практика сложилась таким образом, что физлицо, признанное налоговым органом предпринимателем, обязано уплатить в бюджет не только 13% НДФЛ, но и 20% НДС.
Кроме того, такого гражданина могут привлечь и к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ, предусматривающей даже лишение свободы на срок до 5 лет, если будет выяснено, что такая деятельность причинила крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо была сопряжена с извлечением дохода в крупном размере (более 2,25 миллиона рублей).
Я считаю, что наши власти нашли не лучший момент для борьбы с теневым сектором экономики, принимая во внимание тот факт, что доходы в стране падают шестой год подряд. Борьбу с неуплатой налогов следует прежде всего начинать с тех, кто получает нелегальные доходы в особо крупных размерах. Кроме того, не мешало бы нашим чиновникам задуматься о том, как устранить причины, которые загоняют обычных людей в тень.
Стоит отметить, что начиная с 2015 года ситуация несколько изменилась. Но, функция контроля за соответствием расходов доходам легла не на налоговую службу, а на руководство банков. Банки стали основными борцами за борьбу с теневыми махинациями. В их власти теперь предъявлять претензии хоть к физическим, хоть к юридическим лицам, если не ясно, откуда берутся средства на ту или иную покупку, кредит или любой другой банковский продукт.
Все банки, у которых имеется лицензия Центробанка РФ теперь имеют полное право запрашивать у любого своего клиента полную информацию об источниках происхождения доходов. Данная норма закреплена законодательно. Федеральный закон №115 от 7 августа 2001 года «О противодействии отмыванию доходов, полученных незаконным путем…» также соответствует требованиям FATF. Было введено ограничение максимальной суммы, свыше которой клиент банка обязан по требованию банка предъявить информацию о происхождении у него денежных средств. Операция с деньгами или имуществом должна в обязательном порядке контролироваться руководством банков, если ее сумма превышает 600 000 рублей. Также характер операции должен попадать под хотя бы один из следующих пунктов:
- снятие или внесение денежных средств в наличной форме на счет в банке;
- зачисление денежных средств на счет, их перевод, получение займа или кредита в банке (также предоставление), любые операции с ценными бумагами, если в операции участвует хотя бы один клиент, имеющий гражданство, проживающий или имеющий место пребывания в стране, и при этом не выполняющий рекомендаций системы FATF;
- все операции с денежными средствами, если в сделке участвует хотя бы один анонимный владелец (имеется в виду перевод на счет в банке, который оформлен «на предъявителя», или если перевод осуществляется в другую страну на счет такого же анонимного владельца);
- открытие депозита в банке или счета, который оформлен на третье лицо с последующим размещением на нем денежных средств;
- перевод денежных средств в другую страну на номер счета, принадлежащий анонимному владельцу, и наоборот, получение денежных средств от анонимного владельца из-за границы.
Перечислены те случаи, которые банк имеет право применять в рамках своей политики ведения финансовых операций. Какие именно из них применять, применять несколько или оставлять за собой право реализовывать любое из них, решает руководство банка в соответствии со своими внутренними правилами контроля за финансовыми операциями.
Если клиент, обратившийся в банк вызывает сомнения, а именно характер его деятельности и источники доходов, то руководитель отделения в праве отказать в выдаче кредита, открытии счета или депозита и в любой другой операции, осуществляемой банком. Далее кредитная организация потребует от клиента предоставить подробную информацию о характере деятельности и уровне доходов, если клиент предоставит их, и банк будет удовлетворен, значит весь перечень услуг будет клиенту доступен, в противном случае придется искать другой банк.
Как считают эксперты финансового сектора, возможно, следующим шагом государства по борьбе с теневым бизнесом и «уклонистами» от налогов станут ограничения на выдачу заработной платы работникам наличными деньгами. Кроме того, оплата крупных покупок или услуг наличными тоже может быть ограничена определенной суммой. Центробанк РФ уже занимается разработкой системы, которая позволит вести тотальный контроль за поступлениями средств на банковские карты физических лиц. Мало того, большинство банков уже недовольны тем, когда на карту переводятся одноразово крупные суммы, несмотря на то, что это может быть заработная плата от работодателя.