Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто входит в таможенный союз ЕАЭС 2019 список». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.
Таможенная территория и особенности управления
Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.
Управление деятельностью объединения осуществляется органами:
- Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
- Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
- Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.
Почему Таможенный союз работает не так, как планировалось: проблемы и противоречия
Разногласия между участниками возникли в очередной раз в 2014 году в результате запрета России на ввоз партии мяса из Белоруссии. Одновременно с этим было провозглашено ужесточение правил пересечения продукцией из Белоруссии границы, что повлекло противоречие принципу упрощения процедуры перемещения товаров на таможенной территории.
Белоруссия в нарушение условий договоренностей вернула пограничный контроль, ее власти заявили о намерениях отказаться от обращения рубля в пользу американского доллара. Развитие событий окажет отрицательное влияние на интеграцию региона.
Возникающие противоречия, сложности доверительных отношений, стремление к большей выгоде не дают возможности достичь целей Таможенного союза. Падение оборота товаров служит тому доказательством. Но в условиях отсутствия объединения ситуация могла сложиться хуже. Кризисные явления имели бы больший масштаб и основательные последствия для экономик стран-участников.
Многие организации извлекают выгоду из торговли внутри таможенной территории. При этом оборот все равно падает, а ввозные пошлины осложняют импорт зарубежных товаров.
Распределение таможенных пошлин приобрело положительную тенденцию для Белоруссии и Казахстана, хотя изначально основная сумма поступлений планировалась в бюджет РФ.
Достижение поставленных у истоков Таможенного союза ЕАЭС целей требует времени, но заинтересованность государств-членов и их граждан неизменно ведут к их реализации.
Информация по Таможенному кодексу представлена в данном выпуске новостей.
Координируют и управляют работой органов ЕАЭС следующие структуры:
- Высший евразийский ЭС. Такое название носит наднациональный орган. В его состав входят главы стран, ставших членами ТС. Заседание Высшего совета происходит ежегодно. На нем принимаются очередные решения, которые должны выполнять все страны-участницы. Кроме того, совет занимается определением состава и полномочий различных структур ТС.
- Евразийская комиссия по экономике. Это регулирующий орган Союза, который работает постоянно. Кроме общих вопросов, комиссия решает и те, что касаются таможенного регулирования и международной торговли. А также разрабатывает и обеспечивает условия для развития ТС и его нормальной работы.
Полномочия комиссии довольно обширные, она уполномочена решать практически все вопросы:
- Технического регулирования.
- Таможенного администрирования.
- Статистики торговли.
- Закупок.
- Валютной политики.
- Макроэкономической политики.
- Касающиеся перевозок, транспорта.
- Субсидий для сельскохозяйственных или промышленных предприятий.
- Финансовых рынков.
- Миграционной политики.
- Торгового режима с третьими странами.
- Политики конкуренции, энергетики.
- Соблюдения авторского права.
- Мер относительно санитарных/ветеринарных норм.
- Естественной монополии и других областей.
Техническое регулирование в Таможенном союзе ЕАЭС
Техническое регулирование — один из ключевых элементов интеграции государств-участников Таможенного союза.
Механизмы, заложенные в техническом регулировании, позволяют устранить многочисленные, во многих случаях искусственно созданные технические барьеры в торговле, которые являются серьезной проблемой для бизнеса. Этому помогает правовая база, созданная в течение нескольких последних лет, в том числе благодаря усилиям специалистов Евразийской экономической комиссии.
В рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества к настоящему времени приняты следующие основные международные договоры, призванные упростить движение товаров на территории государств-участников:
- Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
- Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования;
- Соглашение об основах гармонизации технических регламентов;
- Соглашение о применении Единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕАЭС;
- Соглашение о создании информационной системы ЕАЭС в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
- Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территории Таможенного союза;
- Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.
Чтобы понять предпосылки и цели создания Евразийского экономического союза, необходимо проследить за развитием процесса.
- 1995 год – главы 3-х стран (РФ, Беларуси и Казахстана) утвердили первый документ об основании ТС, позже к ним присоединился Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан;
- 2007 год – заключение договора, который подписали РФ, Казахстан и Беларусь, о строительстве ТС с общим таможенным пространством;
- 2009 год – договор наполняется другими международными соглашениями (около 40 штук);
- 2010 год – принятие Таможенного кодекса;
- 2011 год – снятие таможенной проверки между странами-участницами и перевод ее на внешние рубежи;
- 2011- 2013 гг. – принятие единых законодательных нормативов, создание общего техрегламента о безопасности товаров;
- 2015 г – к составу ТС присоединилась Армения и Кыргызстан;
- 2016 г – подписание документа об экономическом взаимодействии между государствами ТС и Вьетнамом;
- 2017 год – участники Союза сошлись во мнении, разработали и подписали Договор о кодексе ЕАЭС;
- 2018 г – вышеуказанный документ вступает в силу, Молдова становится наблюдателем при ЕАЭС, подписан документ о свободной торговле между ТС и КНР, подписан договор временного характера о создании территории свободной торговли с Ираном;
- 2019 г – начинает работать новый Таможенный кодекс, цель которого упростить товарооборот, улучшить его условия и сформировать более лояльное таможенное пространство.
В 2021 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС:
- Республика Армения (с 2015 г.);
- Республика Беларусь (с 2010 г.);
- Республика Казахстан (с 2010 г.);
- Кыргызская Республика (с 2015 г.);
- Российская Федерация (с 2010 г.).
Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.
Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности.
Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.
Россия | Казахстан | Беларусь | Кыргызстан | Армения |
85,33% | 7,11% | 4,55% | 1,9% | 1,11% |
Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.
Современная структура таможенных органов
Прообразы таможен появились в еще X веке. Первые пошлины взимались за перемещение по территории и за въезд купцов со своим товаром. Сбор производился мытниками (аналог современных таможенников), которые несли службу на заставах. Немного позже, после введения монголо-татарами пошлины «тамга», заставы стали носить название таможни, а сборщиков пошлины стали называть таможенниками.
Современная таможенная структура состоит из Центрального аппарата, который подразделяется на Главное управление и Управление. Таможне подчиняется региональное таможенное управление и таможня непосредственного назначения. Сами таможни разбиты на территориальные региональные управления, которые совпадают с федеральными округами:
- Центральная таможня,
- Дальневосточная, таможня,
- Северо-Кавказкая таможня,
- Приволжская таможня,
- Уральская таможня,
- Южное управление,
- Сибирское управление,
- Северо-Западная таможня.
Юридическое регулирование в ЕАЭС
ЕАЭС задействует различные внутренние структуры как для планирования будущей интеграции, так и для создания нормативно-правовых актов и разрешения спорных вопросов между странами. При этом административных органов в ЕАЭС всего четыре:
- Высший Евразийский экономический совет – в состав ВЕЭС, как высшего наднационального органа, входят лидеры или главы правительств государств-членов союза, которые собираются для определения стратегии развития на ближайшее будущее. Руководствуясь их решениями, исполнительные органы создают правовую базу, которая впоследствии определяет нюансы взаимодействия;
- Евразийский межправительственный совет – основные полномочия ЕМС заключаются в обеспечении реализации и контроля за исполнением договора о ЕАЭС, этот орган ответственен также и за регулирование интеграционных процессов;
- Евразийская экономическая комиссия – в компетенции ЕЭК, состоящей из собственного совета и коллегии, находится полный контроль над всеми функциями ЕАЭС;
- Суд Евразийского экономического союза – в круг задач этого постоянно действующего органа входит как судебная функция (разрешение правовых споров), так и консультативная. В случае возникновения спорных ситуаций суд ЕАЭС выносит окончательный вердикт по тому, как именно трактуются международные договоренности.
Что касается ЕЭК, начавшей работу еще 2 февраля 2012 года, то ее решения обязательны для исполнения всеми членами Союза, а полномочия подтверждаются нахождением в составе совета Комиссии по одному вице-премьеру, и в составе коллегии – по два представителя от каждой страны. Это обеспечивает органу широкий перечень прав:
- создание отраслевых департаментов;
- мониторинг экономической ситуации;
- принятие обязывающих решений.
В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.
Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.
Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.
К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:
- утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
- назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
- формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
- рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
- утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
- осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
- принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.
По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.
В момент создания таможенного союза, практически всегда речь идёт о том, чтобы достигнуть социально-экономического прогресса. В перспективе, это может привести к увеличению товарооборота. То же самое касается рынка услуг. Увеличение количества продаж на первых этапах сотрудничества должно наблюдаться внутри таможенного союза благодаря следующим условиям:
- Внедрение стандартов безопасности и введение единых требований;
- Исключение из таможенных процедур сложных процессов, которые провоцируют потерю времени, а также отмена пошлин. Именно за счёт этого, производимая странами участницами продукция должна стать более привлекательной для партнёров;
- Рост товарооборота за счёт упрощения таможенного контроля на пропускных пунктах.
Правовое регулирование взимания ввозных таможенных пошлин
Суть обязательств в том, что после вступление России в ВТО нормативы организации автоматически становятся обязательными и для Беларуси с Казахстаном. Но вот если правила ТС в чем-то более лояльны к мировой торговле, чем требования ВТО, они продолжают действовать на законных основаниях. Если же какие-то нормы ВТО не учтены в соглашении по ТС, то Беларусь и Казахстан не обязаны их выполнять.
Однако для участников ТС следование нормам ВТО все же оказалось достаточно чувствительным. И в первую очередь за счет того, что пришлось снижать импортные пошлины на многие виды продукции.
Так, ввозные пошлины на сельскохозяйственную технику упали с 15% до 5-10%, изделия деревообработки – с 16% до 8%, на грузовые автомобили с 35% до 25%, в той же пропорции – на б/у легковые, а на новые легковушки – с 30% до 25%. Причем предполагалось, что в дальнейшем размер пошлин будет еще снижаться.
Перечень продукции, по которой пришлось снимать ввозные пошлины, достаточно велик. Это привело к тому, что внутренние рынки были открыты для импортной продукции, а местные производители понесли убытки, потеряв долю рынка.
Другая сторона медали – вывозные, то есть экспортные пошлины. Здесь государствам-участникам ТС также пришлось ориентироваться на нормы ВТО, которые имеют преимущественно право. И движение тут оказалось разнонаправленным. Экспортные пошлины по некоторым видам продукции (скажем, соевые бобы), напротив, должны увеличиться, что делает ее неконкурентоспособной на мировом рынке. По другим видам пошлины резко снижаются либо вообще отменяются, что бьет по государственному бюджету, поскольку в казну поступает меньше средств.
Единый таможенный союз россии и узбекистана
Таможенный союз – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях. На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации.
Благодаря этому достигается упразднение таможенного контроля на границах внутри Союза, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС. Ввиду этого, создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах. Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан таможенного пространства во время трудоустройства.