Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повреждение груза транспортной компанией». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случае, если вам дано задание по составлению акта о повреждении груза, а вы никогда прежде не встречались с этим документом, прочитайте приведенную ниже информацию и посмотрите пример – по его образцу вы без особых сложностей сформируете собственный бланк.
Регламент оформления исковой документации грузополучателем
Суд – это инстанция, которая руководствуется при рассмотрении дела исключительно документально подтверждёнными аргументами. В интересах грузополучателя сразу же после обнаружения недостачи груза или его полной утери корректно оформить документы, подтверждающие прецедент. Первым делом грузополучатель должен составить акт по утрате груза, ориентируясь на официальный образец, который можно получить в компании. Оформить документ желательно в день обнаружения пропажи багажа или же на второй день после выявления прецедента. В документе важно указать информацию о масштабах ущерба, дополнительно можно сфотографировать повреждения, если речь идёт о порче товара. Они помогут доказать правоту грузополучателя в суде, если дело будет доведено до исковых тяжб.
Немаловажно при заполнении бланка корректно оценить сумму ущерба пострадавшей стороной. Если товар штучный, указывается количество единиц продукции, пришедших в негодность или отсутствовавших при выдаче. Когда груз невозможно посчитать в единицах, проводится его контрольное взвешивание, при заполнении бланка указываются весовые размеры недостачи. Если уполномоченное лицо организации отказывается подписываться под документом, тогда грузополучатель заполняет акт утраты груза в одностороннем порядке, уведомив об этом представителей компании грузоперевозчика.
Когда транспортная компания повредила или испортила груз, это нужно документально фиксировать еще на этапе получения. При нарушении целостности упаковки ни в коем случае не подписывайте акт приемки, а потребуйте составить акт о наличии повреждений. Вместе с представителем перевозчика вскройте упаковку и зафиксируйте степень повреждений, параллельно фиксируя этот процесс на фото или видео. Иногда бывает, что внешние дефекты товара обнаружить невозможно, но есть подозрение на наличие внутренних повреждений. Этот факт обязательно указывается в акте оказанных услуг.
Что же касается правил составления акта о повреждении, то в этом документе нужно обязательно указать:
- Время, дату и место составления акта.
- Факт наличия повреждений и указание товара, который был поврежден – марка и модель, количество, объявленная стоимость, возможные скрытые дефекты, общее состояние упаковки. Это позволяет зафиксировать наличие внешнего воздействия на груз, если упаковка смята или порвана.
- Ссылка на модель и марку техники, которая использовалась для проведения фото- и видеосъемки. Иногда бывают ситуации, когда представители транспортной компании фотографируют повреждения на свои камеры или смартфоны. Не поленитесь продублировать съемку, чтобы в процессе разбирательства не оказалось, что перевозчик умышленно «потерял» самые важные снимки.
- Отразите в акте всю необходимую информацию, а если представитель перевозчика будет уверять, что программа не позволяет внести все данные в документ, укажите факт отказа внесения информации со стороны сотрудника.
Как и любой подобный документ, акт составляется в двух экземплярах, на которых ставятся подписи и печати сторон. Внимание! Если степень повреждения настолько высока, что визуально невозможно определить размер ущерба и стоимость восстановления, по закону можно отказаться от получения груза и вообще не заполнять акт приемки.
Подготовка досудебной претензии
Как только проведенная экспертиза установила вину перевозчика и установила точный размер причиненного материального ущерба, пришло время обращаться в транспортную компанию с письменной претензией.
В данном документе важно указать маршрут следования транспорта, маркировку, наименование, стоимость груза, а также дату, время и место составления акта о наличии повреждений. К претензии необходимо обязательно приложить:
- Транспортную накладную, экспедиторскую расписку или иной другой документ, подтверждающий факт наличия обязательств у перевозчика и принятие им груза;
- Счет продавца, товарную накладную или другой документ, который способен подтвердить заявленную в претензии стоимость;
- Заключение независимой экспертизы, установившей вину перевозчика и размер материального ущерба. Обязательно включите в претензию затраты, понесенные на услуги эксперта;
- Банковские счета и платежные реквизиты для перечисления компенсации;
- Доверенность или иной документ, который подтверждает полномочия подписанта претензии.
На сайтах многих транспортных компаний присутствуют образцы претензии, которые в большинстве случаев составлены правильно и юридически грамотно. Можете использовать их в качестве шаблона, но для надежности все-таки проконсультируйтесь с транспортным юристом.
Документальное подтверждение порчи груза
Повреждённый груз — это, чаще всего, длительный и неприятный процесс разбирательств. Ситуаций, при которых груз был повреждён или утерян — множество. Если причиной повреждения груза стало ДТП, в котором перевозчик не виновен, то ответственность за отсутствие сохранности перевозимого товара всё равно ложится на него.
В некоторых ситуациях вина автоперевозчика неоспорима, но есть моменты, при которых перевозчик может воспользоваться так называемой презумпцией невиновности. Цель перевозчика в такой ситуации — доказать, что порча или недостача товара является следствием внешних обстоятельств, которые он не мог предотвратить или на которые не мог повлиять. Каждый отдельный случай — это конкретные доказательства, и чем их больше, тем выше вероятность доказательства своей непричастности.
Одним из сопроводительных документов, прилагаемых к грузу, является CMR-накладная. В ней можно указать все замечания по качеству, состоянию, выявленные повреждения и прочие нюансы принятого груза.
Также обязательно необходимо зафиксировать повреждения, выявленные во время выгрузки при помощи составления акта и внести точную информацию об:
- количестве или размерах повреждённого груза;
- виде повреждений (описать их);
- местах повреждений (упаковка или сам товар, указать где конкретно).
При необходимости, водитель имеет право внести свои правки, после чего, готовый акт подписывается водителем и иными лицами, составляющими акт. Копии оригинального акта остаются у каждой из сторон. Наличие акта указывается в CMR-накладной. Такая отметка проставляется во всех экземплярах CMR. Данные в двух документах не должны отличаться, вся информация должна быть идентичной и максимально подробной.
Акт составляет по установленным требованиям, и также должен содержать краткое описание обстоятельств, которые послужили основной причиной боя или повреждения груза. Не стоит забывать указывать дату и место составления акта, ФИО и должности всех составителей акта.
Договорная ответственность в автоперевозках
Краеугольным камнем договора перевозки выступает ответственность перевозчика за утерю или повреждение груза.
Размер убытков при утере груза рассчитывается от объявленной стоимости; если таковой нет, то от стоимости в товаросопроводительных документах (Постановление АС Северо-Западного округа от 07.04.2017 по делу №А56-74676/2015).
При утере или повреждении груза перевозчик, как правило, ссылается на одно из следующих обстоятельств:
- груз передан водителю, у которого не было полномочий на получение груза;
- груз погружен в автомобиль, который не принадлежит перевозчику;
- повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки;
- груз доставлен без повреждений упаковки, а внутритарная проверка при погрузке не проводилась;
- груз поврежден или утрачен в результате обстоятельств непреодолимой силы.
Груз передан неуполномоченному лицу или погружен в автомобиль третьего лица
Эти доводы приводит перевозчик как в случаях, когда груз действительно утерян по причине совершения преступления (хищения груза путем мошеннических действий – когда грузоотправитель передал товар похитителям), так и в случаях, когда перевозчик хочет избежать ответственности без законных оснований.
Вопрос решается элементарной внимательностью при подготовке документов: в договоре или заявке должны быть указаны паспортные данные водителя, данные на автомобиль, можно запросить трудовой договор и договор аренды авто (если перевозчик не собственник).
Повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки
Если перевозчик (экспедитор) принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на перевозчике (экспедиторе) лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 г. №26).
Груз доставлен без повреждений упаковки
Если перевозчик принял груз без проверки качества груза (по количеству мест), таким же образом груз принял грузополучатель, то в дальнейшем претензии могут быть предъявлены только поставщику (см. Решение АС Иркутской области от 08.04.2016 по делу № А19-1579/2016).
Непреодолимая сила
Один из самых сложных фактов для доказывания. Бремя доказывания непреодолимой силы возлагается на должника (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. №7). Ключевые признаки непреодолимой силы:
- чрезвычайность – непредвиденное обстоятельство, выходящее за рамки обычного хода событий;
- непредотвратимость – любой средний участник гражданского оборота не справился бы в подобной ситуации;
- непреодолимость – преодоление препятствия требует непропорциональных усилий и расходов.
Непреодолимая сила должна выходить за пределы нормального, обыденного, не должна относиться к обычному риску, должна быть объективно, а не субъективно непредотвратима (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 г. №3352/12, Определение ВС РФ от 24 марта 2015 г. №306-ЭС14-7853).
Ниже в таблице приведен открытый перечень обстоятельств, которые суд признает или не признает непреодолимой силой.
Что НЕ МОЖЕТ быть признано непреодолимой силой | Что МОЖЕТ быть признано непреодолимой силой |
---|---|
|
|
Административная ответственность за перегруз
Важным вопросом, требующим урегулирования в договоре перевозки, выступает ответственность сторон за перегруз, ведь административные штрафы за нарушение требований к предельной допустимой массе автомобиля значительны.
Превышение допустимой предельной массы / нагрузки на ось / габаритов* | Наказание для водителя | Наказание для перевозчика | Наказание для лица, осуществившего погрузку (по умолчанию – грузоотправитель), ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, руб. |
2-10% / до 10 см | 1 000 – 1 500 руб. | 100 000 – 150 000 руб. | 250 000 – 400 000 |
10-20% / 10-20 см | 3 000 – 4 000 руб. | 250 000 – 300 000 руб. | 250 000 – 400 000 |
20-50% / 20-50 см | 5 000 – 10 000 руб. или лишение прав | 350 000 – 400 000 руб. | 250 000 – 400 000 |
>50% / >50 см | 7 000 – 10 000 руб. или лишение прав | 400 000 – 500 000 руб. | 250 000 – 400 000 |
Что делать, если транспортная компания повредила груз
- Проверка – при получении рекомендуется всегда проверять товар в присутствии кладовщика, водителя или экспедитора. Даже если визуально коробки/ящики целые, их желательно вскрыть.
- Фиксация – при повреждении груза составляется соответствующий акт, делаются фотографии обязательно в присутствии все того же представителя транспортной или экспедиционной компании.
- Составление запроса – в течение 1-2 дней необходимо отправить претензию в транспортную компанию. Перевозчик должен дать аргументированный ответ по заявке в течение 30 дней.
- Судебное разбирательство – если транспортная компания отказалась возместить ущерб или вообще не дала ответа, недовольный клиент может обратиться в арбитражный суд. Помните, что срок исковой давности по таким делам истекает через 1 год.
В соответствии с ГК РФ ст 796. «Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение груза или багажа» транспортировочный компания несет ответственность за доставку груза или багажа в надлежащем состоянии после того, как его приняли к перевозке и до передачи клиенту.
Вред, полученный при транспортировке товаров, возмещается транспортировщиком: в случае потери или недостачи товара — в размере стоимости поврежденного груза;
Цена груза высчитывается исходя из его стоимости, прописанной в счете продавца или предусмотренной контрактом, а если счета нет — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах, как правило, взимается за похожие товары.
Также транспортная компания наряду с выплатой нанесенного вреда должна возместить клиенту оплату за перевозку, если эта услуга не включена в стоимость груза.
Документация о причинах повреждения груза, оформленная транспортировщиком в одностороннем порядке, подлежит в случае оспаривания оценке судом наряду с другой документации, подтверждающей обстоятельства, которые могут послужить основанием для ответственности транспортной компании, отправителя или клиентов.
Что делать, если вы столкнулись с поврежденным грузом
Когда вы получите запрос от вашего перевозчика или брокера об утилизации груза, вы должны действовать немедленно. Задержка вашего ответа может привести к тому, что перевозчик отправит ваш груз на хранение, что приведет к дополнительным сборам. Работайте с вашим перевозчиком и грузополучателем, чтобы определить наилучший порядок действий и как можно быстрее разрешить ситуацию.
Давайте пройдем все шаги, чтобы определить правильный курс действий, когда что-то пойдет не так с вашим грузом.
- Внимательно посмотрите на доставленный груз и осмотрите все детали. Обратите внимание на каждую часть или предмет; при необходимости откройте ящики — возможны скрытые повреждения. Определите, что именно украдено, отсутствует или повреждено. Не пугайтесь водителя, который может утверждать, что он или она спешит к следующему маршруту — у вас есть право записать все необходимые детали.
- Запишите все и сделайте фотографии, если это возможно. Чем больше документации, тем лучше. Запишите повреждения и недостачи в коносаменте и убедитесь, что перевозчик знает о ситуации как можно скорее. Не стоит недооценивать важность общения и сотрудничества; перевозчики могут попытаться сохранить, повторно доставить или вернуть груз, если заявление о повреждении или недостаче было передано достаточно быстро.
- Не отказывайтесь от отправки и никогда не выбрасывайте поврежденный груз. Если грузоотправители избавляются от груза, им не может быть выплачена полная сумма претензии. Поэтому держите все грузы и пакеты в целости и сохранности, если возможно
- Заполните законный запрос к перевозчику о финансовом возмещении за поврежденный или потерянный груз. Грузовое требование создаются для возмещения расходов на грузоотправитель, а не прибыль, только разница между первоначальной стоимостью и поврежденным значением. Таким образом, грузоотправитель должен определить разумную сумму в долларах для требования — это законное обязательство грузоотправителя минимизировать стоимость требования.
Перевозчик должен подтвердить претензию в течение 30 дней с момента первоначального заполнения. О скрытых повреждениях и нехватках следует сообщать перевозчику в течение 10-15 дней с момента получения груза.
- Оплатить как можно скорее. Грузоотправитель по-прежнему несет ответственность за оплату перевозки товара, даже если он поврежден, утерян или украден. Претензия будет обработана страховой компанией.
- Храните все необходимые документы.
Как происходит признание груза утраченным
Признание груза утраченным начинается с момента составления акта недостачи. В договоре перевозки чаще предусматривают порядок оформления документации для таких случаев.
В зависимости от транспортного средства, которым выполнялась перевозка, дополнительно устанавливают требования к оформлению в случае утраты товара в пути.
Если во время приемки определяется недостача груза, получатель приостанавливает приемку, обеспечивает сохранность продукции и принимает меры для того, чтобы она не смешалась с другими товарами.
О недостаче груза составляют акт, в котором расписываются лица, осуществляющие приемку. После его оформления с ним должен ознакомиться представитель компании-перевозчика и получатель.
Перед предъявлением иска, сначала составляют претензию в порядке, установленном транспортным уставом или ГК РФ. Претензию отправляют в письменном виде, указав в ней всю информацию о товаре и сторонах сделки.
Если груз утерян транспортной компанией, но перевозчик отказывается удовлетворять претензию или игнорирует ее и уже прошло 30 дней, подается иск, согласно ст. 797 ГК РФ.
Срок исковой давности составляет 1 год. Этот срок высчитывают со дня, когда груз считается утерянным.
Законы, регулирующие перевозки
В первую очередь грузоотправителю нужно понимать, что делать, и ознакомиться с законодательной базой, если транспортная компания разбила груз. Что регулирует порядок всех участников процесса доставки, а также их прав и ответственности:
Официальное название закона | Номер и дата выпуска | Что содержится в нормативах |
О транспортной экспедиционной деятельности | Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ | Регулирует соглашение с экспедитором, порядок доставки, сумма, условия возмещения потерь |
Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта | Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ | Определяет условия перевозки грузов, пассажиров в условиях города и за пределами; документооборот при перевозках |
Об утверждении порядка оформления форм экспедиторских документов | Приказ Минтранса РФ N 23 от 11.02.2008 | Утвержден способ документального оформления доставки, в зависимости от вида товара |
Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом | Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 | Определяет нормы перевозки всех видов, в том числе опасных грузов; порядок упаковки; максимально допустимый вес; ответственность сторон |
Перевозка, глава 40 | Гражданский кодекс Российской Федерации | Установлены общие положения перевозки (сроки претензии); риски; договорная база; ответственность |
О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн | Постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 г. N 504 | Определяет величину оплаты за амортизацию дорог, покрытий, эстакад, прочего дорожного полотна |
Документы для грузоперевозок
Выезжая на дорогу, даже водителю потребуется доказать сотрудникам ГИБДД (в частности), что товар не украден, не создает опасность окружающим при транспортировке:
Водителю и транспортному средству | На груз от перевозчика | Грузоотправителю |
|
|
|
Примеры судебных разбирательств
Правовые конфликты между владельцем груза и перевозчиком по возмещению убытка в связи с утратой или порчей груза — сложные с юридической точки зрения процессы. Стороны всегда по-разному трактуют обстоятельства.
Рассмотрим несколько примеров из нашумевших судебных разбирательств в России и Беларуси.
Ситуация: возгорание фуры как обстоятельство непреодолимой силы
В 2012 году Высший Арбитражный суд (ВАС) России возложил на перевозчика ответственность за груз, который сгорел в результате лопнувшей покрышки.
Дело было так: по дороге в розничную сеть «Ашан» фура попала в фантастическую аварию: кусок лопнувшей покрышки пробил топливопровод фуры. Вытекший бензин воспламенился и уничтожил машину вместе с грузом. Транспортная компания пыталась доказать невиновность вследствие форс-мажорных обстоятельств (автомобиль был полностью исправен, шина не вызывала подозрений и т.п.) — то есть таких обстоятельств, которые перевозчик не мог предвидеть и предупредить.
Но ВАС не отнес возгорание фуры к обстоятельствам непреодолимой силы, посколько они «не отвечают признакам чрезвычайности и объективной непредотвратимости, невозможности устранения последствий».
Первоначальные действия грузоотправителя и грузополучателя
Клиенты транспортных компаний, включая Деловые линии, часто теряются в своих действиях в тот момент, когда сталкиваются с нарушениями со стороны грузоперевозчика. Важно не совершить ошибок на начальном этапе, чтобы в дальнейшем спор быстро разрешился.
Так, если получатель при обращении в компанию обнаружил, что груз доставлен с повреждениями, ему следует придерживаться следующего порядка действий:
Далее могут быть два варианта развития событий:
Если грузополучатель от отправителя получил отказ, то ему потребуется самостоятельно решать вопрос с Деловыми линиями. В таком случае от компании необходимо потребовать составить акт, в котором будут описаны все повреждения или же факт утери груза. От оплаты доставки следует отказаться, так как в дальнейшем возможности вернуть уплаченные средства не будет. После составления акта необходимо подать письменную жалобу в транспортную компанию.
Отправитель вправе потребовать доставить отправленный им груз обратно, но прежде чем забирать его, необходимо получить от Деловых линий акт, в котором будут описаны детали повреждений. Следующим шагом после составления акта будет обращение к грузоперевозчику с претензией.
Ответственность перевозчика
За груз в пути отвечает перевозчик. Транспортная компания несет ответственность за принятый ею к перевозке груз с момента его загрузки до момента полной выгрузки (ст.924 Гражданского кодекса Украины). Если перевозчик докажет, что порча, недостача, повреждение, утеря груза произошли в результате обстоятельств, которые он не мог предотвратить или устранить, он не несет ответственность за груз (ч.2 ст.924 ГК Украины).
Как видите, не всегда недостача или повреждение груза приводят к тому, что ущерб возмещает транспортная компания. Зачастую владельцу груза может оплачивать ущерб третья сторона, виновная в утере или повреждении груза, или страховая компания. Самыми распространенными случаями повреждения или утери груза не по вине транспортной организации являются: ДТП, виновником которого признано третье лицо, обстоятельства непреодолимой силы (стихийные катаклизмы), преступные действия (грабеж).
Существуют и другие спорные ситуации, когда крайне сложно доказать вину перевозчика. К ним относятся:
- неправильное размещение груза в кузове автомобиле или ненадлежащее его крепление. В этом случае водитель обязан контролировать процесс загрузки и указать грузчикам (или другим ответственным лицам) о неправильности размещения и крепления груза. Если грузоотправитель откажется устранить возникшую проблему, в ТТН следует отметить этот факт, который освобождает перевозчика от ответственности в случае повреждения груза.
- повреждение груза вследствие несоответствия упаковки (тары) соответствующим требованиям.
- естественная порча груза, приводящая к утрате его потребительских свойств.
- превышение влажности груза установленных норм.
- передача груза без указания в ТТН его особых качеств, требующих специальных условий транспортировки.
Правила составления жалобы
Опираясь на действующее законодательство, можно написать жалобу в свободной форме. Существуют негласные правила, по которым ее оформляют. Соблюдая все эти нюансы она будет иметь юридическую силу. Образец можно скачать с официального сайта компании, в разделе «Бланки документов«.
Итак, жалоба должна включать в себя информацию о:
- о полном юр. названии транспортной компании и юр. адресе;
- данных клиента (как юридического лица, так и частного);
- случившейся ситуации, где необходимо перечислить все факты и подкрепить их деталями и показаниями;
- о требованиях, которые клиент выдвигает по отношению к «Деловым Линиям»;
- о сроках разрешения ситуации;
- о последствиях, которые могли возникнуть при несоблюдении сроков или отказе;
Закончить претензию нужно подписью и датой написания. Рекомендуем сделать ее копию, т.к. в процессе разбирательства могут возникнуть разные ситуации, рекомендуем писать документ в трех экземплярах.